Виды искусства: архитектура и скульптура. Влияние кикладских статуэток на современное искусство Фрагмент колонны Траяна

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

АРХИТЕКТУРА - СКУЛЬПТУРА

В. М. Фирсанов

Кафедра архитектуры и градостроительства Российского университета дружбы народов,

117198, Москва, ул.Миклухо-Маклая, б

В последние годы работы Ле Корбюзье и ряд пионеров современной архитектуры: Марино ди Теана, Шавинье, Секель, Блок, Лардер и др. не раз высказывались за обновление архитектурных форм, за архитектуру -скульптуру путем придания им пластической выразительности. Повышение художественного уровня архитектурных работ возможно путем широкого использования макетов, организации исследовательских работ, привлечения архитекторов, художников и, в частности, скульпторов к разработке городской среды и создания новых ландшафтов или садов.

Трем недюжинным личностям обязана жизнью идея архитектуры - скульптуры: уроженцу Вены, американскому архитектору Фридриху Кизлеру, мексиканскому художнику Матиасу Геритсу и французу Жаку Куэллю.

В настоящее время коренное изменение системы образования архитекторов, обращение к ваятелям, и особенно к скульпторам, является подлинным средством повышения уровня архитектурной выразительности

Как своего рода реакция на стремление к дематериализации архитектуры, выразившейся в сплошном остеклении зданий, сейчас явно обозначились поиски архитектуры замкнутых, глухих объемов. Если произведения Л. Мис ван дер Роэ из стали и стекла можно рассматривать как наиболее яркое проявление первой тенденции, то намечающийся возврат к первоосновам есть не что иное, как прямо противоположное ей явление.

Архитектура - скульптура - вот новая ведущая идея. Правда, если сам термин и нов, то направление, которое он определяет, значительно старше. Можно считать, что к нему принадлежат жилые дома А.Гауди и его же сооружения в парке Гуэль (1898-1914) в Барселоне, относящиеся к началу XX столетия. К этому же направлению могут быть отнесены проекты немецких архитекторов 20-х годов, названных тогда «утопическими», которые можно сегодня увидеть в самом расцвете в произведениях, реализованных Матиасом Геритсом, Жаком Куэллем и Ээро Саариненом. Одновременно в 50-е годы появляются образцы архитектуры-скульптуры, о которых можно было бы уже говорить как о течении. В Мексике Матиас Геритс приступил к строительству Музея «Эль Эко» в 1952 году и в том же году для Международной ярмарки в Милане Лючино Бальдессари (Luciano Baldessari) он возводит динамичный павильон в форме бетонной ленты длиной 60 м, шириной 20 м и высотой 16 м. Наконец, в 1955 году Ле Корбюзье своей копеллой в Роншане вызывает сенсацию, доказывающую, что наступил новый этап развития архитектуры. Капелла в Роншане, по существу, одновременно и один из шедевров современной скульптуры, и один из шедевров современной архитектуры. Это - поэма в бетоне, которая также и произведение художника, ведет нас далеко за пределы того, что можно ожидать от сооружений А.Гауди. У последних, и особенно А.Гауди, удивительные находки структурных форм, однако идея скульптуры остается еще тесно связанной с идеей декора. В то время как в капелле в Роншане больше не существует декора, а рассматривается автономный объект, который можно назвать по своей прихоти скульптурой или архитектурой.

Существует мнение, что нельзя синтезировать таким образом два очень различных произведения искусства, отличие которых заключается в бесполезности первой и функциональной целесообразности второй. Однако Аполлинэр (Apollinaire) в 1913 г. уже восставал против идеи, что архитектура при любых обстоятельствах должна быть полезной, напомнив очень своевременно и кстати, что триумфальная арка представляла функциональную целесообразность весьма относительно. Однако триумфальная арка классифицировалась в категории архитектуры, а не в категории скульптуры. Эйфелева башня также связана с историей архитектуры, а не с историей скульптуры. Однако строить башню 300-метровой высоты исключительно только для того, чтобы там разместить ресторан и увенчать ее телевизионными антеннами, представляется нам нелепым (экстравагантным).

Поэтому на наш взгляд, Эйфелева башня гораздо ближе к некоторым современным скульптурам, чем к обычной архитектуре XIX и даже XX веков.

Почему архитектура не могла бы быть бесполезной? Почему скульптура не могла бы быть полезной? И почему архитектура не может быть скульптурой или скульптурой -архитектурой?

