Растительные мотивы в искусстве одежда жителей цветочного. Аrs botanica

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Место проведения

Кабинет председателя (Главное здание), Красная пл., д. 1

Режим работы выставки

  • 14 декабря 2016 – 3 апреля 2017
  • В соответствии с графиком работы музея
  • Билеты:

    По билету в музей

    Участники:

    Государственный исторический музей
    Государственный архив Российской Федерации
    Российская государственная библиотека
    Частная коллекция Ю.Д. Журавицкого (США)
    Частная коллекция Е.А. Малинко (РФ)
    Ювелирный дом Anna Nova

    Генеральный информационный партнер:

    Инновационный информационный партнер:

    Информационная поддержка проекта:

    Партнеры проекта:


    Театр "Клякса"

    Государственный исторический музей впервые представляет уникальную коллекцию бисерных произведений, а также других предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства первой половины XIX в. с цветочными и растительными мотивами и их символикой. На выставке демонстрируется около 100 экспонатов, интересных своей историей.

    Несмотря на относительную хронологическую близость и обилие документальных и иных свидетельств, культура первой половины XIX века остается малоизученной. Одним из наиболее интересных и сложных моментов этой культуры является символика цветов, базировавшаяся на отблесках барочной эмблематики, ампирных образах, а также на проникшей в конце XVIII века моде на восточный селам (язык цветов). Отголоски цветочного символизма существуют и поныне. Так, красная роза считается знаком любви, лилия - чистоты и непорочности. Однако богатство этого культурного феномена во многом остается скрытым. Экспозиция призвана продемонстрировать его многообразие современному зрителю.
    В первом зале выставки можно увидеть индивидуальный опыт обращения к флоральным мотивам, который будет представлен личными вещами императрицы Александры Федоровны. Это рукописный Blumensprache (язык цветов), которым она пользовалась, дневники с цветочными зарисовками, гербарий, письма императрицы к отцу и листы из альбома «Описание праздника «Волшебство Белой Розы», который был посвящен торжеству по случаю дня рождения Александры Федоровны в Потсдаме в 1829 году. В этой части экспозиции также представлены журналы и пособия, которые показывают популярность такого явления, как язык цветов.

    В зале демонстрируется видео, материалом для которого послужили стихотворения и поэмы Жака Делиля, Жуковского, Пушкина, Карамзина в которых, безусловно, нашел отражение язык цветов и цветочная символика.

    Второй зал организован по принципу усложнения композиций предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства и состоит из нескольких разделов.

    Первый раздел раскрывает значение отдельных растений, цветов и использование этих смыслов в декоративно-прикладном искусстве. Здесь расположены предметы с сольными мотивами и сопровождающими их пояснениями: розы, символа любви; колоса, связанного с модой на образ античной богини Цереры; незабудок, фиалок, смыслы которых были глубоко вплетены в культуру дворянского альбома; дуба, обладавшего маскулинным подтекстом и пр.
    Второй раздел демонстрирует предметы с цветочными композициями в оформлении и раскрывает образ и смысл гирлянды, букета, венка как символов благопожелания. Здесь же представлены акрограммы – зашифрованные цветочные послания в венках и букетах.
    Третий раздел включает предметы декоративно-прикладного искусства, в оформлении которых использовано сочетание цветов и различных атрибутов – лир, стрел, рогов изобилия, которые дополняют цветочные смыслы, вносят в них различные вариации.
    Последний раздел демонстрирует сочетание цветов, растений и мифологических персонажей, зооморфных, антропоморфных сюжетов.
    На выставке также представлены работы современного ювелирного дома Anna Nova, опирающегося на традиции искусства XIX века, а также предметы из частных коллекций Ю.Д. Журавицкого (вещи демонстрируются впервые) и Е.А. Малинко.

    И надо все-таки чуть поподробнее рассказать о выставке.

    Государственный исторический музей впервые представляет уникальную коллекцию бисерных произведений, а также других предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства первой половины XIX в. с цветочными и растительными мотивами и их символикой. На выставке демонстрируется около 100 экспонатов, интересных своей историей.

    Это с сайта музея.

    Выставка действительно очень небольшая. И все экспонаты небольшие, за исключением, пожалуй, пары ваз и бисерной обивки дивана. Тот случай, когда надо ходить и вглядываться. Этикетки не очень подробные, а на экране в зале читают художественные произведения. (На выставке интерьерного рисунка на экране рассказывалась история альбома, экспонируемого на выставке, очень интересно было).

