Управление инновационной деятельностью предприятия. Управление инновационной деятельностью

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В условиях рынка каждое предприятие (фирма) самостоятельно осуществляет производственную и маркетинговую деятельность, оценивает уровень собственного научного потенциала и ресурсных возможностей, а также выбирает виды инновационных стратегий. Инновационная деятельность на предприятиях преследует разные цели и обусловлена факторами технического, финансово-экономического, политического, ресурсного и рыночного характера. Так, инновационная деятельность может быть ответной реакцией на требования рынка, ограниченный доступ к передовым технологическим решениям, ресурсные ограничения, изменения в налоговой и финансово-кредитной политике. В управлении инновационной деятельностью на предприятиях эти факторы играют первостепенную роль.

Учитывая взаимосвязанность целей инновационной деятельности и определяющих ее факторов, рассмотрим характер и содержание целей инноваций, осуществляемых на предприятиях. Эти цели могут быть подразделены на стратегические и тактические (конкретные). В современных условиях стратегическими целями являются выживание, увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности, экспансия, завоевание новых рынков. Отметим, что в рыночной экономике цели максимизации прибыли и повышения конкурентоспособности продукции являются приоритетными. В современных условиях около 30% инновационно-активных предприятий своей стратегической целью считают повышение конкурентоспособности продукции, в то время как у 25% инновационно-активных предприятий основная стратегическая цель - экспансия, завоевание новых рынков.

Тактические (конкретные ) цели инновационной деятельности предприятий достаточно многообразны. Перечислим основные из них: замена устаревшей продукции, расширение ассортимента продукции, сохранение традиционных рынков сбыта и их расширение, снижение материальных и энергетических затрат, улучшение качества продукции, снижение загрязнения окружающей среды, повышение гибкости производства. При этом тактические цели инновационной деятельности носят комплексный характер.

Достижение этих стратегических и тактических целей во многом зависит от вышеуказанных факторов различного характера. При принятии управленческих решений по инновациям важны четкая классификация факторов и выявление их содержания. Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятий, делятся на внутренние (относящиеся к предприятиям) и внешние (не зависящие от предприятий). В свою очередь, внешние факторы подразделяются на прямые и косвенные. Подробная классификация факторов представлена на рис. 6.1.

Рис. 6.1.

Эти факторы могут оказывать влияние на инновационную деятельность предприятий в комплексе и в различных комбинациях, что учитывается при принятии инновационных управленческих решений. Для предприятий внутренние импульсы к инновационной деятельности являются первоочередными. Такими могут быть моральный и физический износ оборудования, устаревшая технология, необходимость снизить энергозатраты, стремление расширить производственные мощности. Для современных предприятий в управлении инновационной деятельностью важным является учет таких факторов, как инновационный климат в коллективе и восприимчивость его к нововведениям. На инновационную деятельность предприятий особое влияние оказывает их отраслевая принадлежность. Она в значительной мере создает привлекательность инноваций для частных, отечественных и иностранных инвесторов. При прочих условиях именно фактор отраслевой принадлежности повышает притягательность инвестиций. На предприятиях, где произошла смена собственника и их руководства, факторами инноваций стали институциональные перемены, а именно смена формы контроля.

Как упоминалось ранее, система управления предприятием отождествляется с управлением инновационными процессами. Это, конечно, не совсем верно. Однако система управления инновационными процессами должна быть органично вплетена в систему управления предприятием. Естественно, что характер и особенности инновационной деятельности зависят от отрасли, интенсивности и радикальности изменений. Однако в любом случае разрабатываемая инновационная политика, т.е. мероприятия в инновационной деятельности, должны быть основаны на предвидении изменений, а также способности или готовности предприятия к своевременной адаптации к этим изменениям. Учет указанных особенностей позволяет разработать стратегию и тактику развития и обеспечить эти планы необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами.

Планирование инновационной деятельности

В планировании инновационной деятельности определяющую роль играет составление стратегических планов. Стратегию управления инновациями можно рассматривать как часть общей стратегии развития предприятия, так как только на базе инновационной стратегии обеспечивается поступательное развитие предприятия.

Выбор инновационной стратегии на предприятии имеет первостепенное значение для управления инновациями. Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция организации и проводимая ею научно-техническая политика. В этой связи выделяют следующие разновидности инновационных стратегий.

  • 1. Наступательная – связана с большими затратами на НИОКР, высоким риском ее реализации. Стратегии присуща высокая эффективность, но ее проведение требует соответствующей квалификации в осуществлении нововведений, умения видеть новые рыночные перспективы и быстро реализовать их в продуктах. Такая стратегия характерна для предприятий-лидеров.
  • 2. Защитная – используется предприятиями, способными завоевать значимую долю рынка и поддерживать норму прибыли в условиях конкуренции. Чаще всего это достигается посредством низких издержек производства. Характерна для тех предприятий, которые преуспели в организации маркетинга, но должны сохранять достаточный научно-технический потенциал.
  • 3. Поглощающая – ориентирована на приобретение лучших научно-технических достижений других предприятий.

