Героизм в рассказе василий теркин. Cочинение «О великом подвиге народа в годы войны (на примере поэмы «Василий Теркин»)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Александр Трифонович Твардовский написал выдающееся произведение о войне – поэму «Василий Теркин». Книга очень полюбилась практически всем, кто ее прочитал, и это не случайно: ведь так о Великой Отечественной войне еще никто до Твардовского не писал. Многие выдающиеся полководцы издавали свои книги, в которых рассказывали о планах грандиозных сражений, о перемещениях армий, о тонкостях военного искусства. Военачальники знали и видели то, о чем писали, и они имели полное право освещать именно эту сторону войны.

Но была и другая жизнь, солдатская, о которой нужно знать не меньше, чем о стратегии и тактике. Очень важно понимать проблемы, переживания и радости рядовых. Наверное, трудно представить человеку, не принимавшему участия в войне, жизнь простого солдата. Твардовский рассказывает нам о ней очень правдиво, без прикрас, ни о чем не умалчивая. Писатель сам был на фронте, узнал обо всем не понаслышке.

Понимал Твардовский, что победа над Германией складывалась из подвигов, совершенных обыкновенными людьми, простыми солдатами, такими, как главный герой его поэмы – Василий Теркин. Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом, каких очень часто можно встретить на войне. Не занимать ему было чувства юмора, ведь

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Сам Твардовский говорит о нем:

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой.

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

В главе «Теркин – Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он – это собирательный образ:

И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблен…

Первый подвиг Теркина, о котором мы узнаем, – это побег из немецкого плена. В те времена его могли расстрелять за то, что он не покончил жизнь самоубийством. Именно к этому призывало руководство страны всех пленных, находящихся в Германии. Но чем же виноват человек, попавший к врагам? Не по своей ведь воле он это сделал. Думаю, что из-за такого отношения страны к попавшим в плен (кстати, очень многих взяли из-за просчетов руководителей, особенно в первые месяцы войны) несчастные люди и переходили на сторону фашистов. А Теркин не побоялся, бежал оттуда, чтобы снова защищать Родину от врага. Несмотря на это, он чувствовал себя виноватым:

Заходил в любую хату,

Словно чем-то виноватый

Перед ней. А что он мог!

Да, действительно, ничего он не мог поделать, так уж сложились обстоятельства. Мы видим, что часто на войне бойцы чувствуют себя виноватыми из-за того, что кто-то погиб. Когда во время переправы один из взводов остался на вражеском берегу, другие солдаты избегали говорить об этом:

И о нем молчат ребята

В боевом родном кругу,

Словно чем-то виноваты,

Кто на левом берегу.

Бойцы уже и не надеялись увидеть товарищей живыми, мысленно попрощались с ними, и вдруг дозорные увидели какую-то точку вдали. Конечно, они обсуждают увиденное, высказывают различные мнения, но даже не смеют думать о том, что кто-то мог доплыть живым с того берега.

Но в том-то и дело, что Теркин опять совершил героический поступок – добрался до своих по ледяной воде, которая «даже рыбам холодна». Этим он спас жизнь не только себе, но и целому взводу, за которым были посланы люди.

Поступил Теркин очень мужественно, далеко не каждый решится на такое. Попросил солдат у полковника вторую стопку водки: «так два ж конца». Теркин не может оставить друзей в неведении, поэтому плывет обратно на другой берег, чтобы обрадовать их благополучным исходом своего путешествия. А опасность для него представляет не только холод, еще и «пушки бьют в кромешной мгле», потому что

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы

– Ради жизни на земле.

Защита жизни на земле – главное дело солдата, и иногда приходится для этого жертвовать собственной жизнью, здоровьем. На войне без ранений не обходится, не избежал этого и Теркин. Он попал в «погребушку» к немцам, чтобы проверить, не оттуда ли бьет пушка. Сидевший там немец выстрелил и попал Теркину в плечо. Страшные сутки провел Теркин, «оглушенный тяжким гулом», теряя кровь. По нему били свои же орудия, а погибнуть от своих – это еще ужаснее, чем от врагов.

Только через сутки нашли его, истекающего кровью, «с лицом землистым». Надо ли говорить о том, что Теркин вполне мог бы и не ходить туда, ведь никто не принуждал его идти к врагу в одиночку.

Интересно отношение Теркина к награде:

– Нет, ребята, я не гордый,

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Везде и всегда есть люди, которые стремятся к высоким наградам, это основная цель их жизни. Безусловно, и на войне таких было достаточно. Многие из кожи вон лезли, только бы получить орден. Причем обычно это люди, которые не особо любят рисковать своей жизнью, а больше сидят в штабе, выслуживаются перед начальством. Как мы понимаем из слов самого героя, даже медаль ему нужна не для хвастовства, а как память о войне, и он ее заслужил:

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое

– Человек пришел с войны.

