Анализ повести лескова несмертельный голован. Николай лесковнесмертельный голован

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Восстань, пророк, и виждь, и внемли…

А. С. Пушкин

Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками в мировой и русской поэзии: Горацием, Ови­дием, Ломоносовым, Державиным.

Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина, полу­чая разную трактовку, с годами углубляясь и отображая изменения в ми­ровоззрении поэта.

Уже в лицейский период, в 1814 г., Пушкин создает стихотворение «К другу стихотворцу». Обращаясь к начинающему стихотворцу, юный поэт говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом: «Артист не тот, кто рифмы плесть умеет». Будущий гений России говорит о нелегкой судьбе, уготованной поэту:

Лачужка под землей, высоки чердаки -

Вот пышны их дворцы, великолепны залы.

Следует хорошо подумать, прежде чем вступить на поэтическое по­прище. Настоящая поэзия требует огромной духовной отдачи, которая к тому же не часто вознаграждается людьми. Гораздо проще обратиться к «мирским» заботам. «Быть славным хорошо, спокойным лучше вдвое».

В своих стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии, Пушкин размышляет о месте и предназначении поэзии в обществе. В частности, в стихотворении 1824 г. «Разговор книгопродавца с поэтом» в шутливом тоне в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии поэт и представи­тель «непосвященной» толпы - книгопродавец. Взгляд автора на литера­туру, на поэзию несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. С одной стороны, поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пла­менный восторг». Он выделяет себя из толпы. Это образ романтика, который уходит в прошлое, вспоминает о том времени, когда «в безмолвии трудов»

Делиться не был я готов С толпою пламенным восторгом.

«Какое дело свету?.. Я всем чужой!» - восклицает поэт. Он избирает духовную и поэтическую свободу. Но книгопродавец замечает:

Наш век торговли; в сей век железный Без денег и свободы нет.

И это правда. Поэт не может существовать без общества. Оба - и книгопродавец, и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. Книгопродавец достаточно умен, что­бы пощадить самолюбие поэта. И поэт вполне устраивает формула, кото­рую предлагает ему книгопродавец: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Поэт выделяется из общей массы. Поэт - избранник, но избранниче­ство достается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк» и занимает исключительное место в ряду стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии.

В стихотворении «Пророк» говорится о качествах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно вы­полнять свою миссию. Характерно, что если в других стихотворениях Пуш­кин пользуется образами античной мифологии (Муза, Аполлон, Парнас), то в «Пророке» поэт обращается к библейской мифологии: пророк, еврей­ский Бог, Серафим. Будущий пророк томится «духовной жаждою» в «мрач­ной пустыне» - в косном, бездуховном человеческом обществе. Послан­ник Бога Серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У человека открываются глаза:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Теперь он видит то, что не может видеть обыкновенный человек, слы­шит полет ангелов и рост травы. Серафим дает человеку вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо трепетного сердца «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». Но этого преобразования недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом («Как труп в пустыне я лежал»), нужна еще вы­сокая цель, высокая идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так чутко видит и слышит. Эта цель образно обозначена как «Бога глас», взывающий к пророку, как воля Бога, наполняющая его душу и повелевающая ему жечь сердца людей сво­им поэтическим словом - глаголом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

В стихотворении «Поэт» также появляется мотив божественного из­брания поэта. Да, поэт такой же человек, как и все, он не выделяется из светской толпы, предается забавам и развлечениям света:

Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон,

В заботы суетного света Он малодушно погружен…

Но снисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого кос­нется», он заставляет пробудиться его душу. Поэт становится одиноким, он ощущает избранность, ему становятся чужды суетные забавы:

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы…

Поэт внутренне независим.

В последующих стихотворениях Пушкин с всё возрастающей уве­ренностью говорит о высоком предназначении поэта.

В таких произведениях, как «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» автор про­возглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, «черни», по­нимая под этим словом «светскую чернь», людей глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв поэта «идти дорогою свободной» вовсе не озна­чает, что Пушкин выступает проповедником «искусства для искусства».

В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин проводит резкую границу между поэтом и толпой. Поэт одинок среди людей, так как толпа не в со­стоянии понять его высоких устремлений:

Поэт на лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал.

Он пел - а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал.

Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит ни­каких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветр она бесплотна -

Какая польза нам от ней.

Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает растущее раздра­жение поэта. Поэт не приемлет этот враждебный ему мир:

Подите прочь - какое дело Поэту мирному до вас!

В своих стихотворениях Пушкин выступает в защиту реалистическо­го искусства, связанного с запросами общественной жизни.

В стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Автор анализирует те качества своей поэзии, благодаря которым он будет «любезен» народу. Поэзия Пушки­на гуманна и справедлива; на протяжении всего творчества поэт остается верен идеалу свободы:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Поэзия Пушкина - это своеобразный духовный «нерукотворный» памятник, который переживет века. Именно этот памятник и станет пред­метом народного преклонения: «К нему не зарастет народная тропа», по­тому что всё творчество поэта было посвящено идеалу духовной свободы и независимости.

Таким образом, тема поэта и поэзии является важнейшим в творчест­ве Александра Сергеевича Пушкина. В течение жизни менялось мировоз­зрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, но всегда оставаясь верной идеалам патриотизма, высокой граж­данственности, свободы.

Рецензия

Сочинение об образе поэта и теме творчества в жизни общества и людей последовательно и верно раскрывает взгляд А. С. Пушкина на роль поэта и поэзии, видевшего свое предназначение в том, что выражено им в стро­ках: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа». Части сочине­ния соразмерны. Работа композиционно завершена, отличается точностью словоупотребления, разнообразием синтаксических конструкций, грамот­ным, уместным цитированием.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи в соот­ветствии с требованиями к особенностям жанра.

Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • образ поэта в лирике пушкина
  • тема творчества в лирике пушкина
  • образ поэта в творчестве пушкина
  • тема творчества в лирике пушкина сочинение

А.С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов четырнадцатого декабря 1825 года. Следствием этого явился жизнеутверждающий пафос его поэзии. Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, «вольности святой».
Свобода для поколения десятых-двадцатых годов XIX века - это и политическое освобождение от «гнета власти роковой», и вольный дух дружеского союза, и наслаждение простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы творчества.
У Пушкина на протяжении всей его жизни наблюдалась эволюция его творческого метода изображения действительности и, следовательно, образа лирического героя.
Образ лирического героя Пушкина - это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.
Так, борьба с тиранией во имя торжества свободы показана в оде «Вольность» 1817 года:
Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Увы! Куда ни брошу взор -
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела - Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Призыв лирического героя к борьбе за свободу слышен и в стихотворении 1818 года, обращенном к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, - Чаадаеву. По жанру это стихотворение-послание, в котором слышны политические нотки:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
«Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья», ждали все прогрессивные люди того времени минуты «вольности святой». В послании возникают два образа: образ «власти роковой» и образ Отчизны. Благодаря им перед читателем вырисовывается картина тяжелого положения родины. В конце стихотворения звучит полный оптимизма призыв:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья!
Образ «звезды», символизирующий в политической лексике того времени революцию, означает победу дела освобождения России «от самовластья».
В 1819 году во время поездки в Михайловское поэт пишет стихотворение «Деревня», направленное против второго зла в России - крепостного права. Лирический герой наблюдает «везде Невежества убийственный Позор». «Деревня» построена по принципу антитезы: в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, во второй - резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: «барства дикого» и «рабства тощего».
Здесь барство дикое без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца...
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения «Погасло дневное светило», написанного в 1820 году:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей...
Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении «Узник» (1822), а также в элегии «К морю» (1824), где море олицетворяет собой абсолютную свободу человека - как внутреннюю, так и поэтическую:
Прощай, свободная стихия,
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
С 1825 года в поэзии Пушкина наблюдается перелом, связанный со становлением метода реализма в его творчестве. Следовательно, закономерной является и эволюция образа лирического героя. Теперь он тяжело переживает поражение друзей-декабристов, хранит верность их идеалам. Он расстался с романтическими иллюзиями, вынес суровый приговор социальному строю, разделил общество на владык и послушных рабов. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.
В стихотворении 1828 года «Анчар» поэт обличает тиранию во всех ее проявлениях. Стихотворение трагично по существу:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
Даже природа не приемлет «древо яда»:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.
«Но человека человек послал к анчару властным взглядом, и тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом». «Бедный раб» не протестует против воли владыки, который преумножил зло, «напитав ядом свои послушливые стрелы» и разослав их в соседние пределы.
С темой свободы в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Элегия» (1830) и «Вновь я посетил» (1835) связаны философские мотивы лирики Пушкина.
В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» поэт мыслит о «дубе уединенном», который «переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов».
Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836), отмечая одну из своих главных заслуг перед народом и потомками - прославление идеалов свободы:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Следует отметить жанровое многообразие вольнолюбивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и послания, и сонет, и лирические стихотворения. В них поэт сумел объединить разговорные и книжные элементы речи на основе народного языка. Пушкин исповедовал в своих лирических стихотворениях стиль ораторской, призывной речи, для чего включал в текст глаголы в повелительном наклонении, обращения. Поэт использует такие средства художественной выразительности, как символы (море, океан, звезда - символы свободы), анафоры («пока свободою горим, пока сердца для чести живы»), сравнения. Мотивы свободы в лирике Пушкина многообразны и оригинально воплощены в художественной форме стихотворений.
Вольнолюбивые стихи великого русского поэта сыграли важную роль в общественной жизни того времени. Творчество Пушкина повлияло на развитие гражданской русской поэзии: его дело продолжили М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и другие поэты.

