Тибетская живопись танка. Каноны, характеристика и стили

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Всё буддистское искусство связано с учением Будды. В живописи данное учение тоже нашло своё отражение. Ярким примером развития буддийского изобразительного искусства стала тибетская живопись.

Живопись Тибета

Данная художественная традиция возникла в областях, расположенных на территории Тибета, где распространялся буддизм ваджраяны. Это Китай, Монголия, Бурятия, Бутан, северная Индия и древние княжества центральной Азии.

Для тибетской живописи было характерно использование общих идей в сочетании с местными особенностями. К примеру, китайская разновидность называется сино-тибетским стилем.

Тибетские живописные традиции отличаются разнообразием и многочисленностью стилей, хотя носят религиозный характер буддизма. Живописные полотна в основном находились в монастырях. Это были росписи стен помещений для уединения, медитации, молебнов. Здесь же располагались иконы – танка.

Другой возможностью проявить свои способности для тибетских художников было оформление книг. Живописцы создавали рисунки на деревянных обложках, иллюстрировали тексты художественными миниатюрами.

Монастырские стены расписывались клеевыми красками по сухой штукатурке, которая состояла из глины, измельчённой соломы и навоза. Весь материал накладывался в несколько слоёв. Слои уменьшались по толщине от первого к последнему. Затем мастер наносил цветное изображение. Позднее в рисунок стали вводить позолоту.

Танка

Иконы – танка представляли собой холст из хлопка, льна, конопляника (шёлк был только в Китае), на который наносилась определённая религиозная композиция. Исследователи предполагают, что танка создавалась для удобства совершать религиозные обряды часто передвигающимся кочевникам.

Иногда танка состояла из нескольких кусков материи с тщательно затёртыми швами. Это зависело он площади рисунка. Затем ткань грунтовали смесью светлой глины и животного клея. Чтобы создать чёрный или красный грунт, добавляли сажу или киноварь. Потом наносился контур изображения в соответствии с иконометрией. Конечной работой было раскрашивание танки.

В более позднее время живописцы придумали способы копирования основных сюжетов и рисунков для иконы, обзавелись трафаретами. Причём сами трафареты строго сохранялись, и чтобы стать их обладателем, нужно было вести долгие переговоры на уровне государственной власти. Во времена военных действий это был чуть ли не самый важный трофей.

Тханка "Белая Тара"

Обычно тханки пишут на загрунтованном холсте 75х50 см, однако их также строят из песка, рисуют на стенах, изготавливают в стиле аппликации, вышивают, и так далее. Размер может быть разной: например, для торжественных церемоний и праздников создают тханки огромной величины — до нескольких десятков метров, а для ношения на теле создают миниатюрные изображения, которые вкладывают внутрь гао (ладанок).


"Классическая" тханка состоит из листа, на котором нарисовано или вышито изображение, тканевой основы и следующих элементов: шелковой накидки, кожаных уголков, двух деревянных цилиндров наверху и внизу, с металлической или деревянной ручкой на конце нижнего цилиндра.

Танка это больше, чем просто произведение искусства. Тханка является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации.


Тханки имеют большое разнообразие стилей, могут изображать различные предметы или объекты. Танка может изображать Будду или другие божества, а также концепцию в тибетской космологии, астрологии и медицине. Иконография танки богата информацией о духовной практике буддизма и тибетского мировоззрения.


Танка может помочь медитирующим учиться и подражать качествам конкретного божества, или визуализировать свой путь к просветлению. Тханка приносит благословение в домашнее хозяйство и служит постоянным напоминанием об учении Будды сострадания, доброты и мудрости.

Тханки с изображением особого божества могут быть использованы для защиты или для преодоления трудностей, например, таких как болезнь.

Тханки обычно делятся на две большие категории: те, которые пишутся минеральными красками и те, которые вышиты из шелка либо сплетены. Тханки написанные красками делятся еще на пять категорий:




Тханки с разными цветами в фоновом режиме.

Тханки на золотом фоне.

