Виды и схемы переборов на гитаре. Переборы на гитаре для начинающих

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Приветствую вас, уважаемые гитаристы. Продолжаю публиковать серии уроков для начинающих гитаристов. В сегодняшнем уроке, я расскажу вам о переборе, расскажу — как его правильно исполнять, в каких песнях он нужен, а также расскажу и покажу виды переборов на гитаре. По сути не важно: новичок вы в гитарном исполнении или профессионал — в любом случае, игра перебором вам нужна, вы должны уметь играть и подбирать необходимый перебор для той или иной песни.

Перебор на гитаре используется как в лирических песнях, так и в веселых мажорных произведениях. Очень часто перебор комбинируется с боем, что придает песне особое звучание, игра получается более насыщенной. Итак, давайте начнем наш урок.

Техника перебора

Как и у любого другого приема игры на гитаре – у перебора есть своя техника правильного исполнения. От того, насколько правильно вы исполняете перебор, зависит и то, насколько быстро вы сможете этот прием освоить. Ниже вы можете ознакомиться с основными техниками исполнения (игра) перебора :

  • Перебор играется четырьмя пальцами: указательным, средним и безымянным, также игра басовой струны ведется большим пальцем. Если вы играете перебор одним или двумя пальцами, то знайте – вы играете не правленое, лучше начать переходить на четыре пальца сейчас, потом переучиваться сложнее;
  • Держите ладонь параллельно деки вашей гитары, так вам будет гораздо удобнее исполнять (игра) тот или иной перебор;
  • Начинайте играть перебор всеми пальцами (четырьмя) по очереди, начинайте с большого, указательного пальца, далее идет средний палец, далее используйте безымянный палец.

Вот такие несложные техники исполнения перебора. Потренируйтесь на своей гитаре.


Упражнения для развития навыка

Для того, чтобы научиться хорошо играть перебор, вам нужна практика, в данном случае лучшая практика – это выполнение специального упражнения для развития навыка и техники исполнения перебора. Упражняться мы будем следующим перебором, точнее двумя: (4)(3)(2)(1) и (4)(3)(4)(1)(2)(3). Как вы могли догадаться – цифры обозначают струны. Хочу заметить, что упражняться мы будем на открытых струнах, т.е. аккорд брать вам не придется.

Начнем :

  • Возьмите гитару и начинайте играть первый (предложенный выше) перебор: большим пальцем – четвертую струну, указательным пальцем — третью струну, средним – вторую и первую играете безымянным. После того, как доведете игру до автоматизма – переходите к следующему перебору;
  • Второй перебор играть нужно так: большим пальцем играйте четвертую струну, далее, указательным третью, снова большим четвертую, безымянным – первую, средним – вторую и указательным третью.

После того, как вы доведете игру данных упражнения на гитаре до автоматизма, то сможете исполнить перебор любой сложности.

Виды перебора

Ну, и в заключении, хочу показать вам и рассказать о самых распространенных гитарных переборах (виды перебора), они подходят под семьдесят процентов всех песен, если вы разучите эти виды, научитесь ими пользоваться, играть их, то считайте, что технику игры перебором вы освоили :

  • Шестерка . Перебор шестерка исполняется следующим образом: (3)(2)(1)(2)3). Только играйте его правильно: указательным пальцем – третья струна, средним – вторая струна и безымянным пальцем – первая струна;
  • Восьмёрка . Еще один распространенный перебор на гитаре, исполнять нужно так: (любая басовая струна (6, 5, 4)) (3)(2)(3)(1)(3)(2)(3). Басовую струну играем большим пальцем, далее, третью струну – указательным пальцем, вторую струну – средним пальцем и первую струну – безымянным пальцем.

Вот такой получился сегодня урок, теперь игра перебором будет для вас не сложной, различные виды игры будет вам уже знакомы на гитаре. Надеюсь, вы подчерпнули из него для себя много нового и полезного.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Наиболее распространенными и доступными среди способов извлечения звуков при игре на гитаре являются бой и перебор

В первом случае звук извлекается с помощью ритмичных ударов по струнам, во втором их задевают в определенной последовательности. Для начинающих музыкантов второй способ является наиболее сложным. Но, освоив его, можно повысить уровень мастерства и расширить репертуар романсами и балладами.

