Возможности факультативных занятий по литературе. Факультативные занятия и спецкурсы по литературе в школе Учебно-методическое обеспечение факультатива

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г. Балтийска

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

__________ Ухабина М. Г.

Протокол № 1

«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по УВР

________ Назарова О. Н.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №6

___________ Захаренко Л. А.

Приказ № 314


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по литературе

«Анализ художественного текста»

педагога первой квалификационной категории

Казарлыги Елены Константиновны

для 9 «Б» общеобразовательного класса

Количество часов по учебному плану школы – 34 (1ч/нед)

2015-2016

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Анализ художественного текста» предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательной школы; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса:

Формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

Развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей.

Воспитание интереса к художественному слову.

Задачи курса:

    формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

    формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

    развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;

    развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

    формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;

    развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;

    развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Факультативный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Необходимо научить школьников максимально полной интерпретации художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в школе и вступительным в вузы гуманитарного направления.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный факультативный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Предполагаемые результаты обучения: факультативный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме

Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста. Программа элективного курса включает в себя:

    пояснительную записку;

    требования к уровню освоения содержания курса;

    тематический план курса;

    учебно-методическое обеспечение курса (список литературы для учащихся; список литературы для учителя; список стихотворений для анализа на занятиях).

Учебно-тематическое планирование

Количество занятий

Наименование разделов и тем

Основное содержание раздела

Основные понятия

Формы контроля

Мир художественного произведения.

Литература как вид искусства.

Устный опрос.

Виды анализа текста.

Лексико-семантический анализ. Лингвостилистический анализ. Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора; национального литературного процесса; мирового литературного процесса

Лингвистика, лексика, семантика, поэтика, литературный процесс.

Устный опрос

Фонетика: связь звука, цвета, смысла. Звукопись.

Особенности звуковой организации художественного текста.

Звуки речи, ассонанс, аллитерация

Ритм художественного текста. Интонация. Стихи и проза.

Проза и поэзия как два вида словесного творчества, интонационное и ритмическое построение произведения.

Интонация, ритм,стихотворные размеры.

Устный опрос, практическая работа.

Лексика: сила слова. Изобразительные возможности слов. Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.

Изобразительные возможности лексики.

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, неологизмы, архаизмы, историзмы, диалектизмы, заимствования.

Устный опрос, практическая работа, тесты.

Средства выразительности языка. Стилистические фигуры.

Риторические фигуры и тропы.

Инверсия, парцелляция, риторические обращение и вопрос, метафора, эпитет, метонимия, оксюморон, синекдоха, антитеза и др.

Устный опрос, практическая работа,тесты.

Изобразительные возможности словообразовательных и морфологических средств.

Художественное употребление словообразовательных и морфологических средств языка.

Корень слова, суффиксы, приставки, сложные слова.

Беседа, практикум.

Пространство и время в художественных произведениях.

Пространство и время в литературе.

Хронотоп.

Устный опрос.

Идейно-образный анализ текста.

Герой художественного произведения, проблематика.

Художественный образ

Сочинение

Роды и жанры литературы

Три рода литературы, жанры

Эпос, лирика, драма, роман, рассказ, стихотворение, комедия, трагедия, драма и др.

Устный опрос.

Проблема и тема художественного произведения, авторское решение проблемы.

Сочинение

Творческая мастерская

Зачётная (письменная) работа

Самостоятельная работа (анализ текста)

Творческий или исследовательский проект

Защита проекта

    К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками : Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.

    Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.

    Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе.

    При анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.

    Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.

    Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.

    Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.

    Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

    Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.

Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения .

Схема анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями)

    Дата написания стихотворения.

    Реально-биографический и фактический комментарий.

    Жанровое своеобразие.

    Ведущая тема.

    Основная мысль.

    Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении, в их динамике и статике.

    Внешнее впечатление и внутренняя реакция на стихотворение.

    Преобладание личных и общественных интонаций.

    Построение стихотворения.

Сопоставление и развитие словесных образов:

    по сходству;

    по контрасту;

    по смежности;

    по ассоциации;

    по умозаключению.

