Историко культурный туризм кем работать. Развитие культурного туризма в россии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В зависимости от преимущественного использования для туризма в качестве базового того или иного культурного ресурса выделяют разнообразные виды культурного туризма, наиболее распространённые из которых представлены на рис. 2.2 и кратко охарактеризованы в табл. 2.3.

Рис. 2.2.

Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

Туризм наследия, особенно, в своих типичных формах, включая обзорно-ознакомительный туризм, с ярко выраженной базой на ресурсах исторического наследия и экскурсионной формализованной формой познавательной деятельности туриста, имеет определенные проблемы в развитии, которые следует учитывать дестинациям, в которых он является доминирующим.

  • Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня ), а в небольших культурноисторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.
  • Достопримечательности культурного наследия, как правило, не генерируют повторных посещений. Замечено, что туризм, базирующийся на историческом наследии, похож на коллекционирование: туристы заранее отмечают места и достопримечательности, которые они «должны» увидеть воочию. Попадание в «коллекцию» туристских впечатлений делает излишним повторный визит, дух коллекционирования влечет к другим местам. Пародокс состоит в том, что чем уникальнее ресурсы наследия, тем меньше шансов стимулировать повторные посещения. Это обусловлено трудно разрешимым противоречием между поддержанием уникальности и связанной с ней известности дестинации и возможностью обновления и расширения предложения продуктов культурного наследия на туристском рынке. Таким образом, дестинации и отдельные достопримечательности культурного наследия могут стать заложниками уникальности, распространяющей «иммунитет» на изменения ожиданий туристов.

Таблица 2.3

Особенности различных видов культурного туризма

туризма

Временной / Культурный фокус

Особенности

Типичные

Туризм наследия, или культурно- историче ский

Прошлое/ Высокая культура. Традиционные бытовая и творческая практика

Реализует интерес к прошлому, к признанным культурным ценностям, находящих выражение в аутентичных «памятниках» (исторических, архитектурных, литературных, художественных) и традициях

Музеи и центры наследия. Исторические сооружения (замки, крепости и др. здания).

Культурные ландшафты (ландшафты поселений, садов, парков, мест, ассоциирующихся с историческими личностями или событиями).

Места археологических раскопок.

Религиозные центры и сооружения.

Обзорный (культурно- ознакомительный, или экскурсионный)

Прошлое, настоящее/ Высокая культура. Традиционные бытовая и творческая практика

Реализует интерес к знакомству с «чужой» культурой для формирования разнообразной картины мира

Досто при меч ател ьн ост и

культурно-исторического

наследия.

Местные традиции. Традиционные события

Арт-туризм

Настоящее/ Высокая и популярная культура

Реализует интересы к современным процессам в сфере художественного творчества

Художественные галереи и выставки.

Театры и драматические, музыкальные представления.

Культурно-креативные

кварталы.

Фестивали искусств. Музеи и события в сфере современного дизайна и моды.

Литературные места. Места съемок фильмов

туризма

Временной / Культурный фокус

Особенности

Типичные

достопримечательности/ деятельность туриста

Событийный культурный туризм

Настоящее и прошлое/ Высокая, популярная, живая культура

Реализует интерес к уникальным культурным ресурсам, использование которых ограничено жёсткими времен - ными и пространственными рамками

Фестивали искусств. Региональные и местные празднования (карнавалы, религиозные праздники, празднование памятных дат и тл.)-

Эстрадные и иные шоу. Премьерные показы. Художественные выставки

Креативный культурный туризм

Прошлое, настоящее, будущее/ Высокая, популярная, живая культура

Реализует интерес к собственному творческому и духовному развитию

Собственная созидательная деятельность туриста в творческой сфере (рисование, музицирование, литературное творчество, прикладное искусство, фото- и кинотворчество и т.д.) и сфере духовного самосовершенствован ия (обучения различным духовным практикам) в областях культуры, развитие которых составляют отличительную особенность дестинации

Экокульту рный туризм

Прошлое, настоящее/ Живая культура

Реализует интерес в формировании нового культурного опыта в форме деятельного участия в осуществлении традиционного уклада жизни места (сохранившегося, реконструированного или современного)

Пребывание в местной семье.

Участие в традиционной досуговой деятельности местного населения. Ведение традиционного уклада жизни на «исторической» ферме

Временной / Культурный фокус

Особенности

Типичные

достопримечательности/ деятельность туриста

впечатлений

Реализует интерес к осмыслению особенностей культуры места и времени через собственный эмпирический опыт , полученный на основе погружения в предложенные обстоятельства

Культурно-креативные

кварталы.

Интерактивные музейные программы.

Местные праздники и фестивали.

Исторические реконструкции

Тематический

Прошлое, настоящее/ Высокая, популярная, живая культура

Реализует интерес к знакомству с одним из аспектов исто - рии и культуры дестинации. Находит выражение в развитии культурных маршрутов на региональном, межрегиональном и местном уровне

Может объединять однотипные и разные по виду культурные ресурсы внутри и вне дестинации, сгруппированные вокруг одной темы

В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

  • - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
  • - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постму- зейности».

Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.

Центры наследия получили популярность и широкое распространение в 80-90-е гг. прошлого столетия, представляют собой форму музея, но в отличие от него, они строятся не вокруг коллекций, а вокруг историко-культурных тем (например, Центр наследия шотландского виски). При этом, используются аутентичные объекты, но не как самоценности, а как средства конструирования аутентичности представленного аспекта исторического развития и культуры.

Другое отличие таких центров от музеев состоит в более активном использовании инновационных технологий формирования впечатлений на основе развития интерактивности через стимулирование эмоций, чувств, памяти, провоцирующих понимание и осмысление данной культурноисторической темы обычными людьми. Третье отличие, которое интересно отметить, состоит в том, что центры наследия часто представляют «обычное» прошлое, связанное с местной ушедшей повседневной культурой. Здесь важным ресурсом формирования впечатлений становится узнавание относительно недавнего прошлого, вызывающее сильную эмоциональную реакцию.

Эти черты хорошо иллюстрирует, в частности, пример социо- индустриального парка Бимиш в Англии, который воссоздает образ жизни типичного шахтерского городка перед Первой мировой войной. Время здесь застыло на 1913 г. Жилые дома и здания общественного пользования (магазины, школа, почта, церковь и т.д.), транспорт, а также используемые для осуществления разнообразной бытовой и трудовой деятельности предметы - подлинные артефакты того периода. Более того, в городке поддерживается «жизнь» того времени: работают магазины, пекарни, кафе, транспорт, в церкви идет «служба» в присутствии «прихожан» в костюмах начала века, демонстрируются технологии обслуживания (в магазинах, банках), можно купить реальные продукты, произведенные по прежним технологиям (кондитерские изделия), услышать популярную музыку того времени, заглянуть в шахтерский дом и познакомиться с бытом рабочих семей и т. д.

Центры наследия занимают промежуточное положение между музеями и тематическими парками, базирующимися на ресурсах наследия, и в отличие от последних могут быть включены в список мест, характерных для туризма наследия (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Характеристика новых типов достопримечательностей на базе ю/льтуоно-истооических dccvdcob

Тематические парки. В период с 1990 по 2000 г. численность посетителей таких парков в мире возросла на 80% , и сегодня они наиболее часто посещаемые и доходные туристские достопримечательности .

Парки типа «Мир Диснея» включают «мезееподобные» репрезентации наиболее известных мест со всего мира. Другим примером такого тематического парка может служить «Деревня Назарет» в современном городе Назарет в Израиле, создающая атмосферы места и времени, описанных в библии. Она возникла в результате реконструкции близлежащей деревни первого века и симуляции жизни времен Иисуса Христа на основе воспроизведения архитектуры, ландшафта и повседневного стиля жизни жителей, в том числе путем приглашения актеров для исполнения ролей местных жителей, приготовления типичных кушаний и т.п.

С центрами наследия такие парки связывает тематическое представление культуры и прошлого, а также еще более широкое использование технологий презентации и интерепретации, способных захватывать воображение. Для тематических парков характерным является использование технологии «машины времени», когда с помощью средств воздействия на зрение, слух, ощущения и обоняние посетителей, создается эффект путешествия «назад в прошлое».