Наши современные виды искусства слишком специализированы. Микеланджело не задавался таким вопросом, когда возводил купол Святого Петра. И Ф.Л.Райт был глубоко прав, когда проявил удивительный дух сторонника расовой сегрегации, написав следующее по этому поводу: «(Микеланджело) думал, что архитектура также лишь форма скульптуры. Вот почему он создал самую большую статую, которую можно было задумать, начиная с архитектуры эпохи Ренессанса. Новый купол собора, которому он придал величие, был бы лишенным смысла или определенной ценности, если бы не напоминал собой тиару Папы».

Ф. Л. Райт насмехался над архитектурой Микеланджело, поскольку в ней так мало «построенного», что ей грозит опасность тут же разрушиться. Это вынуждало вводить необходимые связи в конструкцию. Однако он упустил из виду то, что величие произведения Микеланджело как раз в этом и состоит и что это «огромное» сооружение удалось именно в силу технической «некомпетентности» Микеланджело. Архитектор, современник Микеланджело, несомненно не осмелился бы построить такой обширный купол Собора Святого Петра. Но Микеланджело как скульптор не колеблясь приступил к его созданию и ему удалось невозможное сделать возможным. А почему он не ввел в конструкцию купола связей? Ф. Л. Райт разве колебался вводить арматуру в свой бетон?

Скульптор Николай Шеффер, который также, как и Микеланджело, не колеблясь занялся тем, что «его не касается», т. е. архитектурой, сказал несколько слов по этому поводу. Эти слова в известной мере проливают свет на то, что мы понимаем под скульптурой-архитектурой: «Когда я говорю - это скульптура, очевидно следует уточнить реальное содержание этого слова. Скульптура в сущности - искусство экстерьера: это монументальное искусство, которое адресовано скорее большинству, чем отдельным индивидуумам, что свидетельствует о том, что скульптура является прежде всего зрелищем».

«Чем более пластичным (скульптурным) будет наше окружение, тем более возрастет его эффективность, и логичнее считать, что все, что строится и возводится человеком должно быть пластичным. Интеграция архитектуры и всего строительства в скульптуру является настоящим решением проблемы строительства, как в деталях, так и в целом».

С этой идеей скульптора, в которой можно заподозрить желание завладеть архитектурой, извлекая выгоду для присущего ему искусства, корреспондируется аналогичное утверждение инженера и архитектора Поля Кониля: « Задуманные формы, живые, могли бы быть свободно применены: с помощью такой свободы, при которой можно было бы избежать излишеств, ибо между математическими формами и барочными формами, т.е. случайными, есть место для создания архитектуры, в которой функциональное пространство организуется не тонкой эпидермой, а оболочкой более свободной, эволюционное развитие которой следует по пути, где можно провести определенные параллели с произведениями скульптуры таких авторов, как Бранкузи, Арп или Моор».

Эта идентичность скульптуры и архитектуры не только благое пожелание. Когда Лучано Балдессари построил свой павильон для Муждународной ярмарки в Милане, он сознавал свою ответственность за создание архитектуры - скульптуры: «Я думал о композиции, говорил он, которая была бы компромиссным решением, нечто среднее между архитектурой и скульптурой, и я отказался идти по пути классического “прямого угла”», предпочитая поиск динамических форм, выражаемых параболами, гиперболами и конхоидами (имеющих форму раковины), которые смягчают “грубую внешность” материалов».

Для Матиаса Геритса это было благим пожеланием, когда он в 1952 году экспонировал полуабстрактную скульптуру в галерее в Мехико, намереваясь превратить скульптуру в архитектуру. Но вот случилось так, что богатый мексиканец предложил ему восемь

инженеров и сорок рабочих для осуществления его мечты в самом центре Мехико. Матиас Геритс построил тогда здание в виде скульптуры, т.е. без заранее разработанного проекта, порой просто представляющие собой очень высокие части поверхности стен, не имеющих никакого определенного назначения. Это здание, первоначально призванное стать экспериментальным музеем, затем служило школой, рестораном, кабаре и в конце концов -университетским театром. Такое разнообразное использование не раздосадовало Матиаса Геритса, а напротив, очаровало (привело в восторг), ибо это убеждало, что здание не следует обязательно задумывать для точного назначения, но быть скульптурой-оболочкой, в которой могут осуществляться многочисленные всевозможные функции.

