Муха учебное заведение. Музей художественно-промышленной академии им

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

О Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, о знаменитой «Мухе» знают все. Несмотря на то, что в 2006 году академии было возвращено историческое название, петербуржцы предпочитают называть Академию по прежнему имени, полученному в честь скульптора Веры Мухиной. Муха была и остается мастерской талантов, где рождаются уникальные художественные формы в живописи, прикладном искусстве и дизайне. Ее выпускники получали мировое признание и первые призы на международных выставках, среди них такие имена как К. Петров-Водкин, А. Рылов, А. Остроумова-Лебедева, А. Матвеев, С. Чехонин и многие другие. Да и сегодняшние студенты Мухи подают не меньшие надежды, чем их предшественники.

История

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академиясвоим появлением и славой обязана барону Александру Людвиговичу Штиглицу, известному предпринимателю и меценату. Большой поклонник искусств, человек высокообразованный и просвещенный, именно Штиглиц спонсировал в 1876 году миллион рублей на постройку Центрального училища технического рисования «для лиц обоего пола», а также впоследствии посодействовал в создании при училище художественно-промышленного музея и богатой библиотеки.

Так в Соляном переулке появилось здание в стиле неоренессанс, возведенное по проекту архитекторов Р.А. Гедике и А.И. Кракау. Позже, в конце 80-х, на средства, завещанные бароном Штиглицем, было возведено здание музея. Автором проекта стал первый директор училища архитектор М.Е. Месмахер. Почти все отделочные работы по внутреннему убранству были выполнены силами учеников и преподавателей училища. Интерьер каждого зала продумывался с учетом эпохи, к которой принадлежали экспонаты. А оригинальный стеклянный купол, призванный освещать главный Молодежный зал музея и по сей день прекрасно виден с набережной Фонтанки.

В советские времена училище было реорганизовано и долгое время входило в состав Петроградского Высшего художественно-технического института, но после войны училищу вернули былое значение.

Музей декоративно-прикладного искусства и выставочный зал в наши дни

Не проходите мимо, заглянуть в Муху стоит не только из-за музейной экспозиции, хоть она и великолепна. Здесь вас ждет маленькая и увлекательная прогулка в прошлое. Шикарная отделка стен и потолков, изысканная роспись, поддержанная предметами интерьера, позволит, перелистывая страницы истории, насладиться ароматом ушедшей эпохи. Любители современной живописи получат массу удовольствия от знакомства с работами студентов, представленными на постоянном вернисаже.

Контакты

Музей декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии

Санкт-Петербург, Соляной пер., д. 13/15.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица

Соляной пер., д.13

Режим работы музея и выставочного зала

Ежедневно с 11.00 до 16.00 ч., кроме воскресенья, понедельника и последней пятницы каждого месяца.

Экскурсии по предварительной записи.

Алексей Рыбников.

Продолжаю свой рассказ о посещении Санкт-Петербурга, предыдущая часть была посвящена

Сегодня будет рассказ о посещении здания бывшего училища Штиглица, ныне это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица.
Сразу прошу извинить меня за качество фото,в музее темно, фотографировать можно только без вспышки, а моя слабенькая мыльница с трудом вытягивает в таких ситуациях.

Здание, спроектировано первым директором этого учебного заведения - архитектором М. Е. Месмахером.

В 1876 году по указу Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем (1814-1884), основано Центральное училище технического рисования.

Перед входом в музей стоят два бронзовых фонаря-торшера, их украшают фигуры пути, занятых творчеством.

Училище существовало на проценты от завещанного А. Л. Штиглицем в 1884 капитала (около 7 миллионов рублей) и готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ.

Большую роль в становлении этого учебного заведения сыграл видный государственный деятель, зять барона Штиглица, Александр Александрович Половцов (1832 – 1909).

В 1885 году по проекту М.Е. Месмахера начинается строительство специального музейного здания. На международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров при активном участии А.А. Половцова приобретаются коллекции предметов прикладного искусства. Постепенно складывается уникальное музейное собрание, отличавшееся разнообразием и высоким художественным уровнем входивших в него памятников Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включавшее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков.

