Особенности научного познания. Основные особенности научного познания (критерии научности)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Научное познание, будучи системой понятий и теорий, позволяет объяснить и предсказывать разнообразные явления, события. Объяснение и предвидение являются важнейшей функцией научного знания, за счет которых человек оптимизирует своё взаимодействие с природой, управление общественными процессами, сам процесс познания. Научное познание ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности в соответствующие продукты. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль. Достоверность научных знаний подтверждает экспериментальный контроль по получаемым знаниям и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой, организованными в систему.

Основная особенность научного познания – ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.

Наука также изучает и субъектную структуру деятельности, но как особый объект. Таким образом, наука может изучать все в человеческом мире, но в особом ракурсе, и с особой точки зрения. Этот особый ракурс предметности выражает одновременно и безграничность и ограниченность науки, поскольку человек как самодеятельное, сознательное существо обладает свободой воли, и он не только объект, он еще и субъект деятельности. И в этом его субъектном бытии не все состояния могут быть исчерпаны научным знанием, даже если предположить, что такое всеобъемлющее научное знание о человеке, его жизнедеятельности может быть получено.

Особенности научного познания можно сформулировать таким образом:

1. Научное познание систематизировано и является совокупностью организованных и упорядоченных знаний на основе строгих логических и теоретических принципов, при этом одни знания логически выводимы из других знаний.

2. Научное познание стремится к постижению истины;

3. Объективность научного знания, которая означает исключение субъективистских тенденций и произвола;

4. Доказательность научных знаний, которая гарантирует его объективность и общезначимость через его тщательную эмпирическую проверку;

5. Обобщенность и абстрактность научного знания, выражающаяся в форме теорий, действующих законов и процессов природы;

6. Применение особых материальных средств познания: приборов, аппаратов, инструментов (научного оборудования);

7. Построение и использование идеальных моделей для формирования научных теорий. Идеальная модель объекта теории строится с применением идеализации.

Научное познание является динамической системой включающей в себя деление наук на два больших класса - естественные науки о природе и гуманитарные, об обществе. Выделяются также фундаментальные и прикладные науки. В структуре научного познания особое место занимают: уровни познания (эмпирический и теоретический); формы познания (научный факт, теория, проблема, гипотеза); методы познания (эксперимент, наблюдения, анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, системный подход).

Наука в наши дни становится все более значимым фактором общественного развития. Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и особый социальный институт. Анализ науки можно осуществлять в разных аспектах: историческом, социологическом, культурологическом и т.д. Но главным, раскрывающим статус науки в обществе, является гносеологический аспект, исследующий ее особенности как особого вида познавательной деятельности. Наука – это специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов.

В современном мире существует много разнообразных наук, которые можно подразделить на четыре больших блока: естественные, общественные, гуманитарные и технические. Предметы этих четырех блоков наук достаточно явно выделяются: природа, общество, духовный мир человека, техника. Помимо предметного критерия, науки можно классифицировать и по их отношению к практике, выделяя при этом фундаментальные и прикладные науки. По тому, где и кем развивается наука, можно говорить об академической, вузовской и отраслевой науке. Есть и другие критерии, которые позволяют дифференцировать сложное многокачественное поле науки.

Специфические признаки научного познания . Возрастающая роль науки в общественной жизни породила новые черты во взаимодействии ее с другими формами познавательной деятельности (обыденным познанием, искусством, философией, религией и т.д.). В связи с этим остро ставится проблема особенностей научного познания, его отличий от донаучного, ненаучного познания. Рассмотрим специфические признаки научного познания.

1.Объективность. Научное познание ориентировано на раскрытие объектов, взятых «самих по себе», такими, какие они есть, без всяких привнесений в них чего - либо субъективного. В этом принципиальное отличие научного познания от художественного, мировоззренческого. В науке особенности жизнедеятельности ученого, его оценочные суждения не входят в состав порождаемого им знания (законы Ньютона не позволяют судить о том, что любил и что ненавидел он). Тогда как отражение предметов объективного мира в искусстве, философии одновременно выражает и ценностное отношение художника, мыслителя к нему. Отпечаток личности художника как бы «вплавлен» в содержание художественного образа. В портретах кисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его мироощущение, личностное отношение к изображаемым явлениям. Из этого, конечно, не следует, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты. Научное познание обусловлено не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера.

2.Рациональность . Научное знание в отличие от обыденного носит характер рационально обоснованного и доказательного. Достоверность научных знаний не просто провозглашается, а обосновывается, доказывается, опираясь на ряд процедур. Например, процедура верификации, предложенная неопозитивистами, имеет прямое отношение к критерию доказательности знания. Научная рациональность означает соотнесенность познания с образцами, стандартами, логическими и методологическими нормами. Норма – это совокупность критериев, применяемых к оценке научного знания. Нормативную сторону познания характеризуют такие понятия как «стиль мышления», «парадигма» и др. Рационально организованная научная деятельность, руководствуясь критериями доказательности, обоснованности, должна приводить к получению достоверного, истинного знания. В зависимости от исторических этапов науки, многообразия видов знания в современной литературе выделяется несколько типов рациональности.

