Вопросы к зачёту по истории за I полугодие (11 класс). Отечественная культура в начале ХХ в В начале 20 века российская культура переживала

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

XX век – особый век русской истории. Он настолько трагичен, динамичен, насыщен социальными революциями (начало века) и социальными и иными катастрофами (включая в последние десятилетия техногенные и экономические), как ни один из периодов российской истории. Создаётся такое впечатление, что российская история в этот период специально подобрала весь набор событий ужасных и трагических, и в то же время героических: три революции, свержение самодержавия, гражданская война, коллективизация и индустриализация, отечественная война, освоение космоса, развал СССР – всё в этом наборе так взаимосвязано и переплетено, что тяжело однородно оценить каждое их этих событий. Особенно это ощутимо на фоне спокойного и классического XIX века российской истории.

В культуре XX века можно выделить дореволюционную культуру “серебрянного века”, тесно связанную с культурой XIX века, и послереволюционную культуру, иногда называемую советской культурой, хотя правильнее было бы назвать её культурой Советской России или культурой советской эпохи.

В начале XX века русская культура переживает невиданный взлёт. Особенно он нагляден в литературе и изобразительном искусстве. В литературе появляется несколько новых направлений. Продолжают творить последователи реализма: А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, А.Н. Горький, появляются новые имена – А.И. Куприн, И.А. Бунин, В.Т. Короленко и другие. Продолжает развиваться символизм, о котором речь шла в теме, посвященной культуре XIX века. Появляется новое направление в русской поэзии – акмеизм. Его последователи /Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин / выступили за возврат к предметности, точному значению поэтического языка. Русский футуризм был рассмотрен в теме “Мировая культура XX века ”. В объединении художников “Мир искусства XX века ” созданном А.Н. Бенда проявили себя Л.С. Бонст, Е.Е Лансере, М.В.Добужинский, К.А. Сомов, Б.Н. Кустодиев, П.К. Рерих и другие.

В этот период наблюдается расцвет философской и общеполитической мысли, выраженной как представителями русской религиозно-этической философии (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, В.В. Розанов, Л.И. Шестов и другие), так и русского космизма (Н.Ф.Фёдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и другие). Русская дореволюционная наука представлена именами И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина И.П. Павлова, П.Н. Лебедева, Н.Е. Жуковского. В конце 90-х годов XIX – начале XX века наблюдается расцвет русского театра и сценического искусства. В 1898 году начал свою деятельность Московский Художественный театр, основанный К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, объединивший молодых актёров, получивших мировую славу: Качалова, Москвина, Книппер-Чехову и других. В театрах России выступают талантливые артисты: В.Ф. Комиссаржевская, М.Н. Ермолова, М.Г. Савина и другие. В этот период начинается деятельность оперных певцов Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой. В области просвещения поднимается процент грамотных, увеличивается число высших и средних учебных заведений и число обучающихся в них, растёт количество библиотек, бурно развивается печать и книгоиздательская деятельность.



Мы не будем специально останавливаться на социокультурном значении Октябрьской революции, так как оно требует значительного исследования, хотя значение это, безусловно, огромно. Было приостановлено поступательное развитие предшествующей русской культуры “серебрянного века”.

Для первых десятилетий существования советской власти (20-30-е годы) характерны такие явления как “культурная революции” и связанная с ней новая культурная политика, направленная на формирование нового советского человека и создание пролетарской культуры, опирающейся на идеологию марксизма, считавшегося на протяжении всего периода культуры советской эпохи единственно верной формой мировоззрения.

В этот период происходит уничтожение, так называемой буржуазной и дворянской интеллигенции, искусственное выращивание новой советской пролетарской интеллигенции, необходимость в которой диктовалась экономическими и политическими причинами. К числу позитивных моментов новой культурной политики следует отнести почти полное уничтожение неграмотности в СССР (к концу 30-х годов), подъем и расцвет системы образования (как среднего так и высшего), расцвет многонациональных культур на территориях бывших окраин Российской империи (в том числе и на территории Белоруссии), бесплатный доступ народа к сокровищницам мировой и отечественной культуры.

Вместе с тем происходило разрушение многих памятников культуры, прежде всего церквей, монастырей, предметов религиозного культа, представлявших огромную художественную и историческую ценность, но считавшихся пережитками прошлого.

В 30-60-е годы наблюдается расцвет советской науки, но, к сожалению, почти все открытия и разработки были ориентированны на военные цели.

В культуре советской эпохи можно выделить два основных направления: официальное, составлявшее основу советской культуры, и оппозиционное, либо полностью, либо частично находившуюся в “тени”, включавшую как культуру “подполья”, инакомыслия, получившую название “андеграунд”, так и культуру русского зарубежья.

Интересна и своеобразна литература советской эпохи. В 20-начале 30-х годов в литературе царила атмосфера свободы творчества, раскрепощённости, плюрализма. Продолжали существовать такие направления в поэзии как символизм, футуризм, акмеизм. Особенно ярко проявили свой талант поэты В.В. Маяковский, С.Е. Есенин, А.А. Блок,

В начале 30-х годов стала оформляться официальная литература, получившая название “социалистический реализм”. Основной толчок ей был дан А.М.Горьким и I Всесоюзным съездом писателей. Но даже в этом официальном жанре работали такие выдающиеся писатели как М.А. Шолохов, К.Г. Паустовский, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев. Из поколения 50-70-х годов Ю.В. Бондарь, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин и другие.

На 20-30-е годы приходится пик творчества таких гениальных писателей советской эпохи как М.А. Булгаков и А.П. Платонов, противопоставивших свое творчество официальному направлению социалистического реализма. В 50-60-е годы наиболее яркие талантливые писатели неофициального направления литературы советской эпохи – Б.Л. Пастернак и А.И. Солженицын (оба лауреаты Нобелевской премии по литературе). В живописи, также как и в литературе, существуют официальное (реалистическое) и авангардистское направления, причём представители последнего продолжали в 30-40-е годы своё творчество за границей. К нему относятся абстракционизм В.И. Кандинского, супрематизм К.С. Малевича, конструктивизм В.Е. Татлина, творчество П.Н. Филонова, М.З. Шагала. Представители официального направления – М.Б. Греков, И.Л. Бродский, А.М. Герасимов, Б.В. Иогансон и другие.

Очень интересно творчество деятелей культуры русского зарубежья от первой послереволюционной волны эмиграции до так называемой третьей волны 70-х годов – И.А. Бунин, В.В. Набоков, А.П. Куприн, С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин и сотни других выдающихся писателей, поэтов, музыкантов, художников, философов, учёных были вынуждены оставить родину и провести значительную часть жизни за границей (Э.Неизвестный, М.Шемякин, В.Войнович, А.Зиновьев).

Эффектный женский клатч со скидкой 50%. Писк моды 2016

Качественная натуральная кожа и необычный дизайн. В подарок...

