Пейзаж поэтическая и музыкальная живопись. Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Cлайд 1

Cлайд 2

А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни. Иван Шишкин На севере диком

Cлайд 3

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Борис Кустодиев. Осень. 1915 Камиль Писсаро Фруктовый сад в Понтуазе Иван Шишкин Лесные дали

Cлайд 4

Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Иван Айвазовский Буря на Северном море. 1865 Борис Кустодиев Зима. 1916 Михаил Врубель Сирень. 1900

Cлайд 5

Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н. Рыленков Прочитайте вслух стихотворение. Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этом произведении.

Cлайд 6

А. Саврасов. Грачи прилетели. И. Левитан. Озеро. Русь Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и другие открыли красоту родной земли.

Cлайд 7

К. Моне. Вестминстерское аббатство К. Моне. Реймский собор на восходе солнца В XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression - впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Cлайд 8

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели. М. Алпатов о картине И. Левитана. Весна. Большая вода

Cлайд 9

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это? П. Чайковский И. Левитан. Над вечным покоем.

Cлайд 10

Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П.Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской? Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

8 класс.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира

Урок 5

Тема: Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.

Цель: сформировать представление о жанре пейзажа в живописи и музыке и выполнить живописную пейзажную композицию.

Задачи:

    Воспитание любви к природе и родному краю;

    Формирование представления о жанре пейзажа в живописи и музыке;

    Развитие навыков художественно практической деятельности в области изображения пейзажа.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический, художественно-педагогической драматургии;

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация по теме урока, альбом, краски, кисти, баночка с водой, палитра.

Ход урока.

1.Вступление. Организационный момент, приветствие.

2. Экспозиция. (слайд 1) Звучит «Лето» П.И.Чайковского. ( Вступительное слово учителя.) Ребята, урок сегодня я хочу начать строками из стихотворения Ивана Бунина.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Любовь и радость бытия. И. Бунина

    Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Что мы узнаем? (Ответы учащихся)

Представление темы и целей урока. (слайд 2) Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства и выполним художественно-практическое задание.

3.Разработка.

    Что же такое пейзаж?

    Какие виды пейзажа в ИЗО вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т.д.). (слайд 3)

(слайд 4) На предыдущем уроке мы говорили о том, что долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? И только благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы. Появилась целая плеяда русских художников воспевших в своих работах красоту родной земли.

    Назовите картины и имена художников-передвижников, с произведениями которых мы познакомились на прошлом уроке.

(слайд 5-7) (Ответы учащихся: А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др.)

    Существует ли жанр пейзажа в других видах искусства кроме ИЗО?

(Ответы учащихся: в музыке и литературе)

    Назовите известного итальянского композитора 17 века, который написал цикл концертов под названием «Времена года».

(Ответы учащихся: Антонио Вивальди)

Ребята, вашим домашним заданием было подготовить групповое выступление и прочитать стихотворение-пейзаж, подобрав соответствующее музыкальное сопровождение. Предлагаю представить вам ваши выступления.

(слайд 8)

Выступление учащихся.

(слайд 9) В русских пейзажах-настроениях - стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

(слайд 10-11) В зарубежном изобразительном искусстве XX века появляется яркое направление для которого стало характерным фиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира. Этот стиль назвали «импрессионизм» от французского «впечатление». Основоположником стиля стал французский художник Клод Моне (1840-1926).

    Рассмотрите картины и сравните характерные черты стилей «реализм» и «импрессионизм».

(слайд 12) Сравнительный анализ стилей

(слайд 13-16) Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне. Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Художественно-практическая деятельность.

(слайд 17) Используя особенности цвета, колорита, ритма, композиции создайте различные образы родной природы живописными средствами. (Работа выполняется в сопровождение фортепианных пьес русского композитора П.И.Чайковского. В этом году отмечают 145 лет со дня рождения П.И.Чайковского)

4. Кульминация. Выставка, обсуждение и оценивание работ.

5. Реприза. (слайд 18) Ребята, урок я начала поэтическими строками. Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

6. Послесловие (слайд 19)

Обобщение и закрепление знаний

    Что такое пейзаж?

