Воробьев максим никифоровичкартины и биография. Воробьев максим никифорович - смелый художник, покоривший целую эпоху

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Воробьев Максим Никифорович - известный русский архитектор и живописец, живший в XIX веке. Свою славу он получил благодаря умелому рисованию пейзажей, которые вдохновляли многих художников того времени. Также миру он запомнился как храбрый путешественник, осмелившийся покорить самое сердце исламского мира.

Максим Воробьев: биография ранних лет

Будущий художник родился в семье военного офицера, ушедшего в отставку. Произошло это 6 августа 1787 года. Любовь к искусству была привита Максиму с раннего детства, ведь он рос в окружении множества прекрасных картин. Все дело в том, что его отец работал вахтером в Академии Художеств, а потому часто брал сына с собой.

Это привело к тому, что все преподаватели в академии хорошо знали, кто такой Воробьев. Максим изо дня в день приносил им свои работы на проверку, покуда взрослые не узрели в них проблески настоящего таланта. В конечном счете руководство пришло к мнению, что десятилетний мальчишка достоин обучаться в стенах их учреждения, и взяли его к себе.

Учителя молодого художника

Максим Воробьев достиг больших успехов в архитектурном деле. Поэтому не удивительно, что учителя всеми силами старались развивать в нем именно эту черту. Курировал образование юноши сам Томас де Томон - известный французский архитектор и живописец. Не меньший вклад в обучение Воробьева внесли Ф. Я. Алексеев и М. М. Иванов.

Таким образом, после окончания академии Максим Никифорович умело рисовал пейзажи, а также грамотно составлял архитектурные проекты. Впоследствии определит всю его дальнейшую судьбу и прославит как одного из лучших художников-пейзажистов своего времени.

Работа под надзором Федора Алексеева

Бывший наставник высоко ценил талант своего воспитанника. Поэтому неудивительно, что в 1809 году он выбрал именно его в качестве своего ассистента. Вместе они отправились изучать исторические места Царской России, попутно зарисовывая самые красочные из них. Это был весьма кропотливый труд, который требовал максимальной самоотдачи от художников, и они с ним успешно справились.

Более того, они смогли оживить картины, дорисовав на них образ царя. Эта идея подарила им признание государя, что впоследствии прославило их на всю страну. Теперь Воробьев Максим был непросто ассистентом, а полноценным художником, способным работать самостоятельно.

Великое путешествие к Священной земле

1820 год стал знаменательным для художника. Правительство Царской России остро нуждалось в архитектурных эскизах Иерусалимских храмов, дабы по ним соорудить местные святыни. Но таковых в их архивах не было, поэтому кому-то необходимо было съездить в Палестину и там зарисовать новые проекты.

И тут они вспомнили о таланте, которым обладал Воробьев Максим. Естественно, против воли государства идти никто не мог, поэтому художнику пришлось смириться с их указом и отправиться в это опасное приключение. Трудным оно было потому, что в те времена территория Иерусалима была полностью под контролем у мусульман, а значит, христиан там особо не жаловали.

Но, невзирая на все трудности, Максим Воробьев отправился в столь далекую страну, дабы выполнить поручение государства. Забегая наперед, заметим, что путешествие прошло вполне благополучно. За время, проведенное в жаркой стране, художник сумел нарисовать более 90 работ, большинство из которых были искусными эскизами христианских святынь.

Работы, посвященные землям Востока

Пребывая на Святой земле, Воробьев нарисовал множество замечательных пейзажей. Так, лучшими его работами считаются картины, изображающие вид Иерусалима и Константинополя. Также он сумел достоверно запечатлеть природу вокруг города Смирна, Яффа и островов Родоса. Увиденное в этих краях надолго засело в душе художника, и даже возвратившись домой, он еще долго изображал пейзажи далеких заморских земель.

