Эпитеты из рассказа после бала толстого. (2 урок)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(2 урок)

Художественное своеобразие рассказа «После бала».

Контраст как основной художественный прием рассказа.

Цели:

- помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел;

- познакомить с основным художественным приемом рассказа (контрастом);

- совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

- развивать навыки анализа текста;

- развивать способности работать в парах, группах;

Методические приемы: аналитическая беседа; выразительное чтение, комментарии учителя, работа с таблицей, работа в парах, группах

Оборудование: доска,ноутбук, презентация к уроку, иллюстрации к рассказу

Эпиграф:

Вся жизнь переменилась от одной ночи,

или, скорее, утра.

«После бала».

Ход урока

1.Орг. момент (проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, пожелания проявлять активность на уроке, внимательность)

2. Повторение пройденного, беседа по первичному восприятию

Сегодняшний урок я хочу начать с характеристики одного известнейшего человека, попробуйте угадать, кто он?

(дослушать до конца, не выкрикивать, поднять руку)

Этот человек целенаправленно шел по пути самосовершенствования.., пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло… Главным в жизни считал самосовершенствование, самовоспитание, стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других… ()

- Почему так решили?

Какие примеры из жизни Л. Н. можете привести для доказательства?


Да, совершенно верно, Л. Н.Т. полагал, что никто не снимал ответственности с человека за свои мысли, чувства, желания, поступки,.. не надо ждать, когда создадутся условия для самовоспитания, нужно готовить их сейчас, личным примером, стремлением стать лучше, чище, нравственнее,.. а момент в намерении переделать себя может наступить в любую минуту.

В каком произведении Львом Николаевичем представлен случай, который помог главному герою решиться начать собственное воспитание?

(Рассказ «После бала»)

Какому герою?

(Ивану Васильевичу)

3. Сообщение темы, цели работы

Сегодня мы продолжаем начатую на прошлом уроке работу по рассказу «После бала». Мы должны выявить художественные особенности рассказа, познакомиться с основным художественным приемом, будем учиться анализировать прозаический текст, выразительно читать, работать в парах, группах.

(Запись темы в тетрадь)

Откройте учебники стр.27, что вы можете сказать об особенностях

композиции рассказа? (Рассказ в рассказе)

Как начинается рассказ? В чем необычность такого начала?
(Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя.
Толстой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых
героями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях,
о том, «...что для личного совершенствования необходимо

прежде изменить условия, среди которых живут люди…».
Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие,
создает впечатление, что мы слышим разговор).

Что мы узнаем об Иване Васильевиче в начале рассказа?
Какое значение это имеет? (Мы узнаем, что это «всеми уважаемый человек», что ему присуща «манера отвечать на
свои собственные... мысли», это думающий человек, погру­женный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван
Васильевич
- очень искренний и правдивый рассказчик. Таким
образом, у читателя возникает доверие к рассказу Ивана
Васильевича.)

Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? Героя ка­кого произведения напоминает это описание? («Был я очень
веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Из слов одной
из собеседниц мы узнаем, что он был еще и «красавец». Это
описание походит на рассказ о себе героя повести ­генева «Ася». Оба героя вспоминают о своей молодости,
о случаях, перевернувших их жизни. В «Асе» тоже речь идет
о любви, но в рассказе «После бала» любовь «сошла на нет»
по вине «случая». Этот «случай»
- главное событие рассказа,
то, ради чего он написан).

Какие главные события описаны в рассказе? (В рассказе два главных
события: бал у губернского предводителя и сцена наказания
солдата.)

Коротко рассказать суть этих событий – 1, затем 2…

4. Сопоставительный анализ

Попробуем сопоставить эти 2 события. Дома вы по вариантам заполняли таблицу, выписывая слова – эпитеты, выражения, характеризующие состояние главных героев, внешность, события по разным критериям: чувства, эпитеты, цвет, звуки, разные детали. Работаем в парах 3 минуты, сопоставляя описания, попробуйте сделать вывод по вашим наблюдениям.

Проверка

Работа по таблице. Сопоставление граф таблицы 1 и 2 вариантов.

Характе­ристики

На балу

После бала

Чувства

Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодар­ность, восторженное умиление, восторженно-нежное чувство, доволен, счастлив, блажен, добр, бесконечно счастлив

Стыд, доходившая до тош­ноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, непри­ятно, любовь сошла на нет

Эпитеты

Грациозная, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий.

Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страш­ное, сморщенное страда­ниями, корчившийся, твердый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный

Цвет

Белый, розовый, румяный, серебряные, светло

Черное, красное, пестрое, белые

Звуки

Мазурка, вальс, полька, кадриль

Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос, всхлипывал

Детали

Белая лайковая перчатка
Вареньки, замшевая перчатка
полковника, перышко от веера ,
«домодельные» сапоги полковника

Оттопыренная губа, замше­вая перчатка

Анализ первой части (по тексту)


Зачитаем ключевые слова-эпитеты из первой части.

«Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит беспрерывно.

Варенька - в белом платье с розовым поясом, в белых лайковых перчатках, в белых башмачках. У нее сияющее, зарумянившееся с ямоч­ками лицо и ласковые, милые глаза, грациозная фигурка.

Отец Вареньки - очень красивый статный, высокий и свежий старик. Лицо очень румяное, с белыми усами, белыми бакенбарда­ми; ласковая радостная улыбка; блестящие глаза и губы. Сложен он был прекрасно, с широкой грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Высокая, грузная фигура.

Иван Васильевич - доволен, счастлив, блажен, добр: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью». К отцу Вареньки «испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

- Обратим внимание на дважды повторившиеся слова «в то время».

Чем объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все окружающее «с восторженным умилением»? (Он влюблен, он очарован праздничной атмосферой бала, близостью люби­ мой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты).

Прочитайте описание пейзажа на с. 34-37 учебника. Как по­могает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?

С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не по­делен на главы? (Со слов «Когда я вышел на поле...». Рассказ не поделен на главы, чтобы добиться большего впечатления на читателя. Переход происходит внезапно. В душе героя еще звучит мазурка, но ее забивает «другая, жесткая, нехорошая музыка».)

Анализ второй части.

Зачитаем ключевые слова-эпитеты из второй части.

- «Что-то большое, черное; звуки флейты и барабана; жесткая, не­хорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия; кузнец в засаленном полушубке; что-то страшное; что-то пестрое, мокрое, красное, неесте­ственное; спотыкающийся, корчившийся человек.

Полковник все тот же - с румяным лицом и белыми усами и ба­кенбардами».

Определите роль белого цвета в обеих частях рассказа. (Бе­лый цвет в первой части - цвет радости, чистоты, любви. Белый цвет во второй части определяет лишь усы полков­ника и оскаленные зубы истязаемого солдата, контрастно подчеркивает черный и красный цвета.).

Какова роль детали - замшевой перчатки полковника - в рас­сказе?

(Эта деталь связывает части рассказа. В первой части полковник надевает замшевую перчатку, когда идет танцевать с дочерью. При этом он говорит, улыбаясь: «Надо всё по закону». Во второй части этой же рукой в замшевой перчатке полковник бьет «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недоста­точно сильно опустил свою палку на красную спину тата­рина». Фраза «Надо всё по закону» приобретает зловещий смысл: «по закону» надо избивать провинившегося изо всех сил.)

- С помощью какого приема передает Толстой впечатление бес­конечно повторяющегося ужаса казни? (Толстой использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение фразы. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передает повторением одних и тех же слов: «...все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, кор­чившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта , и все так же твердым шагом двигалась высокая, - статная фигура полковника рядом с наказываемым». Этот прием есть и в первой части: он передает ощущение бесконечности счастья: «я вальсировал еще и еще», «еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы». Слово «еще» усиливается французским «епсоге».)

Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы (на доске и в тетрадях).

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его - что-то пестрое, мокрое красное, неестественное

Шел твердой, подраги­вающей походкой

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу... подвигался ко мне, то опрокидыва­ясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперед - и тогда унтер - офицеры... тянули его назад

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами

Сморщенное от страдания лицо

Твердым шагом двига­лась высокая, статная фигура

Спотыкающийся, корчившийся человек

- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

(Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье мо­лодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нари­сованную во второй части рассказа. Контрастное изобра­жение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить су­щество их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.)

5.Знакомство с понятием – контраст

Контраст – резкая противоположность. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т. п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

Контрастный – составляющий контраст, совершенно противоположный.

АНТИТЕЗА - про­тивопоставление характеров, обстоятельств, образов, композици­онных элементов, создающее эффект резкого контраста.

