С коненков его музей мастерская. Мемориальный музей-мастерская Коненкова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Музей Коненкова (скульптора) расположен в Москве, по адресу: ул. Тверская, д. 17. В этой статье вы узнаете о том, что можно увидеть сегодня в этом здании. Нас также интересует все, что связано с таким известным человеком, как С. Коненков: мемориальный музей-мастерская, творчество скульптора и его биография.

Церковь св. Дмитрия Солунского

Здание, в котором находится Мемориальный музей Коненкова, - объект культурного наследия нашей страны, памятник культуры и истории. На этом месте раньше располагалась церковь св. Дмитрия Солунского. В 1625 году был основан этот храм и перестроен был в стиле ампир в начале XIX века. Он задавал архитектурный облик всей Страстной площади, которая называется сегодня Пушкинской. Рядом с церковью находилось в 1920-е годы известное литературное кафе "Стойло Пегаса", которое посещали имажинисты. Часто сюда заходили А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Дункан, А. Таиров и другие.

Жилой комплекс на месте церкви

Церковь в 1934 году была разобрана. В 1939-1941 гг. на ее месте построили жилой дом по проекту А.Г. Мордвинова, известного архитектора. Он является также автором целого ряда зданий, расположенных на Тверской. Из светлого кирпича выполнены массивные стены здания. Фасад был украшен балконами, затейливыми рельефами, башенками восточного типа и эркерами. Статуя балерины венчала угловую башню. Автор ее - скульптор Мотовилов. Из-за плохой сохранности в конце 1950 года было принято решение демонтировать статую.

Чем знаменит дом по проекту Мордвинова?

Дом интересен, кроме архитектурных особенностей, и знаменитыми людьми, которые жили в нем. В разное время его обитателями являлись А.Б. Гольденвейзер, музыкант, квартира которого является сегодня филиалом музея им. Глинки, М.И. Гудков, авиаконструктор, Г.И. Горин, сатирик и драматург.

До 1950 года памятник А.С. Пушкину находился в начале Тверского бульвара. Он был создан А.М. Опекушиным, знаменитым скульптором, в 1880 году. Этот памятник нравился Сергею Тимофеевичу. Очень был рад тому, что может видеть его из окон мастерской, и скульптор Коненков.

Музей-мастерская, расположенная сейчас на месте жилого дома, имеет свою историю. Расскажем о том, как он был создан.

Создание музея

На Тверской улице, в доме №17, с 1947 по 1971 год жил После его смерти вышло постановление правительства, по которому решено было создать в квартире-мастерской, где жил и работал Коненков (скульптор), мемориальный музей. Академия художеств СССР и Министерство культуры проводили работу по формированию его коллекции, экспозиции. К столетнему юбилею скульптора, в 1974 году, был открыт этот музей. Творчество скульптора С. Коненкова представлено в нем максимально полно.

Что представляет собой музей Коненкова?

Он включает в себя помещение мастерской, а также мемориальную часть: кабинет, расположенные на втором этаже жилые комнаты, гостиную и холл. Удалось сохранить до сегодняшних дней все особенности интерьера, который был выполнен по личному проекту Коненкова. На сегодняшний день представленная здесь экспозиция является наиболее значительным и крупным собранием работ этого мастера. Она представляет наиболее полно все этапы его творческой биографии. Большую ценность имеет обширная библиотека, рукописи книг и статей, записные книжки Коненкова, фонд фотографий, которые включают в себя изображение произведений мастера, оставшихся в США.

Музей сегодня сотрудничает с галереями и выставочными залами страны. В его стенах проходят выставки работ не только самого Коненкова, но и его учеников, а также произведений молодых художников и скульпторов.

Вестибюль

Знаменитый автопортрет Коненкова, выполненный из гипса (1954 год), расположен в вестибюле. Он был отмечен Ленинской премией. Также здесь находится один из самых поэтических и утонченных женских образов - портрет супруги скульптора, созданный в 1918 году из дерева. В вестибюле представлена оригинальная мебель работы мастера, выполненная из корней и пней (кресла "Удав", "Сова", "Лебедь" и др.), в которой образы и формы заимствованы из природы. Одной из интереснейших достопримечательностей собрания является этот уникальный гарнитур.

