Европейская нация. Национальный состав зарубежной Европы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На территории Европы проживают разные по культурному и этническому составу нации. Проведённые исследования на данный момент установили в Европе восемьдесят семь различных народов. Тридцать три из них являются основными в своих государствах. Пятьдесят четыре народа составляют этнические меньшинства в государствах своего проживания. Численность национальных меньшинств оценивается в сто шесть миллионов человек во всей Европе. Всего население Европы оценивают в ~ 827 миллионов человек . Восемь народов Европы имеют численность свыше 30 миллионов. Среди них: русские (130 миллионов); (82 миллионов); (65 миллионов); британцы (58 миллионов); итальянцы (59 миллионов); (46 миллионов); украинцы (45 миллионов); поляки (47 миллионов). В Европе проживают и несколько групп евреев: Ашкенази , Сефарды , Мизрахим, Роминиоты, Караимы . Всего около двух миллионов. Ещё в Европе живут так называемые «обычные» цыгане численностью до пяти миллионов и «белые цыгане» – Ениши – не более двух с половиной тысяч человек.

Из истории

Происхождение народов

Практически все нынешние государства Европы образовались на землях некогда бывшей Римской империи. В её территорию входили обширные пространства с запада, где властвовали германские племена, до галльских земель, покорённых на востоке, от посёлков Британии на севере и до южных городов северной Африки. В таких условиях время да история и сформировали неповторимое многообразие современного населения Европы. Её культурное и религиозное пространство. Основное влияние на него оказали происходившее в IV-V веках переселение германских племён, которое привело их к затяжным войнам с Римской империей и её падению. После чего на её землях племена и основали свои варварские государства.

В XII-XIII веках народы Европы стали развивать свои литературные языки, те с каждым проходящим годом всё больше определяли их принадлежность к их национальной идентичности. В Англии примером камня фундамента для этнос культуры смело можно назвать «Кентерберийские рассказы» писателя Д. Чосера. Ими он утвердил ядро национального английского языка. XV-XVI века были временем укоренения монархий, становлением главных органов управления государств, прокладки новых путей развития экономики и раскрытием особенностей культуры каждого народа Европы.

Географический фактор

Географический фактор определял разнообразие традиций. Народы, жившие на побережье, пестовали праздники, связанные с морем: танцы, песни, обряды, живопись, поделки. Народы, находившиеся среди лесов и степей, уделяли внимание в своих традициях и культуре окружавшей их природе.

Средневековье

В Средневековье прокатилась ещё одна мощная волна миграции и войн по Европейскому континенту, снова перекраивались границы. Тогда снова переменилась социальная структура населения. В её рамках и устоялись народы Европы приблизительно в таком составе, в каком они есть и ныне. XVII-XVIII века – это время тяжёлых испытаний традиции народов Европы, которые подверглись испытаниями на прочность революциями. Помимо этого государства сражались за господство на материке. XVI век ознаменовался лидерством австрийских и испанских Габсбургов. Потом их власть сменило доминантное положение Франции, которая устанавливала абсолютизм. XVIII век принёс Европе слабость и нестабильность революциями, войнами и внутриполитическим кризисом.

Колониализм

Другие два столетия перекроили геополитическую ситуацию в Западной Европе. Тому причиной была доктрина колониализма. Испанцы, англичане, голландцы и французы вели экспансию в Северную и Южные Америки, Африку, Азию. Это сильно изменило культурный облик европейских государств. Особенно преуспела в экспансии Великобритании, которая заполучила колониальную империю, простиравшуюся почти на полмира. В итоге английский язык и английская дипломатия стали доминировать над курсом европейского развития. Увы, это совсем не уберегло европейский материк от нового передела геополитической карты. Средством к этому явились две мировые войны. Многие народы, проживавшие тогда в Европе, оказались перед лицом тотального уничтожения. Голод, разруха, политический террор, болезни и жестокие бои свели в могилу десятки миллионов представителей крупных наций и тысячи человек из малых народов. Наибольшее количество погибших приходится на русских, евреев, немцев, французов, цыган… В последствии государства Европы стали стремиться к глобализации и выработке общих органов управления. При участии СССР и США был создан институт ООН и механизмы СБ ООН для предотвращения мировых конфликтов.

Культура народов Европы

Среди религий, исповедуемых народами Европы, выделяются крупные группы: католицизм, протестантизм и православие, а также набирающий рост ислам. Католицизм и его ответвления, а именно протестантизм, лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, пуританизм и прочие доминируют в западноевропейских странах. Православие же главенствует в странах Восточной Европы, куда оно пришло некогда из Византии. Из неё же было заимствовано и на Русь.

Языки народов Европы состоят из трёх главных групп: романская , германская и славянская .

Полностью перечислить состав народов Европы крайне сложно из-за быстрых миграционных процессов. Можно указать крупные нации: немцы, испанцы, итальянцы, португальцы, французы, румыны, скандинавские этносы, славянские народы (русские, сербы, белорусы, украинцы, болгары, поляки, хорваты, словенцы, чехи, словаки…), также присутствует восточный этнос (турки, арабы, албанцы, армяне, иранцы, афганцы…).

Сейчас интенсивное проникновение интернета и информационных технологий во все сферы жизни способствуют ускорению исчезновения национальных границ в Европе. Под давлением новых миграционных потоков из зон локальных войн на Ближним востоке и Африке стираются и культурные различия между коренными жителями, принимающих переселенцев стран. В последние годы среди титульных наций Европы наметилась тенденция сопротивления глобализации, усиливаются процессы отстаивания национальных интересов и самобытности стран.

Сейчас в Зарубежной Европе проживает более 60 народов. Пестрая этническая мозаика формировалась несколько тысячелетий под воздействием как природных, так и исторических факторов. Обширные равнины были удобны для формирования крупных этносов. Так, Парижский бассейн стал центром образования французского народа, на Северогерманской низменности сложилась немецкая нация. Пересеченные, горные ландшафты, наоборот, усложняли межэтнические связи, наиболее пестрая этническая мозаика наблюдается на Балканах и в Альпах.

Одна из острейших проблем современной - межэтнические конфликты и национальный сепаратизм. Противостояние фламандцев и валлонов в в 1980-х гг. чуть не привело к расколу страны, которая в 1989 г. стала королевством с федеративным устройством. Вот уже несколько десятилетий действует террористическая организация «ЭТА», требующая создания независимого баскского государства на территориях проживания басков на севере и юго-западе . Но 90% басков выступают против террора как метода достижения независимости, и поэтому у экстремистов нет народной поддержки. Острейшие межэтнические столкновения вот уже более десяти лет сотрясают Балканы. Здесь один из главных факторов — религиозный.

Значительное влияние на этнический состав Европы оказывают . С XVI по начало XX в. Европа была регионом преимущественной эмиграции, а во второй половине ушедшего века - массовой иммиграции. Одна из первых волн массовой эмиграции в Европу связана с революцией 1917 г. в России, откуда выехало более 2 млн. человек. Русские эмигранты образовали этнические диаспоры во многих европейских странах: Франции, Германии, Югославии.

Свой след оставили также многочисленные войны и завоевания, в результате чего большинство европейских народов имеют очень сложный генофонд. Например, испанский народ сформировался на продолжавшемся столетиями смешении кельтской, романской, арабской, крови. Болгары несут в своем антропологическом облике неизгладимые признаки 400-летнего турецкого владычества.

В послевоенный период этнический состав Зарубежной Европы усложнился из-за усилившихся миграций из стран третьего мира - бывших европейских колоний. Миллионы арабов, азиатов, латиноамериканцев и африканцев устремились в Европу в поисках лучшей жизни. В течение 1970-1990-х гг. было несколько волн трудовой и политической эмиграции из и республик бывшей Югославии. Многие иммигранты не только прижились в Германии, Франции, Великобритании и других странах, но и ассимилировались и включаются в официальную статистику этих стран вместе с коренным населением. Более высокий уровень рождаемости и активная ассимиляция пришлых этнических групп приводят к изменению облика современных немцев, французов, англичан.