В рамках стратегии покупки лицензий у конкурентов может осуществляться привлечение их специалистов – ведущих работников или всей команды, работающей над инновацией.

  • 4. Промежуточная – направлена на избежание прямой конфронтации с конкурентами, что достигается путем анализа их слабых сторон с учетом собственных позиций на рынке, т.е. поиск того рыночного сегмента, который не заполнили конкуренты.
  • 5. "Разбойничья" – используется предприятием, имеющим определенные достижения в области создания какой-либо новой технологии или продукта, т.е. там, где рыночный лидер оказывается уязвим, опасаясь отрицательных последствий внедрения новшества. В долгосрочной перспективе стратегия должна быть заменена наступательной стратегией.
Организация инновационной деятельности

Для эффективного управления инновациями на предприятии, кроме обоснованного выбора инновационной стратегии, необходима качественная совместная работа менеджеров по стратегическому управлению и управлению инновациями. В большинстве крупных предприятий созданы подразделения, занимающиеся управлением инновационной деятельностью. Проблемой организации инновационного процесса является то, что инновации как комплексные мероприятия требуют специальных знаний по очень широкому кругу проблем. Поэтому один или даже несколько специалистов не в состоянии грамотно составить инновационный проект и контролировать его исполнение.

Одним из способов решения этой проблемы является инжиниринг. Под термином "инжиниринг" в экономической практике понимается целый комплекс услуг в сфере инженерного консультирования коммерческого характера. Иными словами, если радикальность инновации достигает 5-го и выше уровней, предприятию выгоднее обратиться в специальную консультационную фирму, которая предоставит комплекс услуг по предпроектному, проектному, послепроектному анализу, а также рекомендательные услуги по эксплуатации, управлению, реализации выпускаемой продукции, т.е. инжиниринговые услуги охватывают все этапы инновационного процесса. Как правило, в них входят предварительное исследование, технико-экономические обоснования (например, составления проектов, генеральных планов, рабочих чертежей), подготовка контрактных материалов, торгов, рекомендаций по подготовке персонала, инспекция строительных работ и т.п. В 1983 г. Европейская экономическая комиссия ООН (Женева) опубликовала "Руководство по составлению международных договоров на консультативный инжиниринг" и дала определения различным видам инжиниринга.

Бурное развитие инжиниринга в XX в. сначала в строительстве, а затем и в других отраслях бизнеса обусловило необходимость моделирования производственно-хозяйственной деятельности на всех этапах инновационного процесса: в период создания (строительства) – моделирование устройства объекта, на стадии эксплуатации – моделирование процессов и т.д. В результате в бизнесе сформировался новый подход к управлению, основанный не на разделении труда (см. п. 1.4), а на управлении бизнес-процессами. В цепочку бизнес-процесса входят различные операции, которые выполняются структурными элементами различных уровней организационной структуры предприятия.

Смысл данного подхода состоит в ориентации прежде всего на процессы, протекающие на предприятии и представляющие ценность для потребителей. Все остальное – организационные структуры, внутренние корпоративные отношения, сложившиеся иерархические системы – вторично.

Рассмотрим, что представляют собой бизнес-процессы.

Бизнес-процесс – это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Данное определение базируется на определении стандарта МС ISO 9000:2000 и является достаточно общим. Основу для классификации бизнес-процессов составляют следующие базовые категории:

  • основные бизнес-процессы;
  • обеспечивающие (вспомогательные) бизнес-процессы;
  • бизнес-процессы управления;
  • бизнес-процессы развития.

Основными бизнес-процессами являются те, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуг, представляющих ценность для клиента и обеспечивающих получение дохода для предприятия. Результатом этих процессов является готовая продукция или услуги.

Обеспечивающие бизнес-процессы – это вспомогательные процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов. В общем виде они обеспечивают ресурсами все бизнес-процессы предприятия и создают его инфрастурктуру.

Процессы управления – это бизнес-процессы, которые охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и бизнес-системы в целом, т.е. взаимосвязанного множества всех бизнес-процессов предприятия. В основе построения технологии выполнения процессов управления, как правило, лежат концепции контроллинга или управленческого учета, которые позволяют сформировать полный цикл управления предприятием, начиная от стратегического планирования и заканчивая анализом причин отклонений от плана и формирования управляющих воздействий.

К процессам развития, как правило, относятся процессы совершенствования производимого продукта или услуги, технологии, оборудования, а также инновационные процессы. При этом выделяют три основные группы процессов:

  • 1) сквозные – бизнес-процессы, проходящие через несколько подразделений организации или через всю организацию, пересекающие границы функциональных подразделений. Такие процессы часто называют межфункциональными процессами;
  • 2) внутрифункциональные – бизнес-процессы (подпроцессы) подразделений, деятельность которых ограничена рамками одного функционального подразделения организации;
  • 3) операции – процесс самого нижнего уровня декомпозиции деятельности организации; как правило, операции выполняются одним человеком.

