Томас Гейнсборо: портрет в серебристо-голубых тонах. Тайны дамы в голубом: магия портретов Томаса Гейнсборо Томас гейнсборо дама в голубом описание картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


«Портрет дамы в голубом» написан в период наивысшего расцвета художественного мастерства Томаса Гейнсборо – одного из самых известных английских портретистов и пейзажистов. Это единственная его работа, которая находится в России. В то же время это и одна из самых загадочных картин Эрмитажа. До сих пор длятся споры о том, кем была незнакомка, изображенная на этом портрете.



«Гейнсборо, подобно другим великим поэтам, был прирожденным живописцем, – пишет Тикнесс. – Так, он рассказывал мне, что в детстве, когда еще и не помышлял стать художником, на несколько миль в округе не было такой живописной группы деревьев, или даже одинокого прекрасного дерева, или зеленой изгороди, оврага, скалы, придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его воображении настолько, чтобы он не мог зарисовать их со всей точностью наизусть».





В 13 лет Томас уговорил отца отпустить его в Лондон учиться живописи. И в этом занятии он преуспел – уже в 18 лет Гейнсборо поселился в собственной мастерской. Через год он обвенчался с внебрачной дочерью герцога Бофора Маргарет Бур. Основной заработок художнику приносила работа над портретами, он говорил: «Пишу портреты, поскольку нужно на что-то жить, пейзажи – потому что люблю их писать, музыкой же занимаюсь по велению сердца». Одним из самых известных стал предполагаемый портрет герцогини де Бофор – дамы в голубом.



На самом деле о женщине, позировавшей для этого портрета, ничего не известно. Самой распространенной является версия о том, что это была дочь адмирала Боскауэна, которая вышла замуж за герцога де Бофора, поэтому второе, неофициальное название картины – «Портрет герцогини де Бофор». На момент написания картины ей должно было исполниться 33 года. Однако некоторыми исследователями эта гипотеза подвергается сомнению. Самую смелую версию выдвигает искусствовед И. Чижова: она предположила, что на портрете изображена авантюристка, выдававшая себя за княжну Тараканову, принцессу Владимирскую.



Прекрасная незнакомка кажется загадочной и магически притягательной еще и благодаря особой технике письма Гейнсборо. Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более легкими, изящными и утонченными». Ю. Шапиро пишет: «Герои его картин полны внутренней взволнованности и по-настоящему поэтичны. Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения».



«Портрет дамы в голубом» называют одной из самых загадочных картин, так же, как и

В программе ее нет или я не вижу. НО на экзамене в 2009 она была. И будет тут, уж очень я ее люблю.

Поговорим о творчестве английского художника Томаса Гейнсборо (1727-1788). Выходец из мещанских кругов, девятый по счету ребенок в семье, почти самоучка, Гейнсборо прославился своими портретами британских аристократов. Однако самому художнику больше нравилось создавать пейзажи, поэтому и своих заказчиков он изображал, как правило, на лоне природы . Интересно, что свои пейзажи Гейнсборо рисовал не с натуры, а с искусственных макетов, используя различные натуральные материалы (камни, песок, растения и т.п.). Художник отказывал английским аристократам, желавшим получить изображение их огромных поместий, несмотря на предлагавшиеся большие гонорары, предпочитая воплощать на холсте собственные оригинальные фантазии. Отвлеченное искусство тогда было еще не в почете (мода на искусственные пейзажи пришла лишь в конце XVIII века), поэтому основным источником дохода для Гейнсборо оставались портреты. В пейзажи Гейнсборо включал фигуры людей, а людей писал на фоне пейзажей, поэтому живопись этого художника искусствоведы определяют как пейзажный портрет.
В своем творчестве Гейнсборо пытался отразить гармонию человека и природы. Его манеру отличает романтический дух, музыкальность (художник играл на нескольких музыкальных инструментах), интерес к возвышенному (проявившийся, скажем, в серии горных пейзажей) и сентиментальное отношение к сельской жизни. Художник не пользовался услугами подмастерьев (практика, обычная для той эпохи), мастерски, в частности, изображая драпировки, ткани и кружева.
На портрете, известном как "Дама в голубом" (1777-79; холст, масло, 76x64 см), изображена герцогиня Элизабет де Бофор. В своих портретах Гейнсборо старался передать непосредственное впечатление, "мгновение", раскрывающее сущность конкретного человека. Этой цели Гейнсборо достигал различными методами, например, работая очень длинными (180 см) кистями - чтобы находиться на одинаковом расстоянии от модели и от холста. Важное значение художник придавал игре светотени (отсюда - его эксперименты с "волшебным фонарем": стеклянными картинками, за которыми помещались источники света), в его творчестве находят один из истоков импрессионизма. В портрете Дамы в голубом отразилось все мастерство, накопленное Гейнсборо к тому времени: тонкое исполнение легкими мазками (переход от кожи к легкой полупрозрачной одежде практически не заметен), гармоничное сочетание тонов, выбор непринужденной и свободной позы для модели, искусное изображение ткани, умелая передача лирического настроения и подчеркивание естественной прелести женской молодости. Как пишет известный исследователь И.Долгополов в своей книге "Мастера и шедевры" , "в этой жемчужине творчества Гейнсборо словно сошлись все его мечты о непосредственности, свежести и единственности первичного ощущения натуры". В портрете этой женщины художник показал напряженность ее внутренней жизни, независимость и незаурядность ее характера. Есть гипотеза, что моделью для портрета была "дочь адмирала Боскауэна, которая в 1766 году вышла замуж за герцога де Бофора и умерла впоследствии в глубокой старости. Лишь портрет, исполненный Т. Гейнсборо, позволяет составить впечатление о прелестной леди в ее юные годы. Утонченная скромность образа, невозмутимость взгляда, изысканная сдержанность позы делают светскую даму поэтическим воплощением юности и красоты" (более подробный рассказ о портрете можно прочитать здесь).
Насколько мне известно, "Портрет Дамы в голубом" - это единственная работа Гейнсборо в России, а находится она в Эрмитаже.

