Влияние глобализации на национальные культуры. Культура в условиях глобализации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вступление. Одним из основополагающих явлений, определяющих сегодня облик и структуру жизни человеческого сообщества буквально во всех его аспектах – социальном, экономическом, культурном и политическом, является глобализация.

На сегодняшний день совершенно очевидным является факт весьма существенного взаимодействия глобализации и национальных и этнических культур. В ходе этого не только перекраиваются традиционные ареалы распространения главных мировых религий и конфессий, зачастую оказывающихся в новых условиях существования и взаимодействия, но и происходит их сопряжение со сравнительно новыми ценностями, такими, например, как принципы гражданского общества. Все это требует тщательного изучения и глубокого анализа – как со стороны экспертов, так и со стороны множества заинтересованных лиц, которым небезразлична судьба культуры, особенно в сегодняшнем, стремительно меняющемся мире.

Основная часть. Процесс глобализации культуры создает тесную связь между экономическими и культурологическими дисциплинами. Последняя настолько значительна, что можно говорить об экономизации культуры и культуризации экономики. Подобное воздействие определяется тем, что общественное производство все более ориентируется на создание интеллектуальных, культурных и духовных благ и услуг или на производство “символов”, а в сфере культуры все сильнее ощущаются законы рынка и конкуренции (“масс–культуры”).

Сегодня, культура должна быть осмыслена в качестве решающего аспекта глобализации, а не простой реакции на экономическую глобализацию. При этом не следует считать, что глобализация культуры – это установление культурной однородности во всемирном масштабе. Этот процесс включает в себя культурные столкновения и противоречия. Конфликты и столкновения различных культур и цивилизаций – главный фактор современного многополярного мира. В условиях глобализации необходима новая философия – философия взаимопонимания, рассмотренная в контексте диалога Востока и Запада, Юга и Севера.

“Сжатие” социального мира, с одной стороны, и быстрый рост осознания миром “расширения” самого себя, с другой стороны, создает глобальное условие, при котором цивилизации, регионы, нации-государства, коренные народы, лишенные государственности, конструируют свою историю и идентичности. В мире резко выросло ощущение собственной уникальности и самобытности у народов и регионов. Можно сказать, что защита местных национальных традиций и особенностей является глобальным феноменом.

Следовательно, принципиально способность к самосохранению специфических культур возможна, но реализуется эта возможность только при определенных условиях.

В современном мире происходит переход от национальной культуры к глобальной культуре, языком которой служит английский язык. Американский доллар используется во всем мире, западная массовая культура стремительно проникает в нашу жизнь, модель либерально-демократического общества в той или иной степени реализуется во многих странах, создается мировое информационное пространство (Интернет и другие, новейшие информационные и коммуникационные технологии), осуществляется глобализация западной культуры, возникает новая реальность – виртуальный мир и виртуальный человек. Таким образом, пространство и время становятся все ближе и ближе, даже сливаются. Возникли «антиглобалисты» и «антизападники». В этих условиях становится крайне актуальным вопрос о сохранении языковой и культурной идентичности, самобытности и уникальности культуры других народов планеты.

Для решения сложнейшей задачи вхождения национальной культуры в пространство мировой культуры определяющим является не желание понравиться, а умение оставаться собой. Ни в коем случае нельзя замыкаться в пределах своей культуры, надо выходить в мировое культурное пространство, но выходить надо с тем, что есть, так как именно это содержание и обладает ценностью. Тем более, нельзя заставлять национальную культуру “торговать собой” и быть готовым к тому, что ее не примут, не рассмотрят, не поймут, не оценят. Следовательно, она “не ко двору” эпохе, времени.

Однако кое-что в пределах дозволенного национальная культура может сделать для лучшего восприятия себя. Она может воспользоваться теми возможностями, какие предоставляет глобализация. Она может тиражировать свой образ и “прийти в каждый дом”. Не исключено, что, не будучи принятой, с восторгом на “лучших сценах мира”, национальная культура найдет отклик в других регионах, и уже оттуда будет воспринята более широко.

Но не будет большой беды, как отмечает известный казахстанский философ А.Г. Косиченко, если национальная культура не встретит широкого понимания. В конце концов, она, в первую очередь, национальная культура, а, следовательно, культура конкретной нации. Национальная культура может и должна воспитывать человека на ценностях, присущих этой культуре. И если это настоящая культура, то такой человек интересен миру, ибо сквозь культурную самобытность человека проступает общечеловеческая культура. Национальная культура ценна именно своими специфическими ценностями, так как эти ценности есть ни что иное, как еще один способ видеть мир и смысл бытия в этом мире. Этой почвы, нельзя покидать, в противном случае национальная культура исчезает.

Заключение. Таким образом, процесс глобализации не только порождает однообразные структуры в экономике и политике различных стран мира, но и приводит к “глокализации” - адаптации элементов современной западной культуры к локальным условиям и местным традициям. Нормой становится гетерогенность региональных форм жизнедеятельности человека. На такой основе возможно не только сохранение, но и возрождение, и освоение культуры и духовности народа, развитие местных культурных традиций, локальных цивилизаций. Глобализация требует от местных культур и ценностей не безоговорочного подчинения, а селективного выборочного восприятия и освоения нового опыта иных цивилизаций, возможного только в процессе конструктивного диалога с ними. Особенно это необходимо для молодых независимых государств постсоветского пространства, укрепления их национальной безопасности. Поэтому, нам так крайне необходимо развитие глобалистики как формы междисциплинарных исследований, позволяющих правильно оценить ситуацию и найти способы их решения.

Список использованной литературы:

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.- 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.- 496 с. Серия (Gaudeamus).

ISBN 5-8291-0167-Х

2. Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. №4. 2000. С. 58-68.

3. Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур, // Философские науки. №4. 2000. С.33-42.

4. Косиченко А.Г. Национальные культуры в процессе глобализации // WWW.orda.kz. Электронный информационно-аналитический бюллетень. №№ 8, 9.

Набирающая силу глобализация охватывает все стороны современной жизни. Возникнув в экономике, она затем распространилась на политику и культуру. На данный момент от глобализации больше других выигрывают США, поэтому ее нередко именуют американизацией.

Глобализация в культуре продолжает и дополняет экономическую глобализацию, но вместе с тем имеет существенные особенности. Многие процессы и тенденции принимают в ней более острые формы. В культуре глобализация в гораздо большей степени выступает как американизация, поскольку усиливающая свое глобальное господство массовая, коммерческая, медийная культура является преимущественно американской. Культурная глобализация ведет к дальнейшему вытеснению высокой культуры и полному господству массовой культуры, к размыванию культурного многообразия, униформизации и стандартизации. Все больше исследователей указывают на то, что Голливуд и Интернет празднуют победу по всей планете.

В зарубежной литературе прослеживаются три точки зрения на процессы культурной глобализации и коммерциализации. Первая точка зрения исходит из того, что культурная глобализация есть объективно необходимое и позитивное в своей основе явление. Такую позицию отстаивает, например, швейцарский лингвист Ж. Молино. Он считает, что существующее в европейских странах беспокойство относительно американской направленности глобализации мира не имеет серьезных оснований. Главную причину беспокойства он видит в том, что европейцам трудно отказаться от привычного для них европоцентризма, что они в течение столетий проводили выгодную для них глобализацию, а когда она изменила свое направление, им трудно с этим смириться.

Вторая точка зрения, напротив, резко критическая, можно сказать, апокалиптическая по отношению к культурной глобализации. Особенно отчетливо эта позиция представлена в трудах представителей франкфуртской школы в философии Т. Адорно и М. Хоркхаймера. Они первыми открыли феномен культурной индустрии, породившей массовую, коммерческую культуру, именуемую сегодня медийной и постмодернистской. По их мнению, распространение продуктов культурной индустрии ведет к деградации общества, к непоправимой утрате того, что составляет основу подлинности человека и его бытия. Эти идеи нашли продолжение в структурализме (М. Фуко), ситуационизме (Г. Дебор), постмодернизме (Ж. Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр), в других течениях современной мысли.

Третья точка зрения находится как бы между первой и второй, являясь умеренно критической. Ее основы заложил английский социолог Р. Хоггарт, исследовавший в 30‑е гг. XX в. процесс приобщения английских рабочих – выходцев из крестьян к городской культуре. Он отметил, что адаптация к массовой городской культуре не была автоматической и пассивной: рабочие проявляли способность к сопротивлению, уклонению, отклонению от ее стандартов. Во Франции эти идеи развивает историк М. де Серто, который считает, что стратегия, система и язык задаются господствующим экономическим порядком и властью, тогда как тактика, речь, хитрости и уловки создаются и применяются пользователями и потребителями культуры.


Названные позиции в той или иной мере отражают реальное положение вещей. Каждая из них может быть подтверждена определенными фактами. И все же первая точка зрения имеет меньше сторонников, чем две другие.

