Музыкально – ритмические движения как средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника. Конспект музыкального занятия по развитию музыкально-ритмических движений в подготовительной группе Музыкально - ритмические движения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ирина Иванова
Конспект музыкального занятия по развитию музыкально-ритмических движений в подготовительной группе

Цель : формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие задачи :

Побуждать внимательность, слушать классическую музыку , обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус .

Формировать певческие умения, навыки, умение играть на детских музыкальных инструментах .

Способствовать умению петь выразительно, без напряжения.

Формировать умение выполнять движения в соответствии с разнообразным характером музыки , способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений .

Развивающие задачи :

Развивать способности по восприятию музыки , т. е уметь чувствовать её настроение и характер, понимать содержание.

Развивать специальные музыкальные способности : музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый, чувство ритма.

Развивать познавательный интерес к музыкальному искусству звуков .

Развивать музыкальную память , развивать двигательные качества : точность, координацию движений , пластичность, умение ориентироваться в пространстве, формировать правильную осанку.

Развивать творческие способности, потребности самовыражения в движении под музыку .

Развивать эмоциональную сферу , внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи :

Воспитывать любовь к народной, классической и современной музыке , воспитывать инициативу и творческие способности у детей.

Воспитывать культурные навыки.

Музыкальный материал :

Слушание : «Фея Осени» С. С Прокофьева.

Пение : Упражнение «Пчелка» , распевка «Андрей-воробей» р. н. п., «Несмеяна-Осень» Н. Куликовой, «Кто сказал, что осень - грустная пора?» О. Девочкиной, «Простая песенка» В. Дементьева.

Музыкально-ритмические движения : «Полька» Д. Кабалевского, «Мыши и кот» Т. Ломовой, «Медведь» В. Ребикова, «Заинька» р. н. м., «Полька» А. Арскоса, «На горе-то калина» р. н. м.

Наглядный материал : карточки (моделирование, сундучок, пчелка, портрет композитора, игрушки самоделки, музыкальные инструменты (гитара, музыкальные треугольники ) .

Литературный материал : произведения В. Усачёва.

Словарная работа : беседа об осени, о повадках животных, рассматривание иллюстраций, картин, использование речевых игр, прослушивание музыкальных произведений об осени.

Ход занятия:

Под музыку «Полька» Д. Кабалевского дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости . Давайте с ними поздороваемся. Дети исполняют приветствие «Здравствуйте» .

Музыкальный руководитель : Ребята, мы с вами сейчас поиграем. Давайте представим что мы лесные зверюшки и будем двигаться в соответствии с характером музыки , изображая пугливую мышку, неуклюжего медведя, хитрую лисичку и трусливого зайчика. Сначала наши звери пойдут по такой тропинке

Дети : Змейкой.

Музыкальный руководитель : А потом как? (показ карточки с графическим изображением)

Дети : По кругу.

Музыкальный руководитель : Не забывайте, что медведь косолапый, а зайчик- прыгает мягко и легко. Слушайте музыку , она вам подскажет кто идёт по лесной тропинке.

Дети выполняют упражнение «По лесной тропинке» .

Музыкальный руководитель : Мне очень понравилось как вы передали образ мышки, косолапого медведя, хитрой лисы и зайчика.

Музыкальный руководитель : Ребята, сейчас мы повторим наш любимый танец" Полька Кремена".На 1 часть польки будем двигаться легко на носочках,хлопки во второй части будем выполнять точнее. Что измениться во второй фигуре? Правильно. Измениться направление движения . Как же мы будем двигаться в 1-ой части третьей фигуры? Правильно. Будем выполнять бег с захлестом. А в четвертой фигуре изменяем направление движения и бежим как лошадки , высоко поднимая колени.

Дети исполняют танец "Полька Кремена"А. Арскоса.

Давайте представим, что мы легкие, осенние листочки, качающиеся на ветру.

Выполняют упражнение «Листочки» .

Музыкальный руководитель : Покрутились листочки на веточках и тихо слетели на землю, удобно устроившись на мягкой, лесной полянке. /дети садятся на ковёр/

Музыкальный руководитель :

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной

Как прекрасно слышать звук,

Шум дождя и сердца стук.

А. Усачёв.

Наш мир наполнен различными звуками. Они бывают звонкие и глухие, шуршащие и даже скрипящие. Одни звуки резкие, другие- мелодичные, переливающиеся. Музыка может изображать журчание ручейка, порывы ветра, шум моря, пение птиц. Музыка может быть нежной , а может быть бурной, мощной, волнующей.