Однако, в отличие от центров наследия они используют неаутентичные , симулятивные ресурсы, и основной их функцией является развлечение , стимулирование удовольствия. Это делает их атрибутом современной популярной культуры.

Реконструкции исторических событий - инсценировки известных событий, которые обычно «ставятся» в аутентичных и неаутентичных декорациях исторического места, будь то крепость, улицы исторического городского квартала, место военного сражения или центра наследия или тематического парка). Например, в Нарвской крепости в рамках исторического фестиваля «Нарвская баталия» воссоздается известное событие Русско-шведской войны.

Реконструкции исторических событий могут использоваться как вспомогательный инструмент в рамках музейной практики, «оживляющий» картины прошлого, а могут выступать в качестве самостоятельных культурных достопримечательностей. Для них характерны:

  • - неаутентичность используемых средств;
  • - создание атмосферы события с помощью визуальных, шумовых,

обонятельных эффектов;

  • - игровой характер получения информации о событии;
  • - в значительной степени, развлекательный характер.

Интересно выделить категорию самодеятельных реконструкций исторических событий силами членов исторических клубов разных стран, например Бородинской битвы. Для туристов-участников значительный познавательный потенциал реконструкций реализуется в предварительной подготовке «дома» (рис. 2.4).

Как видно из изложенного выше, одной из заметных тенденций развития туризма наследия становится использование тематической формы его организации, которая приводит к выделению соответствующего вида ту ризма - тематического туризма.


Рис. 2.4.

Тематический туризм. Особенностью тематического туризма является фокусирование восприятия туриста на отличительных характеристиках дестинации в рамках знакомства с одним из аспектов ее истории и культуры. Тематический туризм находит выражение в развитии культурных маршрутов . Культурный маршрут представляет собой совокупность материальных и нематериальных элементов исторических и культурных ресурсов, связанных друг с другом темой и концепцией ее раскрытия в ходе специального маршрута движения.

Такая форма туризма создает следующие условия для его развития:

  • Рост возможности интерпретации достопримечательности в соответствии с интересами посетителей, их культурным багажом. Так, для специализированных культурных туристов тематическая компоновка и интерпретация достопримечательностей позволяет более концентрированно попадать в специальные интересы этой группы туристов (например, «Дворцы и парки Санкт-Петербурга»). В то же время для туристов с общими культурными интересами, совершающими, в частности, обзорно-ознакомительные поездки, тематическое представление культурной специфики дестинации может стать связующим культурным звеном между культурой туриста и незнакомой ему культурой дестинации, облегчить ему интерпретацию культурных особенностей посещаемых мест. Например, тематический маршрут в Греции «Подвиги Геракла» использует тему, знакомую большинству туристов, и это создает у последних значимую связь с посещаемыми местами, которые в противном случае, оставили бы их равнодушными.
  • Расширение предложения продуктов для культурного туризма за пределы традиционной «музейно-соборной» формулы, за счет придания привлекательности других видов наследия, таких как индустриальное, литературное, садово-парковое наследие, гастрономические традиции, мифология и мистика мест и т.д., а также за счет комбинирования разнообразных культурных ресурсов (наследия и современной культуры, музеев и событий и т.д.) под «зонтиком» одной темы. За счет разнообразия турпродуктов можно стимулировать повторные поездки в дести- нацию.
  • Расширение ареала туристских посещений за счет объединения в тематический культурный маршрут достопримечательностей, которые сами по себе не создают достаточной аттрактивности для туристов, культурных достопримечательностей «второго» и «третьего» плана.

Культурные маршруты как тематические туристские продукты могут иметь разный масштаб: от местного до международного (например, культурный маршрут «Романское искусство в Европе»).

Отметим, что тематический туризм может строиться не только на культурно-историческом материале. Более того, многие популярные сегодня направления тематического туризма, такие как индустриальный и гастрономический туризм, органично смешивают наследие и современность, демонстрируя живое продолжение традиций. Кроме того, тематический туризм может строиться как на стационарной, так и событийной составляющей ресурсной базы дестинации. Так, во многих случаях «тематиза- ция» туристского продукта дестинации базируется на праздновании юбилейных дат, связанных с отдельными местами, людьми или событиями. Например, в Нидерландах Национальная туристская организация разработала серию «тематических» лет, связанных с именами известных художников, таких как Ван Гог, Рембрандт. В 2006 году, объявленном годом Рембрандта, Нидерланды посетило около 1 млн иностранных туристов.

Арт-туризм. На рубеже XX - XXI вв. был впервые отмечен сдвиг туристского интереса от достопримечательностей культурноисторического наследия в сторону арт-туризма - туризма, связанного с доминирующим интересом к текущим процессам в сфере художественного творчества, результатам и процессам современного искусства. Диапазон достопримечательностей, представляющих интерес для туристов с соответствующей мотивацией посещения, весьма широк и включает в себя посещение художественных галерей и выставок, драматических, оперных и балетных спектаклей, поп-концертов, фольклорных фестивалей и уличных представлений, студий художников и мастерских ремесленников, культурно-креативных кварталов и мест, ассоциирующихся с известными литературными произведениями или кинофильмами и т.п.

Многие из перечисленных достопримечательностей посещаются и туристами общекультурных интересов в рамках обзорно-экскурсионного туризма, однако для арт-туристов характерно стремление участия в культурных акциях, знаменующих «событие» в искусстве, будь то определенная выставка современного искусства или премьера оперного спектакля, или концерт в рамках фестиваля, или арт-ярмарка и аукцион. Для таких туристов событийный характер посещения предоставляет возможность острее почувствовать дух творчества, продемонстрировать уровень своей «культурной квалификации» в качестве знатока и ценителя, разбирающегося в нюансах тех или иных видов искусства, и разделить этот опыт с кругом единомышленников. Таким образом, арт-туризм в значительной мере пересекается и «накладывается» на событийный туризм.

Например, выставка-ярмарка «Арт-Манеж» в декабре всегда становится главным художественным событием Москвы. На ней представляется широкий диапазон современного искусства, отражающий самые разнообразные художественные взгляды. Имеющая в своей основе задачу организации коммерческого функционирования искусства, она славится отбором высоко качественных художественных продуктов, противопоставленных безбрежному разнообразию предлагаемого сегодня покупателю товара под маркой изобразительного искусства.

Другой отличительной характеристикой целенаправленных арт- туристов является участие в тематических турах, посвященных отдельным аспектам художественно-творческой жизни дестинации, включая места и достопримечательности, связанные с развитием художественных стилей (скажем, стиль арт-нуво (в привычном нам варианте называемом модерном), в архитектуре, прикладном искусстве, костюме и т. д), литературным и кинотворчеством (реально и ассоциативно), являющихся характерной чертой данной дестинации, элементом ее уникальности . Такая форма позволяет туристам более четко реализовать культурные интересы в художественной сфере и оказаться в кругу таких же заинтересованных потребителей.

Кроме того, арт-туризм имеет значительные «пересечения» с эко- культурным, креативным видами культурного туризма и туризмом впечатлений.

Событийный культурный туризм. Многие аналитики оценивают современный этап туризма как «эру специальных событий». Международная ассоцицая фестивалей и событий (The International Festivals and Events Association) оценивает среднюю посещаемость событийной достопримечательности в выходные дни в 222 тыс. человек. Ежегодное число событий продолжительностью от половины до одного дня составляет от 50 тыс. до 60 тыс., а фестивалей продолжительностью 2 дня и более - около 5 тыс.

Растущее значение событий в туризме связано с двумя основными аспектами его развития: технологическим и имиджевым (рис. 2.5).

Технологический аспект развития событийного туризма базируется на способности событий:

  • - организовывать свободное время в наиболее привлекательной для современного туриста форме, в высокой степени обладающей развлекательной и интерактивной ценностью, сопровождающейся высокой плотностью живого человеческого общения (high touch) и, как следствие, мощным потенциалом формирования ярких, надолго запоминающихся впечатлений.
  • - «структурировать» досуг, предоставляя «информационный стимул» его организации в пространстве и времени,
  • - «оживлять» стационарные культурные достопримечательности.

