Русский традиционный быт (Шангина И.И.). Традиционный русский быт Русский традиционный быт энциклопедический словарь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

По словам известного ученого Ю. М. Лотмана, «быт - это обычное протекание жизни в ее реально- практических формах; быт - это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, и, как воздух, он заметен только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим - мы склонны считать его «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего» (Лотман 1994, 10).

Словосочетание «традиционный быт» буквально означает протекание повседневной жизни человека в формах, определенных традицией, - в обществе, где принятые и устоявшиеся правила поведения, навыки, система представлений передаются из поколения в поколение. Естественно, что традиционный быт всегда имеет этническую окраску. Именно поэтому словосочетание «традиционный быт» часто заменяется словами «народный быт», «национальный бытовой уклад », «традиционная бытовая культура» и др. В книге идет речь главным образом о бытовом укладе жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России XVIII - первой четверти XIX в. именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.

Русское дворянство, большая часть купечества, рабочие крупных промышленных предприятий жили в рамках европейской культуры, урбанистической в своей основе и наднациональной по сути. Образ жизни дворянина и крестьянина настолько различались, что это позволило говорить о наличии у русских людей двух разных цивилизаций: дворянской и крестьянской. По мнению известного историка А. А. Зимина, «расхождения между цивилизациями в XVIII и XIX веках было настолько разительным, что могло создаться впечатление о двух мирах, живших каждый своей жизнью» (Зимин 2002, 11). Такой разрыв в бытовой культуре русского народа произошел в петровскую эпоху, на рубеже XVII-XVIII вв. До этого времени представители всех слоев русского общества жили в рамках традиционной культуры, характерными чертами которой были статичность, замкнутость, верность старине.

Реформы Петра Первого и его преемников в экономической и политической сферах жизни, развитие промышленности, торговли, установление прочных контактов с европейскими странами произвели переворот в культурном сознании страны. Обновление русской жизни было связано с ориентацией на светскую культуру Западной Европы - верхние слои русского общества и горожане оказались готовыми к ее восприятию и усвоению. Русское крестьянство, наоборот, в массе своей тяготело к традиционному патриархальному укладу жизни. Протопоп Аввакум в XVII в. выразил это мироощущение так: «Держу до смерти, якоже приях; не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веком!» Стремление жить, как жили отцы и деды, поддерживалось верой в раз и навсегда обретенную «правду-истину» православия, принятого Русью в X в.

Появление каких-либо новшеств рассматривалось как откат в сторону, нарушение установленного Богом миропорядка. Замкнутость русского средневекового сознания, неготовность к общению с другими культурами вырастала из веры в особую миссию России, в избранность православного народа. В крестьянской среде постепенный отход от традиций начался в середине - второй половине XIX в. Новые веяния, зародившиеся в торговых и ремесленных селах, население которых имело прочные контакты с городом, затем достигли многих деревень, в том числе и самых отдаленных от крупных промышленных центров. В наши дни образ жизни русских крестьян строится по городской модели, но у них сохранилось и множество «остатков милой старины», безвозвратно исчезнувших из быта горожан.

Мир русской деревни представлен в книге через описание крестьянского жилища и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной практике. Такой подход вполне правомерен. И дом, и любой предмет обихода наделены «памятью», и потому, изучая их, можно немало узнать о социальных, религиозных, хозяйственных сторонах жизни их владельцев. Дом был средоточием жизненных сил человека, здесь он был защищен от непогоды и врагов, от опасностей внешнего мира. Здесь сменяли друг друга поколения предков, здесь он продолжал свой род, здесь столетиями формировался русский традиционный быт, который включал в себя множество предметов, необходимых человеку для жизни и работы.

Прежде всего это были орудия труда: пахотные и для боронования почвы, уборки и дальнейшей обработки урожая, с помощью которых добывался хлеб насущный; приспособления для ухода за скотом; инструменты, применявшиеся в ремеслах и промыслах. Немалое значение имел зимний и летний транспорт. Жизнь проходила в доме, внутреннее убранство которого было организовано для работы и отдыха. Дом был заполнен вещами, использовавшимися для его украшения, придания ему уюта, предметами религиозного культа, а также разнообразной утварью. Человек не мог обходиться без одежды: повседневной и праздничной, без обуви, головных уборов и др. Все эти предметы народного быта создавались либо самими крестьянами, либо деревенскими или городскими ремесленника- ми, учитывавшими потребности и вкусы своих заказчиков.