Чтобы освоить технику и играть переборами, не обязательно посещать музыкальную школу, разобраться можно самостоятельно. Главное научиться читать существующие варианты записей последовательностей и воспроизводить их должным образом.

Ниже речь пойдет о том, как н ачинающим гитаристам научиться играть перебором.

Чтение и воспроизведение записанных последовательностей

В учебных пособиях редко пишут «сделайте сначала это, затем это». Какой бы урок или самоучитель вы ни открыли, вы столкнетесь с упрощенным способом записи очередности действий. Подобные схемы нужно научиться понимать.

Вариантов существует много, ниже рассмотрены четыре популярных вида записи.

Первый вариант

Самым распространенным видом считается перечень номеров струн, которые нужно играть.

Схема изображается примерно так: (бас) 3 2 1 2 3

Басовая струна как правило соответствует ноте аккорда. К примеру, для аккорда Ми минор (Em) басовая струна будет шестой (ми), для Ля минора пята струна (Am) а для аккорда Ре минор (Dm) басовой струной будет четвертая. Это самые частые сочетания.

Таким перебором исполняют армейские или лирические песни. Он простой, освоить его может каждый желающий.


Нумерация струн производится снизу-вверх по мере их расположения на гитаре. Нижняя – первая, верхняя – шестая.

Чтобы воспроизвести запись, нужно дернуть басовую струну, потом третью, вторую и первую, а затем снова вторую и третью. Эти действия выполняются разными пальцами, а не одним, иначе игра получится отрывистой и некрасивой. О том, какие пальцы следует задействовать, будет написано ниже в этой статье.

Второй вариант

Иногда последовательность струн записывается в скобках, а перед ними указывается аккорд, который нужно играть в определенный момент. Так расписывают целую гитарную партию.

Описание может выглядеть так: Am (5 4 3 2 3 4), D (4 3 2 1 2 3), E (5 4 3 2 3 4).

Последовательность выполняется таким же перебором, как и в прошлом примере. Перед каждым циклом действий для правой руки ставится указанный перед скобками аккорд.


Из схемы можно узнать, по сколько раз нужно проигрывать тот или иной аккорд.

Третий Вариант

Третий вид записи включает в себя не только номера и дефисы между ними, но и плюсы, обозначающие одновременное проигрывание двух или более струн: 4 3 2+1 3 1 3 2 3.

Игра по такой инструкции выглядит следующим образом. Берется сначала четвертая струна, затем третья. После этого одновременно нужно дернуть вторую и первую, потому что в записи между номерами стоит плюс. Далее все по обозначенному порядку: третья струна, первая, снова третья, вторая, третья.

Эта последовательность не самая простая для начинающих, она приведена здесь для примера.

В некоторых учебниках встречаются такие обозначения: 5 (23) (23).

При этом цепляется сначала пятая струна, а потом два раза вместе проигрываются вторая и третья. Об одновременности воспроизведения говорят скобки. Научиться аккомпанировать на гитаре не так уж сложно, но умение читать инструкции – это далеко не все. Пора переходить от теории к практике.

Сидеть нужно правильно

Даже самый опытный музыкант должен стараться занять удобное положение. Если сесть неправильно, будет неудобно, звук получится не чистый, спина и руки быстро устанут. Нужно позволить гитаре свободно, но надежно лежать на положенном ей месте, не зажимая ее слишком сильно.

Ученики не уделяют посадке должного внимания, в то время как правильная поза способна улучшить их технику в несколько раз.

Насколько бы простой или сложный перебор не был выбран, приступать к отработке техники нужно после того, как будут выполнены следующие требования:

  • сидеть нужно на устойчивом стуле, подходящем по своей высоте под рост музыканта;
  • выемка обечайки (изгиб гитары) должна подпираться левым коленом;
  • играть следует слегка касаясь грудью корпуса гитары в самой высокой его точке;
  • под ступней левой ноги должна находиться невысокая подставка (стопка книг или коробка высотой 15-25 сантиметров).


