Виды историко культурных туристических ресурсов. Культурно-исторические ресурсы туризма

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Под культурным туризмом подразумевают путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Вместе они воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или иначе, сказываются и на поведении как экономического субъекта.

В России термин «туризм» определяется федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как «временные выезды граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Культурный туризм - это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.

Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

  • · памятники археологии;
  • · культовую и гражданскую архитектуру;
  • · памятники ландшафтной архитектуры;
  • · малые и большие исторические города;
  • · сельские поселения;
  • · музеи, театры, выставочные залы и др.;
  • · социокультурную инфраструктуру;
  • · объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
  • · технические комплексы и сооружения.

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Культурный туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение культурного туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурный туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.

Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Потому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства.

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Все виды сувенирной продукции, а также другие необходимые туристу товары (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны, и продаваться в удобно расположенных магазинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.

История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности.

Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

Культурный туризм не только приносит доходы региону, но и дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.

Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем проблему сезонного колебания спроса - путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.

Сегодня для развития культурного туризма необходим поиск и внутренних резервов с целью модернизации и ремонта, в первую очередь, инфраструктуры исторических поселений, их памятников, зданий путем выпуска акций, займов, привлечения инвесторов и пр. Необходима разработка законодательных норм по туризму, формирования системы управления, в том числе путем создания специального Фонда культурного туризма в рамках исторического региона с целью развития городской среды.

Развитие культурного туризма, как на региональном, так и на международном уровне должно соотноситься в будущем с разными типами исторических городов и сел с различными социокультурными и экономико-управленческими аспектами. Такой подход к поселениям, как и к природным территориям, позволяет выявить наиболее значимые и разнообразные варианты туристических маршрутов. Социокультурная типология населенных мест, исходя из их функциональных особенностей, различного образа жизни, может иметь следующие варианты:

  • · сельскохозяйственные;
  • · торговые;
  • · курортные;
  • · военные;
  • · поселения при монастырях и монастыри;
  • · поселения с компактным проживанием этнических групп.

Такие города и села в сочетании с природной средой, наличием памятников истории и культуры, дают основания к многоплановому развитию регионального и международного культурного туризма. При таком подходе возможно решение не целевых установок и интересов социальных групп туристов, что приведет к обогащению их профессионального и повседневного опыта, к развитию туризма в исторических городах и селах, а, следовательно, и решит часть экономических проблем поселений.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что культурный туризм действительно может явиться ресурсом регионального развития, так как имеет ряд очень важных характеристик, влияющих на мотивацию людей к путешествию в ту или иную точку мира. А также культурный туризм имеет большие перспективы для развития на всех уровнях, как на международном, так и на региональном.

Историко-культурный потенциал страны - совокупная способность, включающая всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности привлекать туристские потоки в данный регион.

На основе историко-культурных ресурсов давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация историко-культурных ресурсов:

ü памятники археологии;

ü культовая и гражданская архитектура;

ü памятники ландшафтной архитектуры;

ü малые и большие исторические города;

ü сельские поселения;

ü музеи, театры, выставочные залы и др.;

ü социо-культурная инфраструктура

ü объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства, технические комплексы и сооружения.

Историко-культурный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого турист узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа, об исторических событиях, посещает исторические памятники, места, сооружения. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков из разных стран.

Уровень историко-культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на международном туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального историко-культурного наследия.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.

Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные – совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.



Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурного туризма. В зависимости от их основных признаков историко- культурные ресурсы подразделяются на шесть основных видов:

1. культурные, интерес к произведениям изобразительного и других видов искусства, к фольклору, народному промыслу, посещение фестивалей.

2. исторические, интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории.

3. археологические, интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок.

4. религиозные ресурсы, интерес к религии, посещение культовых сооружений, мест паломничества, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами.

5. Этнографические – интерес к культуре народа, объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, языку, костюму, этническому творчеству.

6. Экологический вид – памятники ландшафтной архитектуры.

Культурные ресурсы - к ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, а также события, связанные с развитием культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства. Составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества – совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования достояние. В основном посещают туристы фестивали, представления, театры, памятники и музеи.



Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре. В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка.В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черненое серебро. В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки – мастерская белая гладь или нижегородские гипюры.

