Турецкие архитекторы. Исламская архитектура

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
· Музыка Язык и литература · Османский язык · Диван · Тасаввуф · Проза Спорт · Масляная борьба · Лук · Копьё · Матрак Другое · Общественная структура · Образование
·
Кухня · Ковры · Платье

Османская архитектура - архитектура Османской империи, которая возникла в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв.. В архитектуре Османской империи прослеживается влияние архитектуры Сельджуков, а также армянской , иранской, византийской архитектуры . После завоевания Константинополя турками заметно влияние мамлюкской архитектурной традиции . В течение почти 400 лет византийские церкви и соборы служили образцами для османских мечетей .

Османы достигли высокого уровня архитектуры. Освоенная ими техника создания огромного внутреннего пространства при помощи сводов, куполов, полукуполов и колонн, позволила создать эстетическую и элегантно утонченный стиль в исламской архитектуре. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи .

Сельджукская архитектура

Форма и стиль «сельджукской» монументальной архитектуры по существу были обязаны своим образованием армянскому зодчеству и его творцам. Кроме того, ряд форм «сельджукской» архитектуры являлись прямым воспроизведением форм армянских строений . Помимо этого, ряд архитекторов и зодчих строивших сельджукские строения, являлись армянами по происхождению. Однако кроме армянского влияния, сельджуки интегрировали в свою архитектуру элементы персидской архитектуры. Чаще всего сельджуки строили свои здания из кирпича, а внутренние и внешние стены оформлялись из мрамора, извести, гипса и т. д. Ещё в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии, создав на её территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители оставляли после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в традиционном для этих мест стиле.

Ранний Османский период

В начале XIV века были созданы первые Османские бейлики . В этот период османское искусство находилось в поиске новых идей. В столице Османов Бурсе была построена первая куполообразная мечеть сельджуков - Улу джами (1396-1400). Построенные в Стамбуле в период завоевания города мечеть Баязида II (1501-1506) считается произведениями раннего периода. К этому периоду также можно отнести мечети Фатих (1470), мечеть Махмут-паши (1464), дворец Топкапы (1475-1478).

Классический период

Классический период османской архитектуры в значительной степени связан с работами Мимара Синана . Этот архитектор сумел объединить и создать гармонию из различных архитектурных элементов и влияний, которые ране были приняты османской архитектурой . В мечетях, построенных Синаном, использовался купол похожий на купол собора Святой Софии, но с изменённой пропорцией и освобождением от колоннад, что в совокупности с большими окнами добавило больше света внутри помещений .

В мечетях классического периода стали включаться внутренние дворы. Образцы османской архитектуры классического периода помимо Турции сохранились также на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе, Алжире и других странах бывшей Османской империи.

Поздний период

Заключительный период архитектуры в Османской империи начался после XX веке после прихода к власти младотурков (1908-1909 года). Этот период назывался «Национальным архитектурным Ренессансом» . В архитектуре этого периода начали применяться современные строительные технологии и материалы, такие как железобетон, железо, сталь, и стекло. Первоначально, этот стиль был призван способствовать патриотизму и исторической идентичности многонациональной Османской империи, но к концу Первой мировой войны, после создания Турецкой Республики, он был принят турецкими националистами для внедрения в сознание турков чувства патриотизма. В этой роли, она продолжается влиять на дальнейшую архитектуру Турции.

Один из самых ранних и наиболее важных примеров этого стиля является главное здание стамбульской почтовой службы (англ. Istanbul Central Post Office ), завершённое в 1909 году . В Анкаре, самая ранняя постройка в этом стиле является здание Национального Собрания Турецкой Республики (1917 г.), в котором сейчас находится Музей войны за независимость.