С момента открытия музей оказался в центре культурной жизни Петербурга. В его Большом зале проходили блистательные выставки объединения «Мир искусства» (1898), «Историческая выставка предметов искусства» (1904), «Выставка церковной старины» (1915) и многие другие. Музей становится одним из важнейших элементов эстетического воспитания будущих художников. В 1892 году в училище обучалось 200 чел.; имелись отделения: общее художественное, майолики, декоративной живописи и резьбы, чеканки, ксилографии и офорта, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела.

Воспитанники училища Штиглица плодотворно работали в разных сферах художественной промышленности: на Императорских фарфоровом и стекольном заводах, в ювелирной фирме Карла Фаберже, мастерских Императорских театров. Их умением и вдохновенным трудом создавались подлинные шедевры, составившие славу русскому прикладному искусству Серебряного века.

Аванзал.

Спокойная творческая деятельность Училища и его музея была прервана в 1915 году: мировая война внесла жесткие коррективы в жизнь России и ее столицы, полностью подчинив ее законам военного времени. В августе 1915 года Совет Училища принимает решение о временном предоставлении помещений музея Российскому обществу Красного Креста для устройства в них мастерских по изготовлению противогазов для действующей армии и перевязочных средств на 900 работниц, а также складских помещений.

События на фронтах складывались неудачно, и было решено готовить коллекцию музея к эвакуации в Вятку. 257 ящиков с музейной коллекцией и 55 ящиков с библиотекой Училища (наиболее редкими изданиями, рукописями, гравюрами) были подготовлены к перевозке. Временно их разместили на первом этаже здания, в Готическом и Русском залах, где они простояли вплоть до начала 1920-х годов.

Политическая и экономическая нестабильность, поразившая русское общество, предчувствие представителями имущих слоев населения революционных событий, вынуждали их расставаться со своими фамильными ценностями, семейными реликвиями и художественными коллекциями. В Петрограде в это время процветал как официальный, так и нелегальный антикварный рынок, поэтому огромное число самых разных произведений искусства именно в этот период находило новых владельцев. Но не только большим предложением антикварного рынка объясняется закупочная активность музея Училища, но и очевидной бессмысленностью экономии денежных средств училища в ситуации катастрофической инфляции. Все это, несомненно, способствовало тому, что именно в музее Училища аккумулировалось значительное число художественных ценностей.

Вплоть до 1919 года руководство Училища приобретало для музея как отдельные экспонаты, так и целые достаточно дорогие коллекции. Так, например, в конце 1915 года у графа А.А.Бобринского за 18000 рублей была приобретена коллекция бронзовых изделий с перегородчатой эмалью, созданных на Кавказе в XIII веке, в 1916 году куплен на аукционе ряд художественных предметов из коллекции известного русского исторического живописца К.Е.Маковского, в октябре 1918 года у заведующего библиотекой Училища, известного в столице собирателя русской старины архитектора И.А.Гальнбека за 18890 рублей приобретена коллекция изделий с финифтью XVIII века, у некого Борка за 20000 рублей куплено собрание русского стекла, состоящее из 160 предметов.

Кроме того, первые послереволюционные годы были отмечены пополнением коллекции музея и за счет даров: в июле 1918 года известный исследователь русской архитектуры В.В.Суслов пожертвовал музею коллекцию русского прикладного искусства XVI–XIX веков, а в сентябре того же года А.А.Половцов-младший принес в дар музею собрание персидских миниатюр.

После революции училище Штиглица, как и другие учебные заведения той поры, переживает период реформ. Меняется не только его название (учебное заведение становится Высшим училищем декоративных искусств) и подвергаются корректировке основные направления его деятельности, но и, наконец, в 1918 году вместе с Академией художеств оно реорганизуется в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.