Гейнсборо Томас

Второй великий портретист 18-го столетия. Гейнсборо характеризуют тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру. Он создает в своих портретах ярко выраженный англосаксонский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность, тихую задумчивость. Светлая цветовая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становится отличительной для его живописи.

Огромное значение в портретах Гейнсборо имеет пейзаж. Это холмы и долины, мощные дубы его родного края. Его модели на фоне пейзажа поэтичны, мечтательно-задумчивы, душевно-тонки, в них подчеркнут высокий интеллект. Гейнсборо умеет схватить мимолетное, ускользающее, неуловимое для простого глаза, он придает особую хрупкость и изящество вссегда несколько удлиненным женским фигурам. И парковый пейзаж в этих портретах также лиричен, нежен и утончен, как и его модели.

Живопись Гейнсборо прозрачная, чистая, свежая. Гейнсборо прошел творческую эволюцию от несколько скрупулезной манеры, близкой "малым голландцам", к живописи широкой и свободной. Поздние полотна Гейнсборо сотканы из мазков разной плотности и формы сине-голубоватых, зеленоватых, серебристых тонов, то сгущенных, то оставляющих видным грунт. Живописная техника Гейнсборо как будто специально создана для передачи сырого воздуха, в котором растворяются густые кроны деревьев, очертания холмов и коттеджей.


Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской



Джорджиана, герцогиня Девонширская, была правнучкой принцессы Дианы, дамой очень свободных нравов. Ее красотой восхищались, ее боготворили,она была королевой моды Англии.

Интересная картина: герцогиня ожила - шляпа, платье из муслина, роза, ленты.кружева!...

Смотрит Джорджиана грустно, словно бы чего-то ждет, написал портрет искусно Гейнсборо - модель цветет!

Отдавала дань интрижкам - и судачил долго свет! И романов было - слишком! - у нее в расцвете лет;

Сплетничали об изменах: из известнейших людей отмечали непременно, что в любовниках был Грэй!

А еще с большим азартом ежедневно обсуждал свет ее пристрастье к картам, герцогиню осуждал...

Не творим себе кумира - он глядит на нас сейчас - герцогиня Девоншира с тайным блеском карих глаз...

Аллея в парке Сент - Джей



Это парк, по аллее которого гуляют роскошно одетые, модные, красивые и не очень, молодые и не очень, женщины и, конечно же, мужчины. Но все же в основном здесь женщины. Скорее всего, они пришли сюда пообщаться, встретить знакомых. Может, кто-то пришел посмотреть, кто в чем одет, каковы новинки моды? А кто-то себя показать. Здесь делятся новостями. Молодые люди незаметно от родителей перебрасываются словами любви. Те, кто постарше, присматривают будущих невест для своих сыновей... И как всегда - Гейнсборо не мог не изобразить рядом с людьми собак - маленьких модных собачек, резвившихся рядом со своими хозяйками.

