В каких литературных произведениях есть добро. Примеры сочинений по направлению: Доброта и жестокость

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Доброта и жестокость - Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Примеры сочинений по направлению Доброта и жестокость

Сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

Уже очень долгое время проблема доброты и жестокости остается актуальной для обсуждения. В мире происходит вечное противоборство между добром и злом. Добро облагораживает все вокруг, делает мир ярче и светлее, в то время как жестокость селит хаос и беспорядок. Подобное можно проследить и в поведении людей. Жестокий человек, игнорируя основные правила морали, будет совершать бесчестные и бессердечные поступки. Будучи хладнокровным, такой человек безжалостно относится к слабым и бедным. Однако, совершенно иное можно ожидать от доброго человека.

Из этих рассуждений исходит вопрос: «Кого можно назвать добрым человеком?». Доброта всегда направлена на благодеяние и проявление сострадания по отношению к нуждающемуся, на свершение бескорыстного шага. Люди с добрым сердцем и чистой душой искренне помогают другим, оказывают поддержку, когда она им так нужна. Именно благодаря сильной любви ко всему окружающему миру такие люди готовы пойти на свершение самоотверженного подвига, готовы отдать жизнь за другого. Добрым можно назвать человека, способного проявить отвагу, отдать все свои силы ради помощи нуждающемуся. По-истине добрым и великодушным человеком можно назвать главную героиню рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор».

С ранней молодости и до глубокой старости Матрёну преследовала нелегкая судьба. Она не искала богатства, совершая нечестные поступки, как делают остальные жители ее деревни, не пыталась нажиться за счет других. Все свое время Матрёна посвящала себя другим: оказывала помощь своим соседям, работала на колхоз, при этом никогда не прося взамен денег. Она даже отдала свою последнюю горницу приемной дочери, после чего и погибла, пытаясь помочь с перевозом.

Матрёна является ярким примером доброго человека, она старалась помочь каждому по своей доброй воле, она ради других шла на риск, порою не задумываясь о своем здоровье. Добрые люди - это уникальные личности, способные пожертвовать собственными интересами ради блага окружающих. По моему мнению, именно с такими людьми мир становится лучше, именно благодаря им он продолжает существовать. Важно в любой ситуации оставаться собой, оставаться человеком и творить добро, не взирая на трудности.


Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добрый человек всегда благожелателен по отношению к окружающим, обладает мягкостью характера. Проявляя милосердие и сострадание, он никогда не пройдёт мимо того, кто нуждается в помощи.

Жесткость противопоставлена доброте, это крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Жестокого человека не трогают страдания окружающих, напротив, он может сам причинить боль, как физическую, так и нравственную своему ближнему, в нём нет милосердия, сочувствия, сострадания и жалости к другим людям.

Пример доброты можно найти в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского". Действие происходит в суровое, голодное послевоенное время, в 1948 году. Рассказчик вспоминает своё детство. Единственный из деревни он получил возможность продолжить образование после начальной школы в райцентре, где его поселили на квартире у чужих людей. Мальчику было грустно и одиноко и очень голодно. Чтобы хоть как-то поддержать себя, он стал играть в чику на деньги, выигрывая в день по рублю и покупая на эти деньги банку молока. Но уличные мальчишки проявили жестокость. Им не нравилось, что мальчик выигрывает рубль и выходит из игры. За это его жестоко избили. Учительница французского языка и классный руководитель по совместительству Лидия Михайловна не стала жаловаться директору, узнав, что её ученик играет на деньги, ведь за это сразу бы исключили из школы. После беседы с ребёнком она поняла, что он голодает, и решила ему помочь, придумав дополнительные занятия по французскому языку после уроков у себя на дому. Но гордый и стеснительный деревенский мальчишка напрочь отказался садиться за обеденный стол. И посылка с продуктами якобы от матери не помогла Лидии Михайловне, ученик догадался, что это посылка от учительницы и с возмущением вернул её классной руководительнице. Единственную возможность хоть как-то помочь голодающему ученику Лидия Михайловна нашла в игре на деньги. За этим занятием и застал ученика и учительницу директор. Лидия Михайловна взяла всю вину на себя, защищая мальчика. Она вынуждена была уволиться и уехать к себе домой на Кубань, а мальчику выслала посылку с красными кубанскими яблоками, которые раньше сибирский мальчик видел только на картинке. На всю жизнь запомнил герой уроки доброты, которые преподала ему учительница.

Жестокое отношение к человеку раскрывается в рассказе А. П. Платонова "Юшка", где к заглавному герою, которого на самом деле звали Ефим Дмитриевич, среди жителей слободы укоренилось резко отрицательное мнение. Этого худого, слабого, измождённого болезнью сорокалетнего человека все пренебрежительно звали Юшкой, презирали, обижали и унижали его. А дети, подражая взрослым, преследовали помощника кузнеца, когда тот шёл по улице, кидали в него землю, камни, ветки. Только после смерти Юшки все узнали, что этот презираемый ими человек, который зиму и лето ходил в одной и той же старой одежде и никогда не пил сладкого чая, все заработанные за год деньги относил в город с одну семью, куда поместил сироту. Девочка выросла, получила медицинское образование и стала врачом, чтобы так же бескорыстно, как и её благодетель Ефим Дмитриевич, помогать нуждающимся. Сначала только столяр попросил прощения у Юшки: "Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!" Но осознание своей несправедливости пришло и к другим людям.

