Памятник гоголю на никитском бульваре описание. Памятник николаю гоголю на гоголевском бульваре

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Памятник Гоголю на Никитском бульваре (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю на Никитском бульваре является одним из лучших памятников Москвы, но когда памятник был открыт, он вызвал большой резонанс. Большое количество людей посчитали памятник великому писателю одним из самых уродливых и мрачных памятников. Это было связано с тем, что писатель был изображен не полным сил и вдохновения, а усталым и больным, закутанным в плащ человеком.

По инициативе Иосифа Сталина 1951 году памятник был перенесен в Донской монастырь, Сталину не нравился мрачный вид памятника. В 1952 году на этом месте был установлен другой памятник Николаю Васильевичу. В 1959 году памятник переместили во двор усадьбы графа А. П. Толстого, где писатель провел свои последние годы.

Писатель запечатлен сидящим на каменном кресле. Ссутулившись, он сидит укутанный в плащ. Он устало и печально взирает на прохожих. Кроме самой фигуры писателя, трагичность и мрачность памятнику придает огромный темны постамент, на который была установлена скульптура. Постамент обрамлен барельефами из бронзы с изображениями сцен из знаменитых произведений Николая Васильевича. На фронтальной стороне находится памятная надпись «ГОГОЛЬ».

В нижней части постамент украшает рельефный многофигурный фриз, опоясывающий его с четырех сторон. В бронзе запечатлены герои гоголевских произведений - живые, веселые, динамичные. Какая-либо сюжетность в этих фризах отсутствует, это просто калейдоскоп образов. Они выполнены графически, четко в плоскостной манере - в отличие от самой фигуры, трактованной в реалистическом стиле.

На фасадной композиции изображены персонажи «Ревизора». Хлестаков привстал на цыпочки, самозабвенно врет. Перед ним застыла семья Городничего, за ней - шеренга чиновников с Бобчинским и Добчинским в центре.

Как добраться

Проще всего добраться до него можно приехав на станцию метро Арбатская (Филевской линии). Выходите на улицу к кинотеатру Художественный. У кинотеатра спускаетесь в подземный переход и переходите Арбатскую площадь. На противоположной стороне поворачиваете направо. Перейдя Новый Арбат, по Никитскому бульвару идете до дома 7А, где во дворе вы увидите памятник Николаю Васильевичу Гоголю.

Адрес: Москва, ст. м. Арбатская, Арбатская площадь, Никитский бульвар, 7А.

История создания памятника

В россии, нужно признать с сожалением, всегда было мало порядка. Особенно в отношении к своим святыням. В 1909 г., Когда приближалось столетие со дня рождения Николая Васильевича гоголя, вдруг было замечено, что могила человека, почитаемого во всем мире в качестве одного из величайших гениев всех времен неухожена, а в городе нет памятника, ему посвященного.

Выдержка из газеты начала XX века: Приведение в порядок заброшенной на Даниловском кладбище в Москве могилы Гоголя ко дню празднования столетия со дня его рождения, 20 марта текущего года, взял на себя город, и в настоящее время работа эта выполнена: При производстве этих работ была обнаружена в глубине плотная масса кирпича и известки, которую был залит в свое время дубовый гроб, сохранившийся в целости и до сих пор, о чем свидетельствовали совершенно крепкие углы гроба, обнаружившиеся в тех местах, где известковая масса от времени осыпалась.

К счастью, общество и городские власти приняли это близко к сердцу. При участии различных комитетов была разработана обширная программа действий. В частности, было решено учредить гоголевскую библиотеку и поставить в городе памятник Гоголю.

Выдержка из газеты начала XX века: Московская городская дума наметила программу гоголевских торжеств по поводу предстоящего открытия памятника великому писателю, которое должно состоятся в столетнюю годовщину его рождения. Городское самоуправление постановило назвать именем Н. В. Гоголя одно высшее мужское и одно высшее женское городские училища, предполагаемые к открытию в 1908 г., десять городских школ также назвать Гоголевскими; учредить библиотеку-читальню имени Н. В. Гоголя; издать в возможно большем количестве экземпляров популярную биографию и избранные сочинения Н. В. Гоголя для бесплатного распространения в народе; организовать ряд публичных чтений и народных спектаклей; учредить несколько гоголевских стипендий в Московском университете. Для подробной разработки намеченной программы избрана комиссия из 10 лиц.