Национальный состав государств Зарубежной Европы

Однонациональные*

С крупными национальными меньшинствами

Многонациональные

Исландия

Ирландия

Норвегия

Дания

Германия

Австрия

Италия

Португалия

Греция

Польша

Венгрия

Чехия

Словения

Албания

Франция

Финляндия

Швеция

Словакия

Румыния

Болгария

Эстония

Латвия

Литва

Великобритания

Испания

Швейцария

Бельгия

Хорватия

Сербия и Черногория Босния и Герцеговина Македония

19
Национальный состав мигрантов Турки, югославы, итальянцы, греки Алжирцы,марокканцы,португальцы,тунисцы, Индусы,выходцы из стран Карибскогобассейна,африканцы,

пакистанцы

Итальянцы,югославы,португальцы,немцы,

Зарубежная Европа включает территорию Европы к западу от границ Российской Федерации общей площадью около 6 млн кв. км. Географическая зональность Зарубежной Европы определяется сочетанием широких низменностей (восточная часть Восточноевропейской равнины, Среднеевропейская, Нижне- и Среднедунайская равнины, Парижский бассейн) и ряд горных массивов (Альпы, Балканы, Карпаты, Апеннины, Пиренеи, Скандинавские горы). Береговая линия сильно изрезана, имеет большое количество бухт, удобных для судоходства. По территории региона протекает множество рек, наиболее протяженные из которых Дунай, Днепр, Рейн, Эльба, Висла, Западная Двина (Даугава), Луара. Для большей части Зарубежной Европы характерен умеренный климат, для Южной Европы – средиземноморский, для крайнего севера – субарктический и арктический.

Подавляющее большинство населения современной Европы говорит на языках индоевропейской семьи. Период существования общего индоевропейского языка датируется V–IV тыс. до н.э. В конце этого периода началась миграция их носителей и формирование отдельных индоевропейских языков. Географическая локализация прародины индоевропейцев точно не установлена. Различные гипотезы помещают ее на Балканском п-ове, Малой Азии, в Причерноморье. Во II–I тыс. до н.э. индоевропейские языки распространились по всей Европе, но еще в I тыс. до н.э. сохранялись народы неиндоевропейского происхождения: этруски в Италии, иберы на Пиренейском п-ове и др. В настоящее время только баски, проживающие на севере Испании и прилежащих районах Франции, являются носителями языка, восходящего к доиндоевропейской эпохе и не имеющего родства с какими-либо другими современными языками.

В ходе расселения по территории Европы сформировались отдельные группы языков индоевропейской семьи: романская, германская, славянская, кельтская, греческая, албанская, балтийская, а также несуществующая ныне фракийская.

Романские языки восходят к латинскому, распространившемуся в первые века нашей эры но территории Римской империи. На них говорят такие многочисленные народы юго-запада и запада Зарубежной Европы как французы (в Зарубежной Европе их насчитывается 54 млн чел.), итальянцы (53 млн чел.), испанцы (40 млн чел.), португальцы (12 млн чел.). К романской группе относятся языки валлонов Бельгии, корсиканцев, населяющих входящий в состав Франции о-в Корсика, каталонцев и галисийцев Испании, сардинцев итальянского о-ва Сардиния (в ряде классификаций их рассматривают как группу итальянцев), ретороманцев (фриулов, ладинов и романшей) в северо-восточной Италии и южной Щвейцарии, франко-швейцарцев, итало-швейцарцев, сан-маринцев, андоррцев, монакцев (монегасков). В восточнороманскую подгруппу объединяют языки румынов, молдаван, а также аромунов, живущих дисперсно в странах Балканского п-ова.

Языки германской группы распространены в Центральной Европе, где проживают немцы (более 75 млн чел.). На немецком языке также говорят австрийцы, германо-швейцарцы, лихтенштейнцы. В Северной Европе к народам германской группы принадлежат шведы (около 8 млн чел.), датчане, норвежцы, исландцы, фарерцы; на Британских о-вах – англичане (45 млн чел.), шотландцы – народ кельтского происхождения, перешедший в настоящее время на английский язык, а также ольстерцы – потомки переселенцев в Ольстер из Англии и Шотландии; в странах Бенилюкс – голландцы (13 млн чел.), фламандцы (проживают в Бельгии и прилежащих районах Франции и Нидерландов), фризы (проживают на севере Нидерландов), люксембуржцы. Вплоть до Второй мировой войны значительная часть европейских евреев говорила на языке идиш, который сформировался на основе немецких диалектов. В настоящее время среди евреев распространен язык иврит семитской группы афразийской семьи. Кроме того в быту они общаются на языках тех народов, в среде которых проживают.

Народы Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы говорят на языках славянской группы. Языки украинцев (43 млн чел.) и белорусов (10 млн чел.) вместе с русским образуют восточнославянскую подгруппу; поляков (38 млн чел.), чехов, словаков и лужичан Восточной Германии – западнославянскую; сербов, хорватов, боснийцев, черногорцев, словенцев, болгар, македонцев – южнославянскую.

Языки кельтской группы, в I тыс. до н.э. широко распространенные в Европе, сохранились на Британских о-вах, где проживают ирландцы, уэльсцы и гэлы (северные шотландцы, не перешедшие на английский язык). Кельтским является и язык бретонцев – населения п-ова Бретань (Франция).

К балтийской группе относятся языки литовцев и латышей, к греческой – греков, албанской – албанцев. Язык европейских цыган, предки которых мигрировали в Европу из Азии, принадлежит к индоарийской группе индоевропейской семьи.

Наряду с индоевропейцами в Зарубежной Европе проживают народы, говорящие на языках финно-угорской группы уральской языковой семьи. Это финны (около 5 млн чел.), эстонцы (1 млн чел.), саамы, предки которых проникли с востока в район Балтийского моря во II тыс. до н.э., а также венгры (12 млн чел.) – потомки кочевников, поселившихся в конце IX в. на Дунайской низменности. В Юго-Восточной и Восточной Европе проживают турки, татары, гагаузы, караимы, языки которых относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Язык мальтийцев (более 350 тыс. чел.), сформировавшийся под влиянием арабского, принадлежит к семитской группе афразийской языковой семьи.

Население Зарубежной Европы относится к большой европеоидной расе, в границах которой образует атлантобалтийскую, беломоро-балтийскую, среднеевропейскую, индо-средиземноморскую, балкано-кавказскую малые расы.

Хозяйство. Народы Зарубежной Европы относятся к ХКТ пашенных земледельцев. В горной зоне на небольших по площади участках земли вплоть до XX в. сохранялись элементы ручного земледелия. Например, баски использовали для рыхления земли восходящее к эпохе неолита орудие "лайа", состоявшее из двух острых стержней, закрепленных на деревянной рукоятке.

Для Апеннинского и Пиренейского п-вов был характерен легкий бесколесный плуг римского (италийского) типа, пригодный для обработки каменистых малоплодородных почв. Севернее был распространен тяжелый асимметричный плуг с колесным передком, который восходит к кельтской культурной традиции. Народы Восточной Европы и Балканского п-ова использовали славянский плуг с полозом. В этой зоне дольше сохранялись архаичные пахотные орудия. Народы Балканского п-ова еще в XIX в. использовали легкое рало с симметричным лемехом, не имевшее, в отличие от более позднего плуга, колесного нередка и отвала.

В Средние века для европейского земледелия были характерны двупольные и трехпольные севообороты, а для лесных районов Восточной и Северной Европы с низкой плотностью населения также подсечно-огневое земледелие, которое сохранялось в Финляндии вплоть до начала XX в.

В XVIII–XIX вв. в Европе происходил промышленный переворот, затронувший и аграрное производство. Центрами изобретения и внедрения новых сельскохозяйственных технологий и орудий труда в этот период стали Англия и Фландрия, экономика которых отличалась ранним развитием капиталистических отношений. Здесь в середине XVIII в. начали применять легкий брабантский (норфолкский) плуг, увеличивший глубину вспашки и уменьшивший количество сорняков на поле, развивались агрономические знания, вводились многопольные системы севооборота, которые впоследствии внедрялись и совершенствовались в других странах Европы.

Традиционно в Европе выращивали зерновые (пшеницу, ячмень, овес, в более прохладных районах – рожь), бобовые, овощные культуры, корнеплоды (репу, брюкву). В XVI– XIX вв. произошло внедрение новых культур, в том числе завезенных из Нового Света кукурузы, картофеля, табака, а также сахарной свеклы.

В настоящее время зерновое хозяйство развито в южной части Зарубежной Европы, включая Украину. В более северной зоне сельское хозяйство ориентировано на выращивании картофеля и овощей.

Благоприятны для земледелия климатические условия Южной Европы, где культивируют оливы, цитрусовые, рис, появившийся в Испании и Италии под влиянием арабов, а на Балканском п-ове – турок. Здесь издавна развито виноградарство и связанное с ним виноделие. Культура винограда получила большое распространение среди европейских народов и выращивается на севере вплоть до Германии и Чехии, а в небольших количествах даже в Англии.

