В каком году была создана капитанская дочка. Исторический роман «Капитанская дочка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Анализ "Капитанской дочки" Пушкина помогает лучше разобраться и понять знаменитый исторический роман Александра Пушкина. В нем рассказывается о восстании Емельяна Пугачева. Впервые роман увидел свет в 1836 году, он был напечатан в журнале "Современник".

Сюжет романа

Чтобы сделать подробный анализ "Капитанской дочки", нужно хорошо знать сюжет этого произведения. Произведение написано в форме воспоминаний престарелого помещика Петра Гринева о бурных событиях его молодости.

Он рассказывает, как в 16 лет отец отправил его служить в армию.

По пути к месту службы он случайно встречается с Емельяном Пугачевым, который тогда был беглым казаком, только подумывавшим о масштабном восстании. Они встречаются во время бурана, Пугачев соглашается проводить Гринева вместе с его престарелым слугой к постоялому двору, чтобы не погибнуть в стихии. В знак признательности Гринев отдает ему свой тулуп.

На службу главный герой пребывает в Белогорскую крепость. Практически сразу он влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Его сослуживец Швабрин тоже неравнодушен к девушке и вызывает Петра на дуэль. Во время схватки тот получает ранение. О происшествии узнает его отец и отказывается благословить этот брак.

Пугачевский бунт

Приходят повстанцы и в Белогорскую крепость. Родителей Маши убивают. Швабрин демонстрирует свою сущность, присягнув на верность Пугачеву, а вот Гринев отказывается это делать. От казни Петра спасает Савельич, который напоминает Пугачеву, что этот тот самый молодой человек, который когда-то подарил ему заячий тулуп.

Но воевать на стороне повстанцев Гринев все-таки отказывается, его отпускают в осажденный Оренбург. Петр начинает сражаться против Пугачева. Однажды он получает письмо от Маши, которая из-за болезни не смогла выехать из Белогорской крепости. Она пишет, что Швабрин заставляет ее жениться на нем.

Гринев мечется, выбирая между чувством и долгом. В итоге он самовольно покидает часть, приезжает в Белогорье и с помощью Пугачева спасает Машу. Вскоре его уже по доносу Швабрина арестовывают правительственные войска. Гринев ждет приговора в тюрьме.

Маша пытается сделать все, чтобы не допустить смертной казни своего возлюбленного. Она отправляется в Царское Село на прием к императрице Екатерине II. Она случайно встречает государыню на прогулке. Одну и без свиты. Она честно рассказывает обстоятельства дела, думая, что перед ней одна из фрейлин императрицы.

Екатерина II впечатлена этой историей. Она отпускает Гринева, тот возвращается к родителям, вскоре играет свадьбу с Машей. Таково краткое содержание "Капитанской дочки" Пушкина.

История создания

Этот роман - живой отклик русской литературы на исторические романы Вальтера Скотта, которые в то время были чрезвычайно популярны в России. Стоит отметить, что исторический роман Пушкин планировал написать еще в 1820-х годах. Так появился "Арап Петра Великого".

Первым же классическим русским историческим романом считается "Юрий Милославский" Михаила Загоскина. Литературоведы отмечают влияние Загоскина на Пушкина. Например, встреча с вожатым повторяет одну из сцен "Юрия Милославского".

Интересна история создания "Капитанской дочки". Замысел романа появился у Пушкина, когда он работал над хроникой "История Пугачевского бунта". Ради документальных сведений он специально ездил на Южный Урал, встречался с очевидцами тех грозных лет.

Первоначально Пушкин намеревался сделать главным героем романа реального офицера Михаила Шванвича, перешедшего на сторону Пугачева. Но по всей видимости, сюжет про дворянина, который подается в разбойники, был им реализован в "Дубровском". Поэтому в этот раз Пушкин решил обратиться к мемуарной форме, а главный героем сделать честного офицера, сохранившего верность присяге, несмотря на соблазн перейти на сторону бунтовщиков ради сохранения жизни.

Анализируя историю создания "Капитанской дочки", многие отмечают, что сцену встречи Маши с императрицей в Царском Селе, скорее всего, Пушкин придумал, узнав исторический анекдот о милости немецкого короля Иосифа II к дочери одного офицера низкого ранга. Домашний же образ самой Екатерины, очевидно, был навеян гравюрой Уткина.

Роман или повесть?

Важный вопрос, которым задаются все исследователи творчества Пушкина, как определить жанр этого произведения. "Капитанская дочка" - роман или повесть? Единого мнения по этому вопросу нет до сих пор.

Те, кто утверждает, что это повесть, настаивают на том, что само произведение очень небольшое по объему. Это важный формальный признак, который указывает на принадлежность к повести. К тому же, описываемые события охватывают небольшой временной промежуток, что, как правило, не характерно для романа. Сторонники этой гипотезы также указывают на заурядность личности Петра Гринева, а также его окружения, утверждая, что такие герои не могут быть персонажами настоящего романа.