Историко–архитектурные - это архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты. Среди них Московский Кремль и Красная площадь, церковь Вознесения в Коломенском, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, исторические памятники Новгорода, все белокаменные памятники архитектуры Владимира и Суздаля.

Археологические ресурсы – это памятники археологии являются не только целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов. К объектам археологии относятся памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры, древние города, развалины древних городов, памятники военной культуры: крепости, оборонные стены и валы, места битв и сражений и т.п. Археологические раскопки являются музеями «под открытым небом», имеют большую ценность для познания эволюции человеческой культуры, и поэтому обладают большим преимуществом для привлечения туристов. Такие памятники человеческой культуры представляют собой высокую историко-культурную ценность.

Религиозные ресурсы - это культовые объекты, чаще всего - монастыри и святые места. Многие из монастырей являются выдающимися памятниками архитектуры. Это Соловецкий и Валаамский монастыри на Русском Севере, Ипатьевский (Кострома), Прилуцкий (около Вологды), Пафнутьев-Боровский, Шамординский, Оптина пустынь (Калужская область), Нилова пустынь (на Селигере, в Тверской области) и множество других. Их возрождение сделало эти места привлекательными для самых разнообразных групп населения. Важное место в религиозном туризме занимают буддийские дацаны Бурятии, Тувы и Калмыкии, мусульманские святыни на территории республик, где традиционной религией является ислам. Верующие люди, которые посещают святые места, поклоняются местным святым, могут принимать участие в богослужениях. При этом экскурсантов знакомят с историей монастыря, со священнослужителями, прославившими обитель своими деяниями, с архитектурой и другими художественными достоинствами данного культурного комплекса.

Этнографические ресурсы - это этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности. Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым.

Экологические ресурсы - создание памятников ландшафтной архитектуры. Места, расположенные в окружении живописного ландшафта или с которых открываются великолепные виды, могут обратить эти вещи в капитал, если их будут сознательно охранять и развивать. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние.

Представленные типы историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров. Данные тенденции диверсификации культурного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими территорий.

  1. Культурный туризм как сегмент рынка туристского бизнеса

    Курсовая работа >> Маркетинг

    ... : сегментация туристского рынка; культурный туризм как фактор туристской мотивации; культурный туризм на территории города... развитию одного из приоритетных направлений в туризме культурного туризма . Заключение В заключении следует сказать, что...

  2. Культурный туризм в Кош Агачском районе

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Агачского района Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, ... хозяйственной деятельности. Среди объектов культурного туризма , которые будут использованы... этим здесь можно развивать культурный туризм . На территории района очень...

  3. Проблемы и перспективы развития культурного туризма

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    ... культурного туризма Потенциал развития культурного туризма в России Оценка культурных комплексов Критерии оценок объектов культурного туризма в России Развитие культурного туризма ...

  4. Музей как феномен культуры и его роль в деле культурного туризма

    Реферат >> Культура и искусство

    Изолированным локальным культурам приходит глобальный культурный универсализм, и вместе с тем, усиливается... 3) Проанализировать музейную аудиторию и музейный туризм 4) Рассмотреть культурный туризм и новшества музейного дела 5)Рассмотреть Государственную...

  5. Историко-культурный туризм (historical & cultural tourism) – наиболее широко распространенный вид активного познавательного отдыха. Он включает в себя все виды туризма, направленные на познавательные и ознакомительные цели. Программы такого туризма основаны на интересе к природному и историко-культурному наследию человечества во всем его разнообразии. Турпродукт в этом случае предлагается в виде культурных впечатлений. Разновидностью историко-культурного туризма можно считать этнический и этнографический туризм, которые по своим целям (сохранить, не навредить) лежат близко к экологическому туризму.

    Культура стран и народов является одним из основных элементов туристского интереса. Любознательность туристов в отношении различных городов, удаленных уголков мира и населяющих их народов – это один из наиболее сильных побудительных мотивов к путешествию. Поэтому туризм является наилучшим способом знакомства с другой культурой, с историей и бытом иных народов, с произведениями искусства. Знакомство с историей, культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. Поездки людей в другие города и местности в своей стране обычно сопровождаются совершением экскурсий по достопримечательным местам, посещениями музеев, выставок, знакомством с памятниками искусства и архитектуры, с образовательными учреждениями. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора.