Подводя итог, скажем, что доброта, милосердие и сострадание делают и самого человека, и мир вокруг него лучше, чище и благороднее. Жестокость - это отвратительное качество, которое разъединяет людей, разобщает их, ведёт мир к разрушению. Делайте добро и избегайте проявлять жестокость не только к ближнему своему, но и к животным.


Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Доброта и жестокость. Вовсе не совместимые понятия.
Что же такое доброта?
Это положительное нравственное качество человека. Добрый,отзывчивый человек всегда готов помочь другим в трудную минуту, не требуя ничего взамен. Такой человек пропускает чужие беды через себя, тем самым ещё больше понимая человека, оказавшегося в трудной ситуации.
Добрый человек - это сильный человек. Доброта способствует внутреннему процветанию человека.
Говоря о жестокости, я могу сказать, что это негативное качество.
Жестокий человек зачастую является эгоистом, он завистлив, им руководит злоба и ненависть. Как правило, жестокость - это несбывшиеся мечты, недостигнутые цели и задачи. Жестокость делает человека несчастным, разрушает его изнутри, не позволяет полюбить себя и других, полностью насладиться жизнью.

Вспомним повесть Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". Главные герои данного произведения порочны, хладнокровны, жестоки. Екатерина Измайлова - жена богатого купца, но так как она не испытывает к нему настоящей искренней любви влюбляется в своего работника Сергея. Наряду с прекрасным, нежным чувством любовью, в ней присутствует и жестокость, бесчеловечность. Понимая,что незаконная связь может быть разорвана,вместе с Сергеем убивает мужа и свёкра, но и это еще не конец.

Екатерина идет на убийство племянника Феди,чтобы остаться единственной наследницей состояния. Такие поступки олицетворяют равнодушие, эгоизм, жестокость. Отходя от темы жестокости, хочется привести в пример произведение А. И. Куприна "Чудесный доктор", одной из главных тем которого является доброта и отзывчивость. В центре сюжета обедневшая семья, дети которой болеют и голодают. От безысходности отец семьи хочет покончить жизнь самоубийством, нот в этот момент он встречается с мужчиной. Он оказывается доктором, который выслушивает историю семьи Мерцаловых. Без капли сомнений и раздумий, он помогает семье.

Такой поступок характеризует человека как отзывчивого, доброго, сердечного. Я хочу, чтобы в мире было больше добрых людей, ведь доброта способна изменить мир к лучшему. Это прекрасное чувство, заставляющее излучать яркость и душевную теплоту. Добро и зловечные понятия, и пока существует человек, будет существовать добро и зло. Зло помогает нам анализировать поступки, а добро направляет на верную дорожку истины.


Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Почему добрые люди становятся злыми и жестокими? На это, как правило, есть много причин, которые иногда даже заставляют нас оправдать человека, совершившего такое перевоплощение. Бывает, что на добро ответили неблагодарностью, или удары судьбы обрушились на него один за другим, и он сломался под ними. Рассмотрим характерные примеры из литературы.

В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» героиня столкнулась со страшным испытанием. Ее изнасиловал родной отец. На ее глазах мужчину убили мать и брат, но попранной чести было не вернуть, и семья была рада любому случаю выдать опозоренную Аксинью замуж. Такой шанс подвернулся, ведь Степан был поражен яркой внешностью девушки и не вникал в подробности ее жизни. Однако сама Аксинья не полюбила мужа, и в молодой семье начались конфликты. Как мы помним, супруга воспользовалась отсутствием Степана и стала любовницей Григория Мелехова. В деревне ее осуждали, а родители молодого человека и вовсе были в ярости. Супруг вернулся и побил героиню за неверность. Но можно ли быть к ней такими строгими? То, что она пережила, не может пройти бесследно. Ее душа ранена, вера в людей подорвана. Самый близкий родственник надругался над ней, как же после этого требовать от нее уважения к чужим семейным узам? Таким образом, личность может ожесточиться против мира, если ее сильно оскорбили родные или дорогие сердцу люди.

В рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» главного героя в округе недолюбливали. Он занимал должность лесника и никому не давал поблажек. Всех тех, кто рубил лес незаконно, он задерживал. Ни разу не сжалился он над бедняками, которые покушались на деревья от нужды и безысходности. Его даже прозвали «Бирюк», намекая на его нелюдимость и суровость. Этого человека и подкупить было нельзя, настолько он был принципиальным. Но рассказчик случайно попал в логово этого злобного лесника, и что же он увидел? Маленьких детей, которых ему оставила неверная жена, ушедшая за лучшей жизнью с мещанином. Все они ютились в убогой избенке, состоящей из одной комнаты. Естественно, что мужчина ожесточился и перестал верить людям, ведь его предала самая близкая женщина. Однако при ближайшем рассмотрении его доброта все равно никуда не пропала: он помог путнику, выпустил застигнутого врасплох вора по его просьбе. Просто он глубоко прятал свое доброе сердце, чтобы его снова не растоптали. Значит, тот, кто кажется жестоким, может быть, и не жесток вовсе, а просто скрывает свою доброту, чтобы не быть вновь обманутым.

Таким образом, добрые люди могут меняться к худшему, если их очень больно задели те, от кого они этого не ожидали. Удар в спину заставит человека утратить всякое доверие, без которого невозможно делать добро. Но даже если такое превращение совершилось, не стоит ставить на личности крест: возможно, ей просто нужно время, чтобы снова открыться миру с лучшей своей стороны.


Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Жестокость.
К сожалению, нам довольно часто приходится сталкиваться с ней в своей жизни.
Это может быть просто грубое слово, произнесенное человеком в наш адрес. Или кто-то может намеренно толкнуть нас в метро, освобождая себе путь. Агрессивное поведение по отношению к окружающим может привести и к более страшным последствиям, таким как гибель людей и животных или тяжелое причинение вреда их здоровью.