В технологическом аспекте событийный туризм может рассматриваться как сектор отдельных видов культурного туризма, а формирование и использование событий - как инструмент для развития соответствующих видов туризма.

Имиджевый аспект событий состоит в их способности расширения известности дести наци и и создания или развития имиджа дестинации.

Широко распространена оценка событий как новых «строителей имиджа», признающая их доминирование над иными характеристиками городов и регионов для наделения его уникальными отличительными чертами, ассоциирующимися с данным событием, и идентификации мест как туристских дестинаций. Так, Канны ассоциируются, прежде всего, со знаменитым кинофестивалем, а Эдинбург, став за последние десятилетия своего рода фестивальной столицей Европы, получил новый имидж центра развития современного искусства, и для значительной части туристов его имидж, основанный на богатом и разнообразном культурноисторическом наследии, ушел на второй план.


Рис. 2.5.

Как технологический, так и имиджевый аспекты событийного туризма эффективно создают возможности:

  • Сокращать сезонные колебания туристских прибытий и продливать туристский сезон.
  • Увеличивать число туристов, в том числе за счет повторных посещений. При этом важно, что туристы, участвующие в культурном событии, тратят больше денег, чем обычный турист, чаще останавливаются в гостиницах и иных средствах размещения и характеризуются более длительным сроком пребывания в дестинации

Культурный событийный туризм охватывает широкий спектр достопримечательностей, в частности:

  • Фестивали искусств и региональные и местные празднования (карнавалы, религиозные праздники, празднование памятных дат, сбора урожая и т.д.).
  • Развлекательно-зрелищные события (эстрадные и иные шоу, церемонии вручения наград).
  • Рекреационные события, направленные на организацию досуговой деятельности, имеющие в своей основе развлекательные цели, и активно использующие игровую форму вовлечения посетителей, (например, конкурсы «знатоков» в той или иной сфере культурного творчества, рисунков на асфальте, своего рода «массовые мастер-классы» по практическому освоению традиционных ремесел, приготовлению традиционных или национальных блюд и т. п.).

Примеры таких событий многочисленны и весьма разнообразны. К их числу можно, в частности, отнести выставку творческого досуга CREATIVA, проводящуюся в Брюсселе, на которой представлены только экспонаты ручной работы, созданные творческими людьми. CREATIVA отличается от других выставок оригинальностью концепции: «магазин, мастерская, выставка». Изделия можно приобрести, а хозяева, умеющие творчески проводить свободное время, расскажут и покажут, как изготавливают свои маленькие шедевры .

События в сфере искусства (премьерные показы, художественные выставки и другие культурные события данной сферы).

Как видно из приведенной типологии событий, туризм, обусловленный проведением событий, хорошо «вписывается» в иные виды культурного туризма.

С точки зрения туризма важно, что большая часть специальных событий в культурной сфере исторически возникла и организуется в настоящее время для резидентов, именно они являются основными участниками события и доминируют в формировании их доходной составляющей.

Но именно этот аспект, с другой стороны, создает привлекательную для туристов возможность, смешавшись с жителями, получить аутентичный опыт соприкосновения с местной культурной жизнью, с традиционными ценностями и бытовой практикой.

Таким образом, участие в культурных событиях предоставляет возможность формирования непосредственных (т.е. базирующихся на собственном эмпирическом опыте участия) впечатлений о культурных особенностях дестинации. Этот факт делает события важным средством туризма впечатлений, сближает последний с событийный туризмом.

Туризм впечатлении возник как реакция на рост числа туристов, которые ощущают потребность в более активном участии в знакомстве с культурными достопримечательностями на основе вовлечения в процесс восприятии и осмысления культурного материала. Им недостаточно «смотреть и слушать», получать готовую информацию «из вторых рук», они ищут возможность самим формировать значение посещаемых достопримечательностей, используя для этого весь арсенал человеческих возможностей эмпирического восприятия окружающей среды, получая удовольствие от самого процесса. Иначе говоря, получение впечатлений представляет собой интерактивный процесс деятельности туриста и воздействия на него, а его результатом является осмысление туристского опыта в определенных контекстах жизни самого туриста, оформленное субъективными реакциями, наполненное удовольствием, символическими значениями и эстетическими оценками. Собственное участие туриста в знакомстве с дестинацией и стимулирование эмоционально-чувственной сферы человека создают возможность конструирования уникального и запоминающегося «события» в жизни туриста

Выделяют три базовые стратегии формирования впечатлений:

  • Продукто-центричная - связанная с постановкой «спектакля», оказывающего воздействие на эмоционально-чувственную сферу туристов. Здесь туристы играют роль зрителей с разной степенью интерактивности. В Европе, особенно в средиземноморских странах, получили распространение так называемые «свето-звуковые представления», которые включают в себя своего рода радиоспектакль, где актеры на нескольких языках разыгрывают историю, связанную с данным сооружением или местом. Как правило, этот рассказ сопровождается световыми эффектами, фиксирующими внимание и драматизирующими впечатление . Другим примером таких продуктов может служить презентация «Советского бункера» в Вильнюсе, представленная в рамках программы «Литва - культурная столица Европы 2009», использующая технологию «машины времени». Расположенный на глубине 5 метров под землей, этот бункер способен отправить назад во времени - в СССР. Погружаться в то время помогает советская музыка, телевизионные передачи минувших лет. Туристам даже представляется возможность приготовить обед из доступных в те годы продуктов, а также испытать «прелести» допроса КГБ и пройти курс молодого бойца. У этой постановки есть режиссер - лауреат Национальной премии Литвы Ионас Вайткус. Отметим, что у туриста есть выбор: участие в «драме выживания» (2 часа) или обычная экскурсия (40 мин) с разницей в цене почти в 4 раза .
  • Эко-центричная - ориентированная на создание фона для бытовой и деловой (для туристов соответствующей направленности) деятельности туристов, которые какое-то время живут в данном месте, осуществляя обычное потребительское поведение: питаются, отдыхают, развлекаются, покупают, передвигаются. Реализация этой стратегии сопряжена с соответствующим дизайном мест бытовой и деловой инфраструктуры дестинации. Отсюда, их знакомство с культурой дестинации будет складываться в результате посещения ресторанов, увеселительных заведений, общественных зданий (вокзалов), гостиниц, торговых центров, и их архитектура, оформление, музыкальное сопровождение, кухня, стиль обслуживания формируют культурные впечатления. Распространение дизайнерских, арт- и бутик-отелей, ресторанов и кафе; использования площадок торговых центров и аэропортов под организацию художественных выставок; «художественной» подсветки улиц и сооружений городов и насыщения их пространства так называемым «публичным» искусством, включая городскую скульптуру; практика организации уличных представлений свободного доступа и т.д. отражает растущую популярность данной стратегии формирования впечатлений от культурной среды дестинации.
  • Креатив-центричная - ориентированная на реализацию потребностей туристов в творческом самовыражении и духовном развитии на основе их собственной практической деятельности в этих областях.

В настоящее время отмечается сдвиг от «постановочных» эффектов в пользу более активных практик формирования впечатлений.

Отличительными чертами туризма впечатлений являются :

Получение более полного и ценного для туриста представления о дестинации за счет различных форм участия, в том числе за счет погружения в культурную и социальную жизнь местного сообщества;

  • исследование таких аспектов культурной жизни дестинации, которые выходят за рамки программ массового туризма и/или участие в новых формах туристской активности;
  • развитие компетентности туриста в области личных культурных интересов или формирование новых интересов и требуемых для их реализации навыков через обучающие программы;
  • развитие внутреннего духовного мира и получение «духовной подпитки».

Туризм впечатлений, как видно из подходов к его определению и стратегиям реализации, жестко не связан с разными типами культурных достопримечательностей, и может базироваться на любых из них в разных сочетаниях. Он ориентирован на форму деятельности, фокусируется на интересах и ожиданиях туриста и соответствующих им «удобных» интерпретациях культуры дестинации. Таким образом, туризм впечатлений отражает технологический аспект реализации иных видов культурного туризма, и близок, можно сказать, «вбирает» в себя иные виды культурного туризма, такие как тематический, экокультурный и креативный туризм, которые, в определенной мере, конкретизируют отдельные подходы формирования впечатлений, как они здесь понимаются.