ПОДРОБНЕЕ

ВВЕДЕНИЕ

Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность близкого разрешения острого социального конфликта. Это состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции сопровождалось напряженными идейно-нравственными исканиями, которые привнесли в обще­ственное и художественное сознание России совершенно уникальную атмосферу невиданного взлета научных и творческих достижений. Недаром в историю отечественной культуры предреволюционная эпоха вошла как Серебряный век - время духовного ренессанса.

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.

Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТЬ

На рубеже XX века бурный рост промышленного производства, основанного на новых технологиях, порождал потребность в развитии всей системы образования в России. Однако с конца 90-х гг. XIX века до 1913 г. уровень грамотности увеличился с 21 до 31%. Крестьянское население страны в основной массе оставалось неграмотным. В царствование Николая II правительство предпринимало шаги в расширении сети начального и среднего образования. Так, если в 1894 г. в России, насчитывалось до 32 тыс. начальных учебных заведений, то к 1915 г. их действо­вало уже около 124 тыс. Наиболее распространенными из них являлись сельские одноклассные и двухклассные земские училища с 3- и 5-летним сроком обучения, а также аналогичные по программе церковно-приходские учи­лища. В городах же действовали высшие начальные учи­лища. Наконец, общее среднее образование в империи давалось в 8-летних классических мужских и женских, гимназиях и прогимназиях с сокращенными по срокам и программе курсами по сравнению с гимназическими. Изменившиеся условия в экономике страны потребовали от царского правительства внесения коррективов в про­граммы обучения, как в гимназиях, так и в 7-классных реальных и технических училищах, в которых давалось техническое образование. С 1896 г. на средства торгово-промышленной буржуазии создавались частные коммерческие училища: к 1913 г. их число достигло 250.

Большую роль в ликвидации неграмотности, особен­но среди городского населения, сыграли различного рода внешкольные формы народного просвещения, из кото­рых, помимо воскресных школ, на рубеже веков получи­ли распространение рабочие курсы и «народные дома», создаваемые на частные средства. Наиболее яркими при­мерами могут служить Пречистенские рабочие курсы вла­делицы Тверской мануфактуры В. А. Морозовой (1897), Лиговский народный дом графини С. В. Паниной (1903) в Петербурге. С 1906 г. по инициативе передовой профессуры возникли народные университеты, наибольшую известность из них получил университет А. Л. Шанявского в Москве (1908).

В системе высшей школы царской России в предрево­люционную эпоху насчитывалось около 120 вузов, при­чем свыше 60 являлись государственными (в том числе 10 университетов и 15 инженерно-промышленных инсти­тутов). Остальные же были либо общественными, либо частными. Численность студентов на протяжении прав­ления Николая II постоянно росла: если в 90-х гг. XIX в. вузах училось около 35 тыс. человек, то к 1915 г. их уже насчитывалось свыше 125 тыс. Заметно менялся социальный состав студентов (меньше стало выходцев из дворянско-чиновничьих слоев и больше, купеческой и мещанско-крестьянской среды). К 1917 г. в России действовало более 20 высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений. Дальнейшее развитие получило женское высшее образование: в стране было открыто около двух десятков частных высших женских курсов. Их выпускницы имели право сдавать государственные экзамены в университетах. В 1911г. основан Высший женский педагогический институт в С.-Петербурге. После первой российской революции властям пришлось вновь допустить некоторую либерализацию во внутреннем самоуправлении высшей школы: были разрешены выборы ректоров и деканов, а также легализована деятельность студенческих организаций. В начале XXв. отечественные деятели образования выдвинули программу социально-педагогических преобразований. Ее основные положения сформулированы В.И. Чарнолуским: демократизация общественного строя, демонополизация и децентрализация образования, широкое привлечение общественности и родителей к управлению образованием, развитие местного самоуправления, отделение школы от церкви и др. Эти идеи легли в основу многочисленных вариантов последующих образовательных реформ. В 1915-1916гг. под руководством министра народного просвещения Н.П.Игнатьева был подготовлен Проект реформы средней школы, устанавливавший единую среднюю общеобразовательную школу (гимназию) с 7-летним сроком обучения с приоритетом предметов естественного и математического циклов.

Большое значение в общественно-политической и культурной жизни России приобретала периодически печать. Ее освобождение от предварительной цензуры в период первой российской революции, а также широкое распространение коммерческих изданий способствовало резкому увеличению количества газет и журналов самых разных направлений. Так, если в конце XIX в. насчитывалось всего 105 газет, то в 1913 г. их выходило уже 1158 на 25 языках. Среди журналов особую популярность в начале века приобрели еженедельники. Наряду с выпускавшейся с 1870 г. А. Ф. Марксом иллюстрированной «Нивой» стал выходить знаменитый «Огонек» С. М. Проппера, появились такие литературно-художественные издания, как «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон», «Столица и усадьба» и др. Среди «толстых» журналов особым авторитетом пользовались либеральный «Вестник Европы», народнические «Русское богатство» и «Заветы», кадетский «Русская мысль», марксистские «Научное обозрение», «Мир божий» и «Просвещение». Огромную роль в распространении знаний и просвещении народных масс играли отечественные книгоиздатели А. С. Суворин и И.Д. Сытин, выпускавшие большими тиражами научные, художественные и дешевые популярные книги.

Образование в кон. XIX- нач. XX в. книжного рынка и формирование устойчивого спроса на отдельные виды литературы способствовали усилению концентрации капитала в книгоиздательском деле. Быстро росло число различных товариществ и обществ. К 1914 г. действовало 90 бумагоделательных, полиграфических и издательских акционерных компаний с общим капиталом 87,5 млн. руб. Таким образом, в России сложилась передовая издательская система, основанная на развитом предпринимательстве, которое было ориентировано на постоянный рост емкости книжного рынка. По объему выпуска книгоиздательской продукции Россия занимала 2-е место в мире, уступая лишь Германии.

В России в начале века широко велись фундаментальные и прикладные научные исследование. Достижения русских ученых обеспечивали потребности бурно развивавшегося народного хозяйства. Науч­ные изыскания никогда не подвергались каким-либо цензурным ограничениям, а постоянно расширявшиеся контакты русских ученых с зарубежными коллегами, стажировки в западноевропейских учебных центрах и публикации научных трудов способствовали развитию научной мысли. В результате в целом ряде областей - химии, физиологии, медицине, географии, авиастроении - русская наука выдвинулась на пере­довые рубежи.

Мировую славу принесло профессору Московского университета П. Н. Лебедеву открытие закона светово­го давления, благодаря которому была количественно подтверждена электромагнитная теория света, прояснен путь к пониманию взаимосвязи массы и энергии, значительно ускорена разработка теории относительно­сти, квантовой теории и астрофизики.

В области химии продолжали свою работу великие ученые, получившие мировое признание еще во второй половине XIX в.,- Д. И. Менделеев и Н. Н. Бекетов, один из основоположников физической химии. Ученик Менделеева и Бутлерова А. Е. Фаворский в начале века активно занимался исследованиями в области углеводо­родов высокой степени непредельности, создавая основы химии ненасыщенных соединений. Результаты его мно­гочисленных опытов позднее были использованы при раз­работке промышленного способа производства синтетического каучука и искусственных смол, и уже в 1910 г. талантливый русский химик, последователь Фаворского С. В. Лебедев впервые в мире получил образец синте­тического каучука.

