В большом и далекое близко пословица. Пословицы и поговорки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
H G Я O L

История

XV-XVII века

Грановитая палата была заложена в 1487 году на месте древней гридницы архитектором Марко Руффо для торжественных приёмов в великокняжеском дворце Ивана III. Строительство закончил в 1491-м Пьетро Антонио Солари. Название постройка получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом , характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения , например Алмазного дворца en в Ферраре .

Рядом с Грановитой палатой была выстроена Средняя золотая палата. Перед ней возвышалось Верхнее крыльцо (Передние переходы), на которое с Соборной площади вели три лестницы:

Между лестницами Грановитой и Средней золотой палат находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. За Средней золотой палатой стояла Столовая брусяная изба, сломанная в 1681 году. К югу от неё возвышалась Набережная палата, просуществовавшая, как и Средняя золотая, до 1753-го .

В 1684 году в Грановитой палате проводились ремонтные работы, которыми руководил Осип Старцев : арочные окна были растёсаны и заменены существующими проёмами, наличники украсили растительным орнаментом, над Святыми сенями устроили Верхние сени. Для их освещения прорубили дополнительные окна: три на южном фасаде и четыре - на западном. Над карнизом палаты создали деревянную балюстраду , дверной проём в южной части фасада переделали в окно, а напротив входа из сеней в Грановитую палату устроили новый портал. Для него создали обрамление из резных колонок и фронтона , над которым находился двуглавый орёл .

XVIII-XIX века

Грановитая палата пострадала в Троицком пожаре 1737 года: сгорели кровля, пол в сенях, рамы в окнах, повредилась белокаменная резьба . В 1753-м при строительстве нового Кремлёвского дворца по проекту архитектора Бартоломео Франческо Растрелли было переделано Красное крыльцо с сохранением прежнего рисунка и каменной резьбы .

При строительстве в 1838-1849 годах Большого Кремлёвского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени её соединили с Владимирским залом . В 1840-м по указу Николая I пробили второй портал в Святые сени. Обрамление нового проёма точно повторяло декор древнего портала. В эти же годы обновили кровлю палаты, положив её по металлическим стропильным конструкциям. В 1846 году купцом Фёдором Челноковым была почти полностью перестроена венчающая часть здания .

XX-XXI века

В 1934 году было разобрано Красное крыльцо и на его месте, вплотную к южному фасаду палаты, построили двухэтажную столовую для членов съездов Коммунистической партии и заседаний Верховного совета СССР . В 1992-1994 годах Красное крыльцо возвели заново в облике середины XVIII века, а столовую демонтировали .

В результате реставрационных работ 1967-1968 годов восстановили резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В этот же период обновили росписи, устранили трещины и проломы в кладке и штукатурке, заново выполнили позолоту на стенах, порталах и столпе .

В 2011-2012 годах усилили фундамент, стяжки, несущие стены, полностью заменили кровлю, обновили люстры, воссоздали паркет и ковры, отреставрировали фрески 1881-го. Параллельно велись археологические раскопки, в ходе которых обнаружили около трёх тысяч предметов .

По состоянию на 2018 год Грановитая палата входит в комплекс Большого Кремлёвского дворца, который является правительственной резиденцией президента . В нём проходят встречи глав государств, церемонии награждения и другие государственные события. В подклете палаты оборудована резиденция патриарха .

Архитектура

Здание палаты двухэтажное: верхний этаж занимает квадратный тронный зал площадью 495 м², перекрытый четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп, нижний - подклет . С запада к залу примыкает помещение Святых сеней .

Вход в Грановитую палату со стороны Соборной площади называется Красным крыльцом и является новоделом XX века , построенным на историческом месте. Над его боковыми фронтонами установлены два двуглавых орла, а на пролётах перил - каменные львы . К северному фасаду присоединена небольшая пристройка, в которой находится лестница .

Росписи

В XVI веке стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками . В 1668 году роспись возобновил Симон Ушаков , составлявший подробную опись сюжетов и расшифровку надписей в 1672-м по указанию царя Алексея Михайловича . При Петре I стенопись была уничтожена, своды выбелены, а стены затянуты малиновым бархатом с вышитыми золотыми двуглавыми орлами. В таком виде палата сохранилась до 1881 года, когда её роспись возобновили палехские иконописцы братья Белоусовы в соответствии с описью Симона Ушакова .