Основные изобразительные средства : эпитет, иносказание, метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм.

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, перифраз.

Основные особенности ритмики:

    тонический, силлабо-тонический стих, «дольник», «свободный стих»;

    стих. размеры – ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.

    Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

    Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная).

    Строфика (двустишье, трехстишье, катрен, пятистишье, октава, «онегинская строфа»).

    Эфрония (благозвучие) и звукопись (аллитерация и ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях данного элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и другие.

Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый ученик может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.

    Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование, творческая работа или защита проекта учащегося по теме курса.

Учебно-методическое обеспечение курса

Литература для учащихся

    1. Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. - М.: Просвещение, 1995.

    2. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: «Образование от А до Я», 1999.

    3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. - М.: Просвещение, 1996.

    4. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. - М.: Просвещение, 1997.

    5. Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

    6. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. - М.: «Первое сентября», 2002.

Литература для учителя

    1. Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. - 2002.- №2; 2003.- №1-4.

    2. Альбеткова Р.И. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С.

    3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под ред. М.Л.Семановой.- М.: Просвещение, 1987.

    4. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.

    5. Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.

    6. Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе.- 1999.- №4.- С.26.

    7. Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.

    8. Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность.- 2002.- №3.- С.38-43.

Анна ШИПКОВА,
п. Хасан,
Приморский край

«Устное народное творчество»

Программа факультатива по литературе

Пояснительная записка

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов”. Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А.Н. Толстой.

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативе «Устное народное творчество» следует проводить со следующими целями:

  1. Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества.
  2. Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка.
  3. Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.

Программа факультатива рассчитана на учащихся 8–10-х классов. Исходя из возрастных особенностей школьников, работа на факультативе учеников 8-х классов будет более эмоциональной, учащихся 10-х классов - более научной. В связи с этим учитель может поставить перед собой дополнительную задачу - раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объёме свои возможности.

На занятиях факультатива учитель может использовать следующие виды работ:

Выразительное чтение текста;

Комментирование текста;

Сравнительный анализ текста;

Фольклорные праздники;

Театрализованное представление текста;

Иллюстрирование;

Заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.

Занятия факультатива следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино.

Распределение часов по темам:
  • Введение (1 ч),
  • детский фольклор (2 ч),
  • загадки (1 ч),
  • пословицы и поговорки (1 ч),
  • народные сказки (3 ч),
  • фольклорный театр (1 ч),
  • былины (4 ч),
  • суеверные рассказы (1 ч),
  • предания и легенды (1 ч),
  • сказы Бажова (1 ч),
  • песенное и обрядовое творчество (8 ч),
  • народные заговоры (1 ч),
  • фольклор и русская литература (4 ч),
  • анекдот (1 ч),
  • фольклорные праздники (3 ч),
  • итоговое занятие (1 ч).
Примерное распределение часов по неделям:

1-я неделя. Вводное занятие. Что есть фольклор.

2-я неделя. Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, пеструшки, потешки, считалки, дразнилки, заклички и приговорки).

3-я неделя. Колыбельная песня в творчестве русских поэтов (Майков. «Спи, дитя моё, усни...»; Л.Мей. «Баю-баюшки-баю...»; В.Брюсов. «Спи, мой мальчик...»; М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» и другие).

4-я неделя. Загадки. “Загадать вам загадку?” (Меткость, выразительность загадок, тематика.)

5-я неделя. Пословицы и поговорки. “Старинная пословица не мимо молвится”. Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта. В.И. Даль и его книга «Пословицы русского народа».

6-я неделя. Народные сказки. “Что за прелесть эти сказки...” Народные сказители. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки. Докучные сказки.

7-я неделя. Персонажи сказок (Баба-яга, великан, волк, горе, Жар-птица, Змей Горыныч, Иван-богатырь, -дурак, -царевич, Кощей Бессмертный и другие).

8-я неделя. Влияние русской сказки на творчество русских авторов (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Ершов, Горький, Платонов и другие).