Центры ответственности – это основные и обеспечивающие бизнес-процессы, а также участвующие в них структурные подразделения предприятия до уровня отдела, участка, группы, во главе которых стоит ответственное лицо, принимающее решение. Центры ответственности могут включать в себя центры прибыли, центры затрат, центры выручки, центры инвестиций. Возможность выделения центров ответственности появляется при построении процессных систем управления предприятием.

Центр прибыли – структурное подразделение (бизнес-процесс), руководитель (владелец) которого отвечает как за затраты, так и за доходы. Центр прибыли может состоять из нескольких центров затрат и центров доходов.

Центры прибыли характеризуются тем, что менеджер такого центра (основного бизнес-процесса, структурного подразделения) должен иметь право контролировать продажную цену (внешнюю, трансфертную или условную внутреннюю), объем реализации или поставок внешним клиентам и все статьи отчетных издержек.

Центр затрат (центры издержек) – структурное подразделение (бизнес-процесс), менеджер которого отвечает только за затраты. Центры затрат могут быть двух видов: центр регулируемых затрат (например, цех основного производства) или центр произвольных затрат (например, конструкторское бюро). Центры затрат как наиболее широко используемые объекты учета при децентрализации системы управления могут изменяться в размере от одного обеспечивающего бизнес-процесса (одного структурного подразделения) до нескольких бизнес-процессов (целого предприятия, например, в рамках холдинга). Основная цель деятельности менеджера (владельца) центра затрат состоит в обеспечении долговременной минимизации издержек.

Центр выручки (доходов) – структурное подразделение (бизнес-процесс), руководитель (владелец) которого отвечает в основном за выручку, а за затраты – частично (например, отдел сбыта).

Крупные отделения предприятия или дочерние компании имеют право самостоятельно осуществлять инновационную деятельность. В этом случае они представляют собой центр инвестиций (центр капиталовложений) – структурное подразделение (бизнес-процесс), менеджер которого отвечает за капиталовложения, как за доходы, так и за затраты.

Деление предприятия на центры ответственности и классификация затрат являются фундаментом для создания на предприятии системы управленческого учета. На основе выделенных центров ответственности должны быть разработана система показателей эффективности бизнес-процессов и предприятия в целом, а также система управленческого учета по центрам ответственности.

Основоположниками предложенного метода являются американские ученые М. Хаммер и Дж. Чампи. Именно они, исследуя вопросы реорганизации предприятий, ввели новый термин "реинжиниринг" (business process reengineering – BPR), производное от слова "инжиниринг", т.е. построение бизнеса в широком смысле этого слова. Исследования показывают, что раз в 5–7 лет современные передовые предприятия должны проводить очередную структурную реорганизацию для решения накопившихся проблем и совершенствования, т.е. в компаниях с определенной периодичностью происходят революционные изменения.

По определению Хаммера и Чампи, реинжиниринг – эго принципиальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов для достижения кардинальных улучшений критических современных показателей эффективности: стоимости, качества, сервиса и оперативности. Как было сказано выше, объектом реинжиниринга являются процессы. Реорганизации подвергаются не отделы снабжения, продаж или производства, а работа, выполняемая персоналом этих отделов. Большинство менеджеров, по мнению М. Хаммера, ориентируются не на процессы, а на элементы управления – функции, персонал, структуры.

Суть реинжиниринга – в перестройке компании, а не в улучшении, усовершенствовании или модификации. В реинжиниринге радикальная перестройка означает отказ от всех существующих структур и процедур и изобретение совершенно новых способов выполнения работы для скачкообразного роста эффективности. При разработке реинжиниринговой инновационной политики исходят не из того, "как оно есть сейчас", а из того, "каким оно должно быть". При таком подходе необходимо пересмотреть как писаные, так и неписаные правила и предположения, лежащие в основе работы. Зачастую эти правила оказываются устаревшими, ошибочными или неподходящими.

Методологическое выделение четырех видов процессов позволяет идентифицировать конкретные процессы предприятия, что в свою очередь дает возможность решить, какие именно из них требуют реинжиниринга и каким должен быть порядок его проведения. Дело в том, что ни одна компания не способна одновременно перестраивать все свои укрупненные процессы. Поэтому для организации реинжинирингового инновационного процесса компании используют три критерия, помогающие им сделать выбор, какие процессы подвергать реинжинирингу:

  • 1) дисфункциональность. Необходимо выяснить, осуществление каких процессов сопряжено с наибольшими трудностями;
  • 2) значимость. Выявляются процессы, оказывающие наибольшее воздействие на клиентов компании;
  • 3) осуществимость. Определяется, какие из происходящих в компании процессов могут быть перепроектированы в данный момент наиболее успешно.
Мотивация инновационной деятельности

В инновационном процессе особое место отводится интеллектуальной деятельности человека. Коренное свойство менеджмента как целенаправленное воздействие на людей в инновационной деятельности проявляется в наибольшей степени. Персонал предприятия – не пассивный участник изменений, именно он делает возможным внедрение новшеств.