В споре, что такое "Капитанская дочка" - роман или повесть, есть и вторая точка зрения. Не обращая внимания не его небольшой объем, исследователи все же отмечают, что в тексте поднимается большое число серьезных вопросов и проблем, охватываются важные, вечные темы. Поэтому по смысловому наполнению его вполне можно причислить к роману, считают они.

Однозначного ответа на вопрос о жанре этого произведения нет до сих пор.

Петр Гринев

Один из главных персонажей "Капитанской дочки" - Гринев. Во время описываемых событий ему всего 17 лет. Он - недоросль, который практически с рождения был записан в состав гвардии Семеновского полка. В то время так поступали с юношами практически во всех дворянских семьях. Поэтому, когда они достигали зрелого возраста, отправлялись в армию уже в офицерских чинах.

Гринев появляется перед читателем в звании прапорщика. Это главный герой, от лица которого и ведется повествование. При этом упоминается, что к тому времени страной уже правит Александр I. Рассказ регулярно прерывается старомодными сентенциями.

Поступок Гринева в "Капитанской дочке", когда он отправляется из Оренбурга в крепость, захваченную Пугачевым, обсуждается до сих пор. Русский офицер, оказавшись перед выбором - между долгом и чувством, выбирает последнее. Он фактически дезертирует, оставив свое место службы, получает помощь от предводителя повстанцев. Все это ради любви к девушке.

Примечательно, что в первоначальном варианте содержалась информация о том, что Гринев умер в 1817 году, но потом Пушкин избавился от этого факта. Белинский характеризует характер Гринева как бесчувственный и ничтожный. Известный критик считает, что он был нужен Пушкину только как беспристрастный свидетель поступков Пугачева.

Маша Миронова

Маша Миронова в "Капитанской дочке" - главный женский персонаж. Пушкин описывает ее как 18-летнюю девушку со светло-русыми волосами, румяную и круглолицую. Она дочь коменданта Белогорской крепости, куда приезжает служить Гринев.

Поначалу она кажется слабой и бесхарактерной, но ее истинное лицо проявляется, когда Маша отправляется в столицу, к императрице, просить о сохранении жизни Гринева. Князь Вяземский, давая анализ "Капитанской дочке", отмечает, что образ этой героини - своеобразная вариация на тему Татьяны Лариной.

А вот Чайковский считал ее не очень интересным персонажем, но при этом честной и доброй девушкой. Марина Цветаева выражается еще резче о Маше Мироновой в "Капитанской дочке" - "пустое место всякой первой любви".

Алексей Швабрин

Антагонистом Петра Гринева в произведении "Капитанская дочка" является молодой офицер Алексей Иванович Швабрин. Пушкин его описывает как невысокого и смуглого офицера с отменно некрасивым лицом.

Когда Гринев оказывается в Белогорской крепости, персонаж "Капитанской дочки" Швабрин служит там уже пять лет. В этой отдаленной дивизии он оказался из-за дуэли. Его перевели из гвардии. Как мы видим, наказание ничему не научило этого героя, так как вскоре он вызывает к барьеру очередного противника. На этот раз самого Гринева.

В крепости Швабрина из "Капитанской дочки" многие считают вольнодумцем. При этом он хорошо разбирается в литературе, свободно говорит на французском языке. Но когда наступает один из решающих моментов в его жизни, предстоит выбрать, на чью сторону встать, он изменяет присяге и переходит на сторону повстанцев, войска Пугачева. В дальнейшем он использует свое положение в корыстных целях, заставляя Машу Миронову, оставшуюся в крепости сиротой, выйти за него замуж.

По оценки многих литературных критиков, это классический романтический негодяй.

Емельян Пугачев

Масштабной и колоритной выглядит фигура Емельяна Пугачева в "Капитанской дочке". Например, большая поклонница Пушкина Марина Цветаева видела в нем единственное настоящее действующее лицо произведения, считая, что он полностью заслоняет собой невзрачного Гринева.

Примечательно, что долгое время Петр Ильич Чайковский вынашивал замысел поставить оперу по этому произведению Пушкина. Но в итоге отказался от этой идеи. Он решил, что цензура ни за что не пропустит эту оперу из-за образа Пугачева в "Капитанской дочке". Этот персонаж прописан настолько мощно, что зритель будет вынужден уйти из зала, очарованный повстанцем. Так как у Пушкина, по мнению Чайковского, в произведении "Капитанская дочка" получился удивительно симпатичный злодей.

Эпиграф романа

Исследователи творчества Пушкина всегда придают большое значение эпиграфу в "Капитанской дочке". Им становится знаменитая русская пословица "Береги честь смолоду".