Голован был прозван несмертельным во время эпидемии сибирской язвы. В отличие от соотечественников герой рассказа бесстрашно входил в дома заболевших и ухаживал за ними, хотя заболевание было очень заразным, а каждый заболевший умирал. Но Голована эта напасть не брала.

Позднее пастух стал свидетелем того, как рано утром на берегу реки отхватил он у себя косой кусок от ноги и бросил его в воду. Тогда же и мор пошел на убыль. Люди стали говорить, что так Голован откупил их от болезни. Этот случай принес ему всеобщее уважение. Позднее мы узнаем, что на самом деле наш герой заметил у себя на голени язву, которая была симптомом страшной болезни. Именно поэтому Голован отрезал пораженный кусок плоти и выкинул в реку. После чего долго и тяжело болел, но остался жив, только хромать начал.

Был Голован крепостным, но по своему усердию получил возможность откупиться. Став свободным приобрел дом, завел корову и занялся продажей сливок и молока. Накопив денег, постепенно выкупил из крепости свою мать и сестер. Жили они все вместе, развивая свое молочное хозяйство, попутно женщины занимались ткачеством и продажей одеял, были скромны и трудолюбивы.

Жила с ними еще одна женщина - Павла. Когда-то Голован хотел на ней жениться, но барин выдал ее за другого. Когда наш герой был уже свободен, Павлу бросил муж, и Голован приютил ее. Работала эта женщина еще больше сестер Несмертельного, а он никак ее не выделял среди женщин своего дома. И тем не менее получила Павла в народе прозвище «Голованов грех», хотя это и не умаляло вовсе уважения, которое испытывали к нему сограждане. Лишь после смерти Голована стало известно достоверно, что его отношения с Павлой были абсолютно чисты.

Голован погиб во время пожара. Спасая чье-то имущество, упал в кипящую яму и там утонул.

Пример Голована учит нас быть скромными, трудолюбивыми, честными. А еще он учит нас Любви. Той самой, «которая не ищет своего», но «долготерпит, милосердствует, все покрывает, и все переносит.»

Рассказ «Несмертельный Голован» входит в цикл произведений Николя Семеновича Лескова «Праведники». Целью создания автором данного цикла было выявить и показать читателю наличие в русских людях лучших черт их характеров: жертвенности, бескорыстности, доброты, честности и т. д.

Картинка или рисунок Несмертельный голован

Другие пересказы для читательского дневника

12 июня 2015

Про художников, писателей, ученых, когда хотят показать их оторванность от рядовых граждан, говорят: «Страшно далеки они от народа». Эта фраза совершенно не подходит для характеристики творчества Н. С. Лескова. Русский классик, напротив, чрезвычайно близок рядовым гражданам своего времени - крестьянам (обычным мужикам и бабам).

Он очень точно и подробно воспроизводит внутренний мир своих героев, что говорит не только о незаурядном таланте писателя, но и о фантастическом психологическом чутье и интеллектуальной интуиции. В чем можно убедиться, даже прочитав того или иного произведения только краткое содержание. «Несмертельный Голован» - блестяще написанный рассказ.

Внешность главного героя

Время действия, описанное в рассказе, - середина 19-го века, место действия - г. Орел.

Склада Голован был богатырского: роста в нем было за 2 метра. Большие руки, большая голова (отсюда, вероятно, и прозвище). В нем не было ни капли жира, он был мускулист и вместе с тем широк. Больше всего в его лице выделялись голубые глаза, их обрамляли крупные черты лица и большой нос. Голован был брюнетом. Его борода и волосы на голове всегда были аккуратно подстрижены.

Профессия и окружение Голована

У Голована был один бык и несколько коров. Жил он тем, что продавал молоко, сыр и сливки господам. Сам же он был крестьянином, но не крепостным, а свободным.

Его дела шли так хорошо, что после того как он стал свободным, Голован освободил от ярма рабства трех своих сестер и мать, а также поселил в своем доме Павлу - девушку, которая не приходилась ему родней, тем не менее она жила с самыми близкими для героя женщинами под одной крышей. Злые языки говорили, что Павла - это «грех Голована».