Двор дома на Никитском бульваре,
в котором провел свои последние
дни Н.В. Гоголь

Создание памятника и библиотеки с самого начала были увязаны между собой - место для памятника специально было выбрано неподалеку от дома, где провел свои последние дни Н.В. Гоголь, а сам этот дом было решено превратить в мемориальный гоголевский музей-читальню.

Выдержка из газеты начала XX века: Ко дню открытия памятника Н. В. Гоголю Московская городская управа намерена предложить Думе приобрести дом, в котором провел последние дни Н. В. Гоголь, и устроить там музей-читальню имени знаменитого писателя. Дом этот находится на Никитском бульваре и в настоящее время принадлежит граф. Шереметьевой. Всем учащимся в городских школах в день открытия памятника будут розданы бесплатно сочинения Гоголя.

Памятником занималось общество любителей российской словесности. Оно очень серьезно отнеслось к делу. Тщательно были собраны все известные портреты Гоголя.

Было проведено несколько конкурсов на памятник. В итоге работу поручили знаменитому скульптору Н.А. Андрееву.

Средства на сооружение памятника успешно собрали, памятник соорудили в срок, а тщательно запротоколированные расходы на его сооружение были опубликованы.

Выдержка из газеты начала XX века: Московская 5 классическая гимназия, здание которой находится близко к тому дому, где скончался Гоголь (на Никитском бульваре), и к тому месту, где готов к открытию его памятник (на Арбатской площади), благодаря заботам учащихся и некоторых других лиц, собрала довольно большую коллекцию, тесно связанную с именем Гоголя и устроила очень симпатичную Гоголевскую выставку.

Общество с нетерпением ожидало открытия памятника Гоголю. Наконец, при огромном стечении народа памятник был открыт на праздничной церемонии, которая длилась два дня - продолжившись в виде торжественного заседания общества любителей российской словесности. К подножию памятника были возложены многочисленные венки, включая венок от государя императора, было произнесено множество речей, прошли другие дополнительные торжества. Это было славное событие о котором был издан подробнейший отчет. По случаю открытия памятника были созданы различные памятные знаки, включая главную мемориальную медаль, которую сделал сам Андреев и которая была вручена Николаю II.

Выдержка из газеты начала XX века: В библиотеке Исторического музея в Москве окончено размещение венков, возложенных на памятник Гоголя, переданных городом в музей. Размещены только металлические венки.У кафедры библиотекаря помещен лавровый венок от Государя Императора, остальные подвешены на стены. Всех развешанных венков около 60. Кроме того, передано до 200 лент.

Памятник работы Андреева на Гоголевском бульваре

Памятник, созданный Николаем Андреевым, оказался подлинным шедевром, вдохновенным произведением большого мастера. Именно поэтому, оно не могло быть принято и понято всеми - мнения сразу разделились, начались жаркие споры. Но сейчас, по прошествии целого века, стало окончательно ясно - это лучший памятник Москвы. Такую оценку готовы ревностно отстаивать все культурные люди столицы, и, видимо, она уже никогда не изменится.


Памятник Гоголю работы Андреева
на Гоголевском бульваре

Выдержка из газеты начала XX века: Гоголь Андреева - лицо субъективное и мало говорящее сердцу русского человека: Это не Гоголь, которого мы знаем и любим:

В памятнике, в фигуре и лице есть настроение. Есть от этого внутренняя значительность. Веет от этого Гоголя какой-то жуткой загадкой! А разгадана ли вполне загадка Гоголя?..

Памятник прежде всего должен быть ясен и назидателен, а не сбивать с толку прохожего:

В Москве циркулирует слух, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н. В. Гоголю, намерена открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим.