Жестокость - это качество, которое либо присуще человеку, либо нет. Если мужчина или женщина по природе жестоки, то это уже очень сложно исправить, поскольку данная черта, скорее всего, появилась у них еще в раннем возрасте. И такие люди даже могут испытывать удовольствие, причиняя боль другому человеку.

Бывает и так, что человек способен проявлять жестокость лишь в определенном состоянии, например, когда он очень зол. Тогда можно просто научиться самостоятельно контролировать свои эмоции или записаться на курсы управления гневом.

Мне всегда очень тяжело становится на душе, когда я сталкиваюсь с какими-либо проявлениями жестокости. Поэтому, если я вижу, что кого-либо из моих одноклассников обзывают другие ученики, я сразу же стараюсь защитить этого человека, ведь иногда слово может ранить больнее, чем грубое физическое действие.

Я не люблю смотреть новости, потому что там часто рассказывают о различных трагедиях и катастрофах. Я всегда переживаю за людей, попавших в беду, и за их близких.

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем мире было как можно меньше жестокости. Я всегда радуюсь, если на государственном уровне принимаются какие-либо меры по ее ограничению, например, закон о защите прав животных. Надеюсь, в будущем ситуация также будет меняться исключительно в лучшую сторону.

Мировая литература богата примерами истинной доброты, ведь людям свойственно создавать нравственные ориентиры и стремиться к ним. Особенно их много в книгах русских писателей, которые очень часто размышляли над сущностью и разграничением добра и зла. Именно поэтому большинство примеров из нашего списка относится к отечественной прозе.

  1. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». Родион Раскольников решается на страшное преступление, потому что видит вопиющую социальную несправедливость, когда большинство людей живут в нищете. Он вырабатывает «идею» о том, что «необыкновенные» люди имеют право совершать расправы над обывателями ради благой цели. Однако после убийства старушки и её сестры, он осознаёт, что совершил ужасный поступок и страдает. В метаниях главного героя мы видим вечную борьбу добра со злом. В итоге Раскольников сдаётся полиции, и это говорит о том, что он не может спокойно жить, помня о своём преступлении. Добро побеждает благодаря влиянию верующей девушки, Сони Мармеладовой, которая убеждает главного героя усмирить гордыню и повернуть на путь нравственного и духовного очищения.
  2. А. И. Куприн, «Олеся». Олеся и её бабушка Мануйлиха – невинные жертвы человеческой ненависти и невежества. Деревенские жители изгоняют их из села только потому, что считают их «ведьмаками». На самом деле, бабушка и внучка никому зла не делают, а лишь имеют дар от природы. Происходит своеобразный обмен ролями. Те, кого первоначально считают «злом», на самом деле, являются добром, а жители, предстающие «добрыми», на деле и есть зло. Они кичатся своей верой, но в то же время бьют беззащитного человека на пороге храма. В их душах злоба давно выместила хорошие качества, но внешне крестьяне все еще сохраняют иллюзию благонамеренности.

Отсутствие доброты

  1. М. Горький, «Старуха Изергиль». В легенде, рассказанной Изергиль, сын орла Ларра был обречён на вечную жизнь в одиночестве. Он никого не любил, не испытывал ни жалости, ни сострадания, не хотел никого уважать. Ларра ценил только свою свободу. Даже мать ему была не нужна, а убивал он беспощадно, даже не задумываясь. Так, он расправился с дочерью старейшины, которая отказала ему в любви. И в наказание за это люди оставили его в живых, и он не мог умереть. Именно его собственные качества – отсутствие всякой доброты и чрезмерная гордость – стали для него самым жестоким наказанием. Он сам обрёк себя на вечные страдания в отшельничестве.
  2. «Сказание о Борисе и Глебе» . В древнерусском житии Святополк – наследник князя Владимира, сын Ярополка, решил убить своих братьев, родных сыновей Владимира — Бориса и Глеба, потому что не хотел, чтобы они претендовали на престол. Только тот, у кого жестокое сердце, может пойти на братоубийство. Борис и Глеб приняли свою смерть смиренно, однако после смерти поднялись в рай и обрели покой. Я думаю, это означает, что даже самые жестокие злодеяния неспособны искоренить, уничтожить добро.

Добро для спасения чужой жизни

  1. И. А. Бунин, «Лапти». Нефед – невероятно добрый человек. Он не побоялся в страшную вьюгу пойти в город за шесть вёрст только лишь за тем, чтобы добыть желанные красные лапти больному ребёнку. Он достал и лапти, и фуксин, чтобы покрасить их, но не смог дойти обратно до дома. Нефед пожертвовал своей жизнью, чтобы порадовать ребёнка, который, может быть, и не выживет. Его поступок по-настоящему самоотверженный и добрый. Подтверждением этому служит то, что городские мужчины, заблудившись и отчаявшись, спаслись только лишь потому, что нашли в снегу мёртвое тело, и поняли, что поблизости есть жильё.
  2. М. А. Шолохов, «Судьба человека». Андрей Соколов прошёл через все ужасы войны. Два года пробыл в плену у немцев, познал адский голод, холод, нечеловеческую усталость и тоску по родине. Потерял всю свою семью, которую строил годами – любимую жену и трёх детей. Он бы мог вконец очерстветь, однако в его сердце сохранились доброта и умение сострадать. Он взял к себе маленького мальчика-сироту, потерявшего на войне родителей. Это пример настоящей человеческой доброты, которую неспособны затоптать даже самые тяжкие жизненные испытания.