Для создания тханки художник мог купить целый слиток золота, но использовать в работе всего несколько грамм. Сначала художник расплавлял золото, специальным образом очищал его и делал из него листы вроде фольги, которые потом резал на мелкие кусочки и размалывал в ступке, пока золото не превратится в обычную пыль.

Перемолотое золото заливали в отдельной емкости водой и оставляли до утра. На утро золотой осадок подвергали дополнительной обработке и очистке, а затем снова расплавляли и повторяют весь процесс сначала, чтобы извлечь из золота все примеси. Таким образом к моменту завершения приготовления золотой краски от целого слитка оставалось совсем немного

Тханки на красном фоне.

Тханки на черном фоне.


Тханки с предварительно отпечатанными контурами (техника эстамп или ксилография), а затем обрисована красками.





Тханки которые имеют тканую вышивку, обычно сделаны из шелка, это могут быть шелковые гобелены или аппликации. Вышитые тханки обычно делают с разноцветными шелковыми нитями. Существует еще один вид тханки, в которой красиво оформленные цветные ткани украшены жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляются к ткани с помощью золотой нити, создавая блистательный и ослепительный эффект.

Основная "тема" тханок — различные Будда-аспекты или реализованные буддийские мастера.

Изображения божеств тханки подчиняются строгому канону пропорций. Тханки отличает красота и соразмерность, филигранная роспись.






В Тибете исторически сложились три основные школы тханка-живописи: менри, карма-гадри и менсар.

Первый стиль — менри, широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его учителем был Допа Таши Гьяцо, мастер непальского стиля. Менла Дондруб был очень образован, откорректировал ранние тексты по иконографии. В своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов тханка-живописи — их семь. Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» — дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы). Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.

Второй стиль — карма-гадри. Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже — VIII Кармапы (1507-1554).


Стиль карма-гадри начал свое развитие еще при V и VI Кармапах, но только при VIII Кармапе этот стиль окончательно утвердился в восточном Тибете.


VIII Кармапа Микьё Дордже в период развития стиля выявил три его особенности и назвал их «тремя драгоценностями гадри-стиля»:


1) формы, рисунок согласно индийским канонам;


2) цветовая гамма и текстуры, свойственные китайской живописи;


3) композиция и ландшафты в тибетской манере.


Для гадри-стиля характерны прозрачные пейзажи, близкие к китайской традиции. Они реалистичны, оттенки естественные, очень деликатная, гармоничная цветовая гамма. Пейзаж выполняется в особой технике — множеством точек или штрихов, глубина цвета достигается многослойным наложением точек. Техника чрезвычайно трудоемкая, но именно благодаря ей достигается необыкновенная мягкость цвета и эффект мерцания (танка словно светится изнутри). Передний план — фигуры божеств, подношения — выполняются в кроющей технике. В тханках, написанных в стиле гадри, много пространства (в ранних танках, где ощущается явное влияние индийской традиции, пространство почти полностью заполнено различными фигурами). Небо, облака, реки и водопады, горы со снежными шапками и холмы, деревья, цветы, животные и птицы изображаются такими, какие мы можем видеть в Тибете. Тханки в гадри-стиле были редкостью и высоко ценились.


Третий стиль — менсар (мангсар) , или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель — Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.

Говоря о тханкописи, в первую очередь необходимо отметить, что тханка - это не просто некий вид этнической живописи, относящийся к определенному времени и соответствующей культуре, но сложное символическое изображение различных просветленных энергий, содержащее огромный объем информации. Цель этого изображения - передать тому, кто на него смотрит, энергию Будд, и эстетический аспект тханки подчинен именно этой цели.

Тханка рисуется согласно садхане - текстовому описанию визуализации Йидама, Бодхисаттвы или Будды, - и должна максимально соответствовать ей. Таким образом, тханкопись - это не способ самовыражения художника, но в большей степени практика Дхармы. И здесь важнее всего внутренние процессы и изменение сознания тех, кто потом будет созерцать тханку, а также самого художника в процессе ее создания.

