Достижения русской культуры 13 17 веков. разрушены городские соборы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

Русская культура ХIII-XV вв.

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество . В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» - городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание. В условиях, когда шло восстановление хозяйства и наметился его подъем, все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав - более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII - начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по летописцам вины новгородские», т. е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новгорода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их - идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей (например, «Сказание о Мамаевом побоище»). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму «Задонщина», построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщине» - их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование русского национального самосознания.

«Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина - первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) - продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя - создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV - начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красною кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен - 3,5-6,5 м, а их высота - 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля - Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей - Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). Она получила свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII вв.

В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «пробелами» создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека - гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества.

Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Русская культура 13 – 17 вв.

    Причина упадка – нашествие монголо-татар.

    Следствие:

- гибель людей;

- падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;

- на полвека прекратилось каменное строительство;

- разрушены городские соборы;

- сгорели литературные памятники

    Устное народное творчество:

- новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» (призыв к борьбе против захватчиков);

Складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» (рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.).

4. Летописание.

- используется бумага, а также пергамент и береста;

Вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо), с 15 в. появляется скоропись;

- центры летописания: Москва с 1325 г.

В 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.); свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.

В 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель);

- появление хронографов (труды по Всемирной истории): в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.

    Исторические повести, героический эпос.

Во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов);

- исторические повести: «О битве на Калке»,

«Повесть о разорении Рязани Батыем»- о Евпатии Коловрате,

«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре);

подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище», Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.

- составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;

- «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии (путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой).

    Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.

    Архитектура:

Возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в., церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в..

Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.

- строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III .

Первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв.: Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

    Живопись:

В 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек (Византия): его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.

Андрей Рублев – 14-15 вв., «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире (здесь работал вместе с Даниилом Черным)

Русская культура 16 века.

1.Общая характеристика:

Определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева была признана образцовой, в зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.

- в 16 в. завершается формирование великорусской народности;

- в 16 в. появляются элементы светской культуры.

2. Общественно-политическая мысль:

- создано сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских»;

- появляется тезис «Москва – третий Рим» (Пересветов, 16 в. о необходимости самодержавной власти)

3. Летописание:

- «Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного)

- «Книга Степенная царского родословия» - портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до Ивана Грозного;

16 в. Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод (содержит 16 тыс. миниатюр-цветных иллюстраций);

- исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.

- новые хронографы

4. Начало книгопечатания:

1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол» (ученик Христа) , но существуют семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г.

- в 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский букварь –«Азбуку»,

- за 16 в. 20 книг было напечатано.

5. Архитектура:

Шатровые храмы; нет столбов. Церковь Вознесения в селе Коломенском (в честь рождения Ивана Грозного) Покровский собор в Москве (в честь взятия Казани).

Строительство пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Успенский в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и др. городах.

Строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов (посвящались одному святому и находились в какой-либо слободе, где жили ремесленники одной специальности);

- строительство каменных кремлей.

а) востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской («кита» - связка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие – что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»), эта стена защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы;

б) Федор Конь строит белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо);

в) в Москве возвели Земляной вал о- 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо);

г) каменные крепости-сторожи в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Смоленске, Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах.

6. Живопись: Дионисий – фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность).

Русская культура 17 в.

    Общая характеристика:

- складывание всероссийского рынка;

- появление светских элементов (процесс «обмирщения»).

- влияние Запада (церковь сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев).

2. Просвещение:

Гос. школы, школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др.

Массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике; («Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и таблица умножения).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно-греко-латинская академия» (во главе братья Лихуды, ученые-греки), где готовили священников и чиновников;

- процесс накопления знаний;

- русские землепроходцы:

а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой;

б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения;

в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

3. Литература:

- «Новый летописец» излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени и доказывал права Романовых на престол;

Исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др. (о Смутном времени).

- сатирическая повесть: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д.

- любовная лирика;

4. Театр:

При дворе в Москве в 1672 г., актеры – немцы и только мужчины, пьесы на библейские и на легендарно-истор. сюжеты;

- бродячий театр скоморохов и Петрушки.

5. Архитектура:

Черты: большая живописность;

асимметричны при сохранении цельности и единства;

многоцветие и декоративность;

наличники;

изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье,

дивное узорочье).

Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских, псковских, костромских бояр 17 века; храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь, ансамбли в Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках (у станции метро»Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади) и т.д.

- стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески украшали;

- стиль нарышкинский (по фамилии главных заказчиков) или московское барокко: а) белый и красный цвета;

б) этажность построек четкая;

в) в карнизах декоративные раковины;

Расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское, построенный Петровым и Михайловым;

6. Живопись:

- Симон Ушаков – парсуны (персоны), портретная живопись;

- писали на досках яичными красками, в конце 17 в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.

Тема борьбы за независимость была центральной как в устном народном творчестве, так и в памятниках письменной литературы того времени. Наиболее крупными патриотическими произведениями были «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», прославлявшие победу объединен¬ных русских войск в Куликовском сражении. Наиболее значительным памятником исторической мысли являлись летописные своды. Центром общерусского летописания стала Москва, где в начале XV века был составлен первый летописный свод общерусского характера. Троицкая летопись, в котором проводилась мысль о преемственности власти московских государей от киевских и владимирских князей.

В исторической литературе рубежа XV-XVI вв. усиливаются рационалистические взгляды на исторические события. Авторы исторических произведений (например, «Сказания о князях владимирских», конец XV века) стремились утвердить мысль об исключительности самодержавной власти русских государей как преемников Киевской Руси и Византии. Такие же идеи высказывались в хронографах, сводных обзорах всеобщей истории, в которых Россия рассматривалась как последнее звено в цепи всемирно-исторических монархий.

Расширялись не только исторические, но и географические знания людей. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России.

Русские мастера научились производить довольно сложные математические расчеты при строительстве зданий, были знакомы со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие механизмы. Для добычи соляных растворов применялись глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия.

В XIV веке были восстановлены каменные соборы во Владимире, Ростове, Суздале и других городах. В Москве были возведены белокаменные стены и башни Кремля, целый ряд соборов и монастырей. В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества. Для этого стиля было характерно творческое использование архитектурных традиций старых русских городов и вместе с тем их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения.

Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. В первой четверти XV века он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов. Вершиной творчества А. Рублева стала икона «Троица», написанная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи. По своей художественной ценности и высокому мастерству оно стоит на уровне самых выдающихся достижений современной ему итальянской живописи эпохи Возрождения.

Таким образом, формирование духовности народа XIV - начала XVI вв. проходило в значительной мере под влиянием идей создания государства и растущего осознания единства ее народов.

В XVI в. прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом завершившегося процесса складывания единого государства. Нивелировались самобытные черты, отличавшие одну школу от другой, исчезли оригинальные творческие методы и приемы мастеров декоративно-прикладного искусства, архитекторов, иконописцев. Однако происходящие процессы свидетельствовали не об упадке русской культуры, а, напротив, о ее поступательном прогрессивном развитии.

Это было связано с тем, что Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель, творчество которых в условиях утвердившегося национального самосознания, дало мощный толчок развитию культуры во всех ее сферах.

В XVI в. формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности. Процесс складывания общенациональной культуры сопровождался ее дальнейшим развитием.

Литература и общественно-политическая мысль в XVI в. претерпевают значительные изменения, что было связано с возросшей активностью обсуждения насущных проблем того времени. В общественной мысли получила распространение теория «Москва - третий Рим».

Книгопечатание стало важной вехой в развитии русской культуры. В середине XVI в. Иван Федоров организовал типографию в Кремле, переведенную затем на Никольскую улицу. Первой датируемой русской книгой стал «Апостол», изданный в 1564 г., который и положил начало русскому книгопечатанию.

Архитектура XVI в. развивалась в нескольких направлениях, получив мощный импульс в результате работы в Москве в конце XV в. итальянских зодчих. Кроме того, к этому времени большой опыт приобрели московские архитекторы и строители, что позволило им возводить уникальные сооружения. Выдающимся памятником этого времени является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III, в память о рождении у него сына Ивана.

Центром развития иконописи в XVI в. стала Москва, именно сюда по приказу Ивана Грозного собирали лучших иконописцев. Московские иконописцы затем расходились по городам и монастырям, разнося единые традиции всей России. Различия между школами сглаживались. На основе традиции и новых тенденций формировалась общерусская национальная иконописная школа. Продолжала развиваться фресковая живопись.

XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.