9-я неделя. Фольклорный театр. Народная драма. Раёк. Балаган. Темы и персонажи народного балагана. Театр Петрушки. Вертепные представления. Медвежья потеха («Петрушка», «Петрушка в Петербурге», «Барыня и Доктор», «Царь Ирод», Нижегородские ярмарочные райки и другие).

10-я неделя. Ярмарка - народное гулянье. (Фольклорный праздник.)

11-я неделя. Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор.

12-я неделя. “Три богатыря”. Главные герои русского эпоса - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

13-я неделя. Социально-бытовые былины: «Соловей Будимирович», «Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович».

14-я неделя. Былины в живописи (Васнецов, Н.Воробьёв, И.Щукин, К.Васильев и другие).

15-я неделя. Суеверные рассказы. (Клады и кладоискатели. Оборотни и заговорённые. Колдуньи и ведьмы. Водяные и русалки. Домашние духи.)

16-я неделя. Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Пётр I, Суворов, Кутузов). «Иван Грозный в Новгороде», «Ермак под Казанью», «Клады Кудеяра и разбойников», «Петр I воюет со шведским королём», «Царь-работник» и другие.

17-я неделя. Влияние фольклора на творчество П.Бажова. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки». Прославление Мастера. Хозяйка Медной горы.

18-я неделя. Фольклорный праздник «Крещенский вечерок». (Девичьи посиделки.)

19-я неделя. Песенное творчество русского народа. Артельные трудовые песни и припевки. Календарные песни. Шуточные и плясовые песни.

20-я неделя. Бунтарские, разбойничьи и тюремные песни и причитания о рекрутах и солдатах.

21-я неделя. Исторические песни («Кулачный бой братьев - Калашничков с Кострюком», «Авдотья Рязаночка», «Гнев Ивана Грозного на сына», «Дума Степана Разина», «Поход Степана Разина на Яик», «Под славным городом под Полтавой», «Разорённая путь-дорожка»).

22-я неделя. Лирические любовные и семейные песни («Не во далечем-далече», «По улице мостовой», «Как пойду я молоденька», «Красна девица во садику гуляла», «Ах, кабы на цветы не морозы»).

23-я неделя. Лирика русской свадьбы. (Свадебные песни, величания и причитания, образность лирических свадебных песен. Свадебные обращения.)

24-я неделя. Частушки, нескладухи, небылицы, страдания. Тематика, современность, язык частушек.

25-я неделя. Фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!».

26-я неделя. Жестокий романс (возникновение, сюжет, художественное своеобразие, романтика жестокого романса, жестокий романс в советское время).

27-я неделя. Народные лирические песни литературного происхождения (Ф.Мерзляков. «Среди долины ровныя»; К.Ф. Рылеев. «Ревела буря»; Ф.Глинка. «Вот мчится тройка удалая» и другие).

28-я неделя. Народные заговоры.

29-я неделя. Влияние устного народного творчества на поэзию XIX века (первая половина). А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, А.В. Кольцов, А.К. Толстой.

30-я неделя. Традиции устного народного творчества в поэзии Некрасова.

31-я неделя. Традиции устного народного творчества в прозе русских писателей (А.К. Толстой. «Встреча через триста лет»; А.А. Бестужев-Марлинский. «Страшное гаданье»; А.Погорельский. «Лафертовская маковница»; М.Загоскин. «Вечер на Хопре»).

32-я неделя. Традиции и новаторство в изображении фольклорных персонажей в произведениях Гоголя и Булгакова («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мастер и Маргарита»).

33-я неделя. Анекдоты (происхождение, тематика, персонажи, злободневность анекдотов).

34-я неделя. «К мудрости ступенька» (итоговое занятие).