У народов Северной Европы – исландцев, норвежцев, шведов, финнов – земледелие имело меньшее значение из-за сурового климата и неплодородных почв. Большую роль в экономике этого региона играли животноводство, рыболовство, различные промыслы.

Животноводство (разведение крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, свиней) практикуется в Европе повсеместно. Наиболее оно значимо в неудобных для земледелия горных регионах (Альпы, Карпаты, Апеннины, Балканы). Отгонное животноводство с вертикальным перегоном стада со сменой двух-трех пастбищ за сезон являлось основным занятием некоторых групп населения Альпийской зоны, где разводили крупный рогатый скот, а также занимавшихся овцеводством польских гуралей в Бескидах, моравских валахов Чехии, трансильванских венгров, аромунов Балканских гор.

В ряде случаев преимущественное развитие животноводства обуславливалось торговой выгодой: мясо-молочное животноводство в Дании и Северо-Западной Германии; овцеводство в Англии, где овечья шерсть стала важным предметом экспорта. Овцеводство приобрело особое значение и на Фарерских о-вах, климат которых крайне неблагоприятен для земледелия.

Рыболовство имело наибольшее значение для обитателей побережья Атлантического океана. Португальцы, галисийцы, баски ловили треску, сардины, анчоусов. Основным объектом лова голландских рыбаков была сельдь. Народы Северной Европы – норвежцы, исландцы, фарерцы, датчане издавна практиковали морское рыболовство (лов трески и сельди) и китобойный промысел. В частности, фарерцы вели промысел гринды – кита, пути миграций которого проходят мимо Фарерских о-вов.

У финнов было развито озерное и речное рыболовство, а также охота. Самый северный народ Зарубежной Европы – саамы – занимались оленеводством, охотой и рыболовством.

Жилище зависило от климатических условий и наличия строительного материала. В связи с тем, что во многих районах Зарубежной Европы вырублены леса, здесь распространились каркасные конструкции домов, постройки из кирпича. Дерево широко используется в строительстве до настоящего времени в Скандинавии, Финляндии, Прибалтике, Белоруссии.

Для южной части Зарубежной Европы характерен южноевропейский тип дома, который развился из помещения с очагом, впоследствии к нему пристраивались дополнительные жилые и хозяйственные помещения. Южноевропейский дом может быть одноэтажным, так и иметь несколько этажей. Наиболее распространенный его вариант – средиземноморский дом состоит из двух этажей, нижний из которых хозяйственный, верхний – жилой. Дом распространен во всем Средиземноморье от Португалии до Турции. Дома возводили из кирпича и камня, на Балканском п-ове вплоть до вырубки лесов также использовали срубную технику. Усадьба (дом и примыкающие хозяйственные постройки) часто имела план замкнутого четырехугольника с открытым двором. Двор мог иметь хозяйственные функции (итальянцы Альпийской зоны держали в таком дворе скот) или же являлся местом отдыха (испанцы Андалусии).

У албанцев наряду со средиземноморскими домами бытовали жилые каменные башни – "кулы" (квадратные или прямоугольные в плане), которые имели и оборонительную функцию.

В Средней и Южной Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Северной Франции распространен дом западного среднеевропейского типа. Первоначально этот дом состоял из среднего помещения с очагом и хлебной печью (в него вела дверь с улицы) и двух боковых комнат. Впоследствии количество комнат увеличилось, к дому пристраивались хозяйственные помещения, образуя глаголеобразный или покоеобразный двор. Известны одноэтажный (Франция, Бельгия) и двухэтажный (Германия) варианты этого типа.

Для Северной Германии, Нидерландов, Эльзаса и Лотарингии характерен дом североевропейского типа, развившийся из однокамерной постройки с воротами в узкой стене. Основную ее часть занимало гумно, вдоль боковых стен находились стойла для скота, а у противоположной воротам стены – жилая часть с очагом. Позднее появилась стена, отделившая хозяйственное помещение от жилого, хотя еще в XVII в. встречались дома без такой стены. Этот же тип дома был принесен в современную Англию предками англичан – англами и саксами, переселившимися на Британские о-ва в VI в. Когда земледелие в Англии утратило свое значение, гумно превратилось в холл – просторную переднюю.

В Германии строительство домов каркасной конструкции, известной под немецким термином "фахверк". В таких постройках несущей основой являются секции из темных деревянных балок, видных с наружной стороны дома. Пространство между балками заполняется глинобитным материалом или кирпичом, затем штукатурится и белится.

Фахверковая конструкция используется и при строительстве домов западного среднеевропейского типа.

Жилище западных и восточных славян, части австрийцев, венгров относится к восточному среднеевропейскому типу. Его основой была однокамерная постройка срубной или столбовой конструкции с очагом или печью (изба/хата). Вход осуществлялся через холодную пристройку (сени). С XIX в. к жилищу пристраивалась клеть-камора, которая в прошлом являлась самостоятельной постройкой. В результате жилище приобрело следующую планировку: изба – сени – изба (камора). В сени переносили очаг и устье печи, корпус которой находился в избе, тем самым они становились теплыми и превращались в кухню. Более древними являются срубные постройки. В чешской традиции промежутки между бревнами затыкали мхом и замазывали глиной, которую окрашивали в различные цвета. Иногда стены сруба белили целиком. С XVI в. в Западной Польше, Чехии под немецким влиянием распространилась каркасная техника (фахверк).

Для Финляндии, Северной Швеции, Северной Норвегии был характерен североскандинавский тип жилища – срубная постройка с двускатной крышей, состоявшая из жилого помещения с печью, чистого помещения и холодных сеней между ними. Дом обшивали досками, которые обычно красили в темные цвета.

В Южной Швеции, Южной Норвегии и Дании доминировали дома южноскандинавского типа, состоявшие из среднего жилого помещения с духовой печью и очагом (в Дании только с печью) и двух помещений но бокам. Преобладала каркасная (клеточная) техника, схожая с немецким фахверком.

Для северо- и южноскандинавского типов был характерен замкнутый тип двора, в южной зоне – также покоеобразный или со свободным расположением построек. В Финляндии, Северной Швеции и Норвегии существовали двухэтажные срубные клети и амбары. В Финляндии обязательной постройкой усадьбы была баня (сауна).

Оригинальные типы жилища сформировались у народов, проживающих в горных условиях, где существовала необходимость объединения жилых и хозяйственных помещений на небольшом по площади участке местности. В Альпийских горах, район проживания баварских немцев, австрийцев, народов Швейцарии, таков, например, альпийский тип дома – огромная двух- (или трех) этажная постройка с двускатной крышей, объединяющая жилые и хозяйственные помещения. Нижний этаж обычно строили из камня, верхние – из бревен (как вариант, они имели каркасную конструкцию). Вдоль фасадной стены на уровне второго этажа устраивалась галерея с деревянными перилами, которая использовалась для сушки сена. Для басков Пиренейских гор характерен особый тип – баскский дом. Это массивная двух- или трехэтажная квадратная постройка с двускатной пологой крышей и воротами в фасадной стене. В древности такой дом строили из бревен, с XV в. – из камня.

Одежда. Общими элементами комплекса мужской одежды народов Зарубежной Европы являлись туникообразная рубаха, штаны, пояс, безрукавка. До середины XIX в. у народов Западной части Европы штаны были узкими, длиной немного ниже колен, их носили с короткими чулками или гетрами. В XIX в. распространились штаны современного кроя и длины. Современный костюм пародов Европы вобрал в себя многие элементы одежды англичан XIX в.: пиджаки, смокинги, плащи современного покроя, калоши, дождевые зонтики.

Оригинальными были костюмы жителей некоторых горных районов. Таков, например, характерный для жителей Альп – австрийцев, немцев, германо-швейцарцев тирольский костюм, включавший белую рубашку с отложным воротником, короткие кожаные штаны на подтяжках, суконную безрукавку, широкий кожаный пояс, чулки до колен, туфли, шляпа с узкими полями и пером.

Составными частями мужского костюма горных шотландцев являлись клетчатая юбка (килт) длиной до колен, берет и плед той же расцветки, белая рубаха, куртка. Расцветка килта соответствовала клану, хотя не все равнинные кланы имели в прошлом свои цвета.

Белые мужские юбки (фустанелла) носили также албанцы и греки, однако надевали их поверх штанов.

Головными уборами мужчин были шляпы, форма которых зависела от текущей моды, в Средиземноморье – также колпаки. В XIX в. в Европе распространились мягкие фуражки с козырьком. Этноспецифическим головным убором басков являлся берет.

Типичный женский костюм состоял из рубахи, юбки, безрукавки. Одежда протестантских народов в большинстве случаев отличалась более темными тонами.