Если приучиться выполнять эти условия с самого начала, игра всегда будет доставлять удовольствие, а звуки будет красивым и чистым.

Постановка правой руки

Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.

Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).

Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):

  • Pulgar (большой палец)
  • Indice (указательный палец)
  • Medio (средний палец)
  • Anular безымянный палец

Расположите пальцы на струнах в соответствии с указаниями этой схемы :

  • p – шестая струна;
  • i – третья;
  • m – вторая;
  • a – первая.


Учитесь сразу играть разными пальцами, не допуская игры одним пальцем! Это очень важно, так как от этого зависит дальнейшая техника игры, а также четкость и качество звучания. Если требуется сыграть два, три или восемь раз одну струну, то ее играют по очереди тремя пальцами (i. m. a.), чередуя их последовательность

Каждый палец должен выполнять максимально простые движения. Если он описывает неестественную траекторию, значит, рука поставлена неправильно.

Чтобы игра была точной, необходимо также привыкнуть к выполнению движений правильными суставами. При извлечении звука большим пальцем (P) должен работать только пястный сустав, кисть же должна оставаться неподвижной.

Палец поддевает струну и описывает дугообразную траекторию, возвращаясь в исходное положение. Если следующий цикл должен начаться с пятой струны, то палец P остается на ней.

Правильная игра требует расположения пальцев p и i крест-накрест, если смотреть на них сверху.


Извлекать звук можно одним из двух приемов:

  1. Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
  2. Tirando (без опоры).

Извлечение звуков с помощью ногтей

Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.

Для более яркого звучания, в дальнейшем используйте специальные медиаторы которые одеваются на пальцы (когти). Как правило они есть в любом музыкальном магазине, а их цена достаточно низкая примерно 60 рублей или 0,9 доллара за единицу. Всего Вам потребуется 4 медиатора.

Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.

По методике знаменитого испанца нужно:

  • Захватить струну мягкой стороной фаланги;
  • Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
  • Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.

Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.


Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.

Практика практика и еще раз практика

Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.

Освоение техники должно проходить в три этапа:

  1. Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки. Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности. Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
  2. Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
  3. Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.

Разновидности переборов

Аннотация: Перебор - это очень красивый и простой метод игры на гитаре. В отличие от боя, где что бы извлечь из гитары звук, нам необходимо бить по струнам, при игре переборам струны щипаются (дергаются)

Перебор – это еще один способ игры на гитаре. Отличается от он тем, что вместо того, что бы ударять по струнам их необходимо щипать (дергать).

Метод не сложен и требует лишь набитые пальцы правой руки для перебора и естественно пальцы левой, для зажатия аккордов. Давайте посмотрим, как записывается и читается перебор.

Учимся читать переборы

Переборы могут записывать несколькими способами, давайте их рассмотрим.

Первый способ записи перебора : Самым простым способом записи является запись цифр струн, которые необходимо щипать при игре .

Пример: 4-3-2-1-2-3 (часто таким перебором играются ). Давайте рассмотрим, как это играется:
Сначала вы дергаете четвертую струну (бас), после третью, следующая – вторая и конечно первая. После, мы идем вверх – дергаем вторую, а следом третью. Попробуйте сыграть данный перебор на своей гитаре.

Второй способ записи перебора : отличается от первого тем, что к перебору добавляется .

Пример: Am(4-3-2-1-2-3), Dm (5-3-2-1-2-3).

Давайте разберем, как это играется. Ставим аккорд Am и играем на нем перебор (как играется подобный перебор, Вы уже знаете по первому способу записи), после переходим на следующий аккорд (в нашем случае – это аккорд Dm) и играет на нем не много другой перебор.

Как мы видим, ничего сложного в это нет.

Так же, запись может иметь такой вид: 4-3-2+1-2+1.
Рассмотрим, как играется такой перебор. Сначала щипаем четвертую струну, после третью. Далее идет запись в виде 2+1, т. е нам необходимо щипать одновременно две струны – вторую и первую и т.д.

Уяснили? Отлично, а теперь, давайте попробуем поиграть перебором.