Портал главного хода обрамлён плоскими пилястрами с растительной резьбой и завершён образами геральдических животных. Центральной фигурой композиции является изображение двуглавого орла - старейшее в Грановитой палате и одно из древнейших в Кремле .

Источником сюжета для росписи Грановитой палаты послужили Библия и Хронографы . На своде и откосах свода находятся космогонические композиции . Первоначально столп и порталы были украшены золочёной белокаменной резьбой с росписью и позолотой. В центре столпа помещены дельфины, на фризовой ленте - российский герб и изображения животных .

В пожаре 1737 года помещение сгорело, его восстановили к коронации Елизаветы Петровны , состоявшейся в 1742-м. В 1882 году в тайник переместили элементы отделки палаты 1840-х годов, снятые при возобновлении росписей: обивку стен, люстры и бра в виде двуглавых орлов . В 2010-2011 годах отреставрировали стены, сводчатый потолок и обновили живопись, вновь были сделаны подоконные мраморные доски .

Красное крыльцо

Красное крыльцо - открытая каменная лестница, ведущая с Соборной площади к главному проходу в Грановитую палату. Она примыкает к южному фасаду и имеет три марша. К верхней площадке лестницы обращён резной белокаменный портал, через который можно попасть в сени .

В XVII веке на Красном крыльце размещался постоянный караул, охранявший вход во дворец с Соборной площади. Под сводами лестницы находились помещения для служащих. Она состояла из 32 ступеней из белого камня, покрытых железными плитами. На лестнице были устроены три отдыха, на каждой площадке стояла каменная позолоченная фигура льва, по левой стороне находились каменные перила. Лестницу покрывала медная кровля в виде шатров, которые завершались фигурами орлов. Во время пожара 1696 года она сгорела и больше не восстанавливалась. Во время царствования Фёдора Иоанновича лестница называлась Золотой, в XVII веке её она также упоминается Большой и Красной .

В 1753 году при возведении нового дворца белокаменную аркаду на верхней площадке перед Святыми сенями разобрали. Лестницу же и арки сложили заново в прежних формах. Ещё раз крыльцо демонтировали в 1841-м, затем вновь восстановили. Каменными работами руководил Михей Иванов, фигуры львов выполнил художник и скульптор Сантино Кампиони. Затем их расписал Антон Ланджеротти .

После сноса крыльца в 1930-х его восстанавливали в 1992-1994 годах под руководством архитектора Никиты Мухина. Для реконструкции использовались чертежи, сделанные при сносе, модель палаты из Музея архитектуры .

  • Искусство и история. Москва . - Casa Editrice Bonechi, 2006. - 128 с.
  • Московский Кремль. Красная площадь: монастыри, соборы, церкви, башни, иконы, история: путеводитель / под ред. И. Юдакова. - М. : Национальное географическое общество, 2010. - 206 с.
  • Насибова А. Грановитая палата Московского Кремля: Альбом. - СПб. : Аврора, 1978. - 86 с.
  • В Кремле. Москва. Грановитая палата архитектуры в, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—91 (итальянские архитекторы и). Названа по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом. Первоначальные сдвоенные… … Москва (энциклопедия)

    ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА, памятник архитектуры. Построена в 1487 итальянским архитектором Марком Фрязиным (см. ФРЯЗИН Марк). Строительство закончил архитектор Пьетро Антонио Солари (см. СОЛАРИ Пьетро Антонио) в 1491. Грановитая палата являлась парадным… … Энциклопедический словарь

    В Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 91 (итал. арх. Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Названа по восточному фасаду, отделанному граненым каменным рустом. Собственно Грановитая палата зал на 2 м этаже (пл.… … Русская история

    Одно из зданий Кремля Московского (См. Кремль Московский). Построена в 1487 91 итальянскими архитекторами М. Фрязипом и П. Солари. Использовалась как зал для торжественных приёмов. Своё название Г. п. получила из за отделки гранями её… … Большая советская энциклопедия

    В московском Кремле, построена по повелению в. кн. Иоанна III в 1487 1491 гг. итальянскими зодчими Марком Руфом и Петром Антонием. Напоминая собою новгородскую Ефимьеву палату, она, по старинному преданию, была выложена снаружи гранями, отчего и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    См. в ст. Кремль Московский … Советская историческая энциклопедия

    Грановитая палата - Гранов итая пал ата (в Московском Кремле) … Русский орфографический словарь