Церковь святой Марии



Уголок старой Англии - католическая церковь и старый замок в романском стиле. На это указывают массивные толстые стены и башни замка, характерные для романской эпохи, окна церкви, четырехугольная башня, заканчивающаяся высоким шпилем с крестом на конце. Рядом с церковью, как и положено, старый погост - древние надгробья, памятники, редкие прихожане, читающие старые надписи, или посетившие старые могилы далеких умерших родственников. За церковью и замком, вдали - поля. Наступает вечер, небо покрыто темными тревожными облаками. Кладбище спряталось от лучей заходящего солнца и лишь часть старой церкви, некоторые дома горожан освещены их последним светом. Картина написана в скупой гамме коричневых и бежевых оттенков и создает ощущение покоя, стабильности и незыблемости закона - у каждого есть свое место в мире - и у живых, и у мертвых.

Дорога через лес и мальчик с собакой



Здесь художник все свое внимание уделяет пейзажу, а присутствие человека и животных лишь слегка обозначил. Перед нами извилистая дорога, уходящая по склону куда-то вниз. Слева - старый лес (Гейнсборо любил изображать старые, искривленные временем, с обломанными ветвями деревья). Впереди - холмистая панорама и небо - с клубящимися облаками, с собирающимися тучами - скоро будет дождь. Справа малюсенькая речушка. На пригорке уставший мальчик, прилег отдохнуть, может, перекусить, а рядом, как всегда, собака. По дороге уходит корова. Пейзаж вызывает чувство умиротворенности, покоя.

Джон Плампин (1755)



Гейнсборо умел феноменально передавать сходство с натурой на портрете и он сумел этим воспользоваться для своего материального состояния. Случилось так, что он оказался в нужное время в нужном месте, а именно - переехал в курортный городок Бат, кишащий богатыми и праздными бездельниками. И конечно они очень желали увековечить свою персону на полотне. Заказов было много. Вот перед нами портрет портрет такого богатого светского повесы. Прогуливаясь по парку с собакой, он присел к стволу дерева в свободной раскованной позе. Юное лицо его выражает и уверенность, и некую пресыщенность теми удовольствиями, которые предлагает ему богатство. Картина написана в мягких, пастельных тонах, как и все картины Гейнсборо.

Джорж и Луиза Бим с дочерью Сарой


Перед нами аристократическая семья - муж, жена и их дочь Сара. Они гуляют по парку. Джордж что-то увлеченно рассказывает жене, жестом подчеркивая свой рассказ. Жена тихо, про себя, чуть улыбается, скорее всего, она этот рассказ слышала уже много раз. А дочь радуется, что она вместе с родителями и ласково прижимается к юбке матери. Это красивые, образованные и воспитанные люди, принадлежат к аристократическому обществу Лондона. Чувствуется, что между ними царит любовь, уважение и согласие.

Гейнсборо-Дюпон (1770)



Перед нами портрет молодого человека в полуоборот. Пышная грива волос, молодое одухотворенное лицо, взгляд умный, испытующий. Он как бы предупреждает вас, что он - мужчина с характером, Но и самому ему интересно - а кто есть вы? Если предположить, то скорее всего, он человек творческий, может быть, музыкант.

Групповой портрет детей Маршам (1787)


На портрете четверо детей семьи Маршам, изображенные в непринужденной обстановке, в парке - три девочки мальчик. Старшая девочка поддерживает подол платья, а мальчик срывает с дерева орехи и кидает ей в подол. Девочка помладше помогает ей держать орехи. Другая младшая девочка отвернулась, обняв собаку. Почему она отвернулась от других детей и не принимает участия в сборе орехов, возможно, она обиделась на что-то? Рядом с ней еще одна собака - собаки всегда присутствуют на картинах Гейнсборо. Картина полна безмятежного очарования: одухотворенные красивые лица детей, пышная природа, мягкие пастельные тона, характерные тона для полотен художника.

