Вагнер николай петрович. Николай николаевич вагнер

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вагнер, Николай Николаевич (18. 06.1920, г. Пермь – 4.04.1996, г. Пермь).
Русский писатель, прозаик, член Союза писателей СССР (с 1973 г.). Заслуженный работник культуры. Награждён семью медалями. Дважды лауреат областной премии им. А. Гайдара.
Родился в семье писателя Н. П. Вагнера. В Перми окончил школу-десятилетку. Поступил и учился в МИФЛИ им. Н. Г. Чернышевского в Москве, затем в Пермском государственном педагогическом институте, который окончил в 1942 г. по специальности «Русский язык и русская литература». Будучи ещё студентом пединститута, поступил работать расточником на авиамоторный завод им. И. Сталина (впоследствии – моторостроительный им. Я. Свердлова).
В 1944 г. – редактор, а позднее – главный редактор областного радиокомитета. В годы строительства Камской ГЭС трудился литературным работником газеты Камгэсстроя «На стройке». Писать начал с 1945 г.
В 1953 г. поступил на работу старшим редактором художественной литературы в Пермское книжное издательство, исполняя эти обязанности до 1956 г. Первая книга «Не той дорогой», повесть, вышла в 1955 г. В 1956 г. становится главным редактором областного радиокомитета, а в 1957 г. – директором студии телевидения областного комитета радио и телевидения.
Н. Н. Вагнер – автор нескольких романов и повестей, а также более десяти документальных книг об истории уральских заводов. Главная тема литературного творчества писателя – исследование характера рабочего человека в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Особый вклад Николай Вагнер внёс в работу Дома народного творчества, для которого написал множество прозаических и поэтических сценариев: тонких, остроумных, с лёгким слогом.
С 1988 г. и до последних дней своей жизни Н. Вагнер нёс нелёгкое бремя ответственного секретаря Пермской областной писательской организации, являлся секретарём правления Союза писателей России. В трудные, кризисные годы распада СССР ему удалось сохранить пермскую организацию от раскола, междоусобиц, отстоять принадлежащее писателям помещение. Внёс ощутимый вклад в развитие литературы Прикамья, в смутное время начала 1990-х сохранил и поддерживал особую творческую атмосферу в писательской среде возглавляемой им организации.

Соч.: Не той дорогой: повесть. Пермь: Кн. изд-во, 1955. 114 с.
Счастье рядом: роман. Пермь: Кн. изд-во, 1966. 254 с.
Преодоление: роман. Пермь: Кн. изд-во, 1973. 214 с.
За высотою высота: докум. повесть. Пермь: Кн. изд-во, 1977. 87 с.
Металл и люди: очерки. Пермь: Кн. изд-во, 1979. 159 с., ил.
Ночные смены. Преодоление: романы. Пермь: Кн. изд-во, 1980. 442 с.
Благоденствие: роман. Пермь: Урал-пресс, 1995. 263 с.

Лит.: Вагнер Николай Николаевич // Писатели Пермской области: биобиблиогр. справочник. Пермь, 1996. С. 45-46: фот.
Портрет современника: Писатель Н. Вагнер / фот. В. Сердитых // Звезда. 1995. 25 февр.
Николай Вагнер: [некролог] // Звезда. 1996. 6 апр.
Слово о товарище: [некролог] // Вечерняя Пермь. 1996. 9 апр.; Пермские новости. 1996. 9 апр.
Вагнер Н. Н. // Замечательные немцы Прикамья: краткий биогр. сб. о некоторых представителях рос. немцев Прикамья / сост. В. Ф. Гладышев. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2010. С. 34: фот.

Петр Николаевич Вагнер, старший сын Николая Петровича Вагнера, профессора зоологии, члена-корреспондента Российской Императорской Академии наук (1898 г.), писателя (литературный псевдоним – Кот-Мурлыка) и Екатерины Александровны Вагнер (урожденной Худяковой), родился в г. Казани в 1862 г. В 1870-71 г. в связи с избранием отца профессором Петербургского университета, семья переехала в столицу. В гимназии К. Мая Петр Николаевич учился только один год. Строго говоря, у нас нет документов, подтверждающих факт учебы в гимназии, но в списках учеников за 1875–1876 гг. значится Петр Вагнер, место жительства (Васильевский остров), знание немецкого языка и то, что Петр Николаевич впоследствии отдал своего единственного сына «к Маю» - все эти факты могут подтвердить наше предположение.

В 1879 г. Петр Николаевич поступил в Морское училище. С 1880 г. принимал участие во внутренних и заграничных плаваниях. Педагогическую деятельность начал в 1886 г. в качестве воспитателя и преподавателя Морского Училища. В 1890 г. окончил Гидрографическое отделение Морской Академии и стал штатным преподавателем Морского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпуса.