    Основой историко-культурного туризма является исторический и культурный потенциал страны, включающий всю социо-культурную среду с особенностями ее строительной, хозяйственной и бытовой деятельности, с традициями и обычаями народа. У каждой страны и народа есть определенный запас интересных для туристов (аттрактивных) объектов культурного наследия, который сложился в ходе исторического развития территории.

    Среди разнообразия этих объектов можно выделить:

    Археологические памятники (древние стоянки, городища, захоронения и др.);

    Культовую и гражданскую архитектуру (храмы, крепости, дворцы, дома);

    Памятники ландшафтной архитектуры (поместья, усадьбы, замки, виллы);

    Малые и большие исторические города-крепости;

    Сельские поселения (поселки, деревни, хутора и др.);

    Музеи, театры, выставочные залы и галереи и др.;

    Этнографические объекты (костюмы, предметы быта, народных промыслов и

    ремесел, изделия прикладного искусства и др.);

    Объекты образования (университеты, библиотеки и др.);

    Технические комплексы и сооружения (мосты, вокзалы, причалы, маяки,

    порты, аэродромы, телевизионные вышки).

    Культура народов, как известно, может иметь материальное и нематериальное (духовное) содержание. Историко-культурное наследие любого народа составляют не только произведения архитекторов и скульпторов, художников, музыкантов, писателей и ученых, но и духовное достояние – фольклор, исторические сказания, религиозные ритуалы и праздники, и другие этнографические аспекты. Чем больше индивидуальных черт может найти путешественник в познаваемой им культуре народа другой страны, тем более привлекательна она для туризма. Успех развития туризма в любой стране зависит не только от имеющейся современной инфраструктуры туризма, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

    При посещении другой местности или страны туристы воспринимают историко-культурную среду на фоне природной основы, в сочетании с природными пейзажами, которые всегда находят отражение в народном творчестве. Историко-культурный познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, нравах и обычаях других народов. Историко-культурный туризм, основанный на личных впечатлениях от познания своей национальной или иностранной культуры, является одним из основных и самостоятельных видов туризма, который предлагает туристу новые подлинные впечатления и способствует налаживанию межкультурных контактов.

    В рамках историко-культурного туризма, на его границе с экологическим, лежит этнический туризм (этнотуризм), объектом интересов которого является культура малых этнических групп и народов, которые еще сохранились на Земле, не растворены процессами урбанизации и являются естественной частью ландшафтной структуры мира. Например, к таким народам относятся, прежде всего, исчезающие и малые этносы севера России и Канады, коренные жители Америки, Австралии и Океании, равно как и другие народы мира, интересные своей культурной самобытностью. По мнению А. И. Щукина (2005), именно разнообразие этнических форм, отличие их от окружения, образованного другой, доминирующей этнической группой, и представляет собой то, что порождает туристский поток и поддерживает его на всем протяжении существования этого вида туризма.

    Этнический туризм может успешно сочетаться не только с экологическим, но и с деревенским, религиозно-паломническим и ностальгическим. Весьма перспективным это направление туризма может быть на территории Северо-Запада России и в Финляндии, где исторически в зоне контакта финно-угорских и славянских народов сформировалось особое этно-культурное пространство. В этом регионе проживают такие малые этнические группы как вепсы, ижорцы, карелы, водь, финны-ингерманландцы, саамы и другие интересные в этно-культурном отношении народы.

    Таким образом, познавательная мотивировка туризма является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. При этом, интерес к незнакомым культурам всегда должен сопровождаться уважением к чужим историко-культурным ценностям, иным традициям и обычаям, даже если они на первый взгляд могут показаться непривычными и трудными для понимания.

        Паломничество и религиозный и туризм

    Паломничество и обычный интерес к религиозным святыням и объектам – это разные категории восприятия мира и потому они лежат в основе различных направлений туризма: паломнического и религиозного, которые в современном мире приобрели большую популярность.

    Паломничество (англ.- pilgrimage) – хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество известно с древности и в той или иной форме принято в форме ритуала во многих религиях и языческих культах.

    В христианской религии – это паломничество к святым местам Иерусалима, связанным с историей жизни Иисуса Христа: к Храму Гроба Господня и горе Голгофе, а для католиков – также в Ватикан, к собору Святого Петра на ежегодную публичную проповедь Папы Римского.