Особой широтой научных и общественных интересов отличается в этот период деятельность В. И. Вернадского. Энциклопедист, универсальный мыслитель мирового масштаба, он стал основоположником генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, на которой впоследствии базировалась его идея о ноосфере как сфере планетарного разума, возникающей под воздействием научной мысли. Вернадский стал одним из создателей антропокосмизма - системы, в которой сливаются в единое целое естественноисторическая (природная) и социально-гуманитарная (человеческая) тенденции развития.

В области точных наук мировое значение имели рабо­та русского ученого-математика Н.Е. Жуковского. Он заложил основы современного самолетостроения. По его проекту в 1902 г. была сооружена первая в Европе аэро­динамическая труба, а в 1904 г. в поселке Кучино под Москвой создан первый в мире Аэродинамический ин­ститут. Замечательных успехов добились в начале века талантливые русские изобретатели и конструкторы, работавшие в области авиации. В 1910 г. Б.Н. Юрьев сконструировал геликоптер (вертолет). В том же году Я. М. Гаккель спроектировал и построил самолет-биплан, показавший на испытаниях высокие летно-технические данные. Но должного применения на практике эти изобретения в то время не получили в основном из-за отсутствия государственной заинтересованности и соответственно финансовой поддержки.

Вдали от научных центров, в провинциальной Калуге, работал гениальный самоучка Константин Эдуардович Циолковский. Он получил мировую славу как ученый и изобретатель в области аэродинамике, разработав за шесть лет до создания в России аэродинамической трубы ее прототип для испытания своих моделей. В 1903г. К.Э. Циолковский опубликовал «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в котором была изложена его теория реактивного движения. В своих трудах, почти на десять лет опередивших аналогичные работы, появившиеся за границей, Циолковский гениально сформулировал важнейшие принципы, на основе которых впоследствии были осуществлены космические полеты.

К началу XXв. относятся важнейшие исследования русского ученого-естествоиспытателя И.П. Павлова, создавшего учение о высшей нервной деятельности и основавшего крупнейшую физиологическую школу современности. Огромным событием в научном мире стал его доклад об условных рефлексах на Международном конгрессе физиологов в Мадриде в 1903г. А в 1904г. за труды в области физиологии кровообращения и пищеварения Павлову была присуждена Нобелевская премия.

В начале XX в. наблюдался подъем в области образования: росло число-учебных заведений, активизировалась деятельность учительства, преподавателей высших учебных заведений. Активно развивалось издательское дело. Отечественная наука обогатилась рядом достижений мирового значения (работы К. А. Тимирязева, И. П. Павлова, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, Н. И. Жуковского, К. Э. Циолковского, А. С. Попова и др.). Значительный шаг вперед был сделан и в таких областях знаний, как геология, география, металлургия, военное дело, а также философия, история и т. д. Конец XIX - начало XX в. - “серебряный век” российской культуры, время расцвета религиозно-философской мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Трубецкой, К. Н. Леонтьев и др.). Идет поиск новых форм в литературе, искусстве. В литературе наряду с традиционным, реалистическим направлением появились и другие - символизм, имажинизм, футуризм и т. д. Литература поднимает проблемы нравственного развития человека, настоящего и будущего России (произведения Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, В. В. Маяковского, В. Хлебникова и др.). Создаются объединения художников (“Союз русских художников”, “Мир искусства”, “Голубая роза” и др.). Идут поиски новых решений и форм в архитектуре и скульптуре. Музыкальное искусство было представлено творчеством А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова, С. И. Танеева и др. Период расцвета переживали драматический театр и балет. “Русские сезоны”, начиная с 1907 г. проводившиеся в Париже С. П. Дягилевым, стали триумфом русской культуры. Искусство развивалось при содействии предпринимателей-меценатов (С. Т. Морозова, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова и др.). Культура России начала XX в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями, пополнившими сокровищницу мировой культуры. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски, трудности, как прогрессивные, так и кризисные явления.

38. Первая российская революция 1905-1907 годов

Обострение противоречий внутри страны, и поражение в Русско-японской войне привели к серьезному политическому кризису. Власти оказались неспособны изменить ситуацию. Причины революции 1905 - 1907 гг.: нежелание высшей власти проводить либеральные реформы, проекты которых были подготовлены Витте, Святополком-Мирским и другими; отсутствие каких-либо прав и нищенское существование крестьянского населения, составлявшего более 70% населения страны (аграрный вопрос); отсутствие социальных гарантий и гражданских прав у рабочего класса, политика невмешательства государства в отношение предприниматель – рабочий (рабочий вопрос); политика насильственной русификации по отношению к нерусским народам, которые составляли в то время до 57% населения страны (национальный вопрос); неудачное развитие ситуации на русско-японском фронте.

Первая российская революция 1905 – 1907 гг. была спровоцирована событиями, происходившими в начале января 1905 г. в Петербурге. Вот основные этапы революции. 1) Зима 1905 г. – осень 1905 г. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 г., получивший название «Кровавого воскресенья» привел к началу забастовок рабочих практически во всех регионах страны. Так же, отмечались волнения в армии и на флоте. Одним из важных эпизодов первой русская революция 1905 – 1907 гг. стал мятеж на крейсере «Князь Потемкин Таврический», произошедший 14 июня 1905 г. В этот же период усиливается движение рабочих, активизируется крестьянское движение. 2) Осень 1905 г. Этот период является наивысшей точкой революции. Всероссийская Октябрьская стачка, начатая профсоюзом печатников, была поддержана многими другими профсоюзами. Царь издает манифест о даровании политических свобод и создании Государственной думы как законодательного органа. После того, как Николаем 2 были дарованы права на свободу собраний, слова, совести, печати «Союз 17 октября» и конституционно-демократическая партия, а так же, эсеры и меньшевики объявляют о завершении революции. 3) Декабрь 1905 г. радикальное крыло РСДРП поддерживает вооруженное восстание в Москве. На улицах – ожесточенные баррикадные бои (Пресня). 11 декабря публикуется положение о выборах в 1 Государственную думу.

1906 г. – первая половина 1907 г. Спад революционной активности. Начало работы 1 Государственной думы (с кадетским большинством). В феврале 1907 г. созывается 2 Государственная дума (по своему составу - левая), но уже через 3 месяца она распускается. В этот период забастовки и стачки продолжаются, однако постепенно контроль над страной правительства восстанавливается.

Стоит отметить, что наряду с утратой правительством поддержки армии и всероссийской Октябрьской стачкой, закон об учреждении Думы, дарование свобод (слова, совести, печати и т.д.) и изъятие из определения власти царя слова «неограниченная» являются основными событиями революции 1905 – 1907 гг.