    Что «воспевает» пейзажный жанр?

    Что такое «импрессионизм», и каковы его особенности?

    Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке.

    Какая взаимосвязь между живописью, музыкой и литературой?

(слайд 20) Домашнее задание. Повторите все, что вы знаете о жанре портрета.











Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава... Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Леви­тан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной зем­ли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные ве­сенним соком, оживающие березы; услышали весе­лый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывает­ся, какая она русская природа - нежная, задумчи­вая, трогательная! Именно благодаря картинеАлек­сея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувство­вали пейзажность русской народной песни.

В XX в. в зарубежном изобразитель­ном искусстве возникло направление, которое получило название «импрес­сионизм» (от франц. impression- впе­чатление). Художники-импрессионис­ты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная ис­тория произошла с живописной ра­ботой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессио­нистаКлода Моне (1840-1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возму­щены, когда на выставке увидели кар­тину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую раз­личную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно ху­дожник.


  • Рассмотрите живописные пейзажи. Объя­сните, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные об­разы природы, запечатленные на этих полотнах.

  • Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.


  • Подберите живописные, литературные и музыкальные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира, и подготовьте беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.

Посмотрите фильм - экранизацию одного из произведений русской классики. Какую роль в фильме играет пейзаж?

Напишите этюды (литературные или живо­писные), в которых вы изобразите природу в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).



Зримая музыка

Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной класси­ки - «Времена года» - цикл концер­тов итальянского композитора XVIII в.Антонио Вивальди (1678-1741) и цикл фортепианных пьес русского композитора XIX в.Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Оба сочи­нения относятся к программной му­зыке: имеют названия и сопровожда­ются поэтическими строками - со­нетами самого композитора в кон­цертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

В русских пейзажах-настроениях - стихотворных, живописных и музы­кальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души челове­ка к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зари­совок природы.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, кото­рые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливают­ся с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно- жалобной свирели, из этого хора вырывают­ся отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

П. Чайковский


  • Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

  • Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

  • Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

  • Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

  • Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

  • Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?

Художественно-творческое задание

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рас­сказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные литературные примеры.

Человек в зеркале искусства: жанр портрет

Портрет(франц. portrait) - изображе­ние определенного человека или груп­пы людей. Жанр портрета получил рас­пространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и гра­фике. Различаютпарадный икамерный портреты. Бывают портретыпарные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхва­ления определенных персон, и для со­хранения памяти о людях, объединен­ных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляетавтопортрет, на котором художник изображает самого себя. Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету- биографии.

Искусство помогает познать челове­ка. Не только увидеть его внешний об­лик, но и понять его сущность, харак­тер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно за­дачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живопис­ное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а мо­жет быть, даже открыть что-то новое в себе.

Зрителю невольно передается отно­шение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика изображенного лица, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест.

Нередко мы толкуем произведение с позиции человека сегодняшнего дня, приписываем персонажу черты, совершенно не свойственные его вре­мени, т. е. стремимся понять неизвес­тное через известное.

Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых, определили стремление к пе­редаче портретного сходства в скуль­птурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археоло­ги открыли всему миру замечатель­ное портретное изображение царицы Нефертити. Созданный в IV в. до н. э., этотобраз поражает плавностью ли­ний профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими пере­ходами неправильных, но прелестных черт женского лица.

В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеали­зированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.

В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в первую оче­редь передать ощущение движения при устой­чивости и монументальности линий тела, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.

Особой нежностью и теплотой веет от ста­туи Афродиты, богини любви и красоты, изва­янной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображе­нии нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.

Римский портрет связан с культом пред­ков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Это способствовало развитию реа­листического портрета. Его отличают индиви­дуальные характеристики человека: величие, сдержанность или жестокость и деспотизм, одухотворенность или высокомерие.

В Средние века чувственно-плас­тический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи с божественным духом. Несмотря на ограничение религиозного искусства нормами и правилами, появляются образы, полные волнующей красоты и глубокого человеческого чувства.

Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его непов­торимым физическим обликом, духов­ным миром, индивидуальными черта­ми характера и темперамента.

В «Автопортрете»Альбрехта Дюрера (1471-1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя. Образы универсальных гени­ев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти - олицетворяют иде­ального человека того времени.

В XVIIв. главным критерием ху­дожественности становится матери­альный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительнос­ти заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических про­явлений человека, его многообраз­ных душевных порывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающе­го жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.

Среди известных портретных шедев­ров того времени «Лютнист»Микеланджело да Караваджо (1573-1610), в кото­ром художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.

На закате XVIстолетия в творчес­тве испанского художникаЭль Греко (1541 -1614) возникает новый тип портрета, в котором передается не­обычная внутренняя сосредоточен­ность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

Портреты великого голландца Рембрандта (1606-1669) не без ос­нования считаются вершиной пор­третного искусства. Они по праву получили название портретов-био­графий. Рембрандта называли поэ­том страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся, всеми забы­тые ему близки и дороги. Художник с особой любовью относится к «уни­женным и оскорбленным». По харак­теру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским. В его портретах-био­графиях отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых лю­дей, которые несмотря на выпавшие на их долю суровые испытания, не утратили человеческого достоинства и душевной теплоты.

Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающую­ся от предшественников. Придворно- аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо с его утон­ченно-обольстительными, задумчиво- томными, мечтательно- рассеянными образами. Рисунок портретов художниковАнтуана Ватто (1684-1721),Франсуа Буше (1703-1770) и др. легкий, подвижный, их колорит полон изящных пере­ливов, для него характерно сочетание изысканных по­лутонов.

Поиски героического, значительного, монументаль­ного в искусстве связаны в XVIIIв. со временем рево­люционных перемен. Одним из гениальных скульптур­ных портретов мирового искусства является памятник Петру Iфранцузского скульптораЭтьенна Мориса Фальконе (1716-1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765-1782 гг. Он задуман как образ гения и созида­теля. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремитель­ным движением коня и всадника, выражается во влас­тном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа.

XIXв. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия кра­соты. Новаторские искания в живописи обращены те­перь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов.

В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос вы­ступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтикаЭжена Делакруа (1798-1863). Перед нами настоящий психологический портрет, пе­редающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Картина наполнена стремительным драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигу­ры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых и холодных тонов.

Художественному строю портре­та Делакруа созвучна музыка Этюда ми мажор для фортепиано Шопена. За ней стоит реальный образ - об­раз Родины. Ведь однажды, когда его любимый ученик играл этот этюд, Шопен поднял вверх руки с воскли­цанием: «О, моя Родина!»

Мелодия Шопена, неподдельная и могущественная, была главным средством выражения, его языком. Могущество его мелодии - в силе ее воздействия на слушателя. Она как развивающаяся мысль, которая по­добна развертыванию сюжета повести или содержанию исторически важно­го сообщения.

В портретном искусстве ХХ-XXIвв. условно можно выделить два направ­ления. Одно из них продолжает клас­сические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое - ищет новые абс­трактные формы и способы выраже­ния его внутреннего мира.

Ф. Буше. Концерт.


  • Найдите на разворотах учебника те порт­реты, о которых идет речь в тексте. Сравните их межу собой, определите сходные и различные черты. Дайте собственную трактовку их обра­зов.

  • Какие портреты вы отнесете к традицион­ному классическому направлению, а какие - к абстрактному искусству. Аргументируйте свое мнение.

  • Сопоставьте язык различных направле­ний портретной живописи. Определите вы­разительность линий, цвета, колорита, ритма, композиции каждого из них.

  • Послушайте музыкальные сочинения. Подберите к портретам те произведения, кото­рые созвучны образам, запечатленным на них.

Художественно-творческое задание

Подготовьте альбом, газету, альманах, ком­пьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Включите в них информацию о художни­ках, скульпторах, графиках, а также стихи, от­рывки прозы, фрагменты музыкальных произ­ведений, созвучные образам вашей портретной галереи.