В литературе XVII столетие - время отмирания многих незыблемых традиций. Наиболее выразительное новшество - проникновение в литературу заведомого вымысла. Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая, обличительная составляющая. Наиболее ярко она проявилась в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» - произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей.

В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа. В начале века общий характер архитектуры еще мало отличался от зодчества конца XVI в. Характерной чертой второго этапа, охватывающего середину столетия, является подчеркнутая деко-ративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства. Патриарх Никон запретил строить популярные в XVI в. шатровые храмы как неканонические, отличающиеся от греческих образцов. Специальными распоряжениями зодчие обязаны были вернуться к традиционной крестово-купольной схеме. Однако архитекторы легко обходили запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент - шатрами увенчивались колокольни. В результате появлялись замечательные по красоте постройки затейливой, асимметричной, «сказочной» архитектуры. Таковы, например, церковь Троицы в Никитниках (1634 г.) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652 г.) Третий этап начинается в 90-х гг. XVII в. В русской архитектуре происходят существенные изменения. Появляется новый стиль - «нарышкинское барокко», получивший свое название потому, что главными заказчиками построек, выполненных в этом стиле, были родственники второй жены царя, матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Значительным явлением в изобразительном искусстве XVII в., знаменовавшем зарю нового времени, было возникновение портрета - парсуны. Парсуна еще очень похожа на икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображавшие царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского.

Лишь постепенно русская культура оправлялась от последствий монгольского нашествия, нанесшего ей страшный урон. Интерес к строению Земли и вселенной привёл к появлению специальных сочинений. Усиливается интерес к медицине. В летописях описывались многие болезни и эпидемии, стали систематизироваться сведения о лекарственных растениях, появляются «Лечебники». В 1581 году в Москве открылась первая аптека. Развитие торговли и денежного обращения вызвало потребность в совершенствовании знаний в арифметике. Рос интерес и к устройству мира.

Основным памятником общественно-политической и исторической мысли как впрочем и литературы были летописи. Летописание отражало те процессы социальной и политической жизни, которые шли на Руси. В связи с созданием нового большого Успенского собора возник московский летописный свод 1480 – одно из самых значительных произведений русского летописания. В 16 столетии официальный характер московского летописания усилился, в нём широко используются различные официальные документы. Надо отметить что в области исторического знания уже в 16 веке наметились изменения, которые свидетельствуют если не об изживании летописного жанра, то о прекращении его доминирования. Так по новой форме изложения была составлена в третьей четверти 16 века «Книга степенная царского родословия». Здесь изложение велось не по годам а по «степеням» или «граням» т.е исторический материал сгруппирован по направлениям князей и митрополитов. С образованием единого государства усилилось стремление осмыслить историю России в связи со всемирной историей. Вот почему получили дальнейшее распространение хронографы. Наиболее известен хронограф редакции 1512 описывающий события византийской, южно-славянской и русской истории. Основой литературы древней Руси были исторические знания, исторические факты, да и сами эти произведения – чаще всего повести, входившие в состав летописей. Во второй половине 13-15 веков центральной темой литературы стала борьба русского народа против завоевателей. Одним из значительных произведений стала «Повесть о разорении Рязани Батыем», которое находиться в сборнике 16 века. Целый цикл произведений возникает под влиянием Куликовской битвы. Литература рубежа веков связана с общественно-политической мыслью. В посланиях Сильвестра развивались мысли о высокой ответственности царя перед богом, высказывалась идея о необходимости ограничения монастырского землевладения, о «мудрых подвижниках царя».