Особую актуальность приобрели проблемы взаимоотношений национальных культур, западной и незападных культур, центра и периферии, господствующей и зависимой культуры, культурного империализма, культурной идентичности, аккультурации и т. д. Сложность и острота этих проблем хорошо видны на примере отношений культур Америки и Франции. Как отмечает французский исследователь Ж. Леклерк, Франция и США во многом являются разными цивилизациями. Первая представляет собой цивилизацию традиционного классического искусства и высокой культуры. Вторые – цивилизацию аудиовизуального искусства и массовой культуры. Первую лучше всего олицетворяет Лувр – мировой центр хранения и показа шедевров, который посещают люди со всего света. Символом второй является Голливуд – всемирный центр производства фильмов, которые заполонили весь мир.

Глобализация мира искусства ведет к асимметрии потоков классических и аудиовизуальных произведений, рынков искусства и рынка кино. Считается, что американцы никогда не видели французские фильмы, а многие французы никогда не видели американскую живопись. Однако внешне стихийные, противоречивые и изменчивые культурные потоки, как и любые другие, подчиняются рыночной логике. В результате формирующиеся структуры французского и американского экспорта культурных ценностей предстают существенно различными. С одной стороны, – конечное, ограниченное, невоспроизводимое и убывающее количество классических произведений. С другой стороны, – неограниченное, воспроизводимое и неубывающее количество фильмов. Абсолютная редкость встречается с абсолютным изобилием. Франция, продавая шедевры, беднеет и постепенно остается ни с чем, поскольку шедевры невоспроизводимы. Америка, продавая копии фильмов, фактически ничего не теряет и только обогащается. Абсолютное обеднение сталкивается с абсолютным обогащением. Такое положение характерно не только для Франции, но в значительной мере и для всей Европы.

В сложившейся ситуации Франция выступила с проектом «культурного исключения», согласно которому законы рынка и конкуренции не должны распространяться на все культурные ценности. Некоторые из них следует выводить из‑под действия рыночных законов. В самой Франции данный проект осуществляется с начала 1980‑х гг. Эта идея находит понимание и поддержку среди стран Европейского союза.

Некоторым странам удается успешно противостоять американской культурной экспансии. Так, Бразилия имеет значительные достижения в распространении своих телесериалов, многое делает Египет для сохранения своей национальной культуры. Однако наибольшие успехи в этой сфере достигнуты Индией. В последние годы здесь демонстрируется более 2000 фильмов, из которых только около 10% – зарубежные. То же самое наблюдается в области музыки: индийцы отдают безусловное предпочтение своей национальной музыке.

Опираясь на приведенные примеры, некоторые авторы делают вывод, что культурная глобализация не дает оснований для беспокойства. Однако пример Южной Кореи говорит о другом. Еще в 80‑е гг. страна производила порядка 100 фильмов ежегодно и национальная кинопродукция полностью доминировала. После отказа от государственного регулирования экономики ситуация резко изменилась: в последние годы Южная Корея импортирует сотни американских фильмов, а своих производит значительно меньше прежнего. Та же судьба постигла киноиндустрию Гонконга: она не выдержала конкуренцию с Голливудом.

Как видим, процесс культурной глобализации является исключительно сложным и противоречивым и ведет к неоднозначным последствиям. К числу таких последствий относятся стандартизация и униформизация культур, их гибридизация и «креолизация». Поэтому вопрос о выживании локальных, национальных культур остается открытым.

Культурная глобализация - это процесс, в который вовлечены не только в качестве субъектов, но в качестве объектов все страны и цивилизации. Во-первых, процессы культурной глобализации приводят к тому, что общественные, макросоциальные отношения людей выходят за пределы национально-государственных сообществ, приобретают транснациональный характер. Культурная глобализация ослабляет эту идентификацию, вместе с которой разрушается структура основных принципов, на которых базировались государства и общества, представляя собой территориальные, отделенные друг от друга единства, создаются новые силовые и конкурентные соотношения, появились новые конфликты и противоречия между национально-государственными единствами и актерами, с одной стороны, и транснациональными акторами, идентичностями, социальными пространствами, ситуациями и процессами - с другой. Во-вторых - это кризис институтов и потеря собственного пространства общественной сферы, "приватизируется": личная жизнь вытесняет общественное и поглощает его (одно из проявлений процесса индивидуализации), в результате чего возрастает неопределенность, амбивалентность сознания и социальной идентичности людей. В-третьих, культурная идентичность разрушает взаимосвязаны с глобализацией процессы, происходящие в сфере культуры, ведь культурная идентичность человека с определенным сообществом реализуется прежде всего через интериоризации норм, представлений, ценностей, образцов поведения, создают ее культуру.

Глобализация культурных связей выводит их за пределы определенного культурного ареала, привлекает их к эталонам других культур. Особенно большую роль в этом процессе играет значительная интенсивность системы глобальной коммуникации и информации. Сферы потребления и массовая культура приобретают гомогенного характера, усиливая вестернизацию культуры, ее полифункциональность, полиструктурнисть, поликультурнисть. Национальные меньшинства, вовлекаемых в процесс культурной глобализации, как элитарные, так и массовые (например, мигранты) становятся носителями не одной, а двух, а то и больше культур.

В то же время, некоторые антропологи считают возможным говорить о формировании новой глобальной культуры, или даже глобального сознания, имея в виду те эталоны культуры интенсивно распространяются во всем мире, а частичное смешивание культур делает возможным формирование культурных семей, свидетельствует о переходе к более широких культурных ареалов.

Поликультурность как одна из современных тенденций XXI в. в разной степени присуща каждой стране, возникшей особенно в наше время в связи с распадом Советского Союза, когда страны Западной Европы встретились с различными реалиями как следствие присутствия меньшинств, принесли в западное общество национальные противоречия, связанные с языковыми, религиозными, этнокультурными, этническими различиями. Последние и продолжающиеся сегодня геополитические изменения испытывают сбалансированность между нацией, территорией и государством, сбалансированность, которая признается и обеспечивается, главным образом, национальными системами.

Анализ показывает, что культурная глобализация - это процесс ускорения и совершенствования различных международных потоков товаров и информации в общем контексте культурного развития. Культурная глобализация связана с изменением или трансформацией общечеловеческой цивилизации, ассоциирует отдаленные сообщества и накладывает отпечаток на регионы мира и континента. Культурная глобализация - это многосоставный процесс, который включает в себя интерпретацию тождества и различия, универсализма и партикуляризма, процесс преобразования всеобщего в особенное и особенного в всеобщее. Именно "столкновения цивилизаций" порождает фрагментацию мира через существующие цивилизационные различия, которые имеют место в культурной дифференциации, порождая явления "макдональдизации" - гомогенизации культур, проходит под эгидой вестернизации, европеизации, американизации, "гибридизации" как широкого спектра межкультурного взаимодействия, что приводит к взаимообогащению, так и к возникновению культурных различий в контексте социокультурной динамики личности. Под влиянием обмена товарами, знаниями, культурными ценностями сформировался своего рода общий "мегапростир культурной глобализации". Этот мегапростир поликультурности развивается по своим собственным законам, служит, с одной стороны, результатом взаимодействия локальных национальных территорий, а с другой - определяет особенности развития последних.

Культурная глобализация - противоречивый процесс, развивающийся одновременно в межгосударственных и транснациональных формах, способствует возникновению наднациональных и вненациональных организаций, учреждений, образований. Как свидетельствуют ученые, практически на все сферы деятельности осуществляется влияние культурной глобализации, приводит не только к переосмыслению отношений между глобальной экономикой и национальными государствами, но и к переоценке связей между глобальной экономикой и локальными гражданскими обществами, способствуя и социокультурной динамике. Культурная глобализация означает привлечение значительной части человечества в единую открытую систему общественно-политических, экономических и культурных связей на основе современных средств информатики и телекоммуникаций. Культурная глобализация представляет собой новый этап интеграционных процессов в мире, ее процессы касаются всех сфер жизни общества - от экономики и политики до культуры и искусства. Культурной глобализации предусмотрено стать одним из важнейших факторов, который будет определять условия развития духовной жизни этноса и нации в XXI веке.

Уже сейчас мы находимся в процессе, ведет к формированию планетарно-интегрированного человечества. Пока мы в начале этого процесса и этнонациональные образования сохраняют свой статус общества, потеряв актуальную самодостаточность, зберивгають потенцину самодостаточность. Культурная глобализация - это объективный процесс, детерминированный необходимостью технико-экономической оптимизации современного социума. Социоисторични этнонациональные культурные организмы, существующие рядом друг с другом, взаимно влияют друг на друга и подлежат воздействия, приводит к существенным изменениям в структуре последнего.

