Герои 21 века кто они. Герои нашего времени

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В этой работе я хотела бы обратиться к роману Сергея Шаргунова «1993. Семейный портрет на фоне горящего дома». По словам писателя Захара Прилепина, Сергею Шаргунову «..удалось вернуть в литературу простого человека», «..ведь сегодня и в книгах, и в кино действуют другие люди – мерчендайзеры, журналисты, политтехнологи.. Существуют только те, кто концентрирует и продает воздух. И совсем исчезли рабочие, крестьяне..» [ 5, с.4]. Сам Шаргунов говорит о том, что его «роман – это.. в первую очередь семейный роман, история о рабочем аварийки, электрике, бывшем электронщике, и его жене, которая в ой же аварийке сидит на телефоне» .

Основное повествование романа обрамляется рассказом о майских событиях 2012 года на Болотной площади в Москве, после которых герой, молодой человек Петр Брянцев, попадает в Матросскую тишину. Далее разворачивается основное повествование, рассказывающее о трагических событиях 1993 года.

Главный герой романа, Виктор Брянцев, мечется между семьей и желанием принять участие в бурлящих событиях. Война не только на улицах Москвы, она и в семье Брянцевых. Виктор становится защитником Дома Советов, призывает людей идти брать Останкино, его жена из чувства обиды, принимает сторону ельцинистов. Герой в трагические дни 1993 года стремится быть с народом, и ищет бессмертия уже не для себя, а для своей Родины, своего дела, которое продолжит его внук. Однако герой - человек уходящего прошлого, его характер формировался в послевоенные годы, поэтому закономерен финал романа: Виктор, участвуя в стычке со сторонниками Ельцина, умирает от инсульта. Ему на смену приходит герой новой России – его внук, Петр, который является участником событий на Болотной площади 2012 года. Однако эти события не одной величины. Шаргунов (сам участник событий на Болотной площади), говоря о русском либерализме в интервью, данном им газете «Аргументы недели», обращает внимание на то, что «сегодня российская оппозиция не имеет ничего общего с интересами русского народа». Петр Брянцев считает, что дед жил в более интересное время, однако сам он словно чувствует фальшивость чувств, приведших людей на митинг. Впервые он слышит разговоры о митингах в «кабаке на Никитском бульваре», куда приходит с девушкой, и понимает, что никому из присутствующих «политика.. не нужна, для всех она просто обаятельное украшение» .

Виктор и Петр Брянцевы – это два поколения одной семьи, одной страны. Это герои своих эпох, в то же время их образам присущи типологические черты героя времени, сложившиеся в литературе XIX и XX веков, однако эти черты - желание защитить, сострадать, поиск своего пути и пути России - вытекают из русского сознания, мышления, мировоззрения народа в целом.

Андрей Рундалев в статье «Пароль: «Девяносто третий», опубликованной в «Литературной газете», говорит о том, что Виктор Брянцев «…идет, прислушиваясь ко всем, к людскому многоголосному морю в поисках своего бессмертия, но находит в итоге инсульт, как и та прежняя страна, которая окончательно погибла тогда на улицах Москвы» .Таким образом, герой Виктор Брянцев - герой времени старой, уходящей в прошлое советской России.

Название роман «1993» имеет подзаголовок «Семейный портрет на фоне горящего дома», где горящий дом – это образ России, оказавшейся на переломе эпох.

Заключение

Проблема героя своего времени была одной из самых ост­рых в литературе XIX века. Все крупные писатели, так или иначе, пытались определить, какого человека порождает время, кто является выразителем наиболее прогрессивных течений общественной мысли. Разумеется, с течением времени меняется и представление о его герое. Русский романтизм противопостав­лял безликой массе человека героического, старающегося ра­зорвать путы порабощения, вырваться из неволи. Развитие реалистического метода позволило писателям создать образы героев, чьи характеры сформировались под непосредственным влиянием среды и, как следствие этого, выразили свою эпоху.

Герои времени начала XIX века не знают, что им делать и отгораживаются от общества. В конце XIX появляются герои, которые не удовлетворены жизнью, отстранены от общественной деятельности, отвергнуты обществом, они переживают личную драму душевной ненужности.