Крестьянская семья возле своего домика


Известно, что Гейнсборо с одинаковым интересом и любовью писал как представителей высшего света Англии, так и людей из народа, крестьян. Глядя на эту картину, невольно кажется, что этот домик расположен в глухом дремучем лесу и как можно здесь жить? Но посмотрите, сквозь стволы деревьев просматривается светлое пространство, значит, там деревня. А здесь, среди старых, искривленных временем и ветрами деревьев, расположен маленький домик, а возле него семья - отец, мать и маленькие дети, причем на руках у матери младенец. Наверно, нелегко живется здесь этим людям, вдали от людей, но почему-то хочется верить, что их окружает тишина, пение птиц, чистый лесной воздух, а главное - красота этого места!

Портрет миссис Элизабет Шеридан


Элизабет Шеридан, в девичестве Линли, обладала прекрасным голосом. Своим пением она очаровала весь театральный Лондон. Кроме того, она обладала несомненной красотой, изяществом и обаянием. В нее влюбился француз. Р.Б.Шеридан и девушка тайком убегает с любимым во Францию. Здесь Элизабет изображена еще не замужем, юная и хрупкая, на фоне пейзажа. На ней светлое воздушно-розовое платье. Портрет очень лирический, светлый.

Мистер и миссис Эндрюс (1750)



Сэр Роберт Эндрюс и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года и этот портрет был написан в честь этого события. Молодая пара написана на фоне неброского пейзажа, вдали простирается их поместье. Стоит теплый осенний день, хлеб убран и уже связан в снопы. Супруг с собакой вернулись с охоты, их встретила молодая жена, и они решили отдохнуть неподалеку от своего имения. Юная супруга расположилась на скамейке, широко разложив светлое пышное, переливающееся атласом платье, из-под которого виднеются светлые туфельки. Выражение лица супруги излишне строгое, может быть, она еще не привыкла к такой ответственности в свои 18 лет - быть женой и боится выглядеть легкомысленной. пусть даже и перед художником. Для картин Гейнсборо очень характерно объединение человека и природы. Как правило, в его пейзажах обычно присутствуют люди, а также неизменно присутствуют собаки, подчеркивающие, как правило, статус человека. И здесь рядом с Робертом - породистая охотничья собака. Картина полна тонкого лирического настроения. Картина написана в мягких, пастельных тонах. Следует все-таки сказать, что вначале художник задумал написать в руках леди Эндрюс перо фазана. которого хозяин принес с охоты, а самого окровавленного фазана положить на салфетку, на дорогое изысканное платье Франсис. Этим художник прозрачно намекнул на кровожадность правящего класса. Но все-таки выполнить задуманное Гейнсборо не решился.

Пейзаж с возвращающимся стадом



Гейнсборо очень любил изображать сельский пейзаж. И всегда в эти скромные сюжеты включал людей и животных. Вот и здесь с пригорка спускается стадо сытых коров, возвращающихся с пастбища. Рядом на земле сидят пастух с собакой и женщина, скорее всего, хозяйка одной из коров. Возможно, она интересуется поведением и самочувствием своей кормилицы. Осенний пейзаж простой и бесхитростный, но очень задушевный, светлый. Краски теплые. золотисто-охристые.

Портрет Джона Хайеса Сент-Лего (1782)


Молодой человек скакал по лесу, остановился, соскочил с лошади и залюбовался природой. А может быть, он заслушался пением птиц? Или, возможно, он не один, и вдали он видит отставшую от него амазонку на прекрасной лошади и с легкой, едва заметной полуулыбкой ожидает прелестницу? В любом случае - это джентльмен, образованный, хорошо одетый, не бедный. Лицо симпатичное, одухотворенное, на нем нет следа надменности, напыщенности, зато видно, что он очень доброжелательный и добрый. Картина заставляет зрителя придумывать свой сюжет, но, возможно, в этом и состоит его задача?

Портрет актрисы Сары Сиддонс (1780)


Гейнсборо изобразил актрису в современном платье в белую и голубую полоску, в огромной шляпе с перьями и с меховой муфтой на коленях. Сара Сиддонс словно ненадолго заглянула в мастерскую художника и присела побеседовать с ним. Лицо актрисы не отличалось тонкостью черт, наоборот, во время работы над портретом живописец ворчал: "Мадам, вашему носу просто нет конца." И тем не менее, перед нами гордый привлекательный профиль. Образ актрисы покоряет внутренней силой, свойственной незаурядной личностью.

