Академическая живопись – принципы реалистического изображения действительности. Академизм - искусство «золотой середины Академическая живопись картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Академизм в русском искусстве 19 в:

Искусство, созданное в русле АХ и держащее с ней связь. Начинается академизм в 1830-е. это искусство ведомственное, строится на ех принципах, на которых держался классицизм. Это эклектика, на него накладываются веяния других течений (Русский критический реализм, символизм…)

Академия: разрабатывает стандарты для живописи, старались в основу положить наиболее совершенные принципы.

Протоакадемизм – 1830-н.1850

Академизм – 1850-60-е гг

Зрелый академизм – 1870-80-е гг

1890-е-1900 гг – академизм (в творчестве Врубеля) с добавлением разных стилей

1 этап: Брюллов, Бруни, Басин

Восприятие течений романтической эпохи

Академизм стал универсальным

Басин: 1. Сократ защищает Алкивиада в битве при Потидее

Марков: 1. Фортуна и нищий

Завьялов, Неф, Раев: Неф привил интерес к обнаженной натуре

Тыранов, Моллер, Орлов (ученики Венецианова)

С 1850-х гг – использование исторических сюжетов  происходит перелом в академизме

Евангельские сюжеты, Русская история

Камерный античный жанр сменяет ист в живописи академизма

Бронников, Верещагин, Флавицкий («Христианские мученики в Колизее)

Живопись стала плацдармом для правительственных изменений (хотели возвратить интерес к древним языкам, истории и тд)

Семирадский, Постников, Томашевский

В это время передвижникам было очень тяжело пробиваться, но они убедили Александра III и он провел реформы в АХ

Некоторыми принципами академизма художники других течений все же пользовались

Академизм (фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм .

Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения. Академизм помогал компоновке объектов в художественном образовании, восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. К представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугеро во Франции и Фёдора Бруни, Александра Иванова , Карла Брюллова в России. Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством. Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества "передвижников" . В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма .

Жанровая живопись середины века (к.1850-п.п. 1860-х)

Формат картин становится меньше

Живопись стала более пригодна для музеев и граждан, а не для дворцов

Время реформ, после поражения в Крымской войне встал остро вопрос об освобождении крепостных крестьян

Бытовой жанр проявился в живописи, графике + газетная графика

Повествовательность была особо важна в жанровой живописи

М.П. Клодт

Жанрист академического толка

1. Больной музыкант, 1859

2. Последняя весна, 1863

Жанр сострадания, сентиментальные черты

А.Ф. Чернышев

Писал уличные сценки

    Прощание (отъезд из деревни)

Н.Г. Шильдер

Многое взял у Федотова (сепии 40-х гг)

    Искушение, 1856

Положила картина начало галереи Третьякова

А.М. Волков

1. Прерванное обучение

Назидательный характер

    Сенная площадь

    Обжорный ряд в СПб

В.И. Якоби

1. Привал арестантов, 1861

Считалась картина первой на сюжет каторги, но сепии Шевченко были раньше

Безысходность во всем: в фигурах, колорите

    Шуты при дворе

    Ледяной дом

Обе очень академичные по стилю работы (поздние)

К.А. Трутовский

1. Хоровод в Курской губернии

Н.В. Неврев

1. Торг (сцена из крепостного быта из недавнего прошлого), 1866

Картины на стене – для того времени популярное увлечение

2. Воспитанница

И.М. Прянишников

1. Шутники, Гостиный двор в Москве

Сцена публичного унижения

В.В. Пикерев

1. Неровный брак, 1862

А.Л. Юшанов

1. Проводы начальника, 1864

Дошла только одна картина от этого художника

Преемственность композиции от Федотова

Критический реализм

Вело к аналитическому взгляду на мир, интерес к экономике

На первый план жанровая живопись

Формат картин небольшой

Распространение идей рев демократов (вопрос об освобождении крестьянства)

События 1881 года

Быт жанр в сатирической графике, книжной иллюстрации

К 19 в – н 20 в – период накопления сил и формирования нового искусства

Повествовательность

М.П. Клодт

1. больной музыкант

2. последняя весна

«жанровое сострадание»

А.Ф. Чернышев

Уличные сценки

    Шарманщик

    Прощание

Н.Г. Шильдер

1. Искушение

Восходит к П.А. Федотову, сепия ««Бедной девушки краса - смертная коса »

Положено начало галереи Третьякова

А.М. Волков

1. Сенная площадь.

