В чем смысл сказки «Репка»? Сакральный смысл Русских народных сказок. Репка Анализ сказки репка по плану

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вспомним основной вопрос Теневого Анализа сказок: «Что не названо в сказке, но, скорее всего, там есть?»

Так что не названо в сказке «Репка»? Важнейший, но не прописанный открыто момент сказки – семейные отношения бабки, деда и внучки.

Кажется, о них там ни слова ни полслова... А вот и не так! Давайте-ка поиграем с вами в примитивную игру: «Продолжите логическую цепочку». 1_4_7_10_13_16_?

Очевидно, что следующее число (пропускаем два – даём третье) – 19! Всем ясна закономерность такого выстроенного логиком ряда.

Точно такую же строгую закономерность (орнамент, рисунок, ритм) являет собой и выстроенный ряд персонажей «Репки».

Апеллирует узор Репки не к очевидности и не к рассудку, а к Интуиции и к Бессознательному!

Поэтому-то и требуется нам Теневой Анализ сказки.

Он требуется ещё и потому, что та правда, которую впрямую не договаривает сказка, не очень-то … удобная!

Итак, начнём с хвоста, с конца, а не так, как повествует сказка. Пойдём от мышки, а не от репки.

Вот матрица-шаблон, который будет потом повторяться, как узор, по всей длине цепочки:

Последней в ряду стоит мышка. Прямо перед ней, но повёрнутая к ней спиной, стоит её естественный враг и притеснитель – кошка.

Следующая в ряду кошка. Прямо перед ней, отвёрнутый от кошки спиной, естественный враг и притеснитель кошек – собака Жучка.

Жучка. Перед ней естественный враг и притеснитель собак – ребёнок-внучка. Так же отвёрнутая от своей жертвы.

Внучка. Прямо перед ней естественный враг и притеснитель всех внучек – Бабка!

Бабка. Прямо перед ней, повёрнутый к ней спиной, естественный враг и притеснитель всех бабок – Дедка!..

И, наконец, Дедка. Прямо перед ним естественный враг и притеснитель всех дедок – Тяжёлая Крестьянская Работа – хлеб, добываемый в поте лица. Большая-пребольшая Репка...

Вот это семейка...

Оказывается, что из каждого умильного персонажа этой сказочки так и льётся … агрессия.

Дед устаёт пахать.

Дед колотит и ругает бабку. (Заставляет её блюсти чистоту в хате, ставить вовремя горячие щи на чистый стол).

Бабка тоже не ангел Божий. Пока дед пашет, она дома колотит и ругает внучку. (Заставляет её рано вставать, чистить и мыть дом, носить воду, помогать готовить обед, прясть, и не разрешает смотреть бесцельно в окна и гулять допоздна с девками).

Ну а внучка что? Тоже девочка не подарок! Внучка «отрывается» на собаке Жучке. Дрессирует эту прожорливую скотину, учит охранять дом и слушаться хозяйку.

Ну а уж собака, известно, «за шиворот треплет кота», который, как известно, «гоняет синицу», то есть – в нашем случае – мышку, но тоже воровку пшена из амбара, вместе со своим обширным мышиным семейством...

Не гоняй собака кота, он бы слизал все пеночки со сливок в погребе, да горшки побил. Не гоняй кот мышей, не регулируй их поголовье – чума была бы на оба ваши дома, включая деревню, что за рекой...

Что есть «насилие в семье»? Как классические сказки лечат современные мифы

Когда Читатель узнаёт о таких притеснениях между животными, он радуется за то, что в мире есть порядок. Но когда Читатель вспоминает, что такие же точно отношения между собой демонстрируют в сказке внучка, бабушка и старик-дед, Читатель начинает негодовать.

«Правильно, – говорит Читатель, – Что собака гоняет кота, а кот – мышей. Но неправильно, что дед «даёт чертей» бабке, а та – внучке. К женщинам и к детям нужно быть погуманней».

Сейчас Читатель убедится в том, насколько он не прав, и насколько современные мифы о «гуманизме» разрушают гармонию и миропорядок.

