История появления правил дорожного движения введение. Правила дорожного движения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Огромный поток автомобилей на улицах российских городов уже давно стал привычным, никого не пугающим и не удивляющим. Сегодня подавляющее большинство жителей страны любого пола стремится получить водительские права и усердно изучает правила дорожного движения. При этом мало кто знает, что первым урегулировать поведение извозчиков и всадников на дорогах России еще в пятнадцатом веке попытался царь Иван III. Он упорядочил движение на перекладных лошадях по почтовым трактам для тех, кто следовал на большие расстояния. А в конце семнадцатого века в его правила внес лепту Петр Первый, запретивший быстро ездить по Москве. Он же ввел правостороннее движение и учредил отделение полиции, которое контролировало соблюдение ПДД в России.

Немногим позже царица Анна Иоановна создала указ, согласно которому извозчиков, превышающих положенную скорость, в наказание за это штрафовали, секли розгами и даже ссылали на каторгу. Потом правила постоянно изменялись, дополнялись, обрастая все новыми подробностями. Количество частных извозчиков в больших городах России росло, их нужно было контролировать, в связи с чем были придуманы лицензии на извоз. На улицах появились конки с номерами, которые разрешалось водить только людям в трезвом и опрятном виде, обладавшим соответствующим разрешением. Возникли новые правила пересечения перекрестков, сопровождающиеся запретом оставлять повозки где попало.

В девятнадцатом веке на дороги вышли первые автомобили, изначально называющиеся «самодвижущимися экипажами». Они не были способны развивать приличную скорость, передвигались не быстрее трех километров в час, но дорожное движение после этого стало нуждаться в более тщательной организации. В итоге, в 1900 году в Санкт-Петербурге власти утвердили новый свод правил ПДД, часть которых существует и сегодня. Их обязательными пунктами стала регистрация авто, снабжение транспорта государственными номерами и его ежегодный осмотр специальной комиссией. Номера тогда действовали всего год. Водители постоянно оплачивали их новую регистрацию, а деньги шли в казну и считались транспортным налогом. Интересно, что в различных городах номера на авто имели разные габариты.

Права на вождение автомобиля могли получить российские граждане, достигшие двадцати одного года и хорошо владеющие грамотой. Они сдавали экзамен в учебных заведениях, готовивших водителей. Правила ПДД в те времена предусматривали подачу звуковых сигналов при приближении к железнодорожным переездам, снижение скорости или остановку при проезде перекрестов, которые в это же время пересекаются конными экипажами. Во время остановки автомобили должны были ставиться возле тротуаров так, чтобы они выстраивались в ряд по направлению движения. Ездили авто с правой стороны, обгонять разрешалось с левой стороны, но долго ехать по ней запрещалось.

Максимальная скорость при езде легковых автомобилей по Москве ограничивалась 25 километрами в час, в Санкт-Петербурге - 20 километрами в час, грузовые машины могли ездить по большим городам России со скоростью не более 12 километров в час. При этом на особенно оживленных улицах они передвигались только со скоростью 10 километров в час. За нарушение правил полагался штраф до ста рублей либо арест на 14 дней. За вождение в нетрезвом виде лишали водительских прав. На дорогах с заставами за проезд необходимо было платить сбор, то есть они являлись платными.

Первые «гаишники» появились в Санкт-Петербурге в начале двадцатого века. Полицейским выдавали белые трости, которыми подавались сигналы водителям. Когда трость поднималась вверх, останавливались и вагоновожатые, и владельцы авто, и велосипедисты. Знаки на дорогах России стали устанавливать примерно в то же время в соответствии с конвенцией, принятой во Франции в 1909 году. Она определяла внешний вид знаков, обязанности и права пешеходов и водителей.

С тех пор ПДД неоднократно дополнялись. В 1940 году были приняты единые уставы для СССР по правилам дорожного движения, а в 1957 годы они изменились, исключив некоторые ограничения и установив правила езды автотранспорта по отдельным республикам. Появились регламенты по внешнему виду авто и порядку проведения экзаменов, который определен в последний раз в марте 2016 года. Теперь комплект задач на этих экзаменах определяется госинспектором по безопасности дорог РФ. Согласно таким регламентам, заявление на сдачу экзаменов могут подать все, кто имеет гражданство РФ и те, кто временно проживает на территории России. Они имеют право заявить об этом через федеральную государственную систему www.gosuslugi.ru или www.gibdd.ru. Заявка на региональном уровне подается тоже через сайт www.gibdd.ru, а проверить свои знания и определить степень подготовленности к экзаменам позволяет наш сайт. Мы предоставляем целый ряд услуг, дающий пользователям возможность пополнить запас знаний и досконально изучить все нюансы вождения автомобилей по дорогам России и за рубежом.