Помещение мастерской

В помещении мастерской размещена основная экспозиция. Здесь представлены ранние произведения, относящиеся к ученическому периоду: "Камнебоец" (1897 год), "Читающий татарин" (1893 год), работы "серебряного века", в частности, произведения, вошедшие в сокровищницу скульптуры нашей страны. Это, например, "Бах" - жемчужина интересующего нас музея, работа, в которой автор поднялся до монументального синтетического образа, необычайного по силе обобщения; несколько композиций на тему "Самсона", "Паганини".

"Лесная серия" и женские портреты

Знаменитая "Лесная серия" вызывает неизменный интерес многих посетителей этого музея. Творчество скульптора С. Коненкова раскрывает национальный русский характер и демонстрирует высокое мастерство его в обработке дерева. К этой серии принадлежат такие работы, как рельеф "Пиршество" (1910 год), "Мы - ельнинские" (1942), "Лесовик" (1909), "Старенький старичок" (1909), а также созданная в 1916 году работа "Вакх с малахитовыми глазами". Стоит заметить, что дерево являлось не только материалом для сказочных и фантастических образов в творчестве Коненкова. Скульптор, мастерски используя пластические свойства этого материала, создал в 1918 году портрет М.И. Коненковой, полный обаяния, а также гармонически совершенную фигуру женщины "Магнолия" в 1934 году.

Портреты современников

Сергей Тимофеевич за долгую творческую жизнь создал прекрасную галерею портретов различных его современников, выдающихся деятелей науки и культуры, в которых проявился его уникальный дар тонко чувствовать особенности духовного богатства и характера личности, ее индивидуальность. Среди них можно отметить Альберта Эйнштейна, Ивана Павлова, Чарльза Гильдера, Сергея Рахманинова, Надежды Плевицкой, Николая Фешина, Максима Горького, а также известные портреты внучки этого писателя, Пешковой Марфы Максимовны, и Ниночки, ее дочери - произведения, которые характеризуются богатством эмоциональных нюансов. Все они полны состояния внутреннего покоя и чистоты.

В 1935 году Сергей Коненков, скульптор, без сомнения, талантливый, создал портрет Альберта Эйнштейна. Он считается и до сегодняшнего дня одним из самых удачных изображений этого великого ученого. Выполненный в 1933 году портрет Федора Достоевского считается вершиной творчества Коненкова. В нем мастеру удалось передать всю сложную гамму различных и создать полный внутреннего психологизма и трагизма образ.

Религиозная тематика в творчестве Коненкова

В творчестве Коненкова в конце 1920-х годов появляются совершенно новые пластические и сюжетные мотивы - скульптор обращается к религиозной тематике. Евангельский цикл является всеобъемлющим и единственно полным выражением религиозных поисков Коненкова в скульптуре. В музее представлены следующие работы: созданный из гипса в 1928 году "Пророк", из терракоты в 1928 - "Иоанн" и "Иаков", а также изображения Христа в гипсе и дереве.

Последние работы Коненкова

Скульптор в последние годы жизни увлекался, прежде всего, пластическими экспериментами. Им были сделаны попытки соединить различные виды искусства, которые выразились в синтезе живописи и скульптуры, стремлении соединить последнюю со звуком и движением. Все это находит воплощение в "Космосе", музыкальном скульптурном инструменте, который можно считать одной из первых в русском искусстве инсталляций периода 1950-х годов.

Коненков до конца жизни оставался смелым экспериментатором и новатором в искусстве, широчайшей эрудиции человеком, мыслителем, который глубоко переживал события того времени. Поэтому можно сказать, что недаром он назвал свой завершающий труд "Мой век".

Краткая биография Коненкова

Итак, мы описали музей Коненкова. Скульптор этот родился в 1874 году, 28 июня, в селе Караковичи (сегодня оно находится в Смоленской области, Ельнинском районе). Ниже представлен его портрет работы Павла Корина.