Она очень точно отражает то, что происходит с Петром Гриневым. Для этого героя события складываются таким образом, что он вынужден сделать один из самых тяжелых выборов в своей жизни. Поступить как честный человек или, испугавшись смертельной опасности и вероятного наказания после этого, предать самых близких людей и свои идеалы, в которые он верил все эти годы.

Вспоминая о героях "Капитанской дочки", нужно упомянуть об отце Петра, который наставляет сына перед отъездом в армию. Он призывает его верно служить тому, кому присягнул, слушаться начальство, не гоняться за одобрением без причины, не напрашиваться на службу, но и не отлынивать от нее, а также помнить пословицу "береги платье снову, а честь - смолоду". Так отец формулирует для Петра основные ценности, указывая на то, что должно быть самым важным в этой жизни.

При этом стоит отметить, что не только воспитание, но и ключевые черты характера помогают Гриневу выполнить отцовский наказ. Он всегда искренен и прямо говорит людям, что о них думает. Спасает Машу Миронову от Швабрина, выручает своего слугу Савельича из рук приспешников Пугачева. При этом остается верен слову и присяге, которые дал императрице. Эта принципиальность и покоряет Пугачева. Из-за нее тот сначала оставляет Петру жизнь, а затем помогает уехать вместе с возлюбленной.

Особенно ярко проявляются честность и верность присяги Гринева на фоне Швабрина. Последний - образованный и красноречивый офицер, но он думает и заботится только о себе. Оставаясь при этом абсолютно равнодушным к окружающим. Ради спасения своей жизни он с легкостью отрекается от присяги и переходит на сторону противника. Такие разные герои в "Капитанской дочке".

Личность Гринева складывается из искренности и чувства долга. Он в точности старается следовать пословице, которой напутствовал его отец и которая вынесена в эпиграф романа Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". Причем мы можем наблюдать за вполне реалистичным героем, который временами боится, сомневается в правильности своих решений, но все-таки не отказывается от своих убеждений, совершая поистине героические поступки ради любимых и близких ему людей. Для Гринева чрезвычайно важно помимо долга и службы всегда оставаться человеком с добрым и любящим сердцем, который не может терпеть несправедливость. Причем в окружающих он старается видеть только хорошее. Даже в Пугачеве в первую очередь выделяет его ум, великодушие и отвагу, то, что он старается выступать защитником бедных и обездоленных.

В произведении Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" образ Петра Гринева дан в развитии. Каждый эпизод романа дает ему возможность проявить себя с той или иной стороны.

Анализ "Капитанской дочки"

Анализируя это произведение, первым делом нужно отметить, что оно написано в форме воспоминаний. По своей структуре состоит из 14 глав, каждая из них имеет собственное название и эпиграф. В основу произведения положено реальное историческое событие - восстание Емельяна Пугачева, которое произошло во времена правления императрицы Екатерины II с 1773 по 1775 год. Многие проблемы "Капитанской дочки", которые поднимаются в произведении, остаются актуальными до сих пор.

Подробнее остановимся на композиции. В завязке Гринев коротко вспоминает о своем детстве и отрочестве, о жизни в родительском доме.

А вот кульминаций в романе сразу две. В первой войско Пугачева захватывает Белогорскую крепость. Казнят многих офицеров, в том числе отца Маши, коменданта капитана Миронова.

Вторая кульминация романа - это героическое спасение Маши Петром Гриневым, оставшейся в крепости во власти Швабрина. Развязка - весть о помиловании главного героя, которого добилась Маша Миронова у самой императрицы. Роман завершается эпилогом.

Важную роль в романе играет ярко описанная картина стихийного и беспощадного народного восстания. Автор подробно останавливается на основных причинах этого бунта, его участниках и последователях. Как это часто бывает в произведениях Пушкина, важная роль отводится народу. У писателя он не некая безликая масса, которая слепо следует за предводителем. Каждый представитель народа - это отдельная самостоятельная личность. При этом люди объединяются между собой, следуют за определенной целью. В результате Пугачева поддерживают и казаки, и башкиры, и крестьяне.

Углубляясь в характеры персонажей, стоит отметить, что Пушкин уделяет большое значение воспитанию и характерам героев. Автор умышленно не идеализирует семью Гриневых. Так, Гринев-старший обладает нетвердым характером, а вот Петр, наоборот, сразу вызывает у читателя симпатию. Даже будучи в начале своего жизненного пути, он свято сохраняет верность своим словам и поступкам. Он смелый человек, который не боится опасностей, поэтому вызывает уважение у большинства читателей этого романа.

Интересно, что семейство Мироновых Пушкин при этом описывает не без иронии. Машу автор наделяет мужественным и простым характером, чистым сердцем и, что самое главное, высокими моральными устоями.

Явную неприязнь вызывает только один персонаж - клеветник Швабрин. Совсем скоро читатель узнает, что он способен на предательство и донос и совсем не следует своей присяге. Образ предводителя повстанцев Пугачева величественен и трагичен.