Выдержка из газеты начала XX века: Во всей позе, в том движении, которым закутал он свою хрупкую фигуру в шинель, что-то скорбное, какая-то великая усталость сердца, с которым так сурово обошлась жизнь:

Такой Гоголь удивительно близок сегодняшнему дню, нашему веку: Можно с жутким чувством смотреть на этого медного человека, резко наклонившегося всем корпусом вниз и точно всматривавшегося в праздную толпу: С удивлением? С равнодушием? С осуждением? С чем угодно - только не с умилением, не с сочувствием, не с ласкою:

Мнение В. Порудоминского: По условиям первых конкурсов пьедестал должен был оставаться чистым. Хотя Андрееву дан был простор, он знал эти условия, понимал, что они выражают желание комитета, и пренебрег ими. "И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями:" - вот что надо было Андрееву и вот что передал он благородно, сдержанно и выразительно ("лента" темной, подернутой зеленоватой патиной бронзы красивым и нерезким "пятном" на фоне пьедестала)

Андреевский Гоголь с удивительной легкостью вписался в городскую среду и ему не мешало соседство со скульптурным аттиком работы витали, на крыше воспитательного дома, и со случайными бронзовыми львами четырех фонарей, стоявших рядом.

Памятник в Донском монастыре

Памятник мирно и благополучно простоял на Гоголевском бульваре больше половины советской эпохи и стоял бы до наших дней. Но, вдруг, лучший памятник Москвы возбудил острую неприязнь самого могущественного человека советского союза. Товарищ Сталин лично захотел уничтожить медную статую Гоголя. Слишком философическая работа Андреева не соответствовала послевоенному оптимизму вождя всех народов. Статую убрали в 1951 г., (через 42 года после всенародных торжеств по случаю ее открытия - ровно столько же прожил сам Гоголь).

От переплавки ее спас Государственный Научно-Исследовательский Музей Архитектуры, который расположился в Донском монастыре. Там памятник оказался в хорошей компании. Рядом спасались скульптуры с триумфальной арки, фрагменты храма Христа спасителя, Иверской часовни, Красных ворот, Сухаревой башни, все тот же Аттик Витали - сосед сосланного памятника. Сотрудники музея под предлогом научных исследований уберегли тысячи шедевров русского искусства, пришедшихся не ко двору советским руководителям. Да и сам монастырь спасли.

Новый памятник. Гоголю от правительства Советского Союза

Выполняя приказ вождя опять провели конкурс на памятник Гоголю. Большой борьбы не было. Участвовали только корифеи сталинского периода - Меркуров, Томский. Задача была поставлена родной коммунистической партией - Гоголь должен взирать на окружающее не с унынием, а с одобрением.

В неосуществленном проекте Меркулова Гоголь-герой больше похож на воина-освободителя Европы. На его лице - воля к победе. Такой Гоголь и под танк может броситься. Шинель на нем явно сшита по военному образцу.


Памятники Меркулова и Томского

В осуществленном памятнике фигура Гоголя излучает физическое здоровье. Это славный и бодрый парубок. На лице писателя - солнечная улыбка, он с явной радостью всматривается в окружающую Москву. На постаменте не короткая надпись "ГОГОЛЬ", как написали в 1909 г., а развернутая дарственная: "Великому русскому художнику слова: от правительства Советского Союза..."

Двор дома №7 по Никитскому бульвару

Нужно сказать, что к столетию со дня смерти великого писателя опять был обнаружен непорядок - на сей раз около его дома, имеющего для русской культуры колоссальное значение. В этом доме Гоголь провел свои последние дни, и здесь до сих пор сохранился камин, в котором писатель сжег вторую часть "Мертвых душ".

Выдержка из газеты середины XX века: В марте 1952 года исполняется сто лет со дня смерти писателя. Будет очень плохо, если дом, в котором жил Гоголь, останется в том же виде, в каком он находится сейчас. Здание не ремонтировалось несколько лет, фасад имеет неряшливый вид. Несколько слов о сквере во дворе этого дома. Он был разбит к празднованию 800-летия Москвы. В нем было много цветов. Дворик приобрел культурный вид, сюда приходили жители, чтобы полюбоваться клумбами, отдохнуть. Но на второй год всю площадь сквера вместо цветов засеяли клевером. Клевер растет плохо, запущены клумбы, нет скамеек". Вечерняя Москва, 23 июля 1951г.