Шире: сопоставление противоположных понятий, состояний, любых эле­ментов литературного произведения.

Встречаются антитезы:

Персонаж­ные (в персонажной организации),

Сюжетные (в сюжетном постро­ении),

Композиционные;

Для выражения антитезы часто используют ан­тонимы - противоположные по смыслу слова («Черное и белое», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Толстый и тон­кий» и др.).

(Запись в тетрадь)

Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Тол­стой? (О сороковых годах XIX века, о времени правления Ни­колая I , прозванного Николаем Палкиным.)

Какое значение имеет время написания рассказа? Поче­му в преклонном возрасте вернулся к воспо­минаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?

(Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопию­щий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»)

Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою ак­туальность?

(Слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Глав­ное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем ко­мандовал казнью отец его возлюбленной.)

6.Закрепление и обобщение

DIV_ADBLOCK108">

Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастают самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата.

В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи... решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть образцовым...

Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому и такому-то взрослому человеку, часто отцу семейства, иногда деду.

Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собра­ниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков (людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в на­родных училищах...

Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред - в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что му­жика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют... Стыдно!

1895 г .

Домашнее задание (на выбор)

(всем)

2. (на выбор)

Домашнее задание (на выбор)

1.Ответить на 3 тестовых вопроса (всем)

2. (на выбор)

Составить тест по рассказу «После бала»

Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»

Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или « нигде не служил?»

Домашнее задание (на выбор)

1.Ответить на 3 тестовых вопроса (всем)

2. (на выбор)

Составить тест по рассказу «После бала»

Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»

Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или « нигде не служил?»

Домашнее задание (на выбор)

1.Ответить на 3 тестовых вопроса (всем)

2. (на выбор)

Составить тест по рассказу «После бала»

Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»

Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или « нигде не служил?»

ТЕСТ (продолжение)

7. Определите идею рассказа.


процветает несправедливость;

г) осуждение деспотизма.

ТЕСТ (продолжение)

7. Определите идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых
процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею «непротивления злу на­силием»;

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий»
для «изменения взглядов человека».

9. Отметить импонирующее вам утверждение:

Цель урока:

  • показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
  • работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
  • раскрыть гуманистический пафос рассказа “После бала”.

Оборудование: иллюстрация к рассказу “После бала”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.

2. Беседа с учащимися.

Как композиционно построен рассказ?

Какие две сцены противопоставлены?

Что мы называем контрастом?

(Контраст – антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя)

Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется “После бала”?

3. Сравнительная характеристика поведения героев на балу и после бала.

Давайте сравним поведение героев на балу и после бала.

Составление плана сравнительной характеристики.

Запись планов в тетрадь.

4. Слово учителя.

Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и во второй частях, и запишем их в тетради.

Записи в тетрадях.

Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.

Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.

Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.

Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота).

Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.

На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Сопоставьте полковника и наказываемого (запись в тетрадях).

Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.

Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

5. Обсуждение и выяснение идеи рассказа.

Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?

Почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях употребляет контрастные краски?

Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?

Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?

6. Сочинение-миниатюра.

“Мои впечатления после прочтения рассказа Л.Н.Толстого “После бала”.

Домашнее задание. Поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?

языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.

Цель: 1) Помочь раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

2) Развивать навыки работы с опорными материалами, развивать навыки самоанализа и самооценки.

3) Воспитывать в учащихся понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Тип и вид урока: Урок углубленной работы с художественным текстом. Урок с элементами модульной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные

образовательные технологии в современном уроке» учителем русского

языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.

Цель: 1) Помочь раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

2) Развивать навыки работы с опорными материалами, развивать навыки самоанализа и самооценки.

3) Воспитывать в учащихся понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Тип и вид урока: Урок углубленной работы с художественным текстом.

Урок с элементами модульной технологии.

Оборудование: 1. Портрет Л.Н.Толстого

2 . Эпиграф к уроку: «… для личного самосовершенствования необходимо

прежде изменить условия, среди которых живут люди.

Л. Н. Толстой «После бала »

3. Рабочие листы.

4 . Учебник литературы, словарь литературоведческих терминов.

5 . На доске листы с нравственными категориями – милосердие, совесть .

6. На доске – понятие композиция .

План урока:

1. Орг. момент.