По воспоминаниям одного из воспитанников уже в советское время: «Своеобразным человеком был начальник училища П.Н.Вагнер, недавний царский адмирал. При всей его корректности мы чувствовали, что комсомольцы для него - беспокойное «инородное тело», случайно оказавшееся во вверенном ему учебном заведении».

Петр Николаевич был человеком разносторонних интересов и талантов. Он владел тремя языками: немецким, французским и английским. Увлекался музыкой и живописью, в 1894 г. поступил в Императорскую Академию Художеств, в пейзажную мастерскую профессора А.И. Куинджи (1842 – 1910). Атмосфера в мастерской А.И. Куинджи была очень теплой, доброжелательной и неформальной. Соученик и приятель Петра Николаевича известный художник А.А.Рылов в своих «Воспоминаниях» писал:«Вечером собирались в мастерской и ждали прихода модели. После окончания работы с 5 до 7 часов. Затем появлялся служитель, вносил самовар, груду свежих горячих сосисок и вкусных булочек-рогулек. Французскую горчицу вываливали прямо на бумагу и, макая в нее сосиски, отправляли в рот во славу доброго хозяина нашего Архипа Ивановича. После чая начинался концерт, настраивались инструменты и раздавалась веселая музыка: Богаевский, Чумаков и Калмыков играли на гитарах. К ним иногда присоединялся Зарубин и Химони на скрипках, а Латри – на мандолине, морской офицер Вагнер – на балалайке».

Петр Николаевич окончил обучение в Академии Художеств 1899 г. с присвоением ему звания классного художника Академии за пейзажи «Пороги» и «Балтийское море». Петр Николаевич работал главным образом как маринист, был активным участником художественных выставок. Критик Л.М. Антокольский (1872 - 1942) писал: «Лучшие пейзажисты на весенней выставке по обыкновению Зарубин, Вагнер и Столица…Маринист Вагнер прекрасный живописец и техник, которому много мешает его странное, уже несколько лет замеченное пристрастие к «чернильным тонам».

С 1921 по 1929 гг. П.Н. Вагнер – профессор факультета Живописи, Графики, Скульптуры Высшего Художественно-технического Института – ВХУТЕИН (Академии Художеств).

Перечень выставок и каталогов:

2-я осенняя выставка картин. Спб., 1907, с. 6,12.

3-я художественная выставка картин «Северного кружка любителей изящных искусств». Вологда, 1909, с.2.

Осенняя – Спб., 1910, с.3-4.

Весенняя - Пг, 1916, с.6, 26.

Осенняя - Пг, 1916, с. 11, 27.

Выставки картин общества им. А.И. Куинджи: 2-ая – Пг, 1918, с. 7 Л., 1926, с.5. 1-ая гос. Свободная выставка произведений искусства- Пг, 1919, с. 19.

Выставка живописи и акварели запасного фонда Краснодарского краевого художественного музея. Краснодар, 1955, с.4.

Екатеринодарская картинная галерея. Екатеринодар, 1915, с.24.

Картины Харьковского городского художественного музея. Харьков, 1917, с. 5.

Каталоги:

Весенние выставки в залах Императорской Академии Художеств. Спб 1898-1916.

«Искусство и художественная промышленность» Спб., 1899, № 13, с.61 (илл.)

«Художественные сокровища России» Спб., 1904, т. 4, с. 23.

«Родина» Петроград, 1917, №3, с. 29 (илл.) « Нива» 1899 № 50, с. 978-980, портр. А.И. Куинджи и его ученики

Каталог выставки. Л., 1973.

Источники:

Антокольский Л.М. Весенняя выставка Академии художеств;

Н.П.Вагнер (1829-1907) был ученым; он немало сделал для науки в области естествознания и психологии. Лишь в сорокалет­нем возрасте Николай Петрович стал серьезно заниматься лите­ратурным трудом. Толчком к этому послужили издания сказок X. К.Андерсена, появившиеся в середине 60-х годов. В эссе «Как я сделался писателем?» Вагнер рассказывает: «Читая похвальные и даже восторженные отзывы об этих сказках в наших журналах и газетах, я купил их и прочел. Многие из них мне также понрави­лись, но многими я был недоволен, находил их слабыми и задал себе вопрос: неужели я не могу написать так же или лучше?»

В течение трех лет Вагнер создал несколько сказок, которые составили первый сборник «Сказки Кота-Мурлыки» (1872). Сбор­ник пользовался большой популярностью и не раз переиздавался.