3.Эссенциалистская направленность . Она означает нацеленность научного познания на воспроизведение сущности изучаемых явлений, отображение повторяющихся, внутренних, существенных связей и закономерностей действительности. Это не исключает в рамках отдельных наук важности описания наблюдаемых явлений на эмпирическом уровне исследования. От явлений – к сущности, а от сущности I-го порядка - к сущности II-го, III-го порядка и т.д. – такова общая логика развития научного познания. Повседневное, художественное познание не ставит своей задачей открытие законов.

4.Системность . Научное знание особым образом организовано, одни его фрагменты связаны с другими по определенным принципам, имеются процедуры выводимости одних знаний из других, и это позволяет говорить о системности научного знания. Проявлением системности выступает такая форма организации научного знания как теория.

5.Проверяемость. Научное знание отличается от псевдонаучного тем, что может быть проверено на практике, испытано логическим путем. Научные истины интерсубъективны в том смысле, что могут быть воспроизведены через практику и подвергнуться проверке любым человеком, а не только их автором.

6.Специальный язык. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения. Наука стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения и вырабатывает специальный язык, куда входят специфические научные термины.

7.Специальные методы. Объекты, на которые направлено обыденное познание, формируются в повседневной практике и приемы, посредством которых каждый такой объект выделяется в качестве предмета познания, как правило, субъектом не осознаются в качестве специфического метода познания. В научном же исследовании, например, в современной атомной физике, уже само обнаружение объекта, выделение свойств его, которые подлежат изучению, требует разработки специальных методов, специальных приборов, проведения специальных расчетов. Поэтому в науке наряду со знанием об объекте формируется знание о методах научной деятельности. Это ведет к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.

8.Система ценностных ориентаций и целевых установок. Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта, целенаправленного формирования ученых-специалистов. Это приводит к появлению особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров. Включение человека в научную деятельность предполагает наряду с овладением накопленным наукой объемом знаний, средствами и методами исследования еще и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, специфических для науки. Главная из них – установка на поиск истины , которая должна восприниматься ученым как высшая ценность науки. И не менее важную роль в научном исследовании играет установка на постоянный рост знания, получение нового знания. Эта установка выражается в системе нормативных требований, например, в запрете на плагиат, допустимости критического пересмотра оснований науки и т.д.

Структура научного познания. В структуре научного познания выделяют уровни научного познания и основания научного знания.

1. Уровни научного познания. Применительно к познавательному процессу в целом, имея в виду не только научное, но и обыденное познание, художественно-образное освоение мира и т.д., чаще всего говорят о чувственной и рациональной ступенях познания. Научное познание (а не всякое) характеризуется эмпирическим и теоретическим уровнями исследования.

Категории «чувственное» и «эмпирическое», «рациональное» и «теоретическое» отождествлять нельзя. Эмпирическое познание никогда не может быть сведено к чистой чувственности. На уровне наблюдений, установлении научных фактов обязательно присутствует деятельность мышления, данные органов чувств подвергаются рациональной обработке, оформляются в языке. Теоретическое познание, соответственно, не представляет собой чистой рациональности. При построении теории используются наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания. Таким образом, с переплетением чувственного и рационального мы сталкиваемся как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного исследования.

Различение эмпирического и теоретического уровней осуществляется по следующим критериям.

1).По характеру предмета исследования. Эмпирическое исследование изучает явления и зависимости между ними. Теоретическое исследование раскрывает сущность объекта, постигает его внутренние связи и закономерности.

2).По типу применяемых средств исследования . Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. К средствам эмпирического исследования относят приборы, приборные установки, посредством которых исследователь осуществляет наблюдение и экспериментальную деятельность. В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное взаимодействие с объектами, на этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Ученый-теоретик имеет дело с идеализированными объектами, их также называют абстрактными объектами или теоретическими конструктами. Их примерами могут служить абсолютно твердое тело, материальная точка и др. Таких тел в природе нет, они выступают как результат нашего мыслительного конструирования, когда мы абстрагируемся от несущественных (в том или ином отношении) связей и признаков предмета и строим идеальный объект, который выступает носителем только сущностных связей.

3).По методам исследовательской деятельности. Основными методами эмпирического исследования являются реальное наблюдение и реальный эксперимент. Важную роль играют также методы эмпирического описания, сравнения, измерения. На теоретическом уровне исследования применяются особые методы: идеализация, мысленный эксперимент, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.

4).По форме организации полученного знания. На эмпирическом уровне информация об объекте представлена в форме данных наблюдения (протоколов наблюдения) и эмпирических фактов, которые устанавливаются через рациональную обработку данных наблюдения. На теоретическом уровне формой организации знания являются законы, идеальные теоретические модели, теории.

Реальный процесс научного познания представляет собой многообразные взаимодействия различных уровней, типов знания: теория принимает участие в формировании фактов, в свою очередь, факты требуют построения новых теорий, которые сначала строятся как гипотезы, а затем обосновываются и превращаются в теории. Существуют многообразные и сложные процедуры взаимодействия уровней научного знания.

2. Основания научного знания. Структура научного познания не исчерпывается уровнями, она включает также и то, что принять называть основаниями научного знания. Эти основания регулируют научное познание, определяют стратегию научного поиска, обеспечивают включение результатов научного творчества в культуру соответствующей исторической эпохи. Можно выделить три составляющих блока оснований науки: 1) идеалы и нормы исследования, 2) научную картину мира и 3) философские основания.