В результате перечисленных процессов экономизация духовной культуры XXI в. сводится к:

Деградации духовных ценностей;

Преобразование культуры в отрасль экономики (массовая культура);

Влияния на биологические инстинкты людей;

Индустриализации процесса производства маскультуры. Использование коренного изменения статуса культурной элиты в гло-

бализацийному обществе характеризуется:

Невитребуванистю фундаментальной науки, классического искусства и литературы, идеологии бывшей ориентации;

Созданием целевых западных фондов;

Предоставление грантов, возможности научной работы, занятия искусством, литературой, спортом за рубежом

Предложений целевых социальных заказов.

Средства массовой информации характеризуются:

Монополизацией рынка;

Дозировкой информации чиновниками.

Телевидение и радио характеризуются:

Отвлечением массового сознания от проблем современности;

Потоком информации, способствующей деградации личности;

Разрушением коллективистских начал;

Вытеснением других видов культурного развития личности. Итак, культурная глобализация - процесс, вписывается в мировую

хозяйственную систему во взаимодействии с природно-биологической средой и придает этой целостности новую культурную качество; процесс, воспроизводящий трансформацию этнонациональных культур и их структур; целостный геокультурный пространство функционирует в соответствии со своими законами; выход любого процесса на общий уровень. Геокультурные предела - национальные идеи, стратегические задачи, устремления, что проецюються на геокультурный атлас мира включают:

1) проекцию ареалов национальных культур и транснациональных ареалов, взаимодействующих в мировом культурном пространстве;

2) интерпретацию глобального пространства в форме, пригодной для культурной самореализации каждой нации. Мультикультурализм - это одна из основных тенденций культурологического контекста культурной глобализации.

Мультикультурализм как социальное явление характерно для поликультурного общества, развивающегося в условиях культурной глобализации, высокого уровня миграционных процессов, развития культурно-информационного пространства, нового этапа распространения Интернета в условиях глобализации. Глобальный мир действительно является глобальным в понимании объективной взаимозависимости народов, наращивание единых, сквозных, транснациональных измерений и пространств, переплетение их историй, рост влияния внешних (экзогенных) факторов на национальный и культурное развитие, постепенное формирование мультикультурного пространства. Еще Э. Гидденс отмечал, что возникновение признаков глобализации и развитие этого процесса тесно связан с развитием современного общества и моделей государств-наций, рефлексивно реагируют на исторические события. Мультикультурализм - это многоплановое социальное явление, охватывающее все сферы жизни человека и общества, человека и природы, человека и человека. Процессы мультикультурного общества развиваются на всех уровнях: локальном, национальном, субнациональном, супранациональных, глобальном.

Понятие мультукультурализму как сложного социального феномена детерминировано развитием миграционных процессов, связанных с многообразием культур, отражающие процесс диалога культур и цивилизаций, глобализацией культуры, определяется информационными технологиями, языковым, этнокультурным, региональным плюрализмом, культурным разнообразием современного поликультурного общества. Мультикультурализм связан с различными различиями - этнокультурными, этническими, религиозными, языковыми, естественно-историческими, влияющие на различные сферы существования человека. Мультикультурализм как социальный феномен проявляется в космополитизме и культурном разнообразии, глобальном распространении информации, потреблении массовой продукции, появлению феномена "культурного гражданства", формировании геополикультурних ареалов.

Мультикультурализм как сложный багатодиференцийований социальный процесс затрагивает отношения между религиями и этносами, культурами и цивилизациями, традиционными и современными ценностями, различными культурными и религиозными ориентациями, стилями жизни и культурными идеалами и традициями. Поскольку культура имеет видимое выражение, она является коллективной построением, выше индивидуальные предпочтения, способна влиять на деятельность человека в поликультурной среде. Ведь еще Т. Парсонс, анализируя процесс глобализации, пришел к выводу: если общества движутся по общему эволюционном пути, то они становятся все более похожими между собой. В основе формирования единого мультикультурного общества, в котором проживают миллионы украинский, формируются культурные архетипы, которые проявляются в виде культурной поляризации, культурной ассимиляции, культурной изоляции, культурной гибридизации, в контексте которых человек должен адаптироваться к условиям глобализирующегося мира. Основой развития мультикультурного общества является формирование метакультуры развивающейся в контексте больших культурных ареалов на основе новых ценностных ориентиров.

Метакультура определяется следующими особенностями: 1) имеет надличностный характер; 2) объединяет различные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В основе сходства культур, входящих в единую метакультуры, могут быть: а) языковая общность культур, обусловливает близость многих других сторон культурной жизни; б) общность природных условий; в) религиозная общность. История свидетельствует, что религии играют наиболее существенную роль в образовании метакультур, выступая в качестве связующего звена, которая соединяет культуры. Метакультуры - это цивилизации в гантингтонивському понимании, то есть культурные общности высшего порядка.

Принципиально иная точка зрения культурологического и социологического осмысления глобализации представлены в международной дискуссии концепциями Э. Д. Смита и А. Аппадураи. Феномен глобальной культуры и сопроводительные ему процессы глобализации культур и культурной глобализации трактуются в рамках этого направления как идеологические конструкции, которые порождаются условиями реального функционирования мировой экономики и политики. Предложенная Энтони Д. Смитом концепция глобальной культуры выстраивается через методологическое и содержательное противопоставление научного понятия "культура" образа "глобальной культуры", идеологически сконструированной в качестве реальности глобального масштаба. Восходящим методологическим основанием концепций глобальной культуры является принятие термина "культура" в его социологическом контексте или культурологической интерпретации. Е. Д. Смит признает, что в различных концепциях и трактовках понятия "культура" воспроизводится определение "коллективного начала", совокупности верований, стилей, ценностей и символов ", закрепленных в ментальной истории обществ.

Дальнейший анализ показал, что метакультуры - это цивилизации в гантингтонивському понимании, то есть культурные общности высшего порядка. Процесс культурной глобализации определяет появление именно новых форм культурных процессов и новых ценностных ориентиров. Атрибутивным признаком мультикультурализма является его дисперсность, дискретность, локальность, отсутствие целостности что способствует культурной разнообразия, появлению нового феномена "единства в разнообразии", формирование различных форм культурной идентификации на основе объединения определенных локальных культур и архитектуры открытости. В контексте мультикультурализма выделяется такой вид культуры, как Интернет-культура, которая характеризуется, согласно М. Кастельс, четырехуровневой структурой, включающей техномеритократичну культуру, хакеривську культуру, культуру виртуальных сообществ и предпринимательскую культуру, которые создают идеологию свободы, которая распространена в мире Интернета. Культура Интернета мультикультурного общества - это культура, построенная на технократической вере в прогресс человечества благодаря информационным технологиям, утверждается сообществами хакеров, существование которых определяется свободной и открытой технологической творчеством, воплощенной в виртуальных сетях, нацеленных на создание нового поликультурного общества, материализованное в функционировании новой информационной экономики и новой глобальной культуры. Культура, по мнению Ж. Бодрийяра, перестала быть привязанной к определенному месту и, с другой стороны, в каждом отдельном месте она перестала представлять собой определенную целостность.

Культура мультикультурного общества стала фрагментарной, распалась на культуры отдельных общностей, своего рода культурные диаспоры, отличающиеся по вкусам, привычкам и верованиями, в которых происходит распространение коммерциализации, иронии, игры, переструктурирование всего формата доминирующей элитарной культуры, детерминированных плюралистической сферой выявления интересов в направлении - от культурного империализма к культурному плюрализму - как на локальном, так и на глобальном уровнях.

Проанализировав атрибутивные характеристики культурной глобализцаии, можем определить, что процесс культурной глобализации определяет появление именно новых форм культурных процессов и новых ценностных ориентиров. Атрибутивным признаком мультикультурализма является его дисперсность, дискретность, локальность, отсутствие целостности что способствует культурной разнообразия, появлению нового феномена "единства в разнообразии", формировании различных форм культурной идентификации на основе объединения определенных локальных культур и архитектуры открытости. В контексте мультикультурализма выделяется такой вид культуры, как Интернет-культура, которая характеризуется, согласно М. Кастельс, четырехуровневой структурой, включающей техномеритократичну культуру, хакеривську культуру, культуру виртуальных сообществ и предпринимательскую культуру, которые создают идеологию свободы, которая распространена в мире Интернета. Культура Интернета мультикультурного общества - это культура, построенная на технократической вере в прогресс человечества благодаря информационным технологиям, утверждается сообществами хакеров, существование которых определяется свободной и открытой технологической творчеством, воплощенной в виртуальных сетях, нацеленных на создание нового поликультурного общества, материализованное в функционировании новой информационной экономики и новой глобальной культуры.