И Онегин, и Печорин, и Базаров - эгоистичные, активные, целеустремленные герои. Они мыслят и страдают, сохраняют при всех переменах верность самому себе, своей неповторимой индивидуальности. Презирая праздное существование, они не находят путей и возможностей свободно, творчески противостоять ему.

Герои XX века характеризуется сильным сформировавшимся характером, они являются символами мужества, стойкости и отваги. Это люди с непоколебимыми принципами, которые могут повести за собой, стать в преддверии светлого будущего, указать путь другим, таков Павел Власов, Зубр, Виктор Брянцев.

В конце XX – начале XXI века образ героя времени подвергается изменению, очертания героя XXI века, пока весьма туманные, представляют образ, который ни в коем случае не стоит ставить в пример кому-либо. Выразителем времени в этот переломный момент истории становится личность, утратившая почву, семью, религию, культуру.

Однако есть и общие черты, присущие героям времени разных веков. Они герои своих эпох, герои, в полном смысле этого слова, потому что не испугались открыто противопоставить себя обществу. В то же время их образам присущи типологические черты героя времени, сложившиеся в литературе XIX и XX веков: желание защитить, сострадать, поиск своего пути и пути России, которые вытекают из русского сознания, мышления, мировоззрения народа в целом.

Герои XXI века во многом схожи с героями первой половины XIX века, они также осознают бездуховность мира, в котором живут, его омертвение. Однако в героях XIX -XX века была одна существенная черта: они несли в себе зерно будущего в отличие от безымянного героя А.Цветкова из рассказа «Герой рабочего класса».

Несложно заметить, что герои русской литературы конца XX – начала XXI века продолжают стремительно деградировать в плане принципов и морали. И это говорит нам о том, что необходимо посредством литературного образа, дать людям новый идеал, идею и цель.

Таким образом, смена героя в литературе, вызванная социальными и идеологическими причинами, наступлением новой исторической эпохи, - явление неизбежное.

Каждая эпоха порождает нового героя, и задача настоящего писателя – разглядеть такого персонажа и правдиво изобразить его в художественном произведении. Основная причина того, что писатели на протяжении вот уже двух столетий обращаются к поиску героя времени, в том, что авторы считают своим долгом показать образец достойного человека, способного смотреть сквозь время, видеть достойную цель, способного жить долгое время в читательском сознании нации.

Список литературы

1. Белокурова С.П., Друговейко-Должанская С.В. Нравственный потенциал русской прозы. [Текст].- М.: Просвещение, 2014.-199 с.

2. Большакова А.Ю. Русская литература на рубеже XX – XXI веков: новые приоритеты [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/3/Bolshakova_Russian_Literature/

3. Бондаренко В. Двадцать лет спустя… [Электронный ресурс]/ В. Бондаренко // Завтра.- 2013.- № 40. – Режим доступа: http://zavtra.ru/content/view/dvadtsat-let-spustya-2

4. Браже Т.Г. Изучение в школе романа А.М.Горького «Мать». [Текст].- Л.: Просвещение, 1980.-122с.

5. Воронцов А. «Маленькие люди», задушившие большую литературу[Текст] /А.Воронцов//Литературная газета. – 2009.- № 11.

6. Гинзбург Л. О психологической прозе [Текст]. - М.: Правда,1972.- 149 с.

7. Гранин Д. Зубр[Текст]. - М.: ЭКСМО, 2004.- 765 с.

8. Журавлева А, Некрасов В. Проблема героя [Электронный ресурс]/ А.Журавлева. В.Некрасов.- Режим доступа: philol.msu.ru›~istlit/books/Zhuravleva_byloe/

9. Коровина В.Я. . Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1. / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010. – 318 с.

10. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени [Текст] . - М.: Советская Россия, 1990.-199 с.

11. Милованова О.О., Книгин И.А. Русская литературная критика XIX века[Текст].- М.: Лицей, 2003. -270 с.

12. ПироговЛ.Про зайцев, Сеня, это неактуально… [Текст]/Л.Пирогов//Литературная газета.- 2013.- №.33-34.

13. Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах; Драмы» [Текст] .-М.: АСТ; Харьков:Фолио,2001.-317 с.- (Мировая классика).

14. Рудалев А. Пароль: «Девяносто третий»[Текст] /А.Рудалев//Литературная газета.-2013.-№33-34.

15. Тургенев И.С. Отцы и дети [Текст].- М.: Детская литература, 1975.- 348 с.

16. Цветков А. Герой рабочего класса [электронный ресурс]/А.Цветков.- Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/1998/8/

17. Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям[Текст] /C. Чупринин.-М.:Время,2007. -768 с.

18. Шаргунов С. 1993. Семейный портрет на фоне горящего дома [Текст]/С.Шаргунов.- М.:АСТ, 2013.- 570 с.

Тема очень интересная, очень сложная и многогранная. Хочу начать с того, что в моем понимании обозначает патриотизм. Это во-первых любовь к малой родине, а во-вторых любовь к нашей огромной Родине по имени Россия. Когда человек любит по-настоящему, он все сделает для своей страны – будет хорошо трудиться, будет беречь и сохранять. Человек – патриот, гордится своей Родиной, переживает за нее и если надо встает на ее защиту.

Но это так должно быть. Патриотизм должен воспитываться, начиная с раннего детства, в первую очередь в семье. Но в лихие девяностые годы об этом никто не думал, люди выживали, как могли. Безработица, обвал цен, распад огромного государства по имени СССР. В СССР дети и юношество были объединены в общественные организации – октябрята, пионеры, комсомольцы. У каждого человека было общественно-полезное поручение. В девяностые годы все это было порушено, а нового ничего не придумано. Так вот постепенно все воспитание молодежи сошло на нет. Все вокруг было направлено только на одно: деньги и деньги. О чем говорить, если руководители нашей страны в девяностые годы

в своих речах говорили не “Наша страна”, а “Эта страна”.Сейчас конечно есть изменения в лучшую сторону, но надо приложить много усилий, чтобы воспитать настоящих патриотов нашей родины. Надо искоренять воровство и коррупцию, надо проявлять внимание к человеку труда. Побольше рассказывать о трудовых и боевых подвигах. Пропагандировать достижения нашей страны во всех сферах. Надо, чтобы человек труда жил достойно. Чтобы мамы и папы не работали на двух работах, а побольше могли уделить времени своим детям. Героями двадцать первого века я считаю простых людей, которые изо дня в день выполняют свой долг, рискуя собственной жизнью. Несмотря ни на что, такие люди есть в нашей великой стране по имени Россия!


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В прозе Лермонтов выявил свой колоссальный талант писа – теля-психолога. Если прозу Пушкина можно назвать предпсихо – логической, потому что он не рисует реалистичных героев,...
  2. План Печорин – центральный образ романа Максим Максимыч Грушницкий и Вернер Женские образы романа Бэла Мери Вера Заключение Уже при первом знакомстве с романом Лермонтова...
  3. Второстепенные герои романа - Грушницкий, Вера, Мэри, Вулич, Вернер, Максим Максимыч, девушка-контрабандистка, - словно зеркала, которые отражают различные грани характера Печорина в соответствии со своим...
  4. 1. Исторические изменения в общественной жизни России. 2. Снижение идей соцреализма. 3. Герой-маргинал С. Довлатова. 4. Героини Л. Петрушевской. В последней четверти XX века в...