В первый блок входят идеалы и нормы доказательности и обоснования, объяснения и описания, построения и организации знания. Ряд этих нормативных структур являются общими для всякого научного познания, какие-то характерны для конкретной исторической эпохи (находят свое воплощение в стиле мышления эпохи), а какие-то – специфичны для конкретной науки. В системе идеалов и норм выражен определенный образ познавательной деятельности, представление об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. Эта система обусловлена как спецификой объекта, так и социокультурными факторами. Нормативная сторона науки была отражена Т.Куном в понятии парадигмы, И.Лакатосом – в понятии научно-исследовательской программы.

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественнонаучной картиной мира. В истории развития науки выделяют механическую картину мира, электромагнитную и квантово-релятивистскую. Современная научная картина мира строится на базе синергетики – научной дисциплины, позволяющей рассматривать мир с позиции способностей материальных систем к самоорганизации.

Третий блок оснований науки образуют философские идеи и принципы , которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру. Помимо функции обоснования философские идеи и принципы выполняют эвристическую функцию, активно участвуют в построении новых теорий.

Методы научного познания. В своей познавательной деятельности, в том числе и в научной, люди используют самые разнообразные методы. Методологический анализ процесса научного познания позволяет выделить два типа приемов и методов исследования. Во-первых, приемы и методы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как научное, так и обыденное знание. Их можно назвать общелогическими методами. Во-вторых, существуют особые приемы, характерные только для научного познания – научные методы исследования. Научные методы исследования можно подразделить на две основные группы: методы эмпирического исследования и методы теоретического исследования.

К общелогическим методам познания относятся: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

Анализ – это мысленное расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез – это мысленное соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Аналитико-синтетическая деятельность лежит в фундаменте человеческого мышления.

Абстрагирование – это особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.

Обобщение – это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению.

Индукция – процесс выведения общего положения из ряда частных утверждений, из единичных фактов. Индуктивные умозаключения проблематичны (их результаты носят вероятностный характер), индукция как бы «наводит» человеческую мысль на открытие общих закономерностей.

Дедукция – процесс рассуждения, противоположный индукции, идущий от общего к частному или менее общему. Дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии, что такое знание содержалось в посылках.

Аналогия – это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают и об их сходстве в других признаках. Аналогия с тем, что уже известно, позволяет понять то, что неизвестно. Аналогия с тем, что является относительно простым, помогает понять то, что является более сложным.

Аналогия, понимаемая как перенос информации об одних объектах на другие, составляет основу моделирования.

Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, знаковым. С возникновением ЭВМ в науке получило широкое распространение компьютерное моделирование на основании специально создаваемых для этих целей программ.

К общенаучным методам эмпирического исследования относятся: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное изучение предметов и явлений действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях объекта. К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения – установки, приборы, измерительные инструменты. Наблюдение является не пассивной, а активной (целенаправленной, избирательной, теоретически обусловленной) деятельностью.

Описание – метод познания, связанный с закреплением и передачей результатов наблюдения с помощью определенных знаковых средств (естественного и искусственного языка). С помощью описания чувственная информация переводится на язык знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки. Описание подразделяется на качественное и количественное (с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур).

Измерение – это процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Введение метода измерения в естествознание открывает путь к его математизации, превращению естественных наук в точные науки.

Сравнение и сравнительно-исторический метод связаны с установлением сходства и различия предметов. Все познается в сравнении. Сравнение тогда играет важную роль в науке, когда сравниваются действительно однородные или близкие по своей сущности вещи. На основе сравнительно-исторического метода выросли целые отрасли знания: сравнительная анатомия, сравнительная психология, сравнительное языкознание и т.д. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство тех или иных животных, языков, народов и т.д.

Эксперимент - это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент имеет перед наблюдением ряд преимуществ: в ходе эксперимента изучаемое явление может не только наблюдаться, но и воспроизводиться по желанию исследователя; в условиях эксперимента возможно обнаружение таких свойств явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях; эксперимент позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств путем варьирования условий и изучать явление в «чистом виде»; в условиях эксперимента резко возрастает роль и расширяется арсенал используемых приборов, инструментов, установок.

Особенностью эксперимента является то, что он принадлежит как к познавательной, так и к практической деятельности человека. Если целью эксперимента является приращение знания, то в этом случает он относится к познавательной деятельности (это так называемый поисковый эксперимент). Если эксперимент ставится с целью подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся знания (его еще называют проверочным или контрольным экспериментом), то тогда он представляет собой форму практики. Особым видом эксперимента является мысленный эксперимент, который относится, скорее, к теоретическим, чем к эмпирическим методам исследования.

К научным методам теоретического исследования относятся: идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования.

Идеализация – мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Результатами идеализации являются такие абстрактные объекты (их еще называют идеальными или идеализированными объектами, теоретическими конструктами), как «точка», «прямая» в геометрии, «абсолютно черное тело» или «идеальный газ» в физике и т.п.

Формализация – обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Формализация связана с использованием знаков, символов, языка математики, логики, кибернетики. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики представляет формальное исследование основных характеристик структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений. Всякая формализация неизбежно ведет к огрублению реального объекта, односторонности его изучения. Имея огромное значение в современном научном познании, формализация не может считаться универсальным методом познания, она должна дополняться содержательным анализом.