Напишите отзыв о статье "Османская архитектура"

Примечания

  1. А. Л. Якобсон . . № 4 . стр-цы. 126-130. ISSN 0135-0536 . Историко-филологический журнал (1983). Проверено 17 ноября 2012. .
  2. Seljuk architecture , Illustrated Dictionary of Historic Architecture , ed. Cyril M. Harris, (Dover Publications, 1977), 485.
  3. Architecture(Muhammadan) , H. Saladin, Encyclopaedia of Religion and Ethics , Vol.1, Ed. James Hastings and John Alexander, (Charles Scribner’s son, 1908), 753.
  4. Necipoğlu Gülru. . - Leiden: E.J. Brill, 1995. - P. 60. - ISBN 978-90-04-10314-6 .
  5. Behrens-Abouseif Doris. . - Leiden ; New York: E.J. Brill, 1989. - P. 29. - ISBN 90-04-08677-3 .
  6. Rice, John Gordon; Robert Clifford Ostergren (2005). «». The Professional geographer (Guilford Press) 57 (4). ISSN . Проверено 2007-08-20.
  7. Çevikalp, Mesut . , Today"s Zaman (27 августа 2008). Проверено 17 сентября 2008.
  8. Goodwin Godfrey. Sinan: Ottoman Architecture & its Values Today. - London: Saqi Books, 1993. - ISBN 0-86356-172-1 .
  9. Stratton Arthur. Sinan. - New York: Charles Scribner"s Sons, 1972. - ISBN 684-12582-X.
  10. Bozdogan Sibel. Modernism and Nation Building: Turkish Architectural Culture in the Early Republic. - Seattle and London: University of Washington Press, 2001. - ISBN 0-295-98152-0 .

Ссылки

Турецкая архитектура

В турецкой ветви мусульманской архитектуры сильнее всего проявилось влияние Византии (купольные конструкции усложненного типа), но византийские элементы тут не менее глубоко переработаны, чем в других группах памятников архитектуры ислама. Йешиль-Джами в Бруссе (рис. 299 и 300) очень близка к византийским церквам (см. том II), но толстые стены разделяют внутреннее пространство на отдельные части, а в середине остается типичная мусульманская крестообразная композиция четырех айванов. Очень усложненные своды, напоминающие позднеготическую архитектуру (см. том III), вносят сильную дематериализацию. Особенно характерна Улу-Джами в Бруссе (рис. 301). Это - колонная мечеть в одежде византийской сводчатой системы.

Рис. 299. План Йешиль-Джами в Бруссе

Рис. 300. План хор Йешиль-Джами в Бруссе

Рис. 301. План Улу-Джами в Бруссе

Наиболее замечательными произведениями турецкой архитектуры являются большие мечети Стамбула, построенные по образцу Софии (см. том II). Мечеть султана Магомета II (рис, 302 и 303) возведена в 1463–1471 гг., но история константинопольской архитектуры турецкого периода показывает, что здание было сильно переделано позднее. Основное и очень глубокое отличие этого сооружения от его византийского прототипа состоит в том, что оно распространяет систему полукуполов Софии на все четыре стороны. Благодаря столь частому повторению форм полукупола все покрытие становится похожим на систему сталактитов. Дематериализация наглядно проявляется в обилии световых отверстий, придающих наружным стенам прорезной, орнаментальный характер, Типична трактовка углов: иррациональный момент вносится расположением полукупола над углом. Вся внутренняя отделка крайне сложна и запутанна. Целое имеет иррациональный характер. Очень важны многочисленные лампы, свисающие на одном уровне. Когда они зажжены, создается равномерное орнаментальное распределение световых пятен над головами молящихся. Эта световая завеса заволакивает своды, неясные очертания которых тонут в темной выси.

Рис. 304. Наружный вид мечети Селимие в Адрианополе

Селимие в Адрианополе (1567–1574) стремится к дальнейшему упрощению… внутренних подразделений пространства, создавая цельное дематериализованное пространство с большим куполом и прорезными стенами.

Наружная форма турецких мечетей (рис. 304) основывается главным образом на многочисленных минаретах, тонких, как иглы, распыляющих материю в пространстве. Картина ансамбля Стамбула определяется многочисленными минаретами и проникнута принципом дематериализации. Общий вид турецкой столицы можно было бы сравнить с композицией колонн мечети в Кордове, воспроизведенной в гигантских размерах.