Культура, по мнению Ж. Бодрийяра, перестала быть привязанной к определенному месту и, с другой стороны, в каждом отдельном месте она перестала представлять собой определенную целостность. Культура мультикультурного общества стала фрагментарной, распалась на культуры отдельных общностей, своего рода культурные диаспоры, отличающиеся по вкусам, привычкам и верованиями, в которых происходит распространение коммерциализации, иронии, игры, переструктурирование всего формата доминирующей элитарной культуры, детерминировано плюралистической сферой выявления интересов в направлении - от культурного империализма к культурному плюрализму - как на локальном, так и на глобальном уровнях.

Таким образом, исследуя специфику культурной глобализации, обозначим , что культурная глобализация открывает небывалые возможности ускорения процесса унификации и распространение передовых технологий, устойчивого функционирования информационных сетей, развития творчества и нововведений, экономического роста на основе интенсификации, экономического, научного, культурного развития народов, совершенствование механизма распределения ресурсов, повышение эффективности их использования на основе развития глобальной конкуренции, повышения качества жизни, улучшения благосостояния каждого гражданина. Она также включает расширение возможностей выбора и доступа к новым идеям и знаниям, усиления международной координации на основе формирования экономической среды, основанного на унифицированных принципах и правилах, уменьшение угрозы международных конфликтов, локальных войн, распространения идей гуманизма, демократии, защиты гражданских прав и основных свобод человека, объединение усилий человечества в решении глобальных проблем.

Культурная глобализация в то же время порождает беспрецедентные угрозы и риски технологической дифференциации, консервации технологической и социальной отсталости ряда стран вследствие их неконкурентоспособности и слабости собственной ресурсной базы, глобального неравенства экономического и социального развития, усиление стратификации и диспропорций мировой экономики, углубление разрыва между товарными и финансовыми рынками, усиление турбулентности международных финансовых и культурных потоков, опасности глобальных кризисов, деградации неконкурентоспособных производств, рост безработицы, вызванной структурной перестройкой и новым правилам к качеству рабочей силы Культурная глобализация порождает обострение социальных проблем, ослабление национальных систем социальной защиты, обострение конфликтов различного характера и масштаба, национальной и религиозной нетерпимости, создание глобальной сети преступного бизнеса, международного терроризма, потери национальной идентичности, разрушение традиционного образа жизни, ценностных ориентиров, стандартизации национальных культур, транснационализации экологических, экономических, технологических, проблем.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Санкт-Петербургский Государственный

Университет культуры и искусств

Факультет «История мировой культуры»

Глобализация и культура

Исполнитель:

Иванова Светлана Анатольевна

Студентка 407 группы

вечернего отделения

Специализация:

Руководитель фирмы,

референт-представитель фирмы

Санкт-Петербург

Содержание

1.

Введение

2.

Понятие - Культура

3.

Глобализация и национальные культуры

4. Началопроцесса глобализации

5.

Какими качествами характеризуется глобализация

7. Характер культуры и виды сопротивления

8. Чегобоятся страны-противники глобализации

9. Рольи значение культуры для человека

Введение

Сегодня ни одной страной и ни одним обществомсоциальные группы и индивиды не воспринимаются как замкнутые и самодостаточныефеномены. Они включены во всеобщие взаимоотношения и взаимообусловленность.

Всеобщаявзаимосвязь,взаимообусловленность и взаимоотношения являются закономерностьюкрайне сложных и противоречивых процессов глобализации.

Глобализация - это всеобщий и многостороннийпроцесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств,государственных объединений, национальных и этнических единств, чтопредставляет собой сопутствующее явление современной цивилизации.

Страны и народы всего мира существуют в условияхрастущего взаимовлияния. Ускоренные темпы развития цивилизации и ходаисторических процессов поставили вопрос о неизбежности глобальныхвзаимоотношений, об их углублении, укреплении и ликвидации изоляции стран инародов.

Изолированность от мира, замкнутость в собственныхрамках была идеалом общества аграрного типа, для современного обществахарактерен тип человека, вечно преступающего установленные границы и обретающегоновый облик, всегда движимого прежде всего мотивами обновления и изменения.

Последующие исторические процессы предопределили всебольшее сближение народов и стран. Подобные процессы охватывали все большеепространство и обусловливали общий исторический прогресс и новый этапинтернационализации.

Сегодня же глобализация стала процессом строительстванового единства всего мира, ведущее направление которого и есть интенсивноераспространение экономики, политики и культуры развитых стран во многообразномпространстве развивающихся и отсталых стран. Эти масштабные процессыпроисходят, по преимуществу, добровольно.

Всеобщие процессы глобализации вызывают необходимые иглубокие перемены в деле сближения и взаимосотрудничества народов и государств.За этим следует процесс сближения и унификации уровня жизни и его качества.

Мир объединяется с целью решения межгосударственныхили локальных региональных проблем. Взаимосближению и интеграции сопутствуютпроцессы, которые могут оказаться опасными для самобытности малочисленныхнародов и национальностей. Здесь имеется в виду установление тех норм истандартов, которые по сей день остаются проблемными для высокоразвитых стран.Грубая трансплантация норм и ценностей в общественный организм может оказатьсягубительной.

Понятие – Культура

Культура - историческиопределенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формахорганизации жизни и деятельности людей. Понятие культуры употребляется дляхарактеристики материального и духовногоуровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономическихформаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура,культура майа), а также специфических сфер деятельности или жизни (культуратруда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин«культура» относят только к сфере духовной жизни людей. В обыденном сознании«культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию,науку и т.д.

Культурология же использует понятие культуры,которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества исвободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Понятие культуры обозначаетуниверсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир исамого себя. Каждая культура- это неповторимая вселенная, созданнаяопределенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучаяразличные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологическиенаходки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили,и чувствовали себя иначе, чем мы.

Каждая культура есть способтворческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащаетнас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Она включает в себяне только предметные результаты деятельности людей (машины, техническиесооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали ит.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые вдеятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического инравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людейв рамках коллектива и общества).

В силу того, что человек, посвоей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные,так и духовные средства. Для удовлетворения материальных потребностей онсоздает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания,дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает духовныеценности, нравственные и эстетические идеалы, политические,идеологические, религиозные идеалы,науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам какматериальной, так и духовной культуры. Поэтому человека можно рассматривать какисходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает ииспользует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его рольтворца культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средстводля собственного развития.

Таким образом, культура - это все материальные и нематериальныепродукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения,объектированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующимпоколениям.

Глобализация и национальныекультуры

Культура, поскольку она является продуктомчеловеческой деятельности, не может существовать вне общности людей. Этиобщности представляют собой субъект культуры, являются ее создателем и носителем.

Нация создает и сохраняет свою культуру как символреализации своего права. Нация, как культурная реальность, проявляет себя вразных сферах, каковыми являются обычай, направленность воли, ценностнаяориентация, язык, письменность, искусство, поэзия, судопроизводство, религия ит.д. Свою высшую функцию нация должна видеть в существовании нации как таковой.Она вечно должна заботиться об упрочении суверенности государства.

Сохранение самобытности и ее укрепление, главнымобразом, зависит от активности внутренних сил и от выявления национальнойвнутренней энергии. Культура общности не является простой суммой культуротдельных личностей, она сверхиндивидуальна и представляет собой совокупностьценностей, творческих продуктов и стандартов поведения общности людей.Культура - единственная сила, формирующая человека как члена общности.

Культурасохранения национальных особенностей становится богаче, если онавзаимодействует со многими народами мира.

Личностнаясвобода, высокий уровень социальной сплоченности, социальная солидарность идр. - это и есть те основные ценности, которые обеспечиваютжизнеспособность любых малых народов и реализуют национальные стремления иидеалы.

Глобализация выдвигает идеал «глобальной правовойгосударственности», что неизбежно ставит вопрос о расширении средствограничения государственного суверенитета. Это является фундаментальнойнегативной тенденцией глобализации. В этих случаях слаборазвитые страны,имеющие исторически традиционную культуру, могут найти себе место только средипоставщиков сырья или стать рынком сбыта. Они могут остаться без собственнойнациональной экономики и без современных технологий.

Человек - единственное существо во вселенной,которое не только созерцает ее, но и своей активной деятельностью заинтересованов целесообразном преобразовании ее и самого себя. Он является единственнымразумным существом, способным к рефлексии, к раздумьям над своим бытием.Человек не равнодушен и не безразличен к существованию, он всегда выбираетмежду разными возможностями, руководствуясь желанием улучшить своесуществование и свою жизнь. Основная особенность человека заключается в том,что он представляет собой личность, которая является членом определеннойобщности, со своим волевым целеустремленным поведением и которая действиемстремится к удовлетворению своих потребностей и интересов. Способность созданиякультуры и есть гарант человеческого бытия и его фундаментальныйхарактеризующий признак.