    В исламе – это хадж мусульман к святым местам, связанным с жизнью и деятельностью пророка Мухаммеда в городах Мекке и Медине.

    Родиной буддизма является северная Индия. Здесь, в местечке Лумбини родился Будда, а вблизи местечка Варанаси, в оленьем заповеднике Сарнатх возвышается храм-ступа с золотым изваянием Будды внутри. В этом месте, по преданию, Будда провозгласил свое учение, собрав первых последователей. В настоящее время сюда приезжают на поклонение буддисты со всего мира. У ламаистов практикуется паломничество в священный город Лхаса, к дворцу Потала, к буддийским монастырям, и другим священным местам, связанным с жизнью Верховного Далай-Ламы.

    Миллионы паломников ежегодно совершают свои ритуальные путешествия, связанные с их внутренними религиозными убеждениями, отправляясь на религиозные праздники и церемонии, на поклонение к Святым мощам, Крестам и иконам. Поэтому паломничество религиозное несет глубоко духовный смысл совершения обряда, который определен верованием.

    В настоящее время паломники всех верований и конфессий путешествуют при организационной помощи специальных паломнических служб, создаваемых религиозными центрами. Религиозное паломничество как вид особой деятельности, как религиозный обряд регулируется религиозными правовыми нормами. Такое паломничество – это путешествие, нередко достаточно дальнее, возможно в зарубежные страны, где паломники должны пересекать государственные границы, соблюдать правовые нормы, как страны пребывания, так и международного общения. Можно считать, что паломничество – это один из наиболее ранних видов организованного туризма. Он содержит все признаки туризма и туристского продукта: планирование, транспортная перевозка, размещение, питание, торговля, сопровождение, охрана. В Петербурге создана турфирма "Подворье-тур", которая специализируется на паломническом и религиозном туризме.

    Религиозный туризм , в отличие от паломничества, это скорее культурно-познавательное направление туризма, окрашенное религиозными предпочтениями путешественников. Религиозный туризм по ряду черт можно отнести к историко-культурному направлению . Особенностью такого туризма является избирательная религиозная мотивировка, интерес к памятникам культового зодчества, храмам и монастырям, чудотворным реликвиям, желание приобщиться или принять участие в богослужениях и церковных праздниках, погрузиться в атмосферу религиозных таинств.

    Под религиозным туризмом можно понимать не только путешествие, обусловленное формальной приверженностью туриста к той или иной религии и желанием расширить свои знания о данной конфессии, но и тематические путешествия, в ходе которых происходит знакомство с другими религиями и верованиями, религиозными центрами и святыми местами христианства, ислама, буддизма, индуизма, иудаизма и др., с их архитектурным воплощением. Например, при посещении такого поликонфессионального города как Санкт-Петербург, который в рейтинге ЮНЕСКО занимает 8 место в мире по привлекательности, туристы могут познакомиться с разнообразной архитектурой и убранством храмов, принадлежащих большинству известных мировых религиозных направлений. В этом городе представлено большое разнообразие старинных и новых действующих православных и католических церквей, протестантских соборов. Неизменный интерес туристов вызывают исламская мечеть, буддийский храм и иудейская синагога, церковные здания баптистов, иеговистов и другие молельные дома. Храмовые комплексы и церковные святыни С.-Петербурга привлекают и отечественных, и зарубежных верующих.

        Другие виды туризма

    Как мы видим, разнообразие видов туризма, обусловленных мотивацией и целевыми установками достаточно велико. Границы между разными видами туризма весьма условны и все они существуют в сложной взаимосвязанности мотиваций и организационных форм.

    Среди наиболее распространенных направлений нельзя не упомянуть получивший широкое развитие конгрессный туризм. Этот вид туризма связан с тематическими научными путешествиями и экскурсиями, которые обычно устраиваются после проведения какого-либо крупного Международного научного форума (Конгресса, Съезда, Саммита, Симпозиума или Конференции). Этот вид туризма можно отнести и к научному туризму , но в другой организационной форме.