Аксиоматический метод – это метод построения теоретического знания, связанный с принятием исходных положений, не требующих доказательств (аксиом или постулатов), и с выведением на их основе по правилам логики следствий. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия. Аксиоматический метод развивался по мере развития науки. «Начала» Евклида были первой стадией его применения, которая получила название содержательной аксиоматики. Впоследствии был совершен переход от содержательной к формальной и затем к формализованной, с использованием математической логики, аксиоматике.

Гипотетико-дедуктивный метод – специфический метод построения и развития теоретического знания в естественных науках, связанный с выдвижением гипотез, из которых дедуктивно выводятся следствия, подлежащие опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется. В процессе выдвижения гипотезы используются логические методы (индукция, аналогия и др.), но особо следует отметить роль интуиции. Обоснование, подтверждение гипотезы требует дискурсивного мышления, логических средств, но это не исключает и на этом этапе интуитивных озарений.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному предполагает движение мысли от абстрактных, бедных содержанием понятий, определений к богатому, системному знанию об объекте. Исходным пунктом познания является конкретный, непосредственно и чувственно воспринимаемый объект (конкретное, чувственно воспринимаемое целое). Мысль вычленяет отдельные свойства и связи этого целого и формирует абстракции, которые односторонне, неполно отражают этот объект. От отдельных абстракций мысль идет к их системе, к восстановлению конкретности, но уже не как непосредственно данной органам чувств, а как знания существенных свойств и связей объекта, закономерных тенденций его развития, свойственных ему внутренних противоречий. Конкретное знание – это знание системное, дающее целостный образ исследуемого объекта в единстве его многообразных сторон (единство многообразного). Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и естественных науках.

Исторический и логический методы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных исторически развивающихся объектах. В основе исторического метода лежит изучение реальной истории объекта в ее конкретном многообразии, зигзагах и случайностях, особенных и единичных проявлениях. Логический метод отражает действительность в ее закономерном развитии, раскрывает объективную логику развития объекта на основе изучения высших стадий его развития. Логическое в целом совпадает с историческим: оно есть историческое, очищенное от случайностей и взятое в его существенных закономерностях.

Все описанные методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимодействии. В процессе развития науки развивается и система ее методов, формируются новые приемы и способы исследовательской деятельности.

Научное творчество. На основе познавательных способностей человека развертывается его творческая деятельность. Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Новизна и социальная значимость результатов чаще всего рассматриваются в качестве критериев творчества. Существуют разные виды творчества: производственное, политическое, научное, техническое, художественное и др. Научное творчество связано с деятельностью ученых по производству принципиально нового знания, с поиском истины и ее доказательством, с выдвижением новых гипотез и построением на их основе теорий. Сущность научного творчества проявляется в научном открытии – установлении новых, ранее не известных фактов, свойств и закономерностей реального мира.

В разработке проблем научного творчества значительное место отводится анализу структуры творческого процесса , выделению основных этапов (стадий) научного творчества. Самой распространенной является трактовка, включающая 5 этапов: 1) постановка проблемы, формулировка целей и задач исследования; 2) сбор информации, сознательный с привлечение логических методов поиск путей решения проблемы; 3) этап созревания (вынашивания) идеи, который называют также «инкубационным периодом» и который связан с бессознательной работой ума; 4) рождение новой идеи в форме догадки, нахождение принципа решения проблемы через интуитивное озарение или «инсайт»; 5) оформление найденного решения, обоснование найденной догадки до уровня гипотезы и перерастание гипотезы в теорию посредством логического доказательства и проверки гипотезы. Как видим, в творческом процессе переплетаются логические, дискурсивные моменты и интуитивные. И все же вопрос о природе интуиции, ее роли в научном открытии может быть поставлен особо в силу его дискуссионности, важности.

Интуиция как специфический познавательный процесс выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, абстрактное мышление. Распространенность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в повседневных условиях, в условиях нестандартных ситуаций. Человеческая культура знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области путем «озарения». Интересны свидетельства Ф.А.Кекуле, Г.Гельмгольца, А.Эйнштейна и других ученых о посещавших их интуитивных озарениях. На основе описаний и экспериментального изучения интуиции были выделены 3 основных признака интуиции как познавательного процесса: 1) внезапность (неожиданность) решения задачи; 2) неосознанность путей и средств ее решения; 3) непосредственность постижения истины. Исходя из этих признаков интуиции можно дать такое ее определение: интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Психологический анализ интуиции ведется на основе изучения соотношения сознательного и бессознательного, подсознательного механизмов ее осуществления. Гносеологическая природа интуиции раскрывается через сложные переходы чувственных образов в понятия и понятий в чувственные образы, через синтез понятийной всеобщности и чувственной данности. В этих переходах ряд современных авторов усматривает разгадку таинственной природы интуитивного знания.

Есть работы психологов, физиологов, в которых исследуются факторы, благоприятствующие интуиции и, наоборот, тормозящие ее проявление. К первым можно отнести: основательную профессиональную подготовку человека, глубокое знание проблемы, сильную мотивацию на решение проблемы, поисковую доминанту, наличие «подсказки», наталкивающей на верную идею и др. К неблагоприятным условиям можно отнести: умственное и физическое переутомление, работу «из-под палки», домашние и денежные заботы и др. Знакомство с условиями проявления интуиции позволяет сформулировать некоторые рекомендации по ее активизации: временно отключаться от проблемы для активизации подсознательных механизмов мышления, параллельно работать над несколькими проблемами, не откладывать в сторону нерешенную проблему без чувства хотя бы небольшого успеха и т.д.