Однако сложность инновационного процесса заключается в том, что для работника в общем случае инновации означают перемены. Любой человек, с одной стороны, в силу природного консерватизма стремится к стабильности, с другой стороны, осознает необходимость перемен. Но осознавая необходимость перемен, любой человек всегда оценивает риск, которому он подвергается в результате этих перемен. Риск связан с возможным изменением характера работы, заработной платы, возможной потерей рабочего места, необходимостью обязательного обучения или переподготовки. Не все желают "нагружать" себя учебой и осваиванием чего-то нового. Люди могут сопротивляться изменениям, поскольку боятся оказаться недостаточно компетентными или лишиться достигнутого социального статуса. Инновации могут ограничивать самостоятельность или властные полномочия людей или менять сложившиеся социальные связи внутри коллектива, и поэтому люди не считают инновации необходимыми. Кроме того, люди могут находить данные изменения и напрасной тратой денег. Сопротивление инновациям принимает различные формы: от снижения производительности и желания уйти до открытого отвержения нововведений в виде явного уклонения от внедрения новшества или даже забастовок.

Этого краткого обзора причин сопротивления инновациям достаточно, чтобы подчеркнуть сложность мотивационной составляющей инновационного процесса. Поэтому менеджеру, занимающемуся инновационными проектами, необходимо владеть не только знаниями инновационного продукта и технологий, по обладать компетенциями в области управления персоналом, отражающим природу мотивации творческой деятельности человека.

Система мотивации должна соответствовать индивидуальной шкале ценностей работника.

Сложность реализации содержательной концепции мотивации определена специфическим характером труда в инновационной сфере, а именно:

  • взаимозависимостью работ различных исполнителей и коллективов;
  • важностью информационных коммуникаций специалистов;
  • персонифицированным характером труда работников;
  • высоким интеллектуальным уровнем работников.

Процессуальные концепции мотивации основываются на

том, что поведение личности определяется не только потребностями, но и восприятием ситуации и ожиданиями, связанными с возможными последствиями выбранного типа поведения. В соответствии с процессуальной концепцией мотивации люди по-разному и индивидуально оценивают одинаковое вознаграждение за равную работу в зависимости от индивидуальных потребностей и ожидаемой ценности вознаграждения.

По способу вознаграждения различают следующие виды мотивации:

  • 1) материальная – основана на вознаграждении работника через систему оплаты труда;
  • 2) трудовая – ориентирована на достижение высоких трудовых результатов;
  • 3) статусная – предусматривает ориентацию работника на повышение должностного или квалификационного статуса на предприятии.

На каждом уровне управления предприятием существуют мотивационные механизмы, объединенные в систему стимулов. Коллективные стимулы ориентированы на экономические цели, связанные с инновационной деятельностью, выражаются экономическими критериями оценки результативности работы предприятия в целом; индивидуальные – ориентированы на стимулирование конкретного работника к выполнению работ на своем уровне.

Мотивация, размер и форма вознаграждения непосредственно связаны с оценкой труда и его результатов. Внутренние оценки зависят от усилий менеджера по созданию соответствующих условий деятельности, имиджа организации, формы разделения труда при проведении инноваций. Внешние оценки предполагают, что вознаграждение проявляется в форме заработной платы, дополнительных премиальных выплат и социальных услуг со стороны предприятия, продвижения по службе и различных отличий и поощрений.

Контроль и оценка инновационной деятельности

Основным показателем оценки эффективности инноваций является увеличение прибыли и рентабельности предприятия, что связано с увеличением объема продаж или сокращением расходов. Однако для оценки эффективности инновационной деятельности, планирования, построения систем мотивации и контроля используются специальные показатели инновационной деятельности. К ним относятся.

  • 1. Доля выручки от реализации новых продуктов в общем объеме прибыли за анализируемый период – является одним из самых популярных показателей, использующимся инновационными предприятиями (например, компания ЗМ ).
  • 2. Сравнение относительного роста рыночной стоимости предприятия с относительным ростом отраслевого рынка за анализируемый период – инновации являются тем ресурсом предприятия, который обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества и позволяет опередить среднеотраслевой рост рынка.
  • 3. Количество новых продуктов, сервисов и бизнесов, которые предприятие вывело на рынок за анализируемый период, – используется для сравнения результатов, достигнутых предприятием с аналогичными показателями конкурентов или собственными показателями предприятия прошлых периодов.
  • 4. Количество инновационных идей, выдвинутых сотрудниками предприятия в течение анализируемого периода.
  • 5. Отношение реализованных инноваций к общему числу выдвинутых предложений – характеризует эффективность системы управления инновациями на предприятии.
  • 6. Среднее время с момента инициирования инновации до запуска инновационного проекта – временна́я характеристика работы системы управления инновациями.
  • 7. Отношение числа клиентов, считающих предприятие инновационным, к общему количеству клиентов предприятия – позволяет оценить позиционирование предприятия в глазах клиентов и их инновационные ожидания в отношении предприятия.

