Балерины XX века.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Слово "балет" звучит волшебно. Закрыв глаза, сразу представляешь себе горящие огни, пробирающую музыку, шорох пачек и легкий стук пуантов по паркету. Это зрелище неподражаемо красиво, его можно смело назвать великим достижением человека в стремлении к прекрасному.

Зрители замирают, устремляя взгляды на сцену. Балетные дивы поражают своей легкостью и пластикой, видимо непринужденно выполняя сложные "па".

История этого вида искусства довольно глубока. Предпосылки к возникновению балета появились еще в XVI веке. А уже с XIX века люди увидели настоящие шедевры этого искусства. Но чем был бы балет без знаменитых балерин, прославивших его? Об этих самых известных танцовщицах и будет наш рассказ.

Мари Рамберг (1888-1982). Будущая звезда родилась в Польше, в еврейской семье. Настоящее её имя Сивия Рамбам, но оно было впоследствии изменено по политическим мотивам. Девочка с раннего возраста полюбила танцы, отдавшись своему увлечению с головой. Мари берет уроки у танцовщиц из парижской оперы, а вскоре её талант замечает сам Дягилев. В 1912-1913 годах девочка танцует вместе с Русским балетом, принимая участие в главных постановках. С 1914 года Мари переезжает в Англию, где продолжает учиться танцам. В 1918 году Мари вышла замуж. Сама она писала, что больше ради забавы. Однако брак оказался счастливым и продлился 41 год. Рамберг было всего 22 года, когда она открыла в Лондоне собственную балетную школу, первую в городе. Успех был таким ошеломительным, что Мария организует сперва собственную компанию (1926), а затем и первую постоянную балетную труппу в Великобритании (1930). Выступления её становятся настоящей сенсацией, ведь Рамберг привлекает к работе самых талантливых композиторов, художников, танцоров. Балерина приняла самое активное участие в создании национального балета в Англии. А имя Мари Рамберг навсегда вошло в историю искусства.

Анна Павлова (1881-1931). Анна родилась в Санкт-Петербурге, её отец был железнодорожным подрядчиком, а мать работала простой прачкой. Однако девушка смогла поступить в театральное училище. Окончив его, она в 1899 году поступила в Мариинский театр. Там она получила партии в классических постановках - "Баядерка", "Жизель", "Щелкунчик". У Павловой были прекрасные природные данные, к тому же постоянно оттачивала свое мастерство. В 1906 году она уже является ведущей балериной театра, но настоящая слава пришла к Анне в 1907 году, когда она блистает в миниатюре "Умирающий лебедь". Павлова должна была выступать на благотворительном концерте, но её партнер заболел. Буквально за ночь балетмейстер Михаил Фокин поставил балерине новую миниатюру на музыку Сан-Санса. С 1910 года Павлова начинает гастролировать. Балерина приобретает мировую славу после участия в Русских сезонах в Париже. В 1913 году она последний раз выступает в стенах Мариинского театра. Павлова собирает собственную труппу и переезжает в Лондон. Вместе со своими подопечными Анна гастролирует по миру с классическими балетами Глазунова и Чайковского. Танцовщица стала легендой еще при жизни, умерев на гастролях в Гааге.

Матильда Кшесинская (1872-1971). Несмотря на свое польское имя, родилась балерина под Санкт-Петербургом и всегда считалась русской танцовщицей. Она с раннего детства заявила о своем желании танцевать, никто их родных и не думал ей препятствовать в этом желании. Матильда блестяще окончила Императорское театральное училище, попав в балетную труппу Мариинского театра. Там она прославилась блестящим исполнений партий "Щелкунчика", "Млады", других представлений. Кшесинскую отличала фирменная русская пластика, в которую вклинились нотки итальянской школы. Именно Матильда стала любимицей балетмейстера Фокина, который задействовал её в своих работах "Бабочки", "Эрос", "Эвника". Роль Эсмеральды в одноименном балете в 1899 году зажгла новую звезду на сцене. С 1904 года Кшесинская гастролирует по Европе. её называют первой балериной России, чествуют "генералиссимусом русского балета". Говорят, что Кшесинская являлась фавориткой самого императора Николая II. Историки утверждают, что помимо таланта балерина обладала железным характером, твердой позиции. Именно ей приписывают увольнение в свое время директора Императорских театров, князя Волконского. Революция тяжело сказалась на балерине, в 1920 году она покинула измученную страну. Кшесинская переехала в Венецию, но продолжала заниматься любимым делом. В 64 года она еще выступала в лондонском Ковент-Гардене. А похоронена легендарная балерина в Париже.