Матиас Геритс мог повторить тот же эскперимент и в 1957 году. Об этом свидетельствует текст каталога, посвященный его выставке скульптуры в Нью-Йорке, где выражено намерение соорудить монументальные скульптуры в пустыне, ему предложено воплотить эту идею в пустыне, недалеко от Мехико. С апреля по сентябрь 1957 г. Матиас Геритс руководил строительством пяти железобетонных столбов - трех белых, одного оранжевого и одного светло-желтого; самый высокий столб достигал 57 метров, самый низкий - 37 метров. Это исключительный пример «бесполезного» архитектурного сооружения, созданного впервые после Эйфелевой башни. Столбы представляют собой одновременно произведения скульптуры, архитектуры и живописи. Геритс рассчитывал включить сюда и музыку, предусмотрев места для размещения стальных треугольников с вставленными в вершинах углов трубками, из которых ветер извлекал бы звуки флейты. Аэровокзал Э. Сааринена в Международном аэропорту Нью-Йорка, собственные жилые дома в Кастелларас-ле-Неф, в Провансе, скульптура Жака Куэлля - жилище Андрэ Блока также имеют отношение к этому направлению, пробуждающему к жизни одновременно и скульптуру, и архитектуру.

В 1924 году, в период расцвета направления, которое сам Фридрих Кизлер назвал «всеобщая панацея - тюрьма в виде куба», он запроектировал два сфероидальных дома, один из которых, «беспредельный дом», полон выразительных криволинейных архитектурных форм и неожиданностей. В связи с этим Ф.Кизлер заявил: «Архитектурное произведение не должно быть подобным скульптуре; оно само должно быть скульптурой».

Именно поэтому к данному течению примкнул ряд современных скульпторов, таких, как Николай Шеффер, или пошедших по другому пути, - Жилиоли, Сзекели, Марино ди Теана, Алина Слезинская.

Незадолго до своей смерти Андрэ Блок, инженер по профессии, основатель (1930г.) журнала, не видел другого пути развития архитектуры. Не он ли писал: « Если не считать работ нескольких сотен архитекторов, завоевавших всемирное признание, мы вынуждены согласиться с тем, что во всем мире произведения градостроителей и архитекторов производят впечатление безнадежной обыденности. Необходимо срочно исправлять положение. Мы располагаем вполне необходимыми для этого средствами: в нашем распоряжении не только огромные технические возможности, но и первоклассные художники. Большинство современных скульпторов занимается бесцельными опытами. Крайне важно, чтобы и они наряду с другими художниками приняли участие в формировании городской среды, в создании нового ландшафта, новых парков. Сейчас, если не касаться серьезной перестройки архитектурного образования, повысить художественный уровень архитектурных работ можно путем широкого использования макетов, организации исследовательских работ, привлечения художников и, в частности, скульпторов.

Андрэ Блок в последние годы недвусмысленно высказывался за архитектуру -скульптуру, или за обновление архитектурных форм путем придания им пластической выразительности.

Важная черта современной зарубежной архитектуры - взаимосвязь с другими искусствами и перенесением результатов формально-эстетических исканий живописи и скульптуры в архитектуру.

Влияние скульптуры на современную зарубежную архитектуру проявляется в появлении «скульптурных» форм целых архитектурных объемов и их фрагментов, в новой

взаимосвязи объема и пространства, а также в самих методах проектирования - работе с макетами и моделями.

Многие архитекторы ищут новые пути создания выразительного архитектурного образа, обращаясь к символическим и полуизобразительным пластическим композициям, перенося в архитектуру приемы, характерные для скульптуры.

Среди архитекторов, чье творчество связано с направлением так называемой архитектуры- скульптуры, видное место занимают Фридрик Кизлер, Матиас Геритс, Жак Куэлль, Иорн Утцон, Ээро Сааринен и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жиль Нере. Микеланджело (1475-1564). - Париж: Taschen/Арт-Родник, 2001. -

2. Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. - М.: Изд-во АСВ, 2000. - С.46-56.

3. Michael Schuyt, Joost Elffers, George R. Collins. FANTASTIC ARCHITECTURE. -New-York, 1980. -C. 36-37; C. 116; C. 122-127.

4. Всеобщая история архитектуры, т. XI, изд-во литературы по строительству. - М.: 1973. - С. 522-525; С. 594 - 595.