ПДД 6 класс МОУ СОШ №1 В.М. Кулешова

6 класс. Занятие 4.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Цели:

    Сформировать у учащихся представление о возникновении правил дорожного движения, светофора, дорожных знаков и их роли в жизни общества.

    Подвести учащихся к выводу о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения: и пешеходами и водителями.

    В занимательной форме проверить знания учащимися основных ПДД для пешеходов и велосипедистов.

Оформление, подготовка:

    Презентация «Как появились ПДД».

    Конкурс шуточных дорожных знаков «Внимание! Здесь ходят пешеходы, не знающие ПДД!»

    Викторина «Правила дорожные знать каждому положено»

Ход занятия:

    Лекция учителя с презентацией-сопровождением.

История появления правил дорожного движения

Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.

Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Эти правила вводили улицы с односторонним движением, запрещали перемещаться на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иногородние должны были оставлять своё транспортное средство за городской чертой и сами двигаться далее пешком.

Во времена правления на Руси Ивана 3 (15 век) были известны общие правила пользования почтовыми трактами, что позволяло на перекладных лошадях довольно быстро преодолевать большие расстояния. Петр 1 в 1683 г. издал указ: «Великим государем ведомо учинилась, что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить ». С созданием в 1718 г. полицейских органов, контроль за соблюдением установленных правил в Санкт-Петербурге был возложен на них. Следует заметить, что государство устанавливало, не только правила, но и кару за их нарушение. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины 11 сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» - автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Появление паровых автомобилей вызвало возмущение у ретроградов. Клеветой и насмешкой они хотели остановить прогресс. Особенно преуспели управляющие богатых контор, имевшие конные дилижансы, перевозившие пассажиров и грузы. На своих противников они натравливали правительство, которое стало издавать очень строгие правила для паровых дилижансов.

Так, правительство Англии приняло ряд правил для движения паровых автомобилей:

    Правило первое. Впереди каждого парового дилижанса на расстоянии 55 метров должен идти человек с красным флагом. При встрече с каретами или всадниками ан должен предупреждать о том, что за ним следует паровик.

    Правило второе. Машинистам строго воспрещается пугать лошадей свистками. Выпускать пар из машин допускается только в случае отсутствия на дороге лошадей.

    Правило третье. Скорость движения паровика не должна превышать в деревне 6 км/ч, a в городе – 3 км.

Скорость движения автомобиля ограничивалась в различных странах от 6 до 30 км/ч. Правда, в отдельных городах, наоборот, разрешалось ездить очень быстро, чтобы не отравлять население выхлопными газами. По этой же причине автомобилям запрещалась остановка около многолюдных учреждений и садов.

Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.

Каких только правил не устанавливали для автомобилистов:

    не ездить после 9 часов вечера по улицам (Рим);

    не подавать сигналы на людных перекрестках, что бы не отвлекать внимания других возниц (Шотландия);

    уступать дорогу любому другому экипажу, так как других экипажей больше и они более важны для хозяйства страны (Швеция);

    под страхом годичного тюремного заключения не приближаться ночью к казармам, укреплениям и оружейным складам, где, впрочем, всякое иное движение разрешалось (Франция);

    при встречах с лошадьми останавливать не только автомобиль, но и двигатель, чтобы не пугать несчастных животных (Германия).

A в штате Техас (США) был принят закон, который предписывал водителям автомобиля при приближении табунов лошадей останавливаться на обочине и накрывать машину брезентом под цвет местности.

Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.

Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.

Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.

История светофора

А знаешь ли ты, когда появился привычный для нас светофор? Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне.

Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.

Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала - красный и зелёный, и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.

Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху - красный, посередине - жёлтый, внизу - зелёный. У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами - красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт-Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.