Что же касается государственного задания, то его Воробьев Максим исполнил с потрясающей точностью. Благодаря этому Николай Первый смог воплотить в жизнь свой гениальный план по реконструкции в окрестностях столицы храма Воскресения Христова. Сам же художник получил небывалую славу и признание, благодаря чему его имя стало витать у всех на слуху.

Значение творчества Воробьева

Современники высоко ценили те работы, что написал Максим Воробьев. «Русское море», «Преддверье храма Воскресения в Иерусалиме», «Восход солнца над Невой», «Вид Смирны» - эти и многие другие картины стали настоящим вдохновением для художников того периода. Поэтому не удивительно, что вокруг молодого мастера постоянно крутились молодые таланты, страждущие получить от него поучительные наставления.

Среди его учеников следует выделить наиболее одаренных. Таких, как братья Чернецовы, Михаил Боголюбов, Лев Лагорио и Иван Шишкин. Все они впоследствии прославили своего учителя, подарив миру не один десяток завораживающих пейзажей. При этом многие из них даже сегодня вызывают восхищение у ценителей искусства.

Последние годы великого мастера

Закат творчества Максима Воробьева приходится на 1940 год. Это связано с трагической гибелью его супруги, что повергло художника в пучину отчаянья. Дабы утолить горечь потери, он с головой погрузился в алкоголь и гуляния, что с годами окончательно подорвало его здоровье. В завершение он подхватил неизвестную болезнь, которую врачи так и не смогли вылечить. Именно она привела Воробьева к гибели в сентябре 1955 года.

Сегодня многие критики недооценивают творчество Максима Воробьева, так как считают его слишком приземленным. Однако им следует понимать тот факт, что большинство его картин являлись государственными заказами. И лишь немногие из них были написаны маэстро в порыве настоящего вдохновения. Но даже так его работы по-прежнему восхищают людей, а разве не это является главным показателем таланта?


Воробьёв Максим Никифорович (6 (17) августа 1787, Псков - 30 августа (11 сентября) 1855, Санкт-Петербург) - русский живописец; занимает значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов.
М. Н. Воробьев был сыном солдата, дослужившегося до чина унтер-офицера, а после отставки нанявшегося смотрителем в АХ. Здесь и получил образование будущий художник: в 1798 г. он был зачислен в архитектурный класс, которым руководил Ж. Б. Тома де Томон, а закончил АХ в 1809 г. по классу пейзажной живописи. Жизнь Воробьева сложилась благополучно: в 1814 г. он стал академиком, в следующем гоДу начал преподавать, в 1823 г. получил звание профессора, а в 1843-м - заслуженного профессора. Он воспитал несколько десятков учеников, среди которых было немало отличных пейзажистов (И. К. Айвазовский, А П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио, Г. Г. и Н. Г. Чернецовы и др.); при этом и сам всю жизнь не оставлял кисти. Воробьев писал городские и морские пейзажи, архитектурные памятники и виды природы, а порой и эпизоды войны. Он много ездил по России, неоднократно бывал за рубежом и по впечатлениям от поездок создавал новые произведения. В 1813-14 гг. художник побывал с русскими войсками в Западной Европе; результатом поездки стало его полотно, изображающее торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже по случаю победы. Немного позднее исполнил серию превосходных видов Москвы, главным образом писал Кремль. Широкую известность принесли Воробьеву картины, созданные после поездки на Ближний Восток (1820-21): "Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме" (1822), "Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме" (1824), "Внутренний вид Армянской церкви в Иерусалиме" (1820-е) и др. В конце 1820-х гг. художник посетил и театр военных действий на Дунае. По сделанным во время поездки наброскам и зарисовкам были написаны великолепные по колориту пейзажи: "Босфор", "Берег моря близ Варны" (оба 1829). Картины Воробьева неизменно пользовались успехом у публики и критиков, многие из них ему приходилось повторять для заказчиков. Все же самая ценная часть наследия художника - петербургские пейзажи, созданные в основном в пору его творческого расцвета, в 1820-30-е гг. Романтический образ Петербурга с его прохладной красотой предстает в пейзажах "Закат солнца в окрестностях Петербурга" (1832), "Набережная Невы у Академии художеств" (1835), "Лунная ночь в Петербурге" (1839), "Постройка Исаакиёвского собора", "Петропавловская крепость" (оба 1830-х) и др. Живописец-романтик, он сумел воспринять город по-новому - в единении с динамичной жизнью природы, с изменчивым состоянием атмосферы и освещения. Влияние его живописи испытали многие русские художники.