Несмотря на политические и экономические сложности первых послевоенных лет, на неопределенность юридического статуса музея Училища, он оставался одним из главных в Петрограде музейных центров. Именно в этот музей были переданы на хранение крупнейшие частные коллекции города, что, несомненно, спасло их от гибели и разграбления. Так, в августе 1917 года принцесса Е.Г.Саксен-Альтенбургская, видимо, перед отъездом в эмиграцию передала на хранение в музей свою личную коллекцию художественных ценностей, состоящую из 1791 предмета (фарфор, хрусталь, бронза, эмали, мебель, шпалеры).

В декабре того же 1917 года из дворца великого князя Николая Николаевича по мандату, выданному А.А.Половцову-младшему наркомом просвещения А.В.Луначарским, в музей было перевезено собрание прикладного искусства - фарфора, хрусталя, резной кости и камня, куда входил 2801 предмет. В 1918 году А.А.Половцов передал в музей часть своего личного художественного собрания и имущество с его дачи на Каменном острове, в 1919 году и несколько позднее на хранение в музей поступили коллекции князей Горчакова, Шаховского, Мусина-Пушкина и других.

Зал «Теремок».

В результате, в музее Училища к началу 1920-х годов было собрано до сорока тысяч уникальных произведений прикладного искусства, которым необходимо было создать подобающие условия хранения. Здание же музея за годы послевоенной разрухи находилось в катастрофическом состоянии и требовало безотлагательного капитального ремонта. В марте 1923 года Совет по делам музеев Петроградского управления научно-художественными учреждениями (ПУНУ) решил вопрос о переходе музея Училища из ведения Академии художеств в подчинение ПУНУ.

Осенью 1923 года был подписан акт передачи музея «со всеми коллекциями, значащимися в инвентарных книгах» Государственному Эрмитажу. Эта вынужденная акция была спасением для музея, так как только Эрмитаж в то сложное время мог дать гарантии сохранения коллекций для национальной культуры. Так в Петрограде появился новый музей - I Филиал Государственного Эрмитажа (бывший музей Училища Штиглица), просуществовавший как самостоятельное учреждение до начала 1930-х годов.

Новые испытания выпали на долю музея в годы Великой Отечественной войны. В самом начале войны от взрывной волны осыпался стеклянный купол Большого выставочного зала, значительный ущерб был причинен зданию от прямых попаданий двух снарядов и авиабомбы. Сотрудники Эрмитажа, весной 1942 года, начали перевозить и переносить на руках тысячи предметов прикладного искусства в главное здание Эрмитажа на Дворцовой набережной, чтобы спасти их от гибели.

Сразу после прорыва блокады, зимой 1943 года, городскими властями было принято решение об открытии на базе бывшего Училища Штиглица училища по архитектурной отделке зданий для подготовки мастеров-реставраторов: мраморщиков, лепщиков, мозаичистов, краснодеревщиков, живописцев.

Новый этап в жизни музея наступил 5 февраля 1945 года, когда Совет народных комиссаров СССР принял постановление о воссоздании в Ленинграде художественно-промышленного училища. В 1949 году оно становится высшим учебным заведением, а в 1953 году ему присвоено имя народного художника СССР, скульптора В.И.Мухиной.

Музею, воссозданному одновременно с училищем была возвращена часть его коллекции из Эрмитажа, Русского музея, куда экспонаты попали в 1930-е годы, а также были осуществлены передачи предметов прикладного искусства из других музейных организаций: Музея истории религии и атеизма, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева, музея Московского института прикладного и декоративного искусства.

В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию. 27 декабря 2006 года академии присвоено имя А. Л. Штиглица.

В наши дни экспозиция музея размещена на первом этаже здания. В собрании музея представлены образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства 16-начала 20 века, советского прикладного искусства, промышленного дизайна. В музее можно увидеть редкостные коллекции русских изразцовых печей 18 века, советских тканей 1920-1940-х годов, художественную мебель, фарфор, металл, керамику, ткани, стекло, костюм 16-начала 20 века.

М.Е.Месмахер. Оформления южной стены Римской лестницы с изображением собора Св.Петра в Риме. конец 1885г.