Жертвенная доброта

  1. О. Генри, «Дары волхвов». Делла продаёт свои роскошные волосы, которыми гордится, чтобы купить на Рождество подарок любимому мужу. Джон, в свою очередь, продал дорогие фамильные часы, чтобы купить долгожданные гребни Делле. Таким образом, оказалось, что их подарки друг другу сейчас не нужны – у Деллы нет длинных волос, чтобы украсить их гребнями, а у Джона нет часов, которые можно прикрепить к цепочке. И именно этот контраст позволяет нам увидеть самое главное – доброту этих юных влюблённых супругов, готовых пожертвовать самым дорогим, лишь бы порадовать любимого человека.
  2. В. Ф. Тендряков, «Хлеб для собаки». Мальчик, герой рассказа, жалеет голодающих «врагов народа» — раскулаченных мужиков, и тайком от родителей таскает им еду. Потом он встречает, по его мнению, самого-самого голодного, которого никто больше не пожалеет – бродячую собаку, и делится с ней куском хлеба. Мальчик берёт еду для голодных из собственного обеда, нарочно оставляя часть того, что ему подает на стол мать. Стало быть, он сам недоедает, чтобы помочь тем, кому кусок хлеба нужнее. Это по-настоящему добрый поступок, который заслуживает уважения.

Доброта как спасение

  1. М. Горький, «На дне». Из всех героев пьесы Лука становится олицетворением добра и сострадания. Его соседи, обитатели ночлежки, опустились на самое «дно» жизни, но своими добрыми словами, своей неиссякаемой верой в человека Лука старается помочь каждому, кому ещё можно помочь. Он вселяет веру в Анну, что её душа бессмертна, Ваське внушает, что можно начать жить честно, Насте – что её мечта о светлой любви исполнима, Актёру – что он может бросить пить. Лука проповедует любовь и сострадание к человеку как противопоставление злу, ненависти, «жестокой правде». Его доброта становится лучом света для отчаявшихся персонажей.
  2. Р. Брэдбери, «Зелёное утро». Герой рассказа – Бенджамен Дрисколл – переехал на Марс вместе с первыми поселенцами. Несмотря на потерю сознания из-за недостатка воздуха, он не вернулся на Землю, а остался, и принялся сажать семена деревьев. Месяц Бенджамен трудился не покладая рук, и, когда, наконец, пошёл дождь, все посаженные им деревья выросли и стали испускать много-много кислорода. Благодаря его доброму делу, планета стала зелёной, а поселенцы смогли вздохнуть глубоко и свободно. Я думаю, только добрый человек мог так поступить. Бенджамен сделал то, что хорошо для всей планеты, а не для него одного.
  3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Дорогие читатель!

Прочитав книги, представленные в этом

возможность поразмышлять над тем, что

такое добро, милосердие, задуматься о тех

людях, которые живут рядом с тобой и,

может быть, нуждаются в твоей

помощи и поддержке.

Андерсен, Г.Х. Сказки и истории / Г.Х. Андерсен

-М.:Квадрат,2008.-350с.

Есть на свете сказки, которые делают людей добрее; вы держите в руках одну из них. "" - самая пронзительная история великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Она, как щемящий звук флейты, затрагивает струны любой души, вызывая светлые слёзы. Классический рождественский сюжет о бедной сиротке, бродящей по нарядным улицам накануне Нового года, приобрёл под гениальным пером Андерсена совершенно новое звучание. Всем известно, что желание, загаданное новогодней ночью, обязательно сбывается. Исполнилось и девочки со спичками: она получила наконец любовь, заботу и тепло, которых ей так не хватало. Книга адресуется детям младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Астафьев, В.П. Белогудка /В.П.Астафьев.

-М.:Дет.лит.,1987.-152с.

Рассказы Виктора Астафьева проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, заставляют быть добрее друг к другу, внимательнее к другим людям, их бедам и радостям.

Горький, М. На дне. Егор Булычов и другие / М.Горький.

-М.:Искусство,1987.-304с.-(Школьная библиотека).

В основе пьесы Максима Горького «На дне» - спор о человеке и его возможностях. Герои пьесы - люди, оказавшиеся на самом «дне» жизни. Что мо­жет помочь человеку? Может ли его вообще что-ли­бо спасти? В ведущемся в пьесе споре о человеке особенно важны три позиции - Бубнова, Луки и Сатина. Лука самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произве­дения: «Что лучше: истина или сострадание? Нуж­но ли доводить сострадание до того, чтобы пользо­ваться ложью, как Лука?»

Гюго,В.М. Козетта /В.М.Гюго –М.:Стрекоза- Пресс, 2006.

- 62с.:ил.-(Библиотека школьника).

" Козетта "-отрывок из романа Виктора Гюго"Отверженные». История маленькой девочки, оказавшейся в услужении у жестоких трактирщиков, не оставит юных читателей равнодушными и поможет научиться сострадать чужой беде. Для детей младшего возраста.

Достоевский, Ф.М. Раненое сердце: повести, рассказы, статьи /Ф.М. Достоевский. -М.: Молодая гвардия,1986.

- 494с.-(Библиотека юношества).

Хочу предложить вашему вниманию рассказ «Мальчик у Христа на елке» из книги Ф.М.Достоевского «Раненное сердце». Да, «Мальчик у Христа на елке" - это коротенький рассказ, но очень впечатляющий! Не знаю, могут ли найтись равнодушные, прочитавшие его. Недолгая история о маленьком мальчике-сироте. Новый год и Рождество - мои любимые праздники и в эти дни особенно больно видеть бездомных, нищих, обездоленных людей. А детей - больно вдвойне. Хочется, чтобы все мы были немного добрее друг к другу и не оставались "глухими" к несчастьям тех, кто оказался более слабым и незащищенным. Советую прочитать этот рассказ всем.