Читателей подкупает простой и лаконичный язык, которым написано это произведение. Это делает описываемые события максимально правдивыми.

в Викитеке

«Капита́нская до́чка » - одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы , повесть А. С. Пушкина , посвящённая событиям Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва .

Впервые была опубликована в 1836 году в журнале «Современник» без подписи автора. При этом глава о крестьянском бунте в деревне Гринёва осталась неопубликованной, что объяснялось цензурными соображениями.

Сюжет повести перекликается с первым в Европе историческим романом «Уэверли, или Шестьдесят лет назад », который был опубликован без указания автора в 1814 году и вскоре был переведён на основные языки Европы. Отдельные эпизоды восходят к роману М. Н. Загоскина «Юрий Милославский » (1829) .

В основе повести лежат записки пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринёва, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачёвщине», в которой семнадцатилетний офицер Пётр Гринёв по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

Петр Андреевич с легкой иронией вспоминает свое детство, детство дворянского недоросля. Его отец Андрей Петрович Гринёв в молодости «служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году. С тех пор жил в своей симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». В семье Гринёвых было девять человек детей, но все братья и сестры Петруши «умерли во младенчестве». «Матушка была ещё мною брюхата, - вспоминает Гринёв, - как я уже был записан в Семёновский полк сержантом». С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич, «за трезвое поведение» пожалованный ему в дядьки. «Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Затем появился учитель - француз Бопре, который не понимал «значения этого слова», так как в своём отечестве был парикмахером, а в Пруссии - солдатом. Юный Гринёв и француз Бопре быстро поладили, и, хотя Бопре по контракту обязан был учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», он предпочёл скоро выучиться у своего ученика «болтать по-русски». Воспитание Гринёва завершается изгнанием Бопре, уличённого в беспутстве, пьянстве и небрежении обязанностями учителя.

До шестнадцати лет Гринёв живёт «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию «понюхать пороху» да «потянуть лямку». Он отправляет его в Оренбург, наставляя служить верно «кому присягаешь», и помнить пословицу: «береги платье снову, а честь смолоду». Все «блестящие надежды» молодого Гринёва на весёлую жизнь в Петербурге разрушились, впереди ожидала «скука в стороне глухой и отдалённой».

Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и Савельич попали в буран. Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившуюся в метели кибитку к умёту. Пока кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Петру Андреевичу приснился страшный сон, в котором пятидесятилетний Гринёв усматривает нечто пророческое, связывая его со «странными обстоятельствами» своей дальнейшей жизни. Мужик с чёрной бородою лежит в постели отца Гринёва, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посажённым отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мёртвыми телами; Гринёв спотыкается о них, скользит в кровавых лужах, но его «страшный мужик» «ласково кличет», приговаривая: «Не бойсь, подойди под моё благословение».

В благодарность за спасение Гринёв отдаёт «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп и подносит стакан вина, за что тот с низким поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель». Наружность «вожатого» показалась Гринёву «замечательною»: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».

Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринёв, встречает юношу не грозными бастионами, башнями и валами, а оказывается деревушкой, окружённой деревянным забором. Вместо храброго гарнизона - инвалиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смертоносной артиллерии - старенькая пушка, забитая мусором.

Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов - офицер «из солдатских детей», человек необразованный, но честный и добрый. Его жена, Василиса Егоровна, полностью им управляет и на дела службы смотрит как на свои хозяйственные. Вскоре Гринёв становится для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом […] привязался к доброму семейству». В дочери Мироновых Маше Гринёв «нашёл благоразумную и чувствительную девушку».

Служба не тяготит Гринёва, он увлёкся чтением книг, упражняется в переводах и сочинении стихов. Поначалу он сближается с поручиком Швабриным, единственным в крепости человеком, близким Гринёву по образованию, возрасту и роду занятий. Но вскоре они ссорятся - Швабрин с издёвкой раскритиковал любовную «песенку», написанную Гринёвым, а также позволил себе грязные намёки относительно «нрава и обычая» Маши Мироновой, коей эта песенка была посвящена. Позже, в разговоре с Машей, Гринёв выяснит причины упорного злоречия, которым Швабрин её преследовал: поручик сватался к ней, но получил отказ. «Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен», - признаётся Маша Гринёву. Ссора разрешается поединком и ранением Гринёва.

Маша ухаживает за раненым Гринёвым. Молодые люди признаются друг другу «в сердечной склонности», и Гринёв пишет батюшке письмо, «прося родительского благословения». Но Маша - бесприданница. У Мироновых «всего-то душ одна девка Палашка», в то время как у Гринёвых - триста душ крестьян. Отец запрещает Гринёву жениться и обещает перевести его из Белогорской крепости «куда-нибудь подальше», чтобы «дурь» прошла.