Агриппина Ваганова (1879-1951). Отец Агриппины являлся театральным капельдинером в Мариинке. Однако в балетную школу он смог определить только самую младшую из своих трех дочерей. Вскоре Яков Ваганов умер, у семьи была надежда только на будущую танцовщицу. В школе Агриппина проявила себя озорницей, постоянно получая плохие оценки за поведение. Окончив обучение Ваганова начала карьеру балерины. Третьестепенных ролей в театре давали ей много, однако они не удовлетворяли ее. Сольные партии обходили стороной балерину, да и внешность у нее была не особо привлекательная. Критики писали, что просто не видят её в ролях хрупких красавиц. Не помогал и грим. Сама же балерина очень страдала по этому поводу. Но упорным трудом Ваганова добилась ролей второго плана, о ней стали изредка писать в газетах. Затем Агриппина резко повернула свою судьбу. Она вышла замуж, родила. Вернувшись в балет, она будто бы поднялась в глазах начальства. Хотя Ваганова и продолжала исполнять вторые партии, в этих вариациях она достигла мастерства. Балерина сумела заново раскрыть образы, казалось уже затертые поколениями предыдущих танцовщиц. Только в 1911 году Ваганова получила первую сольную партию. В 36 лет балерину отправили на пенсию. Она так и не стала знаменитой, но добилась многого с учетом своих данных. В 1921 году в Ленинграде открыли школу хореографии, куда и была приглашена в качестве одного из учителей Ваганова. Профессия хореографа стала её основной до конца жизни. В 1934 году Ваганова выпускает книгу "Основы классического танца". Вторую половину жизни балерина посвятила хореографическому училищу. Ныне это Академия танца, названная в её честь. Агриппина Ваганова не стала великой балериной, однако её имя навсегда вошло в историю этого искусства.

Ивет Шовире (род.1917). Эта балерина является самой настоящей утонченной парижанкой. С 10 лет она начала серьезно заниматься танцами при "Гранд опера". Талант и работоспособность Ивет были отмечены режиссерами. В 1941 году она уже стала примой Оперы Гарнье. Дебютные выступления принесли ей поистине мировую славу. После этого Шовире стала получать приглашения выступить в различных театрах, в том числе в итальянской "Ла Скале". Прославила балерину её партия Тени в аллегории Анри Соге, она исполняла много партий поставленных Сержем Лифарем. Из классических выступлений выделяется роль в "Жизели", которую считают главной для Шовире. Ивет на сцене демонстрировала истинный драматизм, не теряя при этой всей девичьей нежности. Балерина буквально проживала жизнь каждой своей героини, выражая все эмоции на сцене. При этом Шовире очень внимательно относилась к каждой мелочи, репетируя и репетируя снова. В 1960-х годах балерина возглавила школу, в которой некогда сама и обучалась. А последний выход на сцену Ивет состоялся в 1972 году. Тогда же была учреждена премия её имени. Балерина неоднократно бывала с гастролями в СССР, где полюбилась зрителям. её партнером неоднократно был сам Рудольф Нуриев после своего бегства из нашей страны. Заслуги балерины перед страной были вознаграждены Орденом Почетного легиона.

Галина Уланова (1910-1998). Эта балерина также родилась в Санкт-Петербурге. В 9 лет она стала ученицей хореографического училища, которое и окончила в 1928 году. Сразу после выпускного спектакля Уланова вошла в труппу Театра оперы и балета в Ленинграде. Первые же выступления молодой балерины привлекли к ней внимание ценителей этого искусства. Уже в 19 лет Уланова танцует ведущую партию в "Лебедином озере". До 1944 года балерина танцует в Кировском театре. Здесь её прославили роли в "Жизели", "Щелкунчике", "Бахчисарайском фонтане". Но самой известной стала её партия в "Ромео и Джульетте". С 1944 по 1960 годы Уланова является ведущей балериной Большого театра. Считается, что вершиной её творчества стала сцена сумасшествия в "Жизели". Уланова побывала в 1956 году с гастролями Большого в Лондоне. Говорили, что такого успеха не было со времен Анны Павловой. Сценическая деятельность Улановой официально закончилась в 1962 году. Но всю оставшуюся жизнь Галина работала балетмейстером в Большом театре. За свое творчество она получила множество наград - стала Народной артисткой СССР, получала Ленинскую и Сталинскую премию, стала дважды героем Социалистического труда и лауреатом многочисленных премий. Умерла великая балерина в Москве, похоронена она на Новодевичьем кладбище. её квартира стала музеем, а в родном Питере Улановой воздвигли памятник.