Железняков, В.К.Чучело/В.К. Железняков.

-М.:Астрель,2010. - 65с.:ил.-(Планета детства).

Повесть " Чучело " впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях "Чучела"."Чучелом" прозвали Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.
Много "чучел" живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.
Высокохудожественные иллюстрации в
выполнены талантливой художницей Екатериной Муратовой.
Короленко, В.Г. Дети подземелья /В.Г. Короленко

-М.: Книги Искателя, 2011.- 62с.-(Библиотечка школьника).

Повесть очень грустная, главный герой повести мальчик Вася (сын судьи) знакомится во время прогулки совершено случайно с двумя детьми Марусей и Валеком, которые живут в ужасных нищих условиях. Вася сын судьи, и поэтому знаком с таким понятием как нарушение закона, он хорошо усвоил формулу "нехорошо воровать", и потому нищие, добывающие себе средства на жизнь воровством, вызывают у него чувство презрения и негодования. Но когда он видит нищету своих маленьких друзей, он начинает по-другому смотреть на многие вещи. Глядя на мир с непривычной точки зрения, Вася откроет много нового и неизвестного. Например, он поймет, что за балаганным представлением нищих на улице чаще всего скрывается истинная трагедия. Финал повести печален: маленькая Маруся умирает. Книга адресуется детям младшего школьного возраста

Куприн, А.И. Рассказы /А.И.Куприн.-М.:Просвещение,1989.

-319с.:ил.-(Школьная библиотека).

В книгу включены рассказы о детях, странствующих актёрах, о цирке, о животных,- обо всём том, что Куприн особенно любил, что великолепно знал и чем жил. Моё внимание особенно привлёк рассказ Чудесный доктор.

Несколько строк о рассказе. Несчастья одно за другим обрушиваются на семейство Мерцаловых. Из-за тяжелой болезни отец остается без работы, все сбережения уходят на его лечение. Потом дети начали болеть: младшая девочка умерла, еще одна лежит в бреду и горячке. Старшие мальчики, посланные матерью с прошением к бывшему работодателю отца, возвращаются ни с чем. Безуспешные попытки Мерцалова найти хоть какую-нибудь работу приводят его в отчаяние, он решается на самоубийство. И нет, кажется, никакого выхода из этой беспросветной нищеты, из грязного и холодного подвала. Нечаянная встреча с незнакомцем в городском саду, где Мерцалов собирался свести счеты с жизнью, изменила его судьбу. Участие и помощь чудесного доктора помогли побороть несчастья, жизнь семьи наладилась, детям удалось вырасти и выйти в люди. Воспоминание о Чудесном докторе свято хранится в семье Мерцаловых. Книгу рекомендую для широкого круга читателей

Лиханов, А.А. Невинные тайны /А.А. Лиханов.

-М.:Детство.Отрочество.Юность,2005.-287с.:ил.

Действительно невинные тайны хранит в душе мальчик из благополучной семьи Женя, обманом отправленный родителями в лагерь на море для детей-детдомовцев, но к каким переменам в его судьбе это приводит.

Лиханов, А.А. Никто: роман / А.А.Лиханов.-М.:Дом,2008.

-320с.

Роман Альберта Лиханова, как и многие его произведения, посвящён вечной теме писателя- сиротству, защите обездоленных, обиженных семьей и обществом детей. В центре произведения –образ подростка-детдомовца Николая Топорова.

«Никто» называют мальчика небескорыстно прибравшие его к рукам покровители из «нового» бандитского мира. Гибнет чистая и светлая душа. Книга рассчитана на массового читателя.

Осеева, В.А. Волшебное слово /В.А.Осеева.

-М.:Самовар,2010.-77с.:ил.-(Школьная библиотека).

Замечательные о волшебной силе добрых слов и поступков, об отношениях между ребятами и взрослыми.
Рекомендую школьникам младшего школьного возраста.
Платонов, А.П. Юшка: повести и рассказы/ А.П Платонов.-М.:Сов.Россия,1984.- 464с.:ил.

Люди кричат о доброте. Где она? Как жесток мир! Как тяжело в нем нам несчастным! А когда доброта рядом, ее или считают бесполезной, даже нелепой, а то и попросту затаптывают в грязь, убивают как главного героя. Юшка, так звали героя нашего рассказа, был болен чахоткой. И поэтому он стал стар не по своим годам, был очень наивен и добр. Никто не понимал Юшку и все думали, что Юшка не такой, как все и поэтому все его били и обзывали. Юшка никогда не пил чай и собирал деньги. Оказалось, что у него есть приемная дочь и он давал ей деньги, чтобы она училась. Такое вот у Юшки было доброе сердце. Мне кажется, что у каждого человека должно быть доброе сердце, как у Юшки.

Книга рассчитана на массового читателя

Приставкин, А.И. Ночевала тучка золотая: повести

/ А.И.Приставкин.- М.: Сов. писатель,1989.-321с.

Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая...», предельно искренне и честно рассказывает о трудной жизни детдомовцев в военную пору. Эта повесть принесла автору широкую известность и была отмечена Государственной премией СССР. Она буквально ошеломила читателей своим трагическим звучанием и высокой нотой милосердного отношения к человеку.

Распутин, В.Г.Уроки французского /В.Г.Распутин.