Вагнер написал много художественных и научно-познаватель­ных произведений, но литературная его известность связана именно со сказками. Такой взыскательный историк и теоретик литерату­ры, как М.М.Бахтин, писал в журнале «Педагогическая мысль» в 1922 году о том, что благодаря сказкам надо признать Вагнера классиком детской литературы.

Кто такой Кот-Мурлыка? На этот вопрос автор отвечал в пре­дисловии к первому изданию сказок. Оказывается, «это был ста­рый и весьма почтенный Кот, но, к сожалению, полный всяких противоречий... Он любил науку и терпеть не мог ученых. Любил искусство и ненавидел искусников: в особенности таких, кото­рые всю свою жизнь пели фальшивые ноты». А из предисловия ко второму изданию читатель узнал, что Кота-Мурлыку при созда­нии сказок вдохновляла фея Фантаста. Ведь «без нее рассудок ни­чего не может создать, без нее мир пуст и холоден, без нее нет жизни и красоты... Поэт, художник, музыкант, ученый приходят к ней, к ее ключу живой воды, который живет и движет весь мир».

Фея Фантаста вела Вагнера и его читателей в причудливый мир сказки, где неудержимая фантазия художника сливается с воображением философа и ученого. Этот причудливый сплав был одинаково пленителен как для детей, так и для взрослых. (Разве взрослые «сами не дети в общем росте того ребенка, которого зовут человечеством?» - задавался риторическим вопросом писа­тель.) Фантазия Вагнера питалась тем, что он получил в детстве из сказок няни, а также Жуковского, Пушкина, Ершова («Конь­ка-горбунка» он еще мальчиком выучил почти всего наизусть), от чтения переводных приключенческих повестей. Фантазия «была заложена с детских лет... Вокруг меня все было проникнуто этой интеллигентской музыкально-поэтической атмосферой», - вспо­минал Вагнер.

По мнению одного из современников, поэтически-нереальные образы сказок Вагнера ведут не просто в мир фантастики, а «через фантастику в мысль», что особенно важно для детей. Маленький принц Гайдар - сын царя Аргелана из сказки «Великое» - одер­жим мыслью о великом, но ищет его не там, где оно есть. Наконец, под влиянием принцессы Гуданы, на которой он хочет жениться, Гайдар приходит к верной мысли. «Великое, - думал он, - скры­то в истине. Кто познал ее, тот познал великое, и сердце его не мучится, не трепещет, не боится ничего, а радуется». И он начина­ет искать истину. В чем же он находит ее? В беспредельной любви матери к детям, в прощении злейшего врага, если тот раскаялся в своем преступлении, в милосердии и сострадании.

Царевна Меллина в сказке «Чудный мальчик» ради своей ста­рой няни преодолевает ложный стыд и, надев шутовские лох­мотья, принесенные колдуньей, отправляется в путь через весь город. А в городе в это время происходят странные события: неиз­вестно откуда появился забавный мальчик, заставляющий жите­лей так безудержно смеяться, что «наконец ничего не осталось на земле и на небе, над чем бы люди не посмеялись. Все было осме­яно». Но «злые искры» Чудного мальчика не могут коснуться Мел-лины, потому что у нее «сердце чистое, свободное, соколиное».

Трон Папы-пряника в сказке «Папа-пряник» описан так, что у детей слюнки текут, - и это понятно: ведь он - над всеми сла­стями король и всем пряникам пряник. И придворные его не хуже: дамы, например, «из белого безе со сливками, легкие, полувоз­душные, пустые внутри. Каждая из них думала, что слаще ее нет ничего на свете... А кавалеры так и таяли, потому что все были из чистого леденца».

Писатель создает такой чудесный мир, а между тем ставит пе­ред ребенком трудную нравственную задачу: кто больше заслужи­вает награды за настоящее доброе дело? Расчетливый Лупп совер­шил доброе дело, но при этом с выгодой для себя. Кин тоже ради выгоды поднял упавшего старика, преодолев свою природную злость. А Толь, спасший от смерти шестерых детей и их отца, считает, что это естественный поступок для каждого и награждать тут не за что.

К верному выбору подталкивают героев добрые советчики: Гай­дара - красавица и умница Гудана; Меллину - старый мудрый пес и ловчий сокол; у маленького Луппа, злого Кина и веселого Толя в душе живет маленькая девочка Совесть, которая горько плачет, если они делают что-нибудь дурное.

Таким добрым советчиком на все времена стремился стать для своих читателей и Вагнер. Ведь все, что случилось в сказке, «хотя и очень давно, но может случиться и сегодня, и завтра, - одним словом, когда придется, потому что срок для всего этого еще не положен».