    Палата старорусское слово, для обозначения дома или дворца. Происходит из латыни, родственное украинскому палац, французскому палас (palace) или пале (palais), английскому пэлэс (palace). Во времена Русского царства, словом палата стали… … Википедия

    Палаты, жен. [латин. palatium]. 1. только мн. Дворец, великолепное здание, первонач., встарину, каменное (устар.). «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты.» Пушкин. Боярские палаты. «Великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах… … Толковый словарь Ушакова

    И полата жен. или мн. палаты, дворец, великолепное жилое здание государя, вельможи, особ. каменное. | твер., вят. каменный дом, а деревянные хоромы. | Палата, здание, перенесено у нас на присутственное место, особ. судебное, как встарь изба:… … Толковый словарь Даля

    Книги

    • , . Альбом посвящен истории строительства, бытования, исследования и реставрации главного инаугурационного зала России, памятника архитектуры мирового наследия ЮНЕСКО. В альбоме отражены основные…
    • Грановитая палата Московского Кремля , . Альбом знакомит с парадным тронным залом царского двора, построенным в конце XV века - Грановитой палатой Московского Кремля…
    Московский Кремль.Часть 3.Грановитая палата


    Часы, вероятно, подаренные Ивану Грозному — стояли в Грановитой палате во время приёмов


    Московский Кремль славится многими историческими и архитектурными памятниками. К таковым относится одно из самых древних в Москве гражданских зданий - Грановитая палата.

    Это место было свидетелем празднования Иваном Грозным взятия Казани в 1552 г. А в 1709 г. здесь Петр I праздновал победу над шведами. Здесь же в 1653 г. состоялся Земский Собор, на котором был подписан договор о воссоединении Украины с Россией.



    «В Московском Кремле». Акварель А. Васнецова.

    На протяжении многих лет Грановитая палата московского Кремля являлась парадным тронным залом, в котором совершались важнейшие события политической жизни Русского государства. Грановитая палата Кремля была свидетельницей исторического решения о воссоединении Украины с Россией, именно здесь отмечалась Полтавская победа Петра Первого



    Грановитая палата представляет собой огромный зал, крестовые своды которого опираются на центральный столб. Столб украшен золотыми и серебряными сосудами. Свет в величественный зал, высота потолка которого достигает 9 метров, падает из 18 окон. Вечером зал освещается четырьмя бронзовыми люстрами, изготовленными более двух веков назад в форме древних паникадил.



    Возведение Грановитой палаты приходится на 1487-1491 гг. В это время Москва, объединив вокруг себя княжества, становится главой Русского государства. Строительство новых и перестройка старых кремлевских строений были поручены лучшим итальянским и русским мастерам. В исторических документах 1487 г. сказано, что князь Иван Васильевич издал указ об основании «палаты великой». К строительству были привлечены архитекторы Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари.

    Красное крыльцо

    Красное крыльцо - это площадка, перед входом в Святые сени. По Красному крыльцу русские самодержцы проходили в Успенский собор на коронование. Последний раз такая процессия прошла в 1896 г., когда короновали Николая II. В 1682 г. на Красное крыльцо для расправы разъяренная толпа требовала свою царицу Наталью Кирилловну и ее сыновей: Ивана и Петра Алексеевичей. По приказу Сталина лестницу убрали в 1930 г. , но в 1994 г. ее снова восстановили.

    И в 2004 г. на восстановленном крыльце, согласно древних традиций, был проведен парад по случаю инаугурации президента России Путина В.В.

    В 1630 г. в Грановитую палату поставили голландский орган с кукушкой и соловьем. Во время русско-польской войны в начале XVII в. живопись на стенах была повреждена. Восстановить изображения удалось только при царе Алексее Михайловиче. Работой занимался знаменитый живописец Симон Ушаков. В 1668 г. стенопись была полностью восстановлена, а в 1672 г. Ушаков детально описал изображенные на стенах рисунки. Это описание пригодилось гораздо позже, когда мастерам снова пришлось восстанавливать стены и изображения на них.

    Парадный фасад. Вид с Соборной площади.


    При Петре I зал использовали для проведения комедий и прочих увеселительных мероприятий. Поэтому настенную живопись на библейские темы забелили известью. Во времена Павла I стены обили бархатом. Со временем бархат был снят, а настенная живопись была восстановлена по описи, над которой потрудился С. Ушаков. Восстановлением занимались в 1882 г. иконописцы братья Белоусовы по велению императора Александра III.






