Идея без номера. Новая серия вопросов для домашней викторины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Молодость

Карьера писателя

Конармия

Творчество

Арест и расстрел

Семья Бабеля

Исследователи творчества

Литература

Библиография

Издания сочинений

Экранизации

(первоначальная фамилия Бобель ; 1 (13) июля 1894, Одесса - 27 января 1940, Москва) - русский советский писатель, журналист и драматург еврейского происхождения, известный своими «Одесскими рассказами» и сборником «Конармия» о Первой Конной Армии Будённого.

Жизнеописание

Биография Бабеля, известная во многих подробностях, всё же имеет некие пробелы, связанные с тем, что автобиографические заметки, оставленные самим писателем, во многом являются приукрашенными, изменёнными, или даже «чистым вымыслом» с определённой целью, соответствовавшей политическому моменту того времени. Тем не менее, устоявшаяся версия биографии писателя такова:

Детство

Родился в Одессе на Молдаванке в семье бедного торговца Маня Ицковича Бобеля (Эммануила (Мануса, Мане) Исааковича Бабела ), родом из Белой Церкви, и Фейги (Фани ) Ароновны Бобель. Начало века было временем общественных беспорядков и массового исхода евреев из Российской империи. Сам Бабель выжил во время погрома 1905 года (его спрятала христианская семья), а его дед Шойл стал одним из трёхсот убитых тогда евреев.

Чтобы поступить в подготовительный класс одесского коммерческого училища Николая I, Бабель должен был превысить квоту на студентов-евреев (10 % в черте оседлости, 5 % за её пределами и 3 % для обеих столиц), но несмотря на положительные отметки, дававшие право на обучение, место было отдано другому юноше, чьи родители дали взятку руководству училища. За год образования на дому Бабель прошёл программу двух классов. Помимо традиционных дисциплин, он изучал Талмуд и занимался музыкой.

Молодость

После ещё одной неудачной попытки поступить в Одесский университет (вновь из-за квот) он оказался в Киевском институте финансов и предпринимательства, которую закончил под своей первоначальной фамилией Бобель . Там он встретил свою будущую жену Евгению Гронфейн, дочь богатого киевского промышленника, которая бежала с ним в Одессу.

Свободно владея идишем, русским и французским языками, Бабель первые свои произведения писал на французском языке, но они до нас не дошли. Затем он отправился в Петербург, не имея на это, по собственным воспоминаниям, права, так как город находился вне черты осёдлости. (Недавно обнаружен документ, выданный петроградской полицией в 1916 году, который разрешал Бабелю проживать в городе на время учёбы в Психоневрологическом институте, что подтверждает неточность писателя в его романтизированной автобиографии). В столице ему удалось поступить сразу на четвёртый курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института.

Первые рассказы на русском Бабель опубликовал в журнале «Летопись» в 1915. «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла» привлекли внимание, и Бабеля собрались судить за порнографию (1001-я статья), чему помешала революция. По совету М. Горького, Бабель «ушёл в люди» и переменил несколько профессий.

Осенью 1917 года Бабель, отслужив несколько месяцев рядовым, дезертировал и пробрался в Петроград, где в декабре 1917 года пошёл работать в ЧК, а затем в Наркомпрос и в продовольственных экспедициях. Весной 1920 г. по рекомендации М. Кольцова под именем Кирилла Васильевича Лютова был направлен в 1-ю Конную армию в качестве военного корреспондента Юг-РОСТа, был там бойцом и политработником. С нею он воевал на румынском, северном и польском фронтах. Потом работал в Одесском губкоме, был выпускающим редактором 7-ой советской типографии, репортёром в Тифлисе и Одессе, в Госиздате Украины. Согласно озвученному им самим мифу в автобиографии, в эти годы не писал, хотя именно тогда начал создавать цикл «Одесских рассказов».

Карьера писателя

Конармия

В 1920 году Бабель был назначен в 1-ю Конную армию, под командованием Семёна Будённого и стал участником Советско-польской войны 1920 года. Всю кампанию Бабель вёл дневник («Конармейский дневник» 1920 год), который послужил основой для сборника рассказов «Конармия», в котором насилие и жестокость русских красноармейцев сильно контрастирует с интеллигентностью самого Бабеля.

Несколько рассказов, которые позже вошли в сборник «Конармия», были опубликованы в журнале Владимира Маяковского «Леф» в 1924 году. Описания жестокости войны были далеки от революционной пропаганды того времени. У Бабеля появляются недоброжелатели, так Семён Будённый был в ярости от того, как Бабель описал жизнь и быт красноармейцев и потребовал казни писателя. Но Бабель находился под покровительством Максима Горького, что гарантировало публикацию книги, которую, впоследствии, перевели на многие языки мира. Климент Ворошилов в 1924 г. жаловался Дмитрию Мануильскому, члену ЦК, а позже главе Коминтерна, что стиль произведения о Конармии был «неприемлемым». Сталин же считал, что Бабель писал о «вещах, которые не понимал». Горький же высказал мнение, что писатель, наоборот, «украсил изнутри» казаков «лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев».