Архаичные варианты женской одежды сохранились в XIX в. в Восточной Финляндии: поверх туникообразной рубахи с вышивкой надевали два несшитых полотнища, державшиеся на плечевых лямках. У болгар встречался заменяющий юбку кусок шерстяной материи, облегающий туникообразную рубаху ниже талии; у северных албанцев – так называемый "джублет", состоявший из колоколообразной юбки и надеваемых отдельно корсажа, рукавов и наплечников, места соединений которых украшались бахромой.

В отдельных районах Зарубежной Европы бытовали сарафаны. Их носили в Норвегии, Восточной Финляндии, Белоруссии, Южной Болгарии. Популярны были наплечные платки. В частности, на Пиренейском п-ове носили пестрые шали – мантильи. Головными уборами служили чепцы, которые могли украшать кружевами. В немецкой традиции также были распространены женские шляпы.

Мужская и женская обувь у большинства народов была кожаной. Во Франции, Бельгии, Нидерландах носили также дешевую деревянную обувь, белорусам были известны лапти.

У мусульман Балканского п-ова бытовали специфические элементы одежды: у женщин – шаровары, поверх которых надевали юбку, у мужчин – феска – красный головной убор в форме цилиндра без полей, первоначально распространенный у турок.

Разумеется одежда зависела от климата. Так, мужской и женский костюм народов Северной Европы включал разнообразные шерстяные вязаные вещи, сшитые из меха предметы верхней одежды.

Пища. У народов Зарубежной Европы большое распространение имел хлеб (как пресный, так и кислый) из пшеничной, ржаной, кукурузной муки, каши, различные изделия из теста. Например, для итальянской кухни типичны пицца – тип открытого пирога, паста – различные макаронные изделия, для чешской – хлебные кнедлики (кусочки моченого белого хлеба, которые подают в качестве гарнира). В новое время широко распространились блюда из картофеля. Большое место картофель занимал в кухне ирландцев, народов Прибалтики, восточных славян.

Супы и похлебки, которые были особенно разнообразны в Восточной Европе (борщ у украинцев, щи и борщ у белорусов). Мясные блюда готовили из свинины, говядины, баранины, а исландцы – также из конины. Практиковалось изготовление колбас, сосисок, копчение окороков. Французы наряду с различными видами мяса (в том числе кроличьего и голубиного) употребляли в пищу лягушек, улиток, устриц. У мусульманских народов свинина является табуированным мясом. Типичным блюдом мусульман Балканского п-ова был плов с бараниной.

Для жителей морского и океанского побережий характерны рыбные блюда – жареные или вареные сардины и треска с картофелем у португальцев, сельдь – у голландцев, жареная рыба с картофелем-фри – у англичан.

В культуре многих народов Европы практикуется сыроварение. Большое разнообразие сортов сыра существует во Франции, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Германии. В Швейцарии в начале XX в. был изобретен плавленый сыр. К блюдам из сыра относятся фондю (горячее блюдо из сыра с вином, распространенное в Швейцарии и французской Савойе), луковый суп с сыром (у французов). У славянских народов известны различные способы сквашивания молока, жители Балканского п-ова готовят сыр из овечьего молока – брынзу.

У большинства народов основным безалкогольным напитком является кофе. Чай популярен у народов Британских о-вов и восточных славян. Разнообразны спиртные напитки европейских народов. Повсеместно известно пиво, наиболее известные сорта производятся в Чехии, Германии, Бельгии и на Британских о-вах. У басков и бретонцев был популярен сидр – слабоалкогольный напиток из яблок. В зоне виноградарства в большом количестве потребляется вино. Также известны виноградные и фруктовые бренди (например, сливовица у западных славян), зерновая водка. На Британских о-вах производится виски – крепкий напиток на основе ячменя, а также джин – можжевеловая водка, популярная также у голландцев.

Ислам не допускает употребления спиртных напитков, поэтому праздничным ритуальным напитком мусульман является кофе.

Религия. Большинство пародов Зарубежной Европы исповедуют христианство, которое подразделяется на несколько направлений.

Католицизм исповедуют ирландцы, народы Пиренейского и Апеннинского п-овов (испанцы, каталонцы, португальцы, галисийцы, баски, итальянцы), Франции, Бельгии (валлоны и фламандцы), Австрии, немцы южной и западной Германии, австрийцы, часть населения Швейцарии, поляки, чехи, словаки, венгры, словенцы, хорваты, часть албанцев.

Протестантизм распространен преимущественно в северной части Европы. Лютеранами являются народы Финляндии и Скандинавии, немцы востока Германии; кальвинистами – франко-швейцарцы, часть германо-швейцарцев, голландцы, часть венгров, шотландцы; англиканами – англичане и уэльсцы (у последних также распространены малые протестантские церкви, в частности, методизм).

Православие характерно для Юго-Восточной и Восточной Европы. Эту ветвь христианства исповедуют украинцы, белорусы, греки, болгары, македонцы, сербы, черногорцы, румыны, аромуны, гагаузы, часть албанцев.

Ислам распространился на Балканском п-ове и в Крыму в период вхождения этой территории в состав Османской империи. Турки, крымские татары, боснийцы, часть албанцев, болгары-номаки являются мусульманами-суннитами, часть албанцев – шииты, принадлежащие к тарикату бекташитов. Евреи и караимы исповедуют иудаизм. Среди саамов Зарубежной Европы, которые относятся к лютеранской церкви, сохранились и традиционные анимистические верования.

Календарная обрядность. Традиционные обычаи и обряды народов Зарубежной Европы имеют типологическое сходство, поскольку исторически были тесно связаны с общими сельскохозяйственными занятиями. Языческие ритуалы отчасти сохранились и в христианскую эпоху. Утратив прежний смысл, они оказались включенными в обрядность христианского праздничного календаря, или же существовали параллельно с церковной традицией. Католицизм и православие более лояльно относились к пережиткам язычества. Напротив, протестантские церкви, возникшие в XVI в. и боровшиеся за обновление и очищение христианства, проявляли нетерпимость по отношению к ним. По этой причине архаические обычаи и обряды в меньшей степени проявляются в культуре протестантских народов.

У многих народов – католиков и протестантов – началом зимнего сезона считался день святого Мартина (11 ноября). К этому дню завершали сельскохозяйственные работы, пригоняли скот с горных пастбищ. Устраивались трапезы, обязательным блюдом которых у многих народов был жареный гусь. В винодельческих районах, например, у испанцев, итальянцев, хорватов, проходила дегустация молодого вина, переливание его из чанов в бочки.

В Нидерландах, Бельгии, Германии, Австрии, Швейцарии, Польше, Чехии популярным народным праздником был день святого Николая (6 декабря). Святого Николая представляли как человека с длинной седой бородой, в белых одеждах епископа. Он ехал верхом на лошади или осле с мешком подарков за спиной и розгами в руке для непослушных детей. В период реформации протестанты, отвергавшие культ святых, перенесли дарение подарков на Рождество, а святого Николая заменили иные персонажи: дитя Христос или в немецкой традиции – рождественский человек (Weihnachtsmann ). Шествия ряженых в канун дня святого Николая сохранились в городах Нидерландов.

Важным праздником являлось Рождество (25 декабря). У католиков известна традиция устраивать макеты яслей, в которых, но библейской легенде, родился Иисус Христос. В рождественские ясли ставили глиняные или фарфоровые фигурки девы Марии, Иосифа, младенца Христа и других библейских персонажей. Вечером в Сочельник (24 декабря) в доме проходила трапеза, перед началом которой совершался обряд зажигания рождественского полена. Глава семьи клал в очаг большое полено, которое должно было тлеть как можно дольше, иногда, как у итальянцев, двенадцатидневья – так называли период от Рождества до Богоявления, соответствующий русским Святкам. Углям и головешкам рождественского полена приписывали чудодейственную силу.

В XIX в. по всей Европе распространился обычай наряжать Рождественскую елку, первоначально известный в юго-западной Германии.

У поляков, чехов, словаков с Рождеством были связаны поверья о первом госте (полазнике). От личности пришедшего зависело благополучие семьи в следующем году, поэтому полазника часто выбирали из уважаемых мужчин, в его функцию входило выполнение ритуальных действий: например, в Польше полазник, войдя в избу, садился и квохтал, изображая курицу. Благополучие символизировали и снопы, которые западные славяне приносили в дом в Сочельник.