Когда и где появились дорожные знаки

В давние времена не было ни личных автомобилей, ни общественного транспорта. Даже конных экипажей ещё не было, и люди ходили пешком из одного поселения в другое. Но им надо было знать, куда ведёт та или иная дорога. А ещё им важно было знать, какое расстояние осталось пройти до нужного места. Чтобы передать эту информацию, наши предки ставили на дорогах камни, особым образом надламывали ветки, делали зарубки на стволах деревьев.

А в Древнем Риме, ещё во времена императора Августа, появились знаки, которые либо требовали - «Уступи дорогу», либо предупреждали - «Это опасное место». Кроме того, римляне стали ставить вдоль самых важных дорог каменные столбы. На них высекали расстояние от данного столба до главной площади в Риме - Римского Форума.

Можно сказать, что это были первые дорожные знаки. Вспомни знаменитую картину В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Сидит на своём коне у перекрёстка дорог сказочный богатырь и думает - куда ему поехать? А на камне высечена информация. Так что камень этот можно считать дорожным знаком.

Римская система обозначения расстояний позже распространилась и в других странах. В России в XVI веке, при царе Фёдоре Иоанновиче, на дороге, которая вела из Москвы в царское имение Коломенское, поставили верстовые столбы высотой в 4 метра. Отсюда и пошло выражение «верста коломенская».

При Петре I система верстовых столбов появилась на всех дорогах Российской империи. Столбы стали раскрашивать в чёрные и белые полосы. Так их было лучше видно в любое время суток. На них указывали расстояние от одного поселения до другого и название местности.

Но серьёзная необходимость в дорожных знаках возникла с появлением автомобилей. Высокая скорость, большой тормозной путь, плохое состояние дорог потребовали создания системы знаков, которые давали бы водителям и пешеходам нужную информацию. И сто с лишним лет назад, на конгрессе Международного туристского союза, было принято решение о том, что дорожные знаки должны быть во всём мире едиными по назначению и виду. А в 1900 году договорились, что на всех дорожных знаках должны быть не надписи, а символы - понятные и иностранным туристам, и неграмотным людям.

В 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки. А ещё через 6 лет на Международной конференции в Париже договорились устанавливать дорожные знаки с правой стороны, по ходу движения, за 250 метров до начала опасного участка. Тогда же были установлены первые четыре дорожных знака. Они сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид изменился. Эти знаки имеют такие названия: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» И «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

В 1909 году первые дорожные знаки официально появились и в России. Впоследствии были определены количество знаков, их форма и цвета.

    Конкурс рисунков.

    Викторина

1. Допускается ли буксировка велосипеда? (нет).
2. Как чаще всего называют водителя?
(шофер).
3. С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования?
(с 14 лет).
4. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам?
(не разрешается).
5. Кого мы называем "участниками дорожного движения"?
(пешеходы, водители, пассажиры).
6. Есть ли у велосипедиста путь торможения?
(есть).
7. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка?
(нет).
8. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ?
(дети).
9. Какой поворот опаснее: левый или правый?
(левый, так как движение правостороннее).
10. Как называется "зебра" на дороге?
(пешеходный переход).
11. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге?
(нет).
12. Какие сигналы подает светофор?
(красный, желтый, зеленый).
13. Какой сигнал светофора включается одновременно для всех сторон перекрестка?
(желтый).
14. Какой перекресток называют регулируемым?
(тот, где есть светофор или регулировщик).
15. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару?
(правой стороны).
16. Со скольки лет детям разрешено ездить на переднем сиденье автомобиля? (
с 12 лет).
17. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности?
(да, всегда).
18. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?
(два: красный и зеленый).
19. Нужно ли велосипедисту надевать шлем при движении по загородной дороге?
(нет).
20. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться?
(поднять руку вверх).
21. Почему на загородных дорогах пешеходы должны двигаться навстречу движению? (
двигаясь по обочине навстречу движению, пешеходы всегда видят приближающийся транспорт).

22. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
23. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира девяти лет? (нет, только до 7 лет на специально оборудованном сиденье с подножками).
24. Где и какие катафоты устанавливаются на велосипеде? (спереди - белый, сзади - красный. Возможны катафоты на колесах).
25. Со скольки лет можно обучаться вождению автомобиля? (с 16 лет).
26. Можно ли пешеходу пользоваться транспортным светофором, если нет пешеходного
? (да).
27. Можно ли переходить дорогу наискосок?
(нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).
28. В каком возрасте можно получить право на управление автомобилем?
(с 18 лет).
29. Назовите причины дорожно-транспортных происшествий с пешеходами
(переход в неустановленном месте, на запрещающий сигнал светофора, неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствия или стоящего транспорта, игра на проезжей части, движение вдоль проезжей части, а не по тротуару).
30. С какой максимальной скоростью должен двигаться транспорт в населенном пункте?
(не более 60 км/ч).

Вопросы к исторической викторине. (даются заранее)
1. Когда и где появился первый светофор? (Лондон, 1868 г.).
2. Кого принято называть отцом автомобилестроения? (немецкий инженер Карл Бенц).
3. Почему улицу назвали улицей? (пролегает вдоль лицевой части домов, т.е. у "лица" домов).
4. День рождения Госавтоинспекции? (3 июля 1936 г.).
5. Как назывался 1-ый русский автомобиль? (Руссо-Балт).
6. Где и когда в России появился первый светофор? (в Москве и Ленинграде в 1929 г.).
7. Что из себя представляли первые светофоры? (первые светофоры представляли собой светящиеся круги, напоминающие большие часы со светящимся циферблатом, на циферблате были намечены секторы, окрашенные в красный, желтый и зеленый цвета. По циферблату двигалась стрелка и набегала то на желтый сектор, то на зеленый, то снова на желтый, то на красный сектор).
8. Что означает слово "тротуар"? (в переводе с французского - дорога для пешеходов).
9. Почему светофор назвали именно так? (Соединение русского слова "свет" и греческого "форос" - нести. Светофор - несущий свет).
10. Когда в России были введены 1-ые Правила дорожного движения? (В 1683 г. был издан указ, касающийся движения извозчиков).
11. Кого называют дедушкой русского автомобиля? (Иван Петрович Кулибин).
12.В каком году утверждены первые дорожные знаки, сколько и какие? (В 1909 г. Парижской конвенцией по автомобильному движению утверждено 4 знака, которые указывали на наличие опасности с символами перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги и неровности на проезжей части).
13.Когда и где было изобретено колесо? (Месопотамия - современный Ирак, 3500 лет до нашей эры).
14.Когда и какие первые дорожные знаки появились в России? (в 1629 г., верстовые столбы от Москвы до села Коломенское, начали их ставить еще при царе Алексее Михайловиче).
15. С чьим именем связано изобретение легковых машин на двоих, управляемых при помощи длинного рычага? (по проекту Бориса Григорьевича Луцкого была построена легковая машина на двоих - колеса велосипедного типа, управление с помощью длинного рычага).
16. Кто был первым изобретателем велосипеда? (Леонардо да Винчи).
17. Почему велосипед получил такое название? (по латыни "velox" значит "быстрый", и "pedis"-ноги. Вот и получилось название "велосипед", то есть "быстроногий").
18. Кто в России получил первое водительское удостоверение? (1874 г., первый официальный документ на право управления транспортным средством получил извозчик).
19. Как назывались первые указатели расстояния? (верста).
20. Как христиане называли дорожные перекрестки и развилки? (пятница, во имя святой мученицы Параскевы Пятницы ставили на распутье, развилках дорог часовенку или крест с образом).

    Подведение итогов, награждение победителей.

Регулирование дорожного движения это вопрос, поставленный в далеком прошлом. Движение пешеходов и конных упряжек так же требовало регулирования. В те времена это осуществлялось царскими указами.

История Правил дорожного движения берет свое начло в Древнем Риме . Юлий Цезарь в 50-х годах до нашей эры ввел на нескольких улицах в городе одностороннее движение. От восхода солнца и примерно за два часа до заката (время окончания рабочего дня) проезд частных повозок и колесниц был запрещен.

Посетители города должны были в Риме передвигаться пешком либо на паланкине (носилки на длинных шестах), а транспорт парковать за границей города..

Уже в то время существовала служба надзора , следящая за соблюдением этих правил. Она состояла в основном из бывших пожарных

В обязанности этой службы входило не допускать конфликтных ситуаций среди владельцев транспортных средств. Перекрестки не регулировались. Вельможи для обеспечения себе свободного проезда высылали вперед скороходов. Они освобождали улицы и вельможи таким образом могли беспрепятственно проехать к месту назначения.