Сегодня я вам предлагаю послушать музыку Сергея Сергеевича Прокофьева из балета «Золушка» , а называется это произведение «Фея Осени» . Эта музыка очень яркая , наполнена различными звуками. Послушайте внимательно произведение, а потом мне скажите, какие вы услышите звуки, что они изображают.

/дети слушают произведение «Фея Осени» С. С. Прокофьева. /

Музыкальный руководитель :

Что вы услышали в этом произведении?

Дети : Предполагаемые ответы детей.

Музыкальный руководитель : Правильно, слышны порывы ветра, которые подхватывают осенние листья и уносят их вдаль, музыка порывистая , волнующая. К концу произведения музыка затихает , природа успокаивается.

А сейчас «листочки» полетели на стульчики. Вас ждёт сюрприз.

Музыкальный руководитель : Смотрите, какой красивы й сундучок. Что же в нём? Посмотрим. (музыкальный руководитель достает из сундучка пчёлку)

Ой, да это пчёлка. Как она жужжит?

Дети : Произносят звукоподражание «Ж-Ж-Ж»

Музыкальный руководитель : Сейчас соберем пчелок в улья и погудим с закрытым ртом. (Дети делают вдох ртом, быстро ударяют указательными пальцами по крыльям носа,пропуская воздух через нос.) упражнение повторяется 2-3 раза.

Музыкальный руководитель : Попросим у пчелки меду.

Дети исполняют попевку «Пчелка» .

Музыкальный руководитель :»Дала пчелка меду, дети поели (активная работа ртом,облизнули губки (облизывают) .До чего же сладкий медок. А теперь споем песенку пчелки.

Дети исполняют песенку пчелка.

Любительница сладкого нектара спрячется от нас в сундучок.

Музыкальный руководитель достает из сундучка игрушку-птичку.

Да это воробей, а зовут его…

Дети : Андрей!

Музыкальный руководитель : Споем распевку «Андрей-воробей» и прохлопаем ее ритм

Дети исполняют распевку.

Музыкальный руководитель : Кто же еще спрятался в сундучке?

Да это музыкальные человечки . Это- Мажор (показывает игрушку в красном костюме,а это- Минор (показывает игрушку в синем костюме) .

Какие мелодии любит слушать Мажор?

Дети : веселые,задорные, бодрые, радостные…

А какие мелодии любит слушать Минор?

Дети : грустные, печальные…

Музыкальный руководитель :Отгадайте музыкальную загадку . Вспомните название песни? (играет мелодию из песни) .

Ответы детей.

Музыкальный руководитель : Для какого музыкального человечка мы ее исполним?

Дети : Для Минора.

Музыкальный руководитель : Правильно, для Минора. Сначала мы споем мелодию с закрытым ртом (исполняют без музыкального сопровождения ) .

А теперь споем песню со словами, напевно, ласково, нежно, ясно пропевая слова и их окончания.

Не забывайте о ласковой просьбе

Дети исполняют песню «Несмеяна Осень» Н Куликовой.

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята. Исполнили песню очень проникновенно, с душой. Мне понравилось. А сейчас мы споем песню «Кто сказал, что осень –грустная пора» для обоих человечков, потому что в ней слышны как веселые, так и грустные нотки. А украсим мы песенку звучанием музыкальных треугольников .

(воспитатель раздает музыкальные инструменты , музыкальный руководитель напоминает правило обращения с ними)

Музыкальный руководитель : Играть будем легко, что бы звук получался звонкий.

Дети исполняют песню «Кто сказал,что осень –грустная пора?» . О. Девочкиной.

Музыкальный руководитель : Посмотрим, что еще осталось в сундучке? (вынимает гитару)

Дети : Это гитара.

Музыкальный руководитель : Как вы думаете, чья это гитара?

Дети : Это гитара лягушки.

Музыкальный руководитель : Правильно. А какую песенку любит лягушка?

Дети : Лягушка любит «Простую песенку» .

Музыкальный руководитель : А как вы думаете, для Мажора или для Минора

Прозвучит эта песня?

Дети : Эта песня прозвучит для Мажора.

Музыкальный руководитель : Исполнять эту песню будут девочки-солистки, а вы им будите подпевать припев.

Дети исполняют песню «Простая песенка» В. Дементьева

Музыкальный руководитель : Я думаю и Мажору, и Минору понравилось как вы исполнили песни. Но пришло время им снова спрятаться в сундучок.

Музыкальный руководитель : Послушайте, куда вас зовёт эта мелодия?

Дети : Эта мелодия нас зовёт в хоровод.

Музыкальный руководитель : Как называется хоровод?

Дети : Хоровод называется «На горе-то калина»

Музыкальный руководитель : Поем задорно, широко, не забывайте чётко выполнять притопы и хлопки. Движения выполняйте выразительно.

