Скандальный «Неравный брак» – картина, на которую не рекомендуется смотреть перед свадьбой женихам в летах. Тайный смысл картины «Неравный брак»: не всё так просто, как может показаться на первый взгляд…

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

АФОРИЗМЫ.РУ - Литературный сайт Геннадия Волового
Лучшие авторы современной русской литературы, афоризмы, притчи, анекдоты.
www.aphorisms.ru

НЕРАВНЫЙ БРАК - ЛОЖЬ И ПРАВДА

"Лицемерие - это знание нашего общества.
Лицемерие - это заговор алчных.
Лицемерие - это знамя женщины..."
(Геннадий Воловой)

Картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак» впервые появилась на выставке 1863 года, одновременно с «Тайной вечерей» Н.Н.Ге. Картина Пукирева сразу же привлекла к себе внимание публики, которая с восхищением оценила работу художника. В том же году художник получил звание профессора. И сегодня она привлекает внимание зрителей в Третьяковке, которые с удовольствием смотрят на великолепие красок ушедшей эпохи.

Картина написана с определенным смыслом. И на удивление этот смысл не выявляется ни критиками, ни зрителями. Все вступают в молчаливый заговор сокрытия истины и толкования картины в таком ключе, который бы понравится всем. В результате такого замалчивания уже сложилась дурная традиция говорить не о том, что реально изображенно, а о жестокости общества, принуждающего юную деву идти замуж за омерзительного старика...

Вот перед вами эта картина. Вглядитесь в нее, вдумайтесь, сделайте выводы... Освободите ваш разум от рутины, смотрите прямо в глаза истины и она расскажет вам всю правду о истинном замысле художника...

Что же вы увидели?.. Эгоистичного старика, котрый женится на бедной и несчастной девушке, силой обстоятельств вынужденной связать себя узами брака с нелюбимым? Убитого горем молодого человека, который потерял любимую в угоду косному обществу.. Какая красивая и сладкая ложь!.. Очередной миф, который создает общество, чтобы скрыть свои пороки!

Рассмотрим традиционный взгляд, который утвердился в общественном мнение, и который определяет идеологию картины.

"Сюжет картины - нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают замуж за богатого старика. Внешность невесты очаровательна: у нее еще неоформившиеся, по-детски мягкие черты лица, красивые глаза. Невеста бледна, вероятно, она близка к обмороку. Пожилой жених производит неприятное впечатление: у него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы. Этот человек привык приказывать. Судьбу девушки легко предугадать: она станет игрушкой в доме богатого и властного старика. "(сочинение по картине, интернет)

В воображении зрителя рисуются властные и алчные родители, которые заставили выйти замуж за богатого чиновника. Сразу вспоминается Пушкинский Дубровский... Бедная Маша, которую отлучили от благородного разбойника..

Дряхлый, но еще статный старик, женится на молодой девушке, почти ребенке. Жених важный вельможа, генерал-чиновник. На шее жениха орденский крест Владимира II степени и соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. А невеста, бледная, несчастная, после ночи выплаканых слез едва держится на ногах, и кажется, что она обессиленная сейчас просто лишится чувств или обессиленно сядет прям перед священником.

Налицо вопиющая несправедливость неравного брака!.. О зритель, ужаснись этой картиной несправедливости. Цветущее дитя связывает брачные узы с черствым и высохшим стариком! Священник услужливо склонился перед надменным чиновником и приторно прислуживает ему. Он видит, что молодая девушка не хочет замуж, но он не внимает установкам бога на свободное волеизъявлением, он подчинен тому же духу стяжательства. Примерно так же как Пушкинская Маша в Дубровском, которую буквально внесли в церковь и обвенчали со старым ловеласом, которого Пушкин вознес в благородного героя. Он хорош тем что богат, и тем что смел - стреляет в разбойников, когда те настигают на дороге. Но тем не менее и в этом и другом случае священник нарушает свои прямые обязанности и венчает людей, которые не согласовали свои желания, венчает людей, когда одна из сторон вынуждена соединять узы брака против своей воли...

Священник надевает обручальное кольцо на застывший палец мертвой руки убитой горем девушки, благославляя брак без любви, а иначе говоря по расчету, где все в выигрыше. Священник получит свой барыш, царедворец юную красавицу, родители хороший выкуп за невесту, единственно пострадавшими здесь выступает любовь, которую бросает в жертву злату.

"«Неравный брак» – зрелая и вполне законченная картина Пукирева. Мысль автора, его идея познаются сразу. Здесь все продумано, все взвешено".
Что же имено?.. Молодую девушку заставили против ее воли выйти замуж за старика, разлучив с любимым. Нам жалко девушку, нам жалко несчастного молодого человека, нам жалко, что любовь разрушилась этим жестоким и несправедливым миром, где царствует одна корысть и расчет!.. Занавес закрывается, зритель утирает слезы!..

"Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чужим ей, нелюбимым человеком". (с сайта www.rodon.org)

Примерно так же ждала Маша своего освободителя Дубровского, но вот незадача, он опоздал, вовремя не явился, (не без помощи автора, разумеется) и потому, увы, судьба разлучает их. А вот на картине ситуация другая. Любимый нашей героини стоит рядом и может воспрепятствовать бракосочетанию, сорвать его, а он же напротив выполняет роль шафера... Увы, не разбойник Дубровский, который бы выхватил кинжал и ударил бы им в самое сердце жениха, а то и священника. У нашего "Ромео" нет решительности до конца бороться за любовь. Это задумчивый в своем скорбном размышлении молодой человек, который выполняет роль шафера на свадьбе. Любимый же стоит рядом и ничего поделать не может. Он слишком интелегентен, чтобы драться за свою любимую, как и она слишком безвольная, чтобы отвергнуть сватовство генерала-чиновника и сказать решительное нет священнику.

