Творческая работа в технике кинусайга. Очень редкий вид лоскутной техники

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

елена кочемаева

Мне очень нравиться техника «кинусайга » или «пэчворк без иголки » . Имея под рукой кусочки ткани, пенопласт и картон можно создавать по истине шедевры. Страна восходящего солнца – Япония, подарила всему миру известные чудеса как оригами, темари, икебана, бонсай, аниме, айкидо и многое другое. Жители страны восходящего солнца - тонкие ценители красоты во всех направлениях. Они известны также своим бережным отношением ко всему, что их окружает. В том числе часто и мастерски переделывают старые вещи в новые. Кусочки кимоно они не выбрасывают, а превращают в удивительные картины. Так в 1987 году родилась техника «кинусайга » - это особая лоскутная аппликация из старых кимоно. Переделывают японцы настолько мастерски, что работы смотрятся не как соединение разнородных лоскутков, а как вполне реалистичная картина или даже фотография! Чаще всего изображены пейзажи, части домов и цветы.

«Кинусайга » напоминает одновременно много рукодельных техник : лоскутное шитье, батик, роспись, мозаику, аппликацию.

В европейском варианте искусство «кинусайга » носит более прикладной характер. У нас его называют «пэчворк без иголки » , потому что используют не только для «живописных» картин и красочных панно, но и для декорирования различных предметов обихода.

Для чего используется «пэчворк без иголки » ? Прежде всего, это всевозможные панно и картины, которые служат украшением интерьера. Такой аппликацией декорируют шкатулки, коробочки, обложки альбомов, блокнотов и книг. Очень широкое распространение получила эта техника в области изготовления сувенирных пасхальных яиц, елочных игрушек. А еще «пэчворк без иголки » используется для декорирования абажуров и даже мебели. «Кинусайга » интересна не только взрослым, но и детям. Использование этой техники способствует развитию интереса к этому виду деятельности и дает большой обучающий и развивающий эффект для развития детей. Яркие работы, сделанные своими руками, станут любимыми и дорогими. Во время работы развиваются и укрепляются пальчики, обогащаются сенсорные впечатления, образное и пространственное мышление, зрительно-двигательная координация, воображение, творческие способности .

Хочу представить вам свои картины, выполненные в этой технике.



Кинусайга - это искусство создания картин из небольших лоскутов ткани. Учитывая бережливость японцев, в древние времена хозяйки даже мысли не допускали выбросить старые кимоно.


Часто поношенную вещь перешивали в хаори (накидка поверх кимоно) или в более маленькое кимоно для ребенка. Оставшиеся лоскуты использовались при шитье кукол, оберегов, подушек. Но даже обрезки, самые маленькие кусочки старых кимоно не выбрасывали, а собирали для создания небольших картин.

Техника кинусайги очень древняя, в Японии до сих пор придерживаются старых принципов работы. В качестве основы для картины всегда берется деревянная доска, это уже в Европе стали использовать пенопластовую доску.

Новый живой интерес к традиционно японскому виду рукоделия вызвала Маэно Такаши , профессор университета Нагоя. Ей приписывают роль прародительницы современного искусства кинусайги. Маэно познакомила весь мир с объемными картинами, один вид которых не позволяет даже подумать, что сделаны они из ненужных кусочков ветоши.

Техника кинусайги проста и одновременно трудна. Сначала на бумагу наносится эскиз будущей картины, который требуется перенести на деревянную доску. После этого по контурам изображения прорезают тонкие желобки специальными резцами.

Теперь очередь воображения: подбор ткани по цветам и фактуре, расположение ее на картине. Ткань разрезается на нужные по размеру лоскутки и заправляется в проложенные заранее канавки. Характер и удивительную объемность картине придает использование разнообразных приемов: завязывание узелков, натяжение, присборивание и т.п.

Раньше японские хозяйки создавали свои картины только из шелка, сегодня в ход идут самые разные ткани. Допускается даже легкое тонирование красками, но все-таки настоящие поклонники кинусайги предпочитают натуральные цвета ткани.