Школа, как и все наше общество, заметно меняется. И не потому, что найдены решительные факторы перестройки школы. Реформа народного образования пока остается проблемой нерешенной. Но психологический, духовный климат в школе изменился существенно. Учителя в меньшей степени обуреваемы страхом перед администрацией и инспектором, учителя сегодня озабочены не формальными показателями работы, а ее сутью и ищут подлинных контактов с учениками, стремятся к реальному влиянию на их духовный мир. Да и ученики изменились. Ушли в прошлое времена казарменной дисциплины, когда учитель вещал, а ученики послушно повторяли его слова и статьи учебника. И все меньше становится на уроках равнодушных лиц, пустых глаз, фальшиво-патетических фраз. Общество освобождается от эпохи застоя, и школа проснулась. Горячие споры, стремление аргументированно защитить свою позицию, не только самовыражение, а поиск истины становятся примером современных уроков литературы. Общение учителя и ученика обретает формы естественного разговора, а не заданного? мертвым планом сообщения. И, поддерживая эту тенденцию искренности, открытости, гласности, нам полезно присмотреться к опыту форм внеклассной работы, где свобода общения всегда была временным условием успеха.

Факультативные занятия, как правило, ведутся в старших классах. Однако средние классы могли бы успешно заниматься в факультативе по литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме. Однако программа факультатива по литературе в средних классах может быть шире, чем краеведение, связанное с одним конкретным местом, где живут школьники. Для школьников V - VII классов доступен и интересен факультатив, который условно можно назвать «Воображаемые путешествия». Сюжет путешествия увлекателен для школьников этого возраста. Вне сюжета они часто не могут остановить свое внимание на художественном смысле произведений искусства. Кроме того, жанр путешествия позволяет включить в факультатив произведения разных видов искусства. В этих занятиях более значительное место может быть уделено архитектуре. В воображаемые путешествия войдет и природа. Так, например, заочное путешествие «Полуденные волны» позволяет проследить странствия Пушкина по Югу, увидеть картины русских художников, воспроизводящих эти места (Кавказ, Крым, Одесса, Молдавия), познакомиться с отрывками из опер Моцарта и Россини, которые так пленили Пушкина в Одессе, послушать стихотворения Пушкина и романсы («Фонтану Бахчисарайского дворца», «Нереида» и др.), увидеть отрывки из опер и балетов, возникших по мотивам пушкинских произведений.

Программа такого факультатива должна быть тесно связана с уроками литературы, но не повторять их.

1. Поле Бородина (перед изучением стихотворений Лермонтова).

2. «Волшебница-зима» в лирике русских поэтов.

3. Весна и осень в поэзии С.Есенина.

4. Лес в изображении русских художников.

5. Дворянская усадьба (в связи с изучением «Дубровского»).

6. Запорожская Сечь (в связи с изучением «Тараса Бульбы»).

7. Летний день в средней полосе России (в связи с изучением «Бежина луга» Тургенева).

8. Море в изображении русских художников, поэтов, композиторов.

9. С Пушкиным по следам Пугачева.

10. Лермонтовский Кавказ.

12. Провинциальный город в изображении русских художников.

13. Чеховский Таганрог.

14. Горький в Нижнем Новгороде.

15. Старинные здания нашего города.

Занятия такого факультатива не должны быть слишком часты, может быть раз в месяц, но подготовительная работа к каждому занятию должна быть еженедельной и протекать в формах индивидуальных бесед учителя с учениками.

Воображаемые путешествия помогут обострить восприятие реальных вещей, обогатить литературным опытом. Во внеурочное время мы предлагаем учащимся выбрать из многочисленных фото- и художественных репродукций картины, близкие По настроению к пейзажным зарисовкам зимней лирики. В другой заочной экскурсии мы ищем те картины природы, которые помогли родиться стихотворению («Весна и осень в поэзии С.Есенина»).

Реальные впечатления, которые легли в основу произведения, могут обогатить сознание учащихся, придать литературному произведению неопровержимость достоверности.

Факультативы должны не только наследовать изучаемое в классе на уроках, но и опережать их, подготавливать впечатления, необходимые для программного изучения темы. Так создается установка на изучение темы, вызывается ожидание ее в классе.

Другой факультатив для школьников VI - VII классов «Выразительное чтение и рассказывание» ставит перед учениками новые задачи.