    Оздоровительный или санаторно-курортный туризм является одной из древних и широко распространенных форм путешествий людей с целью лечения и оздоровления. Это – путешествия с целью проживания и лечения в других климатических условиях, с применением оздоровительных свойств Солнца, воздуха, воды, пищевых продуктов и др. (например, на берегах морей и озер, у целебных источников минеральных вод или месторождений лечебной грязи, с употреблением молочных продуктов, кумыса, вина, особых овощей и фруктов). Для санаторно-курортного туризма характерно использование особой инфраструктуры – транспорта, зданий и сооружений для отдыха, лечебных корпусов и процедурных помещений, медицинского сопровождения и обслуживания. Это осуществляется на базе имеющихся во многих странах мира санаториев и домов отдыха, лечебных стационаров, приближенных к местам, благоприятным для того или иного вида лечения и оздоровления людей.

    Ностальгический туризм – оформился как самостоятельное направление во второй половине XX в., после Второй мировой войны в связи с возрастанием открытости мира. Возникновение этого направления в России обусловлено распадом СССР и облегчением пересечения государственных границ, возможностью воссоединения семей и стремлением побывать на местах проживания своих предков, или желанием восстановления через много лет своих детских впечатлений о местах бывшего проживания. Так или иначе, группы иностранных туристов из Финляндии и Швеции, Германии и Японии и других стран приезжают в Россию, чтобы побывать на местах былых боев или былого проживания, чтобы воскресить воспоминания о прошлом.

    Шоппинг-туризм – также получил широкое распространение в мире в последние десятилетия. Поездки за рубеж и в другие регионы страны за покупками, не только с целью их самостоятельного непосредственного использования, но и для перепродажи, стали распространенным бизнесом. Челночные путешествия в Турцию или Китай способствуют насыщению рынка ширпотребом. Широкой известностью пользуются шоп-туры в Грецию с целью покупки качественных шуб («шубные туры»).

    Шопинг-туризм – это широко распространенный вид туризма во многих странах, который может сочетаться с любыми другими видами путешествий, не являясь основным по мотивации, а дополняя познавательные туры в экзотические страны (например, специальные поездки в магазины и на восточные базары).

    Завершая рассмотрение основных направлений и видов туризма, необходимо подчеркнуть, что их различия отражают разнообразие общественного сознания и многообразие мира в целом. Существует такое понятие как молодежный туризм , который характерен для развитого социального общества как стиль жизни молодых людей. Считается, что у молодых людей до 25 лет, пока они в начале своего жизненного пути не завели семью и детей, больше возможностей для путешествий, перемены мест и образа жизни, они должны посмотреть мир и познакомиться с жизнью других народов. Это поможет им выбрать правильный путь в жизни и сформировать свои собственные жизненные принципы. Именно в путешествиях расширяется видение мира, формируется кругозор молодого человека. В общении с друзьями по путешествию происходит совершенствование физического и морального облика туриста, становление его личности, его гражданской позиции.

    Особенно это касается студентов, которые имеют относительно продолжительные каникулы для отдыха и путешествий в зимнее и летнее время. Кроме того, некоторые студенческие группы осуществляют путешествия в сопровождении преподавателей в форме учебных практик. Организацией льготного режима для путешествий молодежи занимаются международные молодежные организации. Например, Международная организация молодых путешественников (Federation of International Youth Travel Organisation), созданная в 1951 г. со штаб-квартирой в Копенгагене, функционирует под эгидой ЮНЕСКО. В ее функции входит организация путешествий для молодежи и студентов. Сведения об этой организации можно найти на сайтах Internet.

    Контрольные вопросы и задания

      Приведите примеры типизаций в страноведении и туризме.

      Назовите основные признаки типизаций стран, применяемые в природном и социально-экономическом страноведении.

      Какие типы стран по уровню развития туризма вы можете назвать?

      В чем заключаются различия между этими типами?

      Приведите примеры известных вам типов, направлений туризма.

      Каковы цели и мотивации туризма?

      Из каких составляющих складываются туристские (рекреационные) ресурсы?

      Приведите примеры и сравните туристские ресурсы двух стран (по выбору).

      Какие виды туризма наиболее перспективны для развития в России?

      Какие мотивации лежат в основе экологического туризма?

      Приведите примеры видов туризма близких к экологическому туризму.

      Перечислите основные положения Кодекса экотуриста.

      Какие существуют разновидности и модели сельского туризма?

      Какие мотивации лежат в основе историко-культурного туризма?