Портрет в искусстве России.

Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

В середине XVIII в. портрет становится частью быта, свя­занной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитате­лями жилища, их костюмами, привычками.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатле­ний зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живопис­ных новшеств, художник открывает новые возможности ка­мерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтиза­ции образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездон­ности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портре­та в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Почти сто лет назад поэтЯков Петрович Полонский (1819- 1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художнкомВладимиром Лукичом Боровиковским (1787-1825).

Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сло­жилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца. . .» И в голове его начали складываться стихи:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви и мысли - тень печали.

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так, часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...

Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравил­ся или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал пре­красный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий


  • Поделитесь своими впечатлениями от женских портретов, написанных русскими ху­дожниками.

  • Подберите музыкальные произведения рус­ских композиторов (романсы, камерно-инстру­ментальная музыка), которые можно использо­вать как фон, способствующий более глубокому восприятию портретной живописи.

  • Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с осо­бенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что раз­личает?

  • Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Каким образом они уси­ливают восприятие образа А.Струйской?

Портреты наших великих соотечественников

Портретный жанр занимает значи­тельное место в творчестве русского художникаИльи Ефимовича Репина (1844-1930). Обращение к портретной галерее этого художника дает возмож­ность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, куль­туры, искусства - учеными, писателя­ми, живописцами, музыкантами, меце натами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России.

Знаменитые люди на портретах изоб­ражены Репиным в разных душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дири­жер, основатель Петербургской кон­серватории А. Рубинштейн), спокойно­го размышления (писатель Л. Толстой), глубокого раздумья (коллекционер кар­тин, меценат, создатель собрания Го­сударственной Третьяковской галереи П. Третьяков).

На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми пред­метами, которые составляют суть их профессиональной деятельности, - писатель с книгой в руках, музыкант- исполнитель у дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.


  • Рассмотрите изображения людей. Определите, в какое время они созданы, какие особеннос­ти личности (облик, черты характера, увлечения, социальная принадлежность и др.) стремились подчеркнуть в них художники. Какие средства выразительности помогли вам понять это?

  • Послушайте два фрагмента из произведений А. Бородина - «Ноктюрн» из Струнного квар­тета № 2, экспозицию Симфонии № 2 («Богатырская»). Какому из этих фрагментов созвучен пор­трет композитора? Найдите общие средства выразительности портрета и музыки.

  • Рассмотрите портрет А. Рубинштейна. Вы­скажите предположение, каким знакомым вам сочинением он дирижирует.

  • Послушайте вступление к опере «Хованщи­на» М. Мусоргского - «Рассвет на Москве-реке». Какие особенности развития этой музыкальной картины необходимо подчеркнуть дирижеру-ис­полнителю?

  • Вглядитесь в портрет писателя Л. Толстого. Какое эмоциональное состояние передано в нем художником?

  • Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи) как диа­лог, по ролям. Какие черты характера героинь раскрывает писатель? Какую из сфер жизни об­щества начала XIX в. (война? мир?) описывает?

  • Какими знаниями обогащает вас знакомство с различными произведениями искусства - жи­вописным портретом, литературным текстом?

Художественно-творческое задание

Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, под­берите музыкальный фон для этой сцены.

Как начиналась галерея.

Павел Михайлович Третьяков... ходил из комнаты в комнату, раздумывая, куда же поместить новые приобретения. В ка­бинете все забито битком. Против окон - «Княжна Тараканова», над большим дива­ном - «Привал арестантов», над угловым, по одной стене - «Охотники». В широком простенке - «Рыболов» и «Странник» тоже Перова. Нет, в гостиной явно негде было ве­шать. Павел Михайлович опять перешел в столовую и наконец с трудом выбрал мес­то. Развешивая картины, он приговаривал, вздыхая:


  • Тесно, до чего тесно!

  • Перестань покупать, - лукаво при­щурился Александр Степанович Каминский, пришедший с Соней проведать родных.

Павел Михайлович, обернувшись, молча на­градил его негодующим взглядом. Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ и спо­койно, весело посоветовал:


  • Тогда строй помещение.