Вещи, выходившие из рук мастера, были хорошо продуманы и нередко поражали удивительной красотой. В. С. Воронов, известный специалист в области русского народного декоративного творчества, писал: «Все многообразное обилие бытовых памятников - от мощного резного наличника и расписных саней до резной указки, цветной глиняной игрушки и вершкового медного фигурного замка - поражает богатством зрелой творческой фантазии, остроумия, выдумки, наблюдательности, декоративного чутья, конструктивной смелости, технической сноровки - всей полнотой художественной одаренности, при которой легко и просто было крестьянину-художнику разнообразно конструировать и обильно украшать любую вещь обихода, обращая повседневную жизнь в глубокий и нешумный праздник живой красоты » (Воронов 1972,32-33).

Предметный мир русских крестьян был сравнительно единообразен на всем занимаемом ими пространстве России. Это особенно касается сельскохозяйственных, ремесленных орудий, транспортных средств, предметов обстановки и убранства жилища, которые за редким исключением всюду были одинаковы, что объясняется схожими природными и климатическими условиями, земледельческим типом крестьянского хозяйства. Местным своеобразием отличались предметы, мало связанные с производственной деятельностью людей, такие, как, например, одежда или праздничная утварь. Так, костюм замужней крестьянки из Вологодской губернии был не похож на костюм женщины из Курской губернии; сосуды для подачи на стол пива из Вятской губернии были не такими, как в деревнях Воронежской губернии.

Местные различия обусловливались огромными пространствами России, разобщенностью ее отдельных территорий, влиянием соседних народов и др. Характерной особенностью предметного мира русского крестьянина была его относительная неизменность, стабильность. В XVIII - начале XX в. он был в основном таким же, как и в XII- XIII вв.: такими же были соха с двумя сошниками и перекладной пблицей, деревянная борона, серп, коса, ведро, коромысло, глиняный горшок, миска, ложка, рубаха, сапоги, стол, лавка и множество других нужных человеку вещей. Это связано с вековой устойчивостью жизненных условий русских крестьян, неизменностью их главного занятия - земледелия, которое и определяло материальные потребности. В то же время предметный мир крестьян-земледельцев не был однажды сформировавшимся и застывшим.

На протяжении столетий в него постепенно включались новые вещи, необходимость которых определялась техническим прогрессом и, как следствие этого, неизбежным, хотя и сравнительно медленным изменением образа жизни. Так, в начале XV-XVI в. появилась коса-литовка, в XVII-XVIII вв. в крестьянском обиходе стало использоваться такое пахотное орудие, как косуля, в XIX в. крестьяне стали пить чай из самовара, готовить еду на чугунной сковороде, женщины начали повязывать голову вместо старинного убруса квадратным платком, надевать вместо рубахи и сарафана парочку - юбку с кофточкой. То, что когда- то казалось чужим, постепенно укоренялось, становилось своим, традиционным. Параллельно с этим из обихода уходили вещи, изжившие себя.

В первой половине XIX в. перестали пользоваться сундуками- подголовниками для хранения денег и ценностей в пути. В конце XIX в. из праздничного обихода исчез скобкарь, который с XII в. служил для подачи пива на стол. Смена предметов происходила незаметно; с одними вещами расставались без сожаления, другие, утрачивая функциональность, превращались в обрядовые, третьи оставлялись «на поминок» об ушедших из этого мира людях. Каждый предмет русского традиционного быта имел двуединую природу: в повседневной практике вещи использовались по своему прямому, утилитарному назначению, в обрядовой практике они проявляли значения символов.

