Ведущие отрасли юго восточной азии. Промышленность юго-западной азии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сельское хозяйство региона недостаточно обеспечено земельными ресурсами из-за высокой плотности населения. В нем преобладает земледелие над животноводством, большими являются расходы ручной работы на единицу земельной площади и низкая товарность хозяйств. Техника и технология большей частью очень примитивные.

Растениеводство. Субтропическое и тропическое земледелие составляет основу хозяйства всех стран. Юго-Восточная Азия - наибольший в мире регион по выращиванию риса - главной сельскохозяйственной культуры. Урожаи его собирают по 2-3 раза в год, общий объем составляет 126,5 млн т (1/4 мирового производства). В Индонезии, Таиланде, Вьетнаме рисовые поля занимают 4/5 посевной площади придолинных и дельтовых земель рек Иравады и Менема.

Главными сельскохозяйственными культурами в регионе также являются:

Кокосовая пальма - дает орехи и копер (кокосовая сердцевина, из которой получают масло). На регион приходится 70 % их мирового производства, на Малайзию - до 49 %;

Гевея - до 90 % мирового производства натурального каучука приходится на страны региона (Малайзия - 20 % мирового производства, Индонезия, Вьетнам);

Сахарный тростник (особенно Филиппины и Таиланд);

Чай (Индонезия, Вьетнам);

Пряности (повсеместно);

Орхидеи (Сингапур - мировой лидер по их выращиванию);

Хлопок, табак (в сухой сезон выращивают страны, расположенные на севере региона);

Кофе (Лаос);

Опиумный мак (выращивают в районе «Золотого треугольника» - труднодоступного региона на границе территорий Таиланда, Лаоса).

Заметными производителями и экспортерами ананасов являются Таиланд, Малайзия, Филиппины и Вьетнам. В Индонезии и Малайзии выращивают перец. Также в странах региона культивируют саго, маниок, какао, арахис, овощи и фрукты, джут и т.п.

Животноводство. Развито очень слабо из-за дефицита пастбищ, распространения тропических болезней животных. Скот используется преимущественно как тягловая сила. Общее поголовье составляет 45 млн свиней, 42 млн голов большого рогатого скота, 26 млн коз и овец и почти 15 млн буйволов. Свиней не разводят мусульманские народы.

Повсеместно распространенно морское и речное рыболовство. Ежегодно страны вылавливают до 13,7 млн т рыбы. Рыба из пресных водохранилищ полностью используется на внутреннем рынке, а значительное количество морской рыбы вывозится. Таиланд экспортирует также разнообразные виды тропических рыбок, предназначенных для аквариумов.

Основой сельскохозяйственного производства в регионе является плантационное хозяйство, в котором занято большинство населения, а экспорт плантационных культур обеспечивает большую часть бюджетных доходов.

1.3 Промышленность НИС Юго-Восточной Азии.

Южная Корея и Сингапур сначала ориентировались преимущественно на тяжелую промышлен­ность - металлургию, машиностроение, нефтепереработку, нефтехи­мию и некоторые другие.

В Южной Корее за короткое время значительно увеличилось производство чугуна, стали и проката. По размерам выплавки стали, страна вышла на второе место в Азии после Японии, причем с самого начала черная металлургия была ориентирована на самые прогрессив­ные технологии (электросталеплавильные печи, кислородные конвер­торы). Были построены крупные металлургические комбинаты в Пхохане и Кваньяне. Возросло также производство цветной метал­лургии (медь, цинк, свинец, алюминий).

На основе металлургии стало создаваться и собственное машино­строение. В этой отрасли на первый план выдвинулись станкострое­ние, связанное с индустриализацией и расширением внутреннего рынка, и судостроение, ориентированное в основном на экспорт. За 1980-е гг. тоннаж спускаемых на воду судов вырос более чем в пять раз. Было освоено производство супертанкеров, а затем и балкеров, контейнеровозов, танкеров-метановозов (70% мирового производст­ва). Стали ускоренно развиваться основная химия (минеральные удобрения) и нефтехимия (пластмассы и химические волокна). Была укреплена энергетическая база, прежде всего благодаря развитию атомной энергетики; первая АЭС вступила в строй в 1978 году.