После этого письма для Гринёва жизнь стала несносной, он впадает в мрачную задумчивость, ищет уединения. «Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство». И только «неожиданные происшествия, - пишет Гринёв, - имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».

В начале октября 1773 г. комендант крепости получает секретное сообщение о донском казаке Емельяне Пугачёве, который, выдавая себя за «покойного императора Петра III», «собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей». Коменданту предложено «принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца».

Вскоре уже все заговорили о Пугачёве. В крепости схвачен башкирец с «возмутительными листами». Но допросить его не удалось - у башкирца был вырван язык. Со дня на день жители Белогорской крепости ожидают нападения Пугачёва.

Мятежники появляются неожиданно - Мироновы даже не успели отправить Машу в Оренбург. При первом же приступе крепость взята. Жители встречают пугачёвцев хлебом и солью. Пленных, среди которых был и Гринёв, ведут на площадь присягать Пугачёву. Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу». Под ударом сабли падает мёртвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждёт и Гринёва, но Пугачёв милует его. Чуть позже от Савельича Гринёв узнаёт «причину пощады» - атаман разбойников оказался тем бродягой, который получил от него, Гринёва, заячий тулуп.

Вечером Гринёв приглашён к «великому государю». «Я помиловал тебя за твою добродетель, - говорит Пугачёв Гринёву, - […] Обещаешься ли служить мне с усердием?» Но Гринёв - «природный дворянин» и «присягал государыне императрице». Он даже не может обещать Пугачёву не служить против него. «Голова моя в твоей власти, - говорит он Пугачёву, - отпустишь меня - спасибо, казнишь - Бог тебе судья».

Искренность Гринёва поражает Пугачёва, и тот отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринёв решает ехать в Оренбург за помощью - ведь в крепости в сильной горячке осталась Маша, которую попадья выдала за свою племянницу. Особенно его беспокоит, что комендантом крепости назначен Швабрин, присягнувший Пугачёву на верность.

Но в Оренбурге Гринёву в помощи отказано, а через несколько дней войска мятежников окружают город. Потянулись долгие дни осады. Вскоре случаем в руки Гринёва попадает письмо от Маши, из которого он узнаёт, что Швабрин принуждает её выйти за него замуж, угрожая в противном случае выдать её пугачёвцам. Вновь Гринёв обращается за помощью к военному коменданту, и вновь получает отказ.

Гринёв с Савельичем выезжают в Белогорскую крепость, но у Бердской слободы они схвачены мятежниками. И снова провидение сводит Гринёва и Пугачёва, давая офицеру случай исполнить своё намерение: узнав от Гринёва суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает освободить сироту и наказать обидчика.

И. О. Миодушевский. «Вручение письма Екатерине II», на сюжет повести «Капитанская дочка», 1861 год.

По дороге в крепость между Пугачёвым и Гринёвым происходит доверительный разговор. Пугачёв отчетливо осознает свою обречённость, ожидая предательства прежде всего со стороны своих товарищей, знает он, что и «милости государыни» ему не ждать. Для Пугачёва, как для орла из калмыцкой сказки, которую он с «диким вдохновением» рассказывает Гринёву, «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью; а там что Бог даст!». Гринёв делает из сказки иной нравственный вывод, чем удивляет Пугачёва: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

В Белогорской крепости Гринёв с помощью Пугачёва освобождает Машу. И хотя взбешённый Швабрин раскрывает перед Пугачёвым обман, тот полон великодушия: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай». Гринёв и Пугачёв расстаются «дружески».

Машу в качестве невесты Гринёв отправляет к своим родителям, а сам по «долгу чести» остаётся в армии. Война «с разбойниками и дикарями» «скучна и мелочна». Наблюдения Гринёва исполнены горечи: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринёва. Представ перед судом, он спокоен в своей уверенности, что может оправдаться, но его оговаривает Швабрин, выставляя Гринёва шпионом, отряжённым от Пугачёва в Оренбург. Гринёв осужден, его ждёт позор, ссылка в Сибирь на вечное поселение.

От позора и ссылки Гринёва спасает Маша, которая едет к царице «просить милости». Прогуливаясь по саду Царского Села, Маша повстречала даму средних лет. В этой даме все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность» . Узнав, кто такая Маша, она предложила свою помощь, и Маша искренне поведала даме всю историю. Дама оказалась императрицей, которая помиловала Гринёва так же, как Пугачёв в своё время помиловал и Машу, и Гринёва.

Экранизации

Повесть многократно экранизировалась, в том числе за рубежом.