Дети исполняют хоровод «На горе-то калина»

Музыкальный руководитель : Молодцы, постарались. Движения выполняли выразительно, чётко под музыку , где необходимо плавно. Пели задорно и весело.

Музыкальный руководитель : Песни пели, хоровод водили, что ещё мы позабыли?

Дети : Поиграть!

Музыкальный руководитель : Я предлагаю вам поиграть в игру «Плетень» . (дети встают по квадрату четырьмя шеренгами) Встали красиво. Двигаться будем ровными шеренгами с правой ноги, вытягивая носочек, не отставая и не опережая друг друга. В пляске не забывайте использовать разнообразные плясовые движения , можно танцевать парами, группами и по одному . Давайте вспомним, какие плясовые движения вы знаете ?

Ответы детей.

Дети играют в игру «Плетень»

Воспитатель оценивает качество плясовых движений .

Игра повторяется.

Музыкальный руководитель : Замечательно, ребята, вы показали разнообразные плясовые движения . Двигались ровными шеренгами. Наше занятие подошло к концу . Вам оно понравилось?

Давайте вспомним чем вы сегодня занимались на занятии ?

Ответы детей.

А теперь попрощаемся с нашими гостями и пригласим их ещё к нам в гости.

Под русскую народную мелодию дети выходят из зала.

Требования к подбору музыкально-ритмических композиций:

Важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции у детей развиваются разнообразные умения и способности.

Важно подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Известно, что детям нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, ими отвергается.

Образные упражнения составляют основу музыкально-ритмических композиций, сюжетных игр и позволяют в движениях выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Такой вид упражнений позволяет развить у детей творческое воображение, фантазию, выразительную пластику, способность к импровизации в движениях.

Особенностью упражнений-композиций является их спортивная направленность. Такие упражнения способствуют освоению ребенком большого объема разнообразных движений, развивают чувство ритма, координацию, точность движений, память, произвольное внимание и быстроту реакции. Рекомендуется их включать в музыкально-ритмические, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги.

Игры-инсценировки являются разновидностью основного вида музыкально- ритмической деятельности - игры. Такие игры направлены на развитие у детей фантазии, творческого воображения, способности к импровизации. Дети стараются передать в движении различные игровые образы через характер музыки, учатся вовремя менять движения. При проведении таких игр педагог использует элементы костюмов, шапочки, маски.

В играх-композициях требуется установка на игровые образы, где происходит обыгрывание какой-то конкретной ситуации, предложенной детям. Игры-композиции способствуют развитию способности детей к импровизации, творческому воображению.

Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды , которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности, с одной стороны, требует четкого, правильного выполнения движений, которые имеют в основном спортивную направленность («езда на велосипеде», полуобороты туловища направо и налево, взмахи руками и др.) и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности. С другой стороны, направлен на реализацию ребенком собственного понимания музыки.

Требования к подбору музыки:

Основные принципы отбора репертуара:

художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

соответствие движений характеру, образам музыки;

разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

небольшой по объему (2-3 минуты);

разнообразной по темпу (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями).

разнообразной по форме (вариации, рондо, 3-х частная);

Музыкальный материал:

1. Основные движения.

«Спокойный шаг» Т.Ломова (спокойная ходьба).

«Марша» М.Раухвергер

«Ходим бодрым и спокойным шагом» М.Робер

«Шагают девочки и мальчики» В.Золотарев

«Марш» Т.Ломова

«Побегаем» литовская народная мелодия

«Легкий бег» Т.Ломова

«Бег легкий и стремительный» Ф.Шуберт

«На лошадке» Т.Ломова

«Лошадка» А.Потоловский

«Веселые ножки» русская народная мелодия

«Пружинки и поднимания на полупальцы» русская народная мелодия

«Пружинки и прыжки» русская народная мелодия

«Побегаем, попрыгаем» С.Соснин

«Подпрыгивай легко» английская народная мелодия

«Мячики» Л.Шитте

«Поскачем» Т.Ломова (легкий поскок).

«Как звучит музыка?» французская народная мелодия

«Кто лучше скачет?» Т.Ломова (поскок и выбрасывание ног)

«Шаг с высоким подъемом ног и поскоки» Т.Ломова

«Мальчики и девочки» английская народная мелодия (высокий шаг и легкие поскоки)

«Лошадки» Т.Ломова (высокий шаг и галоп)

«Кружки и цепочки» С.Затеплинский (стремительные поскоки и пружинящий шаг)

«Качание рук» польская народная мелодия

«Легкие и тяжелые руки» венгерская народная мелодия

«Качание рук и мельница» Т.Ломова (маховые движения рук).

2. Способы движений.