По национальности он белорус, вырос в крестьянской семье. Коненков учился в МУЖВЗ, после чего - у профессора Беклемишева в Санкт-Петербурге, в Высшем художественном училище. Его дипломная работа ("Самсон, разрывающий узы") была сочтена слишком революционной и уничтожена по распоряжению Академии художеств.

В 1897 году совершает поездки в Германию, Италию и Францию скульптор Коненков. Биография его в это время отмечена тем, что он выступил в конце XIX века с "Камнебойцем", реалистической скульптурой. Коненкова застали в Москве революционные события 1905 г. Он создает под их впечатлением цикл портретов участников столкновений на Пресне. Также в 1905 году он оформляет кафе Филиппова, расположенное на Тверской, а в 1910 создает барельеф "Пиршество".

Скульптор Коненков, работы которого нас интересуют, в 1912 году посетил Египет и Грецию. В это время он трудился над "Лесной серией". В ней широко использовано дерево, представлены различные приемы его обработки. Лес для Коненкова - символ красоты, воплощение стихийных сил природы. Скульптор использует методы народной резьбы, творчески переосмысливает в своих произведениях образы старинных преданий. Параллельно с этим циклом он работает также над "греческим" ("Горус" и "Юноша").

Этот скульптор одним из первых русских мастеров рубежа XIX-XX веков изобразил обнаженное женское тело. Часто его работы выдержаны в традициях деревянной резьбы, народного русского искусства. Отметим здесь "Кариатиду (1918 год), "Жар-птицу" (1915), "Крылатую" (1913).

Коненков Октябрьскую революцию поддержал, участвовал в реализации плана так называемой монументальной пропаганды. Им был создан, в частности, для Красной площади памятник "Степан Разин".

Коненков в 1922 году женился на Воронцовой Маргарите Ивановне и отправился в США. Здесь супруги прожили 22 года (в основном в Нью-Йорке). К этому периоду его творчества относятся работы, связанные с размышлениями на темы "Апокалипсиса", Библии. Это рисунки, на которых изображены апостолы, пророки, Христос, а также эскизы к космогониям.

Похоронен Сергей Коненков на Новодевичьем кладбище в Москве.

Итак, мы рассмотрели мемориальный музей и творчество скульптора С. Коненкова. Его работы сегодня известны не только в нашей стране, но и во всем мире.

Sergei Konenkov Museum Studio

Мемориальный музей-мастерская создан в 1974 г., к 100-летию Сергея Тимофеевича Коненкова. Дом, в котором размещается музей, построен в 1937-1940 гг. (арх. А.Г. Мордвинов). Здесь С.Т. Коненков жил и работал в 1947-1971 г.г.

Реликвии

В музее хранится более 5 тыс. экспонатов - произведения С.Т. Коненкова, его библиотека, личные вещи. Среди наиболее известных творений мастера - «Старенький старичок» (1909), рельеф «Пиршество» (1910), «И.С. Бах»(1910), «Вакх с малахитовыми глазами» (1916), «Портрет Ф.М. Достоевского» (1933), «Автопортрет» (1954).

Экспозиция

Создатели музея старались полностью сохранить все особенности интерьера мастерской. В постоянной экспозиции можно ознакомиться с наиболее значительными произведениями скульптора. В вестибюле и холле представлена выполненная из пней и корней оригинальная мебель (кресла «Лебедь», «Сова», «Удав»; стол с фигуркой белки и др.). В помещении мастерской экспонируется свыше 100 работ С.Т. Коненкова - «Сатир» (1906), «Паганини» (1908), «А. Эйнштейн» (1937), эскизы памятников J1.H. Толстому, А С. Пушкину, М.Е. Салтыкову-Щедрину, неоконченные композиции «Христос» и «Космос» и др.
Проводятся так называемые выставки одной скульптуры, произведений русского, советского и западноевропейского изобразительного искусства. Для студентов художественных училищ и вузов предлагается цикл лекций по истории русской скульптуры, всесторонне освещается творческое наследие С.Т. Коненкова. Проходят также циклы вечеров «Пятницы у Коненкова» (с сентября по май) - встречи с поэтами, композиторами, художниками и музыкантами.