2. Прерванное обучение

Рассказ Глеба Успенского

В.И. Якоби

1. Привал арестантов (Т.Г. Шевченко первым создал на эту тему: сепия «Цыганка» и «Жизнь Блудного сына»)

2. Шуты при дворе

К.А. Трутовский

1. Губернии

Н.В. Неврев

1. Торг, 1866

2. Воспитанница

И.М. Прянишников

1. Шутники. Гостиный двор в Москве

В.В, Кукерев

1. Неравный брак, 1862

А.Л. Юшанов

1. Проводы начальника, 1864

Федотовская ирония, ясность, композиция

Жанристы: развитие реалистического искусства

Художественная критика

А.Г. Верещагина в сборнике «Проблемы развития русского искусства», 1971

Критика разделилась

Позитив: Стасов

Восторг от жанровой живописи и связь развития искусства с ней

Отриц, те, кто связывал будущее искусства с историческим анализом: Чернышевский, Добролюбов, Михайлов

«Заметки по поводу предыдущей статьи» - журнал «Современник» 1858. Статья Чернышевского посвящена А. Иванову

«Современник» критиковал за обличительность «Колокол» Герцена

«Колокол», «Полярная звезда»

После 1862-63 – изменение. Критич лагерь «ушел»

В основном Стасов «Рыцарь обличительной живописи»

Первый путь: обличительная бытовая живопись

Но никто не превзошел Федотова

Второй путь: действительность, прошлое, настоящее и ростки будущего, искусство больших обобщений (было в 70-80-х годах: Перов, Крамской, Суриков, Репин)

С 40-х годов заслугами «натуральной школы» Гоголя русская литература становится трибуной, с которой провозглашаются, дебатируются, исследуются «больные вопросы современности». Тургенев, Толстой, Достоевский – в литературе, русский театр – через Островского, русская музыка – усилиями «Могучей кучки», эстетика – благодаря революционным демократам, прежде всего Чернышевскому, способствовали утверждению реалистического метода как основного в художественной культуре середины и второй половины века.

Во второй половине XIX столетия критическое отношение к действительности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, остросоциальная направленность становятся характерными и для живописи, в которой формируется новая художественная система видения, выразившаяся в так называемом критическом реализме. Искусство-проповедь, искусство-размышление над нравственными проблемами в духе Достоевского и Толстого – так понимали свои задачи чуть ли не все выдающиеся русские живописцы этого времени, люди, как правило, необычайного душевного благородства, искренне радевшие за судьбу Отечества. Но в этой тесной связи с литературой была и своя обратная сторона. Беря чаще всего непосредственно из нее все те остросоциальные проблемы, которыми жило тогда русское общество, художники выступали, по сути, не столько выразителями этих идей, сколько их прямыми иллюстраторами, прямолинейными толкователями. Социальная сторона заслоняла от них задачи чисто живописные, пластические, и формальная культура неизбежно падала. Как верно замечено, «иллюстративность погубила их живопись».

Русское искусство середины 19 в.

Формировался академизм (не имел источника оформления идей, старился)

30-60-е гг. – от укрепления Николаевской монархии (триада самодержавие, православие, народность) до революционной ситуации.

1864 – АХ хотела праздновать столетие, но в 1863 – бунт учеников

Сер. 19 в – дворянство меняется, обуржуазивается. Буржуазия хочет знатности. Процесс сегментирования дворянства и буржуазии

    Сватовство майора. Федотов П.А. 1848. Передает сущность процесса

А.С. Пушкин «Путешествие из Петербурга в Москву»

Баратынский

Интерес смещается к анализу психологии, окружающей жизни.

Оскудение творческих принципов классицизма

Вторая волна романтизма опирается на эффекты и завоевания реализма

Сложился критический реализм

Экзотика, лжеромантика…

Время академических эффектов

Поляризация худ явления (Иванов «Мессия», Брюллов, Федор Бруни, Басин –живопись, И.П. Витали, П.К. Клодт – скульптор, П.А. Федотов – основатель критического реализма, Шевченко, Агни тоже) Саламаткин

Моск училище живописи, ваяния, зодчества

1857 г – начало галерей Третьякова

Началось искусствоведческое образование – образование кафедры искусства МГУ (1857)

Кафедры искусства во всех университетах (по уставу)

1874 – Прахов прочел лекцию по истории искусства в Петербурге

1864- музей имени Строганова

1865 – Чернышевский защитил диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности».

Положение художников унизительно

АХ монопольна

Пенсионерство 2/3 19 в.