2. Выяснение уровня первоначального восприятия текста. Реализация Д/З. Выборочное чтение сочинений-миниатюр «Какое впечатление произвел на меня рассказ Л. Н. Толстого «После бала»?»

3. Анализ рассказа «После бала». Заполнение рабочих листов.

1. Письменные ответы на задание №1.

2. Наблюдение над языковыми средствами (работа в парах - №2).

А) Выписать эпитеты в описании сцены бала.

Б) Выписать эпитеты в описании сцены наказания солдата.

Одновременно – один учащийся выполняет №3.

3. Обсуждение результатов заполнения заданий:

А) Чтение и запись понятия КОНТРАСТ.

Б) Обмен информацией в таблицах и запись недостающих материалов.

В) Дополнения учителя о контрастах цвета и звуков, повторов, чувств героя.

(танцевальные мелодии бала – неприятная, визгливая мелодия утром, белое платье с розовым поясом у Вареньки – черные люди, пестрая, красная спина татарина; сотый раз прошли вдоль залы в танце – падали и падали удары шпицрутенами; повторение прямой речи: «Братцы, помилосердствуйте» - «Будешь мазать? Будешь?»; чувства рассказчика: восторженное умиление – физическая, доходившая до тошноты, тоска)

4. Самостоятельное выполнение задания №4, вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу.

(На балу полковник добрый, радостный, а утром, после бала - жестокий и беспощадный.)

5 . Сопоставление образов полковника и наказываемого. Заполнение таблицы (работа в паре и обмен информацией). Вопрос к классу: На чем основано описание? (на контрасте)

Полковник

Наказываемый

Фигура

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное.

Походка

Шел твердой подрагивающей походкой

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу … подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперед – и тогда унтер-офицеры тянули его назад.

Лицо

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо

Общее описание

Твердым шагом двигалась высокая статная фигура.

Спотыкающийся, корчащийся человек .

6. Чтение исторической справки и рассуждение по вопросам (устно):

(это свойственно человеку)

(надо всё по закону – не лицемер, а николаевский служака, привыкший не рассуждая выполнять приказы)

(живет по законам, придуманным крепостническим обществом)

Историческая справка

Наказание шпицрутенами

7 . Сообщение о композиции рассказа и краткие записи:

А) Особенность композиции – рассказ в рассказе.

Б) Основа композиции – контраст, противопоставление.

8 . Рассуждение (Устно):

Сопоставление чернового и окончательного вариантов концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:

(в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика о несправедливости, царящей в мире)

(образ Вареньки соотносил с ее отцом)

(не принимает ее законов и не хочет стать похожим на полковника)

Черновой вариант

Окончательный вариант

10. Обобщение. Запись основного вывода вывода: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?) Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

Л. Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит. (См. эпиграф)

11. Завершающий контроль. Выполнение теста.

В) контраст, противопоставление .

А) рассказ в рассказе

А) отчуждение Б) возмущение В) восторг

А) замшевая перчатка

В) «домодельные» сапоги.

В) осуждение деспотизма

12. Самооценка учащихся.

13. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Рабочий лист к уроку литературы в 8 классе по теме

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала».

Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Ф. И.

1. Ответьте письменно:

А) На какие две части делится сюжет рассказа?

1) ________________________ 2) ______________________________

Б) Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает с восторженным умилением? _______

2. Выписать эпитеты в описании сцен рассказа:

Эпитеты в описании бала

Эпитеты в описании наказания солдата

Знаменитые музыканты, …__________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

Жесткая, нехорошая музыка, …________

____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

3. Выписать из литературоведческого словаря понятие КОНТРАСТ

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4. Сделать вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу, записать вывод в виде предложения с противительным союзом « а» и однородными членами предложения.

_________________________________________________________________________________

5 . Сопоставить образы полковника и наказываемого. Заполнить таблицу:

Полковник

Наказываемый

Фигура

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Походка

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Лицо

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Общее описание

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

6. Устно ответить на вопросы:

1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным?

2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника?

Историческая справка

Наказание шпицрутенами

– специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного.

Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.

При экзекуции должны были находиться фельдшер доктор, для оказания медицинской помощи, так как это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 1701-1705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.

7 . Композиция рассказа. Прослушать сообщение и кратко записать:

А) Особенность композиции - …………………………………………………………………….