Из книги Правда о Николае I. Оболганный император автора Тюрин Александр

Турецкая перестройка Султан Махмуд II в 1830-е гг. начал проводить модернизационные реформы, которые должны были, по идее, превратить Османскую империю из феодального государства в прогрессивную буржуазную страну Нового времени.Осуществлялись реформы при деятельном

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Русско-турецкая война Русско-турецкая война 1878–1882 годов привела к новым победам русское оружие. Плевна и Шипка – названия не менее известные и славные, чем Прёйсиш-Эйлау и Бородино.1878 год – русские войска громят турок, они готовы к взятию Константинополя. Но

Из книги Рождение Европы автора Ле Гофф Жак

Турецкая угроза С середины XIV века угроза, нависшая над Балканами в связи с нашествием турок-османов, вырисовывалась все отчетливей. С 1353 по 1356 год они захватили Галлиполи и Южную Фракию, в 1387 году - Салоники, а в 1389 году одержали кровавую победу над сербами на Косовом поле.

Из книги Крестовые походы. Миф и реальность священной войны автора Виймар Пьер

2 ТУРЕЦКАЯ САБЛЯ И ФРАНКСКИЙ МЕЧ Турки и греки глазами армян Кто расскажет обо всех бедах армянского народа, всех страданиях, которые они перенесли от турок, этих свирепых зверей, пьющих кровь? Наше царство лишилось своих законных правителей, которых у нас отняли лживые

Из книги Вся правда об Украине [Кому выгоден раскол страны?] автора Прокопенко Игорь Станиславович

Русско-турецкая война В XIII веке на крымской земле появились первые монголы, и вскоре полуостров был завоеван Золотой Ордой. В 1441 году, с созданием Крымского ханства, начался недолгий период независимости. Но буквально через несколько десятков лет, в 1478 году, Крымское

Из книги Турция. Книга странствий автора Мейер М. С.

Турецкая кухня Гастрономические впечатления и радости – украшение любого странствия. Турция славится тем, что умеет делать эти радости и впечатления незабываемыми. Как и все знаменитые мировые кухни, турецкая складывалась веками. Поэтому ее история неотделима от

Из книги Эпоха религиозных войн. 1559-1689 автора Данн Ричард

Турецкая империя Турецкая империя была чем угодно, только не слабой страной до середины XVI в. Сулейман Великий (правивший в 1520–1566 гг.), последний из великих турецких султанов-воинов, держал под своей властью Балканский полуостров и большую часть Венгрии. У него было 30

Из книги Великая Екатерина. Рожденная править автора Соротокина Нина Матвеевна

Первая турецкая война Первая война с турками продолжалась шесть лет (1768–1774 гг.) и, как пишут о ней историки, ознаменовалась блестящими победами русского оружия. Все это так, но в этой войне императрица зачастую теряла ощущение реальности.Екатерина стала весьма заметной

Из книги Александр Васильевич Суворов. Его жизнь и дела [вычитано, современная орфография] автора Телешев Николай

ПЕРВАЯ ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА. Настоящего военного дела в Финляндии, однако, не было. Суворов скучал и стал просить о назначении его в действующую армию в Турцию: Россия в зто время вела первую войну с турками. Желание его скоро исполнили, и в мае 1773 года он уже скакал в Яссы, где

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Дорошенко. Турецкая ориентация Поражение поляков и их бегство из-под Глухова укрепили русские позиции на Левобережье. Окрепло также положение избравшего своей резиденцией Гадяч и державшегося русской ориентации левобережного гетмана И. Брюховецкого.На Правобережье же

автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

Из книги Дипломатия в годы войны (1941–1945) автора Исраэлян Виктор Левонович

«Турецкая карта» Черчилля Немалое место в мировой дипломатии периода войны занимала позиция Турции.Хотя Турция и провозгласила нейтралитет в войне, ее симпатии были явно на стороне гитлеровской Германии, с которой она поддерживала самые широкие политические и

Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

2. 2-я Русско-турецкая война Готовясь к войне с Турцией, Екатерина сумела договориться с Австрией о военном союзе. Это был крупнейший внешнеполитический успех, потому что проблемы, которые предстояло решать, стали значительно проще. Австрия могла выставить довольно

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Турецкая экспансия В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое тюркское (турецкое) государство Осман-бея, от имени которого турок стали называть османами. Походы против слабеющей Византии были успешны, и вскоре большая часть Малой Азии

Османская архитектура возникла в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародилась на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под сильным влиянием византийской архитектуры, а также иранских и Мамлюкских традиций. После завоевания Константинополя турками в завоеванных городах под мечети просто приспосабливали христианские часовни и церкви, впоследствии византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, послужили моделями для многих османских мечетей. В самостоятельных постройках османские зодчие в разных вариантах разрабатывали тему большого купольного перекрытия, и в XV веке создали особый тип многокупольной мечети. Мечети этого типа покоятся на колоннах, украшены многочисленными куполами с одним центральным, зачастую внутренний двор обнесён галереей. Часто наблюдаются многочисленные пристройки, которые прилеплены к основному зданию и тоже часто перекрыты маленькими куполами. Отличаются османские мечети тонкими минаретами с коническими фонарями. И, если византийские мастера украшали капители колонн точеными и резными листьями, то османские мастера использовали комбинации из сталактитов, которые применялись в арабских странах и Иране.

Мечеть Ени Кума Трабзон, Турция. Ранее это была византийская церковь, посвященная Святому Евгению.

Святой Евгений считается покровителем Трапезунда. Он пострадал за христианскую веру, когда обвинил языческих судей в жестокости и отрекся от их веры. Наказание было жестоким: ему вырвали язык, перебили руки и ноги. Точная дата постройки церкви не известна, однако на одной из стен есть надпись, указывающая на 1291 год. На стенах до сих пор сохранились следы фресок, а на полу- фрагменты мозаики. По легенде - после захвата Трапезунда Султан Мехмед II Фатих, совершив ритуал омовения в фонтане, прочел здесь пятничную молитву (отсюда происходит второе название мечети), и объявил этот храм мечетью.


Мечеть Беязит - одна из крупнейших мечетей Стамбула. Мечеть была построена в период с 1500 по 1505 г.г. султаном Беязитом. Архитекторами, построившими мечеть, предположительно были Кемаледин и Хайретдин. Диаметр купола мечети - 17 метров. Купола мечети османские архитекторы крыли свинцовыми плитами, а на шпиле сооружали золотой полумесяц. Минареты мечети украшает кирпичный орнамент.

Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы и бани. Творчество Кемаль ад-дина Синана считается вершиной османского зодчества, самого архитектора даже называли «турецким Леонардо». И действительно, его никто не смог превзойти, а созданные им здания стали эталонами для культовой архитектуры всего мусульманского мира. Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шехзаде, Сулейманийе, Селимийе.


Мечеть Шехзаде (1543–1548) была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память о Шехзаде Джихангир, младшем сыне Сулеймана 1 от его законной жены Хюррем Султан. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В офромлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе, вне мечети.




Мечеть Сулейманийе (1549–1557) в Стамбуле, Турция.

Четыре минарета в углах напоминают о том, что Сулейман - четвертый султан после захвата османами Константинополя, а десять балконов-шерефе на минаретах символизируют, что он - десятый султан с момента основания Османской империи. Ее два минарета – разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт мало заметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола.


Купол освещают почти полторы сотни окон, благодаря чему человек, сюда пришедший, попадает в поток света, струящегося от самой вершины купола на землю. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы


Мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне, Турция. Она поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.




Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели, цветные витражи. Минареты Синана - это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным - шюрфэ - балкончиком в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.