  • Нир"//vww.votpusk ги/рпШ/пе^ а5р°п^= 126705
  • 3* Специалисты предсказывают, что в будущем значительно возрастет число людей,которые будут посвящать посещению таких достопримечательностей весь срок своейпоездки.
  • В США насчитывается порядка 600 тематических парков и им подобных достопримечательностей, в 2005 г. число их посещений составило 335 млн (более половинымирового числа), а доходы - 11,2 млрд долл. США (IAAP - International Association ofAmusement Parks and Attractions: U.S. Amuscment/ThcmeParks & Attractions Industry - Attendances & Revenues, http.Y/www. iaapa.org/modules/MediaNews/index. cfm?fu$eaction=Details&mtid=3&iid=1051 2006). В Великобритании и Германии эти показатели составляли в 2005 г. соответственно 65 млн и 35 млн посещений. ((Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part1: Historic Towns and Cultural Tourism in the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research, eCulture Group, 2007.-http://www.salzburgresearch.at/research/gfx/histurban-study_part-l_cultural-tourism_experiences_srfg_gg_20070531 .pdf)
  • В список культурных маршрутов, поддерживаемых Советом Европы, входят разнообразные тематические продукты, охватывающие как исторические и легендарныеличности в Европе (маршруты, посвященные Моцарту, Дон-Кихоту, например), так инаследие предков европейцев (маршруты, посвященные викингам, кельтам), отдельных национальных, конфессиональных и этнических групп (маршруты, посвященныенаследию европейских евреев, цыганам), архитектурным стилям (например, архитектура военных крепостей в Европе), а также индустриальному наследию, современному искусству, событиям и т.д. (см. сайт Европейского института культурных маршрутов: Ьир:/Лууу.си1и1гс-го1Не5.1и/рНр/Го _т
  • 4> Например, германский крупный туроператор Studiosus издает каталог для специализированных туристов, который выходит 6 раз в год и размещает предложение тематических культурных программ посещений. URL: http://www.kultimer.com
  • Так, согласно исследованиям культурного туризма в рамках проекта ATLAS поданным за 2001 г. доля в туристской активности посещения музеев прекратила рост с1997 г., а разного рода памятников сократилась. С другой стороны, посещение художественных галерей, представлений исполнительского искусства и творческих фестивалей возросла (ATLAS Cultural Tourism Project 2002. - http://wyw.tram-research.com/atlas/previous.htm).
  • В последние 10-15 лет отмечается рост интереса к посещению мест, связанных с популярными сериалами и кинофильмами. Так, посещаемость замка Алнвик в Англииболее чем удвоилось за год с 2001 по 2002 г. после выхода первого фильма о Гарри Потере. Для любителей русской литературы и конкретно Ф.М. Достоевского особой притягательностью пользуются маршруты, связанные с местами действия его романов вПетербурге («Преступление и наказание») и Старой Руссе («Братья Карамазовы»).
  • Опыт личного участия (например, путем вовлечения самого туриста в тематичсски-заданную событием форму деятельности, будь то дегустация традиционных блюд,участие в играх и конкурсах по соответствующей тематике, присоединение к карнавальному шествию), непосредственный и неформальный контакт с местным населением значительно повышает удовлетворенность туриста полученными впечатлениямот поездки.
  • Развитие «высоких технологий» (high tech), приводящих к обезличенности контактов в сфере труда и потребления, опосредованных автоматами и механизмами, и дегуманизации среды жизнедеятельности, повышает ценность живого человеческогообщения (high touch) в условиях объединяющей общим интересом деятельности.
  • Современные технологии раздвигают пространственные и временные рамки распространения соответствующей информации в мировом масштабе, а рост доходов, содной стороны, и развитие низкобюджетного высокоскоростного транспорта, с другой стороны, дают реальную возможность воспользоваться ею. http://www.crea venue, сот/
  • Даже Эдинбургский международный фестиваль (более известный как театральный, хотя последний составляет лишь часть фестивальной программы) - одно из крупнейших и известнейших культурных событий в Европе - характеризуется следующимраспределением аудитории: 39% - жители Эдинбурга, 23% - приезжают из другихчастей Шотландии, 24% - приезжают из остальных частей Великобритании и только14% посетителей - это зарубежные туристы. Причем, по результатам опроса туристовв 2004 г. 62% респондентов отметили, что посещение фестивальных мероприятий было единственной целью поездки, а еще 26% отметили, что это было важной причиной(Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part 1: Historic Towns and Cultural Tourismin the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research, eCulturcGroup, 2007. - http;//www,sal7burgresearch.at/research/gfx/histurban-study part- 1 cultural-tourism experiences, .srfg. gg 2007053.1,pdf). Исследование 21 крупных фестивалей в Канале показало, что только от 5 до15% участников события приехали из-за пределов данной территории (Getz, D. Festivals, Special Events, and Tourism. New York: Van Nostrand Reinhold, 1991).
  • В Римском Форуме ночью представляются картины из истории Рима. Посетителимогут слышать голоса императоров, треск пламени во время знаменитого пожара вРиме и т.д.
  • www.sovietbunker.com - сайт события
  • См. Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part 1: Historic Towns and CulturalTourism in the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research,eCulture Group, 2007. - P. 65. - http://www.salzburgresearch.at/research/gfx/histurban-study_part-1 cultural-tourism_experiences_srfg_gg 20070531 .pdf)

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Демина Светлана Андреевна
Казанский государственный университет культуры и искусств


Аннотация
В данной статье рассматривается культурный туризм как важная составляющая региональной культурной политики и развития общества в целом. Рассмотрены некоторые международные культурные проекты и организации их реализующие. Дана характеристика основным типам культурного туризма и обозначены их потенциал и значение для развития регионов и межкультурного взаимодействия.

CULTURAL TOURISM AS ONE OF THE DIRECTIONS OF THE REGIONAL CULTURAL POLICY AND ITS ROLE IN THE SOCIETY DEVELOPMENT

Demina Svetlana Andreevna
Kazan State University of Culture and Arts


Abstract
This article discusses cultural tourism as an important component of the regional cultural policy and development of society as a whole. Some international cultural projects and organizations realizing it are considered. The main types of cultural tourism are characterized and their potential importance for the development of regions and intercultural interaction are identified.

Библиографическая ссылка на статью:
Демина С.А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]..02.2019).

В настоящее время в мировом сообществе ясно прослеживаются процессы глобализации и интернационализации, с одной стороны, и роста конкуренции и насыщения рынка однотипными продуктами, с другой. При этом многие исследователи склоняются к мнению, что в плане культуры «глобализация - это тупиковый путь развития человечества» или, по крайней мере, что глобализация, понимаемая как исчезновение национальных государств и унификация культуры, «еще очень и очень далеко».

Меняющиеся условия находят свое выражение во всех сферах общественной жизни. Так, например, на первый план выходит обеспечение соответствия качества политики в целом актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства . В культурной же политике регионов, помимо данных основополагающих изменений, наблюдается рост туристского предложения в целом и развития культурного туризма в частности.

В связи с этим актуализируется проблема создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке, решение которой возможно посредством привлечения внимания к национальному историко-культурному наследию местности. Данная статья представляет собой попытку выявить наиболее существенные факторы развития культурного туризма и, как следствие, формирования положительной репутации региона на туристском рынке.

Культурный туризм имеет большое значение для эффективной реализации задач культурной политики, так как призван служить утверждению идеалов терпимости в обществе, уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур мира в целом. Это, безусловно, соответствует целям культурной политики в широком понимании, поскольку взаимодействия государственной власти, негосударственных структур, таких как политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения, а также личностей или социальных групп направлены, прежде всего, на культурное развитие общества.