В. В. Стасов справедливо назвал «Неравный брак» «одной из самых капитальных, но вместе и самых трагичных картин русской живописи». «Что может быть проще взятого тут сюжета? – вопрошал критик. – Продажа и покупка невесты – это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?» .

Красивая история, которую изложили нам, не имеет никакого отношения к реальности изображенной на картине. Торг?.. Да, есть торг, но этот торг должен вызывать не сочувствие к невесте, а отвращение... Перед нами прямой факт, который не хотят осмыслить имено в его прямом значении. Зрители находят оправдание и понимание, находит сочувствие и сопереживания, но не находит здравый смысл, чтобы понять, что же означает сей факт?...

А означает он следующее. Девушка на картине предала любовь. Она предала молодого человека и продала себя за деньги. Не надо искать оправдания в ее поступке, что ее заставили или ее уговорили. Любовь не прощает предательства. Если мы соглашаемся с тем, что девушка не имела выхода, то тогда давайте Шекспира объявим шарлатаном, а Джульетту сумасбродной девицей, которая по откровенному идиотизму покончила жизнь самоубийством, вместо того, чтобы согласиться на брак с представителем своего клана...

Есть две правды. Это правда русской девушки, которая согласилась под давлением родителей выйти замуж за нелюбимого, и правда Джульетты, которая предпочла смерть. Но двух правд не бывает, как не бывает за окном одновременно дня или ночи... Если слушать сладкозвучные суждения отечественных критиков, то получается правда на стороне героини Пукирева. А если следовать суждениям Шекспира, то правда на стороне его героев. Для которых любовь оказалась выше смерти...

Что мешало русской героине бежать из дома?.. Что мешало преодолеть гнет родителей?.. Что мешало погибнуть за любовь?.. Слабость?.. Тагда эта девушка недостойна любви, если она ради любви не готова бороться, то как человек она ничтожна, она слаба, она незрела, она должна быть осуждена.. К чему же сочувствовать человеку, который так предательски слаб, который не хочет бороться за любовь, который не хочет преодолевать препятствия ради того, чтобы быть с любимым... Ничтожный типаж женщины, который может вызывать только брезгливое сочувствие...

У человека есть выбор, был выбор и у героини "неравного брака". Она могла убежать с любимым?.. Могла.. Могла не одеть на себя платье и не пойти в церковь?.. Могла.. Могла бы броситься в воду как Катерина?.. Могла... Но она ничего этого не сделала, она сделала выбор в пользу слабости. В пользу того, что любовь для нее меньше, чем ублажение окружающего мнения, родителей, самой жизни. Любовь для нее ничтожна. И хотя ей тяжело, но она готова преодолеть любовь...

Однако слабость и безвольно сть весьма редкое явление для женских типажей, это скорее исключение, а вот что является правилом, вот в этом надо разобраться. В чем была ошибка тех интерпретаторов, которые оправдывали героиню?.. В том, что они не смотрели в суть факта, хотя он на лицо. Вот он прямо изображен. Вот молодая девушка, вот ее любимый, вот сановный чиновник. Прямой факт говорит, что девушка отказалась от любимого ради сановника. То есть, она предпочла материальные выгоды. Так между двумя выборами материальным или духовным, она выбрала первое. Это грубая, материалистическая, беспощадная правда жизни. Женщина в реальной жизни жертвует любовью во имя меркантильности. Этот факт сложно принять, он вызывает возмущение. Все наше сочувствие идет к несчастной девушке, которая изображена с такой безысходностью и безвольностью. Тем не менее главным мотивом написания "неравного брака" стала эта грубая правда жизни.

А может быть действительно у нашей героине не было выбора? Ведь девушки той эпохи находились в подчинении родителей. А ослушаться их волю значило бы быть проклятым, и даже лишиться наследства. Но даже в те времена у девушки был все-таки выбор, она могла дать отказ нелюбимому и дать согласие любимому. Или же "бежать в темную ночь" с любимым, как это сделала Наталья из повести Карамзина "Наталья, боярская дочь"

«Как? Без ведома отца моего? Без его благословения?» - «Без его ведома, без его благословения, или я погиб!» - «Боже мой!.. Сердце у меня замерло. Уехать тихонько из дому родительского? Что же будет с батюшкою? Он умрет с горя, и на душе моей останется страшный грех. Милый друг! Для чего нам не броситься к ногам его? Он полюбит тебя, благословит и сам отпустит нас в церковь». - «Мы бросимся к ногам его, но через некоторое время. Теперь он не может согласиться на брак наш. Самая жизнь моя будет в опасности, когда меня узнают».

Что же мешало юной деве подобно Наталье с любимым убежать и обвенчаться?.. Только слабость и трусость, только просчет будущей наживы от чиновного мужа. Он и достаток нажил и пенсию в 300 рублей в год заслужил, немалый для того времени деньги... Вот и подалась девица уговорам родителей, вот и переступила через свою душу и сердце. Нелегко дается выбор девушке, но ведь преодолевает себя, идет под венец, отказывается от борьбы, пускает свою судьбу по течению, как челн, который несет река без весел... Наверно так уговорили и Татьяну Ларину, но та хоть была уверена, что не нужна любимому, а тут, вот он рядом стоит, покажи на него рукой и скажи священнику, вот он мой любимый, не хочу я выходить замуж за мерзкого старика, хочу с любимым жить, или венчай меня священник или забери мою жизнь! За любовь все отдам!.. Но нет.. молчит, безмолвствует, следует властной руке судьбы...