Проблемам инновационного развития посвящено много исследований. Исследования и практика их применения обобщены в методических материалах и нормативных документах (прил. 1).

Совершенно очевидно, что инновационные процессы – это довольно затратные мероприятия, поэтому отдельной проблемой является определение эффективности этих затрат. Этому вопросу будет посвящен следующий параграф.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Московской области

« Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ


«Управление человеческими ресурсами»

«Управление инновационной деятельностью в организации: субъекты, особенности организации»


Дубна, 2015



Введение

Управление инновационной деятельностью

Особенности системы управления инновационной деятельностью

Ролевые функции специалистов в инновационном процессе

Инновационный проект

Команда участников проекта

Заключение

Список литературы


Введение


Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг и, как следствие, более высокий уровень жизни населения. Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей национальной экономики и зависит в значительной мере от инновационной деятельности предприятий.

Развитие инновационной деятельности предприятий в России чрезвычайно осложнено неприспособленностью прежней системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования. Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров.


Управление инновационной деятельностью


Управление инновационной деятельностью приобретает особое значение в современной жизни, оказывая значительное влияние на стратегию, цели и методы управления компаниями. Инновационная деятельность создает не только будущий облик компании, определяя ее технологии, выпускаемые продукты, потенциальных потребителей, окружение, но и основу ее конкурентной позиции, а значит и стратегической позиции на рынке.

Эффективное управление инновационной деятельностью требует учета неотъемлемого свойства инновационного процесса - большого количества неопределенностей, обусловленных осуществлением поиска, проведением исследований, экспериментов, разработок, испытаний и т.д., необходимостью неоднократных возвратов к предыдущим этапам и стадиям. Кроме того, инновационная деятельность характеризуется маркетинговыми неопределенностями: неясность относительно будущего состояния потребностей и параметров рынка и неясность перспектив будущих результатов НИОКР и возможностей их применения.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, продаваемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки.


Особенности системы управления инновационной деятельностью


Для полной характеристики инноваций как объекта управления необходимо раскрыть особенности инновационной деятельности и работ, направленных на создание новшеств. Инновации имеют ряд уникальных особенностей, что делает управление ими отличным от руководства другими сферами человеческой деятельности.

Особенности:

разработчиков инноваций характеризуют ярко выраженная индивидуальность, инициативность, а их отношение к дисциплине в корне отлично от традиционно требуемого в организациях (на предприятиях);

большинство работ по созданию и внедрению инноваций носит относительно кратковременный характер. Учитывая это, организация должна располагать работами (проектами) правильно подобранной сложности, чтобы постоянно сохранять свой основной квалифицированный персонал;

в подразделениях, работающих по созданию инноваций (новшеств), ярко проявляется признание профессиональной компетенции независимо от официального статуса работников;

трудно правильно установить критерии и показатели оценки эффективности деятельности отдельных разработчиков новшеств.


Ролевые функции специалистов в инновационном процессе


Антрепренер - предприниматель, который поддерживает и продвигает новые идеи, не избегает повышенного риска и неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудностей. Специфические черты личности антрепренера: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократические преграды. Антрепренер ориентирован на внешние задачи обеспечения взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов.

Интрапренер - специалист и руководитель, ориентированный на внутренние инновационные проблемы, на внутреннее инновационное предпринимательство. В его задачи входит организация «мозговых штурмов», организация первичного поиска новых идей, создание атмосферы вовлеченности сотрудников в инновационный процесс и обеспечение «критической массы» новаторов.

Генератор идей - новатор, способный вырабатывать в короткие сроки большое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях.

Информационные привратники находятся в узловых точках коммуникационных сетей, аккумулируют и переносят специализированную информацию, контролируют потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. Они накапливают и распространяют новейшие знания и передовой опыт, «подпитывают» информацией творческий поиск на разных этапах создания новой продукции или проведения организационно-экономических изменений в фирме.

"Вольный сотрудник" - сотрудник, который по своему должностному статусу должен заниматься новаторством. Например, программа "Вольный сотрудник" фирмы "ИБМ" предусматривает примерно 45 таких сотрудников, этих "мечтателей, еретиков, возмутителей спокойствия, чудаков и гениев". Вольный сотрудник получает, в сущности, полную свободу действий на пять лет. У него совсем простая роль: сотрясать систему организации фирмы.

"Золотые воротнички" - высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Они в основном работают по найму - в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Иногда они работают по контракту сразу в нескольких фирмах.