Литературное образование школьников должно сказаться и в расширении их знаний, и в культуре чувств, и в углублении эстетической мысли. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой в VII - VIII классах являются выразительное чтение и рассказывание.

Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой актерской интерпретации художественного текста, поэтому, в VII классе делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в VIII классе можно усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и рассказывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобразительное искусство). Подготовительная работа такого типа идет на факультативе и в VII классе. В VIII же классе она получает законченное выражение в форме рассказа о картине и художнике, ее создавшем, сочинения по впечатлениям о музыкальном произведении.

В результате проведения такого факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы:

36. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

37. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

38. Умение «видеть» читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

39. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.

41. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.

42. Умение оценить и мотивированно высказать суждение о чтении товарища.

43. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонацией услышать и понять концепцию прочитанного.

44. Умение выделять особенности речи при чтении эпоса и драмы.

45. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи.

46. Умение по содержанию и интонационному строю, «музыке речи» услышать, кому из персонажей произведения, какому писателю она принадлежит.

47. Умение соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Организация факультатива по литературе в 11 классе «Миниатюра в русской литературе второй половины ХХ века»

Факультатив как составная часть литературного образования школьников

1. Задачи и специфика факультатива

Одним из важнейших средств нравственно-эстетического воспитания школьников являются уроки литературы. Цели литературного образования в школе можно определить следующим образом:

воспитательные:

воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения к постижению художественной культуры;

воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;

образовательные:

формирование и развитие умений творческого, т. е. эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса литературы всех классов.

Факультативные занятия по литературе - одна из трех составных частей процесса литературного воспитания школьников, они взаимодействуют с основным курсом, с внеклассной работой и занимают промежуточное положение между ними.

До сих пор, однако, среди методистов и учителей-словесников нет единства во взглядах на цели и задачи факультативных занятий по литературе. Часто можно услышать мнение о том, что эти занятия не должны иметь учебный, научно-систематизированный характер, а должны приближаться к свободным чтениям, беседам кружкового (студийного, клубного) типа с необязательным, не зафиксированным программами содержанием и образовательними задачами, иметь как можно меньше общего с уроками литературы. Между тем, как показывает школьная практика, для углубленного изучения литературы в высшей степени актуальна и другая сторона проблемы - общность процессов литературного образования во всех его организационных формах, прежде всего, единство факультативных занятий с уроком литературы.

Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, воспитания и развития, сама структура учебного предмета. Можно с уверенностью сказать, что не существует каких-то особых методов и приемов факультативного обучения, так же как и форм организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе. Специфическими признаками факультативного изучения литературы являются:

свободный выбор учениками литературы как предмета изучения;

целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого толкования творчества писателей и литературного процесса;

усвоения дополнительных теоретико- и историко-литературных знаний;

развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений.

Здесь четко проявляется основное предназначение факультативов - совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.

В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой и т.д. Вместе с тем, на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы - элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

2. Организация факультатива в старших классах

Тот или иной факультативный курс выбирается учениками в начале года. (Обычно на выбор предлагается несколько факультативов по разным предметам и на различные темы). Учебная группа формируется из 15 - 25 человек и сохраняется в течение всего изучения данного курса. Минимальное число часов, выделяемых на факультатив - 18, занятия ведутся по расписанию, один час в неделю или два часа в две недели, ведется журнал занятий. Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибалльная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойным того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного, открытия - все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.

Работая с относительно небольшим числом заинтересованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и способностей учеников. Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников, так как интересы их в основном уже определились и способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. У большинства школьников заметно стремление завоевать внимание, уважение товарищей и взрослых. Факультативные занятия предоставляют для этого широкие возможности. В относительно небольшой группе каждый его член может принимать активное участие почти на каждом занятии, также действуют те стимулы, которые подчеркивают общественную ценность познавательного труда. Благодаря этому он приобретает существенное значение для воспитания трудолюбия и общественной активности школьников.