В период двенадцатидневья во всех странах Европы но домам ходили группы детей, пели песни, практиковались гадания. Гуляния завершались в праздник Богоявления (6 января), известный в народной традиции как День трех королей – библейских волхвов, увидевших Вифлеемскую звезду и пришедших с дарами к младенцу Иисусу. Проходили шествия, в которых участвовали маски трех королей (Мельхиор, Гаспар, Бальтасар), которых представляли в нсевдовосточных костюмах, расшитых звездами.

Большой популярностью пользовался праздник Карнавал, отмечаемый в течение нескольких дней перед Великим постом – в немецком языке этот праздник так и именуется Fastnacht ("постная ночь", в значении ночь перед постом). Для Карнавала характерна обильная жирная пища, мучные изделия. Символом праздника было чучело большого толстого человека, которого у испанцев называли дон Карнаваль, у итальянцев – король Карнавала, у поляков – Бахус. По окончании гуляний чучело сжигали на костре. В дни Карнавала происходили шествия ряженых, надевавших маски животных, нечистой силы, переодевавшихся в одежду противоположного пола. В городах Европы карнавальные шествия распространились в Средние века. Тогда они имели четкую регламентацию, в них принимали участие представители ремесленных цехов. В прошлом праздник также включал обрядовые действия, направленные на обеспечение хорошего урожая, например, символическую пахоту. Протестантские церкви уже с XVI в. успешно боролись с карнавальными традициями, считая их проявлением язычества. Так, у народов Скандинавии, исповедующих лютеранство, сохранялись только некоторые игры, обычай печь особые булочки и лепешки. В современной Европе наиболее известны городские карнавальные шествия в Кельне (немцы-католики) и Венеции (итальянцы).

После Карнавала начинался Великий Пост, длившийся семь недель до праздника Пасхи. Общей христианской является традиция крашения яиц. У многих народов к Пасхе готовят жаркое из ягненка, символизирующего Агнца Божьего – Иисуса Христа. В немецкой культуре Пасха приобрела черты детского праздника. Существовал обычай прятать в огороде или в доме крашеные яйца. Если ребенок находил первым красное яйцо, это сулило счастье, синее – несчастье. Говорили, что эти яйца приносят детям зайцы – животные, связанные в народном сознании с плодовитостью, плодородием и богатством, ставшие одним из символов немецкого празднования Пасхи.

Майский день (1 мая) был связан с наступлением теплого сезона года и летней зелени. Накануне праздника на месте гуляний молодежи устанавливали майское дерево (выкопанное с корнями настоящее дерево или же украшенный шест). В ходе состязаний выбирали майского короля и королеву – самого ловкого парня и самую красивую девушку, которые и возглавляли праздничное шествие. Дома украшали цветами. Во Франции символом 1 мая стали ландыши, которые принято дарить девушкам. У германских народов бытовали представления об особой опасности ведьм, которые слетаются на шабаши в ночь на 1 мая (у этих народов он известен как день святой Вальпургии, а ночь, соответственно, – Вальпургиевой). Для защиты от злых сил на дверях хлева рисовали кресты, разжигали костры, стреляли из ружей в воздух, протаскивали борону вокруг деревни и т.п.

С днем летнего солнцестояния связан День святого Иоанна (24 июня). В канун праздника жгли костры, собирали лекарственные травы, гадали. Считалось, что и вода в ивановскую ночь обретает чудодейственную силу. Поэтому поутру умывались росой или водой из источников. Народы Скандинавии ко Дню святого Иоанна устанавливали дерево, аналогичное майскому (шест с различными украшениями). Во многих странах 1 мая и День святого Иоанна широко отмечаются и по сей день.

К окончанию основных летних сельскохозяйственных работ приурочен праздник Успение Богородицы (15 августа). У католиков проходили торжественные процессии, участники которых несли на освящение в церковь колосья нового урожая.

Завершали год День всех святых (1 ноября) и День поминовения всех усопших (2 ноября). В первый день было принято посещать церковную службу, а во второй приходить на могилы родных и устраивать дома поминальную трапезу.

У народов Британских о-вов сохранились праздники, связанные с древними традициями кельтских народов. Христианский День всех святых (Хэллоуин, 1 ноября) включил в себя обряды языческого кельтского праздника Самхейн или Самайн (по-гэльски – "конец лета") – шествия ряженых, участники которых носили факелы или укрепленные на длинных палках фонарики, сделанные из репы; гадания и различные игры. На 1 августа приходился праздник Лугнас (от имени языческого бога Луга, а впоследствии персонажа средневековых ирландских саг), который в современном английском языке получил название Lammas day (по одной версии, от Loaf-masse – месса каравая, по другой – от Lamb mass – мессы ягнят). В этот день происходили гуляния молодежи, англичане приносили в церковь хлеб из муки нового урожая, ирландцы устраивали общую трапезу, для которой зажаривали целую овцу и в первый раз готовили молодой картофель.

У православных народов Балканского п-ова началом холодного сезона, когда скот пригоняли с горных пастбищ и завершали посев озимых, считался День святого Дмитрия (26 октября/8 ноября), а началом теплого сезона, когда скот выгоняли на пастбища, – День святого Георгия (23 апреля/6 мая). К Рождеству (25 декабря/7 января) были приурочены обряды с рождественским поленом, первым гостем, ряжение. Аналог католическому карнавалу известен у православных (в том числе восточных славян) как Масленица. В Восточной Болгарии сохранились шествия куксров (празднично одетых мужчин), восходящие к древним фракийским традициям. В обряд входили обход кукерами села, собирание ими даров (зерно, масло, мясо), ритуальная пахота и посев на сельской площади, символическое убийство главного кукера и его последующее воскрешение, очистительное купание кукеров в реке.

Некоторые обряды древнего происхождения были приурочены к иным церковным праздникам. День святого Андрея (30 ноября/13 декабря) южные славяне отмечали как медвежий праздник – в народных поверьях святой Андрей ездит на медведе. Для медведицы, образ которой в традиционном сознании был связан с плодородием, оставляли перед домом угощение, сваренное из початков кукурузы и сухих груш. День святого Николая (6/19 декабря) считался семейным праздником. Сербы и черногорцы устраивали трапезу с участием всех членов семьи, центральным блюдом которой был освященный в церкви хлеб. Устраивали трапезы и в День святого Ильи (20 июля/2 августа), который приобрел черты языческого бога-громовержца. В День святого Иоанна (24 июня/7 июля) православные, также как католики и протестанты, разжигали костры, собирали травы, плели венки, гадали. Сербы и черногорцы совершали подобные обряды также в День святого Петра (29 июня/12 июля).

Свои особенности в связи с климатическими условиями имела обрядность белорусов и украинцев. Так, началом холодного периода здесь считали – Покров (1/14 октября). В праздник Троицы, отмечаемый через семь недель после Пасхи, дома украшали зеленью, ставили перед входом молодые деревца. Православные славяне Балканского п-ова совершали подобный обряд также как и католики 1(14) мая (в православии – День святого Еремея). В целом календарная обрядность восточных славян – украинцев и белорусов – характеризуется большим сходством с русской.

Традиционная календарная обрядность боснийцев и албанцев, несмотря на принадлежность к исламу, в основе своей не отличалась от обрядности соседних христианских народов. Это было обусловлено общностью происхождения и длительным проживанием в сходных условиях.

Дню святого Дмитрия соответствовал День Касыма (он же праздник зимы), 26 октября, а Дню святого Георгия – День Хызыра (23 апреля). Албанцы-мусульмане отмечали Рождество, которое слилось в народной культуре с праздником середины зимы, приуроченном ко Дню зимнего солнцестояния (День первого снега). В частности, им был известен обряд разжигания рождественского полена. Новому году христиан соответствовал праздник весны науруз (22 марта). В этот день албанцы совершали действия, направленные на изгнание змей, персонифицировавших злые силы: обходили поля и сады и создавали шум, звеня бубенчиками и ударяя палками по жести. Их соседи, православные Балканского п-ова, совершали аналогичный обряд в Благовещение (25 марта/7 апреля). Особым праздником албанцев был день середины лета, отмечаемый в конце июля. Жители селений поднимались к вершинам гор, где разжигали костры, горевшие в течение всей ночи.

Семья и социальные структуры. Для народов Зарубежной Европы в Новое время были характерны малые (нуклеарные) семьи. У католических и протестантских народов преобладала традиция майората, при которой хозяйство наследовалось старшим сыном. Остальные сыновья не получали недвижимого имущества и шли работать по найму. Традиция майората препятствовала дроблению хозяйств, что было актуально в условиях высокой плотности населения и ограниченности земельных ресурсов.