Техника кинусайги в мастерском исполнении может обманывать зрение и кажется, что перед нами фотографии. Сюжетами, как правило, выбираются улочки, мосты, природа, цветы - все то, что глубоко волнует души зрителей, помогает познакомиться с традициями и укладом жизни японского народа.

Валентинка

2. Материалы и инструменты

Для работы понадобилось:

Альбомный лист. Простой карандаш. Полистирол - 20*30*3 см. Стека. Канцелярский нож. Копировальная бумага. Ткань синяя 30*40 см. Цветные лоскутки ткани. Ножницы. Крепеж от рамки. Линейка. Термоклеевой пистолет.

3. Правила безопасности при работе с ножницами

  1. Не держите ножницы лезвием вверх.
  2. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
  3. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
  4. Не играйте с ножницами, не подносите ножницы к лицу.
  5. Храните ножницы в чехле лезвием вниз.

Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой Кинусайга: желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно, превратилось в искусство создания великолепных картин и панно.

Хотя сама идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья . Кстати, картины Кинусайга очень часто называют техникой «печворк без иголки» — ведь эти лоскутки не надо сшивать!

История техники Кинусайга

Кимоно — традиционная японская одежда, с середины 19 века считающаяся в Японии «национальным костюмом». Японцы надевают кимоно до сих пор! Кимоно шьется из натурального шелка и, разумеется, стоит очень долго. Старые кимоно никогда не выбрасывали, а использовали для создания других, более мелких вещей.

Один из способов использовать шелковую ткань кимоно — создавать картины Кинусайга.

Традиционно Кинусайга создается следующим образом. Вначале художник делает эскиз рисунка на бумаге. Затем готовый эскиз переводится на деревянную дощечку. В дощечке прорезаются углубления, глубиной около 2 мм. Старое шелковое кимоно разрезается на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм), которые вставляются в прорезанные канавки.

Сюжетами для кинусайга чаще всего становятся пейзажи.

Гораздо реже на картине появляются люди — изображение лиц даже для мастеров является довольно сложным процессом. А если и появляются, то чаще всего стилизованные.

Техника кинусайга получила распространение во всем мире. Хотя, конечно, для изготовления уже используются не дорогие кусочки кимоно, а обычные ткани. А вместо деревянных дощечек берется обычный пенопласт.

Как сделать картину в технике Кинусайга

Один раз посмотрите, как именно создаются картины Кинусайга (мастер-класс простой и доступный) и поймёте до конца весь принцип.

Подготовьте заранее:

  • Кусок пенопласта толщиной не менее 1 см
  • ткань (лоскутки) подходящих цветов

При выборе ткани помните: она не должна растягиваться, должна быть довольно тонкой, а края не должны осыпаться.

  • ножницы
  • макетный нож (канцелярский нож или скальпель)
  • инструмент для заправки ткани в пенопласт (вполне подойдет пилка для ногтей или деревянная палочка из маникюрного набора)
  • рисунок (можно нарисовать самостоятельно, а можно воспользоваться любой детской раскраской)
  • копировальная бумага

Выбираем понравившийся рисунок. Давайте возьмем простые геометрические формы и сделаем вот такой домик.

С помощью копировальной бумаги переносим рисунок на лист пенопласта.

С помощью ножа делаем прорези по контуру рисунка глубиной примерно 2-3 мм.

Разрезаем ткань на подходящие по размеру лоскутки.

Заправляем лоскутки в пенопласт с помощью палочки или пилки. Заполняем всю картину.

Срезаем лишние края.

Завершающим штрихом будет оформление панно в раму. В качестве другого варианта оформления можно сделать окантовку с помощью ткани или широкой ленты, закрепленной на кнопки.

Наша картина готова!