Бабка-притеснитель внучки, дед-притеснитель бабки, тяжёлая работа-притеснитель деда – это так же «нужно» и «справедливо», как и кот-притеснитель, разносящих чумную бациллу мышей и собака, не пускающая кота шкодить по столам и погребу.

Если бы бабка не притесняла внучку...

Не заставляла бы вставать рано, осваивать домашние ремёсла, пускала бы гулять и дозволяла проводить время в безделье?

Выросла бы ни к чему не приспособленная неумеха, страдающая от обжорства, скуки, уныния и апатии, или же, наоборот – егоза, не находящая себе покоя от блудного возбешения (смотря по темпераменту).

Если бы дед не притеснял бабку, случилось бы с женской половиной дома точь-в-точь – всё то же самое.

Если бы Внучка не притесняла Жучку?

Если бы у этой девочки-подростка не было бы «своего» животного, лучше всего – собаки, коровы (раз нет ни лошади ни ловчего сокола) – за кого бы она несла ответственность, о ком бы училась заботиться, кого бы «воспитывала»?

Так и не выучилась бы она навыку зачаточного лидерства. Любимой жалобой стала бы у неё фраза: «Меня никто не слушается! Я говорю, а они не делают!» Такой матери даже её годовалый ребёнок сядет на шею и будет ею вовсю помыкать!

Теперь вы понимаете, что даже сказка «Репка» учит родителей: «У ребёнка, чтобы он гармонично развивался и воспитывал в себе качества лидера, должна быть собака». (Только не вешайте эту же собаку вместе с ребёнком на свою родительскую шею в качестве ещё одной дополнительной обузы!)

Ну а если бы работа не притесняла дедку – это уж очевидно. Было бы нечего есть. И чем больше репка (чем сложнее работа), тем больше еды в доме, но тем и сложнее управиться с этой самой работой!

Так чему же здесь учит нас «Репка»? Чтобы мужчина управился со своей тяжёлой работой, управляться приходится всем вместе (по силам каждого), слагая общие усилия.

И вот теперь мы переходим ко второму уроку сказки «Репка»

«Притеснение» конструктивное и... совсем неконструктивное

То, что в этой милой семье все друг друга притесняют вовсе не означает, что там творится «дурдом и кошмар» или что все «едят друг друга поедом». Нужны доказательства? Да они же в самой сказке!

В момент, когда это стало необходимо, все «враги» сумели перестать друг друга притеснять и объединились. Зачем? Чтобы спасти деда, чтобы помочь ему справиться с его тяжёлой и, между прочим, срочной работой!

Своему-самому перспективному кормильцу – деду – они не совали палки в колёса, не встречали его на пороге криками: «Посмотри, что у дочери делается в дневнике!» или «Когда ты починишь кран в туалете!»

Ему (деду) как-то, знаете, сейчас не до этого. У него квартальный отчёт и ревизия. Простите, – созрела репка...

Если глава семьи – муж – решился написать и защитить докторскую диссертацию, здравомыслящая семья обычно начинает ходить на цыпочках мимо выделенной ему под кабинет самой светлой комнаты и даже готовить отдельную диетическую еду – для утомлённого папы.

Никто не пишет докторскую диссертацию по ночам, на краешке неубранного липкого кухонного стола.

Потому что семья, которая живёт по здоровому архетипу дружной «Репки», понимает: когда папа станет академиком (а он станет, если вы не помешаете), всем будет жить гораздо сытней и гламурнее.

Таким образом, русская сказка «Репка» – есть отпечатанный в сознании каждого архетип и модель правильных семейных отношений.

Они не идеальны и не должны быть таковыми!!!

Требовательность деда к бабке и бабки к внучке не пересекается с полем термина «Семейное насилие». Это о другом...

Это та Иерархия, то соподчинение, которое помогает Семье выжить, да ещё и существенно преуспеть.

(Помните, что репка «большая-пребольшая»?)

Третий урок великой русской сказки «Репка»

«Где мамка с тятькой?»

Третий Теневой Аспект анализа сказки связан с инициацией и отрывом от родительского гнезда, полной «удушающей» опеки.

Неважно, как девочка потеряла своих родителей. Умерли они? Пошли работать «в люди»? Нанялись подёнщиками... Полная ли она сирота от рождения?