Б) Основа композиции - …………………………………………………………………………...

8 . Устно ответьте на вопрос: Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

Сопоставьте черновой и окончательный варианты концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:

А) Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Б) Почему любовь рассказчика пошла на убыль?

В) Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу?

Черновой вариант

Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я увидел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - подумал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».

9 . Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?

10. Записать вывод: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?)

Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Завершающий контроль

Выполнить тест, подчеркнув нужные ответы.

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

А) последовательность излагаемых событий

Б) цикличность излагаемых событий

В) контраст, противопоставление.

2. Каков тип композиции рассказа?

А) рассказ в рассказе

Б) повествование от первого лица

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

А) отчуждение Б) возмущение В) восторг

4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери?

А) замшевая перчатка

Б) блестящие глаза и радостная улыбка

В) «домодельные» сапоги.

5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности.

6. Определите основную идею рассказа.

А) судьба человека зависит от случая

Б) идея личной ответственности человека

В) осуждение деспотизма

Самооценка (подчеркнуть нужный ответ)

1. Узнал ли ты что-то новое на уроке? ДА НЕТ

2. Помогали ли тебе одноклассники на уроке? ДА НЕТ

3. Помогал ли ты одноклассникам на уроке? ДА НЕТ

4. Понравился ли тебе урок? ДА НЕТ


НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

О некоторых особенностях стилистического мастерства

Л. Толстого

(наблюдения над текстом рассказа «После бала»)

с. Красногвардейское

гимназия № 1,8«А» класс

Руководитель – Алпеева Е. И.

учитель русского языка и литературы,

с. Красногвардейское, гимназия № 1
с. Красногвардейское

В. В. Виноградов в своей работе «Проблемы русской стилистики» рассматривает стилистику в трех аспектах: стилистику языка, стилистику речи и стилистику художественной речи.

Я попыталась рассмотреть стилистику художественной речи в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», найти те лингвистические особенности, которые позволяют автору решить задачи именно данного произведения.

В. В. Виноградов рассматривал язык художественной речи в сложной связи: во-первых, как «речь», или текст, построенный на основе данного национального языка и отражающий его систему; во-вторых, как «язык искусства», т. е. систему средств художественного выражения: «Язык словесного искусства – это система словесно-художественных форм, возникающая на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительно-изобразительной».

Отсюда задачи лингвистического анализа художественного текста, которые сводятся к следующему: 1) правильно понимать текст; 2) попытаться осмыслить сюжет и идею произведения; 3) показать художественные средства, использованные автором для достижения цели; 4) обратить внимание на некоторые особенности языка писателя, его художественной манеры.

Рассказ Л. Н. Толстого написан в 1903 году. По семейному преданию, в основу сюжета положены события, происшедшие с братом писателя Сергеем Николаевичем. Предполагается, что и Л. Н. Толстой был знаком с будущими прообразами рассказа – Варварой Андреевной и ее отцом полковником А. П. Корейшем – воинским начальником в Казани.

В черновых набросках Л. Н. Толстого имеется несколько вариантов названия рассказа: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…», и лишь в последний момент писатель останавливается на названии «После бала», считая главной частью рассказа события, относящиеся к сцене экзекуции. Выявление языковых средств и приемов, с помощью которых Толстой раскрывает две важные для понимания идейного замысла темы рассказа – на балу и после бала, составляет основную задачу анализа.

В анализируемом тексте встречаются слова, неупотребительные или редко употребительные в современном русском языке, устаревшие, разговорные, просторечные, нуждающиеся в объяснении. Вот некоторые из них.

Масленица – языческий славянский праздник проводов зимы, связанный с обычаем печь блины и устраивать различные увеселения.

Камергер – в монархических государствах: придворный чин старшего ранга.

Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.

Хоры – открытая галерея, балкон в верхней части парадного зала для размещения хора и музыкантов.

Лайковый – сделанный из лайки (сорт мягкой кожи).

Штрипка – тесьма, пришитая снизу к брюкам, сапогам и т. П. и продеваемая под обувь, под ступню.

Опойковый – сделанный из тонкой и мягкой кожи, выделанной из шкуры молочного теленка.

Масленичная (погода) – свойственная масленице, какая бывает на масленицу.

Жесткая (музыка) – в тексте: грубая для слуха, резкая.

К устаревшим относятся:

Пюсовый – темно-коричневый.