    15. В чем состоит различие между паломничеством и религиозным туризмом?

    16. Покажите на карте места религиозного паломничества основных мировых

    17. Приведите примеры иных видов туризма и поясните их мотивации.

    18. Приведите примеры международных туристских организаций.

    19. Покажите на карте мира и дайте характеристику наиболее известных центров

    международного туризма.

    Классификацией туризма называют выделение определенных видов туристической деятельности согласно каким-либо основаниям. Наиболее распространенной классификацией является выделение определенных видов, форм, категорий.

    Соответственно, ресурсы культурного туризма можно разделить на две большие группы:

    • 1. Собственно культурные достопримечательности - объекты и процессы культуры, которые, согласно современному подходу к культуре охватывают:
      • - материальные и нематериальные результаты в традиционных областях культурного производства (архитектура, литература, исполнительские и изобразительное искусства),
      • - материальные и нематериальные результаты в инновационных областях культурного производства - культурных индустриях (индустрии моды, кино, масс-медиа, развлечений, графического и веб-дизайна и т.д.)
      • - повседневную жизнь населения определенной территории (быт, труд и досуг) как элементы культуры, представляющие сегодня повышенный интерес для ознакомления, познания и понимания.

    Имеют территориальное (место исторического события, этнический квартал и т.п.), организационное (музей, театр, фестиваль) и тематическое (отражающее отдельный аспект культурной жизни, производства и творчества, например, литературные места Санкт-Петербурга, история русского балета и т.п.) представление.

    Можно систематизировать виды ресурсов культурного туризма данной группы, используя следующие основные критерии.

    Время формирования позволяет разделить все ресурсы на два вида:

    • - культурное наследие,
    • - современная (традиционная инновационная) культура.

    Форма существования культурной достопримечательности (постоянная или временная) обусловливает временные параметры использования культурной достопримечательности в туристской практике:

    • - стационарные культурные достопримечательности (продукты и процессы), «привязанные» к определённой территории физически (здания и сооружения, городская архитектура, историческое место), организационно (театр, библиотека, музей, художественный институт - организации, реализующие культурные процессы, формирующие территориальную инфраструктуру культуры) или субъектно (повседневная бытовая культурная практика),
    • - культурные события (культурно-исторические и художественно-исполнительские, а также социально-культурные (гей-парад) события), чье основное отличие как раз и состоит во временном характере существования.

    Культурный базис достопримечательности разделяет культурные ресурсы на следующие категории:

    • - материальная культура (артефакты) - материальные атрибуты творческой, производственной и бытовой деятельности (орудия труда, предметы быта, одежда, жилище, произведения искусства и т. д.),
    • - нематериальная культура - творческая практика (в т. ч. исполнительские искусства, массовые зрелища, художественные традиции, мифология и т.п.), е? процессы и нематериальные продукты,
    • - живая культура - традиционное народное творчество (фольклор) и бытовая практика, в т. ч. воспроизведение традиционного образа жизни.

    Уровень культуры, который дифференцирует культурные объекты по сложности восприятия широкими массами населения. Здесь выделяются:

    • - высокая культура (искусство) - жанры и отдельные (лучшие) образцы культуры, требующие знания сложных культурных кодов для расшифровки; носят элитарный характер;
    • - популярная/массовая культура (которая, помимо доступности понимания, характеризуется индустриальными формами производства и распределения и/или относительно низким художественным уровнем).

    К массовой культуре можно отнести, в частности, историко-развлекательные центры, которые широко распространены на Западе.

    Этот вид туризма стал настолько популярным, что мы можем говорить о появлении различных видов культурного туризма:

    Исторический туризм -- этот вид культурного туризма, характеризуется максимальным вниманием со стороны туриста к историческим местам, музеям, памятникам военной культуры (мест битв, сражений, крепости и оборонные стены), историческим развалинам, изучением социально- экономических особенностей страны.

    Архитектурный туризм -- дворцовые ансамбли, культовые храмы и сооружения.

    Малые архитектурные формы -- ознакомление с арками, зданиями, арками, башнями, мавзолеями.

    Гидротехнические сооружения -- каналы, плотины, дамбы, гидроэлектростанции.

    Портово -- промышленная архитектура -- для любителей морской тематики и достижений для её развития.