Чужие «дед и бабка» (а не матушка и батюшка) – это приёмные родители, это – тот же архетип «мачехи», один из его изводов, более мягкий.

«Репка» – это сказка о сиротке. О девочке, с малых лет отданной «в люди», в выучку к хозяевам, на воспитание к дальней родне...

Практически в каждой русской сказке родные мать и отец (пока живы) холят и балуют родное дитятко. Не нагружают работой, дарят нарядами, тихо любуются на красоту своего чада.

Но такая ситуация не бывает вечной, и обычно она просто предшествует испытаниям.

К этому и подготавливает ребёнка заранее сказка «Репка».

Лучше уж пройти побыстрее суровую выучку у «гавкучей бабки» и научиться у неё ставить квашню и мести хату, чем столкнуться с вызовом стать самостоятельной умелой взрослой женщиной слишком поздно.

Когда отсутствие у тебя простых навыков выживания вызовет у людей только смех, раздражение и осуждение.

По сути, сказка «Репка» – это и «Школа для матерей».

Сбалансированная, гармоничная мать – это та мать, которая умеет играть одновременно роль и сказочной «матушки родной», что только любуется своим дитятком, и «старухи», которой отдают девочек в суровую науку.

Сумеет ли Внучка, героиня сказки, принести пользу в «командной работе» и помочь дедушке вытянуть важную для всех репку? Скорее всего – да.

Ведь внучку, к счастью, так качественно «притесняет» её учительница – её бабка!

Анализ и значение народной сказки на примере РНС «Лисичка – сестричка и серый волк» в детском чтении

Жмуренко Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с № 18 «Кораблик», п. Развилка, Ленинского р-на, Московской обл.
Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.
Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально - ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка.
Русский народный фольклор самобытен, существует вне традиций и времени, он воплощает опыт, накопленный многими поколениями наших предков и основу русского менталитета, систему ценностей нашего народа, которую нам безусловно важно передать по наследству нашим детям. Репертуар детского чтения современного ребенка бесспорно должен включать произведения устного народного творчества, наряду с потешками, пестушками, прибаутками, песенками, колыбельными и простые добрые сказки.
Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка", "Колобок", "Теремок», «Курочка Ряба" и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа.
Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование "наказаний" и "поощрений" героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки.
Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.

Литературно-художественного анализа произведения (сказки)
План

1. Название произведения, жанр (вид для сказки) (автор для авторских произведений)
2. Тема (о ком, чём - по основным событиям)
3. Идея (ради чего, с какой целью)
4. Характеристика гл. героев (цитаты из текста)
5. Художественное своеобразие произведения (особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка - примеры из текста)
6. Выводы - значение в работе с детьми

Анализ РНС «Лисичка – сестричка и серый волк».

По жанру: «Лисичка – сестричка и серый волк» - русская народная сказка о диких животных.
Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.
Идея сказки : Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
Главные герои сказки - это лисичка – сестричка и серый волк.
Лисичка-сестричка:
- хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
- умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
- жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
Волк:
- доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
- добрый: «И то правда, - говорит волк, - где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)
Художественное своеобразие произведения:
Композиция:
Присказка ("Жили себе дед да баба"), экспозиция ("Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз"), завязка ("А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла."), развитие действия (в данной сказке - это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать") и развязка ("…Так, сестрица, так!").
Приёмы:
Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! - думает волк. - И не вытащишь!»
Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? - спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, - говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»
Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.
Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»

Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.

Это любимая сказка для малышей, которую многие детки знают на память. В ней рассказывается, как тяжело было вытащить репку из земли, но дружная семья справилась. Мораль сказки: вместе можно преодолеть любые трудности. Сказку легко выучить вместе с ребенком, поскольку в ней много повторов.

Сказка Репка скачать:

Сказка Репка читать

Посадил дед репку - выросла репка большая, пребольшая.

Стал дед репку из земли тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка мышку.

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут - вытянули репку!

Смысл сказки Репка

Многие догадываются, что в сказках в виде простых истин заложен глубокий смысл.
Я хочу здесь предложить вашему вниманию сказку о Репке. И вопросы к ней.

Итак, сказка.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку -

Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, - вытянули репку!