ARCHITECTURE - SCULPTURE

Department of Architecture and Urbanism Peoples Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya St., 6, Moscow 117168, Russia

The important feature of the modem foreign architecture - correlation with other arts and transference of outcomes formal - aesthetic research of painting and sculpture in the architecture.

The influence of a sculpture on the modem foreign architecture appears in appearance "of the «sculptural" forms of the whole architectural sizes and their fragments, in new correlation of size and space, and also in methods of designing -operation with mock-ups and models.

Many architects search for new paths of creation of an indicative architectural image, accessing to symbolical and art to plastic compositions, transferring in the architecture receptions (tricks), characteristic for a sculpture.

Among the architects, whose creativity is bound (interlinked) to a direction of the so-called architecture of a sculpture, an outstanding place borrow (occupy) Frederick Kiesler, Mathias Goeritz, Jacques Couelle, Jom Utzon, Eero Saarinen etc.

Фирсанов Владимир Михайлович родился в 1931 г., окончил в 1956 г. МАИ. Доктор архитектуры, профессор, зав. кафедрой архитектуры и градостроительства РУДН. Профессор Международной Академии архитектуры, советник Российской Акадимии архитектуры и строительных наук, эксперт ВАК РФ. Автор более 150 научных работ в области архитектуры и градостроительства.

Firsanov V. М. (Ь. 1931) graduated from Moscow Institute of Air Plane Design in 1956. DSci(Architecure), professor, head of Architecture and Urbanism Department of Peoples" Friendship University of Russia. Professor of the International Academy of Architecture, adviser of the Russian Academy of Architecture, member of the Staff of Supreme Certifying Commission of Russia. Author of more than 150 publications in the field of architecture and urbanism.

Как никакой другой вид изобразительного искусства скульптура близка архитектуре. Оба вида трехмерны и в создании художественного образа участвуют свет и тень. Даже материал, когда речь идет о скульптуре из камня, может быть тем же. Имеются также скульптуры, совпадающие по размерам с архитектурными сооружениями, например Сфинкс в Гизе, колоссальный бронзовый Будда в Камакуре (Япония) или статуя Свободы в Нью-Йоркском порту. Созданные специально для зданий и органично связанные с ними произведения носят названия архитектурной пластики, хотя, конечно, каменная скульптура и пластика из металла, бетона или гипса отличаются друг от друга. Архитектурная пластика только в редких случаях служит просто декорацией, чаще всего она наглядно выражает смысл и цель сооружения и таким образом придает дополнительную выразительность постройке.

Ни один из предметов не подходит для этой цели больше и не привлекает скульптора сильнее, чем фигура человека, его образ, тело, пластика. Фигуры зверей тоже были и остаются предметом архитектурной пластики. Свидетельством чему - романский портал со львами и Кенигслуттер и квадриги на Бранденбургских воротах в Берлине и на здании Оперы в Дрездене. Сюда же относятся и такие сказочные животные и птицы, как грифы, химеры и сфинксы. Формы изображения людей в рамках архитектурной пластики вообще разнообразны. Они простираются от головных портретов в медальонах и более или менее гротескных масок, как, например, голова Медузы, до бюстов и фигур в полный рост, изображающих одетое и обнаженное тело человека, подчас огромного размера. Сидящие колоссальные фигуры египетского скального храма Абу-Симбел имеют высоту 20 м.

Отдельный человек или группа людей представлены на зданиях или около них в различных действиях и положениях. При этом используются различные виды скульптуры, в том числе рельефные изображения, скульптура в нишах и круглая скульптура. В некоторых случаях статуи принимают на себя и функции несущего архитектурного элемента. Кариатиды спокойно и величаво подпирают своими головами антаблемент. Атланты и гиганты несут свою тяжесть на плечах или руках, при этом кажется, что масса портальных завершений, балконов или маршей террас их почти раздавливает. Гермами-кариатидами или просто гермами называются несущие скульптуры, нижняя часть тела которых переходит в суживающуюся книзу пилястру.

В среднеевропейской архитектуре скульптура достигла в XIII в. своего первого расцвета, изображая религиозные сцены, фигуры святых и ктиторов. Например, качество скульптур ктиторов в Наумбургском соборе превосходно. 500 скульптур, по большей части превышающих рост человека, украшает западный портал собора в Реймсе; 1800 статуй первоначально входили в декорацию собора в Шартре. Выдающемуся художественному гению прошлого Микеланджело мы обязаны скульптурами гробницы Медичи в Новой ризнице флорентийского собора Сан Лоренцо. Характерным для периода после 1500 г. была смена религиозных мотивов антично-мифологическими и изображениями властителей. Обе темы весьма тесно переплелись в период барокко. Скульптуры Марса, Зевса или Геркулеса часто следует понимать как аллегорию власти князя или короля. Часто властители изображались в римских тогах.