  • Капитанская дочка (фильм, 1928)
  • Капитанская дочка - фильм Владимира Каплуновского (1958, СССР)
  • Капитанская дочка - телеспектакль Павла Резникова (1976, СССР)
  • Volga en flammes (фр.) русск. (1934, Франция, реж. Viktor Tourjansky)
  • Капитанская дочка (итал.) русск. (1947, Италия, реж. Марио Камерини)
  • La Tempesta (итал.) русск. (1958, реж. Alberto Lattuada)
  • Капитанская дочка (1958, СССР, реж. Владимир Каплуновский)
  • Капитанская дочка (анимационный фильм, 2005), режиссёр Екатерина Михайлова

Примечания

Ссылки

История создания «Капитанской дочки» может заинтересовать всех кто читал этот исторический роман Пушкина или полностью.

«Капитанская дочка» история написания

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его “Архивных тетрадях” сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.

В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. “Я в Казани с пятого. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону”, – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась “История Пугачева”, написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием “История Пугачевского бунта”, которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.

По первоначальному замыслу должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который “предпочел гнусную жизнь – честной смерти”. Имя его упоминалось в документе “О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников”. Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались “в сообщении с злодеями”, но “по следствию оказались невинными” и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, “гнусный злодей” Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.

Работая над историческим романом, Пушкин опирался на творческий опыт английского романиста Вальтера Скотта (среди его многочисленных почитателей в России был сам Николай I) и первых русских исторических романистов М.Н.Загоскина, И.И.Лажечникова. «В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании» - так Пушкин определил основной жанровый признак романа на историческую тему. Выбор эпохи, героев и особенно стиль «вымышленного повествования» сделали «Капитанскую дочку» не только лучшим среди романов русских последователей В.Скотта. По словам Гоголя, Пушкин написал «единственный в своем роде роман» - «по чувству меры, по законченности, по стилю и по изумительному мастерству обрисовывать типы и характеры в миниатюре…» Пушкин-художник стал не только соперником, но и «победителем» Пушкина-историка. Как заметил выдающийся русский историк В.О.Ключевский, в «Капитанской дочке» «больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману».

Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над “Капитанской дочкой”. “Капитанская дочка” была напечатана в четвертом номере пушкинского “Современника” в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.

Теперь вы знаете историю написания и создания романа Пушкина «Капитанская дочка» и сможете понять весь историзм произведения.