Портрет Анны Форд (Позже г-жа Тикнес) 1760


Певица Анна Форд была необыкновенно талантлива: она была очень музыкальна, обладала великолепным голосом, разговаривала на пяти языках. Она мечтала стать актрисой, петь, но отец категорически запрещал ей даже надеяться на подобный шаг. Тогда девушка сбежала в Лондон, где ее очень хорошо приняли. Когда она собиралась дать свой первый концерт, отец попытался сорвать концерт, даже опозорить дочь. Но у него это не получилось, и Анна пела, концерт имел шумный успех.

Портрет Анны, герцогини Камберленд и Стрэтхем (1742)


Из темноты вечернего парка на фоне массивных мраморных колонн выступает величественная фигура красивой молодой женщины в богатом платье с пудреной прической. Она слегка облокотилась на выступ колонны, на который небрежно брошен плащ с горностаевой отделкой, а рядом с ним - непременный атрибут герцогской власти - герцогская корона с фамильным гербом. Художник явно очарован молодой женщиной, он подчеркивает ее достоинство герцогини, лишенное, однако, напыщенности, чопорности, а также несомненную женственность и нежные черты лица.

Портрет Джона Килмори (1768)


Джон Килмори - граф, виконт из Ирландского Пэрства. На фоне пейзажа мужчина среднего возраста, такой же, кажется, кряжистый, как и дерево за его спиной. Он опирается на трость. Лицо простое, парик. Мужчина не выглядит образцом изящества и обаяния, однако вызывает чувство уверенности, основательности, видно, что человек знает себе цену и свое место в этой жизни.

Портрет Джонатана Баттола (1770)


Этот портрет чаще называют "Голубой мальчик". На фоне тревожного неба на земле стоит мальчик в атласном голубом костюме. В сумрачном воздухе вечера он является нам среди трав и камней, как озаренное странным светом видение, как голубое мерцающее сияние. Он стоит твердо, но, кажется, в любую минуту готов взмахнуть шляпой и побежать, иль вскочить на коня и умчать вдаль. Мимолетный свет скользит по складкам камзола. Мальчик сосредоточен, но взгляд его устремлен как бы сквозь нас, дальше, за горизонт. Образ полон мальчишеского озорства, грации и светлой чистоты.

Портрет Элизабет и Мэри Линли (1772)


Перед нами сестры Линли - Элизабет (в замужестве Шеридан) и Мэри. Девушки, как всегда, изображены на фоне природы. Их юные лица привлекают красотой и одухотворенностью. Чувствуется, что сестры дружны между собой. Цвет их платьев контрастирует между собой - мягкий, оранжевый у Мэри и нежный серо-голубой у Элизабет. Картина навевает чувство нежности, лирической меланхолии.

Портрет герцогини де Бофор (1770)


Прежде портрет назывался "Дама в голубом", поскольку до сих пор идут споры, действительно ли это герцогиня де Бофор?

Перед нами прекрасная молодая женщина. Ее глаза смотрят на мир доверчиво и просто, рот по-детски полуоткрыт в полуулыбке. Движение изящной руки, поддерживающей шарф, несколько манерно.

В целом художник рисует образ герцогини естественно и ясно. Картина буквально светится нежными, холодновато-мерцающими красками. Голубыми тонами переливается атласный шарф, накинутый поверх платья, лента на маленькой изящной шляпке и даже пудреные волосы отливают голубым цветом.

Портрет полковника Джона Баллока (1809)


Это портрет английского землевладельца, члена английского парламента, в будущем героя войны.

Герой войны, что отзвучала, полковник из былых времен,

И в славных дней твоих начало уносит память, будто сон.

Пусть вновь война, нельзя иначе, и новый бой, что смерть несет.

А жизни главная задача - скакать во весь опор вперед!

Но это будет чуть позднее, ну а сейчас ты жив пока,

Пусть грусть жестокую развеет лишь счастье, милая рука.

Ведь ты живешь совсем не даром. ты много сделал. все, что смог,

И вот ты рядом с вазой старой, что словно дней твоих итог!

А верная собака снова поднимет на тебя свой взгляд

И средь безумия людского твои глаза на нас глядят!

Погибнешь ты, но будет с нами портрет. где ты стоишь сейчас,

И в сердце возродится память о днях, что скрылись вдаль от глаз.

И ты живой, полковник бравый, для тех. кто видит твой портрет.