Наконец, при новых, более культурных правителях ссылку памятника сочли очевидным варварством, которое нужно прекратить. Но власть не решилась вернуть памятник на его законное место. Не без остроумия был найден выход из трудного положения. Во время хрущевской "оттепели" памятник перенесли еще ближе к Гоголевскому дому - прямо в его дворовый сквер. В итоге, получилось, может быть, даже неплохо - Гоголю посвящены целых два больших памятника, расположенных очень близко друг от друга.


Памятник Гоголю работы Андреева.
Во дворе дома №7 на Никитском
(Суворовском) бульваре.
Фото М. М. Чуракова, 1967.

Так выглядел сквер в первые годы после установки памятника. Со временем деревья разрослись и скрыли его от взглядов невнимательных прохожих. Теперь только знатоки приходят сюда и приводят приезжих друзей и знакомых, чтобы полюбоваться уникальным шедевром, равного которому в городе Москве нет.

Что касается лже-Гоголя Томского, до которого можно дошагать меньше, чем за пять минут, то арбатская молодежь с иронией называет "его" место - "Площадь де Гоголя". Вообще, представьте себе, например, в Лондоне два памятника Диккенсу или Байрону на одной улице. Так что, факт этот - несомненно, гоголевский. Воистину, "как поссорился Николай Васильевич (Томский) с Николаем Андреевичем (Андреевым).

Теперь судьба лучшего памятника Москвы в руках гоголевской библиотеки. Но забота о бесценном произведении русского искусства - дело всей просвещенной общественности.

Подбор фотографий - В.Л. Нечаев.

Текст и комментарии - Е.М. Грибкова, Г.Д. Ситенко, О.И. Струкова

На Руси всегда было модно и престижно воевать со всевозможными истуканами. Князь Владимир, учреждая христианство, утопил в Днепре немало перунов, а нынче его украинские потомки повсеместно валят беззащитного Владимира Ильича.

«С баб-ягами никчемушная борьба»

В Российской Федерации внезапно обеспокоились монументом Гоголю. Памятник времен Советской власти на бывшем Пречистенском (нынче Гоголевском) бульваре в марте 2014 года было решено демонтировать, а на его место вернуть старый, работы Н. Андреева, который был возведен тут изначально, еще в 1909 году.

Единства мнений в обществе по этому поводу нет. Одна часть граждан считает, что лучше оставить все как есть, другая жаждет «восстановить историческую справедливость», не желая считаться ни с соображениями целесообразности, ни с реалиями окружающей жизни (все-таки на данный момент в России есть проблемы и поважней). Кто-то, возможно, и не прочь был бы, но его останавливают чисто экономические мотивы: специалисты говорят, что носиться с подобными сооружениями туда-сюда - удовольствие не из дешевых.

Следом за Пушкиным

Тот самый памятник Гоголю в Москве, который сейчас собираются вернуть на место, прогрессивная общественность решила возвести еще в августе 1880 года. В этом году открыли монумент Александру Сергеевичу Пушкину на Публика облилась слезами восторга и умиления, и тут же нашлись энтузиасты, желающие отдать должное и Николаю Васильевичу Гоголю. Памятник планировали открыть к пятидесятой годовщине со дня смерти - в 1902 году, но не успели. Несмотря на то, что практически сразу была объявлена подписка для сбора средств, дело надолго затихло.

Обвинения в жадности и медлительности, звучащие из уст некоторых деятелей (М. Кураева, в частности), вряд ли заслуженны: на памятник Александру Сергеевичу собрали быстрее (всем известная фигура классика появилась через двадцать лет после начала подписки), но и для Николая Васильевича не то чтобы поскупились.

Не успели к годовщине, постарайтесь к юбилею

Знаменитый российский промышленник Демидов пообещал меди «сколько потребуется» и еще дал пять тысяч рублей. Были и другие меценаты. К 1890 году созрели для создания специального комитета по возведению памятника, но он не особенно торопился, пока в 1893-м сам император не велел ему «ускориться».