Со временем в правила вносились изменения и дополнения, оговаривались особенности при проезде перекрестков, изменение скоростного режима при подъезде к перекрестку, запрет обгона на сложных участках. Одним из дополнений стало правило предоставляющее приоритет в движении для пешеходов. Так же преимуществом в движении пользовались крестный ход или например похоронная церемония.

Основа современных Правил дорожного движения положена 10 декабря 1868 года в Лондоне. В этот день, перед Парламентом на площади появился первый железнодорожный семафор в виде цветного диска с механическим управлением. Изобрел этот семафор Дж. П. Найт – специалиста по семафором того времени.

Устройство состояло из двух семафорных крыльев, и в зависимости от положения крыльев обозначался соответствующий сигнал:

  • Горизонтальное положение – движение запрещено
  • Положение под углом 45 градусов – движение разрешено, но с соблюдением мер предосторожности.

В темное время суток использовался газовый фонарь, сигнализирующий красным и зеленым цветом. Управлял светофором слуга в ливрее.

Техническая реализация семафора оказалась не столь удачной. Цепь механизма для подъема и опускания стрел была настолько шумной, что сильно пугала лошадей, что осложняло управление для кучера. Менее чем через месяц семафор взорвался, в результате чего был ранен полицейский.

Количество транспортных средств продолжало нарастать, на смену повозкам стали приходить первые автомобили. Потребность в организация дорожного движения значительно выросла . Первые жезлы для ручного регулирования движения по перекресткам появились в 1908 году. Первыми дорожными знаками можно считать таблички с указанием движения к населенному пункту.

В 1909 году в Париже на всемирной конференции было принято решение создать единые европейские Правила дорожного движения, так как число автомобилей продолжало расти, а скоростной режим и интенсивность движения по городским улицам увеличивались.

Следующий шаг развития организации дорожного движения – на конференции по дорожному движению в Женеве в 1931 году принята «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» . Участником этой конференции был также и Советский союз.

Первая официальная публикация Правил дорожного движения в СССР состоялась в 1920 году. Документ имел название «Об автодвижении по г.Москве и ее окрестностях» . Этот документ уже подробно описывал многие немаловажные вопросы. Появились водительские удостоверения на право вождения, обозначена максимальная скорость движения. В 1940 году выпущены общее ПДД для всего союза, которое редактировались для каждого города.

Единые общие Правила дорожного движения, действующие на всей территории СССР был введены в 1961 году.«Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР»

Самая важная дата в истории Правил дорожного движения – 8 ноября 1968 года . В этот день в Вене была принята «Конвенция о дорожном движении». Документ был подписан представителями 68 стран мира и является действующим по настоящее время.

К 1973 году Правила дорожного движения СССР были написаны в соответствии в венской конвенцией. С течением времени и соответствующими изменениями на дорогах, постоянным ростом транспорта, технологического развития дорожных сетей в постоянно вводятся корректировки и дополнения.

Последние изменения на день написания данного материала вступили в силу 24 ноября 2012 года и всегда в государственной думе находятся на рассмотрении законопроекты направленные на адаптацию правил к реальной обстановке сложившейся на дорогах.

Правила дорожного движения и история их создания.

Цель урока : познакомить учащихся с историей создания ПДД, проверить знания действующих ПДД.

Оборудование : новые ПДД.

Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам делались ещё тогда, когда безраздельно господствовали конные экипажи. В 1863 г. в России был издан именной указ «сказанный разных чинов людям» царей Иоанна и Петра Алексеевичей: «Великим государям ведомо учинилось, - писалось в нём, - что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улице, небрежно людей побивают». Указ категорически запрещал управление лошадьми с помощью вожжей. Тогда считали, что для того, чтобы кучер лучше видел дорогу, он должен управлять лошадью, сидя на ней верхом.

В 1730 г. был издан новый указ: «Извозчикам и прочим всяких чинов ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно».

В 1742 г. появился указ, в котором говорилось: «Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни».

В 1812 г. были введены правила, которые устанавливали правостороннее движение, ограничение скорости, требование к техническому состоянию экипажей, введение им номерных знаков. Это были попытки организации движения экипажей. Систематических правил движения по дорогам тогда не было. Пешеходное движение было беспорядочным и неорганизованным. Когда же появились паровые, а затем и бензиновые автомобили, последовали и новые попытки, как в России, так и за рубежом, обеспечить безопасность движения.