«На прогулке» Т. Ломова (неторопливая ходьба)

«Птички летают» Л.Банникова (легкий бег)

«Воробушки» А.Серов (прыжки и легкий бег)

«Не потеряй пушинку» М.Иоранский (легкая, плавная ходьба)

«Будьте решительны и осторожны» Ж.Люлли

«Змейка» В.Щербачев

«Бесконечная сказка» В.А.Моцарт (ходьба на полупальцах)

«Шагают петрушки» французская народная мелодия (высокий и тихий шаг)

«На лыжах» А.Моффат

«Цирковые лошадки» М.Красев (высокий бег)

«Скачут лошадки» чешская народная мелодия (галоп)

«Всадники» В.Витлин (галоп)

«Дождик» Н.Любарский

«После дождя» венгерская народная мелодия (осторожный шаг и сильные прыжки)

«Прыжки через воображаемые препятствия» венг. н. м. (бег с остановками)

«Ветерок и ветер» Л.В.Бетховен (качание рук)

«Игра с водой» французская народная мелодия

«Большие крылья» армянская народная мелодия

«Собираем камешки» Л.Банникова

«Игра с воображаемым мячом» С.Майкапар

«Качели» В.Ребиков

«Веселые мячики» М.Сатуллина (прыжки и легкий бег)

«Заводим волчки» Л.Шитте (легкий поскок)

«Ау» Л.Банникова (игра в лесу).

«Качание рук с лентами польская народная мелодия

«Легкий бег с лентами» Т.Ломова

«Ходьба на носках с передачей предмета» А.Буальде

«Передача мяча» моравская народная мелодия

«Игра с мячом» шотландская народная мелодия

«Подбрасывать мяч низко и высоко» А.Капетис

«Игра с мячом по одному и парами» Ф.Шуберт

«Упражнение с цветами» Ан.Александров (качание рук и легкий бег с цветами)

«Снежинки» Дюни (с лентой)

Плясовые движения, ориентировка в пространстве.

«Спокойная ходьба» Т.Ломова

«Под яблонькой зеленою» (топающий шаг на всей ступне)

«Ходила младешенька» хороводный шаг

«Ходьба пружинящим шагом» Т.Ломова

«Ходила младешенька» выставление ноги на пятку и носок.

«Выставление ноги на пятку с полуприседанием»

«Попляшем» русская народная мелодия

«Попляшем и потопаем» А.Гольденвейзер

«Петушок расплясался» русская народная мелодия

«Шаг с притопом» русская народная мелодия

«Как у наших у ворот» (тройной шаг)

«Ой, утушка луговая» (полоскать платочки)

«Я рассею свое горе» (пляска с платочками)

«Передача платочка» Т.Ломова

«Кто лучше пляшет» А.Гречанинов

«Ах, ты береза» (каждая пара пляшет по-своему)

«Хоровод Возле речки, возле моста» русская народная мелодия

«Игра Плетень» русская народная мелодия

«Заплетися плетень» (змейка с воротцами)

«Выворачивание круга» (притопывающий шаг и легкий бег) венгерская н.м.

«Пляши веселей» (выбрасывание ног)

«Вертушки» украинская народная мелодия

«Веселые ладошки» старинная полька

«Выставление ноги на пятку» эстонская народная мелодия

«Отойди и подойди» чешская народная мелодия

«Хлоп-хлоп-хлоп» эстонская народная мелодия

«Аннушка» чешская народная мелодия

«Парная пляска» чешская народная мелодия

«Дружные тройки» И.Штраус

«Веселые дети» литовская народная мелодия

«Хлопки» Ю.Слонов

«Хочу-не хочу» карельская народная мелодия

«Полька ручеек» латвийская народная мелодия

«Приставной шаг в строну» немецкая народная мелодия

«Танцуем галопом» французская народная мелодия

«Круговой галоп» венгерская народная мелодия

«Смени пару» украинская народная мелодия.

Музыкальные игры.

Игра «Заводные игрушки» Т.Ломова

Игра «Найди свой инструмент» латвийская народная мелодия

Игра «Не выпустим» Т.Ломовой

Игра «Найди себе пару» латвийская народная мелодия

«Игра с бубнами» польская народная мелодия

«Игра с погремушками» А.Майкапар

«Игра с колокольчиками» Ю.Рожавская

Игра «Чей кружок быстрее соберется» русская народная мелодия

Игра «Будь ловким» Н.Ладухин

Игра «Ловишка» И.Гайдн

Игра «Кто первый возьмет платок» литовская народная мелодия


Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием, включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально – ритмической деятельности. Это так же является неотъемлемой частью оздоровительно – профилактической работы, которая способствует развитию опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Развитие эмоциональности ребенка

Через музыкально-ритмические движения».