В Сингапуре с началом осуществления ускоренной индустриализа­ции стала, быстро расти портовая промышленность, ориентирующаяся на переработку импортного сырья. В первую очередь это относится к такому «грязному» производству, как нефтепереработка и нефтехи­мия, которое с 70-ых годов стало здесь ключевой отраслью. Мощность пяти нефтеперерабатывающих заводов Сингапура достигла почти 60 млн. тонн, и но этому показателю он занял третье место в мире после американского Хьюстона и голландского Роттердама.

Интересно, что в Сингапуре нефтеперерабатывающие заводы вме­сте с нефтехранилищами вынесли на семь небольших островков в Малаккском проливе, расположенных к югу от первого по времени возникновения и самого крупного промышленного ядра Сингапура - Джуронга. Эти островки к тому же фактически объединили в один остров, что облегчило создание здесь небольшой промышленной зоны. Японские и немецкие химические концерны на базе этой зоны уже начали развивать крупное современное производство. Проект преду­сматривает сооружение дамбы, которая соединит «нефтяной» остров Джуронг с главной частью этого промышленного района.

К числу отраслей портовой промышленности нужно отнести и судостроение. Здесь строят супертанкеры тоннажем до 500 тысяч тонн, нефтяные буровые платформы. Большое значение имеет также судо­ремонт. Эти отрасли тесно связаны с работой крупнейшего в мире сингапурского порта, годовой грузооборот которого превышает 300 млн. тонн.

Такая оптимизация экономической модели в свою очередь стиму­лировала инвестиции в НИОКР. Одновременно стал поощряться импорт передовой иностранной технологии. Были созданы свои производственные и технологические парки, где также разрабатыва­лись новейшие технологии. Фактически во всех странах повой индуст­риализации возникли свободные экономические зоны разных типов, но экспортно-ориентированной направленности.

Например, Массан в Южной Корее, научно-промышленный парк Синьчжу на Тайване, расположенный в 70 км к юго-западу от столицы Тайбей. Научной опорой этого парка служат два университета, а производственной - более 10-ти фирм, работающих в сфере высоких технологий. Другой пример - крупный научно-промышленный Пинанг в Малайзии, расположенный на одноименном острове у западного побережья страны. Этот остров не случайно стали называть «силико-новым», поскольку предприятия парка специализируются на произ­водстве полупроводниковых плат или чипов. Без них теперь не обхо­дятся компьютеры, видеомагнитофоны или телевизоры. Выпускаемые во многих странах мира. Третий пример - научно-производственный парк Сингапура, объединивший 10 государственных НИИ и 45 про­мышленных корпораций.

Переход к экономике открытого типа потребовал, как отмечают экономисты, соединения усилий трех заинтересованных сторон: национальной буржуазии, государства и иностранного капитала. Под влиянием государства сформировался крупный государственный сектор экономики, включающий энергетику, транспорт, горно­добывающую промышленность.

В результате в хозяйстве НИС Юго-Восточной Азии произошла значительная структурная персе тройка. Так, в Малайзии и Таиланде доля промышленности в создании ВВП увеличилась с 1980 по 2000 год, соответственно, с 38 до 48% и с 29 до 40%. Примерно такие же показатели характерны для Республики Кореи и Сингапура, а в Индо­незии доля промышленности даже превышает 50%. Ныне по общим размерам промышленного производства Республика Корея занимает 11-е место в мире (перед Россией), а по размерам обрабатывающей промышленности - 10-е. Тайвань находится, соответственно, на 18-ом и 14-ом местах, Индонезия в обоих случаях - на 24-ом, Таиланд - па 25-м и 23-м. А доля сельского хозяйства в ВВП, не говоря уже о Сингапуре и Сянгане, где его практически нет, снизилась до 6% в Республике Корея и 10-15% в остальных странах.