Итогом революции 1905 - 1907 гг., носившей буржуазно-демократический характер, стал ряд серьезных преобразований, таких, как формирование Государственной думы. Политические партии получили право действовать на законных основаниях. Улучшилось положение крестьян, поскольку были отменены выкупные платежи, так же, им было даровано право на свободное передвижение и выбор места жительства. Но, они не получили в собственность землю. Рабочие завоевали право легально образовывать профсоюзы, сократилась продолжительность рабочего дня на заводах и фабриках. Часть рабочих получила избирательные права. Национальная политика стала более мягкой. Однако, важнейшее значение революции 1905 – 1907 гг. заключается в изменении мировоззрения людей, что подготовило почву для дальнейших революционных преобразований в стране.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.

Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешания. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние.

В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

Рассмотрению двух из них и посвящена данная работа.

«СИМВОЛИЗМ» - направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» Красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу.

Культура русского символизма, как и сам стиль мышления поэтов и писателей, формировавших это направление, возникали и складывались на пересечении и взаимном дополнении, внешне противостоящих, а на деле прочно связанных и поясняющих одна другую линий философско-эстетического отношения к действительности. Это было ощущение небывалой новизны всего того, что принес с собой рубеж веков, сопровождавшееся чувством неблагополучия и неустойчивости.

Поначалу символическая поэзия формировалась как поэзия романтическая и индивидуалистическая, отделившая себя от многоголосия «улицы», замкнувшаяся в мире личных переживаний и впечатлений.

Те истины и критерии, которые были открыты и сформулированы в XIX столетии, ныне уже не удовлетворяли. Требовалась новая концепция, которая соответствовала бы новому времени. Надо отдать должное символистам - они не примкнули ни к одному из стереотипов, созданных в XIX веке. Некрасов был дорог им, как и Пушкин, Фет - как и Некрасов. И дело тут не в неразборчивости и всеядности символистов. Дело в широте взглядов, а главное, в понимании того, что всякая крупная личность в искусстве имеет право на свой взгляд на мир и на искусство. Каких бы взглядов ни придерживался их создатель, значение самих произведений искусства ничего не теряет от того. Главное, чего не могли принять художники символического направления - это благодушия и умиротворенности, отсутствие трепета и горения.

Подобное отношение к художнику и его творениям также было связано с пониманием того, что вот сейчас, в данный момент, на исходе 90-х годов XIX века, происходит вхождение в новый - тревожный и неблагоустроенный мир. Художник должен проникнуться и этой новизной, и этой неблагоустроенностью, напитать ими свое творчество, в конечном итоге - принести себя в жертву времени, в жертву событиям, которых еще не видно, но которые являются такой же неизбежностью, как и движение времени.

«Собственно символизм никогда не был школой искусства, - писал А.Белый, - а был он тенденцией к новому мироощущению, преломляющему по-своему и искусство... А новые формы искусства рассматривали мы не как смену одних только форм, а как отчетливый знак изменения внутреннего восприятия мира».

В 1900 году К.Бальмонт выступает в Париже с лекцией, которой дает демонстративное заглавие: «Элементарные слова о символической поэзии». Бальмонт считает, что пустующее место уже заполнилось - возникло новое направление: символическая поэзия , которая и является знамением времени. Ни о каком «духе запустения» говорить отныне не приходится. В докладе Бальмонт попытался с возможной широтой обрисовать состояние современной поэзии. Он говорит о реализме и о символизме как вполне равноправных манерах миросозерцания. Равноправных, но разных по своему существу. Это, говорит он, два «различных строя художественного восприятия». «Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, - символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь - из окна». Так намечается путь художника-символиста: «от непосредственных образов, прекрасных в своем самостоятельном существовании, к скрытой в них духовной идеальности, придающей им двойную силу».

Такой взгляд на искусство требовал решительной перестройки всего художественного мышления. В основу его теперь были положены не реальные соответствия явлений, а соответствия ассоциативные, причем объективная значимость ассоциаций отнюдь не считалась обязательной. А.Белый писал: «Характерной чертой символизма в искусстве является стремление воспользоваться образом действительности как средством передачи переживаемого содержания сознания. Зависимость образов видимости от условий воспринимающего сознания переносит центр тяжести в искусстве от образа к способу его восприятия... Образ, как модель переживаемого содержания сознания, есть символ. Метод символизации переживаний образами и есть символизм».

Тем самым на первый план выдвигается поэтическое иносказание как главный прием творчества, когда слово, не теряя своего обычного значения, приобретает дополнительно потенциальные, многосмысленные, раскрывающие его подлинную «сущность» значения.

Превращение художественного образа в «модель переживаемого содержания сознания», то есть в символ, требовало переноса читательского внимания с того, что выражалось, на то, что подразумевалось. Художественный образ оказывался в то же время и образом иносказания.

Сама апелляция к подразумеваемым смыслам и воображаемому миру, дававшая точку опоры в поисках идеальных средств выражения, обладала известной притягательной силой. Она-то и послужила в дальнейшем основой сближения поэтов символизма с Вл.Соловьевым, представлявшимся некоторым из них искателем новых путей духовного преобразования жизни. Предчувствуя наступление событий исторического значения, ощущая биение подспудных сил истории и не умея дать им истолкование, поэты символизма оказывались во власти мистико-эсхатологических теорий. Тут-то и произошла их встреча с Вл.Соловьевым.

Безусловно, символизм опирался на опыт декадентского искусства 80-х годов, но он был качественно иным явлением. И он далеко не во всем совпадал с декадентством.

Возникший в 90-е годы под знаком поисков новых средств поэтической изобразительности, символизм в начале нового века и обрел почву в смутных ожиданиях близящихся исторических перемен. Обретение этой почвы послужило основой его дальнейшего существования и развития, но уже в ином направлении. Поэзия символизма оставалась по своему содержанию принципиально и подчеркнуто индивидуалистической, но она получила проблематику, которая базировалась теперь на восприятии конкретной эпохи. На почве тревожного ожидания происходит теперь обострение восприятия действительности, входившей в сознание и творчество поэтов в виде тех или иных таинственных и тревожных «знаков времени». Таким «знаком» могло стать любое явление, любой исторический или сугубо бытовой факт («знаки» природы - зори и закаты; различного рода встречи, которым придавался мистический смысл; «знаки» душевного состояния - двойники; «знаки» истории - скифы, гунны, монголы, всеобщее разрушение; «знаки» Библии, игравшие особенно важную роль, - Христос, новое возрождение, белый цвет как символ очищающего характера будущих перемен и т.д.). Осваивалось и культурное наследие прошлого. Из него отбирались факты, которые могли иметь «пророческий» характер. Этими фактами широко оснащались и письменные и устные выступления.

По характеру своих внутренних связей поэзия символизма развивалась в то время в направлении все более глубокой трансформации непосредственных жизненных впечатлений, их таинственного осмысления, целью которого было не установление реальных связей и зависимостей, а постижение «потаенного» смысла вещей. Эта черта и лежала в основе творческого метода поэтов символизма, их поэтики, если брать эти категории в условных и общих для всего течения чертах.