    Рекреационная архитектура.

    Туризм парков культуры - преимущественно исследование искусственных ландшафтов (промышленных, транспортных, оздоровительно - спортивных).

    Туризм городской среды -- панорама красивых городов, живописная застройка, ландшафтная организация.

    Музыкальные и танцевальные фестивали -- замечательный вид туризма, буйство красок, карнавалы, танцы, песни, состязания на звание лучшего танцора, школы танцев, певца или королевы ночи. Сногсшибательные фейерверки, лазерное шоу и другие специальные эффекты. Незабываемые впечатления гарантированы.

    Сельский туризм -- полная релаксация, уход от мирской суеты, свежий воздух, умопомрачительные пейзажи, запах травы и цветов.

    Туризм искусств и литературы -- известные дома -- музеи писателей, художественные театры и галереи.

    2. Практики потребления культурных благ туристами.

    Туристская практика представляет собой характерную деятельность туриста (включая специфические нормы и ожидания) в отношении посещаемой дестинации или культурной достопримечательности, проявляющую его компетентность и навыки как в сфере культуры, так и в сфере туризма. Это - культурный ресурс, лежащий на стороне потребителя - туриста.

    Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

    Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

    Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня), а в небольших культурно-исторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.

    В основу культурно-исторического туризма положен исторический и культурный потенциал страны, который включает в себя: социальную и культурную среду с имеющимися обычаями, традициями особенности хозяйственной и бытовой деятельности.

    В абсолютно любой местности имеется минимальный набор ресурсов для осуществления познавательного туризма. Однако для его развития в массовом масштабе необходима определенная совокупность объектов исторического и культурного наследия. Среди таких объектов выделяют:

    • - археологические памятники;
    • - гражданская и культовая архитектура;
    • - памятники ландшафтной архитектуры;
    • - исторические города;
    • - исторические сельские поселения;
    • - театры музеи, выставки и пр.;
    • - объекты этнографии, народные ремесла и промыслы, прикладное искусство;
    • - технические сооружения и комплексы.

    Культурно - исторический туризм является самым лучшим способом ознакомления с иными культурами. Данный вид туризма способствует развитию личности, развитию знаний и творческого потенциала. Культурно-исторический туризм помогает совмещать отдых с изучением жизни других людей, культур, историй и т.д. Именно это является причиной того, что множество людей проводят свой отпуск в путешествиях.

    В настоящее время выделяют отдельные виды культурно-исторического туризма:

    • 1. Культурный туризм, то есть посещение объектов культуры определенного народа, города, страны и т.д.
    • 2. Исторический туризм, то есть посещение туристами объектов исторического наследия. При этом успешным фактором развития данного вида туризма является наличие в регионе исторических мест, достопримечательностей, объектов истории. Цель данного вида туризма - ознакомление с историей города, региона, страны.

    Именно историческое наследие региона является его культурным потенциалом. Большинство популярных туристических направлений предполагает посещение культурных и исторических мест в регионе. Посещение таких мест является очень сильным побудительным мотивом для туристов, что способствует развитию туристической отрасли.

    Для продвижения историко-культурного потенциала региона нужно проводить всевозможные фестивали и иные культурные массовые мероприятия, которые являются традиционными для конкретного региона и могут быть интересны туристам.

    Во многих регионах присутствуют такие исторические территории, которые являются уникальными. К ним относятся древние города, исторические территории, усадьбы, парки, архитектурные памятники и пр. Они так же должны становиться объектами туристической отрасли.

    При этом необходимо учитывать и сочетать исторически определенные формы деятельности народа и инновационные подходы к организации туризма. При этом инновационная составляющая должна быть только дополнением к традиционной.

    Выделяют четыре принципа культурно-исторического туризма:

    • 1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;
    • 2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
    • 3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
    • 4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.

    Культурно-исторический туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:

    Социально-культурные аспекты.

    Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.

    Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение -- ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурно-исторический туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.

    Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.

    В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

    • - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
    • - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постмузейности».

    Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.

    Культурный туризм - это путешествие, которое осуществляется для знакомства с духовными и материальными объектами культуры. Культурный туризм является ведущей суботраслью туризма. Постепенно он приобретает новые функции. В настоящее время культурный туризм рассматривается как важный механизм взаимодействия различных народов.



Рассказать друзьям