    А еще выставка несколько эклектичная. У меня даже было такое впечатление, что бисерных работ то ли не хватило, то ли по стратегии музея надо было привлекать экспонаты других отделов и других организаций, то ли еще по какой-то причине, но ряд экспонатов, конечно, содержал на себе изображения листьев, цветков и так далее, но как-то не очень вписывался в контекст. Хотя, возможно, я просто не вник немного в саму выставку. Когда фотографируешь экспонаты, то увлекаешься каждым из них, в итоге за деревьями можешь не увидеть леса. И еще – это уже девятая моя выставка за год с небольшим в Историческом, но почти все прошлые были «монографическими»: рыцарство, народный костюм, греческое золото, мебель Гамбса и так далее. А на этой выставке экспонаты объединены какой-то художественной связью между собой. Непривычно! Впрочем, ниже я дам прусские бляхи, бокал, а еще два письма императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, которые явно попали из-за рисунков на листе бумаги, даже текст их не переведен.

    Про бисерные работы. Я так понял, что предметы, представленные на выставке – многие – сплетены из бисера. Точнее, связаны из бисера. То есть там нет какого-то материала, ткани или кожи, на который бы бисер нашивался. Если это так, то это открытие для меня, о такой технике не знал.

    Все экспонаты ниже – всего-навсего с двух витрин выставки, то есть не специально мной отобранные.

    Бисер, шелковая нить; вязание
    ГИМ 70488 БИС-1084

    Бисер, шелковая нить; вязание
    ГИМ 77419/33 БИС-1432

    Бисер, холст, кожа, медный сплав; вышивка, тиснение, золочение, накатка
    ГИМ 78112 БИС-1240

    Медный сплав; литье, золочение
    ГИМ 68257/29 ЛУ-6763; ГИМ 68257/47 ЛУ-6764

    А.П. Вершинин (автор и исполнитель росписи)
    Завод Бахметьевых, Россия, Пензенская губ., Городищенский уезд, с. Никольское, 1810-е гг.
    Бесцветный хрусталь, молочное стекло; наклад, алмазная грань, роспись силикатными красками
    ГИМ 61679/3 1771 ст.

    6. Письмо императрицы Александры Федоровны. 1840 г.
    Письмо императрицы Александры Федоровны к отцу прусскому королю Фридриху-Вильгельму III
    Бумага, чернила
    ГА РФ, Ф. 728, Оп. 1, Д. 829, Ч. III, Л. 179

    Изображение растительных мотивов. Бесчастнов Н.П.

    М.: 2008 - 175 с.

    В учебном пособии рассмотрены основы теории, методики и практики изображения растительных мотивов применительно к задачам специального обучения художников текстильной и легкой промышленности. Богатый иллюстративный материал демонстрирует разнообразную технику изображения растений и растительных мотивов.Пособие адресовано студентам вузов, готовящих художников для текстильной и легкой промышленности, а также всем, кто интересуется декоративно-прикладным искусством.

    Формат: pdf

    Размер: 23 ,7 Мб

    Скачать: yandex.disk

    Содержание
    Предисловие 3
    Введение 4
    Глава 1. Изображение растений в истории художественно-промышленного образования 8
    1. Изображения растений в орнаментах с древних времен до конца XVIII в 8
    2. Рисование растений в европейском художественно-промышленном образовании в XIX - начале XX в 18
    Глава 2. Теория изображения растений для текстильного рисунка 31
    1. Функция изображений растений в текстильных изделиях 31
    2. Растительный орнамент и форма текстильного изделия 32
    3. Типология растительных орнаментов 36
    Глава 3. Научные положения изображения растений и растительных орнаментальных мотивов 47
    1. Систематика растений 47
    2. Строение высших растений 58
    3. Симметрия и асимметрия в строении высших растений и в их изображениях 66
    4. Цельность в изображениях растительных мотивов 74
    5. Ритмическая основа изображений растительных мотивов 77
    6. Пластические свойства изображений растительных мотивов 80
    7. Геометрия пространственных построений изображения растений на плоскости 82
    8. Светотень в изображении растений 87
    Глава 4. Методика изображения растительных мотивов 89
    1. Аналитические изображения 89
    2. Образно-эмоциональные изображения 94
    3. Орнаментально-пластические изображения 104
    4. Практические советы по изображению растений 118
    Глава 5. Растительные мотивы в европейском текстильном орнаменте 126
    1. Цветы и плоды в барокко и рококо 127
    2. Гирлянды и венки классицизма и ампира 137
    3. В стране березового ситца 148
    4. Мотив извивающегося листа 155
    5. Растительные узоры на тканях XX в 163
    Заключение 171
    Литература 172