На периферии региона – в Белоруссии, Украине, Восточной Финляндии встречались большие семьи. У таких народов Балканского п-ова, как сербы, черногорцы, боснийцы, еще в XIX в. существовал особый вид большой семьи – задруга, которая состояла из отца с женатыми сыновьями (отцовская задруга) или из нескольких братьев со своими семьями (братская задруга). Задруга обладала коллективной собственностью на движимое и недвижимое имущество. Должность главы (ее занимал мужчина) могла быть выборной, либо наследовалась. Глава не обладал абсолютной властью: решения принимались коллегиально. Задруги объединяли от 10–12 до 50 чел. и более. Во второй половине XIX в. начался раздел задруг.

У албанцев в горной части Албании до начала XX в. существовали фисы – родоплеменные объединения, управлявшиеся старейшиной (занимал должность по наследству) и сходом мужчин. Фис владел землей, делившейся на семейные участки. Согласно исторической традиции, 12 фисов считаются старейшими ("первоначальные", "большие" фисы), остальные – возникшими позднее. В один фис могли входить лица разных исповеданий.

Долгое время сохраняли клановую структуру горные шотландцы и ирландцы. Кланы являлись основой военной организации этих народов. Исчезновение кланов происходило в связи с экономическими причинами и закреплялось введением соответствующих законов: в Ирландии кланы были упразднены англичанами в 1605 г. после подавления восстания местных жителей, в горной Шотландии – в XVIII в., после упрочения власти английской монархии. Однако среди шотландцев представление о символической принадлежности человека к клану сохраняется и по сей день.

Обрядность жизненного цикла. В традиционной культуре знакомства молодых людей происходили на посиделках, ярмарках, гуляньях. Свадебная обрядность обычно включала сватовство, которое могло состоять из нескольких этапов. У католических и протестантских народов бытовала традиция заключать при сватовстве письменное соглашение о приданом – предшественнике современных брачных контрактов.

В народных культурах долго сохранялись пережитки древних верований. Например, в немецкой традиции накануне свадьбы в доме невесты, или же раздельно у жениха и невесты устраивали польтерабенд (буквально – вечер шума, грохота). На праздник собиралось много гостей, которые произносили тосты и, выпив, били посуду (специально для такого случая в доме хранили треснутые чашки). Считалось, что шум отгонял от молодых злых духов, а большое количество черепков, обещало большое счастье новой семье. Также с целью обмана злых духов в Испании бытовали традиции похищать жениха и невесту в первую брачную ночь или всячески препятствовать ее проведению (на брачное ложе запускали муравьев, сыпали соль, прятались под кроватью, в течение ночи гости постоянно заходили в комнату).

Традиционные свадебные гуляния могли длиться несколько дней. В ряде стран (Дания, Шотландия) протестантские церкви и светские власти в XVI–XIX вв. пытались регламентировать свадьбу, чтобы население не тратило больших средств на ее проведение: вводились ограничения на количество гостей, подаваемых к столу блюд, продолжительность свадьбы.

Протестанты рассматривают венчание, как простой обряд, в отличие от католицизма и православия, которые считают венчание церковным таинством. У протестантских народов, например, у норвежцев молодые могли начинать совместную жизнь уже после обручения. У шотландцев встречался "иррегулярный брак" или "брак рукопожатием", заключавшийся в словесном заявлении пары при свидетелях о том, что они становятся мужем и женой. Такой брак не одобрялся пресвитерианской (кальвинистской) церковью, но с точки зрения народных представлений считался действительным.

Рождение ребенка также сопровождалось магическими действиями. В итальянской традиции роженицу клали на глинобитный пол у очага, чтобы ей помогли домашние духи, живущие под очагом. Отмечены пережитки обряда кувады – имитации мужем родовых схваток. Например, в Испании в области Леон муж забирался в корзину и присев на корточки кудахтал как курица. Были распространены поверья о связи дня рождения ребенка и его будущей судьбы. Семейные трапезы устраивали по поводу крещения ребенка, появления первого зуба, первой стрижки волос и ногтей. В экономически развитых регионах Зарубежной Европы архаичные элементы родильной обрядности исчезли довольно рано в связи с распространением рациональной медицины и появлением профессиональных акушерок (в Англии – с XVI в., в Скандинавии – с XVIII в.).

Христиане обязательно крестили ребенка. Для мусульман обязательным был обряд обрезания. Боснийцы совершали его в первые десять лет жизни мальчика (обычно в три, пять или семь лет), албанцы – в период от 7 до 12 лет. Обряд обрезания сопровождался последующим застольем.

В похоронной обрядности некоторых католических и православных народов сохранились погребальные плачи, которые исполняли женщины. Иногда, как, например, у басков это были профессиональные плакальщицы, получавшие оплату за свое искусство. Только у албанцев исполнялись мужские плачи, которые считались уместными на похоронах уважаемых мужчин. В некоторых случаях бытовали представления об особых способах доставки умершего на кладбище: у поляков и словаков полагалось трижды ударять гробом о порог, что символизировало прощание покойного с домом; норвежцы практиковали перевоз в любое время года гроба с телом покойного на кладбище на санях – транспортном средстве доколесной эпохи. Европейским народам была известна традиция поминальных трапез, которая в наиболее развитом виде сохранилась у православных народов, устраивавших такие трапезы в день похорон, на девятый, сороковой дни после кончины.

В результате проведенных исследований было установлено, что в данное время на территории современной Европы проживает 87 народов, из них 33 являются основной нацией для своих государств, 54 - этническое меньшинство в странах, где они проживают, их количество составляет 106 миллионов человек.

Всего в Европе проживает около 827 миллионов человек, эта цифра каждый год неуклонно растет за счет эмигрантов из стран Ближнего Востока и приезжающих сюда на работу и учебу большого количества людей изо всех уголков нашей планеты. Наиболее многочисленными европейскими народами считаются русская нация (130 миллионов человек), немецкая (82 миллиона), французская (65 миллионов), британская (58 миллионов), итальянская (59 миллионов), испанская (46 миллионов), польская (47 миллионов), украинская (45 миллионов). Также жителями Европы являются такие еврейские группы как караимы, ашкенази, роминиоты, мизрахим, сефарды, общая их численность - около 2-х миллионов человек, цыгане - 5 миллионов человек, ениши («белые цыгане») - 2,5 тысячи человек.

Несмотря на то, что страны Европы имеют пестрый этнический состав, можно скзать что они в принципе прошли единый путь исторического развития и их традиции и обычаи сформировались в едином культурном пространстве. Большинство стран было создано на обломках некогда великой Римской империи, простиравшейся от владений германских племен на западе, до границ на востоке, где жили галлы, от берегов Британии на севере и южных границ на Севере Африки.

Культура и традиции народов Северной Европы

Согласно данным ООН к странам Северной Европы относятся такие государства как Великобритания, Ирландия, Исландия, Дания, Литва, Латвия, Эстония, Норвегия, Финляндия, Швеция. Наиболее многочисленными народами, проживающими на территории этих стран и составляющие более 90 % населения, являются англичане, ирландцы, датчане, шведы, норвежцы и финны. В своем большинстве народы Северной Европы являются представителями северной группы европеоидной расы. Это люди со светлой кожей и волосами, глаза у них чаще всего серые или голубые. Религия - протестанство. Жители североевропейского региона принадлежат к двум языковым группам: индоевропейской и уральской (финно-угорская и германская группа)

(Английские школьники начальных классов )

Англичане живут в стране под названием Великобритания или как её еще называют Туманный Альбион, их культура и традиции имеют многовековую историю. Их принято считать немного чопорными, сдержанными и холоднокровными, на самом деле они очень дружелюбны и покладисты, просто они очень ценят свое личное пространство и для них них неприемлемы поцелуи и объятия при встрече, как например у французов. Они очень уважают спорт (футбол, гольф, крикет, тенис), свято чтут «файв о клок» (пять-шесть часов вечера - время пить традиционный английский чай, желательно с молоком), на завтрак предпочитают овсянку и поговорка «мой дом - моя крепость» как раз про таких «отчаянных» домоседов, какими они и являются. Англичане весьма консервативны и не очень приветствуют перемены, поэтому с большим уважением относятся к правящей королеве Елизавете II и другим членам королевской семьи.

(Ирландец со своей игрушкой )

Ирландцы известны широкой общественности рыжим цветом волос и бороды, изумрудной зеленью национального цвета, празднованием Дня Святого Патрика, верой в мифического гнома Лепрекона, исполняющего желания, вспыльчивым характером и завораживающей красоте ирландских народных танцев, исполняющихся под джигу, рил и хорнпайп.