Подействовало не так чтобы сразу, но члены почтенного собрания наконец провели ряд совещаний и определили человека, к которому нужно было «обращаться по вопросам сооружения памятника». Занятно, что звали его А. Н. Нос. Просто мистификация какая-то.

Кое-как, со скрипом, провели конкурс на лучшую работу, но ни один из представленных эскизов не впечатлил комиссию. Становилось ясно, что надо пошевеливаться: неумолимо приближался 1909 год - сто лет со дня рождения исполнялось Николаю Васильевичу Гоголю. Памятник, не поспевший к годовщине смерти, оказался бы очень кстати.

Сомнительный скульптор, сомнительный проект

До сих пор неизвестно, какие кулуарные переговоры предшествовали утверждению проекта Н. Андреева, но за него проголосовали единогласно (по условиям, озвученным комитетом, один-единственный голос против накладывал вето на принятие эскиза). Возможно, решение и вправду было вынужденным: времени-то почти не оставалось. Так, с горем пополам, начались строительные работы, широко освещавшиеся прессой и вызывавшие оживленное обсуждение среди москвичей.

Незадолго до открытия известный критик Сергей Яблоновский назвал памятник символом «страшным и кошмарным» и выразил мнение, что «его многие не захотят». Как в воду глядел!

Многообещающее открытие монумента

Открывать памятник Гоголю в Москве планировали с большой помпой, хотя и тут не обошлось без обычного (приходится констатировать) головотяпства: специально возведенные трибуны оказались хлипкими, от греха подальше использовать их запретили. Потому на фотографиях с открытия можно увидеть впечатляющую давку у подножия только что открытого памятника, а рядом - пустые «зрительные ряды». Начало не сулило ничего хорошего…

Эмоции, вызванные монументом, сразу же резко разделились. Многие решили (Репин, к примеру), что перед ними - значительное но довольно обширная аудитория сочла памятник самым настоящим плевком в вечность.

Согбенный Гоголь

Скульптура изображала человека, полностью закутанного в плащ, с низко опущенной головой. Согбенный, нелепо свалившийся на одну сторону, Гоголь сидел в кресле и являл собой воплощенную мировую скорбь, а его знаменитый чуть не касался колен. Четырехгранный пьедестал обрамляла медная полоса - барельеф на ней изображал героев известных произведений писателя. Они критики не вызвали. Зато сама фигура классика!

Посыпались эпиграммы образца: «Андреев сделал Гоголя из "Носа" и "Шинели"»; «Гоголь, сгорбившись, сидит, Пушкин гоголем стоит».

Посетившая открытие жена Льва Николаевича Андреевна, нашла памятник «отвратительным» (так в личном дневнике и написала). Довольно занятно, что ее великому супругу, великому памятник понравился.

Весь мир насилья мы разрушим…

В таком вот диапазоне и пребывали многочисленные отзывы. Тем не менее менять сидячий памятник Гоголю никто не собирался, и стоял бы он в начале Гоголевского бульвара, вполне возможно, по сей день, если бы в семнадцатом году прошлого века к власти не пришло «племя молодое, незнакомое» и не принялось вершить судьбы страны (и монументов) по-новому.

Памятник Гоголю на продержался после революции тридцать пять лет и все это время подвергался нападкам, становившимся день ото дня все более злобными. Причина была: согласно некоторым источникам, согбенная фигура литературного классика действовала на нервы самому Иосифу Виссарионовичу, вынужденному регулярно сочувствовать скособоченному Гоголю: памятник находился аккурат по дороге на дачу в Кунцево, где обосновался всесильный советский генсек.

Война с медным писателем

Тысячи подхалимов, желая потрафить любимому вождю, не скупились на «пинки» творению Н. Андреева. Известный советский скульптор Вера Мухина (автор знаменитых «Рабочего и колхозницы») обвиняла памятник в несоответствии окружающей действительности. Дескать, когда-то была у Гоголя причина грустить - от ужасов царизма и прочего произвола, а теперь-то чего печалиться, когда в стране жить стало «и лучше, и веселей»?