    Сгоревшая белокаменная резьба была заменена новой, сохранившейся до сегодняшнего дня. Сдвоенные окна были украшены белокаменными наличниками и колонками, увитыми лозой винограда. Особого внимания заслуживала крыша, покрытая по золотому основанию цветным орнаментом. В 1696 г. случился еще один пожар и крыша сгорела. Что касается внутреннего убранства палаты, то оно неоднократно менялось. Первая роспись относится к концу XVII в. во время царствования Федора Иоанновича, лик которого запечетлен на царь-пушке. В этом периоде библейские сюжеты переплетались с бытовыми и историческими сценами. Стены были расписаны портретами великих русских князей, в том числе Рюриковичей: Святослава и Игоря Старого.

    Миниатюры из «Книги об избрании и венчании на царство царя и великого князя Михаила Фёдоровича». 1672-1673. 11, 12, 13 июля 1613 года. Пир в Грановитой палате Московского Кремля по случаю венчания на царство Михаила Федоровича

    Shishkov design for Palace of Facets scene in Boris Godunov (1874)

    Coronation banquet of Tsar Alexander II (1856) in the main hall of the Palace of Facets


    Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница - Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, - наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.



    Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVIIв.

    В архитектуре Грановитой палаты сочетаются русские и итальянские художественные традиции: строгий карниз, тонкие колонки и др. элементы поздней итальянской готики совмещаются с характерными для древнерусской архитектуры пропорциональностью и правильностью форм.


    Само здание палаты двухэтажное, при этом первый, цокольный этаж, не сообщен с верхним. Согласно старой документации, в нижнем располагались печи. На верхнем расположена знаменитая Грановитая палата.



    В вечернее время в качестве освещения используются 4 круглых массивных люстры, сделанных из бронзы. В качестве образца для них были использованы древние новгородские паникадилы. Тематика живописи - библейская. На системе сводов изображены картины сотворения мира, фрагменты из жизни Адама и Евы.

    Здесь можно наблюдать жизнь Иосифа, переданная в картинах, а также нарисованные сцены «праведного и неправедного суда». Преддверие Грановитой палаты, Святые Сени, необычайно торжественны. Величие и пышность им придают порталы. Сделаны они при помощи резьбы из белого камня. Порталы обильно позолочены и имеют резные двери. Также поражает богатство растительной орнаментации и прочие изображения, в том числе геральдика. Имеются двери-обманки, сделанные в XIX в. Вход в зал из Святых сеней возможен только через один

    Согласно сметы, составленной иконописцами, для работы над залом Грановитой палаты требовалось 50 человек «добрых мастеров» и 40 человек «середних». Также требовалось: 100000 листов красного сусального золота, 16 ведер олифы, 200 аршин холстов и огромное количество натуральных красок. Только киновари (ярко-красная краска) требовалось 15 пудов, вохры (желто-красная) 4 пуда, голубой 15 пудов, по 4 пуда мела и белил, копченых чернил 300 кувшинов, 50 грецких губок и многое другое;

    Обычаи того времени запрещали женщинам царской семьи присутствовать на торжественных церемониях в палате. Для царевны и царицы была создана особая комната-тайник, в которой через специальное окошко можно было наблюдать, что происходит в зале. Вход в тайник расположен со стороны Владимирского зала.

    В процессе работ были восстановлены росписи на стенах. Для этого в очередной раз использовалось описание Симона Ушакова. Сегодня внутренний интерьер мало чем отличается от убранства в XVII в. Мастера восстановили ковры и паркет, для набора которого использовали 16 пород деревьев. При этом использовалась специальная технология создания эффекта «зеркального паркета». Для работ по восстановлению мебельной ткани, не реставрированной с XIX в. привлекли специалистов из Великобритании. Только в Великобритании нашли фабрику, выпускающую редкую ткань с золочеными нитками.

    Александр Невский,Дмитрий Донской,А.Калита

    Первые Рюриковичи. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

    Первые Рюриковичи. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882.

    Таким текстилем были обтянуты кресла, стулья и банкетки в зале. Пока художники работали над воссозданием внутреннего интерьера помещений, рабочие укрепили стены, заменили кровлю, усилили фундамент и сделали дренаж. Благодаря устройству новых инженерных коммуникаций, теперь в помещении поддерживается определенный микроклимат. В палате находится 51 раритетный экспонат, над каждым из которых потрудился реставратор.