Вопросы.
Задача – вытащить репку (решить проблему).
Кто такой дед? Уж не один ли из мудрых старцев мира, решающий глобальные вопросы?
В сказке он тянет репку. Причём большую репку, которую он сам вырастил - для всех своих "подопечных".
Почему репку сперва тянул один дед?
Почему дед вместо того, чтобы одному – копать лопатой, стал один – тянуть?
Почему он не позвал всех сразу – бабку, внучку и т.д.? А пригласил только бабку?
Почему дед позвал именно бабку – свою старую помощницу, а не сыновей или кого-то другого?
Почему именно бабка (а не дед) позвала – внучку? почему именно внучку?
Почему внучка стала звать жучку? (они дружат, на определенном этапе друг позвал друга).
Жучка – кошку? (жучка с кошкой часто враждуют, на определенном этапе часто враждующие между собой стали взаимодействовать для решения задачи).
Кошка – мышку? (охотница позвала добычу, опять же – на определенном этапе, после того, как часто враждующие кошка для решения задачи встала за жучкой).
Почему дед молчал, не давал указания – позвать тех-то и тех-то? Бабка должна была сама догадаться позвать внучку. Все остальные – тоже. Кошка – также сама, без чьих-то указаний, додумалась позвать именно свою добычу – мышку.
Причём всё делается по доброй воле. Жучка кошку зовёт и та приходит. Кошка зовёт мышку - и та приходит, без насилия и вражды.
Почему именно в такой последовательности: дед-бабка-внучка-жучка-кошка-мышка?
Почему репку тянут последовательно друг за дружкой, а не параллельно, обступив репку?
Казалось бы, как мышка может помочь деду вытащить репку? Мышка же держится за кошку. В чём сущность её усилия? Усилие минимально, но почему-то без усилия мышки (потенциальной жертвы кошки) репка не вытаскивается (задача не решается).
Опять же важно: Репка вытягивается (задача решается) только по совместному рывку (тянут-потянут), все делают рывок дружно и скоординированно, причём в одной связке - друзья, враги и жертвы.

Для решения задачи получается интересная команда, где каждый участник со своим статусом. Собрались дед (старый мудрый глава семьи), бабка (его старая опытная помощница), внучка (молодая, растущая, и динамичная по сравнению с бабкой и дедом), жучка (подружка внучки), кошка (независимая, часто ссорящаяся с жучкой), мышка (потенциальная жертва кошки). Т.е. команда собралась - из одного хозяйства (в широком смысле – из одной страны), с разными взаимоотношениями (пара жучка-кошка по взаимодействию между собой – отличается от пары кошка-мышка и т.д.).

Интересен состав участников команды по решению задачи (вытаскиванию репки), неоднородность участников, функциональность участников, последовательность усилий при вытаскивании репки.

Оконченная ли сказка? Наверное, окончание сказки – все дружно едят репку – и дед, и мышка, и все остальные.

Думаю, что все эти вопросы - всего лишь маленькая вершина айсберга - того смысла, который заложен в этой древней сказке. Думаю, что в этой сказке заложен русский механизм решения любых задач. Русская математика и русская механика решения. Подумайте сами.

В продолжение темы о Репке хотелось бы рассмотреть такую ситуацию.

Очень часто успешные команды создают структуру, в которой каждый последующий участник хорошо знает только своего следующего и своего предыдущего. Я имею ввиду структуры: разведка, закрытое производство. Все знают общую задачу, поставленную перед структурой, но взяимодействуют только с "последующим" и с "предыдущим". Главный начальник ("Дедка", тянущий "Репку") не влезает во взаимоотношения со средним звеном, он сосредоточивается на решении задачи ("тянет Репку"), а ближайшие партнёр(ы) ("Бабка") - ему помогают. Если есть желание - анализируйте остальные звенья у "команды Дедки" самостоятельно.

Мне хотелось бы обратить внимание на цели-задачи, ради которых сказка Репка была придумана, запущена и передаётся из поколения в поколение. Видимо, авторы Репки хотели, чтобы каждый участник, вплоть до "Мышки", знал и понимал сущность и необходимость именно такой цепочки Дедка (начальник) - Бабка (великовозрастные партнёры Дедки) - внучка (молодые партнёры Бабки) - Жучка (исполнительные партнёры Внучки) - кошка (потенциальные враги, а теперь, когда тянут общую Репку, партнёры Жучки) - мышка (потенциальные жертвы, ставшие партнёрами кошки).
Ещё раз: ...знал и понимал необходимость именно такой цепочки.