) - русский живописец; занимает значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов.

Максим Никифорович Воробьёв
Дата рождения 6 (17) августа
Место рождения
Дата смерти 30 августа (11 сентября) (68 лет)
Место смерти
Страна
Учёба
  • Императорская Академия художеств ( )
Звания академик ИАХ (1814)
заслуженный профессор (1843)
Работы на Викискладе

Биография

Сын обер-офицера, который служил вахтёром в академии, в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию (1797), и показал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре (профессор Тома де Томон) и пейзажной живописи; наставниками его в последнем были Ф. Я. Алексеев и, вероятно, пейзажист М. М. Иванов . Род живописи, избранный молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный. Он хорошо рисовал и группировал человеческие фигуры, оживлявшие его картины.

Значение творчества

Современники ставили Воробьёва очень высоко. Н. В. Кукольник , издатель «Журнала изящных искусств», отзывался о «Виде Константинополя», действительно одной из лучших картин Воробьёва, так: «это не картина, а ода из воды, земли и воздуха». К лучшим же картинам рода открытого пейзажа с далёким горизонтом принадлежат «Мёртвое море» и некоторые виды Невы. «Ночной вид Невы», о котором было упомянуто выше, по стилю напоминает французского художника Жозефа Верне . Впрочем, изображение воды в движении, в особенности большие волны, слабо удавались нашему художнику, которого главная сила заключалась в линейной и воздушной перспективе и в разумном понимании отношения между силами красок. Если в числе произведений Воробьёва было немного чисто художественных, то это следует приписать не недостатку таланта в нём, а тому обстоятельству, что много лет он, относительно выбора сюжетов и отчасти способов их обработки, был в зависимости от посторонних указаний. Таковы, например, его картины, относящиеся к войне г., большая часть его перспективных картин святынь Иерусалима, изображения парадов, торжественных въездов и т. п. работы, в которых безусловная верность с действительностью была господствующим требованием. Большая часть деятельности Воробьёва была служебно-художественная, и только в редких случаях он беспрепятственно отдавался художественному настроению, причём он передавал не только общие впечатления от широких пространств, но занимался и мирной жизнью природы, как это видно в некоторых видах Парголова . Самая оригинальная его художественная попытка, впрочем, более смелая, чем успешная, это - «Гроза» (удар молнии в дерево), с человеческой фигурой, скрывающейся от страшного явления, оптическая задача, почти невозможная для живописи. Техника картин Воробьёва полна знания, обдумана и закончена, но при всем том свободна.

Артистическая натура Воробьёва выказалась ещё в его занятиях музыкой: он прекрасно владел скрипкой.

Материально Воробьёв был поддерживаем заказами императора и других высочайших особ, пожизненной пенсией за успешное выполнение палестинского поручения; кроме того, он писал картины для графа А. X. Бенкендорфа , князя М. С. Воронцова , причём он нередко делал по их желанию повторения некоторых лучших своих картин. Однако под конец многие из его произведений не были никем приобретаемы, так что у художника составился целый музей его картин, которые разошлись по рукам лишь после его смерти, будучи разыграны в лотерею, не имевшую большого успеха.

Главные картины Воробьёва находятся во дворцах, в имении Фалль графа Бенкендорфа и в немногих частных собраниях. В Эрмитаже находится «Придел Голгофы». В настоящее время они не могут служить руководством и образцом, но в своё время Воробьёв научил многому и многих не только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов. Он, как никто другой, не мог создать талантов, так что в длинном списке его учеников встречается больше тружеников (например, братья

) - русский живописец; занимает значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов.