Поначалу демонтировать сидячий памятник Гоголю в Москве не планировали - предполагалось просто соорудить еще один, на другом конце площади. Кто стукнул кулаком по столу, неизвестно, но в 1952 году, к 100-й годовщине со дня смерти писателя, в Москве открыли новый монумент, разительно отличавшийся от прежнего.

Все-таки к годовщине!

История с утверждением проекта опять была какой-то темной: победителем конкурса стал обласканный властью (обладатель пяти скульптор Томский, который позже сам признавался, что памятник Гоголю на Гоголевском бульваре его авторства откровенно плох. Оправдывался спешкой: дескать, не успел сделать более качественно, поскольку надо было уложиться по срокам - к сотой годовщине смерти писателя.

После презентации итогов годичной работы опять разразилось что-то вроде скандала. Увидев новоявленный памятник Н. В. Гоголю, общественность была поражена (и шокирована). Теперь автор пышного монумента с чудовищной самодовольной надписью «От советского правительства» (над которой не устают потешаться уже более полувека) ударился в другую крайность: на смену больному, удрученному классику явился этакий жизнерадостный «учитель танцев» - улыбающийся, в коротенькой легкомысленной пелеринке. Некоторые сочли «шедевр» карикатурой, а народная поэзия снова взметнулась колкими эпиграммами.

Статуя тоже может быть несчастной

Монумент работы Андреева демонтировали еще в 1951 году, чтобы на освободившемся месте построить новый, стоячий памятник Гоголю (который воплощал бы победу искусства над темной действительностью).

Поначалу «не в тему печального» медного Николая Васильевича хотели даже казнить (отправить в переплавку), но сотрудники Московского архитектурного музея каким-то чудом произведение искусства спасли. В конце концов обошлось недолгой ссылкой. До 1959 года разобранный монумент хранился в филиале музея, размещавшемся в бывшем Донском монастыре: тут нашли пристанище многие неугодные советскому строю изваяния: мраморные фигуры с фасадов разрушенных московских храмов, например.

В 1959 году "печального" писателя вернули в Москву и установили около дома, в котором он прожил последние годы своей жизни (особняк принадлежал графу А. Толстому). Горожане говорят, что с определенных точек на Никитском бульваре можно увидеть сидячий и стоячий памятник Гоголю одновременно. Сейчас, когда к работе Томского привыкли, в сооружении 1952 года видят и достоинства, признавая, к примеру, что оно лучше вписывается в современный облик площади.

Несмотря на то, что идея с уничтожением памятников советской эпохи многим не нравится, сейчас над "веселым" Николаем Васильевичем нависла угроза. В то же время специалисты утверждают, что попытка возвращения исторического монумента на прежнее место чревата непредвиденными осложнениями: сооружение достаточно старое, при транспортировке можно его повредить - лучше уж оставить все как есть. Все-таки невозможно спорить с тем, что два памятника Гоголю - лучше, чем ни одного.

Памятник писателю Николаю Васильевичу Гоголю, который сегодня находится во дворе мемориального центра, посвященного великому мастеру слова, на был создан еще в 1909 году и простоял более 40 лет на месте нынешнего .

Скульптурная композиция была создана в канун празднования в России 100-летнего юбилея со дня рождения Николая Гоголя. Монумент стал подлинным шедевром искусства и был создан скульптором, вдохновленным произведениями писателя, с большой любовью.

Правда, первоначально, многими обывателями и деятелями культуры творение было принято несколько негативно, но время показало, что этот памятник стал одним из лучших в городе Москве, посвященным великим людям.

Открытие памятника российское общество ожидало с большим нетерпением. Праздничные мероприятия длились два дня, во время которых проходили различные заседания любителей словесности и чтение авторских произведений. К этому дню были созданы мемориальные знаки и медаль, эскиз которой изготовил все тот же скульптор Андреев.

Цветы у подножия монумента были не только от обычных граждан России, но и от самого императора Николая Второго.