Не менее важно и то, что радикальные структурные изменения за­тронули не только сферу материального производства, но и непроиз­водственную сферу, доля которой в ВВП этих стран все время возрас­тает. Так, еще до воссоединения с Китаем Сянган превратился в один из мировых финансовых центров. Здесь расположены более 500 банков, в большинстве своем зарубежных. Фондовая биржа по объе­мам операций занимает 5-ое место в мире, здешний рынок золота также один из крупнейших в мире. Сянган стал крупным экспортером капитала, одним из важнейших мировых центров офшорного бизнеса. Число офшорных компаний измеряется десятками тысяч.

Сингапур также превратился в очень важный центр финансовой деятельности, маркетинга и сферы услуг. Здесь находятся отделения более чем 3 тыс. национальных корпораций, некоторые из которых - члены «мирового клуба миллиардеров». Подобно Сянгану Сингапур входит в семерку крупнейших офшорных центров мира. Сингапурская валютная биржа по ежегодному обороту уступает лишь лондонской, нью-йоркской и токийской. Фондовая биржа Сингапура обслуживает всю Юго-Восточную Азию. Доля финансовых и деловых услуг в формировании ВВП Сингапура достигает двух пятых. Да и в Цен­тральном ареале города, наверное, половину всех высотных зданий занимают правления банков и других подобных учреждений.

Еще одна очень перспективная для Сингапура сфера деятельности - международный туризм. Уже теперь его посещают 5-6 млн. туристов в год. Их привлекают сюда не только ультрамодная архитектура, но и очень высокий уровень сервиса - прекрасные отели, хорошо развитая индустрия развлечений, обилие торговых центров. А сингапурский аэропорт Чанги, сингапурское метро, 73-ая гостиница «Шангри-Ла» считаются лучшими в мире. Можно добавить, что Сингапур заслужил славу самого чистого города, причем благодаря не только целой системе штрафов и санкций, но и высокому общему уровню культуры. Здесь существует даже Национальный комитет вежливости. Ныне серьезно обсуждается также перспектива превращения Сингапура, расположенного в 127 км к северу от экватора, в крупный курортный центр. При этом нужно учитывать, что промышленные зоны занимают примерно половину всей территории острова. А остальная часть его занята лесами, сельскохозяйственными угодьями (правда, их очень мало) и неиспользуемыми землями.

Международный туризм становится все более важной отраслью и в других НИС Азии. Об этом свидетельствуют следующие цифры: в конце 1990-х годов Таиланд ежегодно принимал почти 8 млн. туристов, Малайзия привлекала 5,5, Индонезия - 4,6, Южная Корея - 4.3 млн. иностранных туристов.

Глава 2. Особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии в 80-90 годы.

Обратимся к краткому рассмотрению факторов, которые способствовали успешному социально-экономическому развитию НИС Азии.

При этом особого внимания заслуживает фактор трудовых ресур­сов. Не располагая в ряде случаев значительными природными ресур­сами, эти страны сделали главную ставку на трудовые ресурсы, к тому же все время пополняющиеся благодаря довольно высокому естест­венному приросту населения. Именно многочисленность и дешевизна рабочих рук (стоимость рабочей силы в НИС Азии в 3-4 раза ниже, чем в экономически развитых странах) в значительной мере и привела сюда западный капитал, тем более что рабочая сила в этих странах оказалась не только дешевой, но и дисциплинированной, а также достаточно квалифицированной.

Это последнее ее качество в первую очередь связано с уровнем образования. В самом деле, все НИС обеспечили свой прорыв к международным позициям благодаря тому, что ввели общее среднее образо­вание, сделали общедоступной среднюю школу, подняли уровень общей и профессиональной подготовки до современных стандартов. Приоритетность образования среди всех государственных проблем привела к настоящему «образовательному взрыву», изменившему качество трудовых ресурсов. В основе «экономического чуда» Азии лежит именно приоритет образования - в данном случае не деклара­тивный, а вполне реальный.