Главным источником идеи картины художника стало действительное событие – история несчастной любви друга Пукирева С.М.Варенцова. За год до создания картины состоялось обручение богатого фабриканта, уже достаточно пожилого, с молоденькой девушкой из бедной семьи, некой С.Н. Рыбниковой, возлюбленной Варенцова. По неким причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе". Закончила Рыбникова печально. В богадельне.

" – И я должна сказать, что когда ко мне приходят, все спрашивают, а это правда, что справа этот молодой - это и есть сам художник... На наше счастье, мы недавно купили один рисунок, с надписью, Владимир Сухов, портрет Прасковьи Матвеевны Варенцовой, 1907 год, надпись, Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве в Мазуринской богадельне... Вот ее жизнь, да, она пережила, видимо, своего старика. У Мазуриных было помещение для таких купчих, бывших купеческих жен, примерно на 50 человек, там на Котельнической набережной, собственно, закончилась ее, видимо, жизнь, этой женщины.". (Л. ПОЛОЗОВА. (Эхо Москвы)

Вот она правда жизни. Главная правда заключается в том, что молодые женщины не только готовы выйти замуж за нелюбимых, но и пожертвовать любовью. Эта самое ужасное, что женщина, источник любви и вдохновения так цинично распоряжается собственной судьбой. Для нее ее молодость становится предметом торга. Это она продает себя, а общество лишь способствует. Если проститутка продает свое тело ради обогащения многим мужчинам, то обычная женщина продает не только свое тело, но и свою душу богатому мужчине. Браки по расчету стали столь циничны в российской обществе, что царь вынужден был запретить их. Вот так только запретом и можно было ограничить алчность молодых девиц.

"Отношения это торг - каждый выставляет свою цену и покупатель ищет продавца а продавец покупателя. Слова лишь оболочка для торга в основе которого лежат две вещи - сексуальность и деньги. Сексуальная женщина продается по самой высокой цене. Богатый мужчина покупает себе наиболее сексуальную женщину. В мире где все продается и покупается нет места любви - ведь любовь не купишь ни за какие деньги, а нежность не приобретешь никакими ухищрениями". (Геннадий Воловой)

Интересную ситуацию описал один писатель в своей книге о том, как завоевать женщину, к сожалению не помню ни автора, ни названия книги, поэтому привожу его рассказ по памяти. Автор решил поставить эксперимент, чтобы выявить меркантильность женщин. На заре перестройке, когда только начались появляться первые бизнесмены, расцветал рэкет, а девочки в школе мечтали стали стать валютными проститутками, он дал объявление в газету, где написал. Что "молодой человек, проживающий в общежитии, рабочий на заводе, крепкий, спортивный, без вредных привычек, любит животных и детей, хочет познакомиться с девушкой для создания семьи". Спустя некоторое время к нему пришли три приглашения. От женщины старше сорока лет, от матери трех детей, и от алкоголички.

Тогда спустя месяц он разместил новое объявление в котором изменил свой статус. Он написал. "Бизнесмен, имеющий прочный и солидный бизнес, лысый, маленького роста, с животиком, с непростым, если не сказать тяжелым характером, сорока лет желает познакомиться с целью иметь любовницу, замужество возможно, но не обещаю". На это предложение откликнулись... 400 писем!.. Кого только не было среди них. Совсем молоденькие девушки готовы были бросить к ногам свою невинность. Замужние женщины предлагали стать любовницами. Остальные просто рвались замуж за такого "удачного женишка". Классическая ситуация повторилась как и в сказке про "Цахиса", который был безобразен, но у которого на лысине было три волоска. И девушки влюблялись в него и не видели его уродства. Все закономерно, женщины выбирают злато и предают любовь.

"Если женщина хочет подцепить богатого мужчину с целью заработать деньги ей надо знать что в этой сфере существует жестокая конкуренция так деньги нужны всем. Тут вопрос состоит не в том где найти это не проблема а стоит ли женщина того чтобы ее искали? А для этого надо обладать красотой, веселым характером, стервозностью, умением порабощать мужчину, будить в нем страсть и интерес. Словом женщина должна быть такой чтобы вызывать у богатого мужчины желание покупать ее за деньги и отодвигать в сторону конкурирующую претендентку на кусочек его богатства". (Геннадий Воловой)

Сегодня времена изменились, но не изменились алчные желания женщин. Конечно, сегодня юные девушки уже не мечтают быть валютными проститутками, но страсть к наживе, к внезапному обогащению за счет мужчины ослепляет и манит к заманчивыми горизонтами. И сегодня экскурсовод Людмила Полозова перед картиной "Неравный брак" искушает юных дев каверзными вопросами. И слышит разные ответы от разных возрастных групп. Если это девочки-пятиклассницы, то они хором говорят, что никогда бы не вышли замуж за старика, если это девушки-восьмиклассницы, то они уже начинают сомневаться и не столь категоричны, а если это молодые женщины, то они уже открыто выражают возможность такого своего замужества... Вот, эволюция чистой души девочки, до замутненным корыстью души девушки.