Зала – комната, предназначенная для приема гостей.

К разговорным и просторечным:

Разливаное море шампанского просторечное, обилие.

Служака – опытный усердный, служащий (чаще о военных).

Построить – сшить.

Иноходец – лошадь, которая бежит иноходью – сначала выносит обе правые, затем обе левые ноги.

Дагерротипный портрет – старинная фотография, выполненная на металлической пластинке.

Непонятной может быть фраза:

Не угадывала моего качества. Речь идет о провинциальном обычае того времени: двое молодых людей задумывали названия предметов или разные качества характера – каждый свое, девушка должна была угадать задуманное, тот, качество было угадано, становился в пару, точно так же избирали себе дам кавалеры.

Эполеты – парадные офицерские погоны.

Ломовые – извозчики, занимавшиеся перевозкой тяжестей.

Шпицрутены – прутья или палки, которыми били наказываемых.

В тексте встречаются слова и имена, написанные по-французски. Так, в тексте встречаем: «… для меня же, как говорил Alphonse Karr – хороший был писатель…».

Альфонс Карр – французский писатель-сатирик XIX века. В XIX веке существовало правило: иноязычные слова, имена должны быть представлены в тексте в исконном написании. В русской графике иноязычные фразы, имена встречались только в речи полуинтеллигентов, купчих и т. П.

Бронзовые одежды – это выражение употреблено в тексте в значении «надежное средство защиты»: речь идет о защите чести женщины

Композиция «После бала» своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остается в тени. Повествование ведется от имени второго, «действующего» рассказчика – Ивана Васильевича. Он кратко характеризуется в начале: «Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич… рассказывал он очень искренно и правдиво ».

Рассказ начинается с реплики героя, в которой как будто определена тема:

«-Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что дело в случае».

Такой «случай» и составляет сюжет. Однако начало перекликается с концовкой, где после всего рассказанного Иван Васильевич размышляет:

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было, - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал»,- думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого».

Весь рассказ построен на контрастах, которые выражены и в композиции, и в лексике. Противопоставляются описание бала и наказания, отец и дочь. Противопоставлены два образа полковника.

Такое композиционное противопоставление влечет за собой различие языковых средств и стилистическую противопоставленность первой и второй части рассказа, хотя рассказчик один и тот же - Иван Васильевич.

В. В. Одинцов, исследуя поэтику рассказа, обратил внимание на характер повествования в каждой из частей. В первой части «сцена была описана человеком, для которого все это – далекое прошлое», во второй части это «уже не тот человек, для которого изображаемое стало далеким прошлым, а тот, кто видит впервые, кто еще даже не знает точно, что происходит», т. е. обобщенная передача прошлого заменяется во второй части формами непосредственного восприятия.

Выявляя языковые особенности каждой части, я отметила следующее.

Для описания бала писателем используется эмоциональные эпитеты: бал чудесный, зала прекрасная с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского.

Описывая Вареньку, в которую влюблен рассказчик, Лев Толстой строго отбирает лексику, не употребляет ярких метафор: «…в молодости, восемнадцати лет, она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная; …всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз; …я … видел только высокую, стройную фигуру…; …она улыбкой благодарила …; … в знак сожаления и утешения улыбалась мне… ». Толстой очень часто использует повторное употребление одних и тех слов, одних и тех же конструкций. Вот еще один пример: «особенно умиляли меня его сапоги; четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня ; не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины и женщины».

Чтобы передать приподнятое настроение влюбленного юноши, повторяется конструкция «я + глагол»: «Я взял перышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг и благодарность. Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее».

Эпитеты также играют важную роль в раскрытии образов рассказа, передаче их эмоционального состояния. Вот как по-разному выглядит полковник. На балу: очень красивый, статный, высокий и свежий старик; ласковая, радостная улыбка; сложен он был прекрасно…

Во время наказания: …шел … втягивая в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал через оттопыренную губу; гневный голос; грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся,

Стилистически важно употребление и расположение прилагательных, обозначающих цвет. В рассказе встречаются всего четыре таких прилагательных: белый, черный, розовый, красный. В первой части рассказа употреблены два из них: белый (белое платье Вареньки, белые перчатки, белые башмачки, белые усы полковника…), розовый (розовый пояс Вареньки). Это светлая, радостная часть рассказа, и здесь соответствующие цвета.