Адрес:

ул. Тверская, 17. Тел.: 229-44-72, 229-61-39.
Время работы: ежедневно с 11 до 19 ч, кроме последней пятницы месяца. Выходные - понедельник, вторник.
Проезд: М. «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская».

Музей-мастерская скульптора С. Т. Конёнкова (1874–1971) относится к числу небольших и малоизвестных музеев, которые зачастую оказываются обойденными вниманием публики. Некоторые москвичи вообще не знают о его существовании. И напрасно: музей стоит посетить по многим причинам. Во-первых, его экспозиция рассказывает о жизни и творчестве замечательного художника-скульптора; во-вторых, интерьер квартиры Конёнков оформил по собственному проекту, а в-третьих, музей располагается в знаковом для своей эпохи здании на Пушкинской площади, - так что его посещение можно совместить с прогулкой по . Самой ценной частью экспозиции, безусловно, являются работы самого Коненкова, которые составляют самую полную в России коллекцию его произведений.

Сергей Тимофеевич Конёнков относится к числу самых известных русских скульпторов ХХ столетия. Его произведения очень эмоциональны, психологически выразительны и отличаются удивительным чувством материала. Будь то дерево, бронза или мрамор, скульптор мастерски владел различными техниками, используя особенности каждой для достижения художественного эффекта. Тематика творчества С. Т. Конёнкова очень разнообразна: портреты исторических и культурных деятелей (в том числе В. Маяковского, А. Эйнштейна, ), типажи античных героев и персонажей русского фольклора, аллегорические композиции и даже инсталляции.

В доме № 17 по Тверской улице Конёнков поселился в 1947 г. В народе это здание (архитектор А. Г. Мордвинов) называют «дом под юбкой»: когда-то на его угловой башне стояла статуя балерины. В этом доме проживали многие известные личности, такие как драматург Г. И. Горин и музыкант А. Б. Гольденвейзер. Музей был открыт в 1974 г. - к 100-летию со дня рождения скульптора - и сегодня включает в себя мастерскую Конёнкова и жилые комнаты. Посетителям предоставляется уникальная возможность проследить все этапы творческого пути мастера, увидеть его эволюцию и оценить разносторонность. Кроме того, в музее представлены работы его учеников.

Это прекрасное место для того, чтобы научиться видеть скульптуру, понимать материал, чувствовать композицию. К примеру, умение скульптора работать с деревом демонстрирует удивительная мебель, изготовленная Конёнковым: стул в виде лебедя, табурет с котом, кресло в виде цветка. Представлены в экспозиции и мифологические персонажи («Лесовик», «Вакх»), целая галерея портретов («Паганини», «Бах», «Эйнштейн» и, конечно же, знаменитый «Автопортрет»), и мало кому известный (но оттого не менее интересный) Евангельский цикл с изображениями и апостолов. Есть здесь даже инсталляция «Космос» - новое слово в искусстве советской эпохи. Помимо скульптурных работ Конёнкова, в музее можно также увидеть материалы по его биографии, в частности документы, книги и фотографии.

Посещение музея будет интересно как взрослым, так и детям. Небольшая по площади экспозиция, разнообразие экспонатов и малое количество посетителей дают возможность всё внимательно осмотреть в спокойной обстановке. С особой теплотой гости музея отзываются о его сотрудниках. Всем пришедшим в первый раз настоятельно рекомендуем воспользоваться услугами экскурсоводов: настоящие профессионалы, увлеченные своим делом, они могут рассказать немало интересного.

2016-2019 moscovery.com

10 июля 2014 года исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося представителя отечественной художественной культуры Сергея Тимофеевича Конёнкова.

С.Т.Конёнков. Автопортрет. Гипс. 1954 г.