В известной формулировке Франклина: «Человек -это животное, создающее орудия» - подчеркивается то обстоятельство, чточеловеку свойственны активность, труд, творчество. В то же время, онпредставляет совокупность всех общественных отношений (К. Маркс), вкоторые люди вступают в процессе социальной деятельности. Результатом такойдеятельности являются общество и культура.

Общественная жизнь - это, прежде всего,интеллектуальная, моральная, экономическая и религиозная жизнь. Она охватываетвсе особенности совместной жизни людей. «Общество подразумевает системувзаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре», -отмечает Э. Гидденс. Ни одна культура не может существовать без общества,но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Мы не были бы«людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мыне имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и нашаспособность думать и рассуждать была бы сильно ограничена...»

В ценности всегда выражены обобщенные цели и средстваих достижения. Они играют роль фундаментальных норм, которые обеспечиваютинтеграцию общества, помогают индивидам осуществлять социально одобряемый выборсвоего поведения в жизненно значимых ситуациях, в том числе и выбор междуконкретными целями рациональных действий. Ценности служат социальнымииндикаторами качества жизни, а система ценностей образует внутренний стерженькультуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов исоциальных общностей. Система ценностей, в свою очередь, оказывает обратноевлияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейшихстимулов социального действия, поведения индивидов.

В культуре каждой общности приняты определенныесистемы ценностей и соответствующая иерархия. Мир человеческих ценностей,затронутый бурными переменами, стал очень изменчив и противоречив. Кризиссистемы ценностей означает не их тотальное уничтожение, а изменение ихвнутренних структур. Ценности культуры не погибли, однако они сталидругими по своему рангу. В любой перспективе появление нового элемента влечетза собой перетасовку всех остальных элементов иерархии.

Моральные ценности и нормы - очень важные явленияв жизни индивида и общества. Именно через эти категории осуществляетсярегулирование жизни индивидов и общества. И ценности, и нормы «вплетены» вобщество. Вместе с этим, соблюдение норм - не только их внешняя функция. Всоответствии с групповыми нормами индивид рассматривает самого себя.

Пробуждение национального самосознания, котороенаблюдается в сегодняшней действительности, свидетельствует о неестественностипроцесса слияния наций, о несоответствии его природе человека.

Пока же некоторые мыслители обеспокоены будущимчеловечества в условиях усиленной цивилизации и глобализации. «Наш XX век был,может быть, самым драматичным в истории человечества с точки зрения судеблюдей, народов, идей, социальных систем и цивилизации, - отмечаетА.А. Зиновьев, -… Это был, может быть, последний человеческий век».

Начало процесса глобализации

С 90-х годов прошлого века о феномене глобализациистало известно самым широким кругам общества, несмотря на то, что первые егопризнаки стали появляться еще в 50-х годах. После окончания Второй мировойвойны сформировался новый мировой уклад. Появились два идеологических лагеря:так называемый коммунистический, вместе со своим военным блоком (страныВаршавского договора), и так называемый капиталистический, образовавшийСевероатлантический альянс. Остальные страны, так называемый «третий мир»,представляли собой арену, на которой проходило состязание двух враждующихлагерей, но сами они не играли существенной роли в мировых политическихпроцессах.

Капиталистический блок, с либерально-демократическимиценностями и экономикой, основанной на частной собственности, представлял собойоткрытое общество и оказался более жизнеспособным, чем закрытое общество,построенное на общественно-коммунистических принципах равноправия.Парадоксально, но факт: коммунистический режим изменял основным принципаммарксизма и подчинял политику экономике, в то время как открытое общество изначальностроило свою политику исходя из экономических процессов.

Исходя из принципов экономической полезности, сталонеобходимым объединение многих стран в единую силу. В первую очередь,потребовалась экономическая интеграция, что с необходимостью привело к созданиюединого правового пространства, однородного политического правления иуниверсализации демократических ценностей. Был создан новый европейскийлиберально-демократический проект, идея которого - построение миранезависимым, свободным человеком, который не признает ничего, не являющегосяпостижимым рационально. Вселенная должна быть преобразована рациональным путемтак, чтобы стать приспособленной для жизни любого и каждого автономногоиндивидуума. Либеральный проект является отрицанием всего уже имеющегося, в томчисле утопичных идей коммунизма, этических идей, идей, которые отождествляютсяс суеверием. Реализация этого проекта дала возможность превратить национальныекорпорации в транснациональные, что, в свою очередь, потребовало создания глобальногоинформационного поля. Это повлекло за собой невиданный расцвет в сфере массовыхкоммуникаций, и, в частности, привело к возникновению компьютерной сетиИнтернет. Этим процессам «стойко» противостояла коммунистическая советскаяимперия, ставшая первой жертвой процесса глобализации.

После разрушения биполярного мира мир постепенностановился более гомогенным, а различие между культурами стало мыслиться какглавное противоречие современности. Текущие процессы являются предметомрассуждения многих интеллектуалов, и можно выделить две точки зрения, которыепредставляют основные принципы разных подходов. С точки зрения современногоамериканского мыслителя Ф. Фукуямы, с наступлением посткоммунистическойэпохи налицо конец истории. Фукуяма полагает, что мировая история перешла накачественно новую ступень, на которой снято противоречие как движущая силаистории, и современный мир предстает как единое общество. Нивелированиенациональных обществ и становление единого мирового сообщества предзнаменуетконец истории: значительных изменений после этого не произойдет. История большене является полем столкновения отдельных наций или государств, культур иидеологий. Ее заменит всеобщее и однородное состояние человечества.

Иную точку зрения развивает американский мыслительС. Хантингтон. По его мнению, на нынешнем этапе место идеологическихпротиворечий занимают противоречия культур (цивилизаций). Процесс политическойгомогенизации мира вызовет цивилизационные конфликты. Эти различные взглядыобъединяет то, что оба автора подчеркивают существование (течение)глобализационных процессов, но предполагают различные следствия и итоги,вытекающие из них.

Какими качествами характеризуетсяглобализация

Основная характеристика процесса глобализации,протекающего в современном мире - экстраполяция либерально-демократическихценностей на все регионы без исключения. Это значит, что политические,экономические, правовые и т.д. системы всех стран мира становятся идентичными,и взаимозависимость стран достигает небывалых масштабов. До сих пор народы икультуры никогда не были так зависимы друг от друга. Проблемы, возникающие влюбой точке мира, моментально отражаются на остальном мире. Процессглобализации и гомогенизации проводит к созданию единого мирового сообщества, вкотором формируются единые нормы, институты и культурные ценности. Появляетсяощущение мира как единого места.

Процесс глобализации характеризуется следующимиосновными аспектами:

1.интернационализацией, что, в первую очередь, выражается во взаимозависимости;

2.либерализацией, то есть устранением торговых барьеров, мобильностью инвестицийи развитием интеграционных процессов;

3.вестернизацией - экстраполяцией западных ценностей и технологий во всеточки мира;

4.детерриторизацией, что выражается в активности, имеющей транснациональныемасштабы, и уменьшении значимости государственных границ.

Глобализациюможно назвать процессом тотальной интеграции. Тем не менее, она принципиальноотличается от всех форм интеграции, существовавших в мировой истории ранее.

Человечество до сих пор было знакомо с двумя формамиинтеграции:

1.Какая-либо сильная держава насильственно пытается «присоединить» другие страны,и такую форму интеграции мы можем назвать интеграцией с помощью принуждения(силы). Таким образом создавались империи.

2.Добровольное объединение стран для достижения общей цели. Это добровольна формаинтеграции.

В обоих случаях те территории, на которыхосуществлялась интеграция, были сравнительно невелики и не достигали масштабов,характерных для современного процесса глобализации.

Глобализация не является ни объединением с помощьювоенной силы (хотя военная сила может применяться как вспомогательноесредство), ни добровольным объединением. Ее суть принципиально отлична: онаосновывается на идее выгоды и материального благополучия. Преобразованиенационально-государственных корпораций в транснациональные, в первую очередь,требует единообразного политического и правового пространства для того, чтобыобеспечить безопасность капитала. Глобализацию можно рассматривать каклогический результат нового европейского либерального проекта, в основекоторого лежит сциентистская парадигма европейской культуры Нового времени,наиболее рельефно проявившая себя в конце XX века. Стремление к развитию наукии образования, а также интернациональный характер науки и техники помоглипоявлению новых технологий, что, в свою очередь, сделало возможным «уменьшение»мира. Не случайно, что для вооруженного современной технологией общества земляуже мала, и усилия направлены на освоение космоса.