Третьяков оставил картины, по-смотрел


  • Думаешь? Я и сам так считаю. Давно уже, - сказал он, помолчав, - А за проект возьмешься?..

Он вышел на воздух... и погрузился в густую тень грушевого сада. Третьякову было бесконечно жаль уничтожать этот славный уголок сада. Но место его уже при­надлежало галерее.

Откладывать нечего, Саша. Пора на­чинать. Только, будь другом, последи, чтоб с грушами поаккуратнее.


  • Прочитайте отрывок из книги Н. Ненаро­кова «Почетный гражданин Москвы».

  • Рассмотрите портрет П. Третьякова кисти И. Репина. В чем, по вашему мнению, проявля­ется общность образов картины и рассказа?

Музыкальный портрет.

Интересно сопоставить особеннос­ти воссоздания облика человека в ли­тературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интона­ции спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она разверты­вается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состоя­ний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями рас­ширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, вопло­щая различные его состояния, харак­тер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, непов­торимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Персонаж, лирический герой, рас­сказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном про­изведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержа­ния программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, непов­торимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу... Можно написать целую книгу о женс­ких образах в инструментальной му­зыке Моцарта» (В. Медушевский).


  • Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увиде­ли » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбив­шихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику

Александр Невский

Князь Александр Невский (1220­1263) родился в городе. Переяславле- Залесском. Отроческие и юношеские годы Александра прошли в Новгоро­де. В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником - шведами, за что народ прозвал его Александром Невским. В 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Алексан­дра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», которая была написана в 80-е годы XIII в., ког­да началось его почитание как свято­го, сказано:

«Александр... вошел в церковь святой Софии, и начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и зем­лю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ. Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне". Князь, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: "Не в силе Бог, но в правде". В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и пла­тил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очеред­ной поездки в Орду, князь тяжело за­болел и вскоре умер. В народе говори­ли, что он был отравлен. Похоронили князя во Владимире. В 1710 г. по указу Петра I нетленные мощи Александра Невского были перевезены в Санкт- Петербург и захоронены в Александро- Невской Лавре. Тогда же был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны (1941­1945) этот орден вновь стал боевой наградой. День почитания Святого Благоверного князя Александра Невского - 6 декабря. Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Его образ запечатлен в раз­личных произведениях искусства - литературе, музыке, живописи, скуль­птуре, кино.

Интернет-конкурс «Имя России – 2008».


  • Рассмотрите картины, памятник, икону, изображение Александро-Невской лавры, посвящен­ные Александру Невскому - святому земли русской. Что это за человек? Каким он предстает перед нами? Какими чертами характера наделен?

  • Какой должна быть музыка, рисующая образ князя, чтобы представить себе именно такого человека? Аргументируйте свое мнение.

  • Послушайте фрагменты из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»», посмотрите эпи­зоды из одноименного фильма С. Эйзенштейна Какими средствами режиссеру и композитору удалось вызвать у нас представление о характере, внешнем облике главного героя?

Портерт композитора в литературе и кино

Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., - а также его пись­ма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.


Искусство рассказывает о красоте Земли.

Пейзаж в музыке, литературе, живописи.

А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани

которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления

привычной жизни.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.

Пейзаж (франц. paysage - вид, изображение какой-либо местности) - это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись

Истории развития пейзажа в русской живописи

Венецианов и его ученики первые обратились в своем творчестве к русскому пейзажу.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин. («Зимнее утро»)

Слайд 1 «Зима» Никифор Крылов. (1802-1831)


Свою картину «Зима» Никифор Крылов написал в 1827 году. Это был первый русский зимний пейзаж.

Крылов написал пейзаж, увиденный из окна мастерской, в течение месяца. Взору предстаёт окраина села, жители заняты повседневными делами: на переднем плане женщина с коромыслом несёт полные вёдра воды, навстречу ей мужчина ведёт под уздцы коня, за женщиной с коромыслом изображены две других женщины, остановившихся поговорить. Вдали виднеется лес, а за ним бескрайняя равнина. Кругом белый снег, голые деревья. Автор мастерски запечатлел атмосферу русской зимы. Такой удивительно искренний и простой зимний пейзаж - редкое явление в русской живописи первой половины XIX века. Картина была впервые представлена на выставке в Академии художеств, где хорошо встречена современниками, которые отмечали «обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи».