Девятисотые годы - время расцвета, обновления и углубления символистской лирики. Никакое другое направление в поэзии не могло в эти годы соперничать с символизмом ни по количеству выпускавшихся сборников, ни по влиянию на читающую публику.

Символизм был явлением неоднородным, объединявшим в своих рядах поэтов, придерживающихся самых разноречивых взглядов. Некоторые из них очень скоро осознали бесперспективность поэтического субъективизма, другим на это потребовалось время. Одни из них питали пристрастие к тайному «эзотерическому» языку, другие избегали его. Школа русских символистов была в сущности достаточно пестрым объединением, тем более, что входили в нее как правило, люди высокоодаренные, наделенные яркой индивидуальностью.

Коротко о тех людях, которые стояли у истоков символизма, и о тех поэтах, в чьем творчестве наиболее ярко выражено данное направление.

Одни из символистов, такие как, Николай Минский, Дмитрий Мережковский, начинали свой творческий путь как представители гражданской поэзии, а затем стали ориентироваться на идеи «богостроительства» и «религиозной общественности». Н.Минский после 1884 года разочаровался в народнической идеологии и стал теоретиком и практиком декадентской поэзии, проповедником идей Ницше и индивидуализма.

В период революции 1905 года в стихах Минского снова появились гражданские мотивы. В 1905 году Н.Минский издавал газету «Новая жизнь», ставшую легальным органом большевиков. Работа Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) являлась эстетической декларацией русского декадентства. В своих романах и пьесах, написанных на историческом материале и развивающих концепцию неохристианства, Мережковский пытался осмыслить мировую историю как вечную борьбу «религии духа» и «религии плоти». Мережковский - автор исследования «Л.Толстой и Достоевский» (1901-02), которое вызвало огромный интерес у современников.

Другие - например, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт (их еще иногда называли «старшими символистами») - рассматривали символизм как новый этап в поступательном развитии искусства, пришедший на смену реализму, и во многом исходили из концепции «искусства для искусства». Поэзии В.Брюсова присуща историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй. В стихах К.Бальмонта - культ Я, игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного «солнечного» начала; музыкальность.

И, наконец, третьи - так называемые «младшие» символисты (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) - были приверженцы философско-религиозного понимания мира в духе учения философа Вл.Соловьева. Если в первом поэтическом сборнике А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1903) встречаются часто экстатические песни, которые поэт обращал к своей Прекрасной Даме, то уже в сборнике «Нечаянная радость» (1907) Блок явно идет к реализму, заявляя в предисловии к сборнику: «Нечаянная радость» - это мой образ грядущего мира». Для ранней поэзии А.Белого характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство. Поэзия Вяч.Иванова ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья; концепция творчества - религиозно-эстетическая.

Символисты постоянно спорили друг с другом, пытаясь доказать правоту именно своих суждений об этом литературном направлении. Так, В.Брюсов рассматривал его как средство создания принципиально нового искусства; К.Бальмонт видел в нем путь постижения сокровенных, неразгаданных глубин человеческой души; Вяч.Иванов считал, что символизм поможет преодолеть разрыв между художником и народом, а А.Белый был убежден, что это та основа, на которой будет создано новое искусство, способное преобразить человеческую личность.

Рассмотрим более подробно творчество А.Белого, как одного из ведущих теоретиков символизма.

Андрей Белый - поэт самобытный и оригинальный. В его поэзии контрастно сосуществовали пафос и ирония, бытовые зарисовки и интимные переживания, картины природы и философские размышления. В 1904 году выпустил книгу стихов «Золото в лазури», в которой заявил о себе как талантливый поэт-символист.

Андрей Белый, как теоретик символизма, так раскрывает смысл своей платформы: «символизм, приемля лозунги исторических школ, их вскрывает в...их «плюсах» и «минусах»; он - самосознание творчества, как критицизм; до него оно слепо: он противопоставляет себя «школам» там, где эти школы нарушают основной лозунг единства формы и содержания; романтики его нарушают в сторону содержания, переживаемого субъективно; сентенционизм - в сторону содержания, понимаемого абстрактно; современный классицизм (пассеизм) его нарушает в сторону формы.

Единство формы и содержания нельзя брать... ни зависимостью содержания от формы (грех формалистов), ни исключительной зависимостью приема конструкции от абстрактно понятого содержания (конструктивизм). «Реализм, романтизм... проявление единого принципа творчества» - в символизме».

Значительное место в творчестве А.Белого занимала проза. Его перу принадлежат романы «Серебряный голубь» (1909), «Петербург» (1913-1914), «Котик Летаев» (1922), трилогия «Москва» (1926-1932), для которых характерны временные смещения, разорванность и клочковатость сюжета, свободная композиция, нарочитое использование разных ритмов повествования.

Символизм Белого - особый символизм, имеющий мало общего со словесной догматикой Брюсова, или многословием «Стихов о Прекрасной Даме» Блока, или импрессионизмом Анненского. Он весь нацелен в будущее, он гораздо больше имеет общего со стиховой разорванностью Цветаевой, с речью «точной и нагой» Маяковского. Его стихи лишены шифра, шифр здесь заменила ассоциация, которая стала главным поэтическим средством не только Белого-поэта, но и Белого-прозаика, и даже Белого-критика и публициста. Математически точно рассчитанное употребление слова и словесного образа постоянно взаимодействует у Белого со стихией его лирического «я», в которой господствует уже не только зрительное, но и музыкальное начало.

Всю жизнь, с ранней юности, А.Белым владело одно грандиозное чувство - чувство мирового неблагополучия, едва ли не надвигающегося «конца света». Это чувство Белый пронес через всю свою жизнь, им питал свои произведения, им же напитал и главную, искомую идею всей своей жизни и своего творчества - идею братства всех людей на свете, идею духовного родства, которое перекрыло бы все барьеры, прошло бы поверх социальных различий и социального антагонизма, давши в итоге возможность людям - каждому человеку в отдельности и всему человечеству в целом - сохранить себя, индивидуальные особенности своей натуры в эти грозные и чреватые годы.

Своей вечной неудовлетворенностью и напряженностью исканий, глубоким гуманизмом, нравственной чистотой и непосредственностью, этическим максимализмом, художественными и поэтическими открытиями, глубиной идей и пророчеств, стремлением отыскать выход из того кризисного состояния, в котором оказалось человечество, наконец самим характером своей личности - нервной, ищущей, срывающейся в бездны отчаяния, но и воспаряющей на высоты великих прозрений, - всем этим Белый прочно вписал свое имя в историю ХХ века.

Одно из ведущих мест в русской литературе по праву занимает Александр Блок. Блок - лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необычайно богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагической любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик Петербурга, «заплаканная краса» деревень - все это с широтой и проникновением гения вместил в своем творчестве Блок.

Первая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме» вышла в 1904 году. Блоковская лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру в ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным влиянием учения Вл.Соловьева о «конце света» и «мировой душе». В русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма, хотя дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и каноны.