Подготовила:

Васильева Ю. Г. – музыкальный руководитель

Санкт-Петербург

2017

Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием, включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально – ритмической деятельности. Это так же является неотъемлемой частью оздоровительно – профилактической работы, которая способствует развитию опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки.

Цель: формировать эмоциональное восприятие музыки через двигательную активность, развивать творческие способности посредством танца; содействовать всестороннему развитию личности ребенка.

Задачи:

Эстетические: развивать музыкальный вкус и кругозор; пробуждать интерес к танцевальному движению; формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением.

Пластические: развивать гибкость, пластичность, точность движений; формировать навыки грациозности, дать основы элементов танца.

Оздоровительные: формировать правильную осанку, содействовать развитию органов дыхания.

Воспитательные: воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца; эмоционально раскрепостить ребенка.

Музыкально – ритмические движения:

Обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;

Развивают познавательные способности;

Воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

Способствуют физическому совершенствованию организма.

Методы и приёмы:

Метод показа

Словесный метод

Наглядный

Игровой

Практический

С данной темой я выступала на педсовете, где говорила о том, что художественное воспитание занимает важное место в дошкольной педагогике. Ведущими видами творчества в музыкальной деятельности детей являются пение и музыкально-ритмические движения. Так, например, музыкально- ритмические движения помогают ребенку контролировать себя, делать свои движения более гармоничными, обрести красивую осанку, снять зажимы, выразить свои чувства в движении. Однако всё вышесказанное не имело бы смысла без, пожалуй, самой главной составляющей детского здоровья - эмоционального благополучия.

В моей практической деятельности эмоциональное благополучие обеспечивается соблюдением и выполнением следующих педагогических условий:

  1. Доброжелательный тон педагога, внутренняя спокойная, не напряженная среда, веселая, лёгкая музыка, красивая окружающая обстановка - это то, чего надо придерживаться во время проведения музыкальных занятий. Даже напуганному, зажатому, не понимающему, что происходит и куда он попал, новичку, общий положительный эмоциональный фон дает возможность расслабиться, понять, что все не так уж страшно, раз хорошо и комфортно другим.
  2. Занятия должны проходить в атмосфере радости и игры. Игровая деятельность - главная движущая сила развития ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают себя, окружающий мир. А игра, сопровождаемая музыкой, движениями, вызывает у детей чувство радости и веселья. Играя, дети учатся без принуждения, сами того не замечая. Игра помогает детям создавать образы и запоминать их яркие черты.
  3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, находить к каждому отдельному ребенку подход, нужные слова для беседы и пояснений, подбирать соответствующие музыкально – ритмические постановки.

Обобщение:

Наблюдая за тем, с каким интересом дети осваивали новые движения и вслушивались в современные композиции, как они пытались на репетициях, праздниках, занятиях эмоционально передать характер движения различной музыки, я увидела, что вместе с этим повысился и общий уровень их музыкальных способностей; улучшилось чувство ритма, координация; дети стали лучше чувствовать музыку и выполнять танцевальные движения; на последующих занятиях увеличилась активность и в таких направлениях как пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Ритмическое движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Ритмика – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров. Не стоит этим пренебрегать. Надо помочь ребенку быть здоровым, определиться в его желаниях способностях.


Музыкально - ритмические движения.

План:

1. Исторические предпосылки. Значение.

2. Цель и задачи муз-ритм. движения

3. Основа муз-ритм деятельности

4. Виды музыкально-ритмической деятельности

Значение музыкально-ритмических движений заключается:

1. Обогащают эмоциональный мир ребенка

2. Развивают музыкальные способности ребенка

3. Познавательные способности

4. Воспитывают активность дисциплинированность, чувство коллективизма

5. Способствует физическому совершенствованию организма.

У музыки в музыкально-ритмических движениях - ведущая роль.

Музыка определяет сущность движения, оно должно соответствовать,

1. характеру музыки

2. средствам музыкальной выразительности

3. форме музыкального произведения

Цель ритмики:

в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение ср-в муз.выразительности, формы), ее образов и формирование навыков выразительного движения на этой основе.

Задачи

1.Развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и музыкально-ритмических движений.

Обучение согласованию движений с характером музыки, средствами выразительности.

Обучение музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски, упражнения.

Умение определять жанры музыки (марш, танец, песня)

2. Умение определять виды ритмики (игра, пляска, упражнение)

3. Умение различать простейшие понятия (высокие и низкие звуки, темп- быстрый, средний и медленный, динамику - громкая, умеренно громкая, тихая музыка и т. д.)

Развивать:

1.Основы музыкальной культуры

2.Музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость, слуховые представления, чувство ритма)

3.творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать свой игровой персонаж, свою пляску, комбинируя различные элементы физ.упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

4.Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнениях.