Опора трона и державы. в истории все жив твой след1

(Дмитрий Ахрименко)

Речной пейзаж с фигурами в лодке



Уголок леса, речная заводь, сочная зелень, лето...Как всегда, рядом люди и животные - от берега отталкивает шестом лодку, скорее всего, подросток. Молодые люди в лодке, видимо, решили прокатиться по реке. Неподалеку коровы пришли на водопой. Ажурная листва выглядит кружевом на фоне бледного, голубого неба. Стволы старых деревьев клонятся к земле. День теплый, солнечный. хотя здесь, среди деревьев, тень.

Собиратели хвороста


Художник попытался изобразить здесь другую жизнь англичан, отличную от аристократического быта. Трое детей из бедной семьи пошли в лес за хворостом. Старшая девочка держит на руках маленького ребенка. Мальчик, поменьше девочки, собрал несколько веточек и присел отдохнуть. Одежда у детей бедная, штаны у мальчика в дырках. Темное небо, сумрак леса вызывает некоторую тревогу за детей. Но картина все же явно расходится с реальностью жизни. Красивые лица детей вызывают умиление, но не жалость, не сочувствие. Они не измождены, не устали. И если одеть их в другую красивую одежду, мы увидим, что эти дети ничуть не отличаются от детей аристократов.

Утренняя прогулка (1785)


Перед нами возникает гуляющая пара как образец супружеской гармонии и верности. Кажется, мы слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Изысканные наряды, требующая внимания белая собачка - все словно растворено в окружающем их прекрасном мире. Глубокие чувства объединяли сквайра Халлета и его жену. Художник с удовольствием представляет зрителю старинный парк, красивые молодые лица, их наслаждение природой, - все это он выражает в выражениях лиц, взглядах, в благородных движениях рук.

Вид близ деревни Корнард



Очень простой и очень душевный пейзаж. Бугры, поросшие растительностью, старые искривленные от времени, деревья, небольшая извилистая речка, дорога, уходящая вдаль, туда, где предгрозовое небо сходится с землею. На близость к деревне указывают коровы, овцы, пришедшие на водопой, крестьянин с ослом. Кажется, что это место свидания местных юношей и девушек. Вот юноша, возможно, пастух, сидит, ждет, когда его коровы напьются. Рядом стоит девушка, беседует с ним. А может быть, это и не свидание, а девушка шла мимо и остановилась поболтать. Чуть подальше - другая пара - здесь девушка сидит на траве, чуть отвернувшись от молодого человека с ослом, но явно слушает его. Вся картина полна умиротворенности, тишины...Возможно, это затишье перед грозой? Уж очень тревожное небо, вот-вот хлынет дождь, и не пора ли всем побыстрее в укрытие? Как всегда у Гейнсборо, спокойный, неброский колорит картины выдержан в мягких, почти пастельных тонах.