Во втором сборнике стихов «Нечаянная радость» (1906) поэт открыл себе новые пути, которые лишь намечались в первой его книге.

Андрей Белый стремился проникнуть в причину резкого перелома в музе поэта, казалось только что «в неуловимых и нежных строчках» воспевавшего «приближение вечно-женственного начала жизни». Он увидел ее в близости Блока к природе, к земле: «Нечаянная радость» глубже выражает сущность А.Блока... Второй сборник стихов Блока интереснее, пышнее первого. Как удивительно соединен тончайший демонизм здесь с простой грустью бедной природы русской, всегда той же, всегда рыдающей ливнями, всегда сквозь слезы пугающей нас оскалом оврагов... Страшна, несказуема природа русская. И Блок понимает ее как никто...»

Третий сборник «Земля в снегу» (1908) был принят критикой в штыки. Критики не захотели или не сумели понять логику новой книги Блока.

Четвертый сборник «Ночные часы» вышел в 1911 году, очень скромным тиражом. Ко времени его выхода Блоком все более овладевало чувство отчужденности от литературы и до 1916 года он не выпустил ни одной книги стихов.

Трудные и запутанные отношения, длившиеся почти два десятилетия, сложились между А.Блоком и А.Белым.

На Белого произвели огромное впечатление первые стихи Блока: «Чтобы понять впечатления от этих стихотворений, надо ясно представить то время: для нас, внявших знакам зари, нам светящей, весь воздух звучал, точно строки А.А.; и казалось, что Блок написал только то, что сознанию выговаривал воздух; розово-золотую и напряженную атмосферу эпохи действительно осадил он словами». Белый помог выпустить первую книгу Блока (в обход московской цензуры). В свою очередь и Блок поддерживал Белого. Так он сыграл решающую роль в появлении на свет главного романа Белого «Петербург», публично дал высокую оценку и «Петербургу» и «Серебряному голубю».

Наряду с этим их отношения и переписка доходили до враждебности; постоянные упреки и обвинения, неприязнь, язвительные уколы, навязывание дискуссий отравляли жизнь обоих.

Однако, несмотря на всю сложность и запутанность отношений творческих и личных, оба поэта продолжали уважать, любить и ценить творчество и личность друг друга, что еще раз подтвердило выступление Белого на смерть Блока.

После революционных событий 1905 года в рядах символистов еще более усилились противоречия, которые в конце концов привели это направление к кризису.

Нельзя, однако, не отметить, что русские символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры. Наиболее талантливые из них по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти свое место в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира. Им принадлежат серьезные открытия в области поэтики, ритмической реорганизации стиха, усиления в нем музыкального начала.

«Послесимволистическая поэзия отбросила «сверхчувственные» значения символизма, но осталась повышенная способность слова вызывать неназванные представления, ассоциациями замещать пропущенное. В символистическом наследстве жизнеспособнее всего оказалась напряженная ассоциативность». культурный ренессанс символизм акмеизм футуризм

В начале второго десятилетия XX века появились два новых поэтических течения - акмеизм и футуризм.

Акмеисты (от греческого слова «акме» - цветущая пора, высшая степень чего-либо) призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намеков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями, пороками, злом и несправедливостью, демонстративно отказываясь от решения социальных проблем и утверждая принцип «искусство для искусства». Однако творчество таких талантливых поэтов-акмеистов, как Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, М.Кузьмин, О.Мандельштам, выходило за рамки провозглашенных ими теоретических принципов. Каждый из них вносил в поэзию свои, только ему свойственные мотивы и настроения, свои поэтические образы.

С иными взглядами на искусство вообще и на поэзию в частности выступили футуристы. Они объявили себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками «естественного» человека, его права на свободное, индивидуальное развитие. Но эти заявления нередко сводились к абстрактному декларированию индивидуализма, свободы от нравственных и культурных традиций.

В отличие от акмеистов, которые хотя и выступали против символизма, но тем не менее считали себя в известной степени его продолжателями, футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадежно устарело. В своих крикливых и дерзко написанных манифестах они прославляли новую жизнь, развивающуюся под влиянием науки и технического прогресса, отвергая все, что было «до», заявляли о своем желании переделать мир, чему, с их точки зрения, в немалой степени должна содействовать поэзия. Футуристы стремились овеществить слово, связать его звучание непосредственно с тем предметом, которое оно обозначает. Это, по их мнению, должно было привести к реконструкции естественного и созданию нового, широко доступного языка, способного разрушить словесные преграды, разобщающие людей.

Футуризм объединил разные группировки, среди которых наиболее известными были: кубофутуристы (В.Маяковский, В.Каменский, Д.Бурлюк, В.Хлебников), эгофутуристы (И.Северянин), группа «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак и др.).

В условиях революционного подъема и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910-х годов прекратили свое существование.

Среди новых течений, возникших в русской поэзии в этот период, заметное место стала занимать группа так называемых «крестьянских» поэтов - Н.Клюев, А.Ширяевец, С.Клычков, П.Орешин. Некоторое время к ним был близок С.Есенин, впоследствии вышедший на самостоятельную и широкую творческую дорогу. Современники видели в них самородков, отражавших заботы и беды русского крестьянства. Объединяли их также общность некоторых поэтических приемов, широкое использование религиозной символики и фольклорных мотивов.

Среди поэтов конца XIX - начала XX века были и такие, чье творчество не вписывалось в существовавшие тогда течения и группы. Таковы, например, И.Бунин, стремившийся продолжать традиции русской классической поэзии; И.Анненский, в чем-то близкий к символистам и в то же время далекий от них, искавший свой путь в огромном поэтическом море; Саша Черный, называвший себя «хроническим» сатириком, блестяще владевший «антиэстетическими» средствами обличения мещанства и обывательщины; М.Цветаева с ее «поэтической отзывчивостью на новое звучание воздуха».

Для русских литературных течений начала XX века характерен поворот ренессанса к религии и христианству. Русские поэты не могли удержаться на эстетизме, разными путями они пытались преодолеть индивидуализм. Первым в этом направлении был Мережковский, затем ведущие представители русского символизма начали противополагать соборность индивидуализму, мистику эстетизму. Вяч.Иванов и А.Белый были теоретиками мистически окрашенного символизма. Произошло сближение с течением, вышедшим из марксизма и идеализма.

Вячеслав Иванов был один из самых замечательных людей той эпохи: лучший русский эллинист, поэт, ученый филолог, специалист по греческой религии, мыслитель, теолог и философ, публицист. Его «среды» на «башне» (так называли квартиру Иванова) посещали наиболее одаренные и примечательные люди той эпохи: поэты, философы, ученые, художники, актеры и даже политики. Происходили самые утонченные беседы на темы литературные, философские, мистические, оккультные, религиозные, а также и общественные в перспективе борьбы миросозерцаний. На «башне» велись утонченные разговоры самой одаренной культурной элиты, а внизу бушевала революция. Это было два разобщенных мира.