Очень часто в технике Кинусайга украшаются крышки от коробок, в результате получаются красивые шкатулки:

Мастер-класс для воспитателей "Техника кинусайга или пэчворк без иголки"

Цели и задачи:

Сформировать у коллег представления об интересной технике изготовления поделок - "пэчворк без иголки";

Вызвать у воспитателей желание развивать свои творческие способности, повышать уровень профессиональной компетентности.

Актуальность.

Техника кинусайга может применяться в образовательном процессе как средства развития мелкой моторики рук. Во время работы обеспечивается хорошая тренировка пальцев, развивает точность, координацию движений пальцев, обогащаются сенсорные впечатления, образное и пространственное мышление, творческие способности, воображение. Все это очень важно, так как стимулирует развитие речи у детей. У детей старшего дошкольного возраста работа в технике кинусайга способствует подготовки руки к письму.

Необходимый материал:

Пенопласт, лоскуты тканей разных цветов, ножницы, стеки, канцелярские ножи, салфетки, образцы работ в технике «пэчворк без иголки», презентация по теме мастер-класса, запись японской музыки.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Япония - страна восходящего солнца. Она известна на весь мир такими чудеса как оригами, икэбана, бонсай, анимэ, айкидо и многое другое. Жители Японии - тонкие ценители красоты. Именно они являются основоположниками техники под названием "кинусайга".

Кинусайга - это искусство создания картин из небольших лоскутов ткани. Японцы очень бережливы, поэтому в древние времена хозяйки не выбрасывали старые кимоно. Часто поношенную вещь перешивали в одежду для ребенка. Оставшиеся лоскуты шли на изготовление кукол, оберегов, подушек. Но даже самые маленькие обрезки не выбрасывали, а собирали для создания небольших картин. Такие работы смотрятся не как соединение отдельных лоскутков, а как настоящая картина или даже фотография! Для изображения чаще используют пейзажи, части домов и цветы.

Основала технику кинусайга японка Маэно Такаши. Она была профессором Университета, писала книги и представляла свои работы на выставках.

Кинусайга напоминает одновременно много техник: лоскутное шитье, аппликацию, резьбу по дереву, батик, роспись, мозаику.

У нас данную технику называют «пэчворк без иголки». Она достаточно молода, но уже имеет своих поклонников.

В прошлом кинйсайга создавалась так: вначале делался эскиз рисунка на бумаге. Затем рисунок переводился на деревянную дощечку. В дощечке делали прорези по линиям рисунка, глубиной около 2 мм. Поношенное шелковое кимоно разрезается на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм), которые вставляются в прорезанные канавки. В настоящее время технику удалось упростить - деревянные дощечки заменили пенопластом.

Для чего используется "пэчворк без иглы"?

Во-первых, с помощью такой техники создаются разные панно и картины, которые используются для украшения интерьера. Во-вторых, такой аппликацией декорируют шкатулки, коробочки, обложки альбомов, блокнотов и книг. Используя эту технику можно изготовить оригинальные пасхальные яйца, елочные игрушки, валентинки, топиарии.

Хочу представить свой опыт по овладению техники "пэчворк без иголки". Главное что нужно для этого – ваше желание.

Ход мастер-класса.

Нам понадобится:

1. Пенопласт;

2. Лоскутки тканей разных цветов;

3. Ножницы;

4. Канцелярские ножи;

5. стека, пилка для ногтей (для заправки ткани в бороздки)

6. Трафарет.

7.Степлер

Для начала нужно выбрать рисунок.

Перевести его на пенопласт с помощью карандаша (продавить рисунок) или кальки, обведя рисунок маркером.

Канцелярским ножом сделать прорези по всем линиям рисунка на глубину примерно 2 мм.

Приготовить лоскутки, соответствующие деталям рисунка.

Подготовленные лоскутки заправить с помощью стека или пилки для ногтей в прорези.

Заполнить лоскутками всю картину.

Для рамки от края отступить 2-5 см и по периметру сделать прорези. Заправить края в прорези. Закрепить с обратной стороны стиплером или клеем. Лишнее срезать.



Рассказать друзьям