Конёнков вошёл в историю как один из крупнейших скульпторов ХХ века. Ему по праву принадлежит титул реформатора русской пластики. Из-под его резца вышли фантастические образы русского фольклора - знаменитая «лесная серия», поразившая современников необычной для того времени острой пластической гиперболой и смелой фантазией. Столь же заметное место занимают его шедевры портретного искусства, среди которых знаменитый «Бах» - само олицетворение музыки, реалистические портреты друзей - Ф.И.Шаляпина, С.В.Рахманинова, Н.А.Павлова, С.А.Есенина, русских писателей - Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, учёных, в том числе знаменитый портрет А.Эйнштейна.

Выставка «Сергей Конёнков: творчество и судьба» в Московском музее современного искусства. Слева от фотографии - скульптура «Читающий татарин». Бронза. 1893 г.

Сергей Конёнков учился в Училище живописи, ваяния и зодчества у выдающихся мастеров С.Иванова и С.Волнухина. Большое влияние, несмотря на мимолётность общения, оказал на будущего скульптора блистательный Паоло Трубецкой. Совершенствование мастерства Сергей Тимофеевич продолжил в Санкт-Петербургской академии художеств, в мастерской В.А.Беклемишева, где и был создан первый конёнковский шедевр - дипломная работа «Самсон, разрывающий узы» (1902).

На выставке, посвящённой 140-летию С.Т.Конёнкова

Революция 1917 года сделала Сергея Конёнкова первым скульптором республики. В том же году для оформления Красной площади он создаёт знаменитую мемориальную доску, посвящённую павшим коммунарам.

С 1924-го по 1945 год Конёнков жил в США. Именно в Америке к Сергею Тимофеевичу пришла мировая известность: в 1926 году на международной выставке в Филадельфии он завоевал престижную премию, которая утвердила за ним ведущее место в художественном мире зарубежья. По заказу Верховного суда и для Рокфеллеровского института высших исследований в Принстоне Конёнков создал грандиозную галерею портретов знаменитых юристов и учёных. За годы работы в США Сергей Тимофеевич проявил себя не только выдающимся скульптором, но и глубоким мыслителем, оставившим потомкам оригинальную систему теософских представлений, которая получила отражение в его символической графике. Особое место в зарубежной жизни Конёнкова занимала общественная работа в Комитете помощи России в годы Второй мировой войны.

В 1945 году, когда ему исполняется семьдесят один год, Сергей Конёнков возвращается в Россию. Родина подарила ему новый заряд энергии. Творческая активность Сергея Тимофеевича была поразительной: он создаёт монументальные композиции, оформляет Музыкальный театр в Петрозаводске, выполняет рельефы для Института геохимии имени В.И.Вернадского, работает над портретами современников. В 1954 году Сергей Конёнков был вновь избран в действительные члены Академии художеств, впервые получив это высокое звание в 1916 году в Императорской академии художеств.

Уже в конце жизни Сергей Тимофеевич предпринимает попытку создать, пожалуй, первую на то время кинетическую скульптуру, речь идёт о последнем, так и не завершённом проекте-композиции «Космос».

С.Т.Конёнков. Лада. Мрамор. 1909 год

Вглядываясь с высоты прожитых лет в прошлое, скульптор говорил, что за долгие годы перед его глазами «прошли тысячи статуй»: «Я изучал египетские пирамиды, разглядывал загадочных сфинксов, возвышающихся над песками, видел подлинники бессмертных шедевров - произведения, которыми гордятся мои соотечественники, народы Греции, Италии, Франции… Искусство пластики, как факел, передаётся одним поколением другому. И этот факел никогда не затухает - то горит ровным, то разгорается бурным пламенем».

Сегодня работы Конёнкова хранятся в ведущих отечественных и зарубежных музеях: Третьяковской галерее, Русском музее, Музее С.Т.Конёнкова в Смоленске, Серпуховском художественном музее, Музее искусств Бишкека, Музее биохимика Хидго Ногуччи в Японии, Принстонском университете высших исследований (США), Мемориальном кабинете Альберта Эйнштейна, Радгерском университете (The State University of New Jersey, США), здании Верховного суда в Вашингтоне, помещении офиса музыкальной фирмы «Стейнвей-холл» в Нью-Йорке и других музеях.

С.Л.Боброва - директор мемориального музея «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» на открытии юбилейной выставки

В юбилейные дни в Москве проходили две выставки. В залах Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре состоялась большая выставка «Сергей Конёнков: жизнь и судьба». Все экспонаты представил Московский музей «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова».

На выставке была показана лишь малая часть огромного творческого наследия мастера, тем не менее экспозиция охватывала практически все периоды его творчества. Зрители могли познакомиться с шедеврами Серебряного века, портретами знаменитых современников, удивительными композициями, выполненными в дереве, предметами его знаменитого деревянного сказочного мебельного гарнитура.

Была представлена большая коллекция графики мастера. Впервые были показаны ранние работы периода обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества, графическая серия американского периода, посвящённая образу Самсона, рисунки последних лет жизни мастера. Пожалуй, это было одним из самых ярких открытий выставки.

Рисунки Конёнкова известны гораздо меньше, чем его скульптурные произведения, и только после смерти, когда был обнаружен его архив, по-настоящему открылась ещё одна грань дарования мастера. Он рисовал часто на случайных листках, фанере, обложках журналов. Ранних листов осталось очень мало. Это можно связать с постоянными переездами в новые мастерские, с тем, что во время его жизни в США затерялся след многих его работ. Ранние рисунки - это в основном натурные зарисовки, портреты друзей: на выставке впервые был показан портрет Сергея Есенина, выполненный в московской мастерской скульптора в 1921 году.

Конёнкову принадлежит изобретение техники процарапывания на цветных обложках журналов с последующим нанесением красочных мазков, создающих необычный эффект мерцания, странной игры света. Скульптор создаёт галерею символических композиций, посвящённых Микеланджело, Врубелю, Гоголю. Паганини и Самсон - эти образы сопровождали Конёнкова на протяжении всей жизни и стали своеобразным символическим знаком его творчества.

В мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова»

Конёнковы прожили в США почти четверть века - с 1924-го по 1945 год. Этот период до сих пор мало изучен, так как значительная часть творческого наследия осталась в США и недоступна для исследователей. Выставка в музее - форма исследования этого периода. Реконструкция кабинета художника - это прежде всего демонстрация некоего виртуального пространства. Особое внимание уделялось воссозданию быта и имитации «присутствия» художника, которую создают его личные вещи, мебель, сделанная руками мастера, кабинетная мебель в стиле ар-деко из нью-йоркской квартиры, уникальные фотографии. Здесь можно впервые увидеть портреты скульптора, выполненные его великими современниками: Николаем Фешиным, Борисом Григорьевым и Борисом Шаляпиным. Сын знаменитого певца был блистательным графиком, главным художником американского журнала Life. На стенах расположены предметы американской мастерской: карта звёздного неба, календарь майя, космогоническая карта России. На письменном столе стоит гипсовое изображение египетского сфинкса. Конёнков показывает внутреннее строение сфинкса, представляющее, по его мнению, сложное переплетение внутренних коридоров и переходов, ряд колонн и погребальных камер. Стену кабинета украшает наградной лист. В 1926 году на престижной международной выставке, проходившей в Филадельфии, Конёнков получает серебряную медаль. После этого он становится одним из самых популярных скульпторов и модным портретистом. Вскоре скульптор получает большой заказ от Института высших исследований (сейчас - Рокфеллеровский университет), где работал тогда весь цвет мировой науки. Он создаёт знаменитые портреты Альберта Эйнштейна, бактериолога Саймона Флекснера и Хидго Ногуччи. В это же время у него появляется большой заказ от Верховного суда в Вашингтоне. Он делает знаменитый портрет Сергея Рахманинова по заказу музыкальной фирмы Steinway, портрет певицы Надежды Плевицкой и, конечно, выполняет частные заказы.

Одновременно с выставкой в мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» представлена реконструкция кабинета Конёнкова 1930-1940-х годов, который помогает погрузиться в творческий мир скульптора и почувствовать атмосферу времени далеких 1930-х годов.



Рассказать друзьям