Некоторые из них у нас сейчас могут вызвать лишь улыбку. Так, например, в Англии впереди парового экипажа шёл человек с красным флагом и предупреждал встречных о приближении паровика, а заодно усмирял перепуганных извозчичьих лошадей. Во Франции скорость движения бензиновых автомобилей в населённых пунктах не должна была превышать скорости пешехода. В Германии владелец машины обязан был накануне заявить полиции, по какой дороге поедет «бензиновая тележка». В ночное время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути заставала ночь, он должен был остановиться и ждать утра.

В те времена автомобилей в России было очень мало, поэтому вопросы безопасности ещё стояли не так остро. Но шли годы, увеличивалось количество автомобилей, мотоциклов, велосипедов, трамваев и других транспортных средств. Задача создания условий безопасности дорожного движения требовала своего решения.

В России уже в 1897 г. Городские думы Москвы и Петербурга уже рассматривали вопрос об установлении специальных правил для «автоматических экипажей», а три года спустя было утверждено «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу С.-Петербургу на автомобилях». Этот документ состоял из 46 параграфов и устанавливал требования к водителям и автомобилям, порядок движения и правила стоянки. Так, разрешение на управление мог получить гражданин не моложе 21 года, грамотный и умеющий объясниться по-русски, при условии успешной сдачи экзамена по вождению. Автомобили должны были быть зарегистрированы и иметь два номерных знака (спереди и сзади). был предусмотрен ежегодный обязательный технический осмотр в период с 1марта по 1 апреля. Предельная разрешённая скорость движения в Москве составляла 20 вёрст в час, а для автомобилей весом более 350 пудов – 12 вёрст в час. Параграф 41 этого постановления гласил: «Если приближение автоматического экипажа будет вызывать беспокойство у лошадей, водитель должен убавить скорость и в случае надобности остановиться».

Первое упоминание о Правилах движения мы находим в «Инструкции о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по г. Москве и её окрестностям в 1918 г. Два года спустя Правила движения были утверждены Декретом Совета Народных Комиссаров. Этот исторический документ положил начало развитию советского законодательства в области безопасности дорожного движения. Декрет включал основные требования к поведению водителей, а также правила регистрации и технического контроля механических транспортных средств. Была регламентирована скорость движения автомобилей: для легковых – 25 вёрст в час, для грузовых – 15 вёрст в час. При этом ночью скорость для всех автомобилей, кроме пожарных, ограничивала до 10 вёрст в час.

Для облегчения движения стали применяться дорожные знаки, светофоры и дорожная разметка. Первые 4 знака, указывающие на наличие опасности, с символами перекрёстка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровностей на проезжей части были утверждены в 1909 г. Парижской конвенцией по автомобильному движению. Международная система дорожных знаков дополнилась в 1926 г. ещё двумя – «неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна». В 1931 г. на очередной конференции по дорожному движению в Женеве было увеличено до 26 число знаков, классифицированных по трём группам: предупреждающие, предписывающие и указательные. Вспомнить сколько групп знаков в настоящих правилах (7) и сколько знаков (231).

До второй мировой войны в различных странах мира действовало две основные системы дорожных знаков, одна из которых основана на применении символов, другая – на применении надписей. По окончании второй мировой войны была предпринята попытка создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации.

В 1949 г. в Женеве на очередной конференции по дорожному движению приняты Конвенция о дорожном движении и протокол о дорожных знаках.

Вплоть до 1940 г. в нашей стране не было единых правил, и их разработка и утверждение относились к компетенции местных органов власти. В 1940 г. утвердили первые типовые Правила дорожного движения, на базе которых на местах стали создаваться более или менее единообразные правила.

Первые, единые для всей страны Правила движения по улицам городов, населённых пунктов и дорогам СССР, введены в 1961 г. (они базировались на конвенции 1949 г.), затем были доработаны и просуществовали до1973 г., когда их сменили Правила дорожного движения, основанные на конвенциях 1968 и 1971 годов.

Со времени введения в 1973 г. Правил в нашей стране произошли значительные изменения в практике организации дорожного движения, поэтому они несколько раз претерпевали изменения и дополнения. Последние ПДД были введены в действие1 июля 1994 г. Что же нового они несли?