Третьяковская галерея.

Пейзажи Григория Сороки – любимого ученика Венецианова пленительны и грустны. И боязно нарушить эту тишину. Словно очнувшись, природа утратит безвозвратную доброту и негу и покой. Григорий Сорокин – крепостной помещика Милюкова. Григорий Васильевич Сорока (1823-1864) Григорий Васильевич Сорока - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых. Крепостной человек тверского помещика Н. П. Милюкова, соседа и доброго знакомого А.Г.Венецианова. Взятый барином к себе в дворню в имение «Островки», Сорока, видимо, и был замечен там художником, и, с разрешения Милюкова, мастер взял его в свое сельцо Сафонково. Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи, портреты, интерьеры. А.Г.Венецианов пытался выкупить его из неволи, но не успел из-за трагической смерти. После его смерти, Григорий Васильевич Сорока окончил жизнь самоубийством.

И только почти четверть столетия, спустя, суждено было появится в русском искусстве художнику, о котором мог сказать поэт: «С природой одной он жизнью дышал, у ручья разумел лепетанье, и говор древесных листов понимал и слышал он трав прозябанье…» Саврасов. Он старался отыскать и в самом простом, обыкновенном, те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в русском пейзаже и так неотразимо действуют на душу.


В 1871 году Саврасов создал свой знаменитый шедевр - картину “Грачи прилетели” (Третьяковская галерея, Москва). Он писал ее с натуры в деревне Молвитино Костромской губернии. Художник любил изображать весну, и в этой картине сумел тонко и убедительно показать ее первые признаки: потемневший мартовский снег, талую воду, пропитанный весенней влагой воздух, небо, покрытое темными облаками, птиц, суетящихся над своими гнездами. Каждая деталь пейзажа выражает острое чувство ожидания весны. Вероятно, поэтому картина так полюбилась русскому зрителю, суровой и долгой зимой с нетерпением ожидающему прихода весны и ее первых вестников - грачей.

Картина, показанная на передвижной художественной выставке, привлекла внимание многих. Известный историк искусства Александр Бенуа назвал ее путеводной звездой для целого поколения мастеров пейзажа XIX века. И.Н. Крамской, увидевший полотно на выставке, отозвался о нем так: “Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов… и Шишкин. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в ”Грачах“”.

Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная! Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Пейзаж Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком…» написан в 1891 году на мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Работа выполнена на холсте маслом. Данное произведение хранится в Киевском музее русского искусства. На полотне мы видим сосну, которая стоит на краю обрыва и в любой момент готова упасть под тяжестью снега, который хлопьями облепил её ветки-руки. Верхушка сосны похожа на голову орла, который вот-вот сорвётся, взмахнёт крыльями и с облегчением освободится от непосильной тяжести. Хмурое темно-синее небо пронизано тревогой. Середина сосны ближе к стволу похожа на скелет, который лишился своей плоти-листвы на время зимы. Данная работа пропитана духом одиночества и холода.

Прочитай стихотворение М.Ю.Лермонтова "На севере диком стоит одиноко"

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.


Вообще, дуб – одно из любимых деревьев художника - пейзажиста, неутомимо изображавшего эти великолепные титаны, сотворенные непредсказуемой природой. На этом полотне дубы у Шишкина - великолепные, широко раскинувшие могучие ветки-лапы герои лесного эпоса. Деревья освещены лучами солнца, которое собирается вскоре покинуть небо. Время суток, изображенное на картине - вечер. Однако Шишкин мастерски подчеркивает необычность игры светила на могучих стволах дубов.