Например, метлой подметали избу, в Страстной четверг метла использовалась для защиты дома от нечистой силы: женщина садилась на нее верхом и с определенными заклинаниями объезжала свой дом. В ступе толкли пестом крупяные зерна, в руках свахи ступа с пестом превращались в символ мужского и женского соития. Шубу носили в холодное время года, - шуба, расстеленная для молодоженов на лавке, становилась знаком их плодовитости в браке. Горшок был непременным атрибутом свадебного и похоронного ритуалов, его разбивали в знак изменения статуса человека. После брачной ночи его разбивал дружка на пороге комнаты новобрачных, тем самым как бы показывая присутствующим, что ночь прошла благополучно. В ритуале похорон горшок разбивали при выносе покойника из дома, чтобы умерший не смог вернуться в мир живых. Кокошник оставался женским праздничным головным убором и символом замужества. «Вещность» и «знаковость» присутствовали во всех предметах народного быта.

Одни предметы обладали большим семиотическим статусом, другие - меньшим. Высокой степенью знаковости были наделены, например, полотенца - полотнища орнаментированной ткани, предназначенные для украшения интерьера. В родинно-крестильной, свадебной, погребально-поминальной обрядности они выступали преимущественно как знаки принадлежности человека к определенной семье - «роду-племени». В отдельных ситуациях некоторые предметы, превращаясь в символы, полностью теряли свою вещную природу.

Так,. Ю. М. Лотман в той же книге дал примеры, когда хлеб из привычной для нас сферы употребления переходит в сферу значения: в словах известной христианской молитвы «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» хлеб превращается в пищу, потребную для поддержания жизни; в словах Иисуса Христа, приведенных в Евангелии от Иоанна: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), хлеб и обозначающее его слово образуют сложное символическое сочетание. Традиционный русский быт настолько богат и ярок, что представить его в одной книге во всей полноте фактически невозможно. В этом энциклопедическом словаре объединены статьи об устройстве крестьянского жилища, о транспорте, об орудиях труда и об основных предметах крестьянского обихода, которые дают возможность рассказать об ушедшей в прошлое жизни многих поколений людей.

05
авг
2017

Русский традиционный быт (Шангина И.И.)

ISBN: 5-352-00337-X
Формат: PDF, OCR без ошибок
Шангина И.И.
Год выпуска: 2003
Жанр: энциклопедия
Издательство: СПб.: Азбука-классика
Язык: русский
Количество страниц: 688
Описание: Энциклопедический словарь, составленный известным этнографом И. И. Шангиной, пока не имеет себе аналогов. Впервые в одном издании объединен материал, отражающий разные стороны жизни русского на­рода: рассказывается о типах крестьянского жилища, хозяйственных постройках, об орудиях труда, тран­спорте, убранстве дома, утвари, костюме. Автор дает подробную информацию о том, как выглядел предмет, из какого материала был сделан, дано место его бытования, раскрывается обрядовый и символический смысл привычных вещей.
В книге более 1400 иллюстраций. Использованы фотоматериалы начала XX в. и современные фотогра­фии, репродукции произведений русской живописи, сделаны прорисовки по материалам Российского этно­графического музея. Книга адресована всем, кто интересуется прошлым России, бытом русского народа, его культурой.


08
июн
2014

Звериный быт (Сологуб Фёдор)


Автор: Сологуб Фёдор
Год выпуска: 2011
Жанр: Классика
Издательство: Вира-М
Исполнитель: Вадим Яковлев
Продолжительность: 04:47:00

Яковлева: Звериный быт Путь в Дамаск Лёлька Благодарность olegas88 за предоставленную книгу!


09
июн
2014

Звериный быт (Сологуб Фёдор)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Сологуб Фёдор
Год выпуска: 2011
Жанр: Русская классика
Издательство: Вира-М
Исполнитель: Яковлев Вадим
Продолжительность: 04:47:00
Описание: В сборник вошли рассказы одного из ярких представителей "Серебряного Века" Федора Сологуба в исполнении Вадима
Яковлева:
Содержание: Звериный быт Путь в Дамаск Лёлька


17
янв
2015

Быт и бытие (Волконский Сергей)


Автор: Волконский Сергей
Год выпуска: 2015
Жанр: Философия

Исполнитель: BIGBAG
Продолжительность: 06:13:06
Описание: Князь Волконский – величайшая историческая личность. Он был и директором Императорского театра, и критиком, и историком культуры, и даже создателем актёрской школы. В 1921 году он эмигрировал из России и стал директором консерватории в Париже. Большое место в мемуарах «Быт и бытие» автор уделил описаниям своих путешествий и своим друзьям. Самым близким другом для него являлась Марина Цветаева. Она считала др...