Архитектура. Первым городом Северо-восточной Руси, где после нашествия снова началось каменное строительство, стала Тверь. Здесь в 1285-1290 был построен главный храм – Спаса-Преображения. Крупнейшим центром развития архитектуры в 14-15 веках был Великий Новгород. Здесь уже в 1292 был построен один из интереснейших памятников новгородского зодчества – церковь Николы на Липне. Особенность архитектуры – кладка, использование валунов и частично кирпича. Это создавало неровную волнистую поверхность и усиливало впечатление грубоватой силы и мощи. Теперь на смену монументальным зданиям 11-12 века пришли небольшие сооружения. В первой половине 14 в. Выработался новый стиль новгородского зодчества, который расцвёл во второй половине столетия. Один из классических памятников – церковь Фёдора Стратилата на торговой стороне. На примере этой церкви видно стремление к нарядному, декоративному убранству постройки, что отличает эти сооружения от более суровых и строгих построек предшествующего времени. Вскоре, новгородцы начинают избегать декоративности, возвращаются к старым строгим формам. Во второй четверти 14 в Москве началось каменное строительство. В 1367 в Москве был возведён Кремль. Крупнейшей постройкой века был Успенский собор в Коломне. Были возведены древние соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове. В архитектуре преобладали традиции Владимиро-Суздальской Руси. Это крестово-купольные одноглавые церкви с тремя апсидами. Убранство – скромное, но появ. новые мотивы – арочки в порталах. С образов единого гос-ва – подъём во второй половине 15в. Увеличился размах строит-ва, стали восттанавл старые здания. На смену традиционному белокаменному строительству приходит кирпичная кладка. Мощный толчок формиров нового стиля дала перестройка Московского Кремля, Успенского Собора. Теперь уже всё приобретает нарядный вид: фрески, узоры. В 1516 закончили возведение новых стен Кремля, сложилась и внутренняя планировка. Рос и формировался и сам город. Стали укрепляться военные объекты, бойницы, дозорные вышки, строиться мощные укрепления. Дальнейшее развитие зодчества в перв половине 16 в постепенному изживанию местных особенностей в архитектуре. В культовые сооружения проникли чисто светские элементы. Стремление к некоторой декоративности. Монументальные постройки возводились или под влиянием Успенского собора Московского Кремля (собор Дмитрова) или в духе раннемосковских традиций 14в (Покровский монастырь в Суздале). В 16в. В русском зодчестве стал развиваться шатровый стиль. Это были каменные шатровые церкви без внутр. Столбов и единым внутр. пространством – Покровский собор на Красной площади в Москве («Собор Василия Блаженного»). Собор объединяет девять небольших церквей символизируя объединение русских земель под властью Москвы.

Живопись. В Новгороде в 14в. Как и в зодчестве в живописи сложился новый стиль. В фресках на смену тяжеловатым приземистым фигурам пришли узкие вытянутые изображения людей, многослойных композиций, обогащалась цветовая гамма. Крупнейшим художником конца 14в. Был Феофан Грек приехавший из Византии. Он работал в Новгороде и в Москве. Новгородское иконописание постепенно освободилось от следования образцам фресковой русской живописи и уже в конце 14в. Сложилась в самостоятельное направление искусства. Новгородские иконы посвящены популярным в народе святым. Святые изображались стоящими в ряд, житийные иконы выполнялись в виде большого изображения святого в центре, окружённого со всех сторон отдельными эпизодами из жизни святого. В рамках архаичных традиций развивалась и московская живопись первой половины 14в. Москва стала притягивать лучших мастеров живописного искусства. Помимо «феофановского» направления в московской живописи также имеется ряд произведений с византийской и юно-славянской художественных традиций. Вершиной русской живописи этого времени стало творчество Андрея Рублева. (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор во Владимире, в Зенигороде). Его живопись отличает мягкость и глубокая человечность. Самое известное его произведение – икона «Троица» для собора Троице-Сергиева монастыря. С конца 15в.ведущее положение в живописи заняла Московская школа. Крупнейшим художником был Дионисий (росписи Ферапонтова монастыря), для Дионисия свойственны богатство и праздничность декоративного убранства. Далее гос-во начинает оказывать всё больший вес и воздействие на развитие живописи. Художники должны были работать под контролем церковных и светских властей. Живопись стала более тесно связана с библейскими сюжетами. Памятник первой половины 16в. – фрески московского Благовещенского собора, выполненные под руководством Феодосия, сына Дионисия. Здесь на стенах и столпах изображены византийские императоры и русские князья. Особенно сильно гос-ые тенденции стали проявляться в правление Ивана Грозного. К концу 16в. Выработалось своеобразное художественное направление сосредоточившее главное внимание на живописной технике. Это направление названо в честь известных промышленников и купцов «строгановская школа». Крупные мастера школы: Прокопий Читин, Никифор, Истома, Назарий. На ряду со Строгановской школой получило распространение и годуновская школа, стремившаяся вернуться к монументальным формам характерным для конца 15в.

Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII-XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV-XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод - Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов - своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы. Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466-1472гг.)).

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV-XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней. В 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля - Успенский собор. В 1484- 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487-1491гг.) была построена Грановитая палата.

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV-XV веков. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.

Основные документы эпохи

«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497 года».



Рассказать друзьям