Дело в том, что в XXI веке русской литературы не существует: идейный комплекс, который обеспечивал существование и функционирование русской литературы погиб вместе с Российской империей. Изменились историко-культурные границы: ушло ощущение силы, потенциала, исчезло чувство, что ты живешь в государстве, которое не только защитит тебя, но у которого есть ресурс. Империя в ее виде до 1 января 1913 (говорим условно) есть империя с неограниченным ресурсом, которая может обеспечить любого человека. Только тогда возможна литература, литература, на мой взгляд, это занятие очень сытых людей. Пространство есть золотой запас силы духа, потенциала – государство, на мой взгляд, перестает существовать тогда, когда у самого неудачливого ее члена исчезает ощущение потенциала и незащищенности. В XX веке все как-то держалось до 80-х годов, очень хрупко, но держалось, а после 80-х социальные и культурные обстоятельства изменились настолько, что русской литературы нет. Поэтому сложно говорить о героях (а Чацкий и Печорин – это герои имперского типа), на мой взгляд это персонажи, выражающие мнение, дух какой-то большой страны. Сейчас подобных героев, которые выразили бы дух большой страны, не существует потому, что не существует страны. На мой взгляд, таких героев (как Чацкий, Печорин) нет, но можно говорить о выразителях точки зрения групп. Каждая группа избирает своего героя. Литература сейчас вне интересов этой страны, которая не является государством, на мой взгляд. Это некое «случайное семейство». Поэтому сейчас говорить о литературном герое «вообще» не представляется возможным потому, что литература никому не нужна. Если говорить о герое, то самым ярким представителем будет рок-поэзия, лирический герой рок-поэзии, я думаю, что это лирический герой Дианы Арбениной и Сукачева. Кто-то скажет, что это герой «Ленинграда», но мне бы не хотелось в это верить. Я считаю, что выражение духа нашего времени есть в образе лирического героя двух песен Арбениной: в песне «Питерская» и «В этом городе фонари мимолетных, холодных встреч». Если говорить о прозе, то на мой взгляд, это герой новой книги Алексея Иванова «Ненастье»: несчастный парень, оставшийся без всего. Можно говорить о Прилепине, но, на мой взгляд, это не автор (автор, на мой взгляд, это человек, обладающий не только нравственным стержнем (здесь я с Прилепиным во всем согласна), но и художественным талантом, в котором я Прилепину отказываю. Автор должен обладать своим неповторимым стилем и интересно писать, а язык Прилепина – это обычный язык, лишенный художественный). В прозе же можно говорить о собирательном герое Петрушевской.

Например, «Питерская»: «В этом городе живет небо// Небу тысяча лет, оно устало а под небом воздух из мороза//Да к тому же с привкусом металла//Здесь у птиц парализует крылья,//А Икару не к чему стремиться//Новый год приходит годом старым//Ничего не может измениться.

Вот вам характеристика героя: сильного, умного, но совершенно не востребованного. Герой, который понимает: чем он сильнее, умнее, укорененнее в традиционной русской культуре, тем менее у него права на жизнь. То есть человек обречённый: при всем своем уме, яркости, таланте. Герои Иванова также герои обреченные. Герои нашего времени – это люди сильные, талантливые и обреченные. Он обречен потому, что, когда говорят пушки, музы молчат. Булгаков говорил, что литературу надо кормить, литература существует на дотации. Свобода возможна только при максимальной освобожденности от материальных забот, направленных на выживание. Во всяком случае, эта идея циркулировала в «Жизни господина де Мольера» Булгакова.

Но это все касается литературы, какой сейчас очень мало, можно говорить еще и о беллетристике – там, конечно, герой другой. Он будет позитивным, духоподъемным.

Если говорить о постмодерне, нужно упомянуть, что это направление в принципе лишено таких понятий, как герой\негерой. Там действуют другие законы, которые не предполагают такого разговора. Эстетические принципиально не отличается от антиэстетического, добро не отличается от зла, духовное – от телесного. А герой, на мой взгляд, это человек, который очень точно задает ориентиры. Хорошие они или плохие – это другой вопрос. Печорин тоже не очень нравственен, но мы можем судить об их качествах, исходя из общих представлений некой культурной целостности: представлений об уме, о нравственности… А литература постмодерна нацелена на игру, на цитатность, пытается описать мир, лишенный каких-либо координат или ориентиров.

Как часто я слышу фразу «Героями не рождаются, героями становятся». А кто такой герой? Соответствует ли толкование этого слова нашему времени. Времени компьютеров, виртуального мира. Ценности, идеалы наших пап и мам уже нас не удивляют. Но к чему стремиться современной молодёжи, на что опираться?

Образ героев необходим любому государству в любое время, как правило, государство на примере героев пытается показать образец подражания лучшим людям общества.