05
июн
2017

За здоровый быт (Грушко Я.М.)

Серия: Научно-популярная библиотека

Автор: Грушко Я.М.
Год выпуска: 1959
Жанр: Познавательная литература
Издательство: Иркутское Книжное Издательство
Язык: русский
Количество страниц: 113
Описание: В книге рассказывается о том, что нужно знать о гигиене труда, быта, жилища, о вреде спиртных напитков и курения. Раскрыть


06
мая
2007

Тюрьма ------ Данная энциклопедия - справочный материал о быте и нравах современной российской тюрьмы. Здесь собраны сведения о следственных изоляторах, тюрьмах, колониях. Подробно описаны правила поведения заключенных, даются советы родственникам заключенных. Отдельные разделы посвящены татуировкам и уголовным терминам. С помощью удобной системы поиска вы можете найти нужный документ сохранить его в отдельный файл или распечатать на принтере. Программа работает непосредственно с компакт-диска и не требует установки на жесткий диск компьютера. Системные требования: Pentium 200/32 RAM/Vide ...


09
фев
2013

Народный быт Великого Севера (Бурцев А.Е. (составитель))

Формат: DOC, OCR без ошибок
Автор: Бурцев А.Е. (составитель)
Год выпуска: 1898
Издательство: Типография П. Ефрона. С.-Петербург
Язык: Русский
Количество страниц: 370
Описание: Его нравы, обычаи, предания, предсказания, предрассудки, притчи, пословицы, присловия, прибаутки, перегудки, припевы, сказки, присказки, песни, скороговорки, загадки, счеты, задачи, заговоры и заклинания
От автора: Выпуская в свет настоящую книгу, и таким образом – выступая на суд пред русской читающей публикой, – я считаю уместным и даже отчасти необходимым объяснить моим читателям о тех целях и задачах, каковые имел...


30
дек
2014

Быт и нравы древних греков (Поль Гиро)


Автор: Поль Гиро
Год выпуска: 2011
Жанр: Историческая проза
Издательство: Нигде не купишь
Исполнитель: Игорь Мурашко
Продолжительность: 25:21:56
Описание: Мари Раймонд Поль Гиро (фр. Marie Raymond Paul Guiraud; 15 января 1850, Сенн-Монести - 25 февраля 1907, Париж) - французский историк. Книга французского историка Поля Гиро "Частная и общественная жизнь греков" позволяет современному читателю лучше понять удивительный мир Древней Греции - колыбели европейской культуры. Для широкого круга читателей.
Доп. информация: Прочитано по изданию: "Русич", Смоленск, 200 ...


14
авг
2017

Литвины-Белорусы Черниговской губернии, их быт и песни (Косич М.Н.)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Автор: Косич М.Н.
Год выпуска: 1902
Жанр: Этнография
Издательство: Типография князя Мещерскаго
Язык: Русский (дореформенный)
Количество страниц: 128
Описание: Одним из главных исследователей литвинов в начале 20 века была Мария Косич. В 1901 году журнал «Живая старина» напечатал её монографию «Литвины-белорусы Черниговской губернии, их быт и песни», которая в 1902 году вышла отдельным изданием. В этом издании приводятся многочисленные песни литвинов-белорусов, населявших север тогдашней Черниговской губернии. Предваряют песенный сборник короткие очерки гео...


30
авг
2012

Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях (Иван Забелин)

Формат: аудиокнига, MP3, 96kbps
Автор: Иван Забелин
Год выпуска: 2012
Жанр: Историческая литература
Издательство: АРДИС
Исполнитель: Денис Некрасов
Продолжительность: 32:14:12
Описание: Предлагаемая книга одного из виднейших русских историков XIX века Ивана Егоровича Забелина, посвящённая повседневной жизни русских цариц в допетровскую эпоху, уникальна по объёму материала и занимательности изложения. В ней живо и обстоятельно описаны внутренний порядок и бытовой уклад Московского дворца, взаимоотношения его обитателей, образ жизни цариц, разнообразные обряды и церемонии, зрелища и забавы, наря...