    После объемных реставрационных работ Грановитая палата стала вновь открытой для посетителей в 2012 году. Руководил проектом реставратор Андрей Михайленко.

    История Иосифа Прекрасного. Жена Потифара обвиняет Иосифа. Роспись Грановитой палаты. 1882.

    Ныне посетитель Грановитой палаты попадает в нее из внутренних помещений Большого Кремлевского дворца, а в древности парадный вход в палату находился со стороны Соборной площади. Три нарядные лестницы вели на особый помост, так называемое Красное крыльцо.

    С его торцевой стороны, через портал, открывался вход в Святые сени, служившие преддверием Грановитой палаты. Их название связано с композициями на сюжеты из Священного писания, которые украшали сени. Лестницы и Красное крыльцо не сохранились, Святые сени были перестроены и заново декорированы в середине XIX века.

    История Иосифа Прекрасного. Роспись северной стены Грановитой палаты. 1882.

    Единственный вход, ведущий из Святых сеней в Грановитую палату, сохранил с внутренней стороны древний резной портал. Рельефами украшен и центральный столб, декор которого реконструирован в наше время.

    Торжественный обед в Грановитой палате.Zichy Mihaly 1883 - 1895 гг

    Грановитая палата Московского Кремля. 1487—1491 Столб и портал

    Интерьер. Северо-восточная сторона. 1487—1491

    При строительстве в 1838-1849гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.

    Грановитая палата Московского Кремля. 1487—1491 Святые сени. Южная сторона

    Грановитая палата Московского Кремля. 1487—1491 Святые сени. Северная сторона

    При реставрационных работах 1967-1968гг были восстановлены уникальный резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В 1992-1994гг. заново выстроено Красное крыльцо, разобранное в 1930-х гг.

    Своды Грановитой палаты

    Живопись и внутреннее убранство Грановитой палаты менялись неоднократно. Первая роспись стен была выполнена в кон. XVII в., в царствование Федора Иоанновича. В это время библейские сюжеты и притчи переплетались в росписи с историческими и бытовыми сценами. Здесь же были помещены условные портреты великих князей, в т. ч. самого Рюрика и первых Рюриковичей: Игоря С тарого и Святослава.

    Праотцы. Роспись в распалубке юго-восточного угла Грановитой палаты. 1882

    Великий князь Владимир Святославович с сыновьями. Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

    По причине многочисленных пожаров к 1660-м гг. Грановитая пришла в ветхое состояние. В связи с этим московскому иконописцу и графику С.Ф. Ушакову (1626 - 1686) было предложено подновить фрески, и в 1668 г. он составил подробную опись сюжетов.

    Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты. 1882

    В кон. XVII в. стены Грановитой палаты побелили и наглухо затянули малиновым бархатом, на котором серебром были вышиты двуглавые орлы. После пожара 1682 г., в 1684 - 1685 гг., один из крупнейших московских зодчих последней четверти XVII — первого десятилетия XVIII в. О.Д. Старцев восстановил и поновил интерьеры Грановитой палаты.

    Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь.

    Два столетия спустя, в 1882 г., крестьяне-иконописцы из Палеха братья Белоусовы повелением Императора Александра III восстановили росписи ("стенопись") Грановитой палаты по описям Симона Ушакова (до этого реставрационные работы в Грановитой палаты проводились ещё при Николае I, в 1847 г.).

    Рельефную алебастровую лепнину XVIII в. на центральном столбе заменили искуссным живописным орнаментом. А в память об участии братьев Белоусовых в реставрации интерьера Грановитой палаты в 1882 г. остался медальон на её западной стене.


    История царя Давида. Роспись южной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

    Притча о праведном и неправедном судье. Роспись западной стены Грановитой палаты. 1882. Деталь

    Выбор веры Великим Князем Владимиром. Святые сени Грановитой палаты Кремля. Завьялов Федор Семенович. 1847

    Резной белокаменный золоченый портал Грановитой палаты ведет в сени. Над ними -помещение, называемое «тайник». Отсюда царевны и царицы через небольшое решетчатое окно наблюдали за происходившими в Грановитой палате различными приемами. По старинному обычаю женщинам запрещалось присутствовать на приемах.

    Кроме пола и ковров, она предстала точно такой же, какой ее задумывал впервые царь Иван Третий.