Знаменитый аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес писал про «Конармию»:

Творчество

В 1924 году в журналах «Леф» и «Красная новь» опубликовал ряд рассказов, позднее составивших циклы «Конармия» и «Одесские рассказы». Бабель сумел мастерски передать на русском языке стилистику литературы, созданной на идише (особенно это заметно в «Одесских рассказах», где местами прямая речь его героев является подстрочным переводом с идиша).

Советская критика тех лет, отдавая должное таланту и значению творчества Бабеля, указывала на «антипатию делу рабочего класса» и упрекала его в «натурализме и апологии стихийного начала и романтизации бандитизма».

В «Одесских рассказах» Бабель в романтическом ключе рисует жизнь еврейских уголовников начала XX века, находя в обиходе воров, налётчиков, а также мастеровых и мелких торговцев экзотические черты и сильные характеры. Самым запоминающимся героем этих рассказов является еврей-налётчик Беня Крик (его прототип - легендарный Мишка Япончик), по выражению «Еврейской энциклопедии» - воплощение бабелевской мечты о еврее, умеющем постоять за себя .

В 1926 году выступил редактором первого советского собрания сочинений Шолом-Алейхема, в следующем году адаптировал для кинопостановки роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды».

В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

В 1928 Бабель опубликовал пьесу «Закат» (поставлена во 2-м МХАТ), в 1935 - пьесу «Мария». Перу Бабеля принадлежит также несколько сценариев. Мастер короткого рассказа, Бабель стремится к лаконизму и точности, сочетая в образах своих персонажей, сюжетных коллизиях и описаниях огромный темперамент с внешним бесстрастием. Цветистый, перегруженный метафорами язык его ранних рассказов в дальнейшем сменяется строгой и сдержанной повествовательной манерой.

В последующий период, с ужесточением цензуры и наступлением эпохи большого террора Бабель печатался всё меньше. Несмотря на свои сомнения относительно происходящего, не эмигрировал, хотя имел такую возможность, навещая в 1927, 1932 и 1935 годах свою жену, проживавшую во Франции, и родившуюся после одного из этих визитов дочь.

Арест и расстрел

15 мая 1939 Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже (дело № 419). При аресте у него изъяли несколько рукописей, которые оказались навсегда утраченными (15 папок, 11 записных книжек, 7 блокнотов с записями). Судьба его романа о ЧК остается неизвестной.

На допросах Бабеля подвергали жестоким пыткам. Военной коллегией Верховного Суда СССР он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян на следующий день, 27 января 1940. Расстрельный список был подписан лично Иосифом Сталиным. В числе возможных причин неприязни Сталина к Бабелю называют то, что он был близким другом Я.Охотникова, И.Якира, Б.Калмыкова, Д.Шмидта, Е.Ежовой и других "врагов народа".

В 1954 году посмертно реабилитирован. При активном содействии Константина Паустовского, весьма любившего Бабеля и оставившего о нём тёплые воспоминания, после 1956 года Бабель был возвращён в советскую литературу. В 1957 году был издан сборник «Избранное» с предисловием Ильи Эренбурга, который назвал Исаака Бабеля одним из выдающихся писателей XX века, блестящим стилистом и мастером новеллы.

Семья Бабеля

Евгения Борисовна Гронфейн, с которой он сочетался законным браком, в 1925 году эмигрировала во Францию. Его другая (гражданская) жена, с которой он вступил в отношения после расставания с Евгенией - Тамара Владимировна Каширина (Татьяна Иванова), их сын, названный Эммануилом (1926), позже стал известен в хрущёвское время как художник Михаил Иванов (член «Группы девяти»), и воспитывался в семье отчима - Всеволода Иванова, считая себя его сыном. После расставания с Кашириной Бабель, выезжавший заграницу, на некоторое время воссоединился с законной супругой, которая родила ему дочь Наталью (1929), в замужестве - американский литературовед Натали Браун (под чьей редакцией было издано на английском языке полное собрание сочинений Исаака Бабеля).

Последняя (гражданская) жена Бабеля - Антонина Николаевна Пирожкова, родила ему дочь Лидию (1937), с 1996 года проживала в США. В 2010 году в возрасте 101 года приезжала в Одессу и смотрела макет памятника мужа. Скончалась в сентябре 2010 года.

Влияние

Творчество Бабеля оказало огромное влияние на литераторов так называемой «южнорусской школы» (Ильф, Петров, Олеша, Катаев, Паустовский, Светлов, Багрицкий) и получило широкое признание в Советском Союзе, его книги переведены на многие иностранные языки.

Наследие репрессированого Бабеля в чём-то разделило его судьбу. Его начали снова печатать лишь после «посмертной реабилитации» в 1960-х годах, тем не менее, его произведения подвергались сильной цензуре. Дочь писателя, американская гражданка Натали Бабель (Браун, англ. Natalie Babel Brown , 1929-2005) сумела собрать малодоступные или неопубликованные произведения и издать их с комментариями («The Complete Works of Isaac Babel», 2002).