Алисия Алонсо (род. 1920). Эта балерина появилась на свет в Гаване, Куба. Искусству танца она начала учиться в 10 лет. Тогда на острове была всего одна частная школа балета, руководил ею русский специалист Николай Яворский. Затем Алисия продолжила свое обучения в США. Дебют на большой сцене состоялся на Бродвее в 1938 году в музыкальных комедиях. Затем Алонсо работает в нью-йоркской "Балле театр". Там она знакомится с хореографией ведущих постановщиков мира. Алисия со своим партнером Игорем Юшкевичем решила развить балет на Кубе. В 1947 году она танцует там в "Лебедином озере" и "Аполлоне Мусагете". Однако в те времена на Кубе не было ни традиций балета, ни сцены. Да и народ не понимал такое искусство. Поэтому задача создания Национального балета в стране была очень тяжелой. В 1948 году состоялось первое выступление "Балета Алисии Алонсо". Здесь правили энтузиасты, которые сами ставили свои номера. Через два года балерина открыла и собственную балетную школу. После революции 1959 года власти обратили свой взор на балет. Труппа Алисии превратилась в желанный Национальный балет Кубы. Балерина много выступала в театрах и даже площадях, ездила на гастроли, её показывали по телевидению. Один из самых ярких образом Алонсо - партия Кармен в одноименном балете в 1967 году. Балерина настолько ревностно относилась к этой роли, что даже запрещала ставить этот балет с другими исполнительницами. Алонсо объездила весь мир, получив множество наград. А в 1999 году она получила от ЮНЕСКО медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Майя Плисецкая (род. 1925). Сложно оспаривать тот факт, что самой знаменитой русской балериной является именно она. Да и карьера её оказалась рекордно долгой. Любовь к балету Майя впитала еще в детстве, ведь её дядя и тетя также являлись известными танцорами. В 9 лет талантливая девочка поступает в Московское хореографическое училище, а в 1943 году юная выпускница поступает в Большой театр. Там её педагогом стала знаменитая Агриппина Ваганова. Всего за пару лет Плисецкая прошла путь от кордебалета до солистки. Знаковой для нее стала постановка "Золушки" и партия феи Осени в 1945 году. Дальше были классические уже постановки "Раймонда", "Спящая красавица", "Дон Кихот", "Жизель", "Конек-Горбунок". Плисецкая блистала в "Бахчисарайском фонтане", где смогла продемонстрировать свой редкий дар - буквально зависать в прыжке на какие-то мгновения. Балерина поучаствовала сразу в трех постановках "Спартака" Хачатуряна, исполнив там партии Эгина и Фригии. В 1959 году Плисецкая становится Народной артисткой СССР. В 60-е годы считалось, что именно Майя является первой танцовщицей Большого театра. Ролей балерине хватало, но творческая неудовлетворенность накапливалась. Выходом стала "Кармен-сюита", одна из главных вех в биографии танцовщицы. В 1971 году Плисецкая состоялась и как драматическая актриса, сыграв в "Анне Каренине". По этому роману был написан балет, премьера которого состоялась в 1972 году. Здесь Майя пробует себя в новой роли - хореографа, что становится её новой профессией. С 1983 года Плисецкая работает в Римской опере, а с 1987 года в Испании. Там она возглавляет труппы, ставит свои балеты. Последний спектакль Плисецкой состоялся в 1990 году. Великая балерина осыпана множеством наград не только на своей Родине, но и в Испании, Франции, Литве. В 1994 году она организовала международный конкурс, дав ему свое имя. Теперь "Майя" дает возможность пробиться молодым талантам.

Ульяна Лопаткина (род.1973). Известная на весь мир балерина родилась в Керчи. В детстве она много занималось не только танцами, но и гимнастикой. В 10 лет по совету матери Ульяна поступила в Академию русского балета имени Вагановой в Ленинграде. Там её учительницей стала Наталия Дудинская. В 17 лет Лопаткина победила на всероссийском конкурсе имени Вагановой. В 1991 году балерина закончила академию и была принята в Мариинский театр. Ульяна быстро добилась для себя сольных партий. Она танцевала в "Дон Кихоте", "Спящей красавице", "Бахчисарайском фонтане", "Лебедином озере". Талант был настолько очевиден, что в 1995 году Лопаткина стала примой своего театра. Каждая её новая роль вызывает восторги и у зрителей, и у критиков. При этом саму балерину интересуют не только классические роли, но и современный репертуар. Так, одной из любимых ролей Ульяны является партия Бану в "Легенде о любви" постановки Юрия Григоровича. Лучше всего балерине удаются роли загадочных героинь. Отличительной же её особенностью являются отточенные движения, присущая только ей драматичность и высокий прыжок. Зрители верят танцовщице, ведь она на сцене абсолютно искренна. Лопаткина является лауреатом многочисленных отечественных и международных премий. Она - народная артистка России.