Вторая часть начинается с прилагательного черный (увидал что-то большое черное; солдаты в черных мундирах). Здесь употребляется и прилагательное белый, но в другом контексте (оскаленные белые зубы). И, наконец, - слово красный (что-то пестрое, мокрое, красное – это спина наказываемого). В русской иконописи красный цвет часто означал ад и мученичество, поэтому использование этого цвета символично.

Эмоциональное воздействие на читателя оказывают и звуковые образы, также помогающие передать изменения в душе рассказчика: радостная веселая музыка на балу и звуки барабана и флейты, жесткая визгливая музыка на плацу.

Смена внутреннего состояния передана, в сущности, одной фразой: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка».

Из поэтических фигур Толстой употребил в рассказе сравнения: о хозяйке бала: такая же добродушная, как и он; улыбка отца, как у дочери. Более выразительно сравнение: с … пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны. А также: «Как бывает, что, вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить».

Есть в рассказе и анафоры: «шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым».

Интересна, по-моему и такая деталь: картина бала в рассказе дается при вечернем искусственном освещении, а сцена на плацу – «при свете дня». Значит,

все, что происходило на балу – притворство, маска? А сцена на плацу – протест против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесного наказания крестьян.

Как было отмечено, одним из основных композиционных и стилистических приемов, использованных Л. Н. Толстым является антитеза. В рассказе соединены две темы: тема великолепного бала и тема жестокой экзекуции. Отсюда и контрастность художественно-изобразительных средств, столкновение светлых и черных красок в описании бала и «после бала», в описании полковника Б. на балу и в сцене экзекуции, в подборе контрастных эпитетов. Раскрытию нравственной проблематики рассказа подчинены и отбор лексики, и особое словоупотребление, и использование различных синтаксических конструкций и поэтических фигур.

Используемая литература:


  1. Толстой Л. Н. « После бала».

  1. Беленький Г. И., Хренова О. М. « Читаем, думаем, спорим» Москва «Просвещение» 1995 г.

  1. Геллер Э. С. «Методические рекомендации к лингвистическому анализу художественных произведений в школе» Махачкала Дагучпедгиз 1989 г.

  1. Сборник статей «В мире Толстого» Москва «Советский писатель»

«Рассказ Толстого После бала» - Цель урока: После бала. Не дурно. 20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две. Л.Н.Толстой "После бала". 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха). Нынче еду в Пирогово. [..]. Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Наблюдение над языковыми средствами На балу:

«Лев Толстой «После бала»» - Тайна названия рассказа. Психологическое состояние героя. Л.Н.Толстой Рассказ «После бала». Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа Л. Н. Рассказ в рассказе. Антитеза. Позор. Цветовая гамма эпизода. Разберёмся в противоречиях поведения полковника. После бала. Рассказ. Николай I.

«Урок После бала» - По рождению и воспитанию принадлежал к высшей помещичьей знати в России. Вспомним содержание рассказа. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия. За что наказали солдата? М.Горький. (История русской литературы). Цели урока: Свыше двухсот произведений написано Толстым. В каком университете учится герой?

«Л.Толстой «После бала»» - Из дневника Л.Н.Толстого. История создания рассказа. После бала. Анализ текста. Творческая работа. Цель урока. Перекличка эпох в рассказе «После бала». Л. Н. Толстой "После бала". Антитеза. Эксперимент. Н. Ге Портрет Л. Н. Толстого. Улица. Автор подчёркивает контраст. Роль контраста цвета и звука в рассказе Л. Толстого.

«Толстой После бала урок» - Самостоятельная работа. Л. Н. Толстой. 19 мая 1910 г. Лев Николаевич Толстой Рассказ «После бала». Великое значение личности и творчества Толстого в русской и мировой литературе. Наблюдения над языковыми средствами. Художник И. Репин. Основной приём – противопоставление, приём контраста. Какие изменения произошли в полковнике и Иване Васильевиче после бала?

«Толстой После бала 1» - Темы. «После бала». А спокойствие – душевная подлость» Из дневника Л.Н.Толстого. Биография и творчество История Музыка Танцы Художественные средства выразительности Герои Любовь. Жизненное кредо. Лев николаевич толстой. Николай i. Оборона севастополя. Крымская война.

Всего в теме 10 презентаций



Рассказать друзьям