Исследователи творчества

  • Одним из первых исследователей творчества И.Э.Бабеля был харьковский литературовед и театральный критик Л.Я.Лифшиц

Литература

  1. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М.: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8
  2. Воронский А., И. Бабель, в его кн.: Литературные портреты. т. 1. - М. 1928.
  3. И. Бабель. Статьи и материалы. М. 1928.
  4. Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель. т. 1. - Л. 1959.
  5. Белая Г.А., Добренко Е.А., Есаулов И.А. "Конармия" Исаака Бабеля. М., 1993.
  6. Жолковский А. К. , Ямпольский М. Б. Бабель/Babel. - М.: Carte blanche. 1994. - 444 с.
  7. Есаулов И. Логика цикла: "Одесские рассказы" Исаака Бабеля // Москва. 2004. № 1.
  8. Крумм Р. Создание биографии Бабеля - задача журналиста.
  9. Могултай . Бабель // Удел Могултая. - 17 сентября 2005 года.
  10. The enigma of Isaac Babel: biography, history, context / edited by Gregory Freidin. - Stanford, Calif.: Stanford University Press, 2009. - 288 p.

Память

В настоящее время в Одессе проводится сбор средств горожан на памятник Исааку Бабелю. Уже получено разрешение городского совета; монумент будет стоять на пересечении улиц Жуковского и Ришельевской, напротив дома, где он когда-то жил. Торжественное открытие планируется в начале июля 2011-го года, ко дню рождения писателя.

Библиография

Всего Бабелем написано около 80 рассказов, объединённых в сборники, две пьесы и пять киносценариев

  • Цикл статей «Дневник» (1918) о работе в ЧК и Наркомпросе
  • Серия очерков «На поле чести» (1920) на основе фронтовых записок французских офицеров
  • Сборник «Конармия» (1926)
  • Еврейские рассказы (1927)
  • «Одесские рассказы» (1931)
  • Пьеса «Закат» (1927)
  • Пьеса «Мария» (1935)
  • Неоконченный роман «Великая Криница», из которого была опубликована только первая глава «Гапа Гужва» («Новый мир», № 10, 1931)
  • фрагмент повести «Еврейка» (опубликован в 1968 г.)

Издания сочинений

  • Избранное. (Предисл. И. Эренбурга). - М. 1957.
  • Избранное. (Вступ. ст. Л. Поляк). - М. 1966.
  • Ибранное: для юношества/Сост., предисл. и коммент. В. Я. Вакуленко. - Ф.: Адабият, 1990. - 672 с.
  • Дневник 1920 (конармейский). М.: МИК, 2000.
  • Конармия И.Э. Бабель. - Москва: Детская литература, 2001.
  • Собрание сочинений: В 2 т. - М., 2002.
  • Избранные рассказы. Библиотека Огонька, М., 1936, 2008.
  • Собрание сочинений: в 4 т. / Сост., прим., вступ. ст. Сухих И. Н. - М.: Время, 2006.

История человечества есть история войн. Швейцарец Жан-Жак Бабель подсчитал, что за всю историю с 3500 года до н.э. и до наших дней человечество мирно прожило лишь 292 года.

Но и войны случались разные. Зачастую количество погибших в войне оценить сложно, но если взять минимальные цифры оценок потерь, картина складывается такая.

10. Наполеоновские войны (1799-1815)

Войны, которые Наполеон Бонапарт вел с разными государствами Европы в период с 1799-го и до 1815 года, обычно так и называют: Наполеоновские войны. К переделу политической карты Европы одаренный полководец приступил еще раньше, чем совершил переворот 18 брюмера и стал Первым консулом. Ганноверская кампания, война Третьей коалиции или русско-австро-французская война 1805 года, война Четвертой коалиции, или русско-прусско-французская война 1806-1807 годов, завершившаяся знаменитым Тильзитским миром, война Пятой коалиции, или австро-французская война 1809 года, Отечественная война 1812 года и война Шестой коалиции европейских держав против Наполеона и, наконец, поход эпохи «Ста дней», завершившийся разгромом Наполеона при Ватерлоо, унесли жизни, по меньшей мере, 3,5 миллионов человек. Многие историки увеличивают эту цифру вдвое.

9. Гражданская война в России (1917-1923)

В гражданской войне, последовавшей за революцией 1917 года в России, погибло больше народу, чем во всех Наполеоновских войнах: не менее 5,5 миллионов человек, а по более смелым оценкам и все 9 миллионов. И хотя эти потери составили менее полупроцента населения мира, для нашей страны война между красными и белыми имела самые тяжелые последствия. Недаром Антон Иванович Деникин отменил в своей армии все награды – какие награды в братоубийственной войне? И, кстати, напрасно думают, что Гражданская война закончилась в 1920 году Крымской эвакуацией и падением Белого Крыма. На самом деле последние очаги сопротивления в Приморье большевикам удалось подавить лишь в июне 1923 года, а борьба с басмачами в Средней Азии затянулась до начала сороковых.