Основой музыкально-ритмических движений являются:

1. Основные движения - ходьба, бег, подскоки, пряжки.

2. Гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками).

Танцевальные движения

4. имитационные движения (сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств).

Все эти движения передаются по-разному и являются материалом для развития воображения и творческой активности.

Виды музыкально-ритмической деятельности.

Игры, пляски, упражнения.

Игры

1 Сюжетные

2.Несюжетные

Сюжетные:

Начальная форма - игра под пение и движения под фортепианное заключение ()

След. Степень усложнения - игра под инструментальную музыку.

Игры - инсценировки. Их можно выносить на вечера досуга, на праздники. (Желательно, чт. В костюмах «Теремок»)

Мл. Возраст инсценировки песен, кот. Поет воспитатель

Ст. возраст - сюжетные этюды (отразить х-р незнакомой музыки).

Несюжетные игры

не имеют опред. тематики. В них присутствуют разные игровые задания, элементы плясок, соревнования, построения. «Будь ловким» Н.Ладухина, «Ищи» Ломовой.

Пляски.

Виды:

1. Пляски с зафиксированными движениями ,

1) пляки с участием взрослого - обязательное исполнение педагогом одинаковых или отличных с детьми движений

2) современный детский танец

3) народные пляски, где используются подлинные элементы народного танца

4) хороводы с пением, движения которых не связаны с тектом

5) характерный танец, движениями его изображается данных персонаж

6) детский бальный танец

2. Пляски-импровизации на основе разученных движений.

Исп-ся для развития дет.творчества.

1) Пляски- типа «зеркало»

2) Пляска, в которой 1 половину сочиняет ребенок, 2-ю - педагог

3) пляска, где дети сочиняют и 1 и 2 части.

4) Есть еще свободная пляска, где дети отражают х-р музыки движениями ранее изученными или любимыми.

Упражнения.

Это многократно выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Упражнения исп-ся для:

1. совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки прыжки)

2. подготовительные упражнения для разучивания движений к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и др.)

3. образные упр., уточняют различные игровые образы, движения персонажей (поступь медведей, прыжки зайцев, бег лошади). Они дают детямвозможность овладетьдвижениями для выполнения индивид-х ролей

4. как определенные законченные композиции, созд-ся авторами.

Игры, пляски, упражнения тесно связаны между собой, направлены на развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.

Репертуар по ритмике.

Принципы отбора.

1. Художественность музыкального произведения, его яркость, динамичность образов.

2. Моторный характер музыки, побуждающий к движениям.

3. Разнообразный муз.жанров, характера

4. Соответствие движений характеру, образам музыки.

5. Разнообразие движений.

задачи Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Характер музыки Учить различать контрастный характер Различать менее контрастную музыку Различать разнообразный характер музыки
Динамика (громко-тихо) Учить различать громко-тихо «________», + различать умеренную музыку Различать усиление и уменьшение музыки
Темп Учить различать умеренный темп (умеренно-быстро, умеренно-медленно) Различать умеренный и быстрый темпы Различать медленный темп Ускорение и замедление
Регистр Учить различать высоко и низко Учить различать средний регистр Хорошо различать регистр
Форма Учить различать 2-хчастную форму, Контрастную музыку Учить различать 3-х частную форму Должны слушать вступление, знать все формы: 2-х, 3-х, куплетную
Метроритм Различать равномерную пульсацию, ритмично хлопать Отхлопать несложный ритмический рисунок Отхлопать более сложный ритмический рисунок

Методика обучению музыкально-ритмическим движениям .

Методы обучения:

1. Наглядный:

наглядно-слуховой

наглядно-зрительный

тактильно-мышечная наглядность

2. Словесный (беседа о характере музыки, средствах выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание)

3. Практический (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения)

Методика обучения движениям включает 3 этапа:

1. ставятся задачи

ознакомить с новыми движениями (пляской, игрой, хороводом, упражнением)

создать целостное впечатление о музыке

начать разучивание

2. углубленное разучивание музыкально-ритмического движения

уточнение его элементов

создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

3. Закрепление представления о музыке и движениям, поощряя детей самостоятельно применять их в повседневной жизни (под CD-запись, аккомпанимент детских музыкальных инструментов).

Ясельки.

Музыкальное движения нужно начинать рано - с 6-7 месяцев, сидя. Взрослый производит движения руками ребенка, мягко напевая плясовые мелодии или песенки. (Ладушки)

Года жизни.

т. к. дети только начали ходить, то они быстро утомляются и неуверенно двигаются. Поэтому большое внимание уделяется движениям рук. Под пение взрослого или музыку дети могут иллюстрировать движения (птички), могут похлопать в ладоши.