Анастасия Волочкова (род. 1976). Балерина вспоминает, что свою будущую профессию она определила уже в 5 лет, о чем и заявила матери. Волочкова также окончила Академию имени Вагановой. её педагогом также стала Наталия Дудинская. Уже на последнем курсе обучения Волочкова дебютировала в Мариинском и Большом театрах. С 1994 по 1998 год в репертуаре балерины ведущие партии в "Жизели", "Жар-птице", "Спящей красавице", "Щелкунчике", "Дон Кихоте", "Баядерке" и других представлениях. С труппой Мариинки Волочкова объехала полсвета. При этом балерина не боится выступать и сольно, строя карьеру параллельно театру. В 1998 году балерина получает приглашение в "Большой театр". Там она блестяще исполняет партию Царевны-лебеди в новой постановке Владимира Васильева "Лебединое озеро". В главном театре страны Анастасия получает главные партии в "Баядерке", "Дон Кихоте", "Раймонде", "Жизели". Специально для нее хореограф Дин создает новую партию феи Карабос в "Спящей красавице". При этом Волочкова не боится исполнять и современный репертуар. Стоит отметить её роль Царь-Девицы в "Коньке-Горбунке". С 1998 года Волочкова активно гастролирует по миру. Она получает приз "Золотой лев", как самая талантливая балерина Европы. С 2000 года Волочкова покидает Большой театр. Она начинает выступать в Лондоне, где покорила англичан. Вернулась Волочкова в Большой ненадолго. Несмотря на успех и популярность, администрация театра отказалась продлевать контракт на положенный обычно год. С 2005 года Волочкова выступает в собственных танцевальных проектах. её имя постоянно на слуху, она героиня светских хроник. Талантливая балерина недавно и запела, а её популярность еще больше выросла после публикации Волочковой своих обнаженных фото.

Балет - секрет долголетия?

Фотография: Государственная Библиотека Квинсленда (1938)
Девочки на экзамене в Королевской Академии Танца (Лондон)

Майя Плисецкая, 1925 г.р. 89 лет, живёт и здравствует

Читала я тут один журнальчик и с удивлением обнаружила, что Майе Плисецкой уже под 90! А выглядит она при этом все ещё очень пристойно. В том же журнале были указаны годы жизни еще нескольких знаменитых балерин, так вот многим из них удалось «перевалить» 80-летний рубеж!

Стала рыться дальше. Выбрала из Википедии только русских и советских балерин, кто прожил больше 80 лет, и оказалось, что таких на три поста хватит - процентов 70 балерин из списка прим Мариинского театра! Пришлось отфильтровать тех, кому больше 85. Сейчас покажу их и пару слов расскажу.

Александра Кеммерер (1842-1931). 89 лет

Блистала в «Мариинке», когда в моду вошли «русофильские» балеты - с кокошниками и балалайками. Воспитала приемную дочь, выдала её даже замуж за графа Орлова. Сама, похоже, семьи не имела.

Екатерина Вазем (1848-1937), 89 лет
Выступала в Мариинском театре одновременно с Кеммерер
Одна из самых высокооплачиваемых балерин того времени. Говорили, что манера у нее холодновата, но танец точный и техничный. Два раза побывала замужем, родила сына - будущего критика Нила Насилова.

Матильда Кшесинская, 1872-1971 (99 лет)

Эту вы знаете. Виртуозная балерина и заслуженная прима, в историю она вошла не только поэтому: Матильда водила довольно близкую дружбу с домом Романовых. С мужской его частью. Очень близкую. Начала, как предполагают, с брата будущего царя - Георгия Александровича, затем переключилась на самого цесаревича, а когда тот женился на Алисе Гессенской, стала «дружить» с его кузенами - сначала с великим князем Сергеем Михайловичем (от него родила сына), а затем с Андреем Михайловичем. На этом, правда она остановилась, и князь Андрей даже женился на ней, усыновив фактического племянника. Умерла Малечка в эмиграции в очень пожилом возрасте. Крошечная совсем была - ростом 1,53 м. И как по мне - так на любителя дамочка.

Ольга Преображенская (1871-1962), 91 год

Делила сцену с Кшесинской, почти ее ровесница и вечная соперница. Даже в долголетии они, кажется, соревновались. 30 лет на сцене, выступала в «Ла Скала». 40 лет преподавания. Умерла в эмиграции.

Тамара Карсавина (1885-1978) 93 года

Не «Карсавина» у нее должна быть фамилия, а «Красавина» - очень красивая женщина! И не такая «общительная», как Кшесинская. Вышла замуж за английского дипломата и уехала с ним после революции в Англию. Выступала у Дягелева, часто партнером ее был Нижинский.

Любовь Чернышёва (1890-1976), 86 лет

Солистка труппы Дягилева, а потом Балета Монте-Карло, большую часть жизни провела за границей. Была замужем за помощником Дягилева Григорьевым, но кокетничала со всеми напропалую, любовников меняла со скоростью звука, за что сам Дягелев обзывал ее «горящие трусы». А что? Дама весьма привлекательная!