К чисто архитектурной пластике, празднующей свой триумф в дрезденском Цвингере или замке Сан-Суси, добавились садовые скульптуры и скульптуры, украшающие фонтаны. Внутренне и неразрывно связанная с архитектурой скульптура XVIII в. попала в период классицизма в некоторую изоляцию. Заимствованные из античности рельефы, фигуры и упряжки лошадей казались иногда лишь декоративным дополнением и менее всего органичной архитектурной деталью.

Эта дистанция между скульптурой и зданием еще более выросла в XX в. вследствие противоречий между художественным произведением и массовым промышленным продуктом — зданием. Однако целью современного архитектурного творчества является сохранение новых и хорошо зарекомендовавших себя старых форм связанного с архитектурой искусства и использование их для придания большей эмоциональности окружающей нас архитектурной среде.

Шмалькальден (округ Зуль), так называемая «голова зодчего» на контрфорсе алтаря городской церкви св. Георга. Этот портрет появился после 1437 г. в фальшивом оконном люке с оконными ставнями, обитыми железом. Можно предположить, что архитектор изобразил себя в период расцвета.

Хотя религия стояла в египетском обществе на первом месте, светскому искусству отводилась необычайно важная роль. Ведущие художники - зодчие, скульпторы, живописцы - были высокопоставленными лицами, очень часто жрецы, их имена были известны и окружены почетом. Так как искусство считалось носителем жизни вечной, оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого.

Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связано с заупокойным культом.

Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Выше названные пирамиды являются одним из семи чудес света дошедших до наших дней. Они расположены на пустынном плато западной окраины Гизы и впечатляют своими размерами. Самая грандиозная из них, Великая пирамида Хеопса (рис.7), гордо возвышается над пустынным ландшафтом, соседствуя с гигантским сфинксом, высеченным из монолита. Высота усыпальницы достигает 150 м. Пирамида Хефрена (рис.8), расположенная южнее Великой пирамиды, - вторая по величине. Она на 8 м ниже усыпальницы Хеопса, но сохранилась значительно лучше. Часть уцелевшей облицовки даёт представление о высокой технике каменотесных работ того времени. Строительство третьей пирамиды (рис.9) было начато Микереносом, преемником Хефрена. Это самая маленькая усыпальница, её высота всего 66 м. Три великие пирамиды были окружены большим количеством гробниц, принадлежащих царским родственникам и важным чиновникам.

древний египет культура религиозный

Рис.7.

Рис.8.

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки.

Египетские статуи представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещенные в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.

В изображении фараона были приняты следующие виды: идущего - с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне - его руки лежат на коленях; усопшего - в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти - жезл и плеть. Символами фараона являлись полосатый платок с концами, спускающимися на плечи; головная повязка; короны - белая, в форме кегли (символ Верховного Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). На повязке в середине лба укреплялось изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе.

Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигуры ясен и графичен. Части человеческой фигуры - голова, плечи, ноги, руки - могли изображаться в разных плоскостях. При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаза в фас, а плечи и нижняя часть туловища - в трёхчетвертном развороте. Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением.

В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Сначала опытный художник намечал общую композицию на стене, которую затем завершали в деталях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие. Застывшие формы -- «фирменный знак» древнеегипетского искусства.

Для рельефов характерен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Рельефы развертывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами, изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная ловля, процессии носителей даров, погребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены.

Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIX в. до н. э. Лучшее, что было создано в этот период, -- скульптурные портреты Эхнатона (рис.10) и его жены Нефертити (рис.11), выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Портрет Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка стал символическим изображением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством точеных черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.

Рис.10.

Росписи получили широкое распространение еще при изготовлении герзейской керамики, декор которой, имеющей преимущественно светский характер, включает изображения лодок, растений, зверей и птиц и изредка людей. В дальнейшем росписи (рис.12) и рельефная скульптура превратились в тесно связанные между собой виды искусства. В усыпальницах и храмах времени правления IV, V и VI династий эти искусства достигли высокого уровня развития. Все рельефы эпохи Древнего царства были раскрашены, а росписи на плоской, лишенной вырезанного изображения поверхности еще долгое время выполнялись сравнительно редко.