Париж запретил до к 60-х (сомнения)

Постепенно теряет смысл

Основа худ политики - руководство со стороны Николая I

Астольер де Кюстин, 1839

1860- в АХ женская обнаженная модель

Санкт-Петербургская артель художников (1863-1870)

Первое худ объединение, созданное художниками

Подготовило создание передвижников

9 нояб 1863 – 14 конкурентов на большую медаль отказались и оставили АХ, накануне ее столетнего юбилея. Хотели писать по собственно выбранной программе.

«Бунт 14-ти» (13 живописцев, один скульптор – В. Крейтон)

И.Н. Пунин «Петербургская артель» - написано о них

Организовала первую выставку в Ниж Новгороде в 1865 году

Брали заказ на все что угодно, преподавали

- «четверги артели»

Принимали гостей (Репин, Антокольский, Мясоедов, Чистяков и тд)

1871 – первая выставка передвижников

«Четверги» стали неформальной школой

О.С. Острой «Труды, в которых отразился век» - Петров

О Кипренском и Гете – «Русское искусство..» - статья Турчина «Кипренский во Фра и Германии»

В 1869 г – Мясоедов вернулся из-за границы, где изучал организацию выставок

К. 1869-1870 – проект устава товарищества передвижников

Посл треть – «передвижнеческая» (но это не так)

Символизм

    объективный реализм в реализм живописный

    поздний академизм

«Академизм вечен»

    неоромантизм

Врубель, Левитан, Васнецов

С 1861 – широчайшая демократизация

Александр IIослабил цензуру

Военная, земская, судебная реформа

До 1863 года – были телесные наказания

Ликвидировал третье отделение (тайная полиция)

Передвижники: Мясоедов, Перов, Крамской

Редакторы первого устава художников

Ге «Петр Iдопрашивает царевича Ал Петр в Монплезире в Петергофе»

В Москве + «И. Грозный» Антокольского

11 из 47 картин купил Третьяков

2 выставка 1873 г – Крамской «Христос в пустыне», Перов «Достоевский»

1874 – АХ повторила попытку

Академическое общество существовало до 1883 года

АХ пыталась организовать свои передвижнические выставки, но провалилась

Поленов, Репин, Суриков, Савицкий, Ярошенко + пришли к передвижникам

1880 (8 выставка) - Васнецов «После побоища с половцами»

1881 (9 выставка) – Суриков «Утро стрелецкой казни»

1883 (11 выставка) – Репин «Крестный ход»

1884 – «Не ждали» Репин

1885 – «Иван Грозный»

1887 (15 выставка) – Суриков «Боярыня Морозова»

1890 – Ге «Что есть истинка»

1910 – русский авангард (высказался за 6 лет)

Проблемы:

Пополнения в обществе

Правление (оберегали иерархию)

1894 – реформа АХ

К власти приходят передвижники (Ал IIIинициировал)

Реформа АХ 1894:

Реформа заключалась в коренной переработке устава Академии и полном обновлении состава профессоров. Главный удар был направлен на систему академических программ, против которых в 1863 году вспыхнул известный бунт тринадцати конкурентов. Первоначально предполагали вовсе отказаться от программ на заграничные поездки, но в конце концов их удержали, предоставив лишь свободу выбора тем. Академия превращалась в высшее художественное установление, ведающее всей государственной политикой в области изобразительного искусства. Ее роль в искусстве должна была быть аналогичной роли Академии наук в научной области. При этой Академии учреждалось Высшее художественное училище. Звание академика сохранялось, звание профессора упразднялось в своем прежнем значении титула за заслуги и сохранялось только для преподавателей училища. Был составлен список новых академиков, в который вошли все видные передвижники, не имевшие еще этого звания. Старые профессора подлежали увольнению "с пенсией и мундиром", кроме П.П.Чистякова, и предполагалось пригласить новых лиц, также из числа передвижников. Были намечены: репин, Суриков, В.Васнецов, Поленов, Прянишников, Владимир Маковский, Куинджи, Шишкин, Киселев, лошадник и баталист Ковалевский; кроме того скульпторы Беклемишев и Залеманн, гравер Матэ. Суриков, Васнецов, Поленов и Прянишников категорически отказались переехать из Москвы в Петербург, почему их кандидатуры отпали, все же остальные были назначены профессорами и получили в Академии казенные квартиры и личные мастерские. Преподавание делилось на низшее и высшее. Первое сводилось к двум академическим классам - головному и натурному, второе - к специальным мастерским, успешное окончание которых завершалось писанием программной картины на собственную тему и, в случае удачи, поездкой за границу на три года. Гипсовые классы - головной и фигурный - были уничтожены; рисовали и писали только с живых натурщиков. Весь день писали, вечером рисовали. Система медалей была упразднена; ставились только категории за рисунки и этюды; получившие лучшие из них переводились из головного в натурный, из натурного в мастерские профессоров-руководителей. Никакими сроками эти переводы связаны не были, и можно было окончить Академию в шесть-семь лет и в два года. Кроме работ с натуры подавались и эскизы на собственные темы, за которые также ставились категории. Удачные эскизы имели немаловажное значение при переводах. Наряду с этими занятиями по практике рисунка и живописи в программу были включены и курсы по истории искусства, по перспективе, анатомии и т. п.