Давно, очень давно (так начала моя бабушка свою повесть), в то время, когда мне было еще не более шестнадцати лет, жили мы - я и покойный мой батюшка - в крепости Нижне-озерной, на Оренбургской линии. Надобно тебе сказать, что эта крепость нисколько не походила ни на здешний город Симбирск, ни на тот уездный городок, в который ты, дитя мое, ездил прошлого года: она была так невелика, что и пятилетний ребенок не устал бы обежавши ее вокруг; домы в ней были все маленькие, низенькие, по большей части сплетенные из прутьев, обмазанные глиною, покрытые соломою и огороженные плетнями. Но Нижне-озерная не походила также и на деревню твоего батюшки, потому что эта крепость имела в себе, кроме избушек на курьих ножках, - старую деревянную церковь, довольно большой и столь же старый дом крепостного начальника, караульню и длинные бревенчатые хлебные магазейны. К тому же крепость наша с трех сторон была обнесена бревенчатым тыном, с двумя воротами и с востренькими башенками по углам, а четвертая сторона плотно примыкала к Уральскому берегу, крутому, как стена, и высокому, как здешний собор. Мало того, что Нижнеозерная была так хорошо обгорожена: в ней находились две или три старые чугунные пушки, да около полусотни таких же старых и закоптелых солдат, которые хотя и были немножко дряхленьки, но все-таки держались на своих ногах, имели длинные ружья и тесаки, и после всякой вечерней зари бодро кричали: с богом ночь начинается . Хотя нашим инвалидам редко удавалось показывать свою храбрость, однако ж нельзя было обойтись и без них; потому что тамошняя сторона была в старину весьма беспокойна: в ней то бунтовали башкирцы, то разбойничали киргизцы - все неверные бусурманы, лютые как волки и страшные как нечистые духи. Они не только что захватывали в свой поганый плен христианских людей и отгоняли христианские табуны; но даже подступали иногда к самому тыну нашей крепости, грозя всех нас порубить и пожечь. В таких случаях солдатушкам нашим было довольно работы: по целым дням отстреливались они от супостатов с маленьких башенок и сквозь щели старого тына. Покойный мой батюшка (получивший капитанский чин еще при блаженной памяти императрице Елисавете Петровне) командовал как этими заслуженными стариками, так и прочими жителями Нижнеозерной - отставными солдатами, казаками и разночинцами; короче сказать, он был по-нынешнему комендантом, а по-старинному командиром крепости. Батюшка мой (помяни господи душу его в царстве небесном) был человек старого века: справедлив, весел, разговорчив, называл службу матерью, а шпагу сестрою - и во всяком деле любил настоять на своем. Матушки у меня уже не было. Бог взял ее к себе, прежде нежели я выучилась выговаривать ее имя. Итак, в большом командирском доме, о котором я тебе говорила, жили только батюшка, да я, да несколько старых денщиков и служанок. Ты, может быть, подумаешь, что в таком захолустье было нам весьма скучно. Ничего не бывало! Время и для нас так же скоро катилось, как и для всех христиан православных. Привычка, дитя мое, украшает всякую долю, если только в голову не заберется всегдашняя мысль, что там хорошо, где нас нет , как говорит пословица. К тому же скука привязывается по большей части к людям праздным; а мы с батюшкой редко сиживали поджав руки. Он или учил своих любезных солдат (видно, что солдатской-то науке надобно учиться целый свой век!), или читал священные книги, хотя, правду сказать, это случалось довольно редко, потому что покойник-свет (дай ему бог царство небесное) был учен по-старинному, и сам бывало говаривал в шутку, что грамота ему не далась, как турку пехотная служба. Зато уж он был великий хозяин - и за работами в поле присматривал все своим глазом, так что в летнюю пору проводил бывало целые божие дни на лугах и на пашнях. Надобно тебе сказать, дитя мое, что как мы, так и прочие жители крепости сеяли хлеба и косили сена - немного, не так, как крестьяне твоего батюшки, но столько, сколько нам было нужно для домашнего обихода. Об опасности, в какой мы тогда жили, ты можешь судить по тому, что земледельцы наши работали в поле не иначе, как под прикрытием значительного конвоя, который должен был защищать их от нападений киргизцев, беспрестанно рыскавших около линии, подобно волкам голодным. Потому-то присутствие батюшки моего при полевых работах было нужно не только для одной их успешности, но и для безопасности работающих. Ты видишь, дитя мое, что у батюшки моего было довольно занятий. Что же касается до меня, то и я не убивала времени напрасно. Без похвальбы скажу, что, несмотря на мою молодость, я была настоящею хозяйкою в доме, распоряжалась и в кухне и в погребе, а иногда за отсутствием батюшки, и на самом дворе. Платье для себя (о модных магазинах у нас и не слыхивали) шила я сама; а сверх того находила время починивать батюшкины кафтаны, потому что ротный портной Трофимов начинал уже от старости худо видеть, так что однажды (смешно, право, было) положил заплатку, мимо прорехи, на целое место. Успевая таким образом отправлять мои домашние делишки, я никогда не пропускала случая побывать в божием храме, если только наш отец Власий (прости ему, господи) не поленится бывало отправить божественную литургию. Впрочем, дитя мое, ты ошибаешься, если думаешь, что я и батюшка жили в четырех стенах одни, ни с кем не знаясь и не принимая к себе людей добрых. Правда, нам редко удавалось хаживать в гости; зато батюшка был большой хлебосол, а у хлебосола бывает ли без гостей? Каждый почти вечер собирались в нашу приемную горницу: старик порутчик, казачий старшина, отец Власий и еще кой-какие жители крепости - всех не припомню. Все они любили потягивать вишневку и домашнее пиво, любили потолковать и поспорить. Разговоры их, разумеется, были расположены не по книжному писанью, а так наобум: бывало, кому что придет в голову, тот то и мелет, потому что народ-то был все такой простой… Но о покойниках надобно говорить одно только хорошее, а наши старые собеседники давно, давно уже покоятся на кладбище.

Меню статьи:

Работа над произведением

Над своей повестью «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин трудился в продолжение трех лет – с 1833 по 1836 год, а его написанию предшествовала кропотливая работа над исследованием исторических фактов. Первоначально целью автора было создать документальное произведение, но постепенно родился замысел написать художественную повесть о Пугачевском бунте.

Чтобы труд был полезным грядущим поколениям, автор опирался на факты, изложенные в документах о восстании, длившемся с 1773 по 1774 год, а также семейных архивах, разрешение на использование которых он получил от Николая Второго.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Но этого было мало, и Александр Сергеевич поехал в Приуралье и Поволжье – места, где происходили основные события Пугачевского восстания. Огромный вклад в работу внесли свидетельства очевидцев – непосредственных участников, а также свидетелей Пугачевской войны.

Прототипы главных героев произведения

Немаловажен тот факт, что прототипами произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» стали реальные люди. Изучая исторические данные о том, кто был сообщниками Пугачева, автор произведения решил создать образ Швабрина, используя факты о подпоручике Шваниче, который в ходе войны перешел на сторону бунтовщика Емельяна Пугачева. Главный герой повести Петр Гринев имел своим прототипом человека по фамилии Башарин.


Он будучи пленником, смог сбежать и присоединиться к армии, которая пыталась подавить восстание бунтовщика и его приверженцев. Фамилия Гринев тоже выбрана Александром Сергеевичем вовсе не случайно: некто с такой же фамилией числился в списках людей, которых поначалу считали виновными в организации бунта, но позже оправдали.