Мечеть Султана Ахмеда (Ахмета) Стамбул, Турция Время строительства: 1609-1616 гг. Другие названия: Голубая мечеть, Мечеть Султанахмет, Мечеть Ахмедийе.


Архитектор: Седефкар Мехмед-ага - один из талантливейших учеников великого Синана Вместимость: до 10 тысяч человек. Одна из крупнейших мечетей Турции была воздвигнута в честь султана Ахмеда I (1601–1617).Официальное название мечети султана Ахмеда - Ахмедийе, но ее часто называют «Голубая мечеть». Дело в том, что интерьер храма отделан изразцами ручной работы, в которых преобладает голубой цвет. Но также это название можно связать и с серо-голубым цветом внешних стен и куполов мечети.На стенах развешаны щиты с именами сподвижников пророка Мухаммада работы знаменитого каллиграфа Касима Губари, а в михраб вмонтирован небольшой осколок черного камня из меккской аль-Ка’бы.





Султанахмет - мечеть с шестью минаретами. Столько же минаретов было и у мечети Аль-Харам. Имам Мекки назвал это святотатством, и, чтобы уладить конфликт, султан Ахмед I повелел достроить к мечети Аль-Харам седьмой минарет.

В течение XVIII, XIX и начале XX вв. Османская архитектура попадает под влияние европейских стилей. Округлые, волнистые и изогнутые линии преобладают в структурах этого периода.


Мечеть Долмабахче Бешикташ, Турция. Это одна из самых красивых и богато декорированный мечетей. Она находится в южной части дворца Долмабахче, на берегу пролива Босфор. Мечеть построена в 1855 году по проекту архитектора Гарабета Бальяна. Ее приказал возвести султан Абдюльмеджид. Уникальность мечети придают ее окна, напоминающие павлиний хвост, и два минарета, украшенные балконами.


Мечеть Лалели Джамии, построенная султаном Мустафой III в 1759-1763 годах, выполнена архитектором Мехмедом Тахир-Аги - пример османского барокко. Мечеть расположена в районе Фатих и является последним имперским комплексом, построенным в Стамбуле.




Мечеть Ортакёй в Стамбуле. Расположена в новой части города в районе Ортакёй рядом с Босфорским мостом. Построена в 1853-1854 годах, имеет два минарета.

Мечеть возведена в стиле османского барокко. Султан Абдул-Меджид I поручил её строительство армянскому архитектору Никогосу Бальяну, архитекторы из семьи Бальян и братья Фоссати были ведущими специалистами того времени.


Мечеть Бейлербейи Стамбул, Турция. Она воздвигнута в 1778 году в память матери Рабии Султан архитектором Мехмедом Тахиром Ага по приказу султана Абдульхамида I.

Главное помещение мечети увенчано большим куполом и пятью небольшими полукуполами, которые посажены на два свода. Ее украшением являются круглые S- и C- образные арки. Вокруг купольного свода мечети расположено 20 окон, поэтому в ней довольно светло.


Некоторые мечети были спроектированы даже с Османской аранжировкой Неоготического стиля, как мечеть Пертевнийал Валиде Султан. Она была построена в 1871 году в пышно украшенном и ставшим предметом насмешек западном стиле, который обычно называют имперским и который выдают украшенные окна мечети и ее купол.



Мечеть Нусретие была построена султаном Махмудом II в 1826 году как символ его победы над янычарами. Здание мечети спроектировано родоначальником знаменитой династии архитекторов Григором Бальяном. Считается ярким образцом стиля османского барокко. Купол мечети достигает высоты 33 метра. Он опирается непосредственно на стены, поэтому внутреннее пространство не перегорожено колоннами и выглядит очень объемным и светлым. Белый мрамор – основной материал внутренней отделки. Главное украшение мечети – два ее тончайших минарета, возможно, самых изящных среди всех стамбульских.

Мечеть Коджатепе является крупнейшей мечетью и одной из главных достопримечательностей турецкой столицы (Анкара). Она расположена в одноименном районе, немного южнее исторического центра города. Строительство мечети Коджатепе началось в 1967 году.