Ольга Спесивцева (1895-1991) 96 лет

Скорбь русского балета. Несчастная прима, закончив раньше времени карьеру, 20 лет провела в психиатрической лечебнице. Ее «Жизель», говорят, была неподражаемая и даже пугающая. Она ее, похоже, и свела с ума. Как ни странно, со временем балерина почти выздоровела, но так и осталась одинокой и надломленной. Красивая женщина, трижды была замужем, но, в результате, осталась одна. Посмотрите про нее неплохой художественный фильм «Мания Жизели».

Александра Данилова (1904-1997), 93 года

Тоже начинала у Дягилева, потом работала у Баланчина, даже одно время была увлечена им, но Джорж Баланчин предпочел ей другую балерину - он женился на Тамаре Жевержеевой (она тоже в списке, ниже). Долгое время преподавала. О ней отзывались, как об очень «техничной» танцовщице. Карьеру балерины закончила в 1959 году, но на сцену выходила еще неоднократно в мюзиклах. Ее выступление в соло-пантомиме в 1971 году (67 лет, если что!) произвело настоящий фурор в прессе.

Тамара Жевержеева (1907-1997), 90 лет

Как уже говорилось, балерина была замужем за Жорожем Баланчиным, но брак просуществовал всего три года. Потом еще дважды выходила замуж. Снималась в кино. Даже в старости очень эффектно выглядела.

Суламифь Мессерер (1908 - 2004), 95 лет

Тетя и приемная мама Майи Плисецкой - у Майи отца репрессировали, а маму отправили в ссылку.
Родители Суламифи всем детям в семье дали библейские имена (еще Рахиль и Асаф). Очень была оптимистичная, энергичная и веселая женщина. Говорят, балерина талантливейшая - техничная, артистичная и темпераментная. Кроме балета занималась плаванием и умудрилась стать двукратной чемпионкой на Всесоюзной спартакиаде. В 1980-х эмигрировала.

Марина Семёнова (1908-2010), 101 год (!!!)


Звезда Ленинградского балета, выступала в Париже по приглашению Сержа Лифаря. Более знаменита, как балетный педагог. А ещё, как педагог балетных педагогов.
Первый брак с артистом балета Виктором Семеновым был недолгий, а вот второго мужа репрессировали. Дочь тоже была балериной.

Галина Уланова (1909- 1998), 88 лет

Главная балерина Советского Союза. Чайлдфри, утверждала, что всю жизнь провела в шорах, ничего не видя вокруг, кроме балета. Но замуж при этом успела «сходить» три раза.

Наталья Дудинская (1912-2003), 90 лет

4 Сталинских премии! Ей тяжело было соперничать с Улановой, но балетные постановщики рассмотрели ее особый стиль: особенно хороша она была в героических ролях. Резковатая, энергичная, с мощными вращениями, Наталья долго выступала - в последний раз выходила на сцену в «возрастных» ролях в 56 лет, и техника её, говорят, была безупречна. Долгое время преподавала.

Софья Головкина (1915-2004), 88 лет


Талантливая балерина памятная не столько своими своими блистательными сольными партиями, но и преподавательской деятельностью, а главное - менеджерскими, как сейчас говорят, способностями. Она долгое время руководила Московским хореографическим училищем, и даже «выбила» для него новое здание.

Ольга Лепешинская (1916-2008), 92 года

Еще одна обладательница 4-х Сталинских премий.
Энергичная, точная, техничная балерина. Долго преподавала. Три раза была замужем - один раз за режиссёром, два раза - за генералами. Чайлдфри.

Ирина Баронова (1919-2008), 89 лет

Из России родители увезли её в 2 года. Выступала с 11 лет, а с 13 её взял в свою труппу Баланчин, она стала одной из трёх знаменитых «бэби-балерин». Рано начав карьеру, она рано её и прекратила - это стало обязательным условием её второго мужа. Жила в США, немного снималась в кино, затем вернулась в балет в качестве педагога. Одна из её дочерей - актриса Виктория Таннат.

Марианна Боголюбская (1919-2013), 94 года

Универсальная балерина - ей удавались самые разные роли. Помимо балета, увлекалась лепкой, делала скульптурные портреты своих коллег-балерин. Замужем была за артистом балета.

Марина Светлова (1922-2009), 87 лет

Вообще, ее звали Иветта фон Хартман. Родители её были русскими эмигрантами, но сама Иветта-Марина в России никогда не жила. Зато учили её русские балерины. Начинала карьеру в труппе Иды Рубинштейн, потом выступала у Баланчина. Долго преподавала, была профессором Университета Индианы на отделении балета. Семьи не было.

Римма Карельская (1927) Живёт и здравствует, 87 лет


Замечательная виртуозная балерина, выступавшая когда-то в Большом театре. Затем там же работала педагогом и балетмейстером-репетитором. Пять лет назад сломала шейку бедра, но, вроде бы сделали операцию и всё обошлось.