Эти страны выделяют на нужды образования от 2,5 до 4.5% своего ВВП, что с учетом общих объемов их ВВП составляются довольно внушительные суммы. В результате они уже приблизились к уровню полной грамотности: еще в начале 1990-х годов охват детей базовым образованием достиг 90%. В том числе полным средним образованием в Республике Корея и на Тайване было охвачено более 80% детей и подростков, что даже выше уровня, достигнутого Японией и большинством стран Западной Европы. В НИС Азии до одной третьей всех выпускников средней школы продолжают учебу в университетах. Кроме того, эти страны широко используют возможность направлять своих студентов на учебу в США и Западную Европу. Например, микро государство Сингапур обучает за границей столько же своих граждан, сколько такая большая страна, как Пакистан. Важно и то, что студенты, обучающиеся за границей, в большинстве своем возвраща­ются домой, хотя на родине их зарплата меньше.

Высокий уровень образования положительно влияет и на такой важный фактор, как индекс человеческого развития (ИЧР). Хотя по уровню ИЧР Сингапур, Сянган и Республика Корея пока еще входят только в третью десятку стран мира, а Таиланд и Филиппины - в шестую.

Но не стоит забывать об особенностях хозяйственного развития, которые лежали в основе интенсивного экономического роста в ряде стран Юго-Восточной Азии:

Высокий уровень сбережений и инвестиций;

Экспортная ориентация экономики;

Высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;

Значительный приток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу; относительной либерализации рынков капиталов;

Благоприятные институциональные факторы становления "рыночно ориентированной" экономики.

Ряд долгосрочных тенденций экономического, институционального и политического развития стран Юго-Восточной Азии фактически предопределил кризисные явления в экономике и финансовой системе этих стран в конце 90-х годов. Разразившийся кризис характеризовался сложным переплетением традиционных циклических факторов со специфическими процессами индустриализации и финансового развития стран рассматриваемого региона.


Промышленность в целом в регионе обеспечивает 32 % совокупного ВНП, занимая 2-ое место после сферы услуг.

Горнодобывающая промышленность . Большая часть ее продукции перед вывозом проходит первичную обработку. Важное экспортное значение имеет добыча олова и вольфрама: Малайзия, Таиланд и Индонезия дают 70 % мирового производства олова, Таиланд - второй в мире производитель вольфрама. В Таиланде добывают и обрабатывают драгоценный камень (рубины, сапфиры).

Топливно-энергетическая промышленность. Регион относительно хорошо обеспечен электроэнергией, общее производство которой достигло 228,5 млрд кВт/ч. Основной объем электроэнергии вырабатывают на тепловых и гидроэлектростанциях. В 1994 г. была введена в действие наибольшая в регионе ГЭС «Хоабинь» (Вьетнам). В Индонезии функционирует единственная в регионе геотермальная электростанция, обсуждается вопрос о строительстве первой в регионе атомной электростанции. На базе нефтеперерабатывающих заводов во многих странах развивается нефтехимия. В Мьянме и Индонезии они работают на собственном сырье, филиппинские, малайские и сингапурские заводы - на индонезийской и ближневосточной нефти. Сингапур - 3-ий по размеру центр нефтепереработки в мире после Хьюстона и Роттердама (пропускает свыше 20 млн т сырой нефти ежегодно).

Цветная металлургия. В ее развитии главное внимание уделяют строительству новых и модернизации действующих заводов, особенно в Таиланде, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме. Алюминиевые заводы Малайзии, Филиппин и Сингапура перерабатывают бокситы из Малайзии, Таиланда, Индонезии. На базе местного сырья работают одни из крупнейших в мире оловоплавильные заводы в Малайзии (обеспечивает 28 % мирового экспорта этого металла), Индонезии (16 % мирового экспорта) и Таиланда (15 %). Медеплавильный комбинат действует на Филиппинах.