Рецензии

а мне видится так...

Много ли есть на свете людей, кто не любил бы сказки? А что такое, сказка? Чем она покоряет? Ведь нет ни одного народа, или даже маленького племени, где не было бы сказок. Да, они разные, и не всегда понятны посторонним. Но, у всех есть одно общее. Передача мудрости, накопленной предыдущими поколениями.
Возникает вопрос, а чем же сказка отличается от учебников и летописей? Отличий несколько. Во-первых, это история с обязательными приключениями (кто же их не любит?), где почти всегда побеждает добро. Почему, ПОЧТИ? Потому что есть и грустные сказки, например, «Девочка со спичками» Андерсена. Но, любая сказка чему-то учит, заставляет сопереживать.
Особое место занимают народные сказки. Они многослойные. Читая их в разное время, мы находим что-то новое. К примеру, «РЕПКА». О чем она?
Большинство ответит, что даже самая малая помощь (мышка) может помочь в решении большой задачи. Это – первый слой.
А если мы поставим участников наоборот? Сначала мышку, а последним деда? Репка останется на месте, а у мышки оторвут хвост. Это – второй слой.
Делая общее дело, мы отодвигаем в сторону наши привязанности, симпатии и антипатии. Кошка-мышка, собака –кошка. Хотя собаке и кошке эта репка вообще ни к чему. Это – третий слой.
В сказке присутствуют: Люди – животные – растения. Так и в жизни. Мы все неразрывно связаны между собой и не можем обходиться друг без друга. Это – четвертый слой.
Переходим к людям. Работу выполняют: Дед и бабка – это прошлое. Внучка – будущее. А где же родители? Где настоящее? А настоящее, это линия перегиба между прошлым и будущим. Оно работы не совершает. Одна миллионная секунды назад, уже прошлое. Одна миллионная секунды вперед, еще будущее. Работу совершает будущее, опираясь на опыт прошлого. Это – пятый слой.
Можно продолжать дальше, но не стоит. Если кому-то станет интересно, то он сделает это сам. Любая, самая простая с виду, народная сказка не так проста, как кажется в начале.

Нужны ли сказки? Непременно! Они помогают не только тем, кто растет и набирается ума, но и умудренным жизнью людям. Кому-то, просто отдохнуть, кому-то заполнить пустоту. Все мы любим помечтать. Каждый о своем. И здесь нам помогает сказка. Мы уходим туда, возвращаясь в детство. И уже становится неважным, сколько нам лет и где мы живем.
С улыбкой...

Народные сказки - это нечто уникальное и самобытное. Если вы хотите прикоснуться к культуре того или иного народа, то обязательно почитайте произведения народного творчества. Каждый человек в нашей стране в детстве слушал русские сказки, и на их примерах впитывал в себя русскую культуру и понятия о добре и зле, о том, как надо поступать в жизни. Сказки - это на самом деле кладезь мудрости, даже если они, на первый взгляд, просты и незатейливы, как "Репка".

Сказка "Репка"

Сказку "Репка" в России может наизусть рассказать любой. И не удивительно, ведь среди русских сказок она выделяется своей простотой и краткостью - она занимает всего несколько строчек.

Русская сказка "Репка" - сказка для детей с самого раннего возраста. Ее простой смысл будет понятен даже малышам. Это одна из причин того, что дети ее хорошо запоминают. Однако если рассмотреть подробнее, то становится понятно, что мудрость в ней содержится не только детская.

О чем сказка "Репка"

В сказке "Репка" речь идет о старике, который решил посадить репку. Когда же она созрела, то выяснилось, что она выросла очень большой. По сути, это радость, однако старик сам не смог ее вытащить в одиночку. Ему пришлось позвать на помощь всю семью, сначала бабку, потом внучку, собаку Жучку, кошку, и лишь только когда прибежала мышка, семье все же удалось ее вытянуть.