12
авг
2017

Русский Русский Хоррор 2. Похороны (Александр Агапов, Александр Подольский и др.)

Формат: аудиокнига, MP3, 192kbps
Автор: Александр Агапов, Александр Подольский и др.
Год выпуска: 2017
Жанр: Хоррор, ужасы
Издательство: Группа "Аудиокниги Владимира Князева (Extreme Horror)"
Исполнитель: Владимир Князев
Продолжительность: 11:24:12
Описание: Русский хоррор понятие неоднозначное. Есть малая группа людей которые от него в восторге. Есть столь же малое количество тех кто его не переваривает. А есть подавляющее большинство, которое о нем просто ничего не знает. Проект "Русский русский хоррор" зародился в ВК группе horror extreme, где по просьбам молодых авторов озвучивались и выкл...


13
авг
2017

Разумное поведение и язык. Не спи - кругом змеи! Быт и язык индейцев амазонских джунглей (Дэниел Л. Эверетт)

ISBN: 978-5-9907947-6-4
Серия: Разумное поведение и язык
Формат: PDF/DjVu, Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Дэниел Л. Эверетт
Год выпуска: 2016
Жанр: монография, этнография, лингвистика
Издательство: Издательский дом "ЯСК"
Язык: русский
Количество страниц: 378
Описание: "Не спи - кругом змеи! Быт и язык индейцев амазонских джунглей" (2008) - рассказ Дэниела Эверетта о его жизни среди индейцев народности пираха в джунглях Амазонии. Молодой лингвист и миссионер отправился в Бразилию со всей семьей, чтобы перевести на язык пираха Библию и обратить индейцев в христианст...


04
янв
2015

Русский Русский Хоррор (Кожин Олег, Подольский Александр и др.)

Формат: аудиокнига, MP3, 192kbps
Автор: Кожин Олег, Подольский Александр, Тихонов Дмитрий, Кузнецов Владимир, Шолохов Алексей, Парфенов М.С., Кабир Максим, Жарков Алексей, Прозоров Лев
Год выпуска: 2015
Жанр: Ужасы
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: Владимир Князев
Продолжительность: 07:18:44
Описание: Он живет. Он дышит. Он пугает. Русский, русский хоррор. Они больше не прячутся в тени. Они чувствуют свою силу. Новая волна. Хоррор-волна в отечественной литературе. Авторы проекта "Самая страшная книга". Авторы антологии "Темная сторона дороги". Авторы лучшего фэнзина Европы жу...


31
дек
2011

Русский (Юрий Костин)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор: Юрий Костин.
Год выпуска: 2011
Жанр: детектив, приключения
Издательство: Нигде не купишь
Исполнитель: Сергей Кирсанов
Продолжительность: 09:24:50
Описание: В новом романе Юрия Костина главный герой - Антон Ушаков, уже известный читателю по роману "Немец", - становится обладателем тайны Тунгусского метеорита. Неожиданно оказывается, что секрет катастрофы, которая произошла в сибирской тайге в далеком 1908 году, уже давно разгадан, но официальная пропаганда упорно продолжает утверждать обратное... Оттого ли, что секрет этот способен потрясти основы человеч...


25
июн
2011

Русский крест (Николай Мельников)

Формат: аудиокнига, MP3, 320kbps
Автор: Николай Мельников
Год выпуска: 2006
Жанр: Поэзия
Издательство: Студия звукозаписи «Постав»
Исполнитель: Николай Мельников
Продолжительность: 01:10:28
Описание: 24 мая 2006 г. в г. Козельске был убит пронзительный русский поэт Николай Мельников, автор потрясающей поэмы "Русский крест", написанной с огромной верой в русский народ, надеждой и любовию. За последнее время в России не было написано ничего сильнее по силе и духу. При чтении "Русского креста" невольно наворачиваются слезы. Это плачет душа. Поражает в самое сердце простота и глубина слова, оно...