    В учебном процессе студенты, специализирующиеся по художественному проектированию текстильных изделий с растительными мотивами, работают в следующих курсах: «Рисунок», «Спецрисунок», «Живопись», «Декоративная живопись», «Основы композиции» с летней практикой на пленэре, «Специальная композиция». Задания каждого курса акцентируют внимание на своих вопросах обучения, охватывая тем самым все возможные виды творческой работы над изображением растений. Эти задания можно разделить на две группы. В одной разбираются основные теоретические и практические аспекты изучения и изображения растительных мотивов художниками прикладного искусства, в другой преобладает постановка специальных вопросов, тесно увязанных с законами построения текстильных композиций. Данное учебное пособие, предназначенное в основном для использования в курсах «Рисунок» и «Спецрисунок» и на летней пленэрной практике, принадлежит к первой группе заданий.

    В учебном пособии рассмотрены основы теории, методики и практики изображения растительных мотивов применительно к задачам специального обучения художников текстильной и легкой промышленности. Богатый иллюстративный материал демонстрирует разнообразную технику изображения растений и растительных мотивов. Пособие адресовано студентам вузов, готовящих художников для текстильной и легкой промышленности, а также всем, кто интересуется декоративно-прикладным искусством.

    Глава 1 ИЗОБРАЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

    Рассматривая растительные узоры на текстильных изделиях разных времен и народов, мы наблюдаем достаточно интенсивную смену характера орнаментов, хотя природные источники в своей массе кардинально не меняются. Узнаваемость многих растений в изображениях говорит о том, что орнаментация шла не только по пути копирования, переработки и развития исторических культурных образцов, но и постоянно подпитывалась натурными впечатлениями. Влияние натурной работы при создании новых орнаментов постепенно возрастало и вылилось в ряд теорий и методик переведения внешних форм растений в орнаментальные мотивы. Каждое появление нового метода теснило старые, но не уничтожало их полностью.

    Большая часть методик работы с натурными растительными формами приобрела законченные формы в последние 200 лет, т. е. начиная от времени, когда именно на орнаментацию возлагалась роль носителя художественности, а развитие орнаментального вкуса было объявлено одной из важнейших задач художественного воспитания. Студенты должны хотя бы в общих чертах знать эти методики и понимать историзм их развития, так как это позволяет увидеть пути совершенствования современных методов работы с растительными мотивами. Пробелы в знании того, что сделано до нас, могут привести к трудно восполнимым утратам сегодня.

    Предисловие
    Введение
    Глава 1. Изображение растении в истории художественно-промышленного образования
    1. Изображения растений в орнаментах с древних времен до конца XVIII в
    2. Рисование растений в европейском художественно- промышленном образовании в XIX - начале XX в
    Глава 2. Теория изображения растении для текстильного рисунка.
    1. Функция изображений растений в текстильных изделиях
    2. Растительный орнамент и форма текстильного изделия
    3. Типология растительных орнаментов
    Глава 3. Научные положения изображения растений и растительных орнаментальных мотивов
    1 Систематика растений
    2 Строение высших растений
    Симметрия и асимметрия в строении высших растений и в их изображениях
    Цельность в изображениях растительных мотивов
    Ритмическая основа изображений растительных мотивов
    Пластические свойства изображений растительных мотивов
    Геометрия пространственных построений изображения растений на плоскости
    Светотень в изображении растений
    Глава 4. Методика изображения растительных мотивов
    1. Аналитические изображения
    2. Образно-эмоциональные изображения
    3. Орнаментально-пластические изображения
    4. Практические советы по изображению растений
    Глава 5. Растительные мотивы в европейском текстильном орнаменте
    1. Цветы и плоды в барокко и рококо
    2. Гирлянды и венки классицизма и ампира
    3. В стране березового ситца
    4. Мотив извивающегося листа
    5. Растительные узоры на тканях XX в
    Заключение
    Литература


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Изображение растительных мотивов, учебное пособие для студентов ВУЗов, Бесчастнов Н.П., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



    Рассказать друзьям