-М.:Худож.лит.,1987-479с.:ил.

Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.) признан классиком при жизни, его имя известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его произведений поразили читателей - недаром его повести и рассказы экранизированы и поставлены на многих театральных сценах.
В наши дни, когда литература напряженно ищет "героя нашего времени", русские люди распутинской прозы с их необыкновенным мужеством и терпением стали еще более важны и необходимы для всех нас.
В книгу "Уроки французского" вошли самые любимые читателями произведения Валентина Распутина.

Приятного и полезного Вам чтения !

«Кто людям помогает - лишь тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя», - распевала в своей песенке зловредная героиня детских повестей Эдуарда Успенского старуха Шапокляк. Вместе со своей подопечной крысой Лариской, находящейся в ее ридикюле, она регулярно устраивает жителям города коварные розыгрыши. Но даже ехидная Шапокляк, несмотря на все свои проделки, попав в капкан, встаёт на путь исправления и добрых поступков.

В каждом из нас в той или иной степени присутствует желание творить благие дела. Ведь когда человек совершает добрые и альтруистичные поступки, на душе у него становится легко, а каждое по-настоящему доброе дело вызывает в людях энтузиазм такой силы, что одно маленькое событие способно привести к множеству дел, наполненных любовью, светом и теплом. Одним из таких примеров является международный праздник - День добрых дел , который по традиции отмечается ежегодно 15 марта.

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. Лев Толстой

История этого праздника берет свое начало в 2007 году в Израиле. Впервые в этом событии приняли участие около 7000 человек, решившие претворить в жизнь идею о том, что каждый человек может совершать добрые поступки. Это и каждодневная небольшая помощь окружающим, и глобальные социальные проекты, помогающие детям, пенсионерам и нуждающимся людям. Данная традиция не оставила равнодушным и население других стран. С каждым годом в этой акции принимают участие все больше и больше людей из разных уголков мира.

По другой версии - история возникновения Дня добрых дел в России берет свое начало еще в XIV-XV столетии. По преданию, 15 (25) марта точно неизвестно какого года, в Москву въехал купец. Он вмиг стал объектом людской молвы. Купец творил добро, раздавая деньги нуждающимся людям. Но делал это не просто так, а давал определенные суммы на конкретные потребности - ремонт протекающей крыши, покупку домашней утвари, на одежду для детей. Время прошло, но благие дела не забываются, и в память о купце, люди, ставшие свидетелями добрых дел, стали ежегодно 15 (25) марта помогать друг другу.

Во многих странах подобный день отмечается в другие дни календаря и называется «Днем спонтанного проявления доброты» . Например, в это время многие книжные издательства проводят акции под названием «Подари ребенку книгу», где каждый желающий может выбрать любую детскую книгу, оплатить и передать представителю фонда.

Кто свершит прекрасные дела,
В небесный мир он переходит. Будда

Но для совершения добрых дел не обязательны крупные денежные вложения. Можно помочь старушке перейти дорогу или убрать мусор на ближайшей детской площадке, или просто подарить улыбку проходящему мимо человеку - в этом и заключается доброта. Любой благодушный поступок, совершенный одним человеком, может воодушевить на добрые дела многих. Ведь главное - это положительный духовный всплеск в людях, принимающих участие в таких благородных делах, как с одной, так и с другой стороны.

Как известно, реальные и литературные примеры всегда воодушевляют и придают силы. Рассказывая о добрых и положительных поступках своих героев, многие писатели вдохновляют и вселяют уверенность в том, что каждый человек может творить добро, изменяя этот мир к лучшему. Погружаясь в мир литературы, человек облагораживает свой внутренний мир, познавая прекрасное, учится внутренней красоте и возможности видеть ее вокруг себя. Правильно подобранная литература для детей развивает мышление, формирует систему духовных ценностей и идеалы. Очень важно, чтобы у ребенка был близкий ему герой, на которого ему хотелось бы походить.

Давайте вспомним самый яркий литературный пример - повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда» , написанная в 1940 году. После выхода книги и фильма о Тимуре в СССР началось движение юных «тимуровцев», пионеров, помогающих людям, которые нуждались в такой помощи: семьям войны в годы Великой Отечественной войны, старикам. Можно сказать, что тимуровское движение предшествовало современным российским волонтёрским организациям. А главную идею повести выражает, обращаясь к Тимуру, Ольга следующей фразой: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

Верю я: придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. Борис Пастернак

Еще один яркий герой, столь привлекательный для писателей, поэтов и художников и реализующий принципы добра и взаимовыручки -персонаж средневековых английских легенд Робин Гуд . Ему посвящают литературные произведения, ставят спектакли, снимают фильмы, а его популярность не угасает. Он один из немногих легендарных героев, которые вышли за рамки фольклора и стали источником вдохновения. Существуют десятки художественных версий о Робин Гуде. По одной из них, это лучник, который жил в лесу со своей армией вольных стрелков, людей смелых и по-своему благородных, боролся с несправедливостью и защищал бедных.

А чего стоит ждать от трех свирепых вооруженных разбойников, которые носят черные плащи и высокие черные колпаки? Согласитесь, зрелище весьма устрашающее. Но три разбойника из одноименной книжки-картинки Томи Унгерера совсем не наводят страха на детей. Однажды им попадается карета с одним-единственным сокровищем - девочкой Тиффани. Эта встреча меняет их жизнь, и они решают заняться благородным делом - устроить в шикарном замке приют для сироток! Эта трогательная история сопровождается красочными авторскими иллюстрациями Томи Унгерера.