Современники называли Шишкина “патриархом леса”, и эти слова очень точно передавали отношение художника к природе и искусству. Лес, который живописец любил самозабвенно, стал главным героем его картин. Шишкин не просто писал природу: он, как ученый, исследовал ее. Своим ученикам мастер не уставал повторять: “В изучении натуры никогда нельзя ставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне и что больше учиться не надо”. Шишкин первым из русских живописцев XIX столетия понял всю важность и значимость натурных этюдов. Он прекрасно знал лес, строение каждого дерева и растения.

«Если дороги нам картины природы нашей милой Руси, если мы хотим найти свои, истинно народные пути, к изображению ее задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши могучие, полные неповторимой поэзии леса.» - Так писал Виктор Васнецов пейзажисту Ивану Шишкину.

«Этот мальчик еще покажет себя, никто, да и он сам, в том числе, и не догадываются о возможностях, скрытых в нем.» - Это слова художника Крамского о русском художнике Федоре Васильеве. Васильев прожил всего 23 года, но как много он успел сделать. Его взволнованная кисть, так много поведала людям о величии и таинстве природы.

Картина «Берёзовая роща» (1879 г.). На пер­вом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них - силуэты ку­стов и деревьев, а вокруг - изумрудная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды.

Дар цветовых ощущений есть такого рода роскошь, которая возвышает человека» - это высказывание ученого Петрашевского в полной мере можно отнести к творчеству Куинджи.

«Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света», - писал Репин в 1913 году.

Современник А.Саврасова и И.Шишкина, он привнес в пейзаж волшебство света. Мир природы на его полотнах подобен сказочным чертогам, где человека посещают прекрасные и вечные мечты.

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое

небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли.

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз, они скромны и точны, подобно Чеховским рассказам. Так мало нот и так много музыки. Великий поэт природы Левитан, до конца почувствовал неизъяснимую прелесть русского пейзажа, и в картинах своих сумел передать любовь к Родине, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности.

Настроением радости отмечено и полотно “Свежий ветер. Волга” (1895, Третьяковская галерея, Москва). Вольный ветер покрывает воду легкой рябью, наполняет паруса, гонит по небу легкие облака. С помощью звучных, свежих красок мастер передает ослепительную белизну парохода и чуть позолоченных солнцем облаков, яркую голубизну неба и реки.


В “Тихой обители” художнику удалось свежо и эмоционально показать обобщенный образ природы. Этот же мотив храма, отраженного в спокойной и прозрачной речной воде, Левитан повторил в картине “Вечерний звон” (1892, Третьяковская галерея, Москва).



Левитан признан одним из самых тонких и проникновенных пейзажистов. С творчеством Левитана в русскую живопись вошло понятие "пейзажа настроения". Умение объективно передать красоту природы во всем многообразии ее изменчивых проявлений и одновременно через пейзаж выразить состояние человеческой души, ее тончайших переживаний были драгоценными качествами дарования художника. Пронизанная ликующим настроением картина «Золотая осень» – это своеобразный прощальный гимн последнему цветению природы: необыкновенной яркости красок, «горению» золота берез, многоцветию покрова земли. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж отличается сложным цветовым решением, разнообразием живописной поверхности, на которой выделяются фактурные красочные мазки.

Вероятно, именно о картинах “Золотая осень” и “Свежий ветер. Волга” Грабарь писал: “…Они вселяли бодрость и веру в нас, они заражали и поднимали. Хотелось жить и работать”.

Но таких жизнеутверждающих и радостных пейзажей у Левитана немного.

Тихой грустью проникнуто полотно “Весна. Большая вода” (1897, Третьяковская галерея, Москва). Очень гармоничен колорит картины. С помощью тончайших цветовых нюансов художник передает свежую прелесть наступающей весны. Неярким солнечным светом пронизаны тонкие стволы деревьев. Их хрупкость и грациозность подчеркивают четкие отражения в воде. Эта эмоциональная и проникновенная картина природы передает всю глубину человеческих чувств и переживаний. О присутствии человека напоминает одинокая лодка у берега и скромные крестьянские домики на горизонте.