Видео по теме

Как Голован стал «несмертельным»?

В Орле буйствовала эпидемия, было страшно: погибал скот, потом, заразившись от скотины, умирали люди. И ничего сделать было нельзя, только один двор и одних животных страшная хворь не трогала: двор Голована и его быка и коров. Кроме того, главный герой сказа заслужил уважение местных жителей тем, что ходил по домам умирающих и поил их молоком. Молоко не помогало от болезни, но люди хотя бы не умирали в одиночестве, всеми покинутые. А сам смельчак при этом не заболел. Так выглядят подвиги героя вкратце, если читателя интересует только их краткое содержание. «Несмертельный Голован» - рассказ о необыкновенном человеке.

На сотворение мифа о «несмертельном» Головане повлияло и то, что видел однажды утром ученик пастуха Панька. Он выгнал скот постись ближе к реке Орлик, а время было раннее, Панька уснул. Потом внезапно проснулся и увидел, что человек с противоположного берега идет по воде, как по земле. Подивился пастушок, а человеком этим был Голован. Но оказалось, что он шел не ногами по воде, а ехал на воротцах, опираясь на длинный шест.

Когда Голован переправился на другой берег, Панька захотел сам покататься на воротцах до того берега и посмотреть на дом знаменитого местного жителя. Пастух только добрался до желаемой точки, как Голован крикнул, чтобы тот, кто увел его воротца, их вернул. Панька был трусоват и со страху нашел себе укрытие и залег там.

Голован подумал-подумал, делать нечего, разделся, связал всю свою одежду в узел, поместил у себя на голове и поплыл до дома. Речка была не очень глубокая, но вода в ней не нагрелась еще. Когда Голован вылез на берег, он уже хотел начать одеваться, как вдруг заметил что-то под коленом на икре. Тем временем на берег речки вышел молодой косарь. Голован крикнул ему, попросил дать ему косу, а самого мальчика он отослал нарвать ему лопухов. Когда косарь рвал лопухи, Голован одним махом отхватил себе икру на ноге и бросил кусок своего тела в реку. Хотите верьте, а хотите нет, но после этого эпидемия прекратилась. И естественно, пошел слух, что Голован не просто так себя покалечил, а с высокой целью: принес хвори жертву.

Конечно, с большим блеском написал свой рассказ Н. С. Лесков. «Несмертельный Голован», однако ж, произведение, которое лучше читать в первоисточнике, а не в кратком изложении.

Голован - агностик

После этого Голован стал знахарем и мудрецом. К нему ходили советоваться, если возникали какие-то затруднения в хозяйстве или в семейных делах. Голован никому не отказывал и всем давал успокаивающие ответы. Неизвестно, помогали они или нет, но люди уходили от него с надеждой на скорое разрешение своих проблем. При этом никто не мог сказать точно, верит ли Голован в христианского Бога, блюдет ли он канон.

Когда его спрашивали, к какой он церкви принадлежит, Голован отвечал: «Я из прихода творца-вседержителя». Разумеется, такой церкви не было в городе. Но при этом герой сказа вел себя так же, как истинный христианин: никому не отказывал в помощи и даже водил дружбу с любителем звезд, которого в городе все считали дурачком. Таковы добродетели Голована, их краткое содержание. «Несмертельный Голован» - рассказ о светлом идеале праведника, не обремененного никакой конкретной принадлежностью к религиозной конфессии.

Разгадка тайны Голована

Автор повествования (Н. С. Лесков) после пересказа народных легенд, дабы не томить читателя и самостоятельно выяснить истину, обращается за правдивой информацией к тому человеку, который лично знал несмертельного Голована, - к своей бабушке. И она отвечает ему на все вопросы, которые он изложил в произведении «Несмертельный Голован». Рассказ завершается разговором между бабушкой и внуком.

  1. Павла не была любовницей Голована, они жили с ним в духовном, «ангельском» браке.
  2. А ногу он себе оттяпал, потому что заметил первые признаки болезни на икре и, зная, что от нее спасения нет, решил проблему радикально.

Конечно, если читать такого гениального рассказа, как "Несмертельный Голован", краткое изложение, то много чего можно упустить, например, подробности истории или волшебство и обаяние неповторимого языка Лескова. Поэтому всем читателям настоящей статьи необходимо ознакомиться с произведением в полном объеме, чтобы почувствовать ритм, «вкус» и «цвет» прозы Лескова. Таким получилось краткое содержание. «Несмертельный Голован» - рассказ Н. С. Лескова, возбуждающий интерес к другим произведениям автора.



Рассказать друзьям