Движения повторяются многократно. К концу 1-го года можно показать танцевальные движения - топать, покружиться.

Года.

Дети подросли и могут уже выполнять мелкие движения, требующие определенной координации. - ходить, бегать могут самостоятельно, но не умеют менять темп движения.

1. различать контрастную музыку.

2. Должны овладеть овладеть игровыми и танцевальными движениями - прямой галоп,кружатся на носочках - по образцу взрослого.

3. Основной принцип - повторность.

4. Количество плясок ограничено. Выучиваются долго. Все время повторяются в новой ситуации.

Года.

К 3-м годам ребенок имеет достаточное развитие и некоторый музыкальный опыт.

Но ходьба у детей- тяжелая, иногда с плохой осанкой, с припаданием, приземлением на всю стопу.

Основные задачи:

1. различать хар-р и ср-ва музыкальной выразительности.

2. Овладение основными танцевальными и иммитационными движениями.

3. Они дожны усвоить, что музыка - главная.

4. След-но начинать и заканчивать движение нужно с музыкой. Необходимо, чтобы дети не ходили без музыки. Для работы подбирается музыка с фиксированным концом.

Учить детей:

1. самостоятельно, свободно садиться на стульчик

2. самостоятельно подходить у столу с атрибутами,

3. свободно выходить из зала.

4. Строиться в колонну и в 2 кружка

5. брать атрибуты только в правую руку

6. не браться сильно за руки в кругу.

7. Приучить детей к общественному поведению.

Используется 3 вида плясок: с участием взрослого, детский танец, хороводы с пением. Все отличаются игровым характером.

Образец способного ребенка или специально подготовленного. Нельзя заставлять стеснительного ребенка играть или танцевать насильно.

Главное увлечь, создать настроение:

1) Рассказом перед пляской или игрой

2) Само название вовлекает детей в действие.

3) Воспитатель берет на себя главную роль.

4) Различные варианты игры.

«Ходит Ваня», «Стукалка», «Прятки с платочками».

Года- средняя группа

Возрастает музыкально-двигательный опыт.

1. сосредоточить детей на более тонкое восприятие музыки.

2. Увеличить объем танцевальных движений

3. разнообразить движение рук.

4. Подведение детей к самостоятельному исполнению выученной пляски

5. проявление творческой инициативы.

Старшая группа

Характерна способность схватить музыкальный образ данный в развитии. Дети способны сменить 5 движений за одну пляску. Уже можно предложить детям новые пляски, построенные на знакомых движениях без образца взрослого.

Формы ознакомления детей с плясками:

1. Показ воспитателя под аккомпанимент муз.рук-ля.

2. Муз-рук-ль показывает пляску по самоаккомпанимент

3. Показ подготовленного ребенка, способного.

Подготовительная группа.

Разучивание пляски.

1 занятие. Ознакомление с музыкой более сложной, чес в старшей группе.

Музыка увеливается в объеме, становится более сложная.

Разучивание русской пляски и национальной пляски (чешская полечка, вальсы, польки)

2 занятие. Нужно учить детей начинать и кончать пляску с музыкой.

3 зан. Прослушивание музыки и обращение внимания на более сложные части музыки, различение частей. Воспитывать красоту и естественность движения, выразительность исполнения пляски.

6-7 зан. - повторение пляски.

Музыкальное занятие в подготовительной группе: «Колобок»

Программное содержание:

Учить детей перед упражнениями и плясками принимать исходное положение;

    учить детей самостоятельно начинать движение после вступления;

    учить детей ориентироваться в пространстве;

    закрепить умения выполнять перестроения, чувствовать единство

    и сплочённость всех марширующих;

    учить детей придавать основным движениям (ходьбе, бегу, подскокам) и элементам танца, пляски выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры, пляски;

    развивать умение непринуждённо придавать движениям пружинный, плавный, маховый характер, в зависимости от особенностей музыкального образа;

    закреплять умение самостоятельно создавать музыкально-

ритмический образ на музыку весёлого, энергичного,

игрового характера;

    развивать творческое воображение, наблюдательность, фантазию;

    привлекать детей к сочинению коротких сказок, историй.

Методы и приёмы: беседа, показ упражнений, загадки, подговорки, словесное объяснение, стихи, сюрпризный момент, манок.

Оборудование и материал: Демонстрационное пособие к музыкально- ритмическим движениям, карточки к образным движениям, магнитофон, стол, подставка, платочки, игрушка «Колобок».

Продолжительность занятия: 30 минут.

Пятки вместе, носочки несколько раздвинуты, ноги выпрямлены, но не напряжены. Плечики и шея слегка отведены назад, руки свободно висят вдоль корпуса, голова чуть приподнята.