На первый взгляд, глобализация похожа на европеизацию.Но она сущностно отличается от нее. Европеизация как некийкультурно-парадигматический процесс являла себя и в ценностной ориентации жителейближайших к Европе регионов рассматривалась как образец правил упорядочиванияжизни. Правила европейской жизни и их преимущества оказывали влияние напограничные культуры, причем не только с помощью экономического влияния иливоенной силы. Примерами европеизации является модернизация традиционныхобществ, стремление к образованности, насыщенность повседневности духом науки итехники, европейский костюм и т.д. Хотя европеизация в различной степенизатронула лишь ближайшие к западной Европе страны, а именно - страны восточнойЕвропы и передней Азии, в том числе и Турцию. Что же касается остального мира,то европеизацией он существенно не затронут до сих пор. Ни одна страна икультура, ни один регион мира не уклоняется от глобализации, т.е. гомогенизации.Но, хотя этот процесс необратим, он имеет явных и скрытых противников. Тем неменее, заинтересованная в глобализации страна не устрашится применить силу,примерами чего являются произошедшие в Югославии и Афганистане события.

Почему же глобализации оказывают такое жесткоесопротивление и выражают протест против нее? Неужели те, кто сопротивляетсяглобализации, не хотят порядка, мира и материального благополучия? Хотя впроцессе глобализации принимают участие все экономически, финансово иполитически передовые страны, в качестве покровителя этого процесса все жевоспринимаются Соединенные Штаты Америки.

США после Второй мировой войны активно включаются вмировые политические процессы. Проводя интегрированную с западноевропейскимистранами политику, Америка становится одним из главных сдерживающихраспространение коммунизма факторов. Начиная с 60-х годов прошлого века, СШАпостепенно становится мировым политическим лидером. Реализация новоевропейскоголиберально-демократического проекта осуществилась именно в этой стране, чтопривело к ее военному и экономическому преуспеванию.

Даже европейские страны попали в зависимость от США.Это стало особенно явным после распада Советского Союза.

Всовременном мире явной стала военная политическая, экономическая и финансоваягегемония Америки.

Американцы считают, что они защитники либеральныхценностей, и оказывают в этом деле помощь и поддержку всем заинтересованнымстранам, хотя это само по себе и находится в противоречии с духом либеральногопроекта.

Сегодня в мире сложилась такая ситуация, что несуществует силы, могущей соперничать с Америкой. Она не имеет достойногосоперника, который угрожал бы ее безопасности. Единственное, что может серьезнопомешать осуществлению интересов Америки - это всеобщий хаос, анархия, вответ на что следует молниеносная реакция, примером которой могут служитьконтртеррористические мероприятия. Этому начинанию Америки как «рулевого глобализации»явно и открыто противостоят мусульманские страны. Скрытое (во всяком случае, неагрессивное) сопротивление оказывают индийская, китайская и японская культуры. Различные варианты хоть и уступчивого, нопротиводействия демонстрируют страны Западной Европы и Россия, а также т.н.развивающиеся страны. Эти различные формы сопротивления находятся всоответствии со своеобразием культур.

Характер культуры и виды сопротивления

Попытаюсь проанализировать как различные культурыотносятся к процессу создания всемирного общества. Начну с культуры, котораяявляется самым ярым противником глобализационных процессов, а именно - смусульманской культуры. Кроме тех признаков о которых говорилось выше и которыеценны и для них - традиции, язык, ценности, ментальность, уклад жизни - всознании индивида или народов-носителей этой культуры специфическим является тообстоятельство, что глобализационные процессы воспринимаются ими как триумф ихтрадиционных противников - христиан. Каждая политическая, экономическая,культурная и, тем более, военная акция направленная в их сторону,воспринимается как крестовый поход. Историческая память этой культуры напротяжении веков формировалась, в основном, в противостоянии с христианами,которое и определило внесение такого радикального пункта в их священную книгу,Коран, который выражается в существовании религиозной войны - джихада;каждый из мусульман, кто отдал жизнь за веру, гарантированно получает место враю. Мусульманская культура не подвергала модернизации религию, и она понынеявляется главной составной ее частью, осью культуры, и, следовательно, оценкасобытий определяется именно религиозным сознанием.

Своеобразный характер сопротивления проявляют ипредставители православной - славянской культуры и их страна-лидер,Россия. Отношение России, как уже бывшей сверхдержавы, к глобализационнымпроцессам весьма своеобразно и исходит из души этой культуры. Россия напротяжении веков обосновывала панславистскую идею, мечтая стать третьим Римом,но, к сожалению, таковым стал Вашингтон, а не Москва. Политика России явно антиглобалистская.Она завидует Америке, но сегодня не обладает силой ей противостоять.

Что касается стран западной Европы, где и родиласьглобалистская идея, их положение весьма драматично. На первый взгляд, онивыглядят партнерами США в глобализационных процессах, но очевидно, что попраноих национальное достоинство. Реабилитировать его пытаются в защите языка ихудожественной культуре. Это ясно заметно при близком рассмотрении французской,немецкой и итальянской культур; создание новой единой валюты может бытьинтерпретировано таким же образом. Что же касается Англии, то она удовлетворяетсвои амбиции уже тем, что языком мира в результате глобализации становитсяанглийский.

Более сдержанное противостояние глобализации проявляютпредставители китайской культуры; они, если можно так выразится, стараютсявозвести Великую китайскую стену на современный манер. Изменения китайскаякультура переживает трагически. Они считают, что каждое изменение еще болееотдаляет их от культурного идеала «золотого века». Поэтому китайцы стараются неподдаться тому языку, разговор на котором отодвинет на задний план национальныеценности. Китайцы, например, избегают разговора о правах человека, благодарячему, как им представляется, сохраняют самобытность. Явное же противостояние былобы лишними хлопотами, да и США не вызывает их на явную конфронтацию, так как вэтой стране еще не окреп и не развился международный капитал; кроме того, этострана обладает ядерным оружием и, поскольку пока еще не осуществлена военнаякосмическая программа, открытая конфронтация с Китаем нанесет ощутимый ущербнациональным интересам Америки.

Индийскаякультура и сегодня не предает принципы буддистского мировоззрения и, как будтобы, находится в стороне от мировых процессов. Она ни за, ни против; да и ниодна страна-гегемон не старается беспокоить ее, словно спящего ребенка.

Япония же, на основании своего уникального опыта,который выражается в своеобразном синтезе традиции и европейских ценностей,считает, что глобализация не сможет подточить основы ее культуры, и стараетсяиспользовать глобализационные процессы для укрепления собственных традиций.

Чего боятся страны-противникиглобализации

Глобализационные процессы встречают различные формысопротивления. Некоторые из них имеют политическое, некоторые -экономическое, а некоторые - общекультурное содержание.

Политический аспект сопротивления, в первую очередь,проявляется на фоне разложения национальных государств и уменьшения ролимеждународных институтов. Трансформация сущности международной политики вызванапоявлением таких глобальных проблем, какими являются проблемы прав человека,экологии и оружия массового уничтожения. По этим причинам функции и значениетрадиционного сформированных национальных государств уменьшается. Они уже неспособны проводить независимую политику. Им угрожает такая опасность, каксверхгосударственная интеграция. В качестве примера можно привести единуюЕвропу и внутригосударственный сепаратизм как форму сопротивления этойопасности. Иллюстрациями этого последнего явления Абхазия в Грузии, СтранаБасков в Испании, Ольстер в Англии, Квебек в Канаде, Чечня в России и др.

Роль и значение государства во время глобализацииуменьшается и в том аспекте, что осуществляется уменьшение военной безопасностипо той причине, что производство созданной современной технологиейдорогостоящего оружия невозможно не только для слаборазвитых стран, но и длятех стран, которые являются эталоном экономического благополучия.

Крометого, экономическая и экологическая безопасность требует одновременных исогласованных действий многих стран. Глобальные рынки ставят государства наколени. Транснациональные корпорации имеют большие финансовые возможности, чемнациональные государства. Осознание всего этого способствует уменьшениюпреданности национальным государствам и, следовательно, повышению преданностичеловечеству. Нельзя не учитывать и того, что технологическое и, особенно,культурное единообразие подрывает основы национального государства.

Экономические аргументы противников глобализациивыглядят следующим образом. Они считают, что в этом процессе национальныеправительства теряют контроль над экономикой, а богатые страны не создаютгарантий социальной защиты. Следовательно, неравноправие углубляется, как вконкретной стране, так и между различными странами. Антиглобалисты считают, что их компарадорская буржуазия продалась иностранному капиталу и ее стремление к собственномуобогащению приведет к еще большему обнищанию населения. Иными словами,антиглобалисты считают, что экономическая глобализация приведет к еще большемуобогащению богатых и, соответственно, к обнищанию неимущих.

Чтоже касается культурного противостояния глобализационным процессам, то оно болеесерьезно, и поэтому требует особого внимания.