По-моему, отказ от ордена – тоже своеобразный подвиг. У Теркина был страшный поединок с немцем:

Так сошлись, сцепились близко,

Что уже обоймы, диски,

Автоматы – к черту, прочь!

Только б нож и мог помочь.

Они дерутся один на один, «как на древнем поле боя». Твардовский прекрасно понимал, что такая борьба – это совсем другое, тут каждый полагается лишь на свои силы, это как бы возвращение к истокам боевого искусства.

Исход любой битвы зависит не только от физической силы противников, в конечном счете решают все чувства, эмоции. А в рукопашной схватке эта зависимость итога борьбы от чувств проявляется еще сильнее. В начале главы «Поединок» автор показывает физическое превосходство немца, «дармовым добром кормленного». Но Теркина разозлило то, что кто-то смеет заявляться в российские дома, требовать себе еды, наводить в стране «свой порядок». И еще больше подхлестнуло Теркина то, что немец замахнулся на него своей каской:

Ах, ты вон как!

Драться каской?

Ну не подлый ли народ!

И это действие немца решило все, исход борьбы был ясен. Теркин взял «языка» – добычу ночи». Он снова совершил подвиг, выиграв ужасный поединок. Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» – это глава «Смерть и воин». Она повествует о том, как смерть пришла к нашему герою, который «неподобранный лежал». Смерть уговаривала его сдаться ей, но Теркин мужественно отказывался, хотя ему стоило это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого. Наконец, когда Теркин стал понемногу уступать, он задал Смерти вопрос:

Я не худший и не лучший,

Что погибну на войне.

Но в конце ее, послушан.

Дашь ты на день отпуск мне?

Из этих слов солдата мы понимаем, что уже даже и не жизнь больше всего дорога ему, он готов расстаться с ней, но победу русских ему видеть необходимо, он в ней даже в самом начале войны нисколько не сомневался. Участие в войне против фашизма, этом страшнейшем и величайшем событии XX века, – главное дело его жизни. Настоящие бойцы, такие, как Теркин, не боятся смерти, не боятся риска. Они просто сражаются и совершают подвиги, не думая о награде, – подвиги человека на войне.

Главный герой поэмы является собирательным, обобщенным образом, воплощающим весь воюющий народ. О конкретной личности Василия Теркина не говорится почти ничего. Известно только, что ему за двадцать — ближе к тридцати, и что родом он, так же как и автор, со Смоленщины, что «на Карельском воевал — за рекой Сестрою».

Теркин — большой жизнелюб, «охотник жить лет до девяноста», встал в строй из запаса, служит в пехоте, в войсках, «самых близких к земле, к холоду, к огню и смерти». Для него война — обычная работа, которую нужно сделать правильно, умело, не ради славы, а «ради жизни на земле».

Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный…
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой — героем …

Через обыкновенность, усредненность Твардовский показывает. типичность Теркина, ведь он является воплощением солдатской массы, вынесшей на себе все тяготы войны. Однако образ Теркина лишен схематизма. Это жизнерадостный, полнокровный герой, со своим особым характером.

Он весельчак, балагур на привале, любитель сытно поесть, он не прочь развеселить товарищей игрой на гармони («Гармонь»), помочь старикам («Два солдата»), наколоть дров солдатке («Перед боем»).

Это жизнелюбивая, добродушная, широкая русская натура, имеющая щедрое сердце, соединяющая в себе такие исконно русские качества, как душевность и благородство, сметливость и мудрость, решимость и мужество.

Василий Теркин — образ героический. Он, не задумываясь, переправляется на другой берег вплавь в ноябре, чтобы сообщить о том, что переправившийся взвод закрепился на том берегу («Переправа»), занимает вражеский дзот и удерживает его до прихода своих («Теркин ранен»), сбивает вражеский самолет («Кто стрелял?»), заняв место убитого лейтенанта, поднимает бойцов в атаку и первым врывается в село («В наступлении»), подбадривает и воодушевляет измученных солдат во время боя за безвестный «населенный пункт Борки», «Где война стелила путь, / / Где вода была пехоте / По колено, грязь — по груды («Бой в болоте»).

В главе «Поединок», являющейся кульминацией всей поэмы, Теркин вступает в рукопашный бой с немцем, физически более сильным:

Тервин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.

Но моральный дух, уверенность в победе оказываются сильнее у Теркина, поэтому он выходит победителем:

И тогда-то,
Злость и боль забрав в кулак,
Неваряженной гранатой

Теркин немца — с левой — шмяк!
Немец охнул и обмяк …

Эта глава перекликается с былинным эпосом, а сама схватка вырастает до символического обобщения «Человек-народ». Теркин, символизирующий Россию, противостоит сильному и грозному противнику, символизирующему фашистскую Германию:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Но следует отметить, что образ Теркина намеренно лишен aвтором романтического ореола. как будто даже снижен. Это достигается за счет введения разговорной лексики, просторечий («хрястнул немца промеж глаз», «в·санки сунул», «дал леща», .Теркин немца с левой — «шмяк» и др.)