Все мы помним и светлый поступок маленькой девочки Жени - главной героини произведения В. Катаева «Цветик-Семицветик» . В её руки попадает волшебный цветок с семью лепестками, каждый из которых может исполнить только одно желание. Сначала героиня легкомысленно растрачивает лепестки на свои сиюминутные детские «хочу», но потом приходит осознание, что она делает что-то не так, и самый последний драгоценный лепесток Женя уже использует для того, чтобы помочь больному мальчику.

Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

Или другой замечательный пример -знаменитая сказка великолепной шведской писательницы Сельмы Лагерлёф о заколдованном мальчике Нильсе , который отправился в удивительное путешествие вместе со стаей гусей. Непослушный хулиган Нильс постепенно становится добрым и внимательным мальчиком, его новые друзья помогают ему понять, что значит сочувствие, взаимопомощь и ответственность за других.

Радость, доставленная нами другому, пленяет тем, что она не только не бледнеет, как всякий отблеск, но возвращается к нам еще более яркой. Виктор Гюго

Ключевая тема знаменитого цикла Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» - дружба и взаимовыручка. Герои заботятся друг о друге, черпают друг у друга поддержку и утешение (в плену у Бастинды), получают радость от общения и взаимовыручки. Страшила все время просит Железного Дровосека, чтобы он не плакал, а то от этого он может заржаветь. Все вместе они достают Страшилу из реки, спасают Льва из макового поля.

Для самых маленьких читателей хочется отметить удивительно добрые и поучительные сказки детского писателя и художника-иллюстратора Владимира Григорьевича Сутеева . Трогательные истории с зайкой, утенком, ёжиком и котенком непременно оставят глубокий след в душе каждого ребенка, научат доброте и взаимопомощи.

Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А. Дюма-отец

Из современных детских книг невозможно не отметить и трогательную книжку-картинку канадской художницы Марианны Дюбюк. «Лев и Птичка» - это нежная история о том, как дружба и забота помогают скоротать долгую зиму. Одинокий лев подбирает раненую птичку, отставшую от своей стаи. Её крыло должно постепенно зажить, да и догонять сородичей уже слишком поздно - и птичка остается зимовать у льва.

Многие педагогические идеи Василия Александровича Сухомлинского сохраняют свою актуальность и сегодня, ведь подход Сухомлинского к воспитанию детей основан на исключительно гуманистических принципах. Как сохранить Человека в себе и как вырастить его в своем ребенке - вечная тема, отраженная Сухомлинским просто и мудро.

Мы постарались собрать для вас лучшие детские книжки, которые смогут рассказать ребенку о важном. Тут есть из чего выбрать! Читайте книги, творите добро, и оно обязательно к вам вернется!

Сочинение «Что такое доброта?» является одним из вариантов мини-сочинений, предлагаемых выпускникам девятых классов на экзамене по русскому языку.

Алгоритм составления

Для того чтобы успешно справиться с поставленной задачей, написать качественное сочинение на тему «Что такое доброта», необходимо пользоваться определенным алгоритмом. Сначала необходимо изучить высказывание, предлагаемое в задании. Далее нужно прочитать само задание, проанализировать его.

На следующем этапе важно правильно определить основную мысль предложенного высказывания.

Например, сочинение «Что такое доброта» подразумевает анализ данного термина, особенности его проявления.

Далее нужно продумать вариант вступления, которое включает в себя не больше трех предложений. Мини-сочинение «Что такое доброта» предполагает указание позиции автора высказывания, демонстрацию собственного отношения к данной проблеме.

Среди слов, которые можно использовать при составлении введения, выделим «автор рассуждает, анализирует, отмечает».

Для того чтобы сочинение «Что такое доброта» было полным и получило высокую оценку экспертов, важно показать свое отношению к данному вопросу, воспользовавшись словами «я согласен с автором, разделяю позицию автора, вынужден согласиться».

В основной части сочинения необходимо рассмотреть проблему более детально, привести пример из литературных источников, добавить описание собственного опыта.

Для того чтобы сочинение «Что такое доброта» было оценено положительно, в нем необходимо привести не меньше двух аргументов.

У любого экзаменационного сочинения, независимо от его тематики, должно быть заключение. Его можно начать словами «таким образом», или «мы убедились в том, что». Далее излагается результат исследований, который был получен автором в результате анализа аргументов.

Схема выпускного сочинения

Сочинение по русскому языку «Что такое доброта» можно написать, воспользовавшись одной из нескольких видов схем.

В одном варианте сначала используется тезис, отражается отношение автора к добру и злу, указывается свое отношение к данному явлению. Далее приводятся два аргумента, которые связаны с темой добра. В конце рассуждения приводится четкий вывод.

По второй схеме, сочинение на тему «Что такое доброта» начинают с авторского высказывания (тезиса). Далее можно представить собственное отношение к добру и злу, привести пример из классической литературы. Потом выбирается второй аргумент, приводится пример, который его подтверждает. В конце сочинения приводится вывод.

Первый пример

Приведем несколько примеров экзаменационных работ, тема которых «Что такое доброта». Сочинение-рассуждение может основываться на разных литературных источниках, выбор их осуществляет сам ученик.

Доброта - это позитивное качество, обладать которым должен любой живущий на нашей планете. Только добрый человек способен помочь людям, которые оказались в трудных условиях, нуждаются в поддержке. Люди во время войны делятся последним куском хлеба. В мирное время они сдают кровь, помогая выживать тем, кто попал в беду. Настоящая доброта проявляется не в красивых словах, а в поддержке и понимании.