Ольга Моисеева, (1928) Живёт и здравствует, 85 лет

Одна из любимых учениц Вагановой. 26 лет танцевала на сцене, обладала особым драматическим талантом. Потом преподавала. До сих пор даёт уроки, вроде бы. И всегда ухоженная и эффектная.

Алисия Алонсо (1920, Куба). Живёт и здравствует, 93 года

А это иностранка, кубинка, но училась у русских мэтров балета. Фактически создатель Национального балета Кубы. Одна из самых талантливых балерин, живущих ныне, при том, что с 19 лет почти слепая.

Клео де Мерод (1875-1966), 91 год


Еще одно «иностранное» исключение, но уж больно хороша. К тому же, будучи парижанкой, Клео (или Клеопатра) во время гастролей выступала в Петербурге. Как ни странно, Клео была отпрыском очень знатного семейства. Была ли она великой балериной, не знаю, но её необыкновенная красота поражала современников, по ней сходил с ума король Бельгии, её писал Дега и лепил Фольгьер.

Алисия Маркова (1910-2004), 94 года

На самом деле балерину звали Лилиан Алисия Маркс и была она англичанкой еврейского происхождения. Танцевать стала с 10 лет, в 14 лет была принята в труппу Дягилева. Он и предложил сменить сценическое имя. Блистала в роях «Жизели», «Сильфиды» и других. Выступала до 52 лет. Стояла у основ британского классического балета, заслуги её в национальном балете сравнимы с заслугами Марго Фонтейн. Замужем не была.

Вот и думайте теперь,что это за явление: нагрузки бешеные, диета строжайшая, работа нервная - зависть, театральные интриги, взлеты и падения - а поди ж ты, живут почти до 100.

И что еще интересно, мужики-балеруны еле-еле дотягивают до 60! Ну, за редким исключением: Баланчин прожил 79 лет, Мариус Петипа - 92, Лифарь - 82, Бежар - 80, Асаф Мессерер - 88. А остальные - никак....
Почему так?

«Дилетант» решил рассказать о легендах балетного искусства XX века.

Ольга Преображенская


В 1879 году поступила в , где занималась у педагогов Николая Легата и Энрико Чекетти . После выпуска была принята в Мариинский театр , где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская . С 1895 года гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала . В 1900 году стала прима-балериной. Оставила сцену в 1920 году.

В 1914 году начала педагогическую деятельность, с 1917 по 1921 вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра, преподавала в Петроградском хореографическом училище, в Школе русского балета А. Л. Волынского .

В 1921 году эмигрировала, с 1923 года жила в Париже , где открыла балетную студию и почти 40 лет продолжала педагогическую деятельность. Также преподавала в Милане , Лондоне , Буэнос-Айресе , Берлине . Оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. Среди ее учеников были Тамара Туманова , Ирина Баронова , Татьяна Рябушинская , Нина Вырубова , Марго Фонтейн , Игорь Юшкевич , Серж Головин и др.

Ольга Иосифовна умерла в 1962 году и похоронена на (в некоторых источниках ошибочно указывается кладбище Монмартр ).

Матильда Кшесинская



Родилась в семье артистов балета Мариинского театра : дочь российского поляка Феликса Кшесинского (1823—1905) и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей). Сестра балерины Юлии Кшесинской («Кшесинская 1-я»; в замужестве Зедделер , муж — Зедделер, Александр Логгинович ) и Иосифа Кшесинского (1868—1942) — танцовщика, балетмейстера, постановщика, заслуженного артиста РСФСР (1927).

В 1896 Преображенская получила статус прима-балерины


В 1890 году окончила Императорское театральное училище , где её педагогами были Лев Иванов , Христиан Иогансон и Екатерина Вазем . После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра , где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я (Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия ). Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год .

В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии).

В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже . Ученицей Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская .

В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары , первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году .

Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия : «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров К шесинская ».

Вера Трефилова


Вера Трефилова родилась в артистической семье. Мать Н. П. Трефилова, унтер-офицерская вдова, была драматической актрисой, в браке не состояла. Крестной стала выдающаяся драматическая актриса М. Г. Савина .

Помимо того, что источники дают балерине ещё фамилию Иванова, она носила ещё три фамилии по своим мужьям: по 1-му мужу — Бутлер, по 2-му — Соловьева, по 3-му — Светлова.