Роль и значение культуры для человека

Чего опасаются страны, противящиеся глобализации? Ведьглобализация, в ее идеальном варианте - это искоренение нищеты, всемирныйпорядок, вечный мир и материальное благополучие. Какая сила заставляетчеловека, народы и страны отказываться от вышеуказанных благ?

Дело в том, что представители самобытных культур,осознанно или нет, чувствуют, что за экономической, политической, правовой итехнологический гомогенизациями последуют и побочные эффекты, каковые, в первуюочередь, вызовут изменения их традиций, культуры и жизненного уклада. Одной изсущественных потребностей человека является собственная принадлежность кчему-либо, будь то социальная группа, конфессия, политическая или сексуальнаяориентация, географический ареал и др.; среди этих форм идентичности культурнаяидентичность является главной и всеобъемлющей; она в значительной мереопределяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом.Надо быть апологетом «теории заговора», чтобы обвинить США в том, что ониразработали такую идеологию, которая намерена уничтожить разнообразие культур иязыков, сделать мир культурно однородным. Хотя необходимо отметить, что теявления, которые сопутствуют составным частям глобализации, непрямым путемвызывают изменения национальных культур.

Впервую очередь это относится к национальному языку, к умалению его значения.Успешная экономическая деятельность требует осуществления своевременногоинформационного обмена на одном языке; и таким языком в случае глобализационныхпроцессов является английский. Конкретный индивид, общество, этнос, первымделом самоидентифицируется с языком, как со столпом национальной культуры;поэтому пренебрежение им, даже уменьшение ареала его распространениявоспринимается болезненно. С ценностной позиции язык не только являетсясредством передачи сообщения, то есть средством коммуникации, но имировоззрением и мироощущением народа-носителя этого языка, в нем зафиксированабиография нации, на нем говорили предки и он является моделью мира. Язык сутьнеотъемлемый признак нации: нет национальности без языка. Национальнымсознанием язык воспринимается как живой организм, который требует бережногоотношения и заботы. За потерей языка следует разрушение историческойнаследственности, связи времен, памяти… Язык является объектом любви,он - ось национальной культуры, объект уважения, потому что родной иявляется собственностью. Поэтому национальный язык является наиважнейшимфеноменом культуры. Нет культуры без языка; языком пронизаны все феноменыкультуры, для культуры он - всеобъемлющ. Это означает, что язык являетсяопределяющим не только для какой-либо конкретной, отдельно существующейкультурной среды, но, если что-либо существует в культуре, то это имеет своеоформление в языке. Иными словами, культура существует в языке, а язык являетсяспособом существования культуры.

Также считают, что процессы глобализации обуславливаютразрыв памяти. Культура суть форма исторической памяти; она - коллективнаяпамять, в которой происходит фиксация, сохранение и запоминание уклада жизни,социального и духовного опыта данного общества. Культура как память сохраняетне все, что было создано народом, носителем этой культуры, а то. что объективнооказалось ценным для нее. Если мы воспользуемся аналогией и осмыслим значение ироль памяти в реальной жизни конкретного человека, тогда нам станет более ясными значение культурной памяти в жизни нации. Человек, теряя память, теряет исобственную биографию, собственное «Я» и индивидуальную целостность; онсуществует физически, но не имеет прошлого, н

Реферат подлготовила Иванова Светлана Анатольевна, студентка 407 группы вечернего отделения

Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств

Факультет «История мировой культуры»

Санкт-Петербург, 2005г.

Введение

Сегодня ни одной страной и ни одним обществом социальные группы и индивиды не воспринимаются как замкнутые и самодостаточные феномены. Они включены во всеобщие взаимоотношения и взаимообусловленность.

Всеобщая взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимоотношения являются закономерностью крайне сложных и противоречивых процессов глобализации.

Глобализация - это всеобщий и многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств, что представляет собой сопутствующее явление современной цивилизации.

Страны и народы всего мира существуют в условиях растущего взаимовлияния. Ускоренные темпы развития цивилизации и хода исторических процессов поставили вопрос о неизбежности глобальных взаимоотношений, об их углублении, укреплении и ликвидации изоляции стран и народов.

Изолированность от мира, замкнутость в собственных рамках была идеалом общества аграрного типа, для современного общества характерен тип человека, вечно преступающего установленные границы и обретающего новый облик, всегда движимого прежде всего мотивами обновления и изменения.

Последующие исторические процессы предопределили все большее сближение народов и стран. Подобные процессы охватывали все большее пространство и обусловливали общий исторический прогресс и новый этап интернационализации.

Сегодня же глобализация стала процессом строительства нового единства всего мира, ведущее направление которого и есть интенсивное распространение экономики, политики и культуры развитых стран во многообразном пространстве развивающихся и отсталых стран. Эти масштабные процессы происходят, по преимуществу, добровольно.

Всеобщие процессы глобализации вызывают необходимые и глубокие перемены в деле сближения и взаимосотрудничества народов и государств. За этим следует процесс сближения и унификации уровня жизни и его качества.

Мир объединяется с целью решения межгосударственных или локальных региональных проблем. Взаимосближению и интеграции сопутствуют процессы, которые могут оказаться опасными для самобытности малочисленных народов и национальностей. Здесь имеется в виду установление тех норм и стандартов, которые по сей день остаются проблемными для высокоразвитых стран. Грубая трансплантация норм и ценностей в общественный организм может оказаться губительной.

Понятие – Культура

Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майа), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей. В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д.

Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура- это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали себя иначе, чем мы.

Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Она включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества).

В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные средства. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает духовные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические, религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Поэтому человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль творца культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.

Таким образом, культура - это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объектированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям.

Глобализация и национальные культуры

Культура, поскольку она является продуктом человеческой деятельности, не может существовать вне общности людей. Эти общности представляют собой субъект культуры, являются ее создателем и носителем.

Нация создает и сохраняет свою культуру как символ реализации своего права. Нация, как культурная реальность, проявляет себя в разных сферах, каковыми являются обычай, направленность воли, ценностная ориентация, язык, письменность, искусство, поэзия, судопроизводство, религия и т.д. Свою высшую функцию нация должна видеть в существовании нации как таковой. Она вечно должна заботиться об упрочении суверенности государства.

Сохранение самобытности и ее укрепление, главным образом, зависит от активности внутренних сил и от выявления национальной внутренней энергии. Культура общности не является простой суммой культур отдельных личностей, она сверхиндивидуальна и представляет собой совокупность ценностей, творческих продуктов и стандартов поведения общности людей. Культура - единственная сила, формирующая человека как члена общности.

Культура сохранения национальных особенностей становится богаче, если она взаимодействует со многими народами мира.

Личностная свобода, высокий уровень социальной сплоченности, социальная солидарность и др. - это и есть те основные ценности, которые обеспечивают жизнеспособность любых малых народов и реализуют национальные стремления и идеалы.

Глобализация выдвигает идеал «глобальной правовой государственности», что неизбежно ставит вопрос о расширении средств ограничения государственного суверенитета. Это является фундаментальной негативной тенденцией глобализации. В этих случаях слаборазвитые страны, имеющие исторически традиционную культуру, могут найти себе место только среди поставщиков сырья или стать рынком сбыта. Они могут остаться без собственной национальной экономики и без современных технологий.

Человек - единственное существо во вселенной, которое не только созерцает ее, но и своей активной деятельностью заинтересовано в целесообразном преобразовании ее и самого себя. Он является единственным разумным существом, способным к рефлексии, к раздумьям над своим бытием. Человек не равнодушен и не безразличен к существованию, он всегда выбирает между разными возможностями, руководствуясь желанием улучшить свое существование и свою жизнь. Основная особенность человека заключается в том, что он представляет собой личность, которая является членом определенной общности, со своим волевым целеустремленным поведением и которая действием стремится к удовлетворению своих потребностей и интересов. Способность создания культуры и есть гарант человеческого бытия и его фундаментальный характеризующий признак.

В известной формулировке Франклина: «Человек - это животное, создающее орудия» - подчеркивается то обстоятельство, что человеку свойственны активность, труд, творчество. В то же время, он представляет совокупность всех общественных отношений (К. Маркс), в которые люди вступают в процессе социальной деятельности. Результатом такой деятельности являются общество и культура.

Общественная жизнь - это, прежде всего, интеллектуальная, моральная, экономическая и религиозная жизнь. Она охватывает все особенности совместной жизни людей. «Общество подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре», - отмечает Э. Гидденс. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Мы не были бы «людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена...»

В ценности всегда выражены обобщенные цели и средства их достижения. Они играют роль фундаментальных норм, которые обеспечивают интеграцию общества, помогают индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях, в том числе и выбор между конкретными целями рациональных действий. Ценности служат социальными индикаторами качества жизни, а система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Система ценностей, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших стимулов социального действия, поведения индивидов.