В истории философии большое внимание проблеме интуиции уделяли Платон, Аристотель, Р.Декарт, А.Бергсон и др.

Рассмотрение научного творчества показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его интуиции, нравственных качеств. Процесс научного познания и дискурсивен, и интуитивен, в нем сливается необходимость со случайностью. Как показывает опыт развития науки, научным творчеством в известных пределах можно управлять. Приемы активизации творческих способностей рассматриваются в «синектике» У.Гордона, «брейнсторминге» А.Осборна, «алгоритме изобретений» Г.С.Альтшуллера. Управление творчеством предполагает влияние не только на индивидуальные способности исследователя, но и на социально-экономические, политические, общекультурные обстоятельства с целью создания благоприятных условий для проявления творчества.

Лекция 2 НАУЧНЫЙ МЕТОД И ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Особенности и методы научного познания. Научный метод - основа науки. Принципы познания в естествознании: принцип причинности, принцип наблю­даемости, принципы отбора, принципы симметрии, принципы оптимальности, принцип соответствия, редукционизм, парадоксы как движущая сила науки, красота науки.

Знание - сила. Ф. Бэкон

2.1. Особенности и методы научного познания

Мы познаем мир с помощью органов чувств - естественных физических приборов человеческого организма. Основную инфор­мацию об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения (глаза). Но наши органы чувств могут обманывать нас. Не все существующие в мире звуки мы воспринимаем, достаточно субъективны наши вкусовые и тепловые ощущения, чувство боли.

Постепенно человек научился создавать приборы и системы для получения информации об окружающем мире, а знания стали бо­лее достоверными и глубокими. Научное знание в отличие от обы­денного (житейского опыта, здравого смысла) характеризуется ря­дом специфических черт.

Во-первых, это не опыт отдельного человека и его мироощуще­ние. Наука - это суммарный опыт всего человечества на всем историческом пути его развития.

Во-вторых, научное знание в отличие от обыденного имеет не простые формы (непосредственного отражения, ощущения и вос­приятия), а сложные - специально выработанные формы выра­ жения научной истины в виде научных понятий, принципов, методов и теорий. Главная особенность научных знаний заклю­чается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретиче­ском характере. Научное знание начинается тогда, когда за сово­купностью фактов осознается закономерность - общая, необхо­ димая связь между ними, что позволяет объяснить, почему дан­ное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Научное познание отличает стремление к объективно­ сти, т.е. к изучению мира таким, каким он есть вне и независимо от человека.

В-третьих, по своей природе научное знание не стихийно, а строго организованно, упорядоченно, субординированно.

В-четвертых, оно представляет собой систему, принципиально проверяемую, основанную на фактах, истинную.

В-пятых, это не только система готового знания, но и система приобретения нового знания, т.е. система научных методов - системность знаний.

Термин "метод" означает способ построения системы познания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов и правил, которые позволяют достичь результатов наи­более рациональным путем. Владение методом означает для чело­века знание того, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения какой-либо задачи, и умение приме­нять эти знания на практике.

Среди множества используемых в науке методов, перечислим некоторые как наиболее важные:

    анализ - расчленение целостного предмета на составные ча­ сти (стороны, признаки, свойства и отношения) для их все­ стороннего объяснения;

    синтез - соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;

    абстрагирование - это мысленное отвлечение от каких-то менее существенных в данных условиях свойств, сторон, при­ знаков, отношений изучаемого объекта с одновременным вы­ делением и формированием одной или нескольких наиболее существенных сторон, свойств или признаков и отношений этого объекта;

    идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате такого изменения могут быть исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны или признаки объекта. Хорошо известным примером идеали­ зации является понятие материальной точки в механике - это объект, размерами которого пренебрегают. Реально в природе таких объектов не существует, но подобная абстракция поз­воляет заменить в исследовании самые различные реальные объекты: от атомов и молекул до планет и звезд;

    обобщение - прием мышления, в результате которого уста­ навливаются общие свойства и признаки объектов;

    индукция - метод исследования и способ рассуждения, в ко­ тором общий вывод строится на основе частных посылок;

    дедукция - способ рассуждения, посредством которого из об­ щих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;

    аналогия - прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сход­ стве в других признаках;

    моделирование - изучение объекта (оригинала) путем созда­ ния и исследования его копии (модели), замещающей ори­ гинал с определенных сторон, интересующих исследователя. При моделировании широко используются абстрагирование, аналогии и обобщения. Среди многих методов моделирова­ ния отметим математическое моделирование, производимое средствами математики и логики. Мысленный эксперимент является одним из видов моделирования, широко используе­ мых в науке.

Различают два уровня научного познания: эмпирический (опытный) и теоретический. Эмпирический уровень познания характеризуется непосредственным исследованием реально суще­ствующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне происходит процесс накопления информации об исследуемом объ­екте путем наблюдения, выполнения разнообразных измерений и проведения экспериментов, а также производится первичная си­стематизация получаемых данных и, возможно, формулирование некоторых простых эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень научного исследования осуществляет­ся на рациональной (логической) ступени познания. Здесь строят­ся научные теории, которые являются основной формой научно­го знания. Это более высокая ступень в научном познании. Здесь широко используется метод научного абстрагирования и идеали­зации - переход к обобщенным представлениям и понятиям. В процессе абстрагирования происходит отход от чувственно вос­принимаемых конкретных объектов к воспроизводимым в мышле­нии абстрактным представлениям о них. То, что получают в результате, называют абстракцией, которая, очевидно, отличается от конкретного. Таким образом, как говорят философы, на теоре­тическом уровне осмысление представляет собой восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному.