"Научно-технические привратники", или "информационные звезды", которые относятся к категории ключевых специалистов лабораторий НИОКР и отличаются от своих коллег ориентацией на внешние информационные источники. Они читают гораздо больше других, в том числе, более "трудную" литературу.

"Альтернативный персонал" представляют собой внештатных временных сотрудников, к услугам которых прибегают при нехватке собственного персонала, что позволяет избежать значительного сокращения штата в периоды спада..


Инновационный проект


Понятие инновационного проекта в более широком смысле, подразумевает не только комплекс документов, но и сама деятельность или мероприятие, предполагающее осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения определенных результатов инновационного процесса.

К основным этапам формирования и реализации инновационных проектов относятся систематизация поступающих идей;

отбор выявленных идей нового продукта или услуги;

анализ экономической эффективности нового продукта или услуги, разработка программы маркетинга;

создание нового продукта или услуги;

тестирование на рынке;

внедрение нового изделия или услуги в производство на основе программы маркетинга по продукту или услуге.


Виды инновационных проектов

Виды проектов по уровню научно-технической значимостиВиды проектов по масштабности решаемых задачМодернизационный - конструкция прототипа или базовая технология кардинально не меняются;Монопроекты - проекты, выполняемые одной фирмой или одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели, осуществляются в жестких временных и финансовых рамкахНоваторский - конструкция нового изделия по виду своих элементов существенно отличается от прежнего;Мультипроекты - проекты, представленные в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели;Опережающий - конструкция основана на опережающих технических решениях;Мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов, связанных между собой одной целью.Пионерный - появляются ранее не существовавшие конструкции и технологии, выполняющие прежние или новые функции

Команда участников проекта


Основные участники инновационного проекта. Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта.

Основные участники проекта

Заказчик - будущий владелиц и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.

Инвестор - физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица - граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.

Проектировщик - специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом ее представляют архитектор и инженер. Архитектор - это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации. Инженер - это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжинирингом, т.е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта.

Поставщик - организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки, поставки). Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) - юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту. К ним относятся ИП, производственные предприятия, вузы и т.п.

Научно-технические советы (НТС) - ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») - юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком. Команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта. Для выполнения части своих функций разработчик может привлекать специализированные организации.

Поддерживающие структуры проекта - это организации различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы; выставочные центры и т.п.


Заключение


Управление инновационной деятельностью - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Управление инновационными проектами - это искусство руководства и координации трудовых, материальных и иных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству проекта.

Инновации как таковые являются компенсирующим фактором увеличения потребностей по мере развития общества, т.к. предоставляют возможность при условии использования все тех же ограниченных ресурсов производить все больше и качественнее продукцию и оказывать услуги.

Количество и качество развития инновационной деятельности в каждой отдельно взятой стране, является одним из важнейших факторов процветания общества.

Как любому направлению сферы деятельности человека, инновациям необходим контроль, реализовавший себя как управление процессом инновации представляет собой сочетание различных функций (маркетинг, планирование, организация, контроль), каждая из которых направлена на решение специфических и разнообразных вопросов.


Список литературы

управление инновационный ролевое

Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: - М.: Экономика. -2009.

Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент. - М.: Изд-во «РДЛ», 2001.

Кругликов В.В., Гончаров В.И., Вишняков В.А. Инновационная деятельность на предприятии. - Мн.,МИУ,2003 г. Медынский В.Г.

Инновационный менеджмент - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2004.

Шаборкина Л. Управление проектами как элемент инновационного менеджмента. - Российский экономический журнал, 1996, № 1, с. 56-59.


Теги: Управление инновационной деятельностью в организации: субъекты, особенности организации Реферат Менеджмент


Управление инновационной деятельностью предприятия

Тема включает два раздела:

    Организационные формы инновационного менеджмента.

    Основные задачи инновационного процесса создания нового продукта.

    Основные этапы процесса инновации.

    Организация разработки нового продукта.

сущность инновационного менеджмента

Содержание инновационной деятельности предприятия

Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха на рынке предприятия (корпорации) в целом. В силу этого управление инновационный деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.

Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это достигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основе стратегических программ (стратегического плана) предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации.

Нововведением называют:

    неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги);

    неизвестный метод производства продукции или услуг;

    разработка новых материалов и элементов;

    получение нового источника сырья и энергии;

    организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).

Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие “инновация” применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные.

К техническим нововведениям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой технологии и новых услуг. Технические нововведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модификационные нововведения. Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом носят базовые нововведения, связанные с развитием научно-технического прогресса, наибольший удельный вес в практике промышленных фирм имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший  модификационные нововведения.

Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые технические возможности и новые потребности, на которых базируются две известные модели инновационного процесса. Статистика результатов анализа первопричин различных нововведений в различных отраслях и в различных странах указывает на то, что потребность играет более важную роль, чем новые технические возможности в развитии инновационных процессов. В то же время практика показывает, что для достижения успеха необходимо учитывать и своевременно использовать обе первопричины и соответствующие инновационные модели.

Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и др.

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации:

    поисковые научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организации производства;

    научные исследования и разработка новых изделий, новой технологии и новых форм и методов организации производства, включая опытно-конструкторские и технологические разработки;

    создание и проведение необходимых испытаний опытных и головных промышленных образцов новой техники, приборов, машин.

Сущность инновационного менеджмента

Управление инновационной деятельностью предприятия с использованием принципов функций и методов менеджмента, направленное на достижение общих целей фирмы, составляет суть и содержание инновационного менеджмента.

Целями инновационного менеджмента являются:

    Разработка и внедрение новой продукции или услуг.

    Модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции.

    Совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия видов продукции и услуг.

    Создание условий для обеспечения более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.

Формирование конкретных целей инновационного менеджмента находит свое отражение в научно-технической политике предприятия.

Научно-техническая политика подчинена достижению главной цели предприятия: максимально полное удовлетворение требований потребителей к количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство.

При разработке научно-технической политики цели инновационного менеджмента должны отражать следующие особенности инновационной деятельности:

    Причину инновации (реакцию на выживание, требующую нововведений, или обеспечение стратегии развития предприятия в перспективе, требующее упреждающих мер для достижения успеха).

    Предмет и сферу нововведений (новые продукты, услуги, новые сферы применения продукта или реализации услуг на рынке, новые технология, организация, управление и т.п.).

    Требуемую глубину инновационного процесса: освоение высоких технологий с учетом государственной поддержки, спонсоров и других источников капитала, модернизация производства под влиянием конкуренции, рационализация и реконструкция для повышения эффективности работы предприятия и т.п.

    Глубину интеграции инновационного процесса: доступность использования результатов специализированных источников (глубокая интеграция); использование отраслевых научно-исследовательских институтов, конструкторских и специальных конструкторских бюро (средняя интеграция); самостоятельные исследования и разработки предприятия (малая интеграция).

С учетом сформулированных особенностей инновационной деятельности содержание инновационного менеджмента должно включать:

    Разработку планов и программ инновационной деятельности.

    Рассмотрение (анализ и оценку) проектов создания новых продуктов.

    Координацию деятельности подразделений предприятия и проведение единой инновационной политики.

    Мониторинг хода разработки новой продукции и ее внедрения в производство.

    Взаимодействие с маркетинговой деятельностью при формировании основных направлений научно-технической и производственной деятельности для обеспечения конкурентоспособности продукции и эффективности предприятия с учетом требований потребителей, конкуренции и рыночной конъюнктуры.

    Обоснование и обеспечение программ инновационной деятельности предприятия финансовыми средствами, материальными ресурсами и квалифицированным персоналом.

    Создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем: от определения (выбора) идеи до серийного производства новой продукции.

Общая схема организации инновационной деятельности и инновационного менеджмента приведена на рис. 1.

Особенностью современного этапа развития и обеспечения эффективности инновационной деятельности является создание единых комплексов исследований, разработки и производства в корпорациях и крупных фирмах.

Начиная с 80-х годов, четко проявилась тенденция переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности при формировании и реализации инновационной политики крупных предприятий и корпораций:

    Стремление к повышению доли наукоемких изделий в номенклатуре (ассортименте) выпускаемой продукции, что дает предприятию дополнительные возможности расширения сопутствующих технических услуг (инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых и др.).

    Стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

Проявившиеся тенденции связаны со стремлением транснациональных корпораций сохранить лидерство в определенных секторах рынка за счет монополизации выпуска наукоемких изделий и обеспечения ускоренной амортизации капитала, а также обеспечить повышение конкурентоспособности традиционной продукции за счет значительного сокращения издержек производства.

1.2 Основные задачи процесса создания нового продукта

Новым продуктом называют товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к существующему ассортименту.

Новые изделия могут быть или принципиально новым продуктом, или комбинацией новых механизмов и (или) приспособлений без изменения самого продукта. При этом простые усовершенствования существующих изделий к новым продуктам не относят.

Конкретными целями инновационного менеджмента при создании нового продукта являются:

    Формирование основной цели исследований и создания нового продукта.

    Определение срока проведения необходимых исследований и создания нового продукта. а также срока его внедрения в производство с учетом обеспечения необходимыми ресурсами.

    Оценку результатов в виде конкретных практических целей производства и сокращения сроков внедрения новых продуктов на рынок.

    Обеспечение реализации процесса создания нового продукта и организации его производства в определенные сроки и в рамках выделенных ресурсов.

Сформулированные цели инновационного менеджмента в области создания новых продуктов определяют направление сбора информации и выработки предложений, что приводит к настойчивому поиску новых возможностей и создает мотивацию для всех участников инновационного процесса.