"Демон который закрался в душу женщины нашептывает ей: «Тебе нужен сильный мужчина а сила в деньгах. Ведь мужчина умеющий зарабатывать привлекает к себе даже не самими деньгями а той уверенностью которая исходит от него. Ты должна быть тылом поддержка и опорой для этого мужчины. Тебе нужно думать о твоих детях а их счастье в богатстве». Как только женщина согласится с этими доводами - она предаст любовь". (Геннадий Воловой)

Есть пословица, которая как можно лучше характеризует лучшие качества мужчины и женщины, она своей краткостью проливает свет на подлинных людей и звучит она так. "Мужчину проверяют булатом, женщину - златом". Когда женщина освободиться от "оков" "злата", когда она будет обладать свободной душой и будет выбирать любовь, когда она преодолеет все прептятсвия и соблазны ради любви, только тогда женщина состоится как свободная личность. Вот тогда девушка и сможет выбрать подлинные ценности и обрести лучшую судьбу, которую можно найти в жизни!..

"Если девушка заглянет в глубину души, то она увидит, что ее душа жаждет не любви, а тщеславия. Если женщина заглянет в глубину души, то увидит, что ее душа жаждет не любви, а злато. Если старуха заглянет в глубины души, то увидит, что душа ее хочет только любви. Если бы разум старухи вложить в девушку и женщину, сколько бы ошибок они бы избежали?". (Геннадий Воловой)

И в заключении статьи я предлагаю читателю замечательное восприятие картины "Неравный брак" героем Геннадия Мартынова.(Живописные сны)

"Дрожащая рука священника с золотым колечком тянется к пальчику невесты. А ведь то, что делает этот дед в сверкающем золотом одеянии ничем иным, как богохульством, и назвать нельзя. А он как бы по праву, данному ему от Бога, совершает это противное Богу святотатство. Ведь он обручает молодость, красоту, жизнь с увяданием, дряхлостью и самой смертью. Вряд ли боженька сверху с одобрением смотрит на это противоестественное всей природе человеческой деяние. Неужели и все тесно стоящие позади люди не понимают этого. Любое живой создание – это творение божье. И соединение в нем всего живого предназначено прежде всего, чтобы жизнь не прекращалось. А это значит, что соединение по божественной мысли должно происходить только в том случае, и для того только, чтобы исполнить первый закон всего сущего на земле – продлить жизнь.
Невеста – еще совсем девочка-подросток – стоит вся подавленная тяжестью подневольного ритуального действия, в котором ей отведена главная роль. Зов юной плоти, еще насквозь пронизанный романтическими мечтами, грубо и безжалостно подавляется в этом Божьем доме. Это трогательное юное создание, которое, кажется, только-только отложило в сторону свои любимые куклы и все игры в дочки-матери, уже по выходу из этого наполненного запахом ладана пространства, должна отныне проникаться суровым чувством конца всей поэзии ожидания счастья под бдительным холодным взором старца, которого только что ей нарекли в супруги.
Андрей хорошо запомнил эту картину с самого детства, с того момента, как их третий класс впервые привели на экскурсию в знаменитый музей. Тогда он плохо понимал, кто и почему заставил эту всю в белом одеянии большую девочку с печальным лицом и глазами, из которых вот-вот польются слезы, лишенной сил до такой степени, что легкая свеча валится из ее рук, стоять рядом с этим противным стариканом, похожем на высохшую мумию, и огромной звездой, усыпанной брильянтами, на груди. Он явственно слышал его скрипучий голос. Суровый дед едва слышно наставительно, как школьницу, учит, как ей подобает вести себя в этот момент. В чем же она провинилась, и чем так недоволен дед со звездой? И за что ее сейчас непременно накажут? Он это не понимал. Но девочку ему было до слез жалко".

" – Картина Пукирева «Неравный брак» впервые была показана на академической выставке 1863 г. в Санкт-Петербурге. Сначала она была приобретена известным московским коллекционером Александром Борисовским, он был другом художника Пукирева и дважды финансировал их совместные поездки по Европе. В коллекцию Третьяковской галереи картина «Неравный брак» поступила в 1871 г., Павел Михайлович Третьяков купил ее у Борисовского, он покупал у Борисовского и другие картины. Третьяков заплатил Борисовскому 1 500 руб., по тем временам это достаточно высокая цена. Картина имеет уникальную резную золоченую раму из цельного дерева, которую сделал друг Пукирева Гребенский. В благодарность за такой роскошный подарок Пукирев изобразил одного из персонажей картины с портретными чертами Гребенского. Павлу Михайловичу Третьякову так понравилась эта рама, что впоследствии он стал заказывать Гребенскому рамы и для других своих картин." (Г. ДОЛИНЧУК. Эхо Москвы)

Рецензии

Неточность. Не С.Н.Рыбникова закончила свою жизнь в богадельне, а модель с которой Пукирев писал свою картину - П.М.Варенцова. А Рыбникова жила богато и счастливо в своем доме до конца дней.

"В 2002 году В Третьяковскую галерею поступил портрет,сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве?

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Картину знает каждый из нас, проживающих на Руси. За неё автор Василий Пукирев получил звание профессор Академии. Картина своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинула художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев.

Многие знают, что невесту на картине зовут Софья Николаевна Рыбникова - это возлюбленная художника, внезапно решившая выйти замуж не за Василия, а за богатого фабриканта Андрея Карзинкина. Далеко не первой молодости. «Она мечтает не стать моей женой, а стать моей вдовой» - сказано в одной хорошей пьесе Надежды Птушкиной.