Электронная и электротехническая промышленность . Специализируется на сборке бытовой техники, производстве плат, микросхем. Малайзия является одним из наибольших в мире производителей полупроводников, интегральных схем, кондиционеров, радио- и телевизионной аппаратур. Электротехнические и радиоэлектронные предприятия работают в Таиланде, Индонезии, Сингапуре. В Сингапуре активно развиваются наукоемкие области высоких технологий, в том числе производство компьютеров и компонентов для них, электронного телекоммуникационного оборудования, биотехнологий, лазерной оптики, вырабатывают высокочувствительные компьютерные диски, построен завод, который изготовляет аппаратуру для космических аппаратов. По уровню компьютеризации и внедрения роботов Сингапур занимает 2- ое место в Азии после Японии (в частности, 84 % сингапурских фирм оснащены современной компьютерной техникой).

Электронная промышленность в странах АСЕАН находится под контролем американских и японских компаний («Х"юлет Паккард», «Нешнл», «Фудзицу» и др.), которые добиваются снижения расходов производства за счет использования местной дешевой рабочей силы.

Автомобильная промышленность . Автосборкой занимаются филиалы японских фирм в Малайзии (180 тыс. легковых автомобилей ежегодно) и Таиланде. Собственные программы по развитию авиационной промышленности имеют Индонезия, Малайзия и Сингапур, которые все больше закупают ноу-хау, которые дают им возможность не только самим обслуживать самолеты, но и вырабатывать отдельные их детали.

В странах региона налажено производство современного оружия. Сингапур строит торпедные корабли и быстроходные патрульные морские катера, собирает по американским лицензиям транспортные самолеты, развивает электронную промышленность оборонительного назначения. Наибольшей компанией сингапурского ВПК является «Сингапур Технолоджиз». В Индонезии, Малайзии, на Филиппинах работают предприятия по выпуску военных самолетов и вертолетов.

Судоремонт и судостроение. Эта область принадлежит к международной специализации в Сингапуре, на верфях которого строят танкеры тоннажем до 500 тыс. т. Сингапур занимает 2-ое после США место в мире по производству передвижных буровых приборов для разработки месторождений нефти на морском шельфе.

Химическая промышленность . Значительное развитие получила на Филиппинах, в Индонезии, Таиланде, Малайзии. Из-за активного участия японских корпораций в Сингапуре функционируют крупнейшие в Азии заводы по выпуску этилена, пропилена и пластмасс. Все большее значение на мировом рынке имеют Индонезия как производитель кислот и компонентов минеральных удобрений, Малайзия как производитель бытовой химической продукции и отравляющих химикатов, лаков и красок. На севере Бангкока находится один из мощнейших в Азии комплексов по производству каустической соды.

Швейная, текстильная и обувная области промышленности . Это традиционные области для региона, более всего развитые в Малайзии и Таиланде, которые на 50-80 % контролируются японскими и американскими ТНК.

Заготовка дерева. В последнее время резко увеличилась и сейчас составляет 142,3 млн м3 ежегодно. Деревья многих пород имеют исключительные прочность и цвет, поэтому их применяют в обрамлении интерьеров, в мебельной промышленности, судостроении.

Кустарное производство и народные ремесла. В Индонезии - изготовление чеканных изделий из серебра, керамической посуды, плетеных циновок, художественная резьба по кости.

Если к 80-х годам XX ст. определяющими в экономическом развитии региона были добыча и экспорт полезных ископаемых, то современный промышленный потенциал стран растает прежде всего за счет развития обрабатывающей промышленности.

Общая характеристика § Располагается на § § § полуострове Индокитай и Малайском архипелаге. Площадь 4, 5 млн км 2 (3%); Население 599 млн человек (8%); Состоит из 10 стран.

Состав ЮВА § Бруней – Бандар-Сери-Бегаван § Вьетнам - Ханой § Камбоджа – Пномпень § Лаос - Вьентьян § Мьянма - Нейпьидо § Таиланд – Бангкок § Восточный Тимор – Дили § Индонезия – Джакарта § Сингапур – Сингапур § Филиппины – Манила

Горнодобывающая промышленность § Большая часть продукции перед вывозом проходит первичную обработку. § Важное экспортное значение имеет добыча олова и вольфрама: Малайзия, Таиланд и Индонезия дают 70 % мирового производства олова, Таиланд - второй в мире производитель вольфрама. § В Таиланде добывают и обрабатывают драгоценный камень (рубины, сапфиры).