В мировой и отечественной практике при создании нововведений принято различать научно-исследовательские работы (научные исследования), опытно-конструкторские работы (разработки), исследования и разработки (НИОКР), а также научно-техническую деятельность.

Основные задачи инновационного процесса создания нового продукта:

    разработка нового технического решения задачи  создание изобретения;

    проведение НИОКР;

    организация серийного производства нового продукта;

    параллельная подготовка и организация сбыта;

    внедрение нового товара (продукта) на рынок;

    закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности продукта.

Инновационная деятельность направлена на обеспечение конкурентоспособности и долговременного успеха предприятия и органически взаимосвязана с его маркетинговой деятельностью.

Особо тесное взаимодействие и взаимосвязь службы НИОКР и службы маркетинга необходимы на предприятиях, выпускающих наукоемкую продукцию. Подразделения исследований и разработки на них, с одной стороны, становятся трансформаторами идей и разработок, исходящих от потребителей, с другой  принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. При этом между подразделениями маркетинга (изучающими потребности и потребительские требования на рынке, а также разрабатывающими маркетинговые программы) и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе разработки максимально учитывать требования потребителей и корректировать в соответствии с ними технико-экономические показатели нового продукта применительно к конкретному рынку.

В основе методов управления инновациями, обеспечивающих процесс перехода на новые технологические уровни, лежит концепция управления проектами (Project Management), суть которой заключается в том, что инновационный проект (аналогично инвестиционному проекту) рассматривается как система взаимосвязанных и скоординированных по срокам, исполнителям и ресурсам процессов, направленных к общим целям, на базе существующего законодательства и через систему договоров и соглашений. Все участники проекта: заказчики, инвесторы, исполнители по инновационному проекту, поставщики материальных и финансовых ресурсов - субъекты инновации. В зависимости от сложности проекта в него могут быть вовлечены сотни предприятий, имеющие определенные функции, рассчитывающие на прибыль от инноваций и поэтому принимающие на себя часть общего риска или имеющие рыночные отношения купли-продажи по обеспечению проекта товарами, работами и услугами. Часто совместная деятельность осуществляется путем создания различных хозяйственных объединений на базе договоров о кооперации или консорциуме. В первом случае не создается юридического лица, и договор о кооперации определяет организационную структуру управления проектом и полномочия независимых участников, специализирующихся на тех или иных аспектах проекта. Инновационный консорциум как объединение
юридических лиц с обязательным участием инвестора (заказчика) является временной группировкой самостоятельных фирм, организаций и государства, создаваемой для объединения ресурсов и опыта при работе над проектом, может не быть юридическим лицом, но строится на основе разделения рисков и прибыли с учетом степени участия в проекте. Инновационное предприятие (ИП), участвующее в проекте, имеет целью создать новые знания и новшество, способные найти свое место на рынке, на основе выполнения проектно-конструкторских, научно-исследовательских и технологических работ и передать их результат потенциальным инвесторам (потребителям) и заказчиками новшества, которые являются его будущими владельцами и пользователями.
Объектом управления инновационного менеджера ИП является научно-исследовательский процесс, основным ресурсом которого являются научная информация и интеллектуальный потенциал. Инновационному, как ни одному другому менеджеру требуется, кроме профессиональных знаний, умение вести переговоры со множеством людей и обосновывать решения перед многочисленными участниками инвестиционного проекта. Есть важное правило инновационного менеджмента, помогающее менеджеру в этой работе, - приобретаемое новшество должно определять решение корневой проблемы развития бизнеса покупателя. Поэтому инновационный менеджмент тесно связан со стратегическим планированием и оценкой бизнес-идей, в том числе инновационного характера, с точки зрения их привлекательности для будущего как своей фирмы, так и фирмы-покупателя. В отрасли связи эффективными становятся цепочки: производители оборудования связи - операторы - клиенты и их потребности. Сегодня эффективные коммуникации для производителя оборудования означают умение убедить операторов в том, что новшество найдет применение на рынке. И, возможно, именно производитель оборудования должен озаботиться проведением маркетинговых исследований на рынках конечных потребителей для оценки новых технических идей до того, как он предложит новое оборудование (технологию) фирме-оператору.
Для реализации инновационных проектов требуется венчурный (рисковый) капитал, т.е. акционерный капитал (заем), предоставляемый фирме финансовыми организациями (например, отделениями рискового капитала коммерческих банков и страховых компаний) под высокий процент, так как из-за своей новизны они являются проектами с особенно высокой степенью риска.

Еще по теме Организация и управление инновационной деятельностью:

  1. цель и задачи анализа инновационной деятельности коммерческих организаций. система показателей комплексного анализа инновационной деятельности
  2. Глава 11 комплексный экономический анализ инновационной деятельности организаций
  3. оценка экономической эффективности инновационной деятельности организации
  4. Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности
  5. Глава V. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ ПРИ ИНВЕСТИРОВАНИИ ВЕНЧУРНОЙ (ИННОВАЦИОННОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рассказать друзьям