Не все из нас знают, что художник изобразил на картине и себя, несчастного, в образе шафера, в правом углу картины:

Зачем, почему - осталось неведомым, но взгляд его бередит душу…

Несколько лет назад на вечеринке познакомился с работницей Третьяковки, где картина ныне и висит. Она рассказала интересное наблюдение из своего экскурсоводческого прошлого. Когда она вела экскурсию для 5-6-классников, абсолютно все девочки гневно осуждали невесту - как она могла?!! Экскурсия для десятиклассников. Задумчивые глаза девушек, реакция очень скрытная… Группа молодых женщин, лет 20-25. Реакция почти однозначная - это правильный поступок… наверное…

Это было в эпоху СССР, неиспорченное Домом-2 время. Это глубинное в вас, женщины?

Остановлюсь я, пожалуй. Чтоб не огрести… :))

Через 44 года вот такое пронзительное лицо было зарисовано в Мазуринской богадельне. Это - та самая невеста. Это её итог жизни. Жизнь видна в глазах.

И напоследок. В 60-х годах девятнадцатого века император Александр II издал указ о запрете неравных браков. Мужик должен вправлять мозги неразумным…

1 (13) марта 1881, в 3 часа 35 минут пополудни, император скончался в Зимнем дворце вследствие смертельного ранения, полученного на набережной Екатерининского канала (Петербург) около 2 часов 25 минут пополудни в тот же день, — от взрыва бомбы (второй в ходе покушения), брошенной под его ноги народовольцем Игнатием Гриневицким.

Ибо все равны на земле. И браки. Не так ли, господа?

Русский художник Василий Владимирович Пукирев (1832-1890) и жанровая живопись.

Он вошел в историю как художник одной картины

Василий Пукирев "Неравный брак", 1862 Холст, масло. 173×136,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картина «Неравный брак» (находится в Государственной Третьяковской галерее) доставлена на академическую выставку 1863 года, своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За нее Академия наградила его званием профессора.

Предыстория

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против ее воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

Видео из Третьяковской галереи.

Работа над картиной

Пукирев приступил к работе в 1862 году. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст.

Описание

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображен стариком в хорошем костюме, опирающимся правой рукой на трость, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.
В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.
Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.
Среди гостей выделяется фигура шафера, изображенного у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак обрекающий героя на страдание.
Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы - группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо - сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

Прототипы картины

Версия Николая Варенцова

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов[комм. 1] был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову[комм. 2], но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего, на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Причем, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трех святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем.
Согласно версии, вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя.
Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблен в барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать ее замуж за Андрея Александровича Корзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.
Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение свое на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.
— Н. А. Варенцов. «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое»
Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещенными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой».

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»

Картина Пукирева «В мастерской художника». На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор

Андрей Александрович Карзинкин - московский купец и меценат.

Фотография конца XIX века. Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.1860-е годы

Версия Грибкова и Мудрогеля

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем, на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:
Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.
— В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи»
Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Просковья Матвеева Варенцова[комм. 3], внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове, а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича.
На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких еще не было».

Голова старика.
Этюд для картины «Неравный брак».
На обороте холста пером надпись: Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Цицiанова».

Портрет А. М. Полоторацкого работы Пукирева. 1861 год

Пётр Михайлович Шмельков (1819—1890)

Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»

Последствия

Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина экспанируется в Третьяковской галерии.
На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налет сентиментализма и мелодраматичности, снижающее ее художественное значение.
В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Прием приданного по росписи» и «Прерванное венчание».
В. Пукирев. Прерванное венчание.

Картина Пукирева «Двоеженец» или «Прерванное венчание». 1877 год

Картина Пукирева «Прием приданого в купеческой семье по росписи». 1873 год

В оформлении обложки альбома «Клубника со льдом» группы «Крематория» использована картина Василия Пукирева «Неравный брак». Картину создатели оформления дополнили фигурой в белом халате.

1. Прием “Ассоциативный ряд”. В начале урока на доске написана фраза – неравный брак . Ребятам предлагается записать то, с чем ассоциируется у них эта фраза. При обсуждении интересные ассоциации мы записываем на доске. В течении урока мы обращаемся к ним и в дальнейшем строим урок, исходя из них.

2. Тема, которую мы затронули, имеет несколько граней, которые мы пытаемся определить в течении урока и на основании их уже в конце темы строим кластер . Но нам надо выстроить его перед уроком, чтобы знать, в каком русле строить работу с учащимися.

3. Работа над картиной В.В. Пукирева “Неравный брак” (а как правило кто – то из учащихся называет саму картину в ассоциациях) мы строим в несколько этапов:

a. Восприятие картины через декадирование .

Какое ощущение у Вас вызывает эта картина? (ощущение внутренней боли, сострадания, неизбежности свершаемого события).

Что у вас вызывает такие ощущения? (смиренный и отрешенный взгляд невесты, наклоненная свеча в руке, сгорбленная фигура священнослужителя, надменный взгляд жениха, погруженный в себя образ шафера)

Попробуйте составить монолог каждого из героев картины. (работу можно предложить учащимся как на выбор – выбрать героя самим, так и разделить составление монологов между рядами). Заслушиваем монологи, дополняем, если в этом есть необходимость. Сравниваем с теми ощущениями, которые возникли у каждого из учащихся.

Монолог зрителя (сравнение монологов учащихся с текстом о картине).

