Возрождение в других странах западной европы. Ренессанс - эпоха в истории культуры европы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Возрождение - это время переосмысления наследия античности, возрождения ее идей. Но неверно считать это время повторением, подражанием ушедшей культуре. Идеи, рожденные средневековьем, в эпоху Возрождения во многом повлияли на специфику мироощущения человека этого времени.

Основными принципами мироощущения человека эпохи Возрождения можно считать следующие положения:

Мир земной - это иерархия творений Бога, где наивысшим совершенством обладает только сам человек; теоцентризм миропонимания сменяется антропоцентризмом;

Появляется четкое осознание проблем жизни;

Время и пространство оцениваются уже рамками реального существования, четко определяются формами деятельности человека. Пространство становится видимым. Время - как настоящее и быстро текущее. Ренессансный тип личности отличается титанизмом (он совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсальностью (реализует свои способности в самых разнообразных областях);,

Способность творить становится высшим проявлением человеческой божественности, а художник становится самой уважаемой личностью в обществе;

Искусство и природа становятся равнозначными понятиями;

Красота мира разделяется на красоту природную, естественную и красоту искусственную, рукотворную; красота человека - на духовную и физическую.

Возрождение - это рождение идей гуманизма, прославляющих творческий потенциал человека. Гуманизм ярко проявился в искусстве. Гуманисты разрабатывали (скорее практически, нежели теоретически) тот компонент эстетики, который сегодня мы называем прикладным. Природа рассматривается как высшая форма красоты. Искусство - это одна из форм творчества, осуществляемого по законам красоты природы. Если средневековая эстетика считает искусство приложением к материи уж


готовой формы, заранее имеющейся в душе художника и заложенной туда Богом, то в Возрождение впервые возникает мысль о том, что художник сам творит и создает эту форму. Поэтому искусство не есть простое подражание природе. Оно есть совершенно новое явление, являющееся актом творческого деяния человека, проявляющего через искусство свою волю и индивидуальность.

Искусство рассматривается как один из каналов познания человеком окружающего мира. Искусство активно взаимодействует с наукой. Великие титаны Возрождения занимаются не только художественным творчеством, но и делают научные и технические открытия. Достаточно назвать имя Леонардо да Винчи.

Искусство стало не только самостоятельным, но и начало проявлять свое морфологическое строение: четко начинает проявляться специфика отдельных видов искусства. Творец становится профессионалом своего дела, в котором начинает особенно ценится мастерство и индивидуальность.


Таким образом, искусство приобретает все более светский характер, отличающийся демократичностью и стремлением к реализму в отражении мира. Возникает понятие «свободных занятий», к которым относят философию, историю, красноречие, музыку и поэзию. Авторитет художника в обществе начинает расти. Затраченный труд и необходимые профессиональные знания становятся критерием искусства. Самыми ценимыми становятся литература и изобразительное искусство.

В эту эпоху возникла новая - современная литература. Слово понимается как высшее проявление Красоты, работа над образностью слова -как высшее человеческое предназначение. Литература Возрождения наполнена жизнеутверждающим характером, восхищением красотой мира, человека и его свершений. Главной ее темой становится тема любви.

Архитектура Возрождения искала возможность создания идеала образа жизни через создание новых архитектурных проектов. Идеал жизни был реализован во Флоренции XV века - «идеальном» городе, смоделированном воображением и руками великих творцов. «Идеальный» город родился благодаря открытию перспективы, очерченной Брунеллески и Леонардо да Винчи, а также в силу осуществленного единства пространственно-пластического и общественно-политического видения мира. Впервые появилось человеческое пространство, противопоставленное природному пространству. Архитектура города рассматривается как синтез города вообще: предметного мира города, быта отдельных горожан, его общественной жизни с играми, зрелищами и театром.

Одна из задач изобразительного искусства - важность соблюдения канона прекрасного, найденного еще древними, но так, чтобы не пострадали реалистичность и жизненность изображения. Мастерство изображе-

ния становится профессией. Развиваются художественные школы. Для изобразительного искусства Возрождения характерно:

Смена тематики - объектом повышенного внимания становится человек;

Смена приемов изображения - прямая перспектива, точность передачи строения человеческого тела;

Вытеснение чистого цвета сложными, составными цветами;

Основным средством выразительности становится не свет, а тень, что способствует развитию графических искусств в изобразительном искусстве;

Особый интерес к пейзажу;

Преобладание станковой живописи и появление светской живописи (портрета);

Развитие техники масляной живописи;

Интерес к гравюре.

В скульптуре происходит возвращение интереса к обнаженному телу. Скульптор Донателло первым (после средневековья) представил в скульптуре обнаженное тело, создал новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа. Обнаженное тело скульптур Ренессанса наполнено экспрессией, движением, чувственностью, эротикой. Позы стали динамичными, мышцы напряженнее, эмоции открытыми. Тело, также как и в античность, рассматривается как отражение души. Но акцент в изображении человеческого тела уже иной: его необходимо рассматривать как проявление особых состояний души. Поэтому скульпторы так пристально изучают тело человека в разных психологических ситуациях. Глядя на скульптурные изображения человека Возрождения, мы можем видеть прежде всего его душу, состояние, эмоции, проявленные в позе, напряженных мышцах, выражении лица.

Становление театра Возрождения связано с именами Уильяма Шекспира и Лопе де Бега. Основными театральными жанрами этого времени являются трагедия и комедия, мистерия, миракль, фарс и соти (разновидности комедий). Содержание становится более светским. Действие происходит где угодно (на земле, на небесах, в преисподней) и охватывает события, которые продолжаются годы и месяцы. При этом еще нет целостности сюжета и выделенное™ типов характеров. Античные сюжеты чаще разыгрываются в школьных постановках и преследуют скорее образовательно-воспитательные цели. Зрелища театральных представлений были достаточно скучны в отношении развития сюжета, но развлекали зрителей танцевальными интермедиями, оформлением и костюмами. Театр Ренессанса стал правдоподобным, реалистичным, приобрел черты сценического действия, которое наблюдает зритель как бы со стороны.


Музыка впервые проявляет себя как светское искусство, основанное на мирском начале и существующее без дополнительной опеки других видов искусства или религии. Умение петь и играть на музыкальном инструменте становится непременным качеством культурного человека.

В музыке появляются совершенно новые жанры: опера и инструментальное направление. В особом почете находилась импровизация. Популярными становятся и новые музыкальные инструменты: клавикорд, лютня, скрипка. Орган считался инструментом, наиболее пригодным для воспроизведения образов «высокого» искусства. Именно в органном искусстве зародился так называемый монументальный стиль - параллель барокко в живописи и архитектуре, который начал формироваться в XVI веке. В XVI веке в Испании появляются первые трактаты о музыкальном искусстве.

Возрождение в искусстве подготовило оформление новых художественных стилей: барокко, классицизма, рококо.

Н.А.Фигуровский, "Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в." Издательство "Наука", Москва, 1969 г.
OCR сайт

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ

Развитие ремесел и торговли, возвышение роли городов, а также политические события в Западной Европе в XII и XIII вв. повлекли за собой значительные перемены во всем укладе жизни европейских народов. В XVI в. в Европе началось объединение мелких феодальных княжеств, возникли крупные самостоятельные государства (Англия, Франция и Испания). На территории современных Германии и Италии образовалось несколько республик и княжеств.
В процессе слияния мелких феодальных владений отчетливо проявилась тенденция объединенных государств к эмансипации от политической власти папства. В XIII в. римско-католическая церковь представляла собой огромное общеевропейское «государство над государствами». Папы активно вмешивались в дела управления европейскими государствами, ставили и короновали королей, отстраняли неугодных им королей и даже императоров. Через свою систему централизованного духовного управления Ватикан выкачивал из стран Западной Европы огромные средства.
Беззастенчивое корыстолюбие высшего духовенства римско-католической церкви, роскошная жизнь пап и кардиналов вызывали стихийные протесты среди верующих и низшего духовенства. В различных странах Европы возникло движение так называемой реформации (изменения в церковном управлении), вспыхнул ряд восстаний против засилия пап (индульгенции), епископов и монастырей. В начале XV столетия в Чехии началось знаменитое восстание против власти Ватикана под руководством Яна Гуса - видного проповедника, профессора и ректора Пражского университета (основан Карлом IV в 1349 г.).
В обстановке всеобщего возмущения корыстолюбием римско-католического духовенства в различных странах Европы стали открыто высказываться сомнения не только в законности светской власти пап, но и в справедливости некоторых религиозных догматов и схоластической философии, составляющих идейные основы католицизма. Неудовлетворенность религиозной схоластикой, поиски новых путей для решения мировоззренческих вопросов значительно оживили умственную жизнь Европы.
В образованной среде европейского общества возник интерес к сочинениям античных греческих и римских «языческих» философов и писателей, сочинения которых были запрещены церковью. В богатых итальянских республиках - Флоренции, Венеции, Генуе, а также в самом Риме образовались кружки любителей античной литературы. Появились многочисленные списки с сочинений древних авторов. Интерес к древним образцам литературного творчества распространился вскоре на область искусства, архитектуры и философии. В Европе началась эпоха Возрождения античной литературы, искусства и архитектуры (Ренессанс), ознаменовавшая собой начало нового времени в социальной истории.
На основе непревзойденных образцов литературного творчества античных греческих и римских авторов возникло новое направление в ораторском искусстве и литературе, так называемый гуманизм (humanitas - «совершенство человека»). Появились писатели и поэты нового типа, такие, как Данте (1265-1321), Петрарка (1304-1374), Боккаччо (1313-1375) и др.
В дальнейшем новые веяния особенно ярко сказались в искусстве и архитектуре. Возвращение к образцам античных строителей и ваятелей вдохновило великих художников эпохи Возрождения -- Леонардо да Винчи (1452-1519), Микельанжело (1475- 1564), Рафаэля (1483-1520), Дюрера (1471-1528), Тициана (1477-1576) и др. Появились замечательные архитектурные сооружения, особенно в Италии.
Важнейшим достижением в истории культуры в эпоху Возрождения явилось изобретение книгопечатания (1440). До середины XV в. в ходу были лишь рукописные книги. Они обращались в небольшом числе списков и стоили весьма дорого. Введение книгопечатания дало возможность размножать книги в большом числе экземпляров, что в высшей степени способствовало распространению знаний.
В эпоху Возрождения были сделаны великие географические открытия. Еще в конце XIII в. Марко Поло (1254-1324) совершил путешествие через страны Ближней Азии в Китай, причем провел в азиатских странах более 20 лет. Описание его путешествия оказало большое влияние на последующие поколения географов-путешественников, искавших дорогу в сказочную Индию. В XIV и XV вв. португальцами и испанцами предпринималось много дальних морских экспедиций. Васко да Гама (1469-1524) в конце XV в., обогнув с юга Африку, открыл морской путь в Индию, сделав одновременно много важных географических открытий. Христофор Колумб (1450-1506) в конце XV в. пересек Атлантический океан и открыл Вест-Индию, а затем Южную Америку. Магеллан (1480-1521) совершил первое морское кругосветное путешествие.
В области естественных наук эпоха Возрождения ознаменовалась появлением ряда ученых-новаторов, впервые своими трудами поколебавших основы перипатетической и схоластической философии. В 1542 г. Николай Коперник (1473-1543) ниспроверг старую, поддерживавшуюся авторитетом церкви, геоцентрическую систему Птолемея (II в), и развил новую гелиоцентрическую систему. Дальнейшее развитие учение Коперника получило в открытиях Галилео Галилея (1564-1642) и Иоганна Кеплера (1571-1630), заложивших основы теоретической астрономии. Заметных успехов в эту эпоху достигли механика, математика и другие науки.
Движущими силами крупнейших научных открытий и достижений эпохи Возрождения были глубокие преобразования в характере и масштабах производства. Уже в XV в. начался процесс перехода от ремесленных способов производства, характерных для эпохи феодализма, к мануфактуре. Этот процесс, ознаменовавший собой начало капиталистической системы производства, вызвал глубокие социально-экономические изменения в жизни общества.
Все новые экономические, политические и социальные явления эпохи Возрождения привели к формированию нового буржуазного мировоззрения, отвергавшего религиозную схоластику прошлых веков. Возникновение элементов нового мировоззрения оказало благотворное влияние на развитие естественных наук и, в частности, химии. Характеризуя этот важный в истории культуры и науки период, Ф. Энгельс писал, что это была эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем, чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными».
Одним из крупнейших представителей науки и искусства эпохи Возрождения был итальянец Леонардо да Винчи. Будучи замечательным механиком, математиком, инженером-конструктором, анатомом и художником, Леонардо да Винчи интересовался и некоторыми вопросами химии. Он сам, например, изобретал и готовил краски для своих картин. В его взглядах отразились новые веяния эпохи Возрождения. Вот что пишет Леонардо да Винчи о роли воздуха в процессе горения: «Огонь-стихия непрерывно уничтожает воздух, частично его питающий. И он оказался бы в соприкосновении с пустотой, если бы притекающий воздух не приходил на помощь, заполняя ее».
Подобные новаторские мысли, как будет видно, характерны для многих химиков эпохи Возрождения.

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Возрождение - это величайший прогрессивный переворот в истории человечества.

В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости. Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Их граждане гордились своими завоеваниями. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Итальянская буржуазия смотрела на мир иными глазами, они твердо верили в себя, в свои силы. Им были чужды стремления к страданиям, смирению, отказ от всех земных радостей, которые проповедовались им до сих пор. Росло уважение к земному человеку, который пользуется радостями жизни. Люди стали активно относиться к жизни, жадно изучать мир, любоваться его красотой. В этот период зарождаются различные науки, развивается искусство.

В Италии сохранилось множество памятников искусства древнего Рима,поэтому античную эпоху снова стали почитать за образец , античное искусство стало предметом поклонения. Подражание античности и дало основание назвать этот период в искусстве - Возрождение , что в переводе с французского означает "Ренессанс". Конечно, это не было точное повторение античного искусства, это было уже новое искусство, но опирающееся на античные образцы.

Итальянское Возрождение делят на три этапа: 13 -15 век - Предвозрождение (Проторенессанс, треченто) ; 15 век - Раннее Возрождение (кватроченто ); конец 15-го - начало 16-го века - Высокий Ренессанс (чинквеченто).

По всей территории Италии велись археологические раскопки, искали античные памятники. Вновь открытые статуи, монеты, посуда, оружие, фрески бережно сохранялись и собирались в специально созданные для этого музеи. Художники учились на этих образцах античности, рисовали их с натуры.

Высокий Ренессанс

С конца 15-го века Италия начинает испытывать трудные времена в экономических и политических вопросах. И в этот тяжелый для страны период наступает недолгий золотой век итальянского Возрождения. Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета итальянского искусства . Искусство этого времени было особенно пронизано верой в творческие силы человека, в то, что человек все может. Типичные картины Высокого Возрождения строго уравновешены по построению. Персонажи часто объединены в группы, пейзаж, словно утопающий в синей дали, служит для них фоном или виднеется в окно.

В период Высокого Возрождения в Италии работали три великих мастера, чье творчество отражает во всей полноте эту замечательную эпоху. Это - Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонаротти.

Венецианское Возрождение

Своим особым путем развивалась живопись в Венеции. Влажная атмосфера этого города, построенного на островах, была губительна для фресковой живописи - поэтому здесь раньше, чем где-либо в Италии, художники освоили технику масляной живописи, изобретенную в Нидерландах. Она была удобной и предоставляла художнику более разнообразные возможнсти. Праздничное настроение, особый теплый золотистый колорит - вот типичные черты, присущие творчеству живописцев этого города.

Искусство Северного Возрождения

В странах, расположенных к северу от Италии - в Нидерландах, Германии, Франции - в 15 - 16 веках развивается культура, называемая Северным Возрождением.

Как и итальянское, Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, более высокий, чем в средние века. Как и в Италии, здесь происходит открытие мира и человека в искусстве, человек становится высшей ценностью в искусстве. Но если в Италии эпоха Возрождения начиналась с возрождения античных идеалов и отрицания средневековых взглядов, то на Севере культура 15 - 16 веков еще очень тесно связано со средневековьем. В отличие от итальянского искусства, которое стремилось быть идеальным, Северное искусство более близко к реальной, настоящей жизни. Итальянское искусство праздничное, радостное, а искусство Северного Возрождения более суровое, сдержанное . В Италии искусство Ренессанса достигло высокого расцвета во всех видах - архитектуре, скульптуре, живописи, а на Севере новые взгляды на искусство проявились лишь в живописи и графике. Архитектура и скульптура осталась, в основном, готической.

Религия по-прежнему занимала основное место в жизни общества. Но если раньше бог был далек от человека, а человек рассматривался как ничтожная песчинка, то теперь человек, как и бог, становится частью Вселенной.

На рубеже 15 -16 веков в странах Западной Европы появляется глубокий интерес к наукам, они очень бурно развиваются. В этот период между учеными в Северной Европе и религиозными деятелями происходят бурные споры - быть ли стране свободной или феодальной, с господством католической церкви. Эти споры переросли во всенародное движение - Реформацию ("очищение веры"). В Германии в это время происходила Крестьянская война, в Нидерландах велась ожесточенная борьба за освобождение от испанского владычества. В таких исторических условиях складывалось искусство Северного Возрождения.

Северное Возрождение зародилось в Нидерландах.

Первые ростки нового искусства Возрождения в Нидерландах наблюдается в книжной литературе. Большой вклад в развитие книжной миниатюры в Нидерландах внесли братья Губерт и Ян ван Эйки. Ян ван Эйка считают основателем масляной живописи. А художника Питера Брейгеля считают истинно народным, "Мужицким", как его называли. Поскольку искусство Возрождения пришлось на период антииспанского движения в Нидерландах, то это не могло не найти отражение в произведениях нидерландских художников: И.Босха, П.Брейгеля Старшего и других.

На рубеже 14-15-го веков Германия была еще более раздроблена, чем в предыдущие периоды, что содействовало живучести в ней феодальных устоев.

Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к Нидерландам, и немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на целое столетие позже. 16-е столетие для Германии начинается мощным революционным движением крестьянства, рыцарства и бюргерства против княжеской власти и римского католицизма. Но это движение потерпело поражение уже к 1525г., но время крестьянской войны было периодом высокого духовного подъема и расцвета немецкого гуманизма, светских наук, немецкой культуры. В этот период прославились такие великие гениальные художники, как А.Дюрер, Г.Б.Грин, М.Грюневальд, Г.Гольбейн Мл., А.Альтдофер, Л.Кранах Ст . и многие другие.

К середине 15-го относится и начало Возрождения Франции , на ранних стадиях еще тесно связанного с готическим искусством. Французские художники познакомились с итальянским искусством, и с конца 15-го века начинается решительный разрыв с готическими традициями. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры.

Как и в Нидерландах, реалистические тенденции наблюдаются прежде всего в миниатюре как богословских, так и светских книг. Первый крупный художник французского Возрождения - Жан Фуке, придворный художник Карла VII и Людовика XI. В 16-м веке центром французской культуры становится двор ФранцискаI, знатока искусств, покровителя Леонардо. !6-й век - время расцвета французского портрета. В этом жанре особенно прославился Жан Клуэ, придворный художник Франциска I.

  • ‹ Назад
  • Далее ›

Уникальность Ренессанса заключается в том, что, имея один источник (античное мировоззрение, получившее новую жизнь в Италии), данная эпоха породила различные оригинальные проявления почти во всех странах Европы. Эпоха Возрождения в Италии началась самой первой, добилась наиболее блестящих результатов – и поэтому считается образцовой. Не случайно титаны Возрождения, то есть деятели, оказавшие наибольшее влияние на дальнейшую европейскую культуру, почти все являются итальянцами. Живописцы Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти, Джорджоне, Тициан, архитекторы Филиппо Брунеллески и Леон Батиста Альберти, художник, скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти, человек-уникум Леонардо да Винчи, внесший вклад в развитие едва ли не всех областей знаний, и многие другие.

Картина мира эпохи Возрождения

Если попытаться отвлечься от внешней визуальной стороны Ренессанса, от картин Рафаэля и Леонардо, от скульптур Микеланджело, от прекрасных итальянских архитектурных шедевров, то обнаружится, что общая характеристика эпохи Возрождения невозможна без понятия ренессансный гуманизм. Под гуманизмом подразумевается мировоззрение, при котором центром мироздания выступает человек. Бог при этом не отвергается полностью (хотя многие деятели эпохи Возрождения высказывали идеи, которые в той или иной степени могут быть истолкованы либо как атеистические, либо как оккультные), но отходит на второй план. Он остаётся Творцом, но теперь как бы удаляется в тень, предоставляя человеку самому вершить собственную судьбу и судьбу мира. Именно для того, чтобы человек смог справиться с этой задачей, его природу нужно всячески изучать.

Причём изучать во всех её проявлениях, потребностях и нуждах, физических, эмоциональных, душевных, рациональных и так далее. В итоге должен быть сформировано гуманистический идеал человека – существа, наделённого нравственными и умственными добродетелями, и при этом обладающего умеренностью и воздержанностью. Этика эпохи Возрождения гласила, что эти добродетели не являются чем-то врождённым, а воспитываются в человеке посредством изучения античной литературы, искусства, истории, культуры. Именно поэтому образование в эпоху Возрождения вышло на первый план. В рамках средневекового мировоззрения человеку не нужно было много знать, ему достаточно было верить в Бога и исполнять церковные заповеди, заботясь не столько о земной жизни, сколько о спасении души для жизни вечной.

Теперь же земная составляющая жизни была реабилитирована, а затем, вопреки заветам первых гуманистам, и возведена в абсолют. Так что воспитание в эпоху Возрождения стало для личности истинным рождением: лишь получив знания о человеческой природе и её творческих способностях, человек мог считаться полноценным. Идеал всесторонне развитой личности представлял собой человека, прекрасного телом, чистого умом, возвышенного душой и при этом занятого каким-либо творческим, преобразовывающим действительность, трудом. Не случайно герои живописных полотен Возрождения это не просто симпатичные люди, это герои, показанные в момент совершения какого-либо значительного поступка, свершения. Несколько смягчены были требования в отношении женщин: женщины эпохи Возрождения сами по себе были иллюстрацией красоты человеческой природы. Женская чувственность, в Средние века всячески скрывавшаяся как греховная, теперь всячески подчёркивалась, особенно в изобразительном искусстве.

Александр Бабицкий




Рассказать друзьям