3.Приветствие детей: «Здравствуйте, ребята!»; Ответ детей: «Здравствуйте!»

Пение по трезвучию

4.Творческое задание: «Волшебные игрушки»

Дети превращаются в сказочных героев

5.М.р.: Сегодня я вас приглашаю отправится в волшебное путешествие. А помогать нашему путешествию будет, послушайте мою загадку:

Дети: Колобок.

Ребята, давайте вместе «испечём колобка»,он нам будет показывать дорогу, чтобы мы не заблудились. Посмотрите какой красивый, румяный колобок у нас получился.

М.р.:Вы готовы?

Дети: Да.

М.р.: Тогда в путь!

«По сусекам он скребён,

На сметане он мешон,

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушёл»

(Колобок)

Показ игрушки

Упражнения для рук: «фонарики»-вращение кистями рук, «тарелочки»-скользящие хлопки, ритмичные хлопки, «мягкие ручки».

6. «Марш, бег, марш»

Энергичная ходьба, бег на носочках.

М.р.: Катился колобок и прикатился на большую полянку, где решил немного потанцевать.

7. Музыкальная разминка

Построение круга, разведение рук в стороны «показ большой полянки».

«Часики» - наклон головы в право, в лево, вперёд, назад.

«Весёлые плечики» -поднимание и опускание плечиков поочерёдно и вместе.

«Приглашение»- разведение рук с наклоном корпуса вперёд

«Полочка»-руки перед грудь, сложены друг на друга

«Распашонка»- руки сложены перед грудью, при приседании руки разводятся в стороны покажи «Грибочек» -наклоны туловища и руки в право и влево

«Носочек» -выставление ноги на носок

«Каблучок» -выставление ноги на пяточку

«Пружинка»- плавное полуприседание.

М.р.: И покатился колобок по тропинке дальше, прикатился в весенний лес. А на веточке сидит воробей, колобок решил поиграть с ним.

В Лесу растут большие и маленькие деревья.

Дует ласковый ветерок и качает веточки деревьев.

8.Музыкально- ритмическое упражнение

Слышите,как поют в лесу птицы.

«И запоют, засвищут все подряд».

«Змейка» бег на носочка друг за другом.

«Чик-чирик, на дорожку прыг»

Этюд: «Воробьи»-творчество детей.

«Плавные ручки»- поднимание и опу

скание рук поочерёдно и вместе.

Слушают музыку: «Пение птиц»

(дети сидят на коврике)

Игра на воображение «Хор- птиц», дети делятся на группы («кукушка»- ку-ку, «дятел»- хлопки в ладоши, «воробей»- чик- чик, «ворона»- кар- кар, «сова» -у-у-)

Игра: «Найди свой домик».(платочки)

М.р.: Нам очень понравилось в весеннем лесу, но нужно отправляться дальше. Куда это мы попали, в болото, в самую трясину нужно поскорее выбираться из него.

9. Психогимнастика, логоритмика.

«Волшебные тропинки»-широкий и

узкий шаг

«Кочки»-приставной шаг

Игра: «Тропинка» (тропинка, кочка, ямка, мох)

«Болото»- творчество детей.

М.р.: Ребята, посмотрите на лугу пасётся лошадка. Давайте мы вместе с колобком на неё сядем и поедем дальше.

10. Творческое задание

«Я скачу, скачу, скачу

И копытами стучу»

Этюд: «Лошадка»

(прямой и боковой галоп)

М.р.: Лошадка привезла нас на речку.

11. Музыкально- ритмические упражнения

Этюды: «Полоскание», «Игра с

водой».

12. Образные движения

Бег на носочках по кругу, расши

рение и сужение круга.

«Зимою беленький,

а летом серенький»-(зайчик)

«Везде рыщет, добычу ищет»-(волк)

«Ночью бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.»

(медведь)

«Хитрая плутовка,

Рыжая головка» (лиса)

М.р.: Лисичка есть колобка не стала, а подружилась с ним.

13. Музыкально- ритмические движения, танцевальные движения.

Построение пар, кружение в парах «лодочка»,танцевальные движения на

выбор детей.

14.М.р.: «Вот и сказочки конец,

А кто показывал тот молодец!» М.р. благодарит детей за совместную

работу.

Девочки делают «пружинку»,

Мальчики «поклон»

Пусть тает снег,

Пусть тает лёд.

Весна цветы ребятам шлёт

Из недр весенних кладовых

Букет подснежников лесных.

М.р. раздает детям «подснежники»

15 Подведение итогов занятия.

Прощаются.

«До свиданья!.» (поют)

Дети под музыку идут в группу




Рассказать друзьям