Топливно-энергетическая промышленность § Хорошо обеспечен электроэнергией § Общее производство которой достигло 228, 5 млрд к. Вт/ч. § Основной объем э/э вырабатывают на тепловых и § § гидроэлектростанциях. В Индонезии функционирует единственная в регионе геотермальная электростанция, обсуждается вопрос о строительстве первой в регионе атомной электростанции. На базе НПЗ во многих странах развивается нефтехимия. В Мьянме и Индонезии они работают на собственном сырье, филиппинские, малайские и сингапурские заводы - на индонезийской и ближневосточной нефти. Сингапур - 3 -ий по размеру центр нефтепереработки в мире после Хьюстона и Роттердама (пропускает свыше 20 млн т сырой нефти ежегодно).

1994 Хоабинь § Уникальная подземная ГЭС, вырабатывающая 8, 16 млрд. к. Вт. ч э/э в год. § Длина плотины 734 м, высота 128 м. § Плотина образует водохранилище емкостью 9, 45 млрд. м 3.

Легкая промышленность Традиционная область региона, более всего развитые в Малайзии и Таиланде, которые на 50 -80 % контролируются японскими и американскими ТНК. Заготовка дерева § В последнее время резко увеличилась и сейчас составляет 142, 3 млн м 3 ежегодно. § Деревья многих пород имеют исключительные прочность и цвет, поэтому их применяют в обрамлении интерьеров, в мебельной промышленности, судостроении.

Цветная металлургия § Строительство новых и модернизация § § § действующих заводов (Таиланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам). Алюминиевые заводы Малайзии, Филиппин и Сингапура перерабатывают бокситы из Малайзии, Таиланда, Индонезии. На базе местного сырья работают одни из крупнейших в мире оловоплавильные заводы в Малайзии (28 % мирового экспорта олова), Индонезии (16 % мирового экспорта) и Таиланда (15 %). Медеплавильный комбинат действует на Филиппинах.

Машиностроение § Отрасль международной специализации. § Специализируется на сборке бытовой техники, производстве плат, микросхем. § Малайзия один из крупнейших в мире производителей полупроводников, интегральных схем, кондиционеров, радио- и телевизионной аппаратур. § Сингапур лидер по производству наукоемких производств (ПК, биотехнологии, лазерная оптика, космические технологии). § По уровню компьютеризации и внедрения роботов Сингапур занимает 2 место в Азии после Японии (84 % сингапурских фирм оснащены современной компьютерной техникой).

Автомобильная промышленность § Автосборкой занимаются филиалы японских фирм в Малайзии (180 тыс. легковых автомобилей ежегодно) и Таиланде. § Собственные программы по развитию авиационной промышленности имеют Индонезия, Малайзия и Сингапур.

Судоремонт и судостроение § Отрасль международной специализации в Сингапуре. § Строительство танкеров тоннажем до 500 тыс. т. § Сингапур занимает 2 -ое после США место в мире по производству передвижных буровых приборов для разработки месторождений нефти на морском шельфе.

Военно-промышленный комплекс § Налажено производство современного оружия. § Сингапур строит торпедные корабли и быстроходные патрульные морские катера, собирает по американским лицензиям транспортные самолеты, развивает электронную промышленность оборонительного назначения. § Крупнейшая компания сингапурского ВПК - «Сингапур Технолоджиз» . § В Индонезии, Малайзии, на Филиппинах работают предприятия по выпуску военных самолетов и вертолетов.

Химическая промышленность § Получила развитие на Филиппинах, в Индонезии, § § Таиланде, Малайзии. В Сингапуре функционируют крупнейшие в Азии заводы по выпуску этилена, пропилена и пластмасс. Все большее значение на мировом рынке имеют Индонезия как производитель кислот и компонентов минеральных удобрений. Малайзия производит бытовую химическую продукцию и отравляющих химикатов, лаков и красок. На севере Бангкока находится один из мощнейших в Азии комплексов по производству каустической соды.