8. Дунганское восстание (1862)

В 1862 году на северо-западе Китая началось так называемое Дунганское восстание против Цинской империи. Китайские и некитайские мусульманские национальные меньшинства – дунгане, уйгуры, салары – восстали, как пишет Большая Советская Энциклопедия, против национального гнета китайско-маньчжурских феодалов и династии Цин. Англоязычные историки с этим не вполне согласны и видят истоки восстания в расовом и классовом антагонизме и в экономике, но не в религиозных распрях и бунте против правящей династии. Как бы то ни было, но начавшееся в мае 1862 года в уезде Вэйнань провинции Шэньси, восстание распространилось на провинции Ганьсу и Синьцзян. Единого штаба восстания не было, и в войне всех со всеми пострадало по разным оценкам, от 8 до 12 миллионов человек. Восстание в результате жестоко подавили, а уцелевших повстанцев приютила Российская империя. Их потомки и ныне проживают в Киргизии, Южном Казахстане и Узбекистане.

7. Восстание Ай Лушаня (8 век нашей эры)

Эпоха династии Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшей мощи страны, когда Китай сильно опережал современные ему страны мира. И гражданская война в ту пору была под стать стране – грандиозная. В мировой историографии она называется восстанием Ай Лушаня. Благодаря расположению императора Сюаньцзуна и его любимой наложницы Ян Гуйфэй тюрок (или согдиец) на китайской службе Ай Лушань сосредоточил в своих руках огромную власть в армии – под его началом находились 3 из 10 приграничных провинций империи Тан. В 755 году Ай Лушань поднял мятеж и в следующем году провозгласил себя императором новой династии Янь. И хотя уже в 757 году спящего вождя восстания заколол его доверенный евнух, усмирить мятеж удалось только к февралю 763 года. Количество жертв потрясает воображение: по самому малому счету погибло 13 миллионов человек. А если поверить пессимистам и допустить, что население Китая сократилось в ту пору на 36 миллионов человек, то придется признать, что мятеж Ай Лушаня уменьшил тогдашнее население мира на 15 с лишним процентов. В этом случае, если считать по количеству жертв, это был крупнейший вооруженный конфликт за всю историю человечества вплоть до II Мировой войны.

6. Первая мировая война (1914-1918)

Герой романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» назвал это «запоздалой миграцией тевтонских племен». Это называли войной против войны, Великой войной, Европейской войной. Имя, с которым она осталась жить в истории, придумал военный обозреватель «Таймс» полковник Чарлз Репингтон: Первая мировая война.

Стартовым выстрелом мировой мясорубки стал выстрел в Сараево 28 июня 1914 года. С этого дня и до перемирия 11 ноября 1918 года погибло по самой скромной мерке 15 миллионов. Если вам встретится число 65 миллионов – не пугайтесь: в него включили еще и всех умерших от испанки – самой массовой пандемии гриппа за всю историю человечества. Помимо массы жертв, итогом I Мировой войны стала ликвидация целых четырех империй: Российской, Османской, Германской и Австро-Венгрии.

5. Войны Тамерлана (14 век)

Помните картину Василия Верещагина «Апофеоз войны»? Так вот, первоначально она называлась «Торжество Тамерлана», и все потому, что великий восточный полководец и завоеватель любил строить пирамиды из человеческих черепов. Надо сказать, что в материале недостатка не было: за 45 лет завоевательных походов хромой Тимур – на персидском Тимур-э-Лянг, а по-нашему Тамерлан – положил, ни много ни мало, больше 3,5 процентов населения земного шара второй половины XIV века. Минимум – 15 миллионов, а то и все 20. Куда он только не ходил: Иран, Закавказье, Индия, Золотая Орда, Османская империя – интересы железного хромца простирались широко. Почему «железного»? А потому, что имя Тимур, а точнее Темур переводится с тюркских языков, как «железо». К концу правления Тамерлана его империя простиралась от Закавказья до Пенджаба. Китай эмир Тимур завоевать не успел, хотя пытался – смерть прервала его поход.

4. Восстание тайпинов (1850-1864)

На четвертом месте снова Китай, что неудивительно: страна населенная. И опять времена империи Цин, то есть неспокойные: опиумные войны, дунганское восстание, движение ихэтуаней, синьхайская революция… И кровопролитнейшее восстание тайпинов, унесшее жизни по самым скромным подсчетам 20 миллионов человек. Нескромные увеличивают эту цифру до 100 миллионов, то есть до 8% населения планеты. Восстание, начавшееся в 1850 году, по сути было крестьянской войной – бесправные крестьяне-китайцы поднялись против маньчжурской династии Цин. Цели были самые что ни на есть благие: свергнуть маньчжуров, прогнать иностранных колонизаторов и создать царство свободы и равенства – Тайпинское небесное царство, где само слово Тайпин означает «Великое Спокойствие». Восстание возглавил Хун Сюцюань, решивший, что он младший брат Иисуса Христа. Но по-христиански, то есть милосердно, не вышло, хотя Тайпинское царство в Южном Китае создали, а его население доходило до 30 миллионов. «Волосатые бандиты», прозванные так за то, что отвергали косы, навязанные китайцам маньчжурами, заняли крупные города, в войну ввязались иностранные государства, начались восстания в других частях империи… Восстание удалось подавить только в 1864 году, и то лишь при поддержке англичан и французов.