Рафаэлевская (Папская галерея).

Если подняться по лестнице, то можно попасть с мастерскую скульптуры.

Вид с лестницы.

Огромный главный зал представляет собой "атриум", перекрытый двойным железостеклянным куполом. Он исполнен в виде величественной двухъярусной аркады наподобие дворов итальянских палаццо эпохи ренессанса. Разительный контраст этой традиционной теме составляет парящая конструкция перекрытия, выполненная по типу решетчатых строительных ферм французского инженера К. Полонсо. Это один из самых смелых и совершенных образцов новой архитектуры "железа и стекла" в петербургском строительстве конца 19 века.

На заводах Ф.К.Сан-Галли была выполнена металлическая основа двойного стеклянного перекрытия Большого зала музея. Расписные стекла для покрытия этого купола изготовила известная мюнхенская фирма Цеттлера.

Вид на Большой выставочный зал Училища и Итальянскую лестницу с галереи.

Большой Выставочный зал, высотой в два этажа, доминирует в объемно-пространственном решении здания и является композиционным центром всей постройки. В архитектурном решении зала Месмахер использовал традиционную схему внутреннего двора итальянского палаццо с двухъярусной аркадой, выполненной в характерных для итальянской ренессансной архитектуры формах. Пространство зала перекрыто огромным стеклянным куполом.

Поднимаемся по роскошной мраморной лестнице, на верхней площадке которой стоит скульптура А.Л.Штиглица работы М.М.Антокольского,

Еще на подходах к училищу со стороны Фонтанки издалека виден огромный стеклянный купол, перекрывающий пространство Большого выставочного зала. Снаружи этого не видно, но на самом деле куполов два – внешний и внутренний.

В самой первой «месмахеровской редакции» внутренний купол был целиком витражным, а в межкупольном пространстве располагалась оранжерея. Климат там для этого самый подходящий! Но во время войны в зал попала бомба и купол был разрушен. Отреставрированный в конце сороковых годов ХХ века, за полвека с лишним он вновь пришел в плачевное состояние. Но к 125-летнему юбилею училища конструкции и остекловку купола снова восстановили.

Получилось как всегда сумбурно и наверное многовато информации.

Я очень жалею, что бродила по зданию училища сама и некому мне было все показать и рассказать, жаль, что я не увидела и большую часть красот этого замечательного здания.
Но зато, мне есть для чего, еще раз приехать в Питер.

Предыдущие части отчета.

Даже многие коренные петербуржцы не знают полного названия этого учебного заведения, хотя его неофициальное прозвище хорошо известно каждому горожанину. «Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная Академия?» Это словосочетание никому ни о чем не говорит? А как насчет Мухинского училища или просто «Мухи»?

Появление этого прославленного учебного заведения связано с деятельностью известного предпринимателя и мецената, барона Александра Штиглица. Хотя на самих предприятиях Штиглица условия труда были близки к рабским, сам Александр Людвигович нередко испытывал желание «отдать свой долг обществу», выделяя средства на различные социальные проекты.

В 1876 году Александр Людвигович выделил 5 миллионов рублей золотом (баснословную по тем временам сумму) на создание Училища технического рисования. Это учебное заведение должно было готовить художников-прикладников: кузнецов, дизайнеров, стеклодувов, мебельщиков, модельеров. Для постройки здания училища было выбрано место у Фонтанки, где некогда располагались соляные «магазины» - склады. Эти складские постройки дали имя и ближлежайшему переулку - Соляному.

Для строительства училища был приглашен немецкий архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, который затем стал и первым директором нового учебного заведения. Штиглиц и Месмахер считали, что студенты должны учиться на лучших образцах мирового искусства, поэтому интерьеры здания были оформлены с царской роскошью в стиле итальянского Ренессанса. В дар своему учебному заведению Штиглиц так же преподнес коллекцию картин, стекла и ковров. Зарплаты профессорам и текущие расходы училища финансировались за счет процентов с капитала в один миллион рублей.