.…. Полутемная приходская церковь. Тонут в окружающем мраке предметы церковной утвари. Лишь присмотревшись, замечаешь причудливые бронзовые завитки тяжелого паникадила, тускло поблескивающую позолоту на царских вратах да едва проступающие на них силуэты темных икон. Сильный поток света, падающий из невидимого источника, находящегося где – то слева, за пределами холста, врывается в темноту, резко освещая центральную группу – жениха, невесту и священника. Растворяясь во мраке церкви, он все же отчетливо выделяет и небольшую группу участников свадебного обряда, окружавших венчающихся.

Неравный брак! Это понятно зрителю с первого взгляда на картину. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком? Сухая расчетливость и черствый эгоизм сквозят в чертах его лица. Это – человек без сердца, без души, и брак, в который он вступает, не что иное, как прихоть престарелого сластолюбца, своеволие богатого самодура. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

Жених старый и дряхлых, а невеста почти ребенок. Он казенный человек, сухой и чопорный. На его длинном, черством и дряблом лице резко выделяются глубокие морщины. Особенно неподвижным и застылым оно кажется в тугом и жестком воротнике. На шее жениха орденский крест Владимира 2 степени, а на груди сияет соответствующая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. А она? Полный очарования образ юной невесты. Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастирует с “кованой” жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

b. Восприятие картины через музыкальное произведение .

Учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение – песню “У церкви стояла карета” в исполнении разных певцов: Дианы Арбениной, группы “Золотое кольцо” и Надежды Кадышевой и Жанны Бичевской, исполнительницы бардовской песни. Строим работу так, чтобы песня была разделена между выше перечисленными исполнителями по куплетам. Исходя из этого, можно как назвать исполнителей этого произведения сразу, так и назвать их после прослушивания, если учащиеся не назовут их сами). После прослушивания каждого отрывка учащиеся записывают свое ощущение от прослушанного отрывка. Важным моментом является уточнение ощущений ребят от прослушанного и поменялось ли это впечатление после прослушивания.

c. Восприятие картины через художественные произведения .

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”. К ним мы вернемся немного позже. А вот к картине Пукирева было подобрано следующее стихотворение, написанное Геннадием Брянским. После прочтения мы также возвращаемся к своим ощущениям.

Бледна, едва дыша, потупив очи,
Держа свечу дрожащею рукой,
Стоит невеста. Чист и непорочен
Прелестный лик. С подавленной тоской
Протянута рука навстречу року
В обличье обручального кольца,
Готового сковать ее без сроку
Веригами постылого венца
Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем
Обласканным судьбою и царем;
Сияет крест Владимира на шее.
И чин, и власть, и деньги – все при нем.
Сейчас священник, в ризу облаченный,
Надев кольцо на полудетский перст,
Захлопнет дверцу клетки золоченой.
Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.
Твой милый здесь же, близко – за тобою,
Но вам не быть с ним мужем и женой.
Как много вас, униженных судьбою,
С немилыми обходят аналой!

d. Театрализация картины .

Театрализация сюжета картин, а их на тему Неравного брака написано много, позволит нам перейти к рассмотрению других картин и с другой точки зрения.

Работа в группах. Класс делим не несколько групп, в зависимости от количества детей. Учащимся без названий даются репродукции картин, которые они пробуют инсценировать. Для этого в каждой группе выбирается режиссер. Он получает задание. Остальные актеры. После представления работ идет обсуждение сюжета картины. Продумываем название картин и соотносим их с названиями художников. Позже обсуждаем насколько точно актеры передали сюжет.

П.А.Федотов “Сватовство майора” (поэма “Поправка обстоятельств, или Женитьба майора”)

Ф. Журавлев “Перед венцом”

В.Е.Маковский “К венцу”

4. Прием сравнения сюжета и жизни. Сюжеты картин напрямую связаны с историями жизни конкретных людей. Мы предлагаем учащимся 2 истории: одна - по сюжету картины Пукирева “Неравный брак”, в основе которой история фабриканта Андрея Александровича Карзинкина и Софьи Николаевны Рыбниковой, вторая – история любви князя Александра Васильевича Мещерского и Кати Подборской.

История первая.

В 1861 году в церкви Трех святителей на Кулишках состоялась свадьба фабриканта Андрея Александровича Карзинкина и Софьи Николаевны Рыбниковой, которую очень любил друг и ученик художника Сергей Михайлович Варенцев. Невеста сама предпочла молодого художника богатому фабриканту, который был всего на 13 лет ее старше. Варенцеву на этой свадьбе досталась роль шафер, так как его старший брат был женат на сестре А.А.Карзинкина. (Как нам известно на картине автопортрет самого художника, хотя первоначально Василий Владимирович хотел написать Варенцова, но тот был против. Образ невесты писался с Прасковьи Матвеевны, выданной впоследствии за Варенцова.)

Андрей Александрович являлся купцом 1-ой гильдии, занимался торговлей чаем и занимался экспертной работой для освидетельствования контрабандного чая. Также был почетным гражданином Москвы, благотворителем: постоянно вкладывал деньги в храм Петра и Павла при мануфактуре и Нило – Глинищевскому монастырю, где на его средства был построен храм, являлся членом – благотворителем коммерческого училища, жертвовал на вспомогательные кассы московского купеческого сословия, входил в попечительский совет Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия, являлся старостой церкви Трех Святителей на Кулишках и попечителем Богадельни имени Д.А.Морозова. В его доме устраивались литературно – музыкальные вечера, на которых часто бывал друживший с семьей А.Н.Островский. На этой же сцене впервые состоялось выступление К.С.Алексеева (Станиславского) в роли Подколесина в гоголевской “Женитьбе”.