Наряду с течениями в литературе возникли новые течения в философии. Начался поиск традиций для русской философской мысли у славянофилов, у Вл.Соловьева, у Достоевского. В салоне Мережковского в Петербурге были организованы Религиозно-философские собрания, в которых участвовали как представители литературы, заболевшей религиозным беспокойством, так и представители традиционно-православной церковной иерархии. Вот как описывал эти собрания Н.Бердяев: «Преобладала проблематика В.Розанова. Большое значение имел также В. Тернавцев, хилиаст, писавший книгу об Апокалипсисе. Говорили об отношении христианства к культуре. В центре была тема о плоти, о поле... В атмосфере салона Мережковских было что-то сверхличное, разлитое в воздухе, какая-то нездоровая магия, которая, вероятно, бывает в сектантской кружковщине, в сектах не рационалистического и не евангельского типа... Мережковские всегда претендовали говорить от некоего "мы" и хотели вовлечь в это "мы" людей, которые с ними близко соприкасались. К этому "мы" принадлежал Д.Философов, одно время почти вошел в него А.Белый. Это "мы" они называли тайной трех. Так должна была сложиться новая церковь Святого Духа, в которой раскроется тайна плоти".

В философии Василия Розанова "плоть" и "пол" означали возврат к дохристианству, к юдаизму и язычеству. Его религиозное умонастроение сочеталось с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого Розанов видел основу жизни. Жизнь у него торжествует не через воскресение к вечной жизни, а через деторождение, то есть распадение личности на множество новых рожденных личностей, в которых продолжается жизнь рода. Розанов проповедовал религию вечного рождения. Христианство для него религия смерти.

В учении Владимира Соловьева об универсуме как "всеединстве" христианский платонизм переплетается с идеями новоевропейского идеализма, особенно Ф.В.Шеллинга, естественнонаучном эволюционизмом и неортодоксальной мистикой (учение о "мировой душе" и др.). Крах утопического идеала всемирной теократии привел к усилению эсхатологических (о конечности мира и человека) настроений. Вл.Соловьев оказал большое влияние на русскую религиозную философию и символизм.

Павел Флоренский разрабатывал учение о Софии (Премудрости божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. Он был инициатором нового типа православного богословствования, богословствования не схоластического, а опытного. Флоренский был платоником и по-своему интерпретировал Платона, в последствии стал священником.

Сергей Булгаков - один из главных деятелей Религиозно-философского общества «памяти Владимира Соловьева». От легального марксизма, который он пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию, стал священником.

И, конечно же, величиной мирового значения является Николай Бердяев. Человек, стремившийся к критике и преодолению любых форм догматизма, где бы они ни появлялись, христианский гуманист, называвший себя «верующим вольнодумцем». Человек трагической судьбы, изгнанный с Родины, и всю жизнь болевший за нее душой. Человек, чье наследие, до последнего времени, изучалось во всем мире, но только не в России. Великий философ, которого ждет возвращение на Родину.

Остановимся более подробно на двух течениях, связанных с мистическими и религиозными исканиями.

«Одно течение представляла православная религиозная философия, мало, впрочем приемлемая для официальной церковности. Это прежде всего С.Булгаков, П.Флоренский и группирующиеся вокруг них. Другое течение представляла религиозная мистика и оккультизм. Это А.Белый, Вяч.Иванов... и даже А.Блок, несмотря на то, что он не склонен был ни к каким идеологиям, молодежь, группировавшаяся вокруг издательства «Мусагет», антропософы. Одно течение вводило софийность в систему православной догматики. Другое течение было пленено софийностью алогической. Космическое прельщение, характерное для всей эпохи, было и там и здесь. За исключением С.Булгакова, для этих течений совсем не стоял в центре Христос и Евангелие. П.Флоренский, несмотря на все его желание быть ультраправославным, был весь в космическом прельщении.

Религиозное возрождение было христианообразным, обсуждались христианские темы и употреблялась христианская терминология. Но был сильный элемент языческого возрождения, дух эллинский был сильнее библейского мессианского духа. В известный момент произошло смешение разных духовных течений. Эпоха была синкретической, она напоминала искание мистерий и неоплатонизм эпохи эллинистической и немецкий романтизм начала XIX века. Настоящего религиозного возрождения не было, но была духовная напряженность, религиозная взволнованность и искание. Была новая проблематика религиозного сознания, связанная еще с течениями XIX века (Хомяков, Достоевский, Вл.Соловьев). Но официальная церковность оставалась вне этой проблематики. Религиозной реформы в церкви не произошло».

Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов.

В заключении словами Н.Бердяева хочется описать весь ужас, весь трагизм положения, в котором оказались творцы духовной культуры, цвет нации, лучшие умы не только России, но и мира.

«Несчастье культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени. Это имело роковые последствия в характере, который приняла русская революция...Русские люди того времени жили в разных этажах и даже в разных веках. Культурный ренессанс не имел сколько-нибудь широкого социального излучения.... Многие сторонники и выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера, которые оставались чуждыми людям, активно участвовавшим в социальном движении... Интеллигенция совершила акт самоубийства. В России до революции образовались как бы две расы. И вина была на обеих сторонах, то есть и на деятелях ренессанса, на их социальном и нравственном равнодушии...

Раскол, характерный для русской истории, раскол, нараставший весь XIX век, бездна, развернувшаяся между верхним утонченным культурным слоем и широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что русский культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну. Революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать творцов культуры... Деятели русской духовной культуры в значительной своей части принуждены были переселиться за рубеж. Отчасти это была расплата за социальное равнодушие творцов духовной культуры».

Литература

Бердяев Н. «Самопознание», М., 1990.

Белый А. «Начало века», М., 1990

Белый А. «Между двух революций», М., 1990

Долгополов Л.К. «Андрей Белый и его роман «Петербург», Л., 1988

Блок А. «Десять поэтических книг», М., 1980

Русская поэзия XIX - начала XX в., М., 1987

Три века русской поэзии, М., 1968

Гиппиус З.Н. «Живые лица», Тбилиси, 1991

Большой энциклопедический словарь, М., 1994

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Русская культура в начале ХХ века. Cepeбpяный вeк pyccкoй культуры. Основные направления культуры серебряного века. Декаденство. Символизм. Усиление реакционно-мистических идей. Модернистские течения. Акмеизм - культ реального земного бытия. Футуризм.

    реферат , добавлен 26.09.2008

    Интенсивность серебряного века в творческом содержании, поиск новых форм выражения. Основные художественные течения "серебряного века". Появление символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке.

    реферат , добавлен 18.03.2010

    Особенности "Золотого века" XIX классического русского искусства, как необычайного взлета отечественной культуры в первой половине ХІХ века. Культурология как наука: методы и основные направления, история возникновения и развития культурологии как науки.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2008

    Особенности византийско-русского культурного диалога Киевской эпохи, протекающего своеобразно в соответствии с историко-национальными условиями. Изучение сфер культурного взаимодействия двух стран: экономика, религия, архитектура, музыка, письменность.