Китайская живопись чань буддизма

Чань буддизм появился в Китае в 6 веке н.э. Основателем школы Чань буддизма по преданию считается Бодхидхарма, прославленный индийский буддист, ставший первым патриархом Чань буддизма в Китае. Его принял император Ву-адепт буддизма прославившийся строительством монастырей, переводами буддийских писаний обращением множества мужчин и женщин в монахи. В сунское время появляются художники — чань буддисты. Их творчество так же глубоко связано с изображением природы и человека в ней.

Возникает живопись, которую создают художники чань, и которую можно назвать » Живопись чань».

Восемь благородных монахов. (фрагмент)


Художники придерживались стиля Се-и, который характеризуется простыми и широкими штрихами, в ней ценится символический и чувственный образ, полет фантазии, несмотря на кажущуюся небрежность
(вторая половина 12 века-начало 13 века) чань буддийский монах.
Лян Кай один из классиков «лапидарной кисти».
Он видел в искусстве способ запечатлеть и уловить то, что наиболее неповторимо в своей свободе и открывается мысленному взору в момент просветления. Чань буддизм искал путь к истине через созерцание, способствующее духовному прозрению, когда человек сливается с окружающим миром. Усилием духа постигает он свое единение с миром.


Пейзажи чань буддистов обычно написаны одной тушью в свободной манере, когда всем формам присуща некая неуловимость, но намек и недосказанность чаньских мастеров способствует их обостренной эмоциональности. В максимально концентрированном виде живописцы доносят свое ощущение в дерзновенно обобщенной форме, смело и свободно выраженной».

На примере картины Лян Кая «Поэт, прогуливающийся по болотистому берегу» мы видим истинную картину Чань, отражающюю чань -убежденность в том, что глубокое понимание возникло спонтанно, как будто пришло только что из космоса. «Пустота» присутствует в открытом космосе, в реке и в средней части горы. Спонтанность проявляется в методе выполнения мазков Лян Каем. Это спонтанность работы мастера повышает эмоциональность картины. «Необузданность» мазков усилена прозрачностью форм земли. Если бы все было четко определено в картине, не было бы взволнованности и озаренности, которая ее пронизывает. Этот пейзаж отражает ум художника в момент вдохновения.



Так же Му Ци писал пейзажи.

Обезьяна с детенышем. Му Ци

Ся Гуй (1195-1224) — китайский художник-пейзажист династии Сун. Для его стиля характерна композиция, в которой лишь небольшая часть пейзажа видна, тогда как все остальное скрыто в тумане. В дополнение к его инновации в композиции, его мазки были богаты и разнообразны. Сохранилось немного его работ. Однако, он считается одним из величайших художников Китая.

Эта работа «Вид на Водопад» (观瀑 图) изображает угол горы Кси. Три путешественники сидят в павильоне и обсуждают водопад на вогнутой части горы справа от них. Облако и туман скрывает основную часть горы, только линия горной вершины открывается. Перед Павильоном сосны, небольшая лодка с тентом причалена к берегу. Видимый на половину берег реки и кусты слева от павильона особенно ярки. Они не только расширяют пространство работы, но и соответствует вершине холма выше. Пейзаж я вызывает особое ощущение цельности и духовной свободы.

Жилище рыбака после дождя

Ся Гуй. Жилище рыбака после дождя

Ся Гуй Далекий вид
В эпоху Юань Чань философия стала популярной среди образованных китайцев. Чань картина — наглядное пособие для медитации — изображала пейзажи, растения, или святых Чань. Литераторы возродили старую идею — живопись, как бессловесный стих и стихи, как живопись без образов.


Из-за бледных тонов, принятых этими художниками в их попытке изобразить несущественность всех вещей, их стиль стал известен как «Призрачная живопись». Это видно на примере картины Цянь Сюаня, в болезненно лирическом произведении которого цветовая палитра предназначена для того, чтобы вызвать печаль.