Вся история искусства. Пер. Котельниковой Т.М.

М.: 20 07 - 4 16 с.

В книге представлены: исторические очерки, рассказывающие об основных мастерах и направлениях в изобразительном искусстве со времен древнейших цивилизаций до наших дней; указатель для удобного доступа ко всей информации; художники, архитекторы, скульпторы, мастера декоративно прикладного искусства; стили, школы, направления. Доступность подачи материала, логичность изложения и хороший литературный язык книги сделают изучение истории искусства не только познавательным процессом, но и увлекательным чтением.

Формат: pdf

Размер: 2 9,5 Мб

Скачать: drive.google

Содержание
1 Искусство в Древнем мире 7
2 Древняя Греция 18
3 Древний Рим 33
4 От раннего христианства до Каролингов 42
5 Романское искусство 51
6 Готика 64
7 Живопись и архитектура XIV-XV вв 81
8 Новая функция искусства в эпоху Возрождения 94
9 Мастера Высокого Возрождения 130
10 Маньеризм 153
11 Классицизм и караваджизм 176
12 Барокко 190
13 От рококо к классицизму 220
14 Живопись в эпоху романтизма 242
15 Импрессионизм и символизм 263
16 Архитектура и декоративно-прикладное искусство XIX в 288
17 Итальянская живопись конца ХГХ в 299
18 У истоков авангарда: экспрессионизм и кубизм 306
19 Италия и авангардные течения 323
20 Абстрактное искусство 335
21 Возврат к фигуративности: от Шагала до «Новой вещественности» 347
22 Дадаизм и сюрреализм 356
23 Архитектура первой половины XX в 370
24 До и после Второй мировой войны 384
25 Формы современного искусства 396
Указатель 410

Искусство служит выражением мыслей, чувств, своеобразной и неповторимой личности художника, но это также зеркало культуры и истории эпохи, в которой этой личности суждено было творить. Энергия творчества, определяющая всю историю искусства, связывает единой нитью мастеров, разделенных во времени. И если смотреть с этой точки зрения, то нет необходимости рассматривать различные художественные течения и их представителей по отдельности, поскольку это разные фазы великого, непрерывного в своей поступательности движения. На смену одним поколениям приходят другие; идеи, теории и страсти стареют, как и люди, уступая место новым веяниям. Когда художнику собственным творчеством удавалось пробудить к жизни некий новый процесс глубокого духовного и художественного поиска, рождались новые стили, и нить, связывающая их с прошлым, никогда не прерывалась, сколь тонкой бы ни казалась.

Topic: Architecture

Тема: Архитектура

Gothic style, artistic style, which was the final stage in the development of medieval art in Western, Central and partly Eastern Europe (between the mid 12th and 15th to 16th centuries). The term "Gothic" was introduced in the Renaissance as a pejorative designation of all medieval art, considered "barbaric". From the beginning of the 19th century, when for the art of the 10th - 12th centuries. The term Romanesque was adopted, the chronological framework of Gothic was limited, in it early, mature (high) and late phases were distinguished. Gothic style developed in countries where the Catholic Church dominated, and under its aegis feudal-church foundations were preserved in the ideology and culture of the Gothic era. Gothic art remained predominantly religious in purpose and religious in subject matter: it was correlated with eternity, with "higher" irrational forces. For Gothic, the symbolic-allegorical type of thinking and the conventionality of the artistic language are characteristic. From the Romanesque style, Gothic inherited the primacy of architecture in the arts and traditional types of buildings. A special place in the art of Gothic architecture was occupied by the cathedral - the highest example of the synthesis of architecture, sculpture and painting (mainly stained-glass windows).

Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15-16 вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10 - 12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей).