Мечеть Коджатепе увенчана большим куполом и окружена четырьмя минаретами, она выполнена в стиле классических османских мечетей. Высота ее основного купола составляет около 48,5 метров, а его диаметр - 26 метров. Высота украшенных позолоченными полумесяцами минаретов составляет 88 метров. Общая площадь сооружения - 4288 квадратных метров.


Мечеть Сабанджи-Маркез в городе Адана является самой большой на Ближнем Востоке и, по мнению многих специалистов, одной из самых красивых. Время строительства 1998-1999 гг. Автор проекта - Неджип Динч. Вместимость: 28 500 человек.

Внешне Сабанджи-Маркез очень похожа на Голубую мечеть в Стамбуле. Она такая же величественная, и при ней, в отличие от других мечетей, шесть минаретов. Четыре из них имеют высоту 99 метров, два другие – по 75 метров, так что их видно практически из любого уголка города. Минареты выполнены из бетона, в состав которого вошли белый цемент и щебень цвета слоновой кости.


Центральный зал мечети может вместить одновременно 28500 верующих. Его мощный купол диаметром 32 метра покоится на восьми огромных несущих колоннах. Высшая точка купола – 54 метра над уровнем пола. Во внутреннем убранстве мечети использованы традиционные для турецких культовых построек светлый мрамор, изразцовая плитка в виде орнаментов, каллиграфические работы известного каллиграфа Хусейна Кутлу.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текке – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текке Сулейманийе), Каире, Багдаде и др. городах.


Введение

Так же, как и у многих народов, населяющих нашу планету, архитектура домов обыкновенных людей не может вызывать настоящий интерес. Чтобы действительно разобраться в архитектурных направлениях и прочувствовать полет мысли архитектора, необходимо обратить внимание на выдающиеся здания этой страны. В Турции это мечети, минареты, султанские дворцы и учебные заведения - медресе. Все эти здания носят на себе яркую печать османской культуры.

Период Османской культуры длился с 14 по 19 века. На османскую архитектуру большое влияние оказала архитектура Византии, а также традиции строительства мамлюкского Египта. Так Собор Святой Софии, построенный во времена Константинополя, стал образцом для подражания и источником вдохновения для турецких зодчих. Для Османской архитектуры характерны величественные своды, купола и арки, а также удивительное разнообразие стилей, которое отразило смешение традиций Средиземноморья и Мусульманского Востока.

Османская архитектура

Это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей. До 360 года на месте Айя-Софии стоял храм языческой Артемиды. Император Константин поставил на его месте небольшую церковь в честь Святой Софии. А в VI веке, согласно легенде, императору Юстиниану во сне явился ангел с планом строительства нового грандиозного храма. Строительство самой красивой церкви в Малой Азии длилось 5 лет, и все доходы империи за это время не покрыли стоимости строительства. Храм открыл свои двери для верующих на Рождество в 537 году. Здесь есть колонны, привезенные из древних разрушенных храмов Артемиды в Эфесе и Храма Солнца в Ливане, алтарь из золота, с сапфирами, рубинами, жемчугом, аметистами. В середине XV века войска султана Мехмеда II захватили Константинополь, после чего к храму Святой Софии пристроили минареты и он стал мусульманской мечетью. Золотой полумесяц, сменивший крест, стоял на куполе до 1935 года, когда из собора решено было сделать музей.

Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор -- возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн. Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России.

Историческая справка:

  • · В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.
  • · В 1326 г. на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса. В 1362 г. турки, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Эдирне.
  • · В 1453 г. турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.

Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр. Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы. И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви.