Работа над образами главных героев

Первоначально автор планировал создать главного героя с противоречивыми чертами характера, но позже его замысел изменился, и Пушкин решил, чтобы в сюжете романа фигурировали два совершенно противоположных по характеру и взглядам персонажа – Петр Гринев и Алексей Швабрин. Эти антиподы создают основу произведения, и характер каждого из них раскрывается в отношении к одной личности – девушке Маше Мироновой. Но, чтобы сделать правильные выводы о роли этих героев, нужно рассмотреть поведение каждого в контексте повести.

Личность Петра Гринева

Этот юноша получил нравственное воспитание у себя дома, отец старался по мере возможности контролировать поведение мальчика. Наконец, он отправил его служить в Белогородскую крепость в надежде, что сын получит важные жизненные уроки. Там Петр Гринев проявил себя добрым и благородным, не терпящим подлости и наглости. Он смело вступается за честь любимой девушки Марии, прося освободить ее из заточения, даже невзирая на то, что при этом самому грозит опасность от Емельяна Пугачева. Для Гринева характерно безошибочное нравственное чутье. Он умеет быстро распознавать характеры окружающих его людей. Так, оказавшись в Белогородской крепости и познакомившись с новыми людьми, герой смог оценить душевную чистоту Маши Мироновой и распознать подлую и низменную натуру Алексея Швабрина.


А вот в грозном бунтовщике Емельяне Пугачеве, казалось бы, отрицательном персонаже, Петр сумел рассмотреть незаурядного человека, которому наряду с отрицательными чертами характера присущи такие качества как широта русской души, ум и находчивость. Несмотря на нормальное отношение к бунтовщику, Гринев никогда бы не смог сделаться предателем. Он предпочитал принять смерть через повешение, чем присягнуть на верность самозванцу, но Савельич спас своего господина. А жертвенность Петра, который подарил простому мужику (которого впоследствии Гринев узнал в Пугачеве) заячий тулуп, спустя время, окупилась сторицей.

Описание характера Алексея Швабрина

Алексей Швабрин – полный антипод Петра Гринева, человек подлый, дерзкий, наглый и самовлюбленный. Убивший во время игры на шпагах своего знакомого, даже переведенный в наказание в крепость, он не изменил свой образ мышления, но снова проявлял свой скверный характер.. Не умеющий дружить, он из зависти клевещет на своего друга Петра Гринева, высмеивая его талант писать стихи. Несмотря на свой дворянский титул, Алексей в своем самолюбии не гнушается даже предательством и подлостью, причем совершает плохие поступки неоднократно. Первый раз Алексей проявляет себя крайним подлецом на дуэли с Петром Гриневым, когда, воспользовавшись тем, что он отвернулся на окрик слуги, тяжело ранит его.

Предлагаем ознакомиться с в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Яркое предательство мы видим после взятия бунтовщиками Белогородской крепости, когда в минуту опасности он, спасая свою шкуру, трусливо перебегает на сторону самозванца Пугачева! А как деспотично Швабрин отнесся к Марии Мироновой! Несмотря на то, что девушка осталась круглой сиротой в день нападения Пугачева на крепость, он запер ее в избе и держал на хлебе и воде, принуждая силой выйти замуж.

Образ Емельяна Пугачева

«Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай» – эти слова произнес Емельян Пугачев, предводитель крестьянского восстания, описанный в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ этого героя вызвал немало споров и возмущения в то время, ведь в первый раз смутьян и бунтовщик, являющийся предводителем крестьянского восстания, предстал перед читателем не в роли жестокого, кровожадного убийцы, а как талантливый и храбрый вождь народа, который сумел возглавить крестьянское восстание благодаря смекалке, уму, неиссякаемой энергии и выдающимся способностям.

В дворянстве он видел исключительно зло и жестоко расправлялся с теми, кто, по его мнению, угнетал простой бедный народ, крестьян. Александр Сергеевич Пушкин в лице Пугачева создал образ человека, который, несмотря ни на что, помнит о сделанном ему добре. Из благодарности за заячий тулупчик и чарку водки, которыми Петр Гринев поделился во время бурана, Емельян Пугачев неоднократно сохраняет ему жизнь. Петр не раз убеждается в том, что этот человек не такой ужасный, каким преподносит его людям царская власть.

Александр Пушкин описывает Пугачева в своей повести не только как предводителя крестьянской войны, но и в образе простого казака. В его речи слышны присказки, пословицы, поговорки, иносказания. Он заставляет называть себя «царем-батюшкой», и объясняет это требование тем, что на Руси всегда будет жить вера в доброго царя. В отношениях с подчиненными можно заметить демократизм и отсутствие чинопочитания. Каждый имеет право высказать собственное мнение и не согласиться с точкой зрения «государя».

История создания повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина

3 (60%) 2 votes


Рассказать друзьям