Его жена, Софья Николаевна, была дочерью богородского купца, владельца суконной фабрики. Также как и муж она много жертвовала на благотворительность, в том числе и на Бахрушинскую больницу, а именно на устройство корпуса имени покойной дочери Софьи для женщин, больных туберкулезом и туберкулезный санаторий, являлась попечителем 1-го Таганского женского начального училища. Их сын Александр Андреевич являлся членом московского Нумизматического общества, автором ряда работ о русских средневековых медалях.

В Москве и Московской области есть места, которые связаны с фамилией Карзинкиных – это два загородных имения – дач: в Сокольниках и в Звенигородском уезде и два дома в Москве – в Столешниковом переулке, дом 14, так называемый доходный дом А.А.Карзинкина, построенный в стиле эклектики в 1900 – 1901 гг, архитектором В.В. Барковым, и “Дом Телешова” на Покровском бульваре дом 18/15.

Гармония в семье, несмотря на разницу в возрасте, как видим на лицо.

История вторая.

Екатерина Подборская в доме своего отца встретилась с его другом и личным врачом семьи Прокофием Семеновичем Подборским. Князь помог талантливой девочке сначала поступить в гимназию, а потом выплачивал пенсию для учебы в Италии. Талантливая певица Подборская произвела фурор в Ла Скала и подписала контракт на оперный сезон, однако в тот же день получила телеграмму о том, что ее отец тяжело болен. Бросив все, она вернулась в Москву и оказалось, что телеграмму дал князь, который испугался того, что Екатерина станет известной певицей и не захочет замуж за человека, старше ее на 48 лет. В 1895 году состоялось венчание князя Александра Васильевича Мещерского и кати Подборской. Ему было 73 года, ей всего 25 лет. Родные и близкие князя Александра Васильевича крайне негативно отнеслись к его поступку, и пытались объявить князя сумасшедшим. Масла в огонь подлило то обстоятельство, что молодая невеста была в положении. И сын Вячеслав был копией родного отца, так называемых “голубых кровей”. Женитьба на девочке оттолкнуло от князя многих знакомых. “Доброжелатели” не преминули доложить о скандале императору Николаю II. Но князь, зная придворные интриги очень хорошо, испросил аудиенцию о царя и появился на ней в сопровождении своей молодой жены. Супружеская пара расположила к себе Николая II своей открытостью. После чего с поздравлениями хлынули его давние знакомые. Но счастливая жизнь семейной пары Мещерских оказалась недолгой. В 1903 году здоровье престарелого князя стало ухудшаться. К этому времени княгиня Екатерина Прокофьевна вновь была беременна. По наказу князя, родившуюся уже после его смерти дочь, назвали именем жены Екатериной – но в семье ее все звали Китти. Княгиня говорила, что прожитые в браке семь лет были для нее как прекрасный сон.

Продолжить историю можно перейся к дочери Александра Васильевича и Екатерины Прокофьевны Китти, которая стала писателем. Она прожила очень интересную и сложную жизнь. Похоронена она была на Введенском кладбище в Москве в 1994(5) году. По ее книгам можно узнать много из истории семьи. Основными произведениями являются мемуары – “Отец и мать”, “Детство золотое”, “Годы учения”, “Конец “Шахерезады”, “Рублево”, “Змея”, “История одного замужества”, (“История некрасивой женщины”), “История одной картины”, “Однажды”.

Каждая история может развиваться по своему пути. Мы можем только познакомить учащихся с их историей, это поможет нам в рассмотрении социального аспекта работы над темой. А можем следующий урок построить на этом материале.

5. Работа с текстами художественных произведений “чтение с пометками” (прием техники РКМЧиП)

Учащимся предлагаем тексты из произведений А.С.Пушкина “Дубровский”, Островского “Бедная невеста”. Они их читают и на полях делают пометки. Но, если в технике Развитие Критического Мышления Через Чтение и Письмо мы отмечаем то, что знаем *; то, что противоречит моим первоначальным представлениям!; то, хочу знать > и то, что для меня новое =, то при работе с нашим текстом мы можем предложить им другие смыслы значков.

Так то, что мы можем отнести к описанию невесты, мы отмечаем =, То, что нам дает характеристику жениха >, причины брака!. Таким образом нам дальше будет легче с этими текстами работать. (Смотри приложение № 2)

6. Работа с картиной П.А.Федотов “Сватовство майора” (поэма “Поправка обстоятельств, или Женитьба майора”).

Сватовство майора - свадебная история из 19 века. Она уже передает другой оттенок – юмор, жесткую сатиру того времени. П.А.Федотов не только написал картину, но и в 1849 году к ней написал поэму “Поправка обстоятельств, или Сватовство майора”. В ней он рассказывает о майоре, который захотел поправить свое финансовое положение женитьбой на богатой купеческой дочери.

Разбор картины. Переполох в купеческом доме, все ждут будущего зятя – офицера. Жеманная невеста одела бальное платье с голыми плечами, купчиха нарядилась в модное французское платье и повязала платок на голову, даже глава семьи – удачливый купец, суетливо застегивает сюртук. Один только жених не волнуется, он молодцевато подкручивает свои усы и предвкушает богатое приданное. Расчет, любовь, долг – что руководствует этими людьми?....

Работа с текстом. Чтение отрывков из произведения “Поправка обстоятельств, или Сватовство майора”. Сравнение картины, которая у детей перед глазами и текста.

7. Социальный аспект.