Таким образом автор стремится подчеркнуть, что главный герой не только обобщенный образ-символ, но и личность, индивидуальность, что для него война — работа, тяжелая, грязная, но необходимая, неизбежная, не за славу, не за ордена и медали, не за повышение по службе.
И только в заключительной строфе автор позволяет себе подняться до масштабного, торжественного звучащего обобщения:

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

В споре двух сил одержали победу добро, любовь и сама жизнь. Эти строки неоднократно звучат в поэме, являются своеобразным рефреном, подчеркивающим главную тему произведения: беспримерный подвиг русского солдата.

Тот же прием обобщения и индивидуализации встречаем в главе «Теркин — Теркин». Василий встречается со своим однофамильцем Иваном. Иван отличается от Василия только цветом волос (он рыжий), фронтовой профессией (бронебойщик), а в остальном оба героя похожи. Спор между ними решает старшина:

Что вы тут не разберете,
Не поймете меж собой?
По уставу каждой роте
Будет придан Теркин свой.

Поэму Твардовского часто называют энциклопедией военной действительности эпохи Великой Отечественной войны» (по аналогии с «Евгением Онегиным» Пушкина). Действительно, книга про бойца написана исключительно правдиво. Правда войны, как бы ни была горька, бьет прямо в душу.

Уже в первой главе своей поэмы Твардовский заяв-ляет, что на войне не прожить без такого человека, как Теркин. Чем же герой так заслужил авторскую симпатию? Попробуем в этом разобраться.

Василий Теркин — бывалый солдат. «Не первые ботинки без починки» ему приходится носить. Одна-ко герой не унывает. Находясь на привале, он собира-ет вокруг себя толпу товарищей и заводит какую-ни-будь историю. Чаще всего веселую.

Б алагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Своими прибаутками Теркин поднимает общее на-строение, заставляет забыть о всех тяготах и улыб-нуться. «Хорошо, как есть такой парень на похо-де»,— констатирует автор.

Образ Теркина типичен. Сам Твардовский говорит, что такие «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», и роль их в великой победе огромна. Ведь именно «от духа войска» зависит «исход сражения», А Теркины умеют этот дух поднять.

Внешне герой ничем не примечателен. Он обыкно-венный парень, не наделенный «красотой отменной», но на войне он — «герой-героем».

Ярко раскрывается образ Теркина в главе «Пере-права». Рискуя собственной жизнью, он переплывает ледяную реку, чем спасает своих товарищей. В крити-ческой ситуации Теркину не изменяет чувство юмора. Едва оправившись от такой переправы, он шутит. Ге-рой не задумывается о том, что совершил настоящий подвиг, не кичится им.

Достойно восхищения поведение Теркина, описан-ное и в главе «Теркин ранен». Сутки он в одиночку держит оборону и едва не лишается жизни. Из послед-них сил разговаривая с вовремя подоспевшими «свои-ми» Теркин все так же умудряется шутить. В другом эпизоде Теркин один на один вступает в поединок с немцем. Силы их неравны. Но Теркин понимает, что «Россию, мать-старуху» ему «терять нельзя никак». Герой готов встречать смерть лицом к лицу. Он счи-тает, что «ничком молиться не годится на войне» и смело подбивает немецкий самолет из винтовки.

Свои подвиги герой совершает «не ради славы, ради жизни на земле». К получению награды он отно-сится с юмором. Она для него не главное.

Мне не надо, братцы ордена,

Мне слава не нужна,

А нужна, больна мне Родина,

Родная сторона!

Так мотивирует он свои поистине героические по-ступки.

Гармонь — народный инструмент, и значение ее на фронте трудно переоценить. Разворачивается гар-монь — разворачивается русская душа, и на все готов тогда русский человек, готов жизнь отдать за клочок родной земли. Особенно звонко поет гармонь в руках Теркина. Он и здесь незаменим. «Памятный мотив» заставляет бойцов забыть о лютой стуже и смерти многих товарищей, и все они дружно бросаются в пля-ску, горячую, страстную, русскую.

Автор любуется своим героем не только на фронте, но и в быту. У Теркина золотые руки. Любую поломку он легко починит, устранит неисправность, и все это с прибаутками, с юмором. Умение сохранять присутст-вие духа в любой ситуации — важнейшая черта Тер-кина. Он заражает своим оптимизмом и жизнелюби-ем остальных бойцов и когда идет бой в болоте, и во многих других эпизодах.

И бойцам, что помоложе,

Что впервые так идут,

В этот час всего дороже

Знать одно, Что Теркин тут.

Жизнелюбие Теркина поразительно. Уверенно и смело ведет он себя в разговоре со Смертью.

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда.

С этими словами герой побеