«Я хотел, чтобы дудук любили все. Дживан Гаспарян – непревзойденный маэстро музыки и страсти С Днем Рождения дорогой дядя Дживан

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дживан Гаспарян является живой легендой мировой музыки, ему с лёгкостью удаётся выразить всю душу армянского народа в тонком и страстном звучании такого редкого инструмента, как дудук. Виртуозно прославляя Армению посредством музыки Дживан Гаспарян стал одним из известнейших музыканстов этой страны. New York Times назвал его выступления «захватывающими, грустными, ностальгическими и благоговейными драмами». На родине его называют просто Дядей Дживаном. В этой статье я расскажу вам об одном из самых искренных музыкантов мир

Дживан Гаспарян родился в деревушке Солаг близ Еревана в 1928 году.Как и у многих других знаменитых музыкантов, у него было нелегкое детство. Ему пришлось рости в детдоме, так как мать умерла а отца забрали на фронт. В 6 лет он начал самостоятельно учиться играть на дудуке, основываясь исключительно на собственной интуиции. Самостоятельно он сделал и свои первые шаги в мир музыки, обучаясь на дудуке, подаренном ему известным в Армении дудукистом Маргаром Маргаряном. Он прислушивался к игре мастеров, и обучался на их опыте, набирая собственную базу


И лишь 1947 год можно назвать началом его музыкальной карьеры - именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на смотре мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. "В 1947 году я выступал в Москве, и на том концерте присутствовал Сталин

который (наверное, будучи потрясенным игрой юного музыканта) после концерта подозвал Дживана к себе. Мальчик очень испугался. Но Иосиф Виссарионович, добродушно улыбаясь, подарил ему золотые часы. Дживан, краснея и стесняясь, взял подарок, а после, изголодавшись вместе с друзьями, продал его.


"Он мне подарил часы "Победа". Этот день стал для меня судьбоносным. Весь город говорил об этом" - рассказывает сам Маэстро. " Еще одним из самых знаменательных дней в моей жизни, можно назвать день, когда я держал экзамен и поступил в ансамбль Татула Алтуняна. Это было в 1949 году. "Когда Алтунян вошел и увидел меня - маленького, худого парня с дудуком в руках, сказал: " И этот ребенок станет солистом ансамбля песни и пляски?!" Я был очень смущен. И как я должен был после этого сыграть? Первое произведение исполнял дрожа, потом – уже чуть успокоившись - второе, третье. Татул Алтунян слушал с возрастающим интересом и когда я закончил, сказал: "Немедленно пишите приказ, пусть работает". Был четверг. В пятницу и в субботу я репетировал с ансамблем, а воскресенье был концерт. Это стало легендой – ведь всего за два дня я без нот выучил всю программу. Я не умел тогда читать ноты, я тогда ничего не знал».


В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке. В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания “Народный артист Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.


В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон. С этого момента начинается новый - международный - этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом “I will not be sad in this world”, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.


В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины…” - вспоминает Маэстро.


Только не радовала музыканта благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли. Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории. В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком - альбом "Black Rock", начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму “Последнее искушение Христа”.



Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру - он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. - начинает сотрудничество с гансом Зиммером при работе над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.



Дядя Дживан принимал участие в создании саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” и “Доктор Живаго”. В июле 2001 года Гаспарян выступал вместе с Геворгом Дабагяном и Араиком Бахтыкяном на Фестивале дудука “Мелодии армянских гор”, посвященном празднованию Арменией 1700-летия со дня принятия Христианства. А в ноябре того же года он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома “Сестра Хаос” - так впервые в звучание “Аквариума” вплелась трагически-печальная музыка дудука.

В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, он становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.

В 2003-ем Гаспарян пишет музыку для художественно-публицистического фильма Александра Гутмана, "Фрески", повествующего о жизни Армении после развала СССР и последовавшего почти сразу страшного землетрясения. Музыка Гаспаряна из этого фильма была позднее издана на одноименном альбоме.


Творческий путь Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто “народной музыкой Армении”, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”. Солирующие волшебные звуки дудука теперь можно услышать не только в народной и духовной музыке, но и в world music, и в симфонической музыке, и в джазе, и в роке, и в голливудских блокбастерах… И все эти чарующие превращения оказались подвластны одному человеку - Дживану Гаспаряну, “королю дудука” или просто “дяде Дживану”, как с уважением и любовью его называют.



Когда Дживан Гаспарян начинает играть, по залу льется чарующая и захватывающая музыка, не оставляющая в зале равнодушными никого: она берет за сердце, трогает самые чувствительные струны человеческой души. Его талантом восхищаются жители всех стран, где гастролировал и давал концерты маэстро. Музыка Гаспаряна покоряет людей разных рас, культуры и вероисповедования. Даже ЮНЕСКО в 2005 году объявило музыку армянского дудука объектом всемирного нематериального наследия.

Давайте разберемся, что такое дудук?

На армянском языке дудук называют «душой абрикоса»: именно из этого дерева мастера делают инструмент. Когда он появился? Историки еще спорят, но сходятся во мнении, что это произошло в первые века новой эры, а возможно – еще раньше. Внешне инструмент напоминает обычную флейту или дудку с семью или восемью игровыми отверстиями. Нечто похожее на дудук встречается и среди народных духовых музыкальных инструментов других стран, но больше всего – на Кавказе.

Кстати, изделия Аркадия Каграманяна представлены в магазине . Будут вопросы – звоните, специалисты проконсультируют вас и помогут с выбором.

Богатая биография Дживана Гаспаряна

Кто только не играл на этом удивительном инструменте! Но всемирно признанным мастером стал именно Д. Гаспарян, слушать которого – истинное наслаждение. Он родился в маленькой деревушке неподалёку от Еревана в 1928 году. Удивительно, у мальчика не было музыкального образования, но был несомненный талант, дар с небес. В шесть лет он впервые взял в руки инструмент и начал осваивать его, подражая игре старых музыкантов, давно покинувших этот мир.

После войны в СССР регулярно проводились фестивали мастеров игры на народных инструментах. В столицу приезжали коллективы самодеятельности со всех уголков страны, от Чукотки до Молдавии. Юному таланту из повезло: в 1848 году он сыграл на сцене Большого театра. На концерте присутствовал сам Сталин: родом с Кавказа, он был поражен игрой юноши.

Кто знает, возможно Отец народов вспомнил свое детство, был растроган чарующей музыкой. После концерта Иосиф Виссарионович подозвал молодое дарование и вручил ему часы из чистого золота. Забавно, но такой знаковый подарок не сохранился: времена тогда были голодные, поэтому нетрудно догадаться, что подарок вождя был обменен на продукты…

Дальше были конкурсы и фестивали, на которых песни Дживана Гаспаряна неизменно побеждали и брали «золото». В 1973 году постановлением правительства Армянской ССР музыкант был удостоен звания «народного артиста Армении»: пришло признание и всенародная любовь к талантливому исполнителю.

Всемирная слава, покорившая Голливуд

Настала перестройка, подули ветры перемен. Крестный отец «эмбиент» стиля британец Брайан Ино приехал в Москву и мгновенно попал под очарование народного инструмента. Музыка Гаспаряна зазвучала в Лондоне, где музыкант записывает в известной студии свой диск, в который вошли старинные армянские мелодии.

Он посвятил свою работу невинным жертвам природной катастрофы – землетрясения. Лучшую эпитафию трудно было придумать! Щемящая музыка полна светлой грусти по тысячам земляков, погребенных под завалами Спитака и Ленинакана 7 декабря 1988 года. Политические события на Родине вынуждают Гаспаряна переехать в США. Здесь он пишет саундтрек к блокбастеру «Последнее искушение Христа» режиссёра Мартина Скорсезе.

Четыре долгих года он проводит в Америке, но при первой же возможности возвращается в родную Армению. Дживан занимается активной педагогической деятельностью в Ереванской консерватории, дает концерты. За годы профессорской работы он подготовил свыше семи десятков мастеров игры на этом удивительном инструменте: можно сказать, заново создал школу исполнителей, бережно и по крупицам сохраняя музыкальное наследие своего народа.

Развивается сотрудничество с такими известными артистами, как Дэвид Брук, Питер Гэбриел, Лайонел Ричи, Борис Гребенщиков. Была написана потрясающая музыка к фильму Гладиатор, сам Дживан Гаспарян считает это одним из лучших своих достижений. Мелодии к фильму были написаны в соавторстве с Хансом Циммером, саундтрек получил приз «Золотой Глобус» в 2001 году. Всего в активе артиста саундтреки к более чем полутора десяткам кинофильмов: «Игра Престолов», «Мюнхен», «Код да Винчи», «Хроники Нарнии», «Халк» и другим.

Слушая дудук мастера, миллионы кинозрителей и посетителей его концертов узнали об армянском народном фольклоре. Для кого-то экзотика, но ведь звучит здорово! Маэстро даже давал частный концерт в Букингемском дворце, при этом поразив королевскую семью возвышенной и грустной музыкой.

Очень красивые композиции были созданы Ванессой Мэй и Дживаном Гаспаряном: синтез скрипки и армянского инструмента звучит совершенно фантастично! Советую посмотреть этот дуэт в онлайне:

Артист спокойно относится к славе, к известности и к восторженным почитателям его творчества. Видимо, это как раз то, что называют вековой кавказской мудростью.

Прощание в Москве

Возраст берет свое… Поразительно, но Король дудука на сцене более 70 лет! В 2015 году он дал прощальный концерт в Москве, куда приехал не один, а со своим внуком.

Кстати, внук тоже играет на этом удивительном инструменте, а знаменитый дед посвящает каждую свободную минуту, чтобы обучить его приемам и тонкостям, привить ему основную мысль творчества «играть нужно душой» – только тогда можно выразить вселенскую грусть, эмоции.

Слушать волшебный дудук Дживана Гаспаряна – это означает сопереживать, любить, грустить.

Конечно же, с любимым инструментом великий артист не расстанется: мы еще сможем насладится его творчеством. Оставлено богатое наследие: диски, фильмы, записи концертов. Здоровья вам и долгих лет, маэстро!

И армянского народа, знаменитого композитора и виртуозного музыканта, имя которого Дживан Гаспарян. Но лишь единицы, кто скорее причислит себя к фанатам и поклонникам музыканта, может рассказать своим друзьям о некоторых биографических фактах и пути становления Дживана Гаспаряна. Мы попытаемся разобраться кто он, каким был его путь и каковы его заслуги, чем он знаменит на весь мир и благодаря чему его популярность не угасает.

Однажды, услышав виртуозное исполнение одного из музыкантов, Гаспарян был настолько очарован этой игрой, что, преодолев смущение, попросил поиграть на инструменте музыканта. Тот, увидев неподдельный интерес маленького мальчика, разрешил. Именно с этого момента и до сегодняшнего дня, по словам самого Гаспаряна, он не расставался с музыкой. По началу, было трудно, ведь никто не учил Гаспаряна тонкостям игры на дудуке, все делалось по какому-то внутреннему чутью и наитию. Вскоре, научившись вполне достойно играть, Гаспарян показал свои умения тому музыканту и был вознагражден за свой труд первым, собственным дудуком. Много лет спустя, Гаспарян сокрушался, что так и не смог показать тому музыканту каких высот он достиг и чему научился.

В настоящее время, дудук слышал каждый, да и видели его многие. Благодаря Гаспаряну, дудук больше не считается народным инструментом. Но есть ведь люди, которые не знают, что представляет из себя «этот дудук». Дудук - это духовой музыкальный инструмент в виде трубки с девятью отверстиями. Особенностью армянского дудука является изготовление инструмента из абрикосового дерева. Абрикосовое дерево является лучшим материалом для дудука из-за способности резонировать, и тем самым, издавать мягкие, вместе с тем, глубокие и проникновенные звуки. Считалось, что у каждого дудукиста(музыканта, играющего на дудуке) должен быть лично изготовленный им инструмент. В последнее время, это конечно, легко решаемая задача - можно сделать инструмент на заказ, либо приобрести его в специализированных магазинах.

Постигая азы игры на дудуке, Дживан уже тогда знал, что свяжет свою жизнь с музыкой. Так и произошло. В 18 лет никому не известный, провинциальный мальчик играл с Ансамблем Национальной песни и танца, затем с Филармоническим Оркестром города Еревана. Постепенно, многие узнавали Дживана и восхищались его игрой. Исполнял Дживан фольклорные мелодии, армянские песни. Немного позже стал сочинять сам, но в то время этот талант Гаспаряна был не замечен.

В первый раз Гаспарян был замечен и награжден часами, после своей сольной игры в Москве в 1948 году. Выступление было перед Политбюро и перед Иосифом Сталиным. Гаспарян до сих пор вспоминает этот момент с волнением: «Я играл, и глаза боялся на Сталина поднять. Изредка посматривал исподлобья, как Сталин слушал меня, курил. После того, как закончил, я не нашел ничего лучше, как просто взять и убежать. Волнение, конечно, сделало свое дело. Стоя за кулисами, я уже готовился к худшему, ведь так дерзко себя повел. И тут, на этой мысли, ко мне подходят двое в костюмах и зовут пройти с ними. Я, правда подумал, что это конец и меня ведут на расстрел. А оказывается, меня отвели в какую-то комнату и вручили красную коробочку, в которой были часы «Победа». Сам Иосиф Виссарионович подарил мне часы. На следующий день, я продал их, о чем до сих пор жалею». Эта история, как ничто лучше иллюстрирует талант Гаспаряна. Ведь всем известно, что угодить Сталину было практически невозможно. Невозможно это было для всех, но не для Гаспаряна. Своей искренней, душевной игрой, идущей от сердца, Дживан смог произвести впечатление на такого властного и жесткого человека, как Сталин.

В 1957 году Гаспарян, вместе с ансамблем «Березка» впервые отправился на зарубежные гастроли в Америку. Ни для кого не секрет, что в Америке, как и других странах мира, проживают эмигранты из Армении, для которых услышать звучание дудука на чужбине равносильно маленькому путешествию в свою родную страну и на свои земли. Поэтому выступление Гаспаряна ждали давно и его, как родного, встретили на чужбине. После этих гастролей в Америке, Гаспарян зарекомендовал себя, как профессионал своего дела. Также с этим визитом Гаспаряна связан очень скандальный для местных газет случай, после которого очень многие газеты применяли к Гаспаряну такой синоним, как «дудукист-убийца». Закончив свое выступление в одном из калифорнийских залов, и уже направляясь за кулисы, Гаспарян встретился с весьма пожилым армянином, который попросил сыграть для него. Рассказав историю о том, как в 1915 году всю его семью вырезали турки в ходе , старик попросил Дживана исполнить старинную армянскую мелодию, которую Гаспарян исполнил на концерте. Как показалось Дживану, старик заслушаясь, заснул, а Дживан, проникся историей и, не решаясь нарушать сон слушателя, играл и играл мелодию. Позже выяснилось, что старик тихо скончался под звуки дудука. Выслушав претензии жены усопшего о том, что Гаспарян убил ее мужа, Вильям Сароян, американский писатель армянского происхождения, встал на сторону музыканта и решительно возразил супруге, сказав, что «Для настоящего армянина умереть под такое волшебное исполнение дудука - Божий подарок и Божье прощение. Поэтому Дживан не убил, а лишь «сыграл» молитву для вашего супруга». На следующее утро и вышли те самые газеты, с таким неприятным для любого человека прозвищем.

Тем не менее, самым запоминающимся, по мнению самого Гаспаряна, стал вовсе не этот случай. Находясь на гастролях в Токио, перед самым выходом на сцену, пошел просто ужасающий ливень. Это было словно испытанием для музыканта и для тех, кто пришел его послушать. От стихии, на открытом стадионе, мог защититься, построенным козырьком, только лишь присутствующий на сцене, зрители же были обречены быть вымокшими до нитки. Выйдя на сцену, Дживан был просто ошеломлен тем, что все зрители стояли в дождевиках и ждали его выступления. Учитывая менталитет зрителей, это было настоящим чудом.

Настоящий расцвет музыкальной карьеры Гаспаряна случился после приглашения написать музыку для неоднозначного фильма Скорсезе «Последнее искушение Христа» в 1988 году. Критиками фильм был принят весьма прохладно и, раскритиковав все, что можно было, не тронутым и даже восхваленным, осталась музыка Гаспаряна. С этих пор, Гаспарян был принят не только, как виртуозный исполнитель, но и как тонко подмечающий все нюансы композитор.

Связав себя обязательствами и контрактами, Дживан был ответственен не столько перед компаниями, сколько перед людьми, в него верящими. Постоянные выступления, гастроли, запись альбомов - все это было сконцентрировано в Америке, и Дживан принял решение перевезти в Лос-Анджелес всю свою семью. Но, тем не менее, отвечая на вопрос: «Где ваш дом?», Гаспарян, не задумываясь, отвечает: «В Армении».

В 2000 году Гаспарян принимает приглашение написать музыку для нового фильма «Гладиатор». В соавторстве с композитором Хансом Циммером, Гаспарян создает трек, который позже получил премию «Золотой Глобус» за лучший саундтрек к фильму.

Многие считают, что Гаспарян прославился лишь «Гладиатором», при этом показывая свою неосведомленность. Саундтреки Дживана звучат в таких знаменитых фильмах, как «Страсти Христовы» и «Код да Винчи»

В настоящее время, у Гаспаряна множество учеников по всем миру, которые просто боготворят своего учителя. Дживан сокрушается, что передать свое мастерство некому - он отец двух дочерей, а игра на дудуке - исконно мужское занятие. Но Гаспарян не теряет надежды и обучает мастерству исполнению своего внука.

Дживан Гаспарян до сих пор дает концерты, активно гастролирует и полон планов на дальнейшую творческую жизнь. Только вот уходить из музыки Гаспарян не собирается. «Как можно устать от любимого дела? Отдыхать нужно тогда, когда ты устал. Я совершенно не устал ни от дудука, ни от ритма своей жизни».

Живая легенда, человек, познакомивший мир с дудуком – Дживан Гаспарян, празднует сегодня свой день рождения. Маэстро исполняется 89 лет. Но, несмотря на преклонный возраст, он все еще бодр, полон сил и надежд.

Дудук изменил его жизнь и он стал знаменитостью, лицом армянском народа во всем мире , при этом ни на секунду не потеряв своего главного качества – человеческого.

На его концерты собираются многотысячные залы по всему миру, ему аплодируют миллионы, он всегда востребован и любим. Но для дяди Дживана, именно так он просит обращаться к нему, все это признательность, за которую он благодарен и ради которой он творит.

Дживан Арамаисович Гаспарян родился 12 октября 1928 года в маленькой армянской деревушке под названием Солак, неподалеку от города Раздан. Когда Дживан был еще совсем мальчишкой, его мать скончалась, а отец ушел на фронт (годы Великой Отечественной Войны). Так он попал в детдом.

Первое знакомство с инструментом, который предопределит всю его дальнейшую жизнь, произошло в 6 лет.

Азы старинного армянского инструмента маленький Дживан постигал в одиночку. Мальчик просто прислушивался к игре старых мастеров и пытался что-то повторить. Первыми его слушателями были детдомовские товарищи.

Талант и целеустремленность не могли не дать своих плодов. Вскоре Дживана начали замечать известные мастера. В 1948 году, Гаспарян в составе самодеятельного ансамбля выступил в Москве на смотре мастеров искусств республик СССР. В зале Большого театра сидел сам Сталин.

«Сталин расположился в ложе и курил сигарету с мундштуком. А ложа там в трех метрах над сценой», - вспоминает музыкант. «Потом он подозвал меня к себе. Поздравил с выступлением и даже подарил свои часы «Победа». Правда, мы потом с ребятами их продали и купили пиво и пирожки».

К концу 1980-х годов Дживан Гаспарян успел покорить все главные сцены и стать одним из самых востребованных музыкантов в СССР. Именно тогда его заметили западные ценители искусства. В 1988 году Гаспаряна пригласили на несколько концертов в Лондон. Причем вместо запланированных двух, тогда он дал целых пять. После этого его пригласили в США. Именно там он записал саундтреки к 24 фильмам, в том числе к культовому фильму «Гладиатор» . Саундтрек, в котором Дживан выступил не только исполнителем, но и соавтором композитора Ханса Циммера, получил «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму в 2001 году. «Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна , - признался Ханс Циммер. - Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память».

Дживан Гаспарян стал тем человеком, благодаря кому в мире широко узнали об армянском дудуке, внеся моду на сочетание дудука с различными музыкальными жанрами.

Как признается сам маэстро, дудук - неотъемлемая часть его жизни. Инструмент всегда при нем, он носит его в правом кармане внутренней стороны пиджака и играет. Играет для всех, кто пожелает, нужно только попросить.

Сейчас Гаспарян проживает в США и Армении одновременно. «У меня есть дом в Америке, есть дом Ереване, я живу понемногу и там и тут» , - говорит он.

В конце августа Дживану Гаспаряну довелось испытать большую трагедию, из жизни ушла его супруга – балерина Астхик Заргарян, они прожили вместе больше полувека.

С Днем Рождения дорогой дядя Дживан!

Дживан Гаспарян (арм. Ջիվան Գասպարյան; 1928, деревня Солаг, Армения) - знаменитый армянский музыкант и композитор. Живёт и работает в столице Армении, Ереване. Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Всемирно известный знаток армянской национальной музыки, мастер игры на дудуке. Даёт концерты по всему миру.

"Гаспарян превращает все свои концерты в захватывающие, грустные, страстные, ностальгические и благоговейные драмы" - Джон Парелес, New York Times.

Дживан Гаспарян - музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука.
Детство Дживана Гаспаряна было тяжелым: он рос в детдоме -мать мальчика скончалась, отца забрали на фронт. Дудук взял в руки в 6 лет и начал интуитивно постигать азы. Его первые шаги в музыке были совершенно самостоятельными - восемь месяцев он учился играть на своем первом дудуке, подаренном ему известным в ту пору в Армении дудукистом Маргаром Маргаряном, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.
И лишь 1947 год можно назвать началом его музыкальной карьеры - именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на смотре мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. "В 1947 году я выступал в Москве, и на том концерте присутствовал Сталин. Он мне подарил часы "Победа". Этот день стал для меня судьбоносным. Весь город говорил об этом» - рассказывает сам Маэстро. « Еще одним из самых знаменательных дней в моей жизни, можно назвать день, когда я держал экзамен и поступил в ансамбль Татула Алтуняна. Это было в 1949 году. "Когда Алтунян вошел и увидел меня - маленького, худого парня с дудуком в руках, сказал: " И этот ребенок станет солистом ансамбля песни и пляски?!" Я был очень смущен. И как я должен был после этого сыграть? Первое произведение исполнял дрожа, потом – уже чуть успокоившись - второе, третье. Татул Алтунян слушал с возрастающим интересом и когда я закончил, сказал: "Немедленно пишите приказ, пусть работает". Был четверг. В пятницу и в субботу я репетировал с ансамблем, а воскресенье был концерт. Это стало легендой – ведь всего за два дня я без нот выучил всю программу. Я не умел тогда читать ноты, я тогда ничего не знал».
В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке.
В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания “Народный артист Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.
В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон. С этого момента начинается новый - международный - этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом “I will not be sad in this world”, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.
В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины…” - вспоминает Маэстро. Только не радовала Дживана Гаспаряна благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли.
Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории.
В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком - альбом "Black Rock", начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму “Последнее искушение Христа”. Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру - он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. - начинает сотрудничество с Хансом Циммером при работе над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.
Дядя Дживан автор саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” , “Доктор Живаго”, ”Фрески”, он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома “Сестра Хаос” .
В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, Дживан Гаспарян становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.
"В 2006 г. Маэстро записывает саундтреки к фильмам «Снег и Пепел» и «Сириана» (США).
Творческий путь Почетного гражданина Армении, лауреата ордена Месропа Маштоца, Дживана Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто “народной музыкой Армении”, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”.



Рассказать друзьям