Отметим, что немало ее вариантов существует в народном творчестве. Например, в одной из версий мышку не звали вытягивать репку. Семья утомилась, пытаясь вытащить овощ, и отправилась спать. Наутро оказалось, что ночью прибегала мышка и съела всю репку.

Сказка имеет циклический характер, ведь в ней каждый раз проговаривается порядок участников сбора урожая с самого начала и до конца.

Когда впервые была опубликована сказка "Репка"

Сказка "Репка" на протяжении веков рассказывалась лишь устно. Когда впервые была опубликована сказка "Репка", то она сразу вошла в сборник русских народных сказок. Первая публикация увидела свет в 1863 году, причем в ней были записаны не только всем известные персонажи, но и ноги, которые также приходили на помощь. Что имели в виду рассказчики под ногами - до конца не ясно.

Самостоятельная книжка "Репка" впервые увидела свет в 1910 году, и с тех пор она часто публикуется как маленькая книжка для детей. После публикации сказки "Репка" стало понятно, что она занимает совсем немного места на бумаге, поэтому обычно к этой сказке прилагается много картинок.

Сказка "Репка" является исконно русской, однако было несколько изданий и за границей, в том числе во Франции и в Израиле.

Разные варианты сказки

На сегодняшний день можно найти множество различных вариантов сказки "Репка": некоторые смешные, некоторые грустные, а иногда и серьезные. Раньше существовало всего 5 ее вариантов, среди которых один - оригинальный, созданный самим народом. Когда впервые была опубликована сказка "Репка", то она была записана в Архангельской губернии. Также широко известны варианты, написанные А.Н. Толстым, и В.И. Далем. Несмотря на то что сказка была записана разными людьми, смысл ее не поменялся, изменился лишь стиль изложения.

Также в разное время создавали свои варианты на тему "Репка" А.П. Чехов, С. Маршак, К. Булычев и прочие известные русские писатели.

Необходимо отметить, что сказка вдохновила не только на создание разных вариантов изложения, но и целого балета, создателем которого стал Д. Хармс.

Смысл сказки

Народная сказка "Репка" несет в себе куда более глубокий смысл, чем просто сбор урожая. Главный ее смысл заключается в том, чтобы показать силу семьи. Человек один не может сделать все, ему необходимы помощники, и в этом случае семья всегда придет на выручку. Тем более что и пожинать плоды труда потом тоже будут все вместе. Если делать все сообща, то будет толк, причем даже самый маленький вклад в общее дело иногда может решить его исход. Эта простая, на первый взгляд, истина почему-то часто забывается в жизни.

Но даже и это еще не весь смысл. Более понятным он становится в том случае, если рассмотреть исторические условия времени записи сказки. Так, это было сделано еще до прихода советской власти, во время правления императора. В те годы в деревнях существовала крепкая крестьянская община, которая выполняла работы вместе. В этой связи можно представить деда как одного из членов общины, который решился сделать все дело один. Похвально, конечно, но только без остальных членов, которые представлены бабкой, внучкой и животными, у него ничего не вышло, и выйти не могло. В общине даже от самого маленького и хилого члена есть польза, если он прикладывает усилия и старается сделать хоть что-то.

Картинки

Как ни странно, даже самая простая сказка может вдохновлять художников, как, например, "Репка". Когда впервые была опубликована сказка "Репка", она еще не содержала в себе картинок, что не удивительно, ведь тогда это был сборник рассказов для взрослых. Однако позже новое дыхание обрела сказка "Репка". Картинки к сказке впервые создала Елизавета Меркуловна Бем, они были опубликованы в 1881 году. Точнее, это были не картинки, а силуэты. В первых изданиях "Репка" представляла собой 8 листов силуэтов, и всего одну страницу с текстом сказки "Репка". Картинки позднее сократили и стали выпускать всю сказку на одном листе. От силуэтов Е.М. Бем отказались лишь в 1946 году. Таким образом, на протяжении более полувека сказка выпускалась только с одними и теми же картинками.

Сегодня рисунки к сказке практически в каждой книге создаются новые, так что у детей и родителей есть выбор. Когда в стране стали снимать мультфильмы, то были сняты и ленты по народной сказке.



Рассказать друзьям