На этой основе также строятся научные понятия, которые в науке играют очень важную роль. Понятия - это отражение предметов и явлений со стороны их существенных свойств и отношений. Всякое познание человеком природы начинается с ощущений, которые связывают его с миром явлений и рождают образы. Явления и образы описываются с помощью языка (слов). Одни и те же слова у разных людей рождают различные образы. Существуют слова или группы слов, которые не связаны непосред­ственно с образами, хотя и появились благодаря им. Это и есть понятия. Понятия обобщают коллективный опыт, но они лишены деталей, присущих конкретным образам, и поэтому пригодны для общения разных людей между собой. Но понятия не вполне одно­значны, хотя бы потому, что у разных людей они вызывают раз­личные образы. Даже в повседневной жизни это часто приводит к недоразумениям. В науке такое недопустимо, потому что ее ре­зультаты претендуют на объективный смысл, который не должен зависеть от непостоянства человеческих мнений. В науке почти каждому понятию ставят в соответствие формулу - набор симво­лов и чисел, и задают правила действий над ними, чем достигается однозначность науки, позволяющая понимать друг друга ученым разных стран и поколений.

Понятия позволяют обобщать и выделять предметы по их об­щим признакам. Процесс образования понятий связан с огруб­ лением действительности, так как рассмотрение ведется толь­ко со стороны тех свойств и отношений, которые интересуют в данной теории, отвлекаясь от всех прочих. Поэтому их нельзя рассматривать как нечто неизменное, заданное. Время от вре­мени они должны пересматриваться, углубляться адекватно по­знанию внешнего мира. Научные понятия, составляющие логи­ческую основу законов природы, не статичны, не абсолютны. Отсюда следует, что законы природы нельзя абсолютизировать, а значит, наши представления о физической реальности никогда не могут быть окончательными.

Таким образом, объектами научного (теоретического) по­ знания выступают не сами предметы и явления реального ми pa , а их своеобразные аналоги (модели) - некие идеализирован­ные объекты. Поэтому полученная картина природы не обяза­тельно буквально совпадает с реально существующим миром.

Многие ученые ее считают всего лишь рабочей моделью.

Например, наше представление о строении атома есть только модель - невидимый атом описывается с помощью макроскопи­ческих понятий. Мы не знаем, что в действительности представ­ляет собой атом, но можем сказать, что он ведет себя "так-то и так-то", если на него подействовать "вот так". Даже современные методы исследования не позволяют увидеть атом. Получаемые с их помощью изображения интерпретируются также в рамках тех же моделей. Известный физик Р. Фейнман писал: "Раз поведе­ние атомов так не похоже на наш обыденный опыт, то к нему очень трудно привыкнуть. И новичку в науке, и опытному физи­ку - всем оно кажется туманным и своеобразным. Даже большие ученые не понимают его настолько, как им бы хотелось, потому что весь непосредственный опыт человека, вся его интуиция -все прилагается к крупным телам. Мы знаем, что будет с боль­шим предметом; но именно так мельчайшие тельца не поступают. Поэтому, изучая их, приходится прибегать к различного рода аб­стракциям, напрягать воображение и не пытаться связывать их с нашим непосредственным опытом" (Фейнман, 1987).

Основная задача научного знания - обнаружение объектив­ ных законов действительности - природных, социальных (об­щественных), законов самого мышления и т.д. Отсюда ориентация исследования направлена, главным образом, на общие, существен­ные свойства предмета или явления, их необходимые характери­стики и их выражение в системе абстракций. Если этого нет, то нет и науки, так как само понятие научности предполагает откры­тие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

Непосредственная цель и высшая ценность научного позна­ния - это объективная истина, которая достигается преимуще­ственно рациональными средствами и методами. Поэтому на­ учные знания имеют рациональный характер. Истина есть правильное, адекватное отражение предметов и явлений действи­тельности познающим субъектом, воспроизведение их такими, ка­кими они существуют вне и независимо от сознания. Она объек­тивна по содержанию, но субъективна по форме - как результат человеческого мышления. Поэтому говорят об относительной ис тине как отражающей предмет не полностью, а в объективно обу­словленных пределах. Абсолютная истина полностью исчерпыва­ет предмет познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складыва­ ется из суммы относительных.

Характерная черта научного познания - объективность. Науч­ное познание ориентировано на то, чтобы в конечном счете быть воплощенным в практике. Смысл научного изыскания можно вы­разить простой формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать" - не только в настоящем, но и в будущем. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную разви­вающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или ис­кусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). В процессе познания применяются и такие специфические материальные средства, как приборы и инструменты и другое на­учное оборудование, зачастую очень сложное и дорогостоящее. Кроме того, для науки характерно использование и таких средств, как современная логика, диалектика, системный анализ и другие общенаучные приемы.

Научному познанию присущи строгая доказательность, обос­ нованность результатов и достоверность выводов. Но вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений и т.п. Поэтому важное значение имеют методологическая подготовка, философ­ская культура и многое другое.

Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности - это проблема демаркации, т.е. это поиск критериев разграничения собственно научного знания и не (вне) научных построений. Каковы основные особенности именно научного познания? К числу таких критериев можно отнести следующее:

1. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но в тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.

Выдающиеся творцы науки обращали внимание на то, что глубокие фундаментальные теории должны потенциально содержать в себе «целые созвездия будущих новых технологий и неожиданных практических приложений». Иначе говоря, наука обязана обеспечить сверхдальнее прогнозирование практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта. Наука должна быть нацелена не только на изучение объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех объектов, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем.

3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритического отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм.

4. Существенным признаком познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний (а тем более их механический агрегат, «суммативное целое»), не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводятся до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

Наука есть не только целостная, но и развивающаяся система, как таковыми являются и конкретные научные дисциплины, а также другие элементы структуры науки - проблемы, гипотезы, теории, научные парадигмы и т.д.

Сегодня все сильнее утверждается мысль о том, что наука - это не только органическая развивающаяся система, но и система открытая, самоорганизующаяся. Современная (постнеклассическая) наука все более активно усваивает идеи и методы синергетики, которая становится коренным основанием науки XXI в. Наука, как целостная, развивающаяся и самоорганизующаяся система, является составной частью более широкого целого, будучи важнейшим органическим элементом общечеловеческой культуры.

5. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается - в той или иной мере - осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, однако в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук). Это и понятно: ведь ученый - это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и интересами и т.п. Поэтому-то и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как любой человек, не вмещается полностью в их рамки.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Иначе говоря, знание (если оно претендует на статус, научного) должно быть подтверждено фактами и аргументами. Вместе с тем в науке немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений, заблуждений и т.п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

Специфическими средствами обоснования истинности знания в науке являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п. Выработка специализированного (и прежде всего - искусственного) научного языка - важнейшее условие успешной работы в науке.

Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала - важный показатель (критерий) научности.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности - фальсификацией. Утверждения и концепции, которые в принципе не могут быть подвергнуты этим процедурам, как правило, не считаются научными.

Иначе говоря, познание может считаться научным, когда оно: а) дает возможность постоянной проверки «на истинность»; б) когда его результаты могут быть многократно повторены и воспроизведены эмпирически в любое время, любым исследователем, в разных странах.

Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.

Считая фальсифицируемость более важным критерием научности, чем верификацию, Поппер отмечал: «Я признаю некоторую систему научной только в том случае, если имеется возможность ее опытной проверки».

9. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.).

Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы. Широкое применение экспериментальных средств и систематическая работа с идеализированными объектами- характерные черты развитой науки.

Необходимым условием научного исследования является выработка и широкое использование специального (искусственного, формализованного) языка, пригодного для строгого, точного описания его объектов, необычных с точки зрения здравого смысла. Язык науки постоянного развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира.

10. Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности - отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания, его этические принципы. Эта подготовка должна стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта от получаемых знаний.

Таковы основные критерии науки в собственном смысле, которые позволяют в определенной мере осуществить демаркацию (провести границы) между наукой и ненаукой. Эти границы, как и все другие, относительны, условны и подвижны, ибо и в этой сфере «природа не ставит свои создания шеренгами» (Гегель). Эти критерии, таким образом, выполняют «охранительную функцию», ограждают науку от непригодных, несостоятельных, «бредовых» идей.

Поскольку познание безгранично, неисчерпаемо, находится в развитии, то система критериев научности - это конкретно-историческая, открытая система. А это означает, что не существует и не может существовать раз навсегда завершенного, законченного «списка» данных критериев.

В современной философии науки называют и другие критерии научности, кроме вышеназванных. Это, в частности, критерий логической непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности и некоторые другие. Вместе с тем отмечается, что философия науки отвергает наличие окончательных критериев научности.

4. Как соотносятся философия и наука?

Анализ взаимосвязи философии и частных наук показывает, что никакая сфера человеческого духа и философия «том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философ не может и не должен подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т.п.

Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество - в философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество позиций и интерпретаций этой проблемы. Каково же соотношение науки и философии?

Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума.

Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».

Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывает особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.

Мир в глазах философа - не просто статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Потому-то основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Принимая во внимание научные данные и опираясь на них, она идет дальше, рассматривая вопрос о сущностном смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия.

Представители науки обычно не задаются вопросом, как возникла их дисциплина, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, ученый вступает в сферу истории и философии науки. Философия же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные и пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, - излюбленная тема философских размышлений.

Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на выработку и систематизацию строгих и объективных знаний о действительности. Наука - это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным, исторически сложившимся разделам относятся: онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика, а также антропология, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки, философия техники и пр. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением места человека в мире, смысла его существования, судеб современной цивилизации.

1. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм.

3. Наука в большей мере, чем другие формы сознания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.

4. Научное познание есть сложный и противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, - искусственном (математическая символика, химические формулы). Научное знание вбирает в себя опыт обыденного (житейского) познания, но, обобщая систему фактов в системе понятий, углубляется и развивается до таких наиболее зрелых своих форм, как теория и закон. Оно не просто выделяет последние (как и другие абстракции), но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала обозначается в методологии термином «прогрессизм» (нетривиальность) и считается важным показателем научности.

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы. Указанные средства - и материальные и духовные - сами являются предметом исследования в науке.