    В Грановитой палате проходили церемонии венчания на трон русских царей. Здесь же до Ивана Грозного заседала боярская Дума. За 600 лет ее существования каждый сантиметр здесь пропитался историей.


    Без сомнения, это шедевр мирового значения, каких мало.

    Достаточно сказать, что на настенные изображения XV века не поднялась рука даже большевиков, ненавидевших все поповское. Иисус

    Пантократор взирал с купола потолка на советских граждан все 75 лет безбожной власти. Это ли не чудо.

    Он и теперь взирает в своем непреходящем величии именно с того места, где был изображен изначально. Питерские реставраторы обновили знаменитые росписи палаты.

    Вообще с 2007 года все работы в Большом Кремлевском дворце проводились в строгом соответствии с Венецианской хартией реставраторов.

    По закону перед любыми восстановительными работами необходимо проводить археологические исследования. Во время раскопок были сделаны интересные находки. Найдено много нательных крестов, пуль и даже образцы ртути. Скорее всего в этом месте некогда располагалась и оружейная мастерская. Ртуть использовалась для отливки древних пуль.


    Император на Красном крыльце (XIX век)

    Сейчас Грановитая палата выглядит именно так, как она изначально была расписана в XV веке древними мастерами

    В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции Президента Российской Федерации.

    21 июня 2012 года Грановитую палату открыли для посещений после реставрации, предыдущая реставрация проводилась в конце 1960-х годовПараллельно с реставрацией в Грановитой палате проводились археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено около трех тысяч предметов


    . Э. М. Козлитина. Документы XVII века по истории Грановитой палаты Московского Кремля

    Насибова А. Грановитая палата Московского Кремля. Альбом. — Л., 1978.

    Иван Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — Москва: Издательство Транзиткнига, 2005.

    Фотографии:http://moya-moskva.livejournal.com/,http://www.flatproject.ru/

    В центре Кремля, среди храмов Соборной площади, расположилось самое древнее в Москве (не считая погреба Казённого двора) каменное здание гражданского предназначения - Грановитая палата. Вплоть до XV столетия в Московии строили в основном из дерева, но в 1462 году великий князь Иван III провозгласил себя «государем всея Руси» и занялся возведением новых дворцовых зданий - из камня. Первым таким зданием стала Грановитая палата в Кремле. Палатами в те времена называли помещения, предназначенные для пиров и приемов.

    В Москву пригласили военного архитектора из Милана Марко Руффо. Зодчий занимался заменой деревянных дворцовых строений на каменные. На Руси Руффо быстро окрестили Марком Фрязиным от слов «фряг, фрязь» - «иноземец». Творческая судьба архитектора оказалась трагической. Большинство построенных им зданий не сохранилось, практически все проекты, начатые Марком, были переданы впоследствии другим зодчим. Не стала исключением и Грановитая палата.

    Фрязин начал строительство в 1487 году, продумал всю пространственно-архитектурную композицию, три года работал над шедевром, но по неизвестным причинам был Завершил возведение палаты в 1491 году еще один итальянец - Пьетро Антонио Солари, имя которого московиты тоже вскорости поменяли на Петра Фрязина.

    Солари прибыл в Москву позже соотечественника, но пользовался любовью царя и, по некоторым данным, официально считался главным архитектором города. Грановитая палата обязана итальянцу своим названием. В отделке восточного фасада зодчий применил характерный для итальянской архитектуры того времени прием - «бриллиантовый руст». В кладке были использованы крупные камни с отесанной в виде четырехгранных пирамидок лицевой частью. «Гранёные» камни разделены плоскими дорожками, создавая загадочную игру света и тени.

    Здание возведено на том самом месте, где когда-то стояли хоромы Ивана Калиты и дворец Дмитрия Донского. Оно имеет два этажа, не соединенных друг с другом. Сегодня в тронный зал можно попасть из покоев Большого Кремлёвского дворца, во времена Ивана ІІІ в палаты вели парадные лестницы и так называемое Красное крыльцо. В 30-е годы прошлого века крыльцо было разрушено, но в 90-годы ХХ столетия современные резчики по камню бережно восстановили его по архивным документам.

    Грановитая палата несколько раз меняла свой облик, но предназначение её как главного представительского зала оставалось прежним. Здесь венчали на царство русских монархов, принимали дипломатов из Дании, Германии, Венгрии, Персии и Турции, награждали отличившихся полководцев серебром.