(Принц Федерик и принцесса Мэри, Дания )

Датчане отличаются особым гостеприимством и верностью к старинным обычаям и традициям. Главная особенность их менталитета - умение отстраняться от внешних проблем и забот и полностью погружаться в домашний уют и покой. От других северных народов, имеющих спокойный и меланхоличный нрав, их отличает большая темпераментность. Они как никто другой ценят свободу и права личности. Один из самых популярных праздников - День святого Ханса (у нас Ивана-Купала), на острове Зеландия ежегодно проходит популярный Фестиваль викингов.

(Шведский стол на Дне Рождения )

По характеру шведы в основном сдержанные, молчаливые люди, очень законопослушные, скромные, бережливые и замкнутые люди. Еще они очень любят природу, отличаются гостеприимством и толерантностью. Большинство их обычаев связано со сменой времен года, зимой они встречают Святую Люсию, летом отмечают на лоне природы Мидсоммар (языческий праздник солнцеворота).

(Представительница коренного Саами в Норвегии )

Предками норвежцев были храбрые и гордые викинги, тяжела жизнь которых была полностью посвящена борьбе за выживание в суровых условиях северного климата и в окружении других диких племен. Именно поэтому культура норвежцев пропитана духом здорового образа жизни, они приветствуют спорт на природе, ценят трудолюбие, честность, простоту в быту и порядочность в человеческих отношениях. Их любимые праздники - Рождество, День святого Канута, День летнего солнцестояния.

(Финны и их гордость - олень )

Финны отличаются весьма консервативными взглядами и очень чтят свои традиции и обычаи, их считают очень сдержанными, совершенно лишенными эмоций и очень медлительными, а для них молчаливость и обстоятельность - признак аристократизма и хорошего вкуса. Они очень вежливы, корректны и ценят пунктуальность, любят природу и собак, рыбалку, лыжи и париться в финских саунах, где они восстанавливают физические и моральные силы.

Культура и традиции народов Западной Европы

В странах Западной Европы наиболее многочисленными народностями, здесь проживающими, являются немцы, французы, итальянцы и испанцы.

(Во французском кафе )

Французы отличаются сдержанностью и вежливым обращением, они очень воспитаны и правила этикета для них не пустой звук. Опаздывать для них - норма жизни, французы - большие гурманы и знатоки хороших вин, которые там пьют даже дети.

(Немцы на празднике-фестивале )

Немцы отличаются особой пунктуальностью, аккуратностью и педантичностью, они редко бурно выражают на людях эмоции и чувства, зато в глубине души очень сентиментальны и романтичны. Большинство немцев - ревностные католики и отмечают праздник Первого причастия, имеющий для них очень большое значение. Германия знаменита своими пивными фестивалями, например такими как Мюнхенский октоуберфест, на котором ежегодно туристы выпивают миллионы галлонов знаменитого пенного напитка и съедают тысячи жареных сосисок.

Итальянцы и сдержанность - два несовместимых понятия, они эмоциональны, веселы и открыты, они обожают бурные любовные страсти, пылкие ухаживания, серенады под окнами и пышные свадебные торжества (по итальянски матримоньо). Итальянцы исповедуют католичество, почти каждый поселок и деревня имеет своего собственного святого покровителя, в домах обязательно наличие распятия.

(Оживленный уличный буфет Испании )

Коренные испанцы постоянно громко и быстро разговаривают, жестикулируют и проявляют бурные эмоции. Они обладают горячим темпераментом, их везде «много», они шумны, доброжелательны и открыты для общения. Их культура пронизана чувствами и эмоциями, танцы и музыка страстны и чувственны. Испанцы любят погулять, отдохнуть во время летней двухчасовой сисесты, поболеть за тореадоров на корриде, покидаться помидорами на ежегодной Битве томатов на празднике Томатина. Испанцы очень религиозны и религиозные праздники у них проходят очень пышно и помпезно.

Культура и традиции народов Восточной Европы

На территории Восточной Европы проживают предки восточных славян, наиболее многочисленными этническими группами являются русские, украинцы и белорусы.

Русский народ отличает широта и глубина души, щедрость, гостеприимство и уважение к родной культуре, имеющей многовековые корни. Его праздники, обычаи и традиции тесно связаны как с православием, так и с язычеством. Его главные праздники Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Ивана Купала, Покрова и т.д.

(Украинский хлопец с дивчиной )

Украинцы дорожат семейными ценностями, чтут и уважают обычаи и традиции своих предков, которые очень красочны и ярки, верят в значение и силу оберегов (специально изготовленных предметов, защищающих от злых духов) и используют их в различных сферах своей жизни. Это трудолюбивый народ с самобытной культурой, в его обычаях смешано православие и язычество, что делает их очень интересными и красочными.

Белорусы - гостеприимная и открытая нация, любящая свою уникальную природу и уважающая свои традиции, для них важно вежливое отношение к людям, уважение к страшим. В традициях и обычаях белорусов также как у всех потомков восточных славян наблюдается смесь православия и христианства, самые известные из них - Каляды, Деды, Дожинки, Гуканне вясны.

Культура и традиции народов Центральной Европы

К народам, проживающим на территории Центральной Европы, относятся поляки, чехи, венгры, словаки, молдаване, румыне, сербы, хорваты и т.д.

(Поляки на национальном празднике )

Поляки очень религиозны и консервативны, вместе с тем открыты для общения и гостеприимны. Они отличаются веселым нравом, приветливостью и имеют собственную точку зрения на любой вопрос. Все возрастные категории поляков каждый день посещают костел и превыше всего почитают Деву Марию. Религиозные праздники отмечают с особым размахом и торжеством.

(Праздник пятилепестковой розы в Чехии )

Чехи гостеприимны и доброжелательны, они всегда приветливы, улыбчивы и вежливы, чтят свои традиции и обычаи, хранят и любят народный фольклор, любят национальные танцы и музыку. Национальный чешский напиток - пиво, ему посвящено много традиций и обрядов.

(Венгерские танцы )

Характер венгров отличается значительной долей практичности и жизнелюбия, сочетающегося с глубокой духовностью и романтическими порывами. Они очень любят танцы и музыку, устраивают пышные народные празднества и ярмарки с богатой сувенирной продукцией, бережно хранят свои традиции, обычаи и праздники (Рождество, Пасху, День Святого Иштвана и День Венгерской революции).

Национальный состав населения зарубежной Европы неоднороден, здесь есть однонациональные государства и государства со сложной структурой в этническом плане. Что это за страны? Какие основные группы выделяют по национальному составу? Какие факторы повлияли на формирование этнического состава стран Европы? Об этом и многом другом пойдет речь в статье.

Факторы, повлиявшие на национальный состав зарубежной Европы

В настоящее время в Европе проживает более 62 народов. Такая пестрая национальная мозаика образовывалась на этой территории несколько тысячелетий под воздействием исторических и природных факторов.

Равнинные территории были удобны для расселения людей и зарождения этносов. Так, например, на территории Парижского бассейна сформировалась французская нация, на Северо-Германской низменности сложился немецкий народ.

Горные территории усложняли связи между этносами, на таких территориях, как правило, формировался пестрый этнический состав, это, например, Балканы и Альпы.

Значительное влияние на национальный состав Европы оказали миграционные процессы. С 16-го в. и до начала 20-го в. Европа в основном была регионом эмиграции, а со второй половины 20-го в. стала регионом иммиграции.

После революции 1917 года из России в страны зарубежной Европы хлынул поток мигрантов, численность которых составила около 2 миллионов человек. Они образовали этнические диаспоры во Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии, Италии, Югославии.

Оказали огромное влияние на национальный состав зарубежной Европы и многочисленные междоусобные войны и завоевания, в результате которых у многих народов сложился очень сложный генофонд. Так, например, испанский народ образовался в результате смешения в течение нескольких веков арабской, кельтской, романской, еврейской крови. На болгарский этнос оказало влияние турецкое владычество на протяжении 4 столетий.

С середины 20-го века усилилась миграция в Европу из бывших европейских колоний. Таким образом, миллионы азиатов, африканцев, арабов, латиноамериканцев навсегда поселились в зарубежной Европе. В 70-90-е годы отмечается несколько волн политической и трудовой миграции из Югославии и Турции. Многие из них ассимилировались в Великобритании, Франции и Германии, что привело к изменению современного облика французов, англичан и немцев.