На мой взгляд, герой? это не обязательно тот, кто совершает подвиг с оружием в руках или выполняет свои служебные обязанности. Для меня мать, вырастившая 6 детей, из которых, предположим, половина из детских домов, ? не меньшая героиня; или люди труда и науки, принесшие России мировую известность. К сожалению, в нашем обществе героями стали эстрадные звезды и дети состоятельных родителей, бандиты и чиновники.

В веке двадцатом было принято считать героями в первую очередь тех, кто погиб в бою. К сожалению, и в наше, казалось бы, мирное время есть место подобным подвигам. Однако я не считаю правильным связывать понятие «героизм» исключительно с войной. И в подтверждение моих слов я хотел бы напомнить о телевизионном проекте «Пятого канала» «Настоящие герои». Мне врезалась в память история жителя деревни Краснодарского края, который еще подростком спас жизни более десятка человек. Автобус попал в аварию и с дороги съехал в ледяную воду. 17-летний парень единственный смог выбраться из машины через форточку, после чего поплыл к берегу, взял камень и вернулся к автобусу, чтобы разбить стекло и спасти остальных. И он не раз и не два заходил в ледяную воду. Многие пассажиры не умели плавать, и он помогал им добраться до берега, тем самым спасая им жизни. Разве это – не пример проявления героизма?

Однако мы вряд ли бы узнали об этом случае без помощи средств массовой информации. И в данном случае телевизионный канал, осознавая свою социальную ответственность, выполнил свой долг. Без помощи журналистов сформировать образ героя 21 века в сознании молодежи практически невозможно. Однако, воспитывая своих детей так, чтобы они в случае чрезвычайной ситуации проявили героизм, – это самое меньшее, что может сделать каждый из нас.

Считаю, что Герои? это те люди, которые свою отвагу, силу и смелость употребляют не во зло, а только во благо своему Отечеству. Главное качество Героя - самоотверженность, он живет не для себя. В нынешнее мирное время он скорее всего неприметен и скромен. Но в момент опасности, Герой встанет во весь рост и заслонит собой свою землю и свой народ. Боевой подвиг всегда считался верхом патриотизма и самопожертвования. Масса тому примеров. Герои Великой Отечественной войны ещё совсем не так давно скромно ходили по нашим улицам. И мы, к своему стыду и позору, не знали их имена, даже место им в троллейбусе порой не уступали…
Стоит ли, и главное, можно ли, ожидать от нас, неблагодарных, и от воспитанных нами детей героического подвига ради Отечества? Наше с вами будущее зависит от ответа на этот вопрос. Я думаю, что российские СМИ сделали всё возможное и невозможное, чтобы состряпать и навязать обществу образ другого «героя» ? крутого братка, убийцы, вора, олигарха, живущего в шикарном особняке, плетущего тонкую паутину интриг для создания «лохотрона». Включив телевизор, мы увидим что в «прайм-тайм», когда вся семья собирается у телевизора, по всем каналам показывают сериалы с этими «героями».

Для каждого человека на определенном этапе жизни существует свой герой. Оценивая субъективно, можно с твердой уверенностью сказать, что у каждого человека свой идеал. Так, понятие «Герой» часто отождествляют с понятием «Идеал». Для малышей – это добрая фея или доблестный рыцарь, для нас - для детей средней школы – это, в большинстве случаев, звезды экранов; для старшеклассников – это, вполне вероятно, старшие товарищи! Для студентов – бизнесмены, политики, иногда даже ученые! Герои для нас – это те люди, на которых мы хотели бы быть похожими, те люди, которыми мы восхищаемся, которыми мы гордимся!