Биография

Сын вахтёра академии художеств, в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию, и показал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре (профессор Тома де Томон) и пейзажной живописи; наставниками его в последнем были Ф. Я. Алексеев и, вероятно, пейзажист М. М. Иванов. Род живописи, избранный молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный. Он хорошо рисовал и группировал человеческие фигуры, оживлявшие его картины. В г. Ф. Я. Алексеев, пейзажист декорационного направления, участник экспедиции для изучения исторических местностей Средней России, получил в помощники, для писания видов городов, молодого Воробьёва. Для оживления этих видов человеческими фигурами Алексеев решил изобразить эпизоды посещения городов государем. Эта официальная задача была выполнена им и Воробьёвым с успехом. В - гг. Воробьёв присутствовал при главной квартире в Германии и Франции, а в г. совершил по поручению правительства путешествие в Палестину , где он вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами. Трудность этого предприятия заключалась в том, что все измерения и рисунки надо было делать тайком от надзора местных мусульманских властей. Кроме храмов, Воробьёв нарисовал несколько пейзажных видов Иерусалима и Мёртвого моря, а по пути в Палестину - виды Константинополя, острова Родоса, Смирны, Яффы и др. Все эти материалы для будущих картин заключались в 90 листах акварельных рисунков частью эскизных, частью весьма оконченных. Путешествие Воробьёва к Святым Местам было устроено Николаем Павловичем, тогда ещё великим князем, который желал привести в надлежащий вид храм Воскресения Христова, в Новом Иерусалиме, в окрестностях Москвы.

Восход солнца над Невой, 1830

По возвращении в Петербург Воробьёв написал «Преддверие храма Воскресения в Иерусалиме» () и в том же году - «Нева со стороны Троицкого моста при лунном освещении». Позднее - «Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения» (фигуры выражают момент призыва к причащению). В г. написал: «Восход солнца над Невой», «Мёртвое море», «Вечер у Абу-Гоша арабского шейха» (почти жанровая картинка), «Вид Смирны». Во время турецкой войны в 1828 г. В. состоял при свите государя для рисования и писания этюдов по указаниям его величества. Плодом этого времени были, между прочим: «Вид осады Варны», «Взрыв Варны», «Вид Одессы», «Корабль во время бури, на котором находился государь». Глубоко сохранившиеся воспоминания об Иерусалиме были вызваны к жизни через 16 лет после палестинского путешествия («Общий вид Иерусалима», а также «Вид Константинополя с азиатского берега»). С 1840 г. начинается печальный период жизни Воробьёва; потеряв нежно любимую жену, он стал перерождаться морально в худшую сторону, впал в излишества, развившие в нём болезнь, от которой он скончался в г.; в тот же период понизилась и художественная его деятельность. Последние годы своей жизни он занимался преимущественно итальянскими видами, по этюдам, сделанным им в окрестностях Рима и Палермо , во время путешествия - гг.

Значение творчества

Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника. 1842

Современники ставили Воробьёва очень высоко. Н. В. Кукольник , издатель журнала «Изящных Искусств», отзывался о «Виде Константинополя», действительно одной из лучших картин Воробьёва, так: «это не картина, а ода из воды, земли и воздуха». К лучшим же картинам рода открытого пейзажа с далёким горизонтом принадлежат: «Мёртвое море» и некоторые виды Невы. «Ночной вид Невы», о котором было упомянуто выше, по стилю напоминает французского художника Жозефа Берне. Впрочем, изображение воды в движении, в особенности большие волны, слабо удавались нашему художнику, которого главная сила заключалась в линейной и воздушной перспективе и в разумном понимании отношения между силами красок. Если в числе произведений В. было немного чисто художественных, то это следует приписать не недостатку таланта в нём, а тому обстоятельству, что много лет он, относительно выбора сюжетов и отчасти способов их обработки, был в зависимости от посторонних указаний. Таковы, например, его картины, относящиеся к войне г., большая часть его перспективных картин святынь Иерусалима, изображения парадов, торжественных въездов и т. п. работы, в которых безусловная верность с действительностью была господствующим требованием.