Наконец в 1894 году была проведена реформа. Активные ее сторонники и проводники - Репин, Куинджи, Шишкин, В. Маковский пришли в Академию в качестве преподавателей. В основе реформы лежала прогрессивная мысль о том, что Академия должна стать не только школой мастерства, но и школой творчества. Новые профессора - руководители мастерских, как предполагалось, должны были прежде всего способствовать развитию творческой индивидуальности учеников. Решено было предоставить учащимся большую свободу творческих поисков, отвести им больше времени для самостоятельной работы. Для этого сократили продолжительность учебного года, который заканчивался отныне не в октябре, как прежде, а в апреле. Кое-что было изменено и в самой системе обучения. В целях более активного развития творческой индивидуальности учеников, например, был упразднен гипсофигурный класс для живописцев, его оставили только для архитекторов. Отменялась и система конкурсных экзаменов на золотую медаль с общей, обязательной для всех темой. Вместо этого учащимся предоставлялось право написать для экзамена картину на любую свободную тему. Руководство творческими занятиями перешло к совету профессоров. В него вошли художники И.Е.Репин, В.Е.Маковский и А.И.Куинджи, скульптор В.А.Беклемишев и гравер В.В.Матэ. Было избрано около шестидесяти действительных членов Академии художеств. Среди них были художники В.М.Васнецов, В.И.Суриков, В.Д.Поленов, скульптор М.М.Антокольский, известные ученые - историк древнерусской культуры И.Е.Забелин, химик Д.И.Менделеев, историк древнерусского искусства Н.П.Кондаков, основатель картинной галереи П.М.Третьяков. Действительные члены Академии имели право присутствовать на собраниях Академии и принимать участие в обсуждении ставившихся там вопросов. Звание почетного члена Академии художеств давали в основном коллекционерам. Так, например, почетным членом Академии был ученый П.П.Семенов-Тян-Шанский - географ, коллекционер, сенатор, член Государственного совета.

Жанр в период передвижничества:

С 1870-х годов особенность жанра в том, что художники стремятся к развернутому показу: увеличивается масштаб картин

Участники: Крамской, Ге, Перов, Максимов, Савицкий, Мясоедов, Ярошенко, Маковский, Репин, Суриков, Саврасов, Шишкин, Куинджи и так далее.

В 70-е годы прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание. У нее появляются собственные критики – И.Н. Крамской и В.В. Стасов и свой собиратель – П.М. Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма второй половины XIX в. В это время в центре официальной школы – Петербургской Академии художеств –также назревает борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый «бунт 14-ти». Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав «Петербургскую артель художников» (Ф. Журавлев, А. Корзухин, К. Маковский, А. Морозов, А. Литовченко и др.). В квартире Крамского на 17-й линии Васильевского острова они создали нечто вроде коммуны, наподобие описанной в романе Чернышевского, под влиянием которого тогда находилась почти вся разночинная интеллигенция. «Артель» просуществовала недолго. А вскоре московские и петербургские передовые художественные силы объединились в Товарищество передвижных художественных выставок (1870). Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции (иногда в 20 городах в течение года). Это было как бы «хождение в народ» художников. Товарищество существовало свыше 50 лет (до 1923 г.). Каждая выставка была огромным событием в жизни провинциального города. В отличие от «Артели» у передвижников была четкая идейная программа – отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в. Бытовой жанр в лучших произведениях передвижников лишен всякой анекдотичности. Социальная направленность и высокая гражданственность идеи выделяют его в европейской жанровой живописи XIX в. Товарищество было создано по инициативе Мясоедова, поддержано Перовым, Ге, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими и еще рядом других «членов-учредителей», подписавших первый устав Товарищества. В 70–80-х годах к ним присоединились более молодые художники, включая Репина, Сурикова, Васнецова, Ярошенко, Савицкого, Касаткина и др. С середины 80-х годов участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. Поколение «старших» передвижников было в основном разночинным по социальному статусу. Его мировоззрение сложилось в атмосфере 60-х годов. Вождем, теоретиком передвижничества был Иван Николаевич Крамской (1837–1887), в 1863 г. возглавивший и «бунт 14-ти», замечательный организатор и выдающийся художественный критик. Для него, как и для его собратьев по организации, была характерна несокрушимая вера, прежде всего в воспитательную силу искусства, призванного формировать гражданственные идеалы личности и нравственно ее совершенствовать.

(фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века — эклектизм.

История развития Академизма связана с «Академией вступивших на правильный путь» в Болонье (ок. 1585), французской Королевской академией живописи и скульптуры (1648) и российской «Академии трех знатнейших художеств» (1757).

В основе деятельности всех академий лежала строго регламентированная система обучения, ориентированная на великие достижения предшествующих эпох – античности и итальянского Возрождения, откуда сознательно отбирались отдельные качества классического искусства, принимавшиеся идеальными и непревзойденными. А само слово «академия» подчеркивало преемственность с античной классикой (греч. Academia – школа, основанная Платоном в 4 в. До н.э. и получившая свое название от священной рощи близ Афин, где был похоронен древнегреческий герой Академ).

Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством.

Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества «передвижников». В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма.

Понятие академизма в настоящее время получило дополнительное значение и стало использоваться для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин «академизм» сейчас часто относится к описанию построения композиции и техники исполнения, а не к сюжету художественного произведения.

В последние годы в западной Европе и США возрос интерес к академической живописи XIX века и к её развитию в XX веке. Современные интерпретации академизма присутствуют в творчестве таких российских художников, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Николай Анохин, Сергей Смирнов, Илья Каверзнев и Николай Третьяков.

Человек веками восхищался совершенством и гармонией окружающего его мира. Стремился увидеть и запечатлеть на полотне всю красоту и неповторимость жизненных мгновений. Многие художники, пробуя передать на холсте гармоничные цветовые сочетания видимого мира, приходили к выводам о существовании неких живописных принципов и законов в изображении цветом на плоскости полотна формы, пространства, материала освещения, колористической гармонии наблюдаемых на натуре.

Исследуя живописный опыт великих мастеров прошлого и настоящего, русский художник и педагог Николай Петрович Крымов наиболее просто и доступно изложил в своей теории основные законы и принципы реалистической живописи. К примеру: «Трава в серый день такая же зеленая, как трава в тенистом месте в солнечный день. Тень на крыше от трубы в солнечный день это та же крыша, только не освещенная солнцем,- такая, как она бывает в пасмурный день. И этот закон, конечно, знали все большие мастера».

Реалистической живописью Крымов называет искусство «передавать на полотне подлинную жизнь». О своеобразии художественного языка в живописи Крымов говорит, что: «Настоящая оригинальность есть результат искреннего стремления сказать правду».

«В искусстве живописи нужно передавать в правдивых отношениях по свету и цвету природу или выразительность природы. Для этого нужно изучать натуру, приглядываться к выразительности всего, что нас окружает. ..Врубель – реалист. Он брал все цвета и тона для своих фантастических сюжетов из жизни, верно наблюдая природу. Но тона с неодушевленных предметов (пня, камня) он переносил на предметы одушевленные – Демона, Пана. Так можно работать только тогда, когда хорошо овладеешь живописным мастерством».

Основными живописными принципами в реалистическом искусстве являются законы цвета и тона. На их неразрывном взаимодействии и строит всю свою живописную теорию Крымов. «В реалистической живописи есть два основных понятия: цвет и тон. Не надо их путать В понятие цвета входит понятие теплого и холодного. В понятие тона – понятие светлого и темного. … В пространственной материальной станковой живописи цвет и тон неразрывны. Изолированного цвета нет. Цвет, неверно взятый в тоне, уже не цвет, а просто краска, и ею нельзя передать материального объема в пространстве. Цвет появляется в сочетаниях, в живописных отношениях. Цвет это душа живописи, ее красота и выразительность… Тоном передается объем и пространство. В живописи, как в музыке: все должно быть слажено и гармонично, как в хорошем оркестре.