Никола́й Петро́вич Ва́гнер (, Богословский завод Верхотурского уезда Пермской губернии (ныне Карпинск Свердловской области) - марта, Санкт-Петербург) - русский зоолог и писатель.

Биография

Николай Вагнер родился 18 года в Верхотурском уезде Пермской губернии (ныне город Карпинск Свердловской области) в дворянской семье.

Детство Вагнер провёл на Урале, где работал врачом его отец, Пётр Иванович Вагнер. С 1840 года, когда отец был утверждён профессором минералогии, геологии и сравнительной анатомии Казанского университета, жил в Казани. В 1841 году Николай Вагнер обучался в частном пансионе М. Н. Львова, затем с 1842 по 1845 год учился во 2-й Казанской гимназии.

В 1845 году Вагнер поступил на отделение естественных наук Казанского университета (окончил в 1849 году со степенью кандидата с золотой медалью за сочинение «О лучших характерных признаках для классификации насекомых»). С 1848 года начал печататься: в журнале «Русская иллюстрация» вышли его научно-популярные статьи на темы зоологии «Жуки-атехви» и «Жуки-могильщики».

После университета Вагнер преподавал естественную историю и сельское хозяйство в Нижегородском Александровском дворянском институте. В 1851 году получил степень магистра зоологии за работу «О чернобылках, водящихся в России». В 1852 году становится адъюнктом при физико-математическом факультете Казанского университета, магистром, затем доктором (1855, диссертация «Общий взгляд на паукообразных»). С 1858 года неоднократно выезжал за рубеж в научные командировки. С 1860-го - профессор зоологии, с 1862-го - ординарный профессор зоологии Казанского университета. В 1861-1864 годах Вагнер - редактор «Учёных записок Казанского университета». В 1863 году получает Демидовскую премию Академии наук за исследование «Самопроизвольное размножение у гусениц насекомых», ставшее сенсацией в научном мире того времени. В 1869 году был удостоен премии Бордена от Парижской академии наук и избран почётным членом Сибирского университета.

В 1870-1885 годах - профессор Санкт-Петербургского университета (продолжал читать лекции до 1894 года). Основал на Соловецком острове на Белом море биологическую станцию и был её директором до конца существования станции.

В 1877-1879 годах редактор научно-популярного журнала «Свет». C 1891 года - президент Русского общества экспериментальной психологии, с 1899 - почётный член Казанского университета. В 1901 году издал научно-популярные очерки книгой «Картины из жизни животных».

Умер от прогрессивного паралича марта года в Петербурге.

Семья

Его сын, литератор Владимир Николаевич, застрелил собственную жену.

Научные труды

  • «Самопроизвольное размножение гусениц у насекомых» (1862, здесь Вагнер впервые установил явления педогенеза);
  • «Беспозвоночные Белого моря» (1885)

Николай Вагнер родился 18 (30) июля 1829 года в Верхотурском уезде Пермской губернии (ныне город Карпинск Свердловской области) в дворянской семье. Детство Вагнер провёл на Урале. С 1840 года, когда отец был утверждён профессором минералогии, геологии и сравнительной анатомии Казанского университета, жил в Казани. В 1841 году Николай Вагнер обучался в частном пансионе М. Н. Львова, затем с 1842 по 1845 год учился во 2-й Казанской гимназии. В 1845 году Вагнер поступил на отделение естественных наук Казанского университета.

После университета Вагнер преподавал естественную историю и сельское хозяйство в Нижегородском Александровском дворянском институте. В 1852 году становится адъюнктом при физико-математическом факультете Казанского университета, магистром, затем доктором.С 1860-го - профессор зоологии, с 1862-го - ординарный профессор зоологии Казанского университета. В 1861-1864 годах Вагнер - редактор «Учёных записок Казанского университета». В 1863 году получает Демидовскую премию Академии наук за исследование «Самопроизвольное размножение у гусениц насекомых», ставшее сенсацией в научном мире того времени. В 1869 году был удостоен премии Бордена от Парижской академии наук и избран почётным членом Сибирского университета.

В 1870-1885 годах - профессор Санкт-Петербургского университета (продолжал читать лекции до 1894 года). Основал на Соловецком острове на Белом море биологическую станцию и был её директором до конца существования станции.
В 1877-1879 годах редактор научно-популярного журнала «Свет». C 1891 года - президент Русского общества экспериментальной психологии, с 1899 - почётный член Казанского университета. В 1901 году издал научно-популярные очерки книгой «Картины из жизни животных».

Известен главным образом как детский писатель.



Рассказать друзьям