Трефилова была приверженцем классического балета


В 1894 году закончила Петербургское театральное училище , педагоги Екатерина Вазем и Павел Гердт , и сразу была принята на сцену в императорский Мариинский театр в кордебалет с обещанием, что через несколько лет она займет амплуа солистки — что и произошло в 1906 году после того, как она, уже работая на сцене, продолжала брать уроки, её преподавателями были: Катарина Беретта , Энрико Чеккетти , Мори в Париже, Евгения Соколова , Николай Легат . В 1898 году на премьере «Дочери микадо» балетмейстера Л. И. Иванова она заменила Екатерину Гельцер , но выход прошел неудачно, оставив балерину ещё на несколько лет в кордебалете. Тем не менее в небольших сольных партиях она выступала. А перейдя, наконец, в солистки, уже уверенно чувствовала себя в сложных первых партиях.

Трефилова была приверженцем классического балета, отрицая новаторство. Но зато стала мастером академического балета.

В Мариинском театре В. Трефилова проработала 1894—1910 годы.

Юлия Седова

Окончила Санкт-Петербургское хореографическое училище в 1898 году. Ведущий педагог Энрико Чекетти поставил для неё и другой своей ученицы Любови Егоровой специальный выпускной спектакль «Урок танцев в гостинице», рассчитанный на демонстрацию хорошего владения техникой исполнения.

Хотя с первых лет её пребывания в Мариинском театре, ей поручались значительные партии, её служебная карьера складывалась далеко не благополучно, только в 1916 году перед уходом в отставку она получила высшее в балетной карьере звание балерины. Для этого были причины субъективного характера, её откровенно не любил директор императорских театров В. А. Теляковский , который оставил в своих дневниках много нелестных отзывов о ней. Её обвиняли в склоках и интриганстве. Сейчас невозможно судить о объективности этих высказываний, особенно, если принять во внимание специфическую атмосферу отношений в петербуржском балете, которым фактически заправляла Матильда Кшесинская .

Седова имела крупное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги


Объективно можно говорить о том, что артистка имела предприимчивую деятельную натуру и видимо ладила с коллегами, о чём говорят многочисленные гастроли, которые она возглавляла. Однако кроме субъективных причин не вполне успешной карьеры, были и вполне объективные. Она имела крупнокостное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги с большими ступнями, поэтому добиваясь очень хороших результатов в сложных прыжках и вращениях проигрывала в пластике поз. Таким образом её внешние данные никак не устраивали избалованную петербуржскую балетную публику.

К 1911 году репертуар Мариинского театра в значительной мере опирался на неё, так как ряд артисток, например Анна Павлова и Вера Трефилова покинули театр, а Кшесинская и Тамара Карсавина появлялись на сцене ограниченно. Тем не менее она не получила давно заслуженного звания балерины и, вероятно, в знак протеста подала прошение об отставке, когда была повышен оклад Карсавиной. Отставка была принята.

Оставшись без работы артистка возглавила большую гастрольную поездку по США , её партнёром в поездке был Михаил Мордкин . Солистами труппы были Лидия Лопухова , Бронислава Пожицкая , Александр Волинин и Николай Солянников , как мимический танцор. Кордебалет составлял шесть-десять человек. Декорации были написаны художником Константином Коровиным . Гастроли удались. Американская публика, впервые увидевшая классический балет такого уровня, принимала хорошо. График выступлений был очень напряженным, спектакли давались практически каждый день. Труппа выступила в 52 городах. Седова выступила 38 раз в « Лебединном озере », 27 раз в « Коппелии » и 10 раз в «Русской свадьбе», небольшом балете поставленным М. Мордкиным. Постановку «Жизели» пришлось отменить, из-за болезни Мордкина. Петербургская пресса следила за гастролями и сообщала о восторгах американцев.


После возвращения из Америки последовали переговоры о возвращении в Мариинский театр, которые ни к чему не привели. 6 марта 1912 года актриса дала «Прощальный вечер» на сцене Петербургской консерватории . В 1912—1914 годах актриса гастролировала в Западной Европе . Только в 1914 году она смогла вернуться в Мариинский театр. 9 ноября 1916 года состоялся её прощальный бенефис, на котором она впервые исполнила роль Аспиччии в « Дочери фараона ». В возрасте 36 лет, она навсегда покинула сцену.

Агриппина Ваганова


Агриппина Ваганова родилась 14 (26 июня ) 1879 года в Санкт-Петербурге , в семье капельдинера Мариинского театра. Её отец — Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов — перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.

В 1888 году была принята в Императорское театральное училище . Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова , Александр Облаков , Анна Иогансон , Павел Гердт , Владимир Степанов . В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова , назвав это время «двумя годами безделья» , затем перешла в класс Екатерины Вазем . Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле « Волшебная флейта », поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов.

В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки . Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба « Коппелия », за что её прозвали «королевой вариаций».

Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.

Ваганова вносила некоторые изменения в хореографические приемы


Покинув сцену в 1916 году , занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище . Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина , Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская , подготовила в 1922 году. В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова , М. А. Кожухова , М. Ф. Романова , выпускала через год, иногда ежегодно. Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. « Система Вагановой » сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова .

Агриппина Яковлевна умерла в Ленинграде 5 ноября 1951 года . Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища

История балета в России начинается в 30-е годы 18-го века. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Танцмейстером корпуса в 1734 году стал Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. В 1738 года Жаном Батистом Ланде была открыта первая в России школа балета - Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Балет в России постепенно развивался и в 1794 году начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха. При Павле I были изданы были особые правила для балета - было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины и мужские роли в то время исполняли женщины, например, (1780-1869). Колосова одной из первых стала исполнять на балетной сцене русские танцы. Другим её новаторством стало то, что она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон. Артист балета и балетмейстер Адам Глушковский писал о Колосовой: "Я более сорока лет следил за танцевальным искусством, много видел приезжающих в Россию известных балетных артистов, но ни в одном не видал подобного таланта, каким обладала Евгения Ивановна Колосова, танцовщица петербургского театра. Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны и понятны, что решительно заменяли для зрителя речи". Евгения Колосова была на сцене с 1794 по 1826 годы, после чего занялась педагогической деятельностью.


Одной из учениц Евгении Колосовой была Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина (1799-1848), воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине":

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Другой прославленной балериной тех лет была (1793-1810), чей творческий путь оборвала смерть от туберкулеза в возрасте 17-ти лет.

Историки до сих пор спорят, какая русская балерина первой стала танцевать на пуантах (опираясь только на кончики пальцев ног). Одни считают, что это была Мария Данилова, другие придерживаются мнения, что это была Авдотья Истомина.

Еще одной ученицей Евгении Колосовой была (1804-1857). Один из современников писал о ней: "При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя". Покровителем и любовником, фактически гражданским мужем Телешовой, был граф, Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович.

Екатерина Телешева. Портрет работы Ореста Кипренского

Известной русской балериной 19-го века была Мария Сергеевна Суровщикова-Петип а (1836-1882). Мужем балерины был артист балета Мариус Петипа.

Плодом союза артистической пары Мария Суровщикова - Мариус Петипа была дочь (1857-1930), которая, как и её родители, стала известной артисткой балета. Историк балета Михаил Борисоглебский писал о ней: "Счастливая „сценическая судьба“, прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре".

17 лет (с 1861 по 1878) на сцене Мариинского театра выступала Матильда Николаевна Мадаева (сценический псевдоним Матрёна Тихоновна). Большим скандалом в петербургском обществе стал её брак с князем Михаилом Михайловичем Голицыным, представителем одного из знатнейших российских родов, офицером, дослужившимся до чина Генерал-адъютанта Свиты Его Величества. Этот брак считался мезальянсом, т. к. супруги происходили из разных сословий, а по законам 19 века офицеры императорской армии не могли состоять в официальном браке с выходцами из низших сословий. Князь предпочёл уйти в отставку, сделав выбор в пользу семьи.

Видной представительницей московской школы балета 19-го века была (1839-1917), которая 10 лет была ведущей танцовщицей Большого театра.

Другой известной балериной Большого театра была (1857-1920). На протяжении двух десятилетий Гейтен танцевала практически все женские партии, не имея на сцене Большого соперниц. В 1883 году балетная труппа Большого театра была значительно сокращена, но Гейтен отказалась от предложений перейти в петербургские театры, чтобы сохранить традиции московского балета. После ухода со сцены Гейтен преподавала в Московском хореографическом училище.

30 лет (с 1855 до 1885 года) проработала на сцене императорских театров Петербурга (1838-1917). Современники писали про неё: "Выдающийся успех имела в танцах характерных, требующих огня и увлечения, но отличалась и в мимических ролях".

В 60-е годы 19-го века на сценах Петербурга, Москвы и Парижа блистала (1838-1879). Итальянский балетмейстер Карло Блазис писал, что «из-под ног её во время танцев сыплются алмазные искры» и что её «быстрые и беспрестанно изменяющиеся pas невольно сравниваешь с нитью пересыпающегося жемчуга».

С 1859 по 1879 годы в Большом театре выступала (1842-1918). Юрий Бахрушин в книге "История русского балета" писал: "будучи сильной танцовщицей и хорошей актрисой, Собещанская первая отступила от общепринятых правил и, выступая в балетных партиях, стала применять характерный грим. Блазис, наблюдавший Собещанскую в начале её деятельности, писал, что она „восхитительна как танцорка и, как мимистка“ и что в её танцах „видна душа, она выразительна“ и иногда доходит даже до „исступления“. Позднее другой современник утверждал, что „не трудностью прыжков и быстротою оборотов производит она наилучшее впечатление на зрителя, но цельным созданием роли, в которой танец является истолкователем мимики“.

С 1877 по 1893 в Петербургской балетной труппе императорских театров танцевала (1857-1920).



Рассказать друзьям