После того как в Японии произошло землетрясение и цунами, в числе пострадавших оказались тысячи мирных граждан. Люди из разных стран мира устремились на помощь японцам, не стала исключением и Россия. Народная мудрость говорит: «Доброта спасет мир».

Люди всегда считали добро тем качеством, которое необходимо любому человеку. Недаром в сказках оно всегда одерживает победу над злом.

Сегодня все меньше людей, которые обладают этим удивительным качеством. Многие взрослые являются эгоистичными и равнодушными, занимаются только собственными делами и проблемами. Вместо нормального человеческого общения, люди пользуются компьютерами и мобильными телефонами. Человек стал зависеть от интернета, он утратил душевность, лишился сострадания.

На мой взгляд, нужно задумываться над тем, как сделать другому человеку добро. Нельзя равнодушно проходить мимо людей, которые просят о помощи. Если человек стремится только к своему личному благополучию, он перестает быть человеком. А.П. Чехов напоминал: «Спешите делать добро». Как актуально его высказывание в настоящее время!

Второй образец

Приведем еще один вариант итоговой работы на тему «Что такое доброта». Сочинение-рассуждение можно начать с проблемы богатства и бедности.

Доброта является положительным качеством, которым должен владеть любой человек на нашей планете. Добро - это приятное и светлое чувство, приносящее радость, улыбки другим людям. Его можно сравнить с настоящим счастьем.

Мои друзья считают, что добрые люди не способны обижать, обманывать, унижать достоинство другого человека.

В моем понимании слово «добро» - это бескорыстная помощь тем, кто нуждается в поддержке и понимании. Для меня приятным поступком будет дело, которое сделано по велению сердца.

Каждый человек рождается добрым, но проявляется это качество у всех по-разному. Кто-то старается поддержать коллег и друзей, кто-то счастлив тогда, когда рядом с ним нет несчастных людей. Я абсолютно убежден в том, что доброта - это огромнейшая сила!

Еще один пример

Порассуждаем над тем, что такое доброта. Сочинение с аргументами по данной тематике является одним из вариантов заданий, предлагаемых выпускникам девятого класса. Приведем вариант готового рассуждения, касающегося данной проблемы.

Что такое доброта? Определение для сочинения можно взять любое. Но все они сводятся к тому, что добро - это понятие, которое не имеет корысти и зависти. Оно ассоциируется с великодушием, милосердием, желанием приносить пользу другим людям.

Этот термин связан с любовью, радостью, позитивным отношением к другим людям, живой природе. В. В. Маяковский рассуждал в своих стихах о зле и добре. Он подтверждает ту тонкую грань, которая существует между двумя этими терминами. Именно они являются основополагающими понятиями морали.

Несмотря на то, что на протяжении нескольких веков человечество борется со злом, люди не спешат творить добро. Я убежден в том, что ситуация, которая сложилась в современном мире, приближает человечество к самоуничтожению. Если добро не сможет себя защитить, исчезнет сострадание, взаимопонимание, люди превратятся в злых и коварных существ.

Соотношение зла и добра

Продолжим разговор о том, что такое доброта. Сочинение ОГЭ, связанное с данной тематикой, должно быть подтверждено аргументами из литературных источников. Многие поступки, которые совершаются людьми, связаны с добрыми намерениями. Но, как известно, «благими намерениями выслана дорога в ад».

Это выражение свидетельствует о том, что изначально люди совершают поступки, которые направлены на помощь другим, но в итоге они далеко не всегда оказываются хорошими делами. Все чаще зло прикрывается добром.

Ситуация, которая в последние годы наблюдается в мире, свидетельствует о том, что люди перестают ценить добро, все чаще их действия связаны только с достижением личной выгоды.

Что такое добро

Данный вопрос должен быть освещен в выпускном сочинении, поэтому остановимся на нем подробнее. Добро является даром, который не предполагает корысти. Люди помогают друг другу, не требуя взамен материальных благ. У многих россиян есть врожденная потребность совершать добрые дела, помогать людям, которые в этом нуждаются.

К сожалению, в мире инновационных технологий все большее внимание уделяется материальным ценностям и благам, и все меньше отводится времени на обычные человеческие отношения, общение с друзьями и родными. Душевное тепло и отзывчивость в наши дни можно смело заносить в Красную книгу.

Подбор аргументов для сочинения

Доброта способна сделать человека счастливым. Счастье и доброту можно считать двумя сторонами одной медали. Отдавая другим свою любовь, человек получает взамен счастье и гармонию.

Примером взаимовыручки можно считать ситуацию, которая произошла в метро Санкт-Петербурга. Не было равнодушных людей, все старались помочь тем, кто пострадал от действий террориста. Данный аргумент является подтверждением того, что люди способны творить добро, не задумываясь о том, какие материальные блага они получат при этом.

Заключение

Любое экзаменационное сочинение, которое пишут выпускники девятых классов, предполагает соблюдение определенной последовательности действий. Например, если ребенок пишет на ОГЭ рассуждение о доброте, сначала он должен указать цитату, показать отношение к той мысли, которая предлагается автором. Для того чтобы сочинение было засчитано, школьником должно быть приведено не меньше двух аргументов. Они подбираются в соответствии с основной тематикой итогового сочинения.

Один из них можно брать из литературных произведений, а второй базировать на личном опыте. В структуре сочинения должны быть соблюдены определенные разделы. Во введении важно показать свою позицию к доброте. Основная часть подразумевает рассмотрение двух аргументов, подтверждение важности и значимости добра. В заключительной части своего сочинения школьник делает вывод о крайней важности добрых поступков, их преобладании над агрессией и злостью.



Рассказать друзьям