Картина В.В. Пукирева “Неравный брак” выставлена в Третьяковской галерее. И экскурсовод, проводившая экскурсию по залам галерее, остановилась около этой картины и задала вопрос группе, состоявшей из молодых девушек: “Смогли бы вы выйти замуж за такого старика?”. Наши современницы, в своем большинстве сказали: “Да”. А молодые девушки прошлого века - середины и конца 20 века – “Нет”. Что движет молодых людей совершать такие поступки? Ответ на этот вопрос мы ищем в этом аспекте.

Наверное не найдётся ни одного человека,кто не видел бы иллюстрацию этой картины.

Неравный Брак...Это понятно зрителю с первого взгляда. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком.?..

…Полумрак церкви. Падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника, совершающего обряд венчания. Бледная, заплаканная невеста, опустив глаза, протягивает руку священнику, который готовится надеть на её указательный палец венчальное кольцо. Перешёптываются гости, оценивая красоту бесприданницы. Стоящий за нею молодой человек глубоко задумался о разыгрывающейся перед ним жизненной драме…

Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица жениха. Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

Совершенно по другому написана невеста.Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком.

Тема эта трагичностью своей привлекала известных художников слова. Достаточно вспомнить пьесу А.Н.Островского «Бедная невеста» или стихи Н.А.Некрасова на эту тему.

Это лучшая картина В.Пукарева.За неё ему присвоили звание профессора живописи..И имя его стало известным на всю Россию.

Многие в ту пору пытались докопаться, кого же и почему изобразил художник? Москва полнилась слухами. Говорили, будто Пукирев сам пережил подобную трагедию и потому самого себя изобразил на картине. Утверждали, что невеста его была выдана против своей воли за богатого старика. Слухи эти оказались живучи и ещё более утвердились в сознании наших современников. Надо сказать, в этом была доля истины.

В 2002 году в Государственную Третьяковскую галерею от родственников Пукирева поступили материалы, свидетельствующие о том, что в основу работы над картиной «Неравный брак» был положен действительный факт, связанный с другом В.В.Пукирева, купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым.

В 1860 году, за два года до создания картины «Неравный брак», в церкви Трёх Святителей на Кулишках венчался московский купец Андрей Александрович Корзинкин с дочерью богородского купца Софьей Николаевной Рыбниковой. Жениху было 37 лет, невесте — 24 года.

Не мудрено, что родители невесты предпочли влюблённому в их дочь 27-летнему купцу С.М. Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире жениха. Красавец же Варенцов был на свадьбе лишь шафером. Объяснить этот странный поступок Сергея Михайловича может то обстоятельство, что его старший брат был женат на сестре Корзинкина. Это весьма угнетало Сергея Михайловича, и он поделился своими переживаниями с Пукиревым.

Это нашло своё отражение В картине. Шафером, стоящим со сложенными на груди руками, был Варенцов, портрет которого, написанный маслом, с давних пор хранился в мастерской. Невесту Пукирев писал с Прасковьи Матвеевны Варенцовой.она происходила из знатного рода и была внучатой племянницей княгине Ольге Мироновне Щепиной-Ростовской.Это была его давняя любовь.

Из-за картины между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда купец увидел на ней своё изображение. Он готовился к свадьбе с Ольгой Урусовой и возмутился, что художник поведал всем о его тайне. Пукирев вынужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения. Внешне они походили друг на друга, и теперь можно было сказать, что Пукирев изобразил на картине себя.

Так вместе и оказались на полотне Прасковья Варенцова и Василий Пукирев.Только здесь они смогли быть вместе.

Молодому преподавателю московского училища живописи и ваяния, было 30 лет. Он мечтал о семье. Трудно сказать, когда Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне. Одно очевидно: едва родители её узнали об этом, они поспешили выдать дочь за известного и богатого человека их круга. Он был намного старше Прасковьи Матвеевны.

Прасковья Варенцова похоже, всю жизнь хранила любовь к Пукиреву, иначе не стала бы рассказывать на старости лет незнакомому художнику, что когда-то позировала для картины «Неравный брак».

Какова же судьба людей,связанных с этой картиной?

В 2002году В Третьяковскую галерею поступил портрет,сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве?

Брак Купца Корзинкина с Софьей Рыбниковой оказался удачным. Через год у молодых родилась дочь Елена, затем два сына. Дочь, повзрослев, окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей. Старший сын, Александр, также был неравнодушен к живописи и, повзрослев, сдружился с П.М.Третьяковым. Таким образом, к идее, заложенной в основу картины, венчание Корзинкина и Рыбниковой не имело никакого отношения.

Трагедию Варенцова или свою собственную изобразил художник в картине?...

Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.

Могила Пукирева.

Картина"Неравный брак" никого не оставляет равнодушным. Репин писал о её особом воздействии: «"Неравный брак" Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Н.Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.

Бледна, едва дыша, потупив очи,
Держа свечу дрожащею рукой,
Стоит невеста. Чист и непорочен
Прелестный лик. С подавленной тоской
Протянута рука навстречу року
В обличье обручального кольца,
Готового сковать её без сроку
Веригами постылого венца
Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем
Обласканным судьбою и царём;
Сияет крест Владимира на шее,
И чин, и власть, и деньги – все при нём.
Сейчас священник, в ризу облачённый,
Надев кольцо на полудетский перст,
Захлопнет дверцу клетки золочёной.
Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.
Твой милый здесь же, близко – за тобою,
Но вам не быть с ним мужем и женой.
Как много вас, униженных судьбою,
С немилыми обходят аналой!(Г.Солодилов)



Рассказать друзьям