1 слайд

2 слайд

Об османской архитектуре этого периода следует рассказать несколько подробнее, поскольку архитектурные произведения могут отражать уровень развития производительных сил, идеологических систем и эстетических воззрений. Османская архитектура сложилась на рубеже XV и XVI вв., достигнув своего расцвета в XVI в при зодчем Синане, сооружения которого стали образцом для османских архитекторов и вызвали многочисленные подражания в других странах Востока. XVII век был временем застоя для османского строительного искусства, архитекторы решались лишь повторять достижения мастеров прошлого. В конце XVII - начале XVIII в. османское искусство испытывает некоторое влияние персидского, а затем европейского искусства. Ко времени правления Ахмеда III относят возникновение стиля "ла-ле" (т. е. "тюльпан"), который особенно характерен для периода 1718-1730 гг.

3 слайд

4 слайд

Мечеть Султана Ахмеда- первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры.

5 слайд

Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии. Мечеть является одним из символов города.

6 слайд

В начале правления Ахмеда, Османская империя вела одновременно две войны с Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов. Это поражение и другие события привели к тому, что авторитет Турции был подорван, и султан Ахмед I решил построить мечеть и таким образом умилостивить Аллаха. К тому же, турецкие султаны уже в течение сорока лет не возвели ни одной новой мечети.

7 слайд

Строительство мечети началось в августе 1609 году, когда султану было 19 лет. Предшественники Ахмеда за строительство мечетей платили тем, что было добыто в ходе войн, но так как Ахмед I не выиграл ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы. Организация и описание работ были тщательно записаны и уместились в шести томах, которые сейчас хранятся в библиотеке дворца Топкапы. Место было выбрано сразу, из-за близости ко дворцу Топкапы. Архитектор мечети - Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и, который решил превзойти своего учителя. Мехмет Ага до выявления архитектурных особенностей служил в янычарском полку, где руководил сооружениями, связанными с водоснабжением.

8 слайд

Центральный купол с тремя экседрами Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса,в состав которого вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

9 слайд

Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов - предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I.

10 слайд

По легенде султан приказал построить стандартное количество (4) золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана.

11 слайд

Название «Голубая мечеть» мечеть получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Мечеть была изображена на банкноте, достоинством в 500 лир, которые были в ходу с 1953 по 1976 год.

12 слайд

13 слайд

Мечеть Сулеймание (Сулеймание-джами) - вторая по значению и первая по размерам мечеть Стамбула (первая по значению - мечеть Султана Ахмета), вмещает более 5000 верующих. Мечеть расположена в старой части города, в районе Вефа. Мечеть сооружена по приказу Султана Сулеймана Законодателя архитектором Синаном в 1550-1557 годах. Султан Сулейман Законодатель лишь к 30-летию своего восшествия на престол решил воздвигнуть мечеть своего имени, одну из выдающихся мечетей Стамбула. Зодчий мечети Синан вошёл в историю как "зодчий, которому не нужна архитектурная планировка".

14 слайд

В день открытия мечети, Синану была оказана честь взять в руки золотой ключ от ворот. Здание мечети считается самым устойчивым к землетрясениям, ибо фундамент его переполненный водой по образцу водохранилищ, защищал здание. На открытии мечети, Синан провозгласил следующее: "Эта мечеть будет стоять вечность". Эти слова выдающегося зодчего доказывает история землетрясений 500-летней давности.

15 слайд

Внутри тюрбе, 8 гробниц, три из них принадлежат падишахамЗдесь похоронены и два других османских султана - Султан Ахмед 2-й и Султан Сулейман 2-й. Здесь же находится гробница дочери Султана Сулеймана Законодателя Михриман. Рядом с тюрбе султана Сулеймана Законодателя, имеется еще одна тюрбе, принадлежащая его жене, дочери русского священника, матери последующего падишаха Селима 2, принимающей самое близкое участие в государственных делах султанши Хуррем (настоящее имя Роксолана) Рядом с мавзолеем мечети, на северо-западе, появились гробница зодчего Синана Предание, об известных минаретах это полулегендарный рассказ о драгоценных камнях, которые персидский шах Тахмасиб послал Султану Сулейману с откровенным намеком на то, что у него не хватает средств на завершение строительства, Султан был разгневан на шаха и повелел Синану поместить драгоценные камни в закладке одного из минаретов



Рассказать друзьям