Главенствующим и основополагающим законом в живописи является теория тона. Крымов, изучив многовековой опыт лучших мастеров реалистического изображения действительности, делает вывод, что «в реалистической живописи тон играет главную, определяющую роль. Все великие реалисты прошлого писали тоном. Из лучших русских художников я назову Репина, Левитана, Серова, Врубеля, Коровина, Архипова.» Здесь можно давить еще великое множества имен – титаны Возрождения, Рубенс, Рембрандт, Веласкез, барбизонцы и лучшие представители импрессионистического направления Моне, Дега, Сислей, Ренуар.

«Верно взятый тон освобождает художника от выработки деталей, дает глубину картине, размещает предметы в пространстве. Живописным можно назвать только такое произведение, в котором уловлен, найден общий тон и верные отношения между тонами отдельных предметов и частей картины.

Мы говорим о разнице в тоне, когда оттенки одной и той же краски отличаются друг от друга своей интенсивностью или своей светосилой, если краски разные, но светосила их одинаковая, то значит и тона их одинаковые. Если картина написана разными красками,

Но в одной светосиле. То можно сказать, что картина написана одним тоном… Ошибка в тоне дает неверный цвет. Без верно взятого тона невозможно правдиво передать общее состояние природы, пространство, материал. Некоторые же изменения цвета не могут повлиять на эти три основные элемента реалистической картины… Цвет увидеть легче. Только глаз одаренного в живописи человека умеет тонко видеть разницу тонов, значит, такой человек имеет больше данных стать художником. Так, музыкант, одаренный тонким слухом, слышит разницу меньше полутона.

Законы неповторимости колорита, цветовой гармонии в живописном произведении, базируются на общей тональности картины. «В картине, так же, как и в музыке всегда присутствует определенная тональность. Это закон». «Один художник пишет голубее все, что видит, другой – рыжее, третий – серее, но при верности общего тона – все они живописцы».

«Общим тоном называется та степень темноты, та светосила цветов, которой подчинена вся картина в целом. Общий тон серого дня – один, а общий тон солнечного дня – другой. В комнате общий тон опять-таки другой, и он тоже меняется в зависимости от освещения на улице. Отсюда и получается многообразие тонов, многообразие гаммы в картинах больших художников. Возьмите картину Репина «Крестный Ход». Какое в ней солнце, как она сильна и звучна. Возьмите небольшую картину «Арест пропагандиста». Какая она темная. Там разорванные листы бумаги. Которые белеют на полу, написаны не белилами, а «чернилами», а получилось белое.

Как же написать картину, чтобы она получилась живописной? Надо писать, беря отношения, одного предмета к другому.

Как то мне дали одного голландца реставрировать. Небо было голубое-голубое. Когда-то принято было говорить, что Рафаэль писал какими-то особыми красками, более яркими, что вообще итальянцы писали голубое небо такими замечательными голубыми красками, каких теперь и не делают. И ват я пробую заделать дырку голубой краской – совсем не то, не получается. Получается очень светло и голубо. Тогда я начал темнить и дошел до умбры, смешанной с зеленой краской. Все остальное у голландца было красноватое, рыжеватое, и облака красноватые, и вот на этом фоне умбристое небо казалось страшно голубым. Так что никаких особых красок у старых мастеров не было.»

В передаче материальности видимого мира, реалистическая живопись опять же базируется на цвето–тональных отношениях. В отличии от натуралистической живописи.

«Живопись есть передача тоном (плюс цвет) видимого материала.

Настоящий живописец вовсе не старается сделать в картине железо, но благодаря гармонии тонов, и найденности общего тона, благодаря тому, что каждый тон попадает точно на свое место, в результате получается правильное изображение материала.

Художник берет тон, мажет лицо, платье, а получается, что платье шелковое, а лицо телесное. Потому, что он верно попал в общий тон, и в цвет, и в общую гармонию цветов. Тогда и выходит по словам Делакруа: «Дайте мне грязь, и я напишу солнце»

«Натуралисты не видят тона, не занимаются тональными задачами. Идеал натурализма заключается в следующем: взять натюрморт, вставить в раму и повесить, как картину»

«Все художники замечали, что чем ближе они берут оттенки предметов к природе, тем лучше передается материал, из которого предмет сделан. И наоборот, при несоблюдении этих оттенков, материал, передаваемых предметов исчезает. Снег делается, если вы пишите зиму, известкой, шелк – шерстью, тело – резиновым, сапоги – железными и т.д.