Есть люди, о которых знаем не только мы и наши близкие, но которыми восхищается вся страна и даже весь мир! Неужели такие есть в XXI веке, спросите Вы? Есть и их немало! Только почему-то по каким-то непонятным причинам мы о них вспоминаем всего лишь раз в два года, а кто-то и вовсе переключает канал, когда начинается трансляция Параолимпийских игр. Да, сейчас идет речь именно о параолимпийцах. О людях, которые, превозмогая боль, трудности добиваются таких высот, которые порой не под силу даже здоровому человеку! Может быть, и под силу, но в силу своей лени и вечной занятости, корысти и алчности, «забегу» на длинные дистанции за прибылью забывают о простых, земных, даже чуть-чуть банальных, как сейчас принято думать, чувствах: любви, уважении к старшим, понимании и помощи тем, кому она действительно нужна! В современном мире каждый человек зациклен исключительно на себе и на проблемы других ему абсолютно наплевать. Порой мы часто строим из себя героев. Хвастаемся перед друзьями и коллегами, каких высот и побед мы достигли, забывая о людях, которые, несмотря на все трудности жизни, добиваются многого и не кричат об этом на всех углах. Именно такими ребятами являются наши параолимпийцы, которые достойно представили нашу страну на последних зимних Параолимпийских играх в Ванкувере! Помните, они заняли второе командное место в общем зачете, уступив всего одну золотую медаль сборной Германии!? А по общему количеству наград наши ребята были первыми! Помните? Жаль, что о настоящих героях мы вспоминаем лишь тогда, когда нас либо заставят, либо нам это необходимо в силу корыстных целей. Не видеть дальше своего носа – это проблема многих современных людей. А пока есть такие ребята, как наши параолимпийцы, наше будущее не безнадежно.

Герой в настоящее время тот, кто трудится, не покладая рук за свою идею, идя наперекор всему, что ему мешает. Герои для нас – это те люди, на которых мы хотели бы быть похожими, те люди, которыми мы восхищаемся, которыми мы гордимся! Человек уважающий, воспитанный, отзывчивый, сильный духом, самостоятельный, готовый к самопожертвованию может называться героем, на мой взгляд.

В преддверии начала занятий "Студии целостного человека" в нашем культурном центре состоялся лекторий на тему: "Герой 21 века, кто он? (взгляд мужской и женский)". Лекторий именно потому, что каждый мог в ходе встречи и задать интересующие его вопросы, и высказать своё мнение, привести примеры ситуаций, которые дополняли высказывание.

Тема, безусловно, актуальная на сегодняшний день. Есть ли герои современности? Если да, что делает этих людей героями? Нужны ли они? По результатам опроса, проведённого среди молодёжи, 40% людей не смогли назвать тех, кто является для них героем. Всё это заставляет задуматься.

Понятие "герой" довольно древнее, мы неизменно встречаем его в мифах разных народов, тогда оно означало "хранитель" и "защитник". Со временем к нему прибавилось множество других смыслов. Но, тем не менее, мы понимаем, что герой обязательно сражается за что-то.

Есть в нашей жизни обыденность, в которой можно многое наперёд просчитать. Но что-то человеку не даёт смириться с ней, и он стремится шагнуть за рамки повседневности, подняться над этой реальностью. Можно назвать это героическим ощущением. В каждом из нас это есть: в ком-то маленький герой ещё спит, а в ком-то уже пробудился.

" Герой узнаёт себя, когда узнаёт испытания, уготованные ему судьбой. Когда вместо того, чтобы бояться и обходить их, он принимает их и готов прожить — именно тогда герой открывает в себе самое важное. Он узнаёт, каковы его человеческие силы. И древний далёкий зов напоминает ему о его божественных потенциалах, о скрытых силах, дремлющих в ожидании пробуждения" , — Делия Стейнберг Гусман.

Герой проявляется тогда, когда реагирует и отвечает на те обстоятельства, которые его окружают, на те условия, в которых приходится жить, на вопросы, которые встают перед ним. И каждый раз нужно выбирать, как действовать. И, конечно же, здесь никак не обходится без сражений каждый день. Да, в наше время уже нет драконов и чудовищ как реальных существ, но это могут быть наши "внутренние драконы" — недостатки, с которыми хочется справиться и которые хочется преодолеть, особенно, если есть ради чего. И сейчас борьбы больше с самим собой, нежели с чем-то вне. В буддистской книге "Дхаммапада" на этот счёт говорится: "Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве".

И сейчас есть люди, кто совершает героические поступки — большие и малые, это вдохновляет. Но героями 21-го века являемся и мы с вами, а значит, можем почувствовать, найти в себе героическое ощущение жизни и отважиться на маленький подвиг!



Рассказать друзьям