Поскольку сам Штиглиц был выходцем из Лифляндии, не стоит удивляться тому, что в первые десятилетия существования Училища технического рисования значительную часть его студентов составляли выходцы из Прибалтики, в особенности из нынешней Латвии. Так, например, там учился Рихард Зариньш, создатель герба и денежных знаков Латвии; автор государственного флага Латвии и её первой почтовой марки Ансис Цирулис, основатели профессиональной латвийской скульптуры — Теодор Залькалн, Густав Шкилтер, Буркард Дзенис и др.

После 1917 года училище было преобразовано и стало Государственными художественно-промышленными мастерскими. В 1922 году они вместе с музеем и библиотекой влились в Петроградский ВХУТЕИН, а еще через два года Государственные художественно-промышленные мастерские перестали существовать как самостоятельное учебное заведение. Музей же стал филиалом Государственного Эрмитажа.

Только в 1945 году на его базе было открыто Ленинградское художественно-промышленное училище им.Мухиной В.И, которое вскоре стало одним из самых известных учебных заведений города. Среди выпускников Мухинского училища были М.Шемякин, супруги Ольга и Александр Флоренские, Дмитрий Шагин.

С Мухинским училищем связано много мифов и легенд. Так, перед экзаменами студенты приносят цветы ангелам, украшающим фонари перед в ходом в здание. По преданию это местное представительство ангела-хранителя города, чья штаб-квартира находится на Петропавловском соборе. Еще одна легенда связана с парадной лестницей «Мухи». Студенты-первокурсники имеют право ходить только по ее левой стороне, поскольку по правой стороне лестнице ходит Муза, нервно реагирующая на тех, кто отбивает ей пятки. На старшекурсников это правило по таинственным и загадочным причинам уже не распостраняется.

Еще одной достопримечательностью является стеклянный купол училища, который позволяет студентам зарисовывать интерьеры здания во время классных занятий. В советское время студенты, протестуя против тоталитаризма, нередко в пьяном виде поднимались на этот купол и лежали на нем обнаженные, шокировав рисовальщиков внизу. Легенда гласит, что стекло купола иногда не выдерживало тяжесть нагих тел и дело не обходилось без жертв…

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица - высшее художественное учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге.

Главный корпус академии находится в здании, спроектированном первым директором этого учебного заведения - архитектором М. Е. Месмахером.

С 1953 по 1994 год год институт назывался Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной , поэтому в СМИ его часто называют «Мухинским училищем », или просто «Муха ».

История

В 1873 г. было утверждено "Положение о рисовальных школах и классах в губерниях". Многие ремесленные школы выполняли производственные заказы по проектам известных художников, главным образом в "русском стиле".

В 1876 г., желая содействовать подготовке в России специалистов для художественной промышленности, финансист и текстильный фабрикант Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884) пожертвовал один миллион рублей на создание в Петербурге Училища технического рисования. В 1878-1881 гг. в Соляном городке возвели специальное здание по проекту архитекторов Р. А. Гедике и А. И. Кракау. На втором этаже Центрального Училища технического рисования барона Штиглица, торжественно открытого 29 декабря 1881 г., помещались небольшой учебный музей и библиотека. Создать при Училище музей убедил Штиглица выдающийся меценат Александр Александрович Половцов (1832-1909). Член Государственного Совета, государственный секретарь, инициатор создания в России "Русского исторического общества" (1866), издатель знаменитого "Русского биографического словаря", Половцов, женатый на приемной дочери барона Штиглица, в 1891-1909 гг. был председателем Совета Училища, приобретал на собственные средства произведения искусства, редкие книги, гравюры. Произведения искусства жертвовали в музей князь С. С. Гагарин, коллекционер М. П. Боткин, князья Н. С. Трубецкой, А. Б. Лобанов-Ростовский, граф А. В. Бобринский и многие другие. В 1879-1880 гг. Генрих Шлиман, тесно связанный коммерческой деятельностью с Россией, подарил музею собрание античных золотых и керамических изделий, обнаруженных им при раскопках холма Гиссарлык в Малой Азии.