Не отделка мелких деталей, а верный тон решает материал предметов.

Верность общего тона и верность отношений между отдельными предметами в картине позволяет художнику без излишней детализации точно передавать общее состояние природы, правильно расставлять предметы в пространства, убедительно передавать их материал, то есть передавать на полотне подлинную жизнь»

Литература:

Николай Петрович Крымов – художник и педагог. Статьи, воспоминания. М.: Изобраз. Искусство, 1989


Похожая информация.


Многие музеи Европы, среди которых одно из первых мест занимает петербургский Эрмитаж, а также средоточие шедевров русского живописного искусства - Русский музей хранят в своих коллекциях огромное количество картин, написанных в стиле "академизм" признанными мастерами своего времени. Академическое направление в искусстве - та база, без которой далее живопись и скульптура вряд ли смогли бы развиваться настолько плодотворно. В чем же основные черты академизма в живописи? Разобраться в этом и есть наша задача.

Что такое академизм?

В живописи и скульптуре академизмом или академическим направлением считается зародившийся стиль, главной составляющей которого является интеллектуальная. Несомненно, в рамках этого стилевого направления должны соблюдаться и определенные канонами эстетические принципы.

Академическое направление во Франции, представленное работами таких представителей академизма, как Николя Пуссен, Жак Луи Давид, Антуан Гро, Жан Энгр, Александр Кабанель, Уильям Бугро и др., зародилось в 16 в. Просуществовало оно в государстве-законодателе недолго, и уже в 17 в. было сильно потеснено импрессионистами.

Однако академизм достаточно прочно закрепил свои позиции в странах Европы, а затем и в России и, несмотря на вновь приходящие стили, стал прочной классической базой изобразительного искусства при обучении юных мастеров живописи и скульптуры.

Предпосылки формирования академизма в Европе и России

Возникшие еще в эпоху Возрождения изменения в жизни европейского общества, главными принципами искусства которого стали гуманизм, антропоцентризм, а также возможность широко распространять посредством разных видов передовые мысли и идеи, повлекли за собою и изменения в самом искусстве, в том числе и в европейской живописи.

  1. Изменение отношения к художникам: не ремесленники, а творцы.
  2. Открытие Французской академии искусств.
  3. Открытие меценатами европейских стран художественных академий для повышения социального статуса художников и обучения их на принципах живописи эпохи Возрождения.
  4. Продвижение и поддержка юных дарований меценатами.

Характерные черты академического стиля в искусстве

Академическое искусство предполагало тщательное планирование, продумывание и проработку деталей будущего произведения. В качестве содержательной основы чаще всего брались мифологические, библейские и исторические сюжеты. Перед написанием полотна художником предварительно выполнялось огромное количество подготовительных рисунков - эскизов. Все персонажи идеализировались, но при этом обязательно сохранялась соответствующая эпохе исторически достоверная обстановка, предметы, одежда и др.

Особое внимание отводилось использованию цвета: вся гамма должна была соответствовать реально существующей в жизни, особой аккуратности требовало использование ярких цветов, которые были не рекомендованы к использованию (только в виде исключения). К технике и особенностям картины также предъявлялись требования строжайшего следования правилам наложения светотени, изображения перспективы и ракурсов. Правила эти были определены еще в эпоху Возрождения. Кроме того, поверхность полотна не должна была состоять из мазков и шероховатостей.

Академия трех знатнейших художеств - колыбель академической живописи

Это учебное заведение стало первым заведением в России, выполнявшим функцию такую же, как в свое время Французская академия. Основателем Академии трех знатнейших художеств, как она тогда называлась, стал граф Иван Иванович Шувалов, человек, близкий к трону императрицы Елизаветы Петровны и попавший в опалу при Екатерине II.

Под тремя знатнейшими художествами имелись в виду живопись, скульптура и архитектура. Этот факт нашел отражение в облике здания, возведенного для академии на Университетской набережной Невы по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Кокоринова: на куполе восседает покровительница искусств и ремесел богиня Афина, а у ее ног расположились три путти, как раз и символизирующие знатнейшие искусства. Первым из них, разумеется, была живопись.

В академии преподавали и работали совместно с учениками известнейшие мастера Европы. Кроме базовых теоретических знаний, студенты академии имели возможность наблюдать за работой знаменитых европейских мастеров и учиться у них на практике.