The space of the cathedral, incommensurable with man, the verticalism of its towers and arches, the subordination of the sculpture to dynamic architrable rhythms, the multicolored radiance of the stained-glass windows had a strong emotional impact on the believers. It is difficult to find suitable words to convey the impression of Gothic cathedrals. They are high and stretch to the sky with endless arrows of towers and turrets, wimpers, phials, pointed arches. But more striking is not so much the height, as the richness of the aspects that open when you bypass the Cathedral around. Gothic cathedrals are not only high, but also very long: Chartres, for example, has a length of 130 meters, and the length of its transept is 64 meters, to get around it, it is required to pass at least half a kilometer. And from every point the cathedral looks in a new way. Unlike the Romanesque church, with its clear, easily visible forms, the Gothic cathedral is immense, often asymmetric and even heterogeneous in its parts: each of its facades with its portal is individual. The walls are not felt, they do not seem to be. Arches, galleries, towers, some platforms with arcades, huge windows, farther and farther - infinitely complex, elegant game of openwork forms. And all this space is inhabited: the cathedral inside and outside is inhabited by a mass of sculptures (in the Chartres Cathedral there are about ten thousand statues alone). They occupy not only portals and galleries, they can also be found on the roof, cornices, under the arches of chapels, on spiral staircases, they arise on drainpipes, on consoles. In short, the Gothic cathedral is a whole world. He absorbed the world of a medieval city. The development of Gothic art reflected also the cardinal changes in the structure of the medieval society: the beginning of the formation of centralized states, the growth and strengthening of cities, the nomination of secular forces - urban, commercial and craft, as well as court and knight circles. As the development of public consciousness, crafts and technology weakened the foundations of the medieval religious and dogmatic worldview, opportunities for cognition and aesthetic comprehension of the real world expanded; New architectural types and tectonic systems developed. Urban development and civil architecture were intensively developed. City architectural ensembles included cult and secular buildings, fortifications, bridges, wells. The main city square was often built up with houses with arcades, shopping and warehouses in the lower floors. From the square the main streets were divided; narrow facades of 2-, less than 3-storeyed houses with high, pediments were built along the streets and embankments. The cities were surrounded by powerful walls with richly decorated towers. The castles of kings and feudal lords gradually turned into complex complexes of serfs, palaces and religious buildings. Usually in the center of the city, dominating over its development, there was a castle or cathedral, becoming the focus of city life.In it along with the divine services, theological disputes were arranged, mysteries were played out, and meetings of townspeople took place. The cathedral was thought of as a kind of a collection of knowledge, a symbol of the universe, and its artistic system, combining solemn grandeur with passionate dynamics, the abundance of plastic motifs with a strict hierarchical system of their subordination, expressed not only the ideas of the medieval social hierarchy and the power of divine forces over man, but also growing self-awareness citizens, the creative greatness of the efforts of the human collective. The bold and complex frame structure of the Gothic cathedral, embodying the triumph of the bold engineering philosophy of man, allowed to overcome the massive nature of the Romanesque buildings, to facilitate the walls and arches, to create a dynamic unity of the internal space. In Gothic there is an enrichment and complication of the synthesis of arts, an expansion of the system of plots in which the medieval notions of the world were reflected. The only kind of fine art was sculpture, which received a rich ideological and artistic content and developed plastic forms. The stagnation and isolation of the Roman statues were replaced by the mobility of the figures, their appeal to each other and to the viewer. There was an interest in real natural forms, physical beauty and feelings of a person, a new treatment was given to the topics of motherhood, moral suffering, martyrdom and sacrificial firmness of a person. Organically intertwined in Gothic lyricism and tragic affects, sublime spirituality and social satire, fantastic grotesque and folklore, acute life observations. In the Gothic era, a book miniature flourished and altar painting appeared, the decorative art, connected with the high level of development of the craft craft, reached a high level. Gothic originated in Northern France (Ile-de-France) in the mid 12th century. and reached its heyday in the first half of the 13th century. Stone Gothic cathedrals received their classical form in France. As a rule, these are 3-5-nave basilicas with a transverse nave - a transept and a semicircular bypass of the choir ("de-ambulant"), to which radial chapels ("crown of chapels") adjoin. Their high and spacious interior is illuminated by the colored flickering of stained glass windows. The impression of an uncontrollable movement skyward and to the altar is created by rows of slender pillars, a powerful take-off of pointed pointed arches, a quickened rhythm of the arcades of the upper gallery (triforia). Due to the contrast of the high main and half-dark side naves, there is a picturesque richness of aspects, a sense of the boundlessness of space. The structural basis of the cathedral is a frame of pillars (in a mature Gothic - a bundle of columns) and leaning arches resting on them. The structure of the building consists of rectangular cells (grasses), limited by 4 pillars and 4 arches, which together with the arch-ribs form the skeleton of the cross vault, filled with lightweight small arches - formations. The lateral expanse of the arch of the main nave is transmitted by means of supporting arches (archways) to external pillars-buttresses. The walls released from the load in the intervals between the pillars are cut through the arched windows. Neutralization of the arch of the arch at the expense of bringing out the main structural elements allowed to create a sense of ease and spatial freedom of the interior. The 2-towered western facades of the French cathedrals with three "perspective" portals and a patterned round window ("rose") in the center combine the ascendance with the clear balance of the divisions. On the facades vary pointed arches and rich architectural and plastic and decorative details - patterned wimpergies, vials, crabs, etc. Statues on consoles in front of columns of portals and in their upper arched gallery, reliefs on socles and tympanums of portals, and also on capitals columns form a whole story system, which includes characters and episodes of Scripture, aplegorical images. The best works of Gothic plastics - the statues of the facades of the cathedrals in Chartres, Reims, Amiens, Strasbourg are imbued with spiritual beauty, sincerity and nobility of feelings.The decor is rhythmically organized and strictly subordinated to the architectural divisions of the facade, which determined the harmonious tectonics and proportions of the statues, the solemnity of their poses and gestures. Other parts of the temples were also decorated with reliefs, statues, plant ornament, images of fantastic animals; characterized by an abundance in the decor of secular motifs (scenes of work of artisans and peasants, grotesque and satirical images). The themes of stained-glass windows are also diverse, in the range of which red, blue and yellow tones predominated. The existing Gothic frame system appeared in the church of the abbey of Saint-Denis (1137-44). Early Gothic also includes cathedrals in Lana, Paris, Chartres. The richness of the rhythm, the perfection of the architectural composition and the sculptural decoration are distinguished by the grandiose cathedrals of the mature Gothic in Reims and Amiens, as well as the chapel of Saint-Chapelle in Paris (1243-48) with numerous stained-glass windows. From the middle of the 13th century. majestic cathedrals were built in ancient European countries - in Germany (in Cologne), the Netherlands (in Utrecht), Spain (Burgos, 1221-1599), Great Britain (Westminster Abbey in London), Sweden (in Uppsala), Czech Republic (choir and transept St. Vitus Cathedral in Prague), where Gothic building techniques received a peculiar local interpretation. Crusaders brought the principles of Gothic to Rhodes, Cyprus and Syria. In the late 13 - early 14 centuries. the construction of cathedrals in France was going through a crisis: the architectural forms became drier, the decor was more plentiful, the statues received the same underlined S-shaped bend and features of courtesy. From the 14th century. great importance was acquired by the city and monastery churches, castle and palace chapels. For the late ("flaming") Gothic is characterized by a whimsical, reminiscent of the flames of the pattern of window openings (the church of Saint-Maclou in Rouen). In secular urban architecture, mainly the compositions and decorative techniques of Gothic were used. On the main square of cities were built town halls with abundant decor, often with a tower (town hall in Saint-Cantin, 1351-1509). The castles turned into majestic palaces

Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. Трудно найти подходящие слова, чтобы передать впечатление от готических соборов. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство аспектов, открывающихся, когда обходишь собор кругом.Готические соборы не только высоки, но и очень протяженны: Шартрский, например, имеет в длину 130 метров, а длина его трансепта - 64 метра, чтобы обойти вокруг него, требуется пройти, по крайней мере, полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви, с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, изящная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо: собор и внутри, и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних только статуй). Они занимают не только порталы и галереи, их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, они возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он вобрал в себя мир средневекового города.Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил - городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием городской жизни. В нём наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания, символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархичной системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, творческое величие усилий человеческого коллектива.Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире. Осным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора - каркас из столбов (в зрелой готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами - распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (арк¬бутанов) на наружные столбы- контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. 2-башенные западные фасады французских соборов с 3-мя "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали - узорные вимперги, фиалы, краб6ы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аплегорические образы. Лучшие произведения готич пластики - статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-48) с многочисленными витражами. С середины 13 в. величественные соборы строились в древних европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221- 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.В конце 13 - начале 14 вв. строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности. С 14 в. большое значение приобрели городские и монастырские зальные церкви, замковые и дворцовые капеллы. Для поздней ("пламенеющей") готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). В светском городском зодчестве использовались главным образом композиции и декоративные приёмы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки ("отели") богатых горожан.В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и поэолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14-15 вв.). В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.В Германии расцв



Рассказать друзьям