К сожалению, этот памятник Гоголю с прежнего места убрали в 1951 году. Якобы, сам Сталин, проезжая мимо с Кунцевской дачи в Кремль, был недоволен этим изваянием из-за того, что Гоголь представлен каким-то обессиленным и опечаленным.

Монумент творения Андреева мог пойти на переплавку, но благодаря деятелям культуры был сохранен и перемещен на площадку , где тогда находился один из филиалов московского .

В годы хрущевской оттепели общественность настояла на установке памятника во дворе бывшей усадьбы, где писатель провел последние годы жизни и где к этому времени находился «Дом Гоголя».

Памятник Гоголю на стоит на массивном постаменте, плоскости которого украшают бронзовые барельефы героев произведений, а на фронтальную нанесена простая надпись «ГОГОЛЬ». Сам писатель, ссутулившись, сидит в старинном кресле, будто обдумывая строки своего нового шедевра.

Памятник Гоголю в Москве

Скульптор Андреев Николай Андреевич. 1904–1909

В 1909 году по народной подписке был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре памятник Гоголю в граните и бронзе.

Н.А. Андрееву удалось соединить конструктивную ясность форм с изломанными линиями и заостренным силуэтом общей композиции. Это обусловило яркую характерность и необычность монументального образа.

Скульптор изобразил Гоголя в последний, трагический период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием внутреннего надлома и драматизма творческих исканий писателя. Подойдя вплотную, можно увидеть его сумрачное, болезненное лицо, на котором едва заметна грустно-извиняющаяся улыбка. Андреевский образ Гоголя был воспринят интеллигенцией как воплощение трагедии творческой личности, он был созвучен душевным настроениям многих мастеров русской культуры на переломе двух веков.

Памятник Гоголю – произведение большого таланта, и одно из лучших творений в истории отечественной монументальной скульптуры.

Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. В правой, промонархической печати в адрес скульптора раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям. Раздражение было чрезвычайно велико: раздавались возгласы, что работу Андреева «нужно взорвать, уничтожить… тогда, по крайней мере, когда-нибудь, кто-нибудь воздвигнет достойное и Гоголя и Москвы». Мнение многих недовольных выразил, как это ни странно, Василий Розанов, парадоксалист, мыслитель на свою особь и противник тривиальных суждений. В статье «Отчего не удался памятник Гоголю» его собеседник заявляет: «Памятник не годится … он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела». Розанов развивает эту мысль: «Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это - непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упреком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия,- готовый бросить в печь свои творения...

Это - болезнь, этого конца не надо было изображать» (Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю // Розанов В.В. Сочинения. – М.: «Советская Россия», 1990. С. 347.).

Андреевский «Гоголь», действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла.

Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе.

В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. В 1952 году, когда по всей стране вознеслись триумфальные монументы «Великому вождю», болезненный Гоголь выглядел явным диссонансом. И его убрали… в монастырь. А на его месте ведущий мастер соцреализма Н.В. Томским воздвиг «от советского правительства» официозный памятник Николаю Васильевичу – величественному и улыбчивому. Трагедия творчества отменялась.

На скамейках сидят влюбленные, любители пива и тусовок. Играют дети. Я помню, как и меня дедушка катал на саночках вокруг памятника. И я часто его просил: «Пойдем гулять к генералу».

Однако андреевский «Гоголь» в Донском монастыре (филиале Музея архитектуры) пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».

Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой – несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов свое творческое бессилие.

В этих двух монументальных произведениях (и дело даже не в Гоголе и в понимании его творчества) воплощены две разные концепции городской скульптуры. Что она должна воплощать? Общепринятое значение выдающейся личности, вознесенной на пьедестал? Или это еще одна творческая попытка осмыслить его внутренний мир, его деяния и жизнь?

К Гоголю, теперь сидящему в маленьком скверике, лучше всего приходить в осенние сумерки, когда в воздухе висит серая морось. Тогда скорбное звучание скульптуры сливается с пасмурной мелодией города и грустным настроем человека.



Рассказать друзьям