Стремление ученика изучить интересующий его вопрос необходимо поддерживать, поэтому в качестве темы для факультатива надо избирать не частный, а существенный для эстетического развития вопрос, который объединяет все занятия курса общей и содержательной мыслью. При этом характер проблемы необходимо соотнести с уровнем, возможностями читательского восприятия школьников, с кругом вопросов, в первую очередь их интересующих (2; 114). Именно интерес стимулирует познавательную способность ученика. Он, в свою очередь, поддерживается постановкой проблемного вопроса. Лучше всего, если он будет заявлен в теме занятия. Обсуждение станет для ученика отправной точкой дальнейшего исследования, выяснения сущности проблемы. Исследовательский метод современная дидактика рассматривает как высший в системе методов. Но характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес и для науки: «художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников» (2 ,11).

В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы (цитировано по Альбетковой Р. И.):

умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;

умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

умение соотнести характер чтения со стилем писателя;

умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного;

3. Формы учебного процесса на факультативных занятиях

Учебный процесс на факультативных занятиях включает в себя все основные виды учебных занятий в классе и некоторые формы внеклассной работы. Говоря об учебном процессе, мы подразумеваем под ним систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; учебный процесс направлен на достижение целей обучения и воспитания; он включает в себя все формы обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся (10, 99).

К основным формам учебного процесса на факультативных занятиях обычно относят беседу, лекцию, практическое занятие и семинар. (При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются в основном те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основного курса литературы).

Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе большинства учеников, при этом создается обстановка непосредственности общения учителя и учеников. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность учащихся и эффективность обучения.

Лекция учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания. Готовность и умение слушать и конспектировать лекцию составляют предмет специальных обучающих воздействий со стороны учителя (в том числе в форме заданий по составлению плана, тезисов и конспекта лекции учителя и своей собственной).

Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико-литературных знаний; школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.

Семинары - форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с библиографией по теме. Так, например, приступая к изучению миниатюр отдельных авторов, на факультативе, разработанном нами, учитель в целях научно-библиографической информации должен провести визуальное знакомство учеников с различными изданиями миниатюр, научными исследованиями творчества этих писателей. Вступительную лекцию или беседу желательно предварить читательской анкетой, выявляющей круг чтения одиннадцатиклассников в области современной литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных учитель сможет дать основные ориентиры для знакомства с современной литературой и творчеством писателей, миниатюры которых будут далее изучаться, а также продемонстрировать ученикам современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет издания типа «НЛО», «Книжное обозрение», «Знамя», «Литературная жизнь», «Вопросы литературы» и т.д.

Для того, чтобы ученики овладевали навыками самостоятельной работы с критическими и научными источниками, учитель проводит общую консультацию, на которой знакомит слушателей с элементами библиографической работы (каталоги, справочники, правила цитирования, ссылок и др.), демонстрирует рабочие материалы (самого учителя или учащихся прошлых лет): подборки литературы по вопросу, картотеки выписок, конспекты, тезисы и варианты доклада, сам доклад с подборкой цитат. Здесь же актуализируются и систематизируются знания учащихся об основных отличительных признаках аннотации, конспекта тезисов, доклада, реферата. Школьники знакомятся с основными требованиями к докладу (реферату): соответствие теме, глубокое ее раскрытие, наличие плана изложения (в том числе деления текста на части - главы, параграфы, абзацы); выделение главных мыслей, формулирование основных положений (желательно приложение тезисов), стилистически и грамматически правильное оформление текста, правильное оформление цитат и ссылок; приложение списка использованной художественной и критической литературы.

Учитель не может полностью полагаться на самостоятельность ученика при подготовке им первого сообщения, доклада, реферата, да и во второй - третий раз, если тема достаточно сложная, ученик нуждается в помощи учителя. Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение. На первой из них учитель помогает докладчику определить предмет и границы темы, рекомендует литературу (или дает ученику необходимые книги и указывает нужные фрагменты). На второй консультации, после того, как ученик прочитал и законспектировал материал, учитель помогает выработать «концепцию» доклада, выделить круг проблем, составить план. На третьей консультации учитель знакомится с текстом доклада и выступает его редактором; эта консультация для опытных докладчиков уже необязательна.