Приверженцем чань-буддизма был художник и теоретик живописи Дун Цичан (1555-1636); он верил в переселение душ, полагая, что в каждом художнике, несмотря на кажущуюся самостоятельность, живет дух какого-либо художника из прошлого. Впрочем, так же считали и Ми Фэй и Чжао Мэнфу. Прославившая его эстетическая теория, изложенная в трактате «Суть живописи», тоже была выстроена в тесной связи с чань. Дун Цичан ставит в ней «живопись учёных» вэньжэньхуа, ведущую своё начало от Ван Вэя, выше академической придворной живописи. Он рассматривает «живопись учёных» как одну из буддийских духовных практик, способ тренинга, способствующий гармонизации личности и долголетию.

В послесунский период Южная школа расширялась, находя всё новых сторонников, тогда как Северная школа постепенно приходила в упадок. Южная школа достигла зенита к концу Минской династии, когда, стремясь избежать политических конфликтов при дворе, многие учёные предпочитали не службу, а затворничество, находя в чань необходимый душевный комфорт. Под влиянием этих событий, Дун Цичан, Мо Шилун и Чэнь Цзижу использовали теорию и постулаты чань для изучения исторического развития художественных стилей. Стремясь связать воедино духовную историю чань и историю живописи, Дун Цичан сделал вывод, что они развивались параллельно и из одной точки отсчёта — времён династии Тан (618-907 гг.).

Тенистые жилища среди гор и потоков. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Пейзаж написан по мотивам произведения художника X века Дун Юаня» width=»288″ height=»598″ /> Дун Цичан. Тенистые жилища среди гор и потоков. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Пейзаж написан по мотивам произведения художника X века Дун Юаня

Буддийская живопись связана непосредственно с Буддой и его учением, есть мнение, что первые изображения Будды были созданы еще при его жизни. Ранние изображения Будды сохранились лишь в виде скульптур из камня.

Зарождение живописи в Буддизме на холсте, то, что называют танка, в полной мере проявилось в Тибете примерно в тот же период, когда туда пришел Буддизм в седьмом веке.

Некоторые уникальные экземпляры тибетской живописи в хорошем состоянии можно увидеть сегодня в музеях Мира, в частности в Лондоне и Нью-Йорке. Купить старинные антикварные экземпляры живописи из Тибета или Непала восемнадцатого, девятнадцатого веков еще можно, но более старых практически нет.

В тибетском Буддизме живопись занимает одно из важнейших мест, примерно такое же, как иконопись в Православном Христианстве. Буддийская живопись изображает не только Будд, Бодхисаттв, Дхармапал, Лам и Йогинов.

Вот некоторые типы тибетских изображений:

В каждом регионе центральной Азии, где в основном распространена буддийская живопись, есть свои особенности, свой стиль, несмотря на общий канон. Например, в Монголии изображения имеют совой национальный колорит, деталям там место мало, напротив в Тибете мастера уделяют большое внимание деталям. Тибетская живопись более контрастна, в отличие от непальской, где часто преобладают пастельные тона.