Сельское хозяйство § § Недостаточно обеспечено земельными ресурсами. Преобладание земледелия над животноводством Рис - главная с/х культуры. Урожаи его собирают по 2 -3 раза в год, общий объем составляет 126, 5 млн т (1/4 мирового производства). § В Индонезии, Таиланде, Вьетнаме рисовые поля занимают 4/5 посевной площади придолинных и дельтовых земель рек Иравады и Менема. § Кокосовая пальма - дает орехи и копер (кокосовая сердцевина, из которой получают масло) – 70 % мирового производства (Малайзия - до 49 %).

§ Гевея - до 90 % мирового производства натурального каучука (Малайзия - 20 % мирового производства, Индонезия, Вьетнам); § Сахарный тростник (Филиппины и Таиланд); § Чай (Индонезия, Вьетнам); § Пряности (повсеместно); § Хлопок, табак (в сухой сезон выращивают страны, расположенные на севере региона); § Кофе (Лаос); § Ананас (Таиланд, Малайзия, Филиппины и Вьетнам). Животноводство. § Развито очень слабо из-за дефицита пастбищ, распространения тропических болезней животных. § Скот используется преимущественно как тягловая сила. § Общее поголовье: 45 млн свиней, 42 млн голов КРС, 26 млн коз и овец и почти 15 млн буйволов. § Ежегодно страны вылавливают до 13, 7 млн т рыбы.

Транспорт § Развит неравномерно. § Общая протяжность ж/д - 25 339 км (в Лаосе и Брунее § § § ж/д нет). Автомобильный транспорт. Общий парк насчитывает 5, 8 млн пассажирских и 2, 3 млн грузовых автомобилей. Собственные торговые флоты имеют Сингапур (11, 4 млн бр. -реестр, т), Таиланд (2, 5 млн бр. -реестр, т), Индонезия (2, 3 млн бр. -реестр, т.). Сингапурский порт является одним из наибольших в мире по суммарному грузовому обороту (280 млн т) и третьим после Роттердама и Сянгана по обработке морских контейнеров (14 млн у. т. е.). Функционируют 165 аэропортов с постоянными рейсами (крупнейший аэропорт Чанги (Сингапур).

Внешнеэкономические связи Страныэкспортеры Продукция экспорта Сингапур оборудование, приборы, машины, продукция легкой промышленности, электроника Малайзия нефть и газ, каучук, олово, пальмовое масло, дерево, электроника, текстиль Лаос электроэнергия, продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности, кофе, оловянный концентрат Камбоджа каучук, дерево, канифоль, фрукты, рыба, пряности, рис Индонезия нефть и газ, сельскохозяйственные продукты, фанера, текстиль, каучук Вьетнам хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия, каучук, чай, резиновая обувь, рис Бруней нефть и газ Таиланд рис, каучук, олово, кукуруза, маниок, сахар, текстиль, кенаф, джут, тиковое дерево, интегральные схемы Филиппины кокосовое масло, медный концентрат, копра, бананы, сахар, золото, электронное оборудование

1. Горнодобывающие отрасли

В большинстве развивающихся стран Зарубежной Азии промышленность представлена преимущественно горнодобывающими отраслями. Причина этому - хорошая обеспе­ченность их минеральными ресурсами и общий низкий уро­вень развития обрабатывающих (замыкающих) производств.

- добыча угля, железных и марганцевых руд (Индия и Ки­тай),

- олова (Малайзия, Индонезия, Китай и Таиланд),

- бок­ситов (Индия),

- хромитовых руд (Турция, Филиппины),

Поли­металлических, никелевых и медных руд (Китай, Филип­пины, Индонезия и др.),

Калийной соли (Иордания)

- поварен­ной соли (Индия, Пакистан, Бангладеш)

Однако главное, что определяет значение этого региона в международном разделении труда, - добыча и экспорт нефти и природного газа.

- нефть и газ добывают многие страны Зарубежной Азии, но основные районы добычи - страны Западной (Са­удовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Ирак, ОАЭ и др.) и Юго-Восточной (Бруней, Индонезия, Малайзия) Азии.