В культуре каждой общности приняты определенные системы ценностей и соответствующая иерархия. Мир человеческих ценностей, затронутый бурными переменами, стал очень изменчив и противоречив. Кризис системы ценностей означает не их тотальное уничтожение, а изменение их внутренних структур. Ценности культуры не погибли, однако они стали другими по своему рангу. В любой перспективе появление нового элемента влечет за собой перетасовку всех остальных элементов иерархии.

Моральные ценности и нормы - очень важные явления в жизни индивида и общества. Именно через эти категории осуществляется регулирование жизни индивидов и общества. И ценности, и нормы «вплетены» в общество. Вместе с этим, соблюдение норм - не только их внешняя функция. В соответствии с групповыми нормами индивид рассматривает самого себя.

Пробуждение национального самосознания, которое наблюдается в сегодняшней действительности, свидетельствует о неестественности процесса слияния наций, о несоответствии его природе человека.

Пока же некоторые мыслители обеспокоены будущим человечества в условиях усиленной цивилизации и глобализации. «Наш XX век был, может быть, самым драматичным в истории человечества с точки зрения судеб людей, народов, идей, социальных систем и цивилизации, - отмечает А.А. Зиновьев, - ...Это был, может быть, последний человеческий век».

Начало процесса глобализации

С 90-х годов прошлого века о феномене глобализации стало известно самым широким кругам общества, несмотря на то, что первые его признаки стали появляться еще в 50-х годах. После окончания Второй мировой войны сформировался новый мировой уклад. Появились два идеологических лагеря: так называемый коммунистический, вместе со своим военным блоком (страны Варшавского договора), и так называемый капиталистический, образовавший Североатлантический альянс. Остальные страны, так называемый «третий мир», представляли собой арену, на которой проходило состязание двух враждующих лагерей, но сами они не играли существенной роли в мировых политических процессах.

Капиталистический блок, с либерально-демократическими ценностями и экономикой, основанной на частной собственности, представлял собой открытое общество и оказался более жизнеспособным, чем закрытое общество, построенное на общественно-коммунистических принципах равноправия. Парадоксально, но факт: коммунистический режим изменял основным принципам марксизма и подчинял политику экономике, в то время как открытое общество изначально строило свою политику исходя из экономических процессов.

Исходя из принципов экономической полезности, стало необходимым объединение многих стран в единую силу. В первую очередь, потребовалась экономическая интеграция, что с необходимостью привело к созданию единого правового пространства, однородного политического правления и универсализации демократических ценностей. Был создан новый европейский либерально-демократический проект, идея которого - построение мира независимым, свободным человеком, который не признает ничего, не являющегося постижимым рационально. Вселенная должна быть преобразована рациональным путем так, чтобы стать приспособленной для жизни любого и каждого автономного индивидуума. Либеральный проект является отрицанием всего уже имеющегося, в том числе утопичных идей коммунизма, этических идей, идей, которые отождествляются с суеверием. Реализация этого проекта дала возможность превратить национальные корпорации в транснациональные, что, в свою очередь, потребовало создания глобального информационного поля. Это повлекло за собой невиданный расцвет в сфере массовых коммуникаций, и, в частности, привело к возникновению компьютерной сети Интернет. Этим процессам «стойко» противостояла коммунистическая советская империя, ставшая первой жертвой процесса глобализации.

После разрушения биполярного мира мир постепенно становился более гомогенным, а различие между культурами стало мыслиться как главное противоречие современности. Текущие процессы являются предметом рассуждения многих интеллектуалов, и можно выделить две точки зрения, которые представляют основные принципы разных подходов. С точки зрения современного американского мыслителя Ф. Фукуямы, с наступлением посткоммунистической эпохи налицо конец истории. Фукуяма полагает, что мировая история перешла на качественно новую ступень, на которой снято противоречие как движущая сила истории, и современный мир предстает как единое общество. Нивелирование национальных обществ и становление единого мирового сообщества предзнаменует конец истории: значительных изменений после этого не произойдет. История больше не является полем столкновения отдельных наций или государств, культур и идеологий. Ее заменит всеобщее и однородное состояние человечества.

Иную точку зрения развивает американский мыслитель С. Хантингтон. По его мнению, на нынешнем этапе место идеологических противоречий занимают противоречия культур (цивилизаций). Процесс политической гомогенизации мира вызовет цивилизационные конфликты. Эти различные взгляды объединяет то, что оба автора подчеркивают существование (течение) глобализационных процессов, но предполагают различные следствия и итоги, вытекающие из них.

Какими качествами характеризуется глобализация

Основная характеристика процесса глобализации, протекающего в современном мире - экстраполяция либерально-демократических ценностей на все регионы без исключения. Это значит, что политические, экономические, правовые и т.д. системы всех стран мира становятся идентичными, и взаимозависимость стран достигает небывалых масштабов. До сих пор народы и культуры никогда не были так зависимы друг от друга. Проблемы, возникающие в любой точке мира, моментально отражаются на остальном мире. Процесс глобализации и гомогенизации проводит к созданию единого мирового сообщества, в котором формируются единые нормы, институты и культурные ценности. Появляется ощущение мира как единого места.

Процесс глобализации характеризуется следующими основными аспектами:

1. интернационализацией, что, в первую очередь, выражается во взаимозависимости;

2. либерализацией, то есть устранением торговых барьеров, мобильностью инвестиций и развитием интеграционных процессов;

3. вестернизацией - экстраполяцией западных ценностей и технологий во все точки мира;

4. детерриторизацией, что выражается в активности, имеющей транснациональные масштабы, и уменьшении значимости государственных границ.

Глобализацию можно назвать процессом тотальной интеграции. Тем не менее, она принципиально отличается от всех форм интеграции, существовавших в мировой истории ранее.

Человечество до сих пор было знакомо с двумя формами интеграции:

1. Какая-либо сильная держава насильственно пытается «присоединить» другие страны, и такую форму интеграции мы можем назвать интеграцией с помощью принуждения (силы). Таким образом создавались империи.

2. Добровольное объединение стран для достижения общей цели. Это добровольна форма интеграции.

В обоих случаях те территории, на которых осуществлялась интеграция, были сравнительно невелики и не достигали масштабов, характерных для современного процесса глобализации.

Глобализация не является ни объединением с помощью военной силы (хотя военная сила может применяться как вспомогательное средство), ни добровольным объединением. Ее суть принципиально отлична: она основывается на идее выгоды и материального благополучия. Преобразование национально-государственных корпораций в транснациональные, в первую очередь, требует единообразного политического и правового пространства для того, чтобы обеспечить безопасность капитала. Глобализацию можно рассматривать как логический результат нового европейского либерального проекта, в основе которого лежит сциентистская парадигма европейской культуры Нового времени, наиболее рельефно проявившая себя в конце XX века. Стремление к развитию науки и образования, а также интернациональный характер науки и техники помогли появлению новых технологий, что, в свою очередь, сделало возможным «уменьшение» мира. Не случайно, что для вооруженного современной технологией общества земля уже мала, и усилия направлены на освоение космоса.

На первый взгляд, глобализация похожа на европеизацию. Но она сущностно отличается от нее. Европеизация как некий культурно-парадигматический процесс являла себя и в ценностной ориентации жителей ближайших к Европе регионов рассматривалась как образец правил упорядочивания жизни. Правила европейской жизни и их преимущества оказывали влияние на пограничные культуры, причем не только с помощью экономического влияния или военной силы. Примерами европеизации является модернизация традиционных обществ, стремление к образованности, насыщенность повседневности

Похожие рефераты:

Когда мы размышляем о мировых тенденциях нескольких последних десятилетий, на ум неизбежно приходят два слова: глобализация и интернационализация. Они очевидным образом связаны друг с другом. Но что в действительности означают эти слова?

Исламская философия нашего времени. Доктрина как мусульманское учение. Развитие исламской философии, значение Корана в арабо-мусульманской культуре. Ислам как объединяющий фактор стран арабо-мусульманского мира. Организация исламской конференции.

Этимология слова "культура". Соотношение внешнего и внутреннего (материального и духовного) в культуре. Что такое материальная культура, роль духовной культуры. Внутренняя культура личности как определяющий фактор формирования внешней культуры общения.

Глобализация, в сущности, - это формирование и утверждение целостности, взаимосвязанности, взаимозависимости, интегральности мира и восприятие его как таковой общественным сознанием. Это одновременно и сложный процесс и состояние.

Многоуровневое строение культуры. Ее функции и место в жизни общества и деятельности человека в контексте социально-экономического развития. "Культура" как необходимый элемент общественного воспроизводства, ее влияние на социальный и технический прогресс.

Культурология. Ее сущность и отличие от других наук. Объект, предмет и направление культурологии. Основная задача. Актуальность культурологии. Отличие культурологии от других наук.



Рассказать друзьям