    контрольная работа , добавлен 10.05.2010

    Явление русского авангарда как феномен искусства XX века. Направления в русском авангарде: футуризм, кубофутуризм, супрематизм, конструктивизм. Выдающиеся деятели русского авангарда. Творчество Кандинского и Малевича. Конструктивизм в области архитектуры.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2010

    Характеристика эпохи, искусства и культуры Высокого Ренессанса. Основное идейное содержание культуры Возрождения. Творчество великих художников. Ренессансная интеллигенция. Идеал представителей культуры эпохи Возрождения. Абсолютизация власти.

    реферат , добавлен 13.09.2008

    Понятие и общая характеристика русского барокко как специфического направления в искусстве, его отличительные особенности. Периоды развития данного культурного течения: московское, петровское и елизаветинское. Яркие представители и их достижения.

    реферат , добавлен 15.04.2015

    Направления советской власти в области культуры. Последствия контроля государственными органами за деятельностью культурных деятелей. Судьбы российских мигрантов. Развитие русского литературного, музыкального и изобразительного искусства за рубежом.

    реферат , добавлен 07.05.2017

    Характеристика эпохи, идеи и художественные открытия века. Характерные особенности искусства, влияние технического прогресса на общество, духовная жизнь человека. Направления мировой культуры, авангардизм, модернизм, постмодернизм, русская икона XX века.

    реферат , добавлен 25.05.2010

    История художественной культуры в начале ХХ века. Основные течения, художественные концепции и представители русского авангарда. Формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в тоталитарных условиях; явление андеграунда.

В начале века культура переживала подъем. В искусстве и особенно в литературе это стало называться «серебряным веком».Изменения в экономич. и полит. жизни создали новые условия для развития образования и науки. Модернизация стимулировала научно-техническую революцию, требовалось все больше специалистов. Мучительный переход к индустриальному обществу, смена темпа жизни, жизненных ориентиров, растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы породил новые течения в искусстве - символизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм, …

Образование:

Гос расходы на образование выросли(!)

Начальное образование разделялось на светское и церковное, а среднее образование на классическое (гимназии) и реальное (реальные училища). Обучение в средних уч. заведениях было платным. (+)- это: рост количества уч. заведений; демократизация состава учащихся; развитие женского образования, разрешение студенческих организаций, восстановление выборности деканов и ректоров. (-)- это: ограничения для получения образования выходцам из низших слоев и представителям некоторых национальностей; отсутствие обязательного начального образования.

В быт входили трамваи, электричество, автомобили, телеграф, кинематограф.

Наука:

Общественные науки

Платонов, Ключевский, Милюков, Покровский – историки; Бердяев, Булгаков, Франк – философы;

Плеханов, Струве, Туган-Барановский, Чаянов – социальные и экономические исследования

«Вехи»- сборник философских статей

Литература

Живопись

Объединения художников – «Мир искусства» (Бенуа и Дягилев основатели); «Голубая роза»; «Бубновый валет»

Музыка- Римский-Корсаков -опера «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок»; Глазунов - балет «Раймонда», «Времена года»; Скрябин ; Рахманино в -пианист, дирижер, композитор; Стравинский - «Петрушка», «Весна священная»

Театр режиссер ы- Станиславский и Немирович-Данченко (Моск.худ. театр МХАТ, осн в 1898 году, меценат Морозов) Мейерхольд, Вахтангов Актеры- Ермолова, Качалов, певцы - Шаляпин, Собинов балерины -–Кшесинская, Павлова, Нежинский;

Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны»

Кино- первая русская игровая картина «Стенька Разин и его княжна»(1908). «Оборона Севастополя» (1911);

режиссеры-Протазанов, …

актеры- Вера Холодная…

Февральская революция (1917 год)

Причины : (те же что и у 1-ой революции, т.к. она закончилась поражением + усталость от 1-ой мировой войны+ распутинщина)

1. Аграрный вопрос оставался самым острым. Крестьянство страдало от малоземелья, боролось против помещиков.

2. Отсутствие справедливого раборчего законодательства ухудшало отношения между рабочими и предпринимателями.

3. Русификационная политика правительства порождала у национальных меньшинств стремление к независимости.

4. Самодержавие, как пережиток, находилось в кризисном состоянии. (о кризисе свидетельствовала министерская чехарда, распутинщина)

5. Народ ждал прекращение кровопролитной войны.

6. Экономическая разруха, вызванная войной, привела большинство населения страны к обнищанию и голоду.

Характер революции: буржуазно- демократический. (осн.задачи – свержение самодержавия, установление дем. республики…)

Повод: Закрытие Путиловского завода, массовые выступления совпавшие с Международным Женским днем.

Движ. силы : буржуазия, рабочий класс, крестьянство

Гегемон: среди историков нет единого мнения – большевики? Буржуазия? Массы действовали стихийно?

23 февраля – экономическая забастовка, демонстрации, лозунги «Верните наших мужей!», «Хлеба!»

«Долой самодержавие!»

Итог: Революция победила

Россия самая свободная страна

«Мелкобуржуазная волна захлестнула все»

В стране сложилось двоевластие

Словарь:

1. Приказ № 1 Петроградского Совета (о демократизации в армии)

2. Таврический дворец (заседания Думы)

3. Псков (по дороге из ставки из Могилева в Псков Н-2 подписал акт об отречении)

4. Великий князь Михаил (брат царя, в пользу которого отрекся Н-2 после того как уже отрекся в пользу сына Алексея, но Михаил тоже отрекся –потом он жил в Гатчине до марта 1918 сослан в Пермь и убит большевиками, а Н-2 расстреляли большевики в Екатеринбурге в 1918 году 17 июля.)

Россия между революциями

Основные события

· апрель - приезд ВИЛ из Швейцарии (Цюрих)

· апрель - выступление ВИЛ с «Апрельскими тезисами»

· Август - Корниловский мятеж

· Август - большевизация Советов

Личности

1. Чхеидзе – меньшевик, глава Петроградского Совета

2. Троцкий – большевик, глава Петроградского Совета (с августа)

3. Князь Львов – глава Временного прав-ва, (март-июль)

4. Керенский – эсер, министр юстиции, затем глава Временного прав-ва (июль-октябрь)

5. Милюков – министр иностр. дел Врем. прав-ва (до 1 кризиса)

6. Гучков – министр военный и морской (до 1-го кризиса)

7. Корнилов – Верховный главнокомандующий

Словарь

· Зимний дворец – там Временное правительство.

· Нота – заявление

· Большевизация Советов - большевики побеждают на выборах в Советы

· Учредительное собрание – собрание которое должно решить судьбу страны.

Двоевластие -

период с марта по июль 1917 года. Суть- одновременное существование двух властей

1. Временного правительства – орган буржуазии (власть без силы)

2. Совета рабочих депутатов – орган рабочих (сила без власти)

«Апрельские тезисы»

(«О задачах пролетариата в данной революции»)



Рассказать друзьям