3. Захват Китая маньчжурской династией

Вы будете смеяться, но… Опять династия Цин, на этот раз эпохи завоевания власти в Китае, 1616-1662 год. 25 миллионов жертв, или почти пять процентов жителей планеты – это цена создания империи, основанной в 1616 году маньчжурским кланом Айсин Гёро на территории Маньчжурии, то есть нынешнего северо-восточного Китая. Меньше, чем через три десятка лет под ее властью оказался весь Китай, часть Монголии и большой кусок Средней Азии. Китайская империя Мин ослабла и пала под ударами Великого Чистого государство – Да Цин-го. Завоеванное кровью держалось долго: империя Цин была разрушена Синьхайской революцией 1911-1912 года, шестилетней император Пу И отрекся от престола. Впрочем, ему еще будет суждено возглавить страну – марионеточное государство Маньчжоу-го, созданное японскими оккупантами на территории Маньчжурии и просуществовавшее до 1945 года.

2. Войны Монгольской империи (13-15 века)

Монгольской империей историки называют государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников. Его территория была самой большой в мировой истории и простиралась от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии. Площадь империи до сих пор поражает воображение – примерно 24 миллиона квадратных километров. Количество людей, павших в период ее становления, существования и распада, тоже не оставит равнодушным: по самым оптимистическим подсчетам оно не меньше 30 миллионов. Пессимисты насчитывают все 60 миллионов. Правда, речь идет о значительном историческом отрезке – с первых годов XIII века, когда Темучин объединил враждующие кочевые племена в единое Монгольское государство и получил титул Чингис-хана и до стояния на Угре в 1480, когда Московское государство при великом князе Иване III полностью освободилось от монголо-татарского ига. За это время погибло от 7,5 до 17 с лишним процентов населения Земли.

1. Вторая мировая война (1939-1945)

Cамые страшные рекорды держит Вторая мировая война. Она и самая кровопролитная – общее число ее жертв осторожно оценивается в 40 миллионов, а неосторожно и во все 72. Она и самая разрушительная: общий ущерб все воюющих стран превзошел материальные потери от всех предыдущих войн, вместе взятых и считается равным полутора, а то и двум триллионам долларов. Эта война и самая, если можно так выразиться, мировая – в ней в той или иной форме участвовали 62 государства из 73 существовавших в тот момент на планете, или 80% населения Земли. Война шла на земле, в небесах и на море – боевые действия велись на трех континентах и в водах четырех океанов. Это был единственный до сей поры конфликт, в котором было применено ядерное оружие.

«Оптимисты сейчас изучают английский,
пессимисты – китайский, а реалисты
изучают автомат Калашникова».

Как бы мы ни относились к миру во всём мире, с каким бы предынфактным замиранием сердца мы не слушали сообщения о назревании очередного вооружённого конфликта и что бы мы не думали о разжигании войн в целом, мы не можем отрицать тот факт, что война – это основная динамическая характеристика исторического процесса, которая придаёт ему обязательную непрерывность и логику. Ведь война на самом деле и в первую очередь является ни чем иным, как одним из наидревнейших способов социального взаимодействия. Так сказать, одним из ключевых понятий бытия. Ещё античная мифология интерпретировала весь мир как поле битвы, а жизнь сравнивала с борьбой взаимоисключений.

Вряд ли когда-нибудь Земля-матушка остынет от всех войн, которые рыли её своей разъярённостью и орошали гемоглобином. Так сколько же их было за всю нашу историю? Ответить на этот вопрос сегодня не представляется возможным. Имеются в виду точные данные. В разных источниках приводятся разные цифры. Швейцарский учёный Жан-Жак Бабель в 1959 году насчитал, что за последние 5 тыс. лет произошло в среднем около 15 000 военных конфликтов.

Если вы хотите понять, что несут с собой войны, то стоит обратиться к последствиям двух первых мировых конфликтов. Так, в Первой мировой погибло около 30 млн человек, а материальных средств было уничтожено на 28 млрд долларов. Во Второй мировой на полях сражений осталось 50 млн человек, а стоимость разрушений достигла невообразимой суммы в 316 млрд долларов. И после этого мы будем отказываться от своей воинственной природы и основополагающего принципа насильственного решения разногласий? В любом случае, у каждого здравомыслящего человека сами собой напросятся выводы и вопросы относительно того, возможны ли тотальные войны в будущем, и если возможны, то какими они будут.