Острейшими этническими проблемами Европы являются национальный сепаратизм и конфликты на этнической почве. В качестве примера можно вспомнить противостояние валлонов и фламандцев в 80-х годах в Бельгии, которое чуть не раскололо страну. Уже не одно десятилетие действует радикально настроенная организация ЭТА, которая требует создания государства басков на юго-западе Франции и севере Испании. В последнее время обострились отношения Каталонии и Испании, в октябре 2017 года в Каталонии прошел референдум за независимость, явка составила 43 процента, за независимость проголосовало 90% явившихся, однако его признали незаконным и не имеющим юридической силы.

Типы стран зарубежной Европы по национальному составу

В этом отношении подразделяются на:

  • Моноэтнические, когда в доле населения страны основная нация составляет примерно 90% и более. К таким относятся Норвегия, Дания, Польша, Болгария, Италия, Исландия, Швеция, Германия, Австрия, Португалия, Ирландия, Словения.
  • С преобладанием одной нации, но со значительным процентом в структуре населения страны национальных меньшинств. Это, например, Франция, Финляндия, Великобритания, Румыния, Испания.
  • Двунациональные, то есть в национальном составе страны преобладают две нации. Примером является Бельгия.
  • Многонациональные - Латвия, Швейцария.

Преобладающими являются три типа стран зарубежной Европы по национальному составу - однонациональные, с преобладанием одной нации и двунациональные.

Во многих странах Европы сложились очень сложные взаимоотношения на межэтнической почве: Испания (баски и каталонцы), Франция (Корсика), Кипр, Великобритания (Шотландия), Бельгия.

Языковые группы населения зарубежной Европы

По языку подавляющая часть населения Европы относится к индоевропейской языковой семье. В нее входят:

  • Славянская ветвь, которая делится на две группы: южную и западную. На южнославянских языках говорят хорваты, словенцы, черногорцы, сербы, македонцы, боснийцы, а на западнославянских языках - чехи, поляки, словаки.
  • Германская ветвь, которая делится на западную и северную группы. К западногерманской группе относятся немецкий, фламандский, фризский, английский языки. К северогерманской группе - фарерский, шведский, норвежский, исландский,
  • Романская ветвь, основой ее служил латинский язык. К этой ветви относятся следующие французский, итальянский, провансальский, португальский, испанский.
  • Кельтская ветвь в настоящее время представлена только 4 языками: ирландским, гэльским, уэльским, бретонским. Примерно 6,2 миллиона человек говорят на языковой группы.

К индоевропейской языковой семье относятся греческий (разговаривает более 8 миллионов человек) и албанский (2,5 миллиона человек) языки. тоже является индоевропейским. До Второй мировой войны в Европе насчитывалось около 1 миллиона цыган, в наши дни в странах зарубежной Европы их проживает около 600 тысяч.

В зарубежной Европе говорят на языках:

  • Уральской языковой семьи - финно-угорской ее ветви - финны, венгры, саамы.
  • Алтайской языковой семьи - тюркской ветви - татары, турки, гагаузы.

Особое место занимает язык басков, он не принадлежит ни к одной языковой семье, это так называемый изолированный язык, исторические связи которого не установлены, носителями языка является около 800 тысяч человек.

Национальный и религиозный состав зарубежной Европы

Господствующей религией на территории Европы является христианство, только евреи исповедуют иудаизм, а албанцы и хорваты - ислам.

Католицизм исповедуют испанцы, португальцы, итальянцы, французы, ирландцы, австрийцы и бельгийцы, поляки, венгры, чехи, словаки.

Следует отметить, что среди чехов, словаков и венгров немало протестантов.

В Швейцарии и Германии католиков примерно 50%.

Протестантизм исповедуют норвежцы, шведы, финны, немцы. Причем распространено лютеранство.

Православное христианство распространено в странах юго-востока и востока Европы - в Греции, Румынии, Болгарии.

Однако по религиозному принципу невозможно судить о национальной принадлежности человека. Многие народы принимали религию того государства, в котором проживали. Например, многие цыгане исповедуют христианство, но есть целые таборы, которые своей религией считают ислам.

История статистического учета национального состава населения Европы

В Европе проживает около 500 миллионов человек, преобладающая часть населения по антропологическим признакам - европеоидная раса. Европу можно по праву считать прародиной национального самосознания народов. Именно здесь стали возникать национальные группы, взаимоотношения между которыми и создавали историю Европы и не только. Здесь же начала развиваться статистика населения с учетом национального состава. А вот принципы определения той или иной национальности в разных странах Европы были разные.

Первоначально национальную принадлежность народа связывали с языковой принадлежностью. Одними из первых стран зарубежной Европы, которые осуществили статистический учет национального состава своих граждан в зависимости от знания языка, были Бельгия в 1846 году и Швейцария в 1850 году (при переписи населения звучал вопрос: «Какой у вас основной разговорный язык?»). Пруссия подхватила эту инициативу, и при переписи населения в 1856 году был использован вопрос о «материнском» (родном) языке.

В 1872 году на Статистическом конгрессе в Санкт-Петербурге было принято решение о введении в перечень вопросов статистического учета граждан страны прямого вопроса о национальности. Однако до 20-х годов 20-го века это решение так и не было реализовано.

Все это время вели статистический учет граждан по религиозному или языковому признаку. Такое положение в переписи населения сохранялось практически до начала Второй мировой войны.

Сложности этнической статистики в настоящее время

В послевоенное время многие страны зарубежной Европы либо вообще не ставили задачу учета национального состава населения, либо слишком ограничивали ее.

Более достоверные сведения основаны на учете национальной принадлежности в пяти странах Европы: Албания (перепись населения 1945, 1950, 1960 годов), Болгария (перепись 1946, 1956 годов), Румыния (перепись 1948, 1956 годов), Чехословакия (перепись 1950 года) и Югославия (перепись 1948, 1953, 1961 годов). Во все переписи был включен вопрос о национальной принадлежности и родном языке.

В странах, где велся учет только языковой принадлежности населения, возможность определить национальный состав усложняется. Это Бельгия, Греция, Финляндия, Австрия, Венгрия, Швейцария, Лихтенштейн. Национальная принадлежность не всегда совпадает с языковой, многие народы говорят на одном и том же языке, например, швейцарцы, немцы, австрийцы говорят на немецком. Кроме того, многие народы полностью ассимилировались на той территории, на которую они переселились, и понятие "родной язык" как определитель этнической принадлежности в этом случае не срабатывает.

Такие страны, как Дания, Исландия, Италия, Мальта, Норвегия, Португалия, Швеция, Великобритания, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Польша, Франция, не ставили перед собой задачу определения национального состава населения при переписи. Во-первых, в этих странах понятие «национальность» является синонимом «гражданство»; во-вторых, в некоторых странах относительно однородный национальный состав (Исландия, Португалия, Дания, Ирландия); в-третьих, в некоторых странах относительно точные сведения имеются только по отдельным народам, например, по уэльцам в Великобритании.

Таким образом, слабое развитие статистики по национальному вопросу и многократное изменение политических границ государств создали значительные проблемы в формировании достоверных данных о национальном составе населения зарубежной Европы.

Динамика численности народов в зарубежной Европе

Динамика численности народов зарубежной Европы была не совсем одинаковой на протяжении многовековой истории.

В средневековье быстрее всех увеличивалась численность романских народов, так как они были более развитыми в культурном и экономическом отношении. В новое время первенство перехватили германские и славянские народы.

Нормальное естественное развитие некоторых народов Европы было нарушено мировыми войнами. Значительные потери во время последней мировой войны были у еврейского народа, численность которого сократилась более чем в 3 раза, у цыган в 2 раза.

Что касается прогнозов на будущее, то в национальном составе стран Европы возможно увеличение процента славянских народов и уменьшение процента германских.

Факторы, влияющие на динамику численности народов зарубежной Европы

Одним из основных факторов, влияющих на численность отдельных народов в национальной структуре стран зарубежной Европы, является миграция, в результате которой уменьшается численность народа. Например, после переселения евреев в Израиль резко сократилась их численность в Европе. Но были исключения. К примеру, греки, численность которых резко увеличилась за счет переселения в Европу греков из Турции.

На динамику численности того или иного народа влияет уровень рождаемости и смертности, но больше всего это зависит от степени его ассимиляции в стране проживания. Многие переселенцы второго и третьего поколения теряют свою национальную идентичность, практически полностью ассимилировавшись. Так, например, во Франции испанцы и итальянцы постепенно становятся французами.

Вместо вывода

Национальный состав зарубежной Европы характеризуется сравнительной однородностью. В Европе преобладают однонациональные страны и страны, где подавляющее большинство - представители какой-то конкретной нации. Стран, сложных в национальном отношении очень мало, но национальные вопросы в них стоят очень остро.



Рассказать друзьям