«Портрет дамы в голубом» написан в период наивысшего расцвета художественного мастерства Томаса Гейнсборо – одного из самых известных английских портретистов и пейзажистов. Это единственная его работа, которая находится в России. В то же время это и одна из самых загадочных картин Эрмитажа. До сих пор длятся споры о том, кем была незнакомка, изображенная на этом портрете. Томас Гейнсборо. Беседа в парке, 1745-1746 «Гейнсборо, подобно другим великим поэтам, был прирожденным живописцем, – пишет Тикнесс. – Так, он рассказывал мне, что в детстве, когда еще и не помышлял стать художником, на несколько миль в округе не было такой живописной группы деревьев, или даже одинокого прекрасного дерева, или зеленой изгороди, оврага, скалы, придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его воображении настолько, чтобы он не мог зарисовать их со всей точностью наизусть». Томас Гейнсборо. Портрет дочерей, 1759 Томас Гейнсборо. Портрет актрисы Сары Сиддонс, 1785 В 13 лет Томас уговорил отца отпустить его в Лондон учиться живописи. И в этом занятии он преуспел – уже в 18 лет Гейнсборо поселился в собственной мастерской. Через год он обвенчался с внебрачной дочерью герцога Бофора Маргарет Бур. Основной заработок художнику приносила работа над портретами, он говорил: «Пишу портреты, поскольку нужно на что-то жить, пейзажи – потому что люблю их писать, музыкой же занимаюсь по велению сердца». Одним из самых известных стал предполагаемый портрет герцогини де Бофор – дамы в голубом. Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом, конец 1770-х гг. На самом деле о женщине, позировавшей для этого портрета, ничего не известно. Самой распространенной является версия о том, что это была дочь адмирала Боскауэна, которая вышла замуж за герцога де Бофора, поэтому второе, неофициальное название картины – «Портрет герцогини де Бофор». На момент написания картины ей должно было исполниться 33 года. Однако некоторыми исследователями эта гипотеза подвергается сомнению. Самую смелую версию выдвигает искусствовед И. Чижова: она предположила, что на портрете изображена авантюристка, выдававшая себя за княжну Тараканову, принцессу Владимирскую.
Томас Гейнсборо. Слева – Портрет миссис Грэхем, 1777. Справа – Утренняя прогулка, ок. 1785 Прекрасная незнакомка кажется загадочной и магически притягательной еще и благодаря особой технике письма Гейнсборо. Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более легкими, изящными и утонченными». Ю. Шапиро пишет: «Герои его картин полны внутренней взволнованности и по-настоящему поэтичны. Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения». Портрет Луизы, леди Кладж, ок. 1778 Портрет миссис Шеридан и миссис Тикелл, 1772 В парадных портретах кисти Гейнсборо нет ни лести, ни напыщенности. Основными их достоинствами искусствоведы называют непринужденность, изящество, естественность, спокойное достоинство позирующих и поэтическая одухотворенность портретов. Н. Ионина считает, что такого эффекта художник достигает «посредством чисто живописного решения – красотой колорита и свободными легкими мазками, создающими впечатление живой и трепетной жизни».
Томас Гейнсборо. Автопортрет

Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) - известный английский портретист и пейзажист. Его творческая натура стала проявляться еще в раннем детстве, когда он делал первые попытки делать зарисовки видов природы и лепить животных.

В тринадцатилетнем возрасте Томас уехал в Лондон, где обучался живописи у знаменитого портретиста Френсиса Хаймена. Но на стиль юного художника большое влияние оказал , известный своей картиной «Капризница». Помимо него, Гейнсборо подражал , не менее популярному художнику того времени. Знакомство с его творчеством помогло Томасу понять, насколько важно в живописи сходство с оригиналом и умение изобразить персонаж в естественной для него повседневной обстановке.

В 1745 году появилось самое раннее произведение автора: портрет бультерьера на фоне пейзажа. На холсте тогда еще юный мастер сделал приписку: «Замечательно умный пес» .

Начиная как пейзажист, он окончательно переходит к портрету. Но в 70 годах появляется известное полотно «Мальчик в голубом», на котором художнику удалось объединить пейзаж и портрет мальчика в костюме голубого цвета.



Позировал художнику Джонатан Баттол. Томаса привлекло нервное бледное лицо подростка. На картине Гейнсборо передал меланхолическое настроение юноши на фоне волнующейся природы. Портрет выполнен в голубых и оливковых тонах, что придает легкость и одухотворенность образу героя.

Впоследствии серебристо-голубая гамма стала излюбленной у живописца. Хорошо известна еще одна работа - «Дама в голубом». Многочисленные оттенки белого, жемчужного, голубого цветов создают утонченный и благородный образ прекрасной женщины.

Как у многих других живописных шедевров, у портрета есть своя тайна: имя девушки, позировавшей мастеру, до сих пор неизвестно. У исследователей было предположение, что таинственная красавица – это герцогиня де Бофор. Но достоверных подтверждений этой гипотезе так и не нашлось.



Помимо одиночных портретов, Томас Гейнсборо писал групповые. Зачастую они больше похожи на сцены из жизни, будто художник, как фотограф, запечатлевал фрагменты какой-то ситуации, которая потом застывала на холсте. Особенно удачно у него выходили семейные портреты. Ему удавалось изобразить особые родственные отношения, теплоту и близость, связывающие людей.

В качестве примера можно привести чувственный портрет сквайра Халлета и его жены, получивший название «Утренняя прогулка».



Поэтичность в полотнах Томаса Гейнсборо является одной из отличительных черт, роднящих живописца с писателями и поэтами. Реализм его полотен смягчен гармонией светлых пастельных красок.

До конца жизни главной любовью художника были родные края. Сельские пейзажи, пышная зелень рощ, желтеющая и переливающаяся на ветру нива – все это так и осталось в сердце Томаса Гейнсборо и на его полотнах.



Рассказать друзьям