Ну, во-первых, нужно сказать, что войны грядущего будут отличаться от всего того, что происходило до сих пор. Немного успокаивает тот факт, что многие эксперты говорят о том, что угроза развязывания ядерной войны сведена на данный момент к минимуму, что обусловлено политикой ведущих мировых государств. Но это всё голые предположения. Существуют и не менее авторитетные полярные мнения.

Прогнозы в отношении будущих войн основываются в первую очередь на том, что в мире продолжается неконтролируемое распространение ядерного оружия и ядерных материалов, а также современных биологических технологий для производства одноимённого оружия. Войны будущего будут бесконтактными, победа в которых будет достигаться путём разгрома экономического потенциала противника. Но, естественно, не нужно недооценивать и силу традиционных армий. Но как бы ни развивались события в будущем, войны будут выигрываться учёными в лабораториях и кабинетах. По многим прогнозам, наука в скором будущем может достичь таких высот, что будет способна влиять на некоторые глобальные природные процессы. Да, не исключено, что учёные умы дойдут до того, что научатся вызывать цунами и землетрясения, активизировать вулканическую деятельность и даже изменять направление течения рек. Вот уже совсем недавно США в Афганистане широко использовали беспилотные летательные аппараты для ведения разведки и нанесения бомбовых ударов. Экипировка солдата в будущем изменится коренным образом и разрешит уменьшить потери личного состава на 60-70%. Земля и воздух будут отданы во власть роботов, сенсоров и микросамолетов. А солдат сможет самостоятельно следить за состоянием своего здоровья при помощи автоматических анализаторов и глобальной системы медицинской информации. Так что будущее готовит нам немало сюрпризов, к которым мы можем быть на самом деле не готовы.

Всё чаще сегодня можно услышать о Четвёртой мировой войне. «Как так?» – спросите вы. «Ведь всего то их было две!» Да, но на сегодняшний момент широкий круг специалистов привык считать Третьей мировой «холодную войну» между мировым капитализмом и лагерем светлого социализма. В отношении Четвёртой мировой войны до сих пор точатся дискуссии. Одни говорят, что она являет собой гипотетическую возможность, другие – то, что она уже началась и продолжается. Бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси вынужден был признать, что США ввязалось в Четвёртую мировую, которая имеет все шансы на то, чтобы затянуться на многие десятилетия. Да, само понятие Четвёртой мировой войны пока ещё не признано ни в научных кругах, ни в политике, ни, тем более, в общественном сознании, но это вовсе не свидетельствует о том, что разговоры о ней являются бреднями. Возможно, всё в нашем стереотипном восприятии самого явления войны. Отличие сегодняшней войны заключается в том, что она никем официально не объявлялась и однозначной даты своего начала она тоже не имеет. В то время, как даже у Третье мировой «холодной» войны есть формальная дата своего начала – выступление Черчилля в Фултоне в 1946-ом, когда он в присутствии Трумэна объявил «крестовый поход» против коммунизма. Хотя, некоторые историки считают, что датой начала Четвёртой мировой можно считать 11 сентября 2001 года, когда Нью-Йорк и Вашингтон были ошарашены небывалыми терактами. Если оценивать процесс конфликта, то он достаточно масштабен, чтобы говорить о нём, как о войне: боевые действия в Афганистане, операции в Сомали, Колумбии, Грузии, Йемене и на Филиппинах, война в Ираке, обострение арабо-израильских отношений, военно-политическое давление на Иран и Корею. А сколько всего произошло того, что мы не в силах понять на сегодняшнем этапе.

Каковы же особенности этой войны, и чем она отличается от всех предыдущих конфликтов? Ну, во-первых, это её тесная связь с эпохальной глобализацией. Можно сказать, что сама война и спровоцирована этой глобализацией, которая чётко себя обозначила ещё с начала 90-х. Потому часто её ещё называют первой глобальной войной.

Во-вторых, Четвёртая мировая война является перманентной, то есть непрерывно расширяющейся во времени и пространстве.

В-третьих, если во всех войнах прошлого главным образом выступали две противоборствующие системы, то сегодняшняя война – это противостояние так называемого «золотого миллиарда» (Запад, население которого составляет примерно 20% от всего человечества) и остальной части населения земного шара.

В связи с затронутой темой нельзя не вспомнить о мировом терроризме, который играет роль масла, невовремя подлитого в разгоревшееся пламя. Многие считают, что терроризм – это мифический образ, который создаётся специально для того, чтобы скрыть истинные цели стратегии США и их союзников. Ведь это, в принципе, очень удачная идея – использовать идею неприятия исламом демократических ценностей и перевести борьбу с международным терроризмом в плоскость войны западного мира с восточным.