Живопись


Считается, что первые изображения Будды были созданы еще при его жизни. Учение Будды Шарипутра составил канон "Общие принципы изображения будд".
Все изображения по сюжету делятся на несколько видов: изображения просветленных учителей, сцены из жизни Будды Шакьямуни и изображения будд, http://йидам " >йидамов , http://защитники учения" >защитников - различных аспектов ума в той или иной форме. Этот третий вид сюжетов отображает определенные качества ума, символически представленные на картине в виде множества форм и атрибутов. Эта символика воспринимается на глубоком уровне сознания, и практикующий, отождествяясь с той или иной формой, сознательно и бессознательно перенимает качества, которые она олицетворяет. Именно поэтому так важно соблюдение канонов в написании живописных полотен. Художник может выбирать манеру и традиции живописи на свое усмотрение, может по желанию изменять фон, делать его более современным или более классическим - но цыета и символика основной фигуры остаются неизменными.
Когда практикующий получал от своего http://Лама " >Ламы практику, он заказывал художнику изображение аспекта, на который ему предстояло медитировать. Такие изображения могли создаваться в течение полугода или года и стоили больших денег, поэтому чаще всего заказчик предлагал художнику поселиться в его доме, кормил и содержал его все время, пока писалась картина.
В тибетском искусстве живопись занимает особое место. Мастера тибетского искусства на протяжении веков совершенствовали свои художественные приемы, добиваясь их высокой эстетической значимости.
В качестве основы для живописи, традиционно использовалась хлопчатобумажная ткань, которая грунтовалась специальной смесью клея и мела, а затем полировалась. Художник добивался, чтобы поверхность была гладкой, прочной, эластичной и хорошо удерживала красочный слой. Что было особенно важно, т.к. живописные полотна (тханки) должны были быть достаточно гибкими, чтобы их можно было сворачивать и брать с собой, как делали странствующие монахи. Художники использовали для написания тханок краски, в состав которых входили минеральные и органические вещества. Также в состав красок для написания особо важных тханок иногда добавлялись частицы земли и воды, собранные в святых местах, размельченное золото, драгоценные камни. В работе над живописным произведением художники использовали описания персонажей буддийского пантеона, содержащиеся в тантрических текстах, таких как Калачакра Тантра, Самварадая Тантра, Кришнаямари Тантра и другие, а также в комментариях к ним. Кроме этого, художники использовали графические сетки и прорисовки. Канон определял не только сюжет тханки, его композицию и цветовую гамму, но и весь процесс творчества. При этом традиционная формула канона не довлела над сознанием художника. Каждый раз, создавая новое произведение, мастер мог передавать свое внутреннее видение образа, свое понимание гармонии и красоты. В зависимости от принадлежности к той или иной художественной традиции для украшения изображения, художник мог либо использовать замысловатые орнаменты и глубокие насыщенные тона, либо прозрачные тона и приближенные к реальным пейзажи.



Карма Гадри

Художественная традиция "карма гадри" как раз и отличалась прекрасными пейзажами, похожими на пейзажи китайских акварелей, специальной точечной техникой нанесения красочного слоя при рисовании неба и воды, что позволяло достичь необыкновенной глубины и объемности изображения. Традиция «карма гадри» была основана Восьмым Кармапой Микье Дордже (1507-1554). Он был великолепным художником и скульптором, а также написал много работ по иконометрии. "Гадри" с тибетского переводится как, "га" - путешествие с места на место, "дри" - рисование. Данная традиция была характерна для Восточного Тибета. Художники этой школы путешествовали из монастыря в монастырь и рисовали тханки, отсюда такое название.











Учителя традиции "карма гадри"

До последнего времени держателем линии "карма гадри" был Гега Лама. Он был тибетцем и в последние годы жизни жил в Катманду. Гега Лама много путешествовал, особенно по Сиккиму, был в Бельгии. Он был выдающимся художником и его творчество очень ценил Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпей Дордже. Гега Лама оставил обширные труды по тибетской иконографии и иллюстрировал их прекрасными графическими изображениями и сетками. У него было много учеников, в том числе и на Западе. Одной из своих учениц из Голландии - Марианне Вандерхорст, он поручил учить тханкописи в западных странах. Когда Марианну впервые пригласили в Россию, она сообщила об этом Гега Ламе, и он сказал "если в России найдется хоть один ученик, езжай и учи". И теперь Марианна приезжает почти каждый год. На ее ритритах начинающие могут освоить основные приемы рисования, научиться строить специальные графики и готовить прорисовки. Марианна дает очень интересные лекции по истории тибетской живописи, иконографическим канонам, рассказывает о буддийской символике. И главное, под руководством этой чудесной и доброй учительницы начинающий художник сможет создать свое первое изображение Будды. Для того чтобы начать рисовать тханки не обязательно быть профессиональным художником, главное иметь желание научиться и верить в свои силы. Как говорит Марианна: "Мы постепенно учимся точно строить сетки и так мы строим собственные возможности. Это великолепный метод научиться концентрироваться и вложить все свои действия в один творческий акт. Постепенно мы учимся и находим свой стиль, свою музыку линий". Продолжающие обучение, под руководством Марианны смогут нарисовать новые эскизы, подобрать подходящую цветовую палитру для новой тханки, получить советы по созданию композиции, правильной подготовке холста и ответы на трудные вопросы.



Рассказать друзьям