24
окт
2013

Русский фаворит (Соколова Александра)

Формат: аудиокнига, MP3, 96kbps
Автор: Соколова Александра
Год выпуска: 2011
Жанр: Исторический роман
Издательство: Нигде не купишь
Исполнитель: Воробьёва Ирина
Продолжительность: 11:52:39
Описание: Две женщины русского императора Александра I, две любви, которые он пронес через всю свою жизнь. Одна - преданная и любящая, но по-немецки чопорная и холодная будет ему женой, другом и советником. Другая - пустая и легкомысленная, но такая красивая и желанная будет только брать: его чувства, деньги, привилегии. Тайные рычаги власти, политические интриги, нешуточные страсти и любовь - безрассудная, ...


И.И. Шангина. РУССКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ БЫТ: Энциклопедический словарь

КНИЖНАЯ ПОЛКА

В сем хорошо известна и принимаема без возражений театральная условность: не мы придумали - не нам менять, если ещё в шекспировском «Глобусе» лес обозначался табличкой с соответствующей надписью, а в комедиях Сумарокова актёры, исполнявшие роли русских крестьян, выходили на сцену в кафтанах по тогдашей парижской моде. Но всё же и в театре есть пределы условности: так, в знаменитейшей «Истории лошади» БДТ–Розовского особый художественный эффект создавался - с опорой на заложенное в самом «Холстомере» - именно сочетанием сугубо театральных решений с полной достоверностью в подробностях коннозаводского быта.

Подавно соблюдение этой достоверности необходимо в кинематографе, а про литературу и говорить нечего: известно немало историй, когда один писатель поправлял другого, обнаружив в его произведении неточности или ошибки в описании именно деталей быта, хозяйства, обстановки… Словарь И.И. Шангиной с этой точки зрения оказывается совершенно необходимым для многих читателей и почитателей отечественной классики. К сожалению, далеко не все издания хрестоматийных книг снабжены подробными и доброкачественными комментариями, и этот увесистый том с многочисленными цветными иллюстрациями окажется хорошим помощником для всех, кто стремится к полному пониманию прочитанного. Автор не упускает случая сопровождать статьи репродукциями с картин русских художников, а литературные иллюстрации подберут те, кто понимает значимость сугубо бытовых деталей и подробностей, давно устаревших или вовсе канувших в реке времён.

Например, казалось бы, известная котомка , с которой появляется Лука в пьесе «На дне», в этом словаре не только описывается со многими подробностями. Отмечено, что котомка (котома) считалась в России символом бедности, что породило выражения: “Пустить по белу свету с котомой”, “Не завидуйте тому, кто напялил котому” и т.д. Немало можно извлечь и из статьи о самоваре, тоже предмете отнюдь не экзотическом даже для современных читателей. В её контексте подробность, что жестяной самовар, валяющийся у ног Клеща, искорёжен, не просто отмечает шаткость положения Клеща как слесаря, но и указывает на общее неблагополучие всех героев: в народном сознании самовар был символом преуспеяния, достатка и жизненной устойчивости хозяина дома…

Как и положено полноценному словарю, книга содержит подробную библиографию, список толкуемых слов с указанием страниц, где их можно отыскать: содержание построено не по алфавитному, а по тематическому принципу («Дом, двор и хозяйственные постройки», «Орудия крестьянского труда», «Транспорт», «Хоромный наряд дома, его убранство и утварь», «Костюм»). В приложении даны пояснения к названиям ткани, кожи, строительных, поделочных, декоративных материалов и даже деталей ткацкого стана, а также список единиц старых мер (например, известные слова из «Горя от ума» о сороковых бочках указывают на то, что Чацкому приписывается прямо-таки богатырское пьянство: бочка была древней - и наибольшей - русской мерой жидкости и соответствовала без малости пятистам литрам).

Естественно, всего богатства ушедшего быта не вместишь в одну книгу, даже самую толстую. Издательство «Азбука» только что выпустило ещё один энциклопедический словарь И.И. Шангиной - «Русский народ: будни и праздники». Тоже совершенно необходимое для читателей классики пособие, если вспомнить многие строфы «Евгения Онегина» или то, что большинство рассказов Чехова по времени действия соотносится прежде всего с религиозным и земледельческим календарями…



Рассказать друзьям