6. Для научного познания характерны строгая доказательственность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т. е. изучением используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

Структура и уровни научного познания

Научное познание (и знание как его результат) есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно - в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект (предметная область познания); субъект познания; средства, методы познания - его орудия (материальные и духовные) и условия осуществления.

При ином срезе научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры: фактический материал; результаты первоначального его обобщения в понятиях; основанные на фактах научных предположения (гипотезы); «вырастающие» из последних законы, принципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания и некоторые другие элементы.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, основным элементом которой является теория - высшая форма организации знания. Взятое в целом, научное познание включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Хотя они и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику. В чем она заключается?

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущество со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» (от лат. Facturum - сделанное, свершившееся) имеет следующие основные значения:

· Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»).

· Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т. е. как синоним истины.

· Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируется в понятии «научный факт». Последний становится таковым тогда, когда является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему.

Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («протоколирование») наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность - характерные признаки эмпирического познания.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, каксравнение; наблюдение, измерение, эксперимент, когда объект воспроизводится в искусственно созданных и контролируемых условиях (в том числе и мысленно); анализ - разделение объектов на составные части; индукция - движение познания от частного к общему и др.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышления). Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

На основе эмпирических данных здесь происходит обобщение исследуемых объектов, постижение их сущности, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий - квинтэссенцию знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - процесс создания чисто мысленных предметов(«точка», «идеальный газ» и т. п.), синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция - движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи.. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует

Проблема - гипотеза – теория

Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза и теория, выступающие вместе с тем как узловые моменты построения и развития знания на теоретическом его уровне.

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщения, умение верно поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим - от менее глубоких к более глубоким.

Проблема возникает, по его мнению, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречий ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем) - например, «проблема»создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

Гипотеза - форма знания, содержащая предложение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Говоря об отношении гипотез к опыту, можно выделить три их типа:

· гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта;

· гипотезы, в формировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль;

· гипотезы, которые возникают на основе обобщения только предшествующих концептуальных настроений.

В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: форма знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; метод развития научного знания.

Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одно из них становится истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Так, например, выдвинутая Планком квантовая гипотеза после проверки стала научной теорией, а гипотезы о существовании теплорода, флогистона, эфира и т. п., не найдя подтверждения, были опровергнуты, перешли в заблуждения. Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический закон, и теория Дарвина, и др. Велика роль гипотезы в современной астрофизике, геологии и других науках.

Решающей проверкой истинности гипотезы является, в конечном счете, практика во всех своих формах, но определенную (вспомогательную) роль в доказательстве или опровержении гипотетического знания играет и логический (теоретический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика И. Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

Ключевой элемент теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности.

В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является:

· объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

· существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия;

· необходимой, ибо будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях;

· внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

· повторяющейся, устойчивой: «закон есть прочное (остающееся) в явлении», «идентичное в явлении».

Вненаучное знание

В современной философско-методологической литературе все активнее «вводятся в оборот» различные формы вненаучного знания, исследуются их особенности и взаимоотношения с научным познанием, предполагаются различные классификации вненаучного знания. Одну из интересных и содержательных классификаций форм вненаучного знания предложили Т. Г. Лешкевич и Л. А. Мирская. Они выделяют следующие его формы:

· ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

· донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

· паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (от греч. para - около, при) знания включает в себя учение о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;

· лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;

· квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархизированной науки, где невозможна критика власть придержащих, где жестко проявлен идеологический режим;

· антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка анти- обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком»;

· псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Развивая и конкретизируя эту свою классификацию, названные авторы в сфере внерационального, вненаучного знания выделяют три основных вида познавательных феноменов: паранормальное знание, псевдонауку и девиантную науку.

Паранормальное знание включает в себя учение о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (например, мистика, спиритизм, телепатия, ясновидение, психокинез). Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, а также умелая обработка «фактов». Его отличительные признаки - рассказ историй («объяснение через сценарий») и безошибочность. Термин «девиантное» означает отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов познавательную деятельность. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопоставлении с нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества.

В последние годы, особенно в связи с кризисными явлениями мировой цивилизации начала XXI в., растет интерес к эзотеризму как одному из вненаучных способов духовного освоения мира. Для него характерны закрытость содержания от «непосвященных», способность приобщения своих сторонников к трансцендентным тайнам мироздания, сложная символизация и ритуализация функционирования общества в обществе. К эзотерическим учениям обычно относят гностицизм, теософию, антропософию, парапсихологию, магию, алхимию, астрологию.

Эзотеризм может представать либо как самостоятельное формообразование, либо как элемент других форм освоения действительности (религиозной, художественной и др. - и даже научной), с которыми эзотеризм постоянно взаимодействует. Заполняя определенный зазор (нишу, лакуну) между наукой и религиозным познанием, эзотеризм предлагает свое специфическое решение проблем, не требуя при этом ни рациональных доказательств, ни ссылок на священное писание, ни обращения к откровению, а лишь призывая внимать «голосу тайны».

Думается, не лишены основания утверждения о том, что если постоянно указывать на опасность и беды, которые несут теософия, оккультизм, астрология и т. п., то от этого ничего не выигрывают ни наука, ни культура, ни общество в целом. Нужно стремиться к диалогу между всеми формами культуры, всеми способами освоения человеком мира, изучая особенности и возможности каждого из них. Афоризм П. Фейерабенда «все дозволено» очень точно выражает это стремление.



Рассказать друзьям