На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Учитель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

К групповой работе на факультативных занятиях мы относим также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников. По групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы и периодики, выставок, викторин, литературных бюллетеней и других подобных работ, которые затем демонстрируются на факультативных и классных занятиях, школьных вечерах и т.п.

Работа с хронологической таблицей. От темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям;

Выразительное чтение текста. При изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, режиссерской работы; при изучении прозаических жанров - литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера, конкурсы на лучшего исполнителя;

Аккольская средняя школа

календарно-тематический план факультатива

«Природа в литературе»

Учитель русского языка и литературы Айталиева Зульфия Сарсембаевна

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании в эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен остановиться в повседневной круговерти, задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека. Поэтому считаю целесообразным для пяти- и восьмиклассников начать знакомство с изображениями природы в литературе с наиболее привычных им форм – произведений поэтов 19 века о природе. Многие из этих стихотворений уже знакомы ученикам, поэтому есть возможность использовать в качестве момента успеха радость узнавания.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.

В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.

Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (5-8 класс)

Цели и задачи кружка

    Обучение учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.

    Развитие у детей чувства прекрасного; умения видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.

    Обучение учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; первоначальное знакомство с мастерством художественного слова.

    Воспитание любви к родной природе через осмысление поэтической строки.

Дети, работающие по данной программе, к концу первого года обучения должны знать:

    Основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-8классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)

    Поэтов XIX века, которые писали о природе

    Стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе

уметь:

    Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-8 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)

    Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом

    Определять стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе

    Создавать собственные стихотворные произведения заданной тематики, опираясь на знания теории литературы

Новизна заключается в следующем:

данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Материалы и инструменты: стихи русских поэтов XIX века о природе; материалы для иллюстрирования журналов: краски, фломастеры и т.д.

Документация: журнал, план

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании

Директор зам.директора по М\О:

воспитательной работе Ф.И.руководителя М\О

Халменова Н.Х. Молдагалиева Э.З. Турахбаева Э.Т.

п/п

Тема занятия

Дата

Теоретическое

Практическое

Форма работы

1-2

Осень в лирике русских поэтов. Пейзажная лирика..

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы

Осень в лирике А.С.Пушкина.

Работа со стихотворениями А.С.Пушкина: чтение стихотворений, выбор подходящих по тематике, анализ стихотворений, особенностей изображения осени у Пушкина.

4-5

Осень в лирике русских поэтов.

6-7

Осень в лирике казахских поэтов.

Подбор стихотворений для журнала

Выпуск журнала “Осень в лирике русских и казахских поэтов”

Работа над журналом

Литературные чтения “Провожаем нашу осень”

11-12

Зима в лирике казахских поэтов.

Проба пера.

Пишем стихотворения о природе

14-15

Зима в лирике русских поэтов.

Знакомство с русскими поэтами. Выразительное чтение.

16-17

Зима в лирике русских и казахских поэтов.

Выпуск журнала “Зима в лирике русских и казахских поэтов”.

Работа над журналом

Зимние забавы в лирике.

Подготовка к литературным чтениям..

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений

Литературные чтения “Зиму провожаем – весну встречаем”.

Выразительное чтение наизусть

22-23

Весна в лирике казахских поэтов.

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы.

Проба пера.

Иллюстрирование стихотворений.

Работа по иллюстрации

Средства выразительности языка при изображении картин природы.

Словесное описание

27-28

Проба пера.

Пишем стихотворения о природе.

Весна в лирике русских поэтов.

Знакомство с русскими поэтами. Выразительное чтение.

Весна в лирике русских и казахских поэтов.

Подбор стихотворений для журнала.

Выпуск журнала “Весна в лирике русских и казахских поэтов”.

Работа над журналом

Подготовка к литературным чтениям.

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.

Литературные чтения “Встречаем лето”.

Выразительное чтение наизусть

Творческий отчет о проделанной работе.

Отчет



Рассказать друзьям