2. Обрабатывающая промышленность

Доля Зарубежной Азии в обрабатывающей промышлен­ности мира, особенно тяжелой, невелика. Ее ведущие отрас­ли (черная и цветная металлургия, машиностроение, хими­ческая и текстильная промышленность) в основном пред­ставлены своими предприятиями в Японии и Китае и в не­большой группе развивающихся стран, добившихся в после­днее время значительных успехов в развитии своей экономи­ки (Индия, Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Турция, Иран, Ирак). Крупные металлургические комбинаты созда­ны в Индии (в Бхилаи и Бокаро) и Китае (Аньшанскии комбинат и др.), Японии и Турции.

а) цветная металлургия

Выплавка олова (Китай, Малайзия, Таиланд)

Выплавка меди (Япония, Индонезия, Филиппины)

Выплавка алюминия (Индия, Япония, Ирак)

Выплавка свинца и цинка (Япония, Китай)

Б) машиностроение

Производство бытовой техники, радиоэлектроники лидером является Япония

Автомобилестроение

Судостроение

В) химическая промышленность

Производство минеральных удобрений (прежде всего азотных) Япония, Индия,

Бытовая химия и фармацевтика Китай, нефтепе-

Полимерные материалы рераб. страны

г) текстильная промышленность

Хлопчатобумажная

Производство шелковых тканей

Сельское хозяйство Азии

Ведущая отрасль экономики подавляющего большинства стран Зарубежной Азии – сельское хозяйство .

Главная продовольственная культура Зарубежной Азии - рис . Ее страны (Китай, Индия, Индонезия, Япо­ния, Пакистан, Таиланд, Филиппины и др.) дают свыше 90% мирового производства риса.

Вторая по значению зер­новая культура Зарубежной Азии - пшеница. В прибреж­ных, хорошо увлажненных районах выращивают озимую, в засушливой континентальной части - яровую пшеницу.

Среди других зерновых значительны посевы кукурузы и проса .

Несмотря на то, что Зарубежная Азия производит по­давляющую часть риса и около 20% мирового сбора пшени­цы, многие ее страны зерно импортируют.

- Хлопчатник и сахарный тростник выращивают почти по­всеместно,

Плантации гевеи расположены в Индонезии, Малайзии и Таиланде.

Подавляющую часть мирового про­изводства чая дают Индия, Китай и Шри-Ланка,

- джута - Индия и Бангладеш.

Экспорт : сои, копры (высушенной мякоти кокосового оре­ха), кофе, табака, тропических и субтропических фрук­тов, винограда, разнообразных специй (красный и черный перец, имбирь, ваниль, гвоздика), чай, хлопок, джут, сахарный тростник, натуральный каучук.

Уровень развития животноводства в Зарубежной Азии более низкий, чем в других регионах мира.

Главные от­расли животноводства - скотоводство и овцеводство

В странах с немусульманским населением (Китай, Вьетнам, Корея, Япония) - свиноводство .

В пустынных и высоко­горных районах разводят лошадей, верблюдов, яков .

Экс­порт : шерсти, шкур и кож.

В приморских странах велико значение рыболовства .

Транспорт

Транспортная система Зарубежной Азии развита слабо. Исключением является Япония, которая при небольшой территории занимает одно из лидирующих мест по длине транспортных путей.

В других странах наибольшее значение имеет автомобильный транспорт, а в Юго-Западной Азии - трубопроводный.

Для внутрирайонных межрайонных пере­возок большое значение имеют грунтовые и автомобиль­ные дороги, речные пути. Протяженность и густота же­лезнодорожных линий невелика, некоторые страны (Лаос, Йемен, Оман, ОАЭ и др.) железных дорог вообще не име­ют. Международные перевозки в основном осуществляют­ся морским транспортом. Крупный морской флот имеют Япония (занимает первое место в мире по его тоннажу) и нефтедобывающие страны (Ирак, Иран, Кувейт, Саудовс­кая Аравия и др.).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20



Рассказать друзьям