    Все важнейшие события в жизни страны: Иваном Грозным, Полтавская победа войск Петра I, помолвка дочери Бориса Годунова - отмечались пышными 5-6 часовыми обедами в Грановитой палате. Здесь же заседали и принимая исторические решения.

    Тронный зал долгое время оставался самым большим залом на Руси и всегда отличался роскошью. Обветшавшие первоначальные фрески в XVII веке были восстановлены, затем забелены и покрыты бархатом. Сегодня помещение похоже на зеркальную разноцветную шкатулку: стены покрыты росписями палехских мастеров Белоусовых (ХІХ век), на полу - блестящий паркет из 16 пород ценного дерева - итог масштабного реставрационного проекта, завершившегося в 2012 году.

    Является частью резиденции Президента Российской Федерации. Он используется только в крайне важных случаях для торжественных встреч и государственных приемов. В 2012 году Грановитая палата Кремля впервые за свою 500-летнюю историю распахнула двери для туристов.

    Славится большим количеством архитектурных и исторических памятников. К числу таковых относится и Грановитая палата – памятник архитектуры мирового наследия.

    На протяжении нескольких столетий Грановитая палата была главным парадным приемным залом в великокняжеском дворце. В нем проходили заседания земских соборов, здесь собиралась боярская дума. В этом месте в 1552 г. Иван Грозный праздновал взятие Казани, в 1709 г. Петр I отпраздновал свою блистательную победу над Карлом XII, в 1721 г. в Грановитой палате был заключен Ништадский мир со Швецией.

    В наше время кремлевская Грановитая палата – представительский зал при резиденции президента России.

    Грановитая палата – двухэтажное здание. При этом нижний, цокольный этаж с верхним не сообщен. Согласно сохранившейся документации, на нижнем этаже когда-то располагались печи, а на верхнем – огромный торжественный зал.

    Особенность Грановитой палате придает уникальная система крестовых сводов, которые опираются на один центральный столб. Площадь зала составляет 495 м², высота – 9 м.

    В дневное время в палаты попадает солнечный свет из 18 окон, расположенных по трем сторонам. В вечернее и ночное время для освещения используются 4 круглые массивные бронзовые люстры. В качестве образца для их изготовления использовались древние новгородские паникадилы.

    Стены и система сводов расписаны фреской, основная тематика – библейская. Здесь можно увидеть изображения картин сотворения мира, ряд фрагментов из жизни Адама и Евы.

    Кроме того, здесь можно наблюдать переданную в картинках жизнь Иосифа, нарисованные сценки о праведном и неправедном суде.

    Святые сени и преддверие Грановитой палаты оформлены очень торжественно. Величия и пышности им придают порталы, которые вырезаны из белого камня и обильно покрыты позолотой.

    К южной стороне фасада прилегает лестница, называемая сегодня Красное крыльцо. В былые времена по ней ходили русские цари и императоры, которых короновали в Успенском соборе. Последняя процессия прошла здесь в 1896 году, когда на престол взошел Николай II. В 1930 г., по приказу И. Сталина лестница была демонтирована, но, в 1994 г. опять восстановлена.

    Историческая справка

    История Грановитой палаты начинается с 1487 г., когда по приказанию Ивана III итальянский архитектор Марко Фрязин приступил к строительству парадного тронного зала во дворце Великого князя всея Руси. Возведение палаты было закончено в 1491 г., но уже другим итальянским зодчим – Пьетро Антонио Солари.

    Необычное название «грановитая» палата получила благодаря одному из своих фасадов, который был полностью отделан граненным каменным рустом. Правда, палата «грановитой» стала не сразу. Изначально она носила другое название – «Большая».

    Сооружение было возведено на месте старой гридницы, помещения в княжеском дворе, в котором жили дружинники.

    В 1684 г. под руководством архитектора Осипа Старцева Грановитая палата была частично переделана. Сдвоенные стрельчатые окна было решено растесать и украсить белокаменными наличниками с небольшими колонками, которые переплетались виноградной лозой.

    В 1838-1849 гг., во время строительства Большого Кремлевского дворца, архитекторами было решено интегрировать Грановитую палату с и Теремным дворцом. Сегодня через Святые сени палата соединяется с Владимирским залом.

    Видео:

    Адрес: г. Москва, Соборная площадь, ближайшая станция метро «Библиотека имени Ленина».



    Рассказать друзьям