Мир меняется, и фантом войны становится всё плотнее и явственнее. И если оглядываться и анализировать весь исторический опыт, можно понять, что нас ничего не учит, и что война неизбежна. Война, которая станет качественно новым понятием с апокалиптическими чертами: новая тактика, современнейшее оружие, использование в борьбе киберпространства, а также (ошибкой будет исключать такой поворот событий) и ядерного оружия. Если в первом акте на сцене появляется ружьё, оно не обязательно должно дотянуть до конца представления, чтобы выстрелить. А сейчас хочется вспомнить слова мудрого Кеннеди, который утверждал, что «либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством». Война уже сделала свой четвёртый ход. Наша очередь.

Продолжал образование в Киевском институте финансов. По имеющимся сведениям, в школьные и студенческие годы принимал участие в сионистских кружках. С 15 лет начал писать рассказы по-французски.

В 1915 г. приехал в Петроград «без права жительства». При содействии Горького напечатал в журнале «Летопись» два рассказа: «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла», за которые был привлечен к уголовной ответственности по 1001 статье (порнография). В «Журнале журналов» за 1916–17 гг. опубликовал несколько коротких очерков под псевдонимом Баб-Эль, в одном из которых предсказал возрождение в русской литературе ранней «малороссийской» гоголевской линии, «затертой» петербургским Акакием Акакиевичем, и появление «одесского Мопассана». В этой литературной декларации молодого Бабеля предвосхищались некоторые эстетические принципы так называемой «юго-западной школы» (И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, Ю. Олеша, Э. Багрицкий , С. Гехт , Л. Славин и другие).

Осенью 1917 г. Бабель, отслужив в армии несколько месяцев рядовым, дезертировал и пробрался в Петроград, где поступил на службу в ЧК, а затем в Наркомпрос. Опыт работы в этих учреждениях отразился в цикле статей Бабеля «Дневник», опубликованных весной 1918 г. в газете «Новая жизнь». Здесь Бабель с иронией описывает первые плоды большевистского переворота: произвол, всеобщее одичание и разруху. В очерке «Дворец материнства» Бабель от своего имени высказывает те сомнения, которые позже, в «Конармии», он вложил в уста хасида-старьевщика (см. Хасидизм) Гедали, персонажа одноименного рассказа: «...стрелять друг в дружку - это, может быть, иногда бывает неглупо. Но это еще не вся революция. Кто знает - может быть, это совсем не революция». В этом, как и в других рассказах Бабеля, отражен душевный конфликт, который вызвала революция среди многих евреев, верных своим национальным и религиозным традициям. После закрытия «Новой жизни» советскими властями Бабель начал работать над повестью из быта революционного Петрограда: «О двух китайцах в публичном доме». Рассказ «Ходя» («Силуэты», №6–7, 1923; «Перевал», №6, 1928) - единственный сохранившийся отрывок из этой повести.

Вернувшись в Одессу, Бабель печатает в местном журнале «Лава» (июнь 1920 г.) серию очерков «На поле чести», содержание которых заимствовано из фронтовых записей французских офицеров. Весной 1920 г. по рекомендации М. Кольцова Бабель под именем Кирилла Васильевича Лютова был направлен в 1-ю Конную армию в качестве военного корреспондента Юг-РОСТа. Дневник, который Бабель вел во время польской кампании, фиксирует его подлинные впечатления: это та «летопись будничных злодеяний», о которой глухо упоминается в иносказательной новелле «Путь в Броды». С документальной точностью Бабель описывает здесь дикие издевательства конармейцев Буденного над беззащитным еврейским населением местечка Демидовки в день Девятого ава : «...все, как тогда, когда разрушали храм». В книге «Конармия» (отдельное изд., со значительными изменениями, 1926; 8-е доп. изд., 1933) реальный материал дневника подвергается сильнейшей художественной трансформации: «летопись будничных злодеяний» превращается в своеобразный героический эпос. Основным повествовательным приемом Бабеля является так называемый сказ, преломляющий мысль автора в чужом слове. Так, в новеллах «Конкин», «Соль», «Письмо», «Жизнеописание Павличенки», «Измена» рассказчик - человек из простонародья, стиль, точка зрения и оценки которого явно чужды автору, но необходимы ему как средство преодоления общепринятых и изношенных литературных норм и идеологических оценок. Нельзя отождествлять с автором и основного повествователя «Конармии», так как сложной речевой маской является сам «Кирилл Лютов» - еврей с претенциозно-воинственной русской фамилией, сентиментальный и склонный к преувеличениям «кандидат прав Петербургского университета», в котором «экзотические» дикари-буденновцы возбуждают одновременно восторг и ужас. «Конармия» - книга о поражении и о тщете жертв. Она завершается нотой безысходного трагизма (рассказ «Сын рабби»): «...чудовищная Россия, неправдоподобная, как стадо платяных вшей, затопала лаптями по обе стороны вагонов. Тифозное мужичье катило перед собой привычный горб солдатской смерти... когда у меня не стало картошки, я швырнул в них грудой листовок Троцкого. Но только один из них протянул за листовкой грязную мертвую руку. И я узнал Илью, сына житомирского рабби». Сын раввина, «красноармеец Брацлавский», в сундучке которого рядом свалены «мандаты агитатора и памятки еврейского поэта», умирает «среди стихов, филактерий и портянок». Только в седьмом и восьмом изданиях книги Бабель изменил ее концовку, поместив после рассказа «Сын рабби» новый, более «оптимистический» эпилог: рассказ «Аргамак».