Культурные контакты подобного рода осуществляются в серии межкультурных проектов ЮНЕСКО (UNESCO ) и Всемирной туристской организации ЮНВТО (UNWTO ). Среди них также крупные долгосрочные межрегиональные проекты по созданию культурно – исторических маршрутов, как «Великий шелковый путь» и «Невольничий путь», в первом из которых принимает участие и Россия.

Другой ведущей организацией в области культурного туризма является ИКОМОС (I СОМОS ). Согласно документам этого международного совета, культурный туризм представляет собой «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи» . Поэтому основной целью деятельности совета служит поддержка идеи и методики охраны памятников и достопримечательных мест.

Деятельность международных организаций, в частности ЮНЕСКО, ЮНВТО и ИКОМОС, по охране и сохранению культурно-исторических мест фактически базируется на принципах Глобального этического кодекса туризма и Хартии туризма. Согласно данным документам, культурный туризм предполагает знакомство с обычаями местного населения, его традиционной и религиозной деятельностью, священными местами и святынями; художественными, археологическим и культурными ценностями – со всеми сторонами культуры, являющимися частью наследия человечества.

Развитие культурного туризма, по сути, невозможно без культурного наследия, поскольку предполагает использование историко-культурного потенциала стран. Историко-культурные ресурсы включают социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Одним из наиболее важных условий массового развития культурного туризма является определенная концентрация объектов культурного наследия. Другим важным фактором служит привлечение внимания к культурному наследию посредством его разумной и творческой организации. К основным методам оценивания культурных комплексов для туристских целей можно отнести расчет времени, которое необходимо затратить для осмотра тех или иных достопримечательностей, выявление наиболее важных для мировой культуры объектов культурного наследия среди имеющихся на определенной территории и проведение сравнительного анализа различных территорий по степени их перспективности и по величине их потенциала в целом .

Следует также отметить, что представление о ценности культурных комплексов может отличаться у специалистов, занимающихся вопросами сохранения, оцениванияи актуализации культурного наследия и у туристов, знакомящихся с ним. Поскольку для туристов важную роль играет, во-первых, доступность объектов культурного наследия, например, наличие удобных экскурсионных маршрутов удобства экскурсионных маршрутов, а во-вторых, уровень общей культуры и образованности туристов и, безусловно, множество других факторов. Именно поэтому основной целью культурной политики в данной области является не только создание благоприятного имиджа региона как такового, но и формирование стабильного положительного и бережного отношения к конкретным объектам культурного наследия на длительное время .

Итак, основной целью культурного туризма служит знакомство с архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей – культурой и историей страны. Понятия «культурный туризм», «познавательный туризм» в международном туризме объединены этой целью и относятся, скорее, к традиционным. ЮНЕСКО, например, рассматривает культурный туризм как отдельный вид, учитывающий культуры других народов .

Деятельность международных организаций, в частности ЮНЕСКО, ЮНВТО и ИКОМОС, по охране и сохранению культурно-исторических мест фактически базируется на принципах Глобального этического кодекса туризма. Данный кодекс имеет большое значение для историко-культурного потенциала страны, поскольку рассматривает туризм как фактор индивидуального и коллективного совершенствования (статья 2), фактор устойчивого развития (статья 3), деятельность, выгодную для принимающих стран и сообществ (статья 5).

Глобальный этический кодекс туризма, состоящий из десяти статьей, провозглашает право на туризм и на свободу туристских путешествий, в частности: рассматривает обязанности участников туристского процесса (статья 6); права работников и предпринимателей туристкой индустрии (статья 9); право на туризм как «возможность напрямую и лично открывать для себя и наслаждаться достопримечательностями нашей планеты» (статья 7).

Согласно Глобальному этическому кодексу, туризм не только использует культурное наследие, но и вносит существенный вклад в его обогащение. Так в статье 4 подчеркивается бережное отношение к объектам культурного наследия «в целях его защиты и сохранения для будущих поколений». Следовательно, культурный туризм в целом способствует сохранению и процветанию традиционных ремесел, культуры и фольклора и противодействует их стандартизации.

Другим нормативно-правовым актом, затаривающим вопросы взаимосвязи культурного наследия и туризма, является одобренная резолюцией I VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской Организации 22 сентября 1985 года Хартия туризма. Согласно статье VI Хартии, культурный туризм предполагает знакомство с обычаями местного населения, его традиционной и религиозной деятельностью, священными местами и святынями; художественными, археологическим и культурными ценностями – со всеми сторонами культуры, являющимися частью наследия человечества.

При формировании положительного и стабильного имиджа культурно-исторических комплексов большое значение имеет и использование специфики различных видов культурного туризма. Так, в зависимости от специфики и уникальности объектов культурного наследия, можно выделить следующие такие типы культурно-познавательного туризма, как культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-религиозный, культурно-археологический, культурно-этнический, культурно-этнографический, культурно-экологический и другие .

Итак, совмещение отдыха с познанием жизни других народов несет в себе большой гуманитарный потенциал, который включает в себя моральные, духовные, интеллектуальные и художественные аспекты жизни человека . Увеличение числа культурных контактов региона, с одной стороны, способствует распространению информации об историко-культурном потенциале и привлечению потенциальных туристов, а с другой стороны, предполагает рост самосознания народа, повышению интереса к культуре в целом.

Таким образом, представленный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что потенциал историко-культурного туризма имеет определяющее значение для успешного осуществления культурной политики в целом, поскольку использование специфики различных видов культурного туризма, в частности, этнографического, культурно-этнического, культурно-религиозного, культурно-антропологического, культурно-экологического, способствует реализации межрегиональных проектов и широкому межкультурному взаимодействию.


Библиографический список
  1. Идиатуллин А.В. Современные социокультурные факторы развития системы высшего образования // Современные научные исследования и инновации. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28253 (дата обращения: 23.02.2014).
  2. Новгородова Е.Е. Основные подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность» // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5393 (дата обращения: 19.02.2014).
  3. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры // Культурное наследие Российского государства. СПб., 1998.
  4. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие. – Москва: Советский спорт, 2004 – 128с.
  5. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – Москва: Финансы и статистика, 2004 – 400с.
  6. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. – Минск: Новое знание, 2004 – 409с.
  7. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – Москва – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2007 – 512с.
  8. Биржаков М.Б. Введение в туризм (3-е изд.). – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002 – 320с.

Культурный туризм – это самая популярная разновидность туризма. Она предполагает посещение различных достопримечательностей: культурных памятников, исторических или географических мест. К этой разновидности отдыха относится посещение различных культурных мероприятий.

Остановимся более подробно на каждом из аспектов культурного туризма:

- Посещение исторических достопримечательностей, памятников архитектуры, а также религиозных сооружений, представляющих собой культурную или историческую ценность .

Такие мероприятия привлекают, прежде всего, тех, кто интересуется историей и, в частности, историей архитектуры. Часто организуются экскурсии в замки, дворцы, соборы, мечети. Культурный отдых позволяет Вам познакомиться с особенностями других культур, например, узнать много нового о религиозной жизни Востока. Путешествуя по Европе, Вы можете научиться различать основные черты различных архитектурных стилей, таких как романский стиль, готика, ренессанс, барокко, классицизм и др. Архитектурные достопримечательности городов часто становятся их своеобразными визитными карточками. Такие функции выполняет Вестминстерский дворец в Лондоне, Эйфелева башня в Париже, Кафедральный собор в , Колизей в и др. Зачастую путешественники посещают ту или иную стран именно с целью культурного туризма, чтобы познакомятся с достопримечательностями, известными во всем мире.

- Посещение музеев, галерей, выставок .

Эта разновидность культурного туризма связана с увлечением искусством. Очень часто такой отдых совмещается со знакомством с архитектурно-историческими достопримечательностями. Наиболее известные музеи мира – Лувр (Париж), Прадо (Мадрид), Эрмитаж (Санкт-Петербург), Галерея Уффици (), музей Метрополитен (Нью-Йорк), Национальная галерея искусств (Вашингтон), Британский музей (Лондон), музей () и др.

- Посещение различных мероприятий: концертов, праздников, фестивалей и др.

Как правило, этот аспект культурного туризма относится к популярным европейским фестивалям, которые проходят в связи с праздниками (Пасха, Первомай и др.) или в связи с некоторыми сложившимися традициями. Один из самых популярных европейских фестивалей – Октоберфест , который ежегодно проходит в Мюнхене () в конце сентября – начале октября. Октоберфест является самым большим народным гуляньем на планете, сюда приезжают не только немцы, но и люди со всего мира. Во время гуляния организуются различные аттракционы, а пиво здесь просто льется рекой.

Очень популярное мероприятие, на которое каждый стремится попасть – знаменитый бразильский карнавал , который проводится в период Великого поста, в течение 40 дней до Пасхи. Эпицентр празднества – Рио-де-Жанейро.

Посещение оперных театров, балета, различных постановок, концертов, цирковых арен также относится к культурному туризму.

- Знакомство с археологическими ценностями.

Этот вид культурного туризма связан с интересом к истории и посещением мест археологических раскопок, памятников древности. Часто организуются археологические экспедиции.

- Знакомство с культурой разных этносов .

Данный аспект предполагает интерес к культуре страны, изучение ее традиций, особенностей быта, одежды и др. Совершаются экскурсии в места проживания того или иного этноса, причем, как в города и деревни. Основная цель – не памятники архитектуры, а именно организация жизни населения, ее специфические особенности и традиции.

- Посещение природных достопримечательностей .

В научной литературе, посвященной вопросам туризма, нет определения «культурно-познавательный туризм», а встречаются только определения «познавательный туризм», которые не отличаются особым разнообразием, хотя некоторые отличия все-таки имеются. М.Б. Биржаков : «включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко- культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране».

Наиболее лаконичное определение познавательного туризма сформулировала М.В. Ефремова - «этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора и интеллекта» .

Сравнительный анализ всех приведенных выше определений понятия «познавательный туризм» позволяет заключить, что они не противоречат друг другу, однако лишь только в двух первых определениях предпринята попытка выделения объектов познания туристов.

Однако, на наш взгляд, определение «познавательный туризм» не совсем корректно в силу того, что целью познавательного туризма является знакомство с культурно-историческим наследием принимающей страны, т.е. с туристскими ресурсами, которые представляют собой «совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес» (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», 1994 г.). В рамках Всемирной конференции по политике в области культуры были приняты рекомендации по приоритетному развитию культурного туризма во всем мире. В декларациях, принятых в Маниле (1980) и Мехико (1981), отражены принципы сотрудничества в области культуры и туризма. Подчеркивалась необходимость комплексного планирования с целью дальнейшего развития процесса демократизации культуры и туризма, а также сохранения культурного и природного наследия в условиях дальнейшего развития цивилизации.

Культурно-историческое наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества - совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно включает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т.п.

Новым в вышеприведенном определении «культурно-исторического наследия» является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т.д. Конвенция но охране мирового природного и культурного достояния (ООН, 1972) отмечала лишь его материальные или физические аспекты. ВТО рекомендовала государствам - членам организации присоединиться к этой Конвенции и руководствоваться ее принципами, а также принципами Хартии культурного туризма, принятой на международном семинаре но туризму в 1976 г. по инициативе Международного совета по памятникам и историческим местам.

На основе этих принципов была предложена следующая классификация использования культурно-исторического наследия :

  • ? достояние, в основном представляющее интерес для туристов (фестивали, представления, памятники, районы, преимущественно посещаемые туристами, и т.п.);
  • ? достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места, посещаемые экскурсантами, заповедники и т.д.);
  • ? достояние, в основном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и пр.).

Таким образом, на наш взгляд, более правильно говорить не о познавательном туризме, а о культурно-познавательном, под которым понимаются поездки людей в целях ознакомления с природными ресурсами и историко-культурным наследием принимающей страны. Целью культурнопознавательного туризма является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. Культурно-познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте.

Познавая окружающий мир, турист соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убедиться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Для большинства людей смысл жизни заключается не только в достижении определенного материального благополучия и продвижения по профессиональной лестнице, но и в познании мировой культуры, в осознании себя частью глобального человечества, сравнении образа жизни и достигнутого уровня развития материальной культуры своего народа с материальной и духовной культурой других народов. Такое сравнение позволяет человеку осмыслить позитивные и отрицательные особенности своего жизненного уклада, найти возможности для более полного проявления своей индивидуальности.

Приобщение к культурам и достижениям других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе завоеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в принятии православного христианства на Руси. Многие известные путешественники оставили ценные описания образа жизни и материальной культуры различных народов, что способствовало развитию более тесных экономических и духовных связей народов.

Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее сильных своих потребностей - потребность в познании.

Культурно-познавательный туризм может быть неспециализированным и специализированным.

Неспециализированный культурно-познавательный туризм дает участникам туров общие представления о культуре и жизненном укладе других народов. По сути - это ознакомительные поездки, которые совершают десятки миллионов людей. Туристов привлекают известные архитектурные памятники, особенности городских ландшафтов, образ жизни наиболее известных мегаполисов. Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход мировой истории. Это прежде всего страны Западной Европы, в которых интенсивно развивались экономические и социально-политические отношения, наука и искусство, техника и быт,- Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Италия. Миллионы туристов ежегодно знакомятся с достопримечательностями Парижа, Рима, Афин, Каира, Мадрида, Сингапура, Санкт- Петербурга, Рио-де-Жанейро. Это знакомство, как правило, ограничивается наиболее известными памятниками архитектуры, архитектурными ансамблями, крупнейшими музеями, парками, природными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами. Многие из этих достопримечательностей стали своего рода символами стран, в которых они находятся, и даже целых регионов. По результатам социологического опроса, проведенного среди итальянцев, англичан, испанцев и немцев, туристским символом Объединенной Европы является Эйфелева башня (табл. 5.16).

Специализированный культурно-познавательный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными проявлениями материальной и духовной культуры. Объектами, представляющими интерес для туриста, являются: природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты); материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульптура, фрески); современный уклад жизни народов; современная архитектура и скульптура; градостроительное искусство; музеи и театры.

Туристские символы объединенной европы, %

Таблица 5.16

В настоящее время развитие культурно-познавательного туризма, как и общества в целом, невозможно вне концепции устойчивого развития. На Международной конференции, проведенной в Ванкувере (Канада) в 1990 г. были сформулированы следующие виды положительного воздействия туризма на устойчивое развитие территории (рис. 5.4).

Устойчивое развитие страны или отдельного региона, специализирующегося на культурно-познавательном туризме, предполагает планирование и управление развитием территории, что обеспечивает защиту природной и культурно-исторической среды, улучшение качества жизни местного населения, обеспечение туристам условий пребывания, соответствующих высоким международным стандартам.

Для устойчивого развития территории, специализирующейся на культурно-познавательном туризме, первостепенное значение имеют природные ресурсы и историко-культурное наследие, именно они являются основой успешного развития туристского бизнеса. Данные ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, являются исходным базисом для производства туристского продукта при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики территорий.

Одним из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. На территории России находится 23 объекта из списка всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО, в том числе 15 культурных и восемь природных объектов, из них шесть культурных объектов признаны шедеврами человеческого созидательного гения и три объекта - природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (см. Приложение 1).

Рис. 5.4.

Основу историко-культурного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать но их характеристикам следующим образом:

  • ? музеи и музеи-заповедники;
  • ? национальные парки;
  • ? исторические города и поселения.

Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии культурно-познавательного туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. Практически все зарубежные туристы, а также многие внутренние посещают Москву и Санкт-Петербург, что обусловлено наличием большого количества памятников, представляющих историческую и культурную ценность: Московский Кремль, Эрмитаж, Большой театр, Мариинский театр, Третьяковская галерея и т.п.

В 2013 году Эрмитаж посетило 2,8 млн туристов, 900 тыс. из которых - организованные иностранные путешественники; Русский музей - более

1.1 млн человек. Музеи московского Кремля в 2013 г. приняли 1,7 млн чел., Третьяковская галерея - 1,4 млн чел., московские музеи ежегодно посещает более 5 млн человек.

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существуют более 140 музеев-заповедников и музеев-усадеб). Они организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России. Так, например, более

2.2 млн туристов посетили в 2013 году государственный музей-заповедник «Царское Село» и свыше 1,1 млн гостей - «Павловск», но более всего туристов побывало в музее-заповеднике «Петергоф» - более 4,8 млн туристов. Владимиро-Суздальский музей-заповедник ежегодно посещают около 1,0 млн чел., музей-заповедник Ростовский кремль - около 0,2 млн чел. К числу популярных объектов туризма можно также отнести еще ряд наиболее известных провинциальных музеев-заповедников, расположенных в старинных русских городах, являющихся традиционными центрами туризма. К ним относятся: Новгородский музей-заповедник (0,5 млн посетителей), Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник (0,5 млн посетителей), Александровская Слобода в городе Александров Владимирской области (0,4 млн посетителей), Рязанский музей-заповедник (0,2 млн посетителей).

Центральная Россия также привлекательна своими литературными музеями-заповедниками. Это музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области (163 тыс. посетителей в год), музей-заповедник Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области

(116 тыс. посетителей), музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы» в Пензенской области (196 тыс. посетителей).

Огромным интересом у зарубежных и отечественных туристов, путешествующих с культурно-познавательной целью, пользуется Русский Север, который известен среди туристов, прежде всего, благодаря музею- заповеднику Кижи в Карелии (158 тыс. посетителей в год), Кирилло- Белозерскому музею-заповеднику (156 тыс. посетителей), Соловецкому музею-заповеднику (39,8 тыс. посетителей).

В центральной части России сохранилось большое количество усадебных комплексов, которые представляют интерес как для туристов, путешествующих с культурно-познавательной целью, так и для инвесторов, вкладывающих финансовые средства в развитие туристской инфраструктуры.

Усадебные комплексы можно разделить на две основные группы: первая - объекты экскурсионного посещения, вторая - усадьбы, которые непосредственно могут быть использованы в целях туризма, нод гостиницы, пансионаты и т.п.

К первой группе относятся усадьбы, принадлежавших знаменитым людям и имеющие статус музеев-усадеб или историко-культурных и природных музеев-заповедников. Например, усадьба А.Н. Островского «Щелыково» (Костромская область), Н.А. Некрасова «Карабиха» (Ярославская область), Ф.И. Тютчева «Мураново» (Московская область), А.С. Грибоедова «Хмелита» (Смоленская область), Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» (Тульская область) и другие.

Ко второй группе относятся усадьбы, не представляющие особой исторической ценности и используемые неэффективно или совсем неиспользуемые. Например, усадьба Грузинских-Шорыгиных в деревне Михайловская (Владимирская область), усадьба Воротынских в селе Чернцы (Иановская область), усадьба Шишкиных-Нащокиных (Костромская область) и многие другие. В зоне «Ополья» расположены усадебные села Сима, Варварино, Ратислово и др., в Переславской зоне - села Веськово, Горки, Гагаринская Новоселка, Смоленское. В Тверской области большой интерес представляют усадьбы, в которых, по преданию, гостил А.С. Пушкин (Грузины, Малинники и др.). Наибольшей концентрации усадебные комплексы достигают но мере приближения к Москве. Всего в Центре России имеются десятки таких усадеб, которые можно сохранить и полезно использовать в целях дальнейшего развития культурно-познавательного туризма. Такие старинные усадьбы - при условии реставрации имеющихся памятников - составляют исключительно ценный потенциал для развития культурнопознавательного, сельского, этнографического, экологического туризма, то есть именно таких форм туризма, которые пользуются сейчас повышенным спросом на мировом рынке туристских услуг.

Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки. В настоящее время их насчитывается 40. Во многих из них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты. Это, прежде всего, такие национальные парки как «Кенозерский» (Архангельская область), «Русский Север» (Вологодская область), «Угра» (Калужская область), «Плещеево озеро» (Ярославская область). В отличие от музеев под открытым небом в национальных парках сохраняются не только отдельные памятники, а вся историко-культурная и природная среда. Так, например, национальный парк «Кенозерский» - это не только ценная лесная территория и озерный край, но и место, где сохранились деревянные церкви и часовни, обетные кресты, деревни с живой традиционной культурой.

Ресурсная база национальных парков позволяет туристам познакомиться с уникальными художественными и культурными ценностями, культурными ландшафтами, природными достопримечательностями, а также с разнообразными культурными мероприятиями (праздниками, фестивалями, концертами).

Особое значение в организации культурно-познавательного туризма играют исторические города и поселения. Исторические города и поселения - это населенные пункты, имеющие архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками истории и культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность.

К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении, и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы, поскольку значительное количество памятников истории и культуры требует целенаправленного финансирования на срочную реставрацию либо хотя бы консервацию. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции в то время как инженерное оборудование, особенно в малых и средних исторических городах, находится на низком уровне, необходимо проведение работ по благоустройству улиц и дорог.

Все исторические города России разделяются на четыре категории по ценности их архитектурно-градостроительного наследия:

  • ? Категория I - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению.
  • ? Категория II - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды.
  • ? Категория III - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.
  • ? Категория IV- прочие исторические города.

Исторические города и тяготеющие к ним сельские поселения в сочетании с окружающей природой рассматриваются как основа историко- культурного потенциала Центра России.

Исторические города центральных областей России относятся к числу наиболее древних. Так, если в целом по стране исторические города, основанные или впервые упоминаемые в письменных источниках до конца XVII века, составляют около 50% от общего списка исторических городов РФ, то из 129-ти исторических городских поселений десяти центральных областей таких городов 95%.

По ценности историко-культурного наследия города Центра России распределяются следующим образом: к категории городов, имеющих наследие особой значимости, относятся 26 (20%), наследие выдающейся ценности - 37 (30%), ценное наследие - 66 (50%) (табл. 5.17).

Таблица 5.17

Группировка исторических городов Центра России по ценности историко-культурного наследия

1 - наследие особой

2 - наследие

3 - ценное наследие

значимости

выдающейся ценности

Владимирская область

Владимир, Гороховец, Муром, Суздаль

Александров,

Вязники, Юрьев- Польский, Киржач, пгг Боголюбово, пгг Мстера

Гусь-Хрустальный, Ковров Меленки, Покров, Судогда, пгт Ставрово

Ивановская область

Иваново, Кинешма, Плес, Шуя, Юрьевец, пгт Лух, пгт Палех, пгт Писцово, пгт Холуй

Вичуга, Гаврилов Посад, Кохма, Пучеж, Тейково, Фурманов, пгт Лежнево,

Калужская область

Калуга, Боровск

Козельск

Малый Ярославец, Медынь, Мещевск, Мосальск, Таруса, Юхнов

Костромская область

Кострома, Солигалич

Галич, Макарьев, Нерехта Чухлома, пгт Судиславль

Буй, Кологрив, пгг Красное- на Волге, пгт Сусанино

Окончание

1 - наследие особой значимости

2 - наследие выдающейся ценности

3 - ценное наследие

Московская область

Звенигород, Коломна, Можайск, Сергиев Посад

Верея, Волоколамск, Дмитров, Зарайск, Серпухов

Балашиха, Бронницы, Егорьевск, Истра, Кашира, Клин, Ногинск, Озеры, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Подольск, Руза, Чехов

Рязанская область

Рязань, Касимов

Михаилов, Ряжск, Скопин, Спас-Клепики, Спасск-Рязанский, Шацк

Смоленская область

Смоленск, Вязьма

Велиж, Демидов, Дорогобуж, Духовгцина, Ельня, Рославль, Сычовка, пгт Красный

Тверская область

Кашин, Осташков, Старица, Торжок

Тверь, Вышний Волочек, Калязин, Торопец

Бежецк, Белый, Весьегонск, Зубцов, Красный Холм, Ржев,

Тульская область

Тула, Белев, Богородицк,

Алексин, Венев, Плавск, Чекалин, пгт Епифань, пгт Одоев (с. Крапивна)

Ярославская область

Ярославль, Переславль- Залесский, Ростов, Рыбинск, "Гутаев, Углич

Мышкин, пгг Великое, пгт Борисоглебский

Гаврилов Ям, Данилов, Любим, Пошехонье- Володарск, (с. Заозерье)

В соответствии с ценностью историко-культурного наследия каждое из исторических городских поселений Центра России обладает тем или иным потенциалом для развития культурно-познавательного туризма. Возможность реализации имеющегося потенциала непосредственно связана с состоянием исторических городов - их общим обликом, состоянием исторических центров и других зон города, посещаемых туристами.

Естественное окружение исторических городов составляют старинные села, деревни, монастырские и усадебные комплексы, располагающиеся в соответствии с системой традиционного расселения, вдоль рек и древних направлений дорог.

Процессы депопуляции, затронувшие страну в целом, в наибольшей степени отразились на сельских районах, население которых сократилось по областям от 3 до 10 раз. Сейчас многих некогда богатых, старинных сел и деревень с каменными храмовыми комплексами, прекрасными образцами народного деревянного зодчества уже нет, а те, что остались, требуют особого внимания не только в силу своей историко-культурной или этнографической ценности, но и как исключительно важный потенциал для развития культурно-познавательного туризма.

Наряду с прославленными и менее известными городами, на территории Центра России сосредоточены сотни старинных сельских поселений. В настоящее время количество сельских поселений, в которых имеются памятники истории и культуры, состоящие на государственной охране, составляет более 1500.

Дошедшие до наших дней типы сел Центра России сложились, в основном, в XVIII-XIX вв., иод влиянием градостроительных преобразований Екатерининской эпохи и, затем, развились и оформились в период активного экономического развития XIX - начала XX вв.

Топонимика свидетельствует о древнейшем происхождении многих сел, особенно в зоне «Ополья»: дохристианские названия Мирславль, Игрищи, Ратницкое, Городище и др. относятся еще к временам существования Ростово-Суздальского княжества. Осью зоне «Ополья» является р. Нерль (Клязьминская), расположено множество живописных старинных сел и деревень, сохранились элементы традиционного жизненного уклада, хорошее состояние окружающей среды, широкие возможности использования местных экологически чистых продуктов садоводства, огородничества, животноводства и пр.

В них имеется богатый потенциал для организации культурно-познавательного туризма, в том числе конных маршрутов (например, по древнейшему пути, связывавшему Ростов и Суздаль (через села Угодичи, Ильинское, Аньково, Игрищи, Мирславль, Нерль и др.).

В северо-восточной части Центра России (Ярославская, Костромская и Ивановская области) преобладает тип богатых торгово-промышленных сел, застройку которых образуют развитые домовладения, состоящие из жилых, торговых, производственных и хозяйственных построек.

Особенный интерес представляют села Шуйской зоны (Дунилово- Горицы, Введенье-Пупки, Васильевское и др.) и приозерные села Ростовской зоны (Поречье-Рыбное, Угодичи). Доминантой всех сел является церковь или храмовый комплекс, состоящий из зимней и летней церквей.

В последние годы мировое сообщество придает особое значение охране памятников нематериальной культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация памятников нематериальной культуры. Это - фольклор, народные художественные промыслы, бытовые традиции, ритуалы и т.д.

Из российских объектов в список особо ценных видов нематериального наследия включены устное народное творчество и культурные традиции старообрядцев Забайкалья. Это пока единственный объект подобного рода в нашей стране. Однако Россия имеет большие возможности представительства в этой номинации в связи с сохранностью многих промыслов и производств, фольклорных традиций, других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны.

Значительный интерес для поездок с культурно-познавательными целями представляет богатая история и культура различных народов, проживающих в Российской Федерации. Этнографический туризм позволяет сформировать представление о национальном многообразии страны, особенностях культуры каждого народа, их национальных традициях, национальной кухне, исторических памятниках. Благодаря разнообразию языковых групп народов, культурных различий даже внутри одной большой нации (например, история и культура поморов или казаков, развивающихся в рамках русского народа) этнографический туризм в Россию также чрезвычайно интересен для зарубежных туристов. В столицах национальных республик, центрах автономий создаются национальные музеи, действуют театральные и концертные коллективы, важную роль играют архитектурные и этнографические музеи под открытым небом.

Особое место в мотивации поездок, связанных с посещением памятников истории и архитектуры, занимает институт паломников. Потоки паломников часто пересекаются с культурно-познавательным туризмом, поскольку и паломник, и турист посещают одни и те же объекты, чаще всего - монастыри и святые места. Многие из монастырей являются выдающимися памятниками архитектуры. Это Соловецкий и Валаамский монастыри на Русском Севере, Ипатьевский (около Костромы), Прилуцкий (около Вологды), Пафнутьев-Боровский, Шамординский, Оитина пустынь (Калужская область) Нилова пустынь (на Селигере, в Тверской области) и множество других. Их возрождение сделало эти места привлекательными для самых разнообразных групп населения. При этом важно отметить, что здесь сохраняются не только недвижимые памятники материальной культуры, но и живая традиционная культура, национальные святыни. Важное место в религиозном туризме занимают буддийские дацаны Бурятии, Тувы и Калмыкии, мусульманские святыни на территории республик, где традиционной религией является ислам и т.д.

В то же время следует подчеркнуть, что до настоящего времени в Российской Федерации сохраняется большая неравномерность в географии туристских поездок с культурно-познавательными целями. Ведущую роль в них играют Москва и Санкт-Петербург с их ближайшим дворцовым и усадебным окружением и соседними историческими городами. На музеи и музеи-заповедники Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской области приходится 40% посещений музейных учреждений, а с учетом посещаемости соседних со столичными центрами музейных объектов (во Владимирской, Ярославской, Тульской, Псковской и Новгородской областях) - 47%, то есть почти половина музейных посещений России. За пределами этих ареалов существуют всего лишь отдельные очаги культурно-познавательного туризма, как правило, связанные с музеями-заповедниками (музеями-усадьбами) и в еще более редкой степени - с национальными парками.

География культурно-познавательного туризма в России может и должна быть гораздо обширнее, чем в настоящее время. Ведь вне сферы туризма остаются многие объекты историко-культурного и природного наследия, расположенные в регионах Российской Федерации.

  • Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: учеб, пособие. М.:ИД Ось - 89,2003.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие "культурный туризм", его основные характеристики и влияние на развитие региона. Характеристика ресурсов Ижевска для развития культурного туризма. Характеристика туристических ресурсов и тура Сибирского тракта для развития культурного туризма.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Общее представление и классификация культурного туризма. Факторы, влияющие на его дальнейшее развитие в России. Характеристика объектов культурного наследия. Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоны "Золотое Кольцо Москвы".

    дипломная работа , добавлен 14.09.2010

    Культурный туризм и его влияние на развитие региона. Роль экскурсионного обслуживания в развитии культурного туризма в Хабаровском крае. Характеристика рекреационных и познавательных ресурсов; паспорт маршрута и сценарий обзорной экскурсии "Время–река".

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Культурный туризм как фактор развития региона, проблемы типологии и его генезис. Исследование теоретического аспекта музыкального фестиваля в системе культурного туризма и применение современных концепций по его совершенствованию в Хабаровском крае.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Сущность, классификации, мировой опыт и современное состояние событийного туризма в России. Основные направления и перспективы развития туристического отдыха в Ханты-Мансийском автономном округе. Управление в сфере социально-культурного сервиса региона.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Понятие и виды паломнического и просветительского туризма. Объекты культурного наследия как ресурс для организации религиозного туризма. Анализ деятельности туроператоров внутреннего туризма в Вологде. Использование маршрута в качестве экскурсии-пленэра.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Культурно-познавательный туризм как ресурс развития исторических городов России. Оценка туристической привлекательности Тульской области. Мероприятия по развитию туризма в Тульской области с помощью турагентства "Ваш отдых", оценка их эффективности.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2015

    История развития туризма. Изучение культуры античного периода. Походы и путешествия в эпоху средневековья. Открытия в XV-XVI веках. Проблемы сохранения объектов культурного наследия в России. Роль туризма в современном мире, многообразие его видов.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2014



Рассказать друзьям