В процессе обучения юные художники учились писать и рисовать с натуры, изучали пластическую анатомию, архитектурную графику и др. По окончании обучения все выпускники выполняли конкурсную работу на указанную тему, как правило, мифологического сюжета, в академической манере. В результате конкурса определялись наиболее талантливые работы, их авторы награждались медалями разного достоинства, высшие из которых давали право на бесплатное продолжение обучения в Европе.

Российские академисты

Принято выделять два этапа в академическом направлении западноевропейской живописи: академизм конца XVIII - начала XIX вв. и второй половины XIX в. Среди художников первого периода выделяют Ф. Бруни, А. Иванова и К. П. Брюллов. Среди мастеров второго периода - художники-передвижники, в особенности Константин Маковский.

Основными особенностями академизма конца XVIII - начала XIX вв. считаются:

  • возвышенность тематики (мифологическая, парадный портрет, салонный пейзаж);
  • высокая роль метафоричности;
  • многоплановость и многофигурность;
  • высокое техническое мастерство;
  • масштабность и помпезность.

Во второй половине 19 века в академизме живописи перечень этих характеристик расширился за счет:

  • включения элементов романтизма и реализма;
  • использования исторической тематики и местных традиций.

Карл Павлович Брюллов - мастер академической живописи

Особо в перечне художников-академистов выделяется Карл Брюллов - мастер, создавший полотно, прославившее имя автора в веках - "Последний день Помпеи".

Судьба петербуржца Карла Павловича Брюлло(ва) связана с особенностями воспитания и жизни в семье. Тот факт, что отец Карла и его братья и связали свою жизнь с Академией художеств, определил дальнейший творческий путь талантливого юноши. Он окончил академию с золотой медалью. Стал членом Общества поощрения художников и благодаря этому смог продолжить свое образование в Европе - в Италии. Там он жил и творил целых двенадцать лет. После исполнения частного заказа Демидова на масштабное полотно о гибели города Помпеи смог расторгнуть свои отношения с обществом и стать самостоятельным художником.

Прожил Карл Брюллов всего 51 год. По настоянию Николая I он вернулся в Россию, несчастливо женился и развелся через несколько месяцев после женитьбы. Первоначально принятый всем обществом Петербурга как гений и национальный герой после скандального брака был отвергнут также всем обществом, тяжело болел и вынужден был уехать. Скончался в Риме, так и оставшись, по сути, гением одной картины. И это даже несмотря на то, что создал достаточно полотен, имеющих и по сей день огромное значение для академической живописи 19-го века.

- (франц. acadеmisme), направление, сложившееся в художественных академиях XVI XIX вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации… … Художественная энциклопедия

Литературная энциклопедия

академизм - а, м. académisme m. 1845. Рей. 1876. Лексис. 1. Чисто теоретическая направленность в научных и учебных занятиях. БАС 2. Литературоведческие опыты почтенного ученого.. необыкновенно скучны. Такую скуку часто принимают за академизм, при том, что… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Академизм - АКАДЕМИЗМ. Термин этот возникает сравнительно недавно, в 60 80 х годах XIX века. Возникновением своим он обязан борьбе, которую повели в области литературы и других изящных искусств представители молодого поколения с представителями старших.… … Словарь литературных терминов

Современная энциклопедия

Академизм - Академизм ♦ Academisme Чрезмерно строгое подчинение правилам школы или традиции в ущерб свободе, оригинальности, изобретательности, смелости. Склонность перенимать у учителей прежде всего то, что действительно легко поддается подражанию… … Философский словарь Спонвиля

Академизм - (французское academisme), направление, сложившееся в академиях художественных 16 19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства античности и Возрождения. Академизм способствовал систематизации… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (франц. academisme) 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании.2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики.3) В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных… … Большой Энциклопедический словарь

АКАДЕМИЗМ, академизма, мн. нет, муж. 1. отвлеч. сущ. к академический во 2 знач. 2. Пренебрежение к общественной работе под предлогом первостепенной важности академических занятий (в высших учебных заведениях). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

АКАДЕМИЗМ, а, муж. (книжн.). 1. Академическое (во 2 и 4 знач.) отношение к чему н. 2. Направление в искусстве, догматически следующее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 академичность (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • Поздний академизм и салон (подарочное издание) , Елена Нестерова , Книга посвящена отечественному позднеакадемическому и салонному искусству второй половины XIX - начала XX столетия. Еще недавно это искусство подвергалось жесткой критике как антисоциальное,… Категория: Живопись, графика, скульптура Серия: Коллекция русской живописи Издатель:


Рассказать друзьям