Плес - маленький заштатный городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Здесь Левитан впервые нашел те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а, заодно, и имя Плеса. Золотой Плес - один из шедевров, созданных Левитаном в это время. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой... Все наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам. Часть белого каменного дома с красной крышей некоторое время снимал Левитан.

Раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности.


Картина Левитана Озеро (Русь) (1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) - последняя большая картина художника, над которой он работал долго и вдохновенно. Пожалуй, не для одной из работ он не сделал столько подготовительных этюдов и эскизов. Известно, что в процессе создания Озера художник не раз выезжал на этюды в Тверскую губернию, в места, некогда послужившие натурой для картины Над вечным покоем . Но в сравнении с последней в Озере слышится не траурная, но торжественно-мажорная музыка природы. Озеро производит сильное впечатление своим светлым, праздничным звучанием, «перезвоном», объединяющим высокое голубое небо, по которому плывут белоснежные облака, и чудное приволье синего озера, у ближнего берега которого зеленеет взволнованный свежим ветром тростник, а на дальних берегах виднеются деревни и возносящие главы к небу белые храмы и колокольни.

Чудный день, пройдут века,

Так же будут в вечном строе

Течь и искрится река,

И поля дышать на зное.

Федор Тютчев

Прочитай слова русского поэта И. Бунина.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Как ты понимаешь слова русского поэта И. Бунина?

Высказывание французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Задание: о бъяснить смысл?

Записать в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило тебя своей красотой.

Подбери музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников. Какие художественные ассоциации возникают в твоем воображении?

Послушай музыкальные произведения:

С.И.Танеев«Сосна» на сл.Ю.Лермонтова.

«Уж ты поле мое» русская народная песня.

Необходимо проанализировать, сопоставить с литературным текстом и картинами художников.

Литературные страницы

Послушай стихи о природе: Родное. Д.Мережковский

Осенний вечер. Ф.Тютчев.

Прочитай вслух два литературных сочинения, написанные в XX в., найди интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.

Все в тающей дымке

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Н. Рыленков

Неведомому другу

Солнечно – росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<…> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку <…>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

И опять расширится душа: елки, березки, - и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

М. Пришвин

Ответь на вопросы;

* Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах важные для вас ключевые слова.

Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими литературными образами?

Подберите репродукции пейзажей русских художников, созвучные им.

Художественно-творческие задания

Подготовь компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуй свой выбор художественных произведений.

Представь себя звукорежиссером, подберите знакомые тебе музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.

Послушай музыкальные произведения:

Осень.Г.Свиридов;

Сказание о невидимом граде Китеже. Вступление;

Ответь на вопрос: Какое из этих музыкальных произведений озвучивает стихотворение о природе Ф.Тютчева?

Вспомни уроки музыки. Послушай ещё раз музыку Валерия Гаврилина. Созвучна ли она картинам И.Левитана?

Зримая музыка

Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной классики - «Времена года» - цикл концертов итальянского композитора XVIII

в. Антонио Вивальди (1678-1741) и цикл фортепианных пьес русского

композитора XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Оба сочинения относятся к программной музыке: имеют названия и сопровождаются поэтическими строками - сонетами самого композитора в концертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

А.Вивальди "Времена года" для струнного оркестра.

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.



Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

П.И.Чайковский "Времена года" - цикл для фортепиано

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."
Н.А.Некрасов

"Святки". Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали."
В.А.Жуковский

"Подснежник". Апрель Слушать
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков

"Белые ночи". Май Слушать
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет

"Баркарола". Июнь Слушать
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев

"Песнь косаря". Июль:
"Раззудись, плечо Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
А.В.Кольцов

"Жатва". Август:
"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка."
А.В.Кольцов

"Охота". Сентябрь:
"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин

В русских пейзажах-настроениях -стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана

«Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок,

мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист.

И. Левитан

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

П. Чайковский

Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

Выполнить задание по выбору

Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?

Художественно-творческое задание

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.

Музыкальные произведения: П.И.Чайковский цикл фортепианных пьес «Времена года»; А.Вивальди. Концерт для струнных инструментов «Времена года»; (фрагменты).



Рассказать друзьям