Одновременно с «Конармией» Бабель печатает «Одесские рассказы», написанные еще в 1921–23 гг. (отдельное изд. 1931). Основной герой этих рассказов, еврей-налетчик Беня Крик (прототипом которого послужил легендарный Мишка Япончик), воплощение бабелевской мечты о еврее, умеющем постоять за себя. Здесь с наибольшей силой проявляется комическое дарование Бабеля и его языковое чутье (в рассказах обыгрывается колоритный одесский жаргон). Еврейской тематике посвящен в значительной мере также цикл автобиографических рассказов Бабеля «История моей голубятни» (1926). Это ключ к основной теме его творчества, противопоставлению слабости и силы, которое не раз давало современникам повод обвинять Бабеля в культе «сильного человека».

В 1928 г. Бабель публикует пьесу «Закат». Эта, по словам С. Эйзенштейна , «лучшая, пожалуй, по мастерству драматургии послеоктябрьская пьеса», была неудачно поставлена МХАТом 2-м и обрела подлинное сценическое воплощение лишь в 1960-е гг. за пределами СССР: в израильском театре «Х абима» и будапештском театре «Талия». В 1930-е гг. Бабель публиковал мало произведений. В рассказах «Карл-Янкель», «Нефть», «Конец богадельни» и т. д. появляются те компромиссные решения, которых писатель избегал в своих лучших произведениях. Из задуманного им романа о коллективизации «Великая Криница» увидела свет лишь первая глава «Гапа Гужва» («Новый мир», №10, 1931). Вторая пьеса Бабеля, «Мария» (1935), оказалась мало удачной. Однако, как свидетельствуют такие посмертно опубликованные произведения, как фрагмент повести «Еврейка» («Новый журнал», 1968), рассказ «Справка (Мой первый гонорар)» и другие, Бабель и в 1930-е гг. не утратил мастерства, хотя атмосфера репрессий заставляла его все реже появляться в печати.

Еще в 1926 г. Бабель начал работать для кино (титры на идиш для фильма «Еврейское счастье», сценарий «Блуждающие звезды» по мотивам романа Шалом Алейхема , киноповесть «Беня Крик»). В 1936 г. совместно с Эйзенштейном Бабель пишет киносценарий «Бежин луг». Фильм, снятый по этому сценарию, уничтожен советской цензурой. В 1937 г. Бабель печатает последние рассказы «Поцелуй», «Ди Грассо» и «Сулак». Арестованный после падения Ежова, весной 1939 г., Бабель был расстрелян в Лефортовской тюрьме (Москва) 27 января 1940 г.

В изданиях, выходивших в СССР после «посмертной реабилитации» Бабеля (лучшее из них: «Избранное», 1966), его произведения подверглись сильным цензурным сокращениям. В США дочь писателя, Наталия Бабель, проделала большой труд, собрав малодоступные и не опубликованные прежде произведения своего отца и издав их с подробными комментариями.

О прочной связи Бабеля с еврейским культурным наследием свидетельствуют навеянные еврейским фольклором рассказы о похождениях Гершеле из Острополя («Шабос-Нахму», 1918), его работа над изданием Шалом Алейхема в 1937 г., а также участие в последнем легальном альманахе на иврите, санкционированном советскими властями, «Брешит» (Берлин, 1926, редактор А. И. Карив), где опубликованы шесть рассказов Бабеля в авторизованном переводе, а имя писателя приведено в еврейской форме - Ицхак.

Швейцарец Жан-Жак Бабель подсчитал,
что за всю историю с 3500 года до н.э.
и до наших дней человечество мирно прожило
лишь 292 года... Как же это мало...

Охрипшие горны разбудят отвагу
В истерзанных наших полках.
И вверх полетят опалённые флаги
На временем битых древках.

Сольются слова боевых командиров
В победно звучащий аккорд,
Бросая ряды разноцветных мундиров
На копья взбешённых когорт.

Смешаем штыки, арбалеты и плети...
Прервётся последний глоток...
Под скрежет свербящих в зубах междометий,
И плач в материнский платок.

Взлетят высоко обожжённые птицы
Над дымом походных кострищ...
И, может быть, Ты... разбросаешь пшеницу
В полях боевых пепелищ.

Рецензии

Жаль, что эти стихи не читают те, кто сейчас постоянно заседают. Война на Украине и им опасна. Украина и Россия снабжает Западную Европу хлебом, а, главное, пшеницей. Мудрые, горькие стихи. Стихотворение удачное и по форме, и по содержанию. Творческих успехов. Надежда.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании



Рассказать друзьям