В 1885-1896 гг. новое здание музея возводил по своему проекту Максимилиан Егорович Месмахер (1842-1906). Ранее, с 1874 г., Месмахер преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Архитектор, рисовальщик, акварелист, Месмахер особое внимание, согласно мировоззрению периода Историзма, уделял изучению "истории стилей", которую преподавал в Училище Штиглица наряду с декоративным рисованием и акварелью. С 1879 г. был директором Училища. Взяв за основу венецианскую архитектуру Я. Сансовино и Базилику в Виченце А. Палладио (см. т. 2, рис. 598), Месмахер создал огромный выставочный зал с верхним светом, остальные залы оформил в "исторических стилях": Зал Медичи, Зал Генриха II, Зал Генриха IV, Фламандский зал, Зал Людовика XIII, Зал Людовика XIV, Зал Тьеполо... Для каждого зала подбирались соответствующие предметы для изучения их учащимися. Принцип экспозиции "по стилям" и архитектурные стилизации интерьеров были известны в Европе того времени и являлись зримым воплощением идеологии Историзма. Месмахер с присущим ему педантизмом и вниманием к деталям довел этот принцип до абсолюта.

В 1885-1886 гг. Половцов совершал поездки за границу для приобретения новых предметов искусства. В музее Училища в результате этой деятельности сложилась уникальная коллекция шпалер, итальянской майолики, лиможских эмалей, севрского, китайского и японского фарфора, гальванокопий с драгоценных изделий из металла, орнаментальной гравюры. К концу 1913 г. собрание насчитывало около 21 тысячи экспонатов. В залах музея проводили занятия по истории стилей и орнамента, ученики копировали экспонаты в рисунках пером, в технике акварели и отмывке тушью.

Программа обучения строилась на основе опыта Строгановского училища в Москве и художественно-промышленных школ Франции, Англии, Германии. Основным предметом было рисование, которое подразделялось на "общее" и "специальное". После двух классов общехудожественной подготовки ученики переходили в специальные: класс рисования пером и отмывки тушью, "съемки художественно-промышленных предметов" (имеется в виду графическое копирование), "класс рисования с живых цветов". Общий курс рисунка также заканчивался специальными разделами: рисование "многоцветных орнаментов с рельефом", "композиция орнаментов", гравирование и литография.

Система обучения в Училище Штиглица не была прогрессивной, более того, в сравнении с передовыми школами Западной Европы, педагогической системой Г. Земпера и Х. Коула и даже Рисовальной школы Общества Поощрения художеств она представляла собой "вчерашний день", консервативное учебное заведение "на немецкий лад" (среди преподавателей преобладали немцы, среди учащихся доминировали выходцы из Прибалтики и Финляндии). Тем не менее деятельность Училища, и прежде всего М. Е. Месмахера, имела огромное значение для развития "художественной промышленности" в России.

Училище технического рисования

Училище в художественной культуре Латвии

С первых лет создания Центрального училища технического рисования , это учебное заведение стало очень популярным среди молодёжи Латвии, желающей получить .

В ЦУТР получили образование около 130 этнических латвийских студентов. Некоторые из них впоследствии стали преподавателями этого училища, среди них: Густав Шкилтер - специалист декоративной отделки зданий (1905-1918), Карл Бренцен - преподавал художественную обработку стекла и витраж (1907-1920), Яков Белзен - педагог по рисунку и живописи (1905-1917), Юлий Яункалныньш - по росписи фарфора (1896-1918).

Мастера искусства, получившие образование в Центральном училище технического рисования, впоследствии заложили основу художественной культуры Латвии и стали создателями художественного образования Латвийской Советской Социалистической Республики:

Государственные художественно-промышленные мастерские

ЛВХПУ имени В. И. Мухиной

Художественно-промышленная академия

В ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.

В вузе обучается 1500 студентов и работает 220 преподавателей.



Рассказать друзьям