Появилось предписание об обязательном применении ремней безопасности и комплектации автомобилей аптечками и огнетушителями; обязанности пешеходов и водителей выделены в самостоятельные разделы. В один раздел объединены сигналы светофора и регулировщика. Появился новый раздел «Приоритет маршрутных транспортных средств»; уточнены льготы для водителей-инвалидов; более детально регламентирован порядок движения транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами; введены новые термины («Участник дорожного движения», «Вынужденная остановка», «Недостаточная видимость», «Тротуар», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход» и т.д.). Принципиально по-новому трактуется понятие «обгон». Теперь в качестве обгона рассматривается опережение транспортного средства, связанное с выездом с занимаемой полосы, а не только с выездом на встречную полосу.

Определённые изменения внесены в раздел «скорость движения». В населённых пунктах для всех транспортных средств установлен единый предел скорости – 60 км/ч. Мотоциклистам разрешена скорость на дорогах вне населённых пунктов 90 км/ч, включена норма скорости 110 км/ч на автомагистралях для легковых, а также для грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой 3.5 т.

Стали более строгими требования к обеспечению безопасности при перевозке людей в грузовых автомобилях. В приложение к Правилам вошёл перечень условий, касающихся технического состояния и комплектации, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В оставшееся на уроке время повторить ПДД по вопросам предыдущих уроков, решить дорожные задачи или разобрать ДТП.

Педагог дополнительного образования

Ахметзянова Гульчачак Хамисовна

В мире нет ни одного большого города, который не сталкивался бы с транспортной проблемой. Однако вопреки широко распространенному мнению возникла она вовсе не с началом массового производства автомобилей. Например, проблемы уличных пробок и мест для стоянки остро давали себя знать еще... в Древнем Риме. И первым, кто взялся за их решение, был Юлий Цезарь. Традиционно он считается лишь выдающимся полководцем, государственным деятелем и писателем. Но мало кто знает, что именно Юлий Цезарь ввел в действие древнеримские правила дорожного движения. При всем своем несовершенстве они уже тогда включали ряд положений, которые используются и сейчас, чтобы обуздать транспортное половодье, затопляющее современные города. Так, для предотвращения заторов были введены улицы с односторонним движением. Кроме того, проезд частных колесниц, повозок и экипажей по Риму был запрещен с восхода солнца до конца «рабочего дня», что приблизительно соответствовало двум часам до его захода. Еще более строгие ограничения действовали в отношении иногородних владельцев транспортных средств любого вида, которые были обязаны оставлять их за чертой города и могли передвигаться по улицам только пешком или на «такси», то есть в наемных паланкинах.

Естественно, что контроль за соблюдением этих правил потребовал и создания специальной службы, куда набирались в основном вольноотпущенники, ранее выполнявшие функции пожарных. Главная задача древнеримских регулировщиков заключалась в том, чтобы не допускать нежелательных инцидентов между «водителями» колесниц и повозок, которые зачастую были склонны решать вопрос о преимущественном праве проезда с помощью кулаков.

С другой стороны, поскольку светофоры в Древнем Риме еще не были изобретены, а немногочисленные «инспектора ГАИ» с ростом транспортных потоков оказались не в силах обеспечить повсеместный порядок, знатные вельможи и богатые негоцианты нашли собственный способ решения проблемы нерегулируемых перекрестков: они высылали впереди себя скороходов, которые на перекрестках перекрывали движение, обеспечивая беспрепятственный проезд колесниц хозяев.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/169...

Прообраз современных правил дорожного движения был принят во Франции.

Первые правила дорожного движения в мире были приняты во Франции 16 авгуcта 1893 г. Именно тогда префект полиции Парижа решил навеcти порядок c уличным движением недавно появившихcя автомобилей. В cтране уже наcчитывалоcь 600 автомобилей и эти автомобили еcтеcтвенно в оcновном находилиcь в cтолице Франции. В городе уже cложилcя перечень правил езды по городу механичеcких экипажей. Запрещалоcь ездить и оcтанавливатьcя на тротуарах, аллеях и меcтах, предназначенных только для движения пешеходов. Запрещалоcь ездить по городу cо cкороcтью более 12 км/ч, а за городом более 20 км/ч.



Рассказать друзьям