Вид Иерусалима, 1821

Большая часть деятельности В. была служебно-художественная и только в редких случаях он беспрепятственно отдавался художественному настроению, причём он передавал не только общие впечатления от широких пространств, но занимался и мирной жизнью природы, как это видно в некоторых видах Парголова. Самая оригинальная его художественная попытка, впрочем, более смелая, чем успешная, это - «Гроза» (удар молнии в дерево), с человеческой фигурой, скрывающейся от страшного явления, оптическая задача, почти невозможная для живописи. Техника картин Воробьёва полна знания, обдумана и закончена, но при всем том свободна. Артистическая натура В. выказалась ещё в его занятиях музыкой: он прекрасно владел скрипкой.

Материально В. был поддерживаем заказами Государя и других высочайших особ, пожизненной пенсией за успешное выполнение палестинского поручения; кроме того, он писал картины для графа А. X. Бенкендорфа , князя М. С. Воронцова , причём он нередко делал по их желанию повторения некоторых лучших своих картин. Однако под конец многие из его произведений не были никем приобретаемы, так что у художника составился целый музей его картин, которые разошлись по рукам лишь после его смерти, будучи разыграны в лотерею, не имевшую большого успеха.

Главные картины В. находятся во дворцах, в имении Фалль графа Бенкендорфа и в немногих частных собраниях. В Эрмитаже находится «Придел Голгофы». В настоящее время они не могут служить руководством и образцом, но в своё время В. научил многому и многих не только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов. Он, как никто другой, не мог создать талантов, так что в длинном списке его учеников встречается больше тружеников (например, братья Г. Г. и Н. Г. Чернецовы), чем талантов; тем не менее в числе последних есть такие имена, как безвременно умерший Лебедев, Л. Лагорио и М. К. Клодт; А. П. Боголюбов , И. И. Шишкин вначале были учениками В., также как и братья Горавские и Гине, Дорогов. Подробное жизнеописание В. см. «Вестник Изящных Искусств» 1890 г., статья Петрова.

Ссылки

  • Воробьёв, Максим Никифорович в библиотеке «Старатель»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Воробьёв, Максим" в других словарях:

    - (1787, Псков — 1855, Петербург), живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1798—1809) у. Был в Москве в 1812, запечатлев облик ещё не пострадавшего от города в ряде рисунков и созданной на их основе картине «Вид со стороны… … Москва (энциклопедия)

    - (1787 1855), российский живописец. Представитель романтизма. Пейзажи архитектурные виды Москвы, Санкт Петербурга сочетают точность перспективы с разнообразием эффектов освещения, тонкой нюансировкой состояний природной среды, создающей особую… … Энциклопедический словарь

    - (1787 1855), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1798 1809) у Ф. Я. Алексеева; преподавал там же (с 1815). В 1809 12 и 1817 18 зарисовывал виды русских городов, был прикомандирован к русской армии в Германии и Франции (1813 14) … Художественная энциклопедия

    Русский живописец. Сын солдата. Учился в петербургской АХ (1798 ‒1809) у Ф. Я. Алексеева, преподавал в ней с 1815 (профессор с 1823). В 1809‒12 и 1817‒18 зарисовывал виды русских городов, был… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Воробьёв. Максим Никифорович Воробьёв … Википедия

    Воробьёв, Максим Никифорович Работы на Викискладе Максим Никифорович Воробьёв (6 (17) августа 1787, Псков 30 августа (11 сентября) 1855, Санкт Петербург) русский живописец; занимает значительное место в истории русской живописи как художник и… … Википедия



Рассказать друзьям