Учимся играть перебором – первые шаги

В первую очередь, давайте выберем перебор, по которому мы будем учиться играть. Я бы предложил Вам такой вид: 4-3-2-1, это на мой взгляд самый простой перебор, к тому же, пальцы рук привыкают к нему очень быстро.

Берем гитару, и пробуем играть (для начала, играем без аккордов). Дергаем четвертую струну, после третьи, вторую и первую. Делаем это несколько раз, дабы пальцы правой руки немного привыкли.

После совмещаем игру с аккордом. Предлагаю взять аккорд Am. Зажимаем аккорд левой рукой и играем перебор правой. Аккорд необходимо зажимать очень хорошо (звук не должен быть глухим).

Переставлять и одновременно играть боем для начала немного сложно, но посидев часок другой с гитарой, Ваши руки привыкнут, и Вы без проблем будете играть перебором!

Немало людей задаются вопросом, где научиться играть на гитаре. Можно, конечно, посещать заведения, где обучают этому, а можно научиться самостоятельно. Для этого достаточно посетить соответствующий сайт, на котором детально будут объясняться многие

Один из самых популярных способов - это когда звук извлекается из каждой струны последовательно, так называемые переборы на гитаре. Такой вид игры обозначаются цифрами. Каждая струна имеет свой номер, поэтому последовательность цифр, например, 5-3-2-1-2-3 значит последовательность щипания каждой струны под своим номером. То есть сначала будет идти пятая струна, затем третья, вторая и так далее. Для того чтобы научиться играть песни с помощью такого способа, нужно тренировать правую руку.

Существует несколько упражнений, которые помогают понять, как выучить переборы на гитаре. Можно рассмотреть игру при вышеупомянутой последовательности струн. Для этого нужно извлечь звук из пятой струны большим пальцем, далее из третьей струны указательным, потом из второй - средним, и в самом конце из первой - безымянным. Этот способ считается самым простым в игре перебором. Рядом с цифрами стоят буквы, которые обозначают, каким именно пальцем нужно щипать струну. В интернете вы найдете немало схем перебора. Вообще существует около шестидесяти переборов, но на деле вам могут пригодиться не более двадцати. Поэтому не стоит учить все существующие схемы.

Не нужно привязывать различные переборы на гитаре к одной конкретной песне. Вы можете взять за основу какой-то один мотив, а потом по ходу игры его видоизменять. Именно поэтому и существует несчетное количество видов переборов.

Среди многочисленных способов игры перебором наиболее распространенный - игра пальцами на акустической гитаре. Его считают и самым удобным. Другой способ - это игра ногтями. Он считается более сложным, но зато позволяет получать более мелодичный звук. Поэтому лучше сразу учиться играть на гитаре ногтями, иначе переучиваться, переходя с первого способа на второй, будет трудно. Также существует и третий способ - это игра с помощью медиатора или других приспособлений. Играя медиатором, сложно извлекать одновременно несколько звуков, но очень пригодится, если вам нужно сыграть переборы на гитаре на высокой скорости, например, для рок партий. С помощью переборов можно играть не только мелодию, но и осуществлять музыкальное сопровождение.

Существует множество схем для игр разных - как для вальса, так и для рока и других популярных стилей. Разобраться в игре на гитаре по схемам совсем не сложно. Цифры в схеме - это номера струн, иксы - это извлечение звука из определенной струны, если такие иксы стоят в ряд, то струны нужно щипать одновременно. Если же вы научитесь всем гитарным азам, то сможете исполнить без каких-либо трудностей любую музыку и в дальнейшем начнете играть песни под гитару перебором, радуя себя и своих друзей. Главное - не бросайте, если поначалу не получается, ведь гитара - это целое искусство.

Для многих гитаристов обучение игры на гитаре начинается с того, что они изучают переборы на гитаре. Наверное это потому, что они легки в изучении и красивы по звучанию.
Хотя стоит отметить, что не каждый перебор будет простым. Вариантов их множество и в рамках одной статьи все не разберешь. Поэтому начнем с того, что рассмотрим переборы на гитаре для начинающих. Что это значит?

Это значит, что они в достаточной степени просты, широко распространены и зная их можно сыграть любую песню, где требуется гитарный перебор в качестве аккомпанемента.
Таким образом, все варианты, которые будут рассмотрены ниже, можно использовать в своем репертуаре при исполнении песен под гитару без каких либо дополнительных приемов игры.
Конечно, такой вариант хоть и самый простой, но не самый лучший. Игра на гитаре это искусство, а искусство требует творческого подхода. Это значит, что их можно украшать различными басовыми ходами, флажолетами и другими гитарными приемами.

Постановка правой руки

Правая рука располагается над струнами и расслабленно свисает. Большой палец кладется на одну из басовых струн, указательный на третью, средний на вторую, а безымянный на первую. Это основное положение правой руки. Оно может меняться в зависимости от стиля игры или варианта перебора, но чаще всего это основное положение. Старайтесь периодически расслаблять руку. Во время игры работают только пальцы, в то время как запястье остается неподвижным. Движение пальцев напоминает как бы сжимание ладони в кулак, т.е. происходит их сгибание в направлении ладони.

Звукоизвлечение

Существует несколько способов извлечения звуков правой рукой.

  1. Подушечками пальцев.
    В этом способе щипок струны производится подушечкой пальца. Он самый распространенный, так как большинство любителей акустической гитары играют именно этим способом. Такой способ не требует особого ухода за ногтями.
  2. Ногтями.
    В этом варианте, звук извлекается ногтем. Как правило, такой способ используется в классической гитаре. Звук извлекаемый ногтем более звонкий и насыщенный, что особенно важно при использовании синтетических струн. Стоит сказать, что такой способ требует специального ухода за ногтями. Не следует играть ногтями на толстых стальных или бронзовых струнах. Это приведет к тому, что ногти сточатся, на них появятся трещины и зазубрины.
    Чтобы держать ногти в порядке, желательно носить с собой пилочку.

    Медиатором при игре переборов пользуются гораздо реже. Этот способ часто встречается в рок-музыке. Например в случае, когда гитаристу необходимо переключится от одного способа к другому.
    Для начинающего гитариста играть медиатором перебор будет немного сложно, но научиться этому возможно и даже нужно, если он хочет научиться хорошо играть медиатором. Очень хорошее упражнение с медиатором для правой руки. Как бонус, с медиатором можно добиться большого разнообразия звуков используя различные приемы игры на гитаре.

    Смешанный вариант наиболее необычный и сложный вариант. Как правило его редко используют при игре простых переборов, так как его возможности куда больше. С его помощью можно добиться необычного звука, добавлять мелодические ходы или бой.
    Суть его заключается в том, что большой и указательный палец держат медиатор и играют на басовых струнах. В то время как средний, безымянный и мизинец играют на первой, второй и третьей струне.

    Пальцевые медиаторы по своей сути искусственные ногти для гитариста. Они одеваются на все пальцы или на большой. Этот способ наиболее часто используется гитаристами играющих фолк музыку, кантри и других стилях где используется акустическая гитара. Некоторые учителя гитары не рекомендуют мим пользоваться. Часто бытует мнение о том, что их использование ограничивает возможности гитариста. Но несмотря на это, некоторые гитаристы ими пользуются при игре на толстых струнах.Большой палец не следует сгибать в первом суставе. В этом случае его будет трудно контролировать. Большой палец должен всегда оставаться прямым.

Набор пальцевых медиаторов

Виды переборов на гитаре.

Ниже представлены наиболее распространенные переборы подходящие для начинающих и чаще всего встречающихся в аккомпанементе к песням. Так же добавлены некоторые другие виды аккомпанемента, которые используются в разных стилях музыки.

Бас и аккорд

Не совсем перебор, так как в нем извлекается сразу три звука. Такой аккомпанемент используется в различных частушках, блатных, и веселых песнях.

Варианты аккомпанемента «бас и аккорд» с различными ритмическими рисунками. Как вы понимаете, что здесь можно и шестнадцатыми играть.

Перебор арпеджио и его варианты

Стоит сказать, что известные всем переборы четверка, шестерка и восьмерка и есть варианты арпеджио. Но учитывая их популярность они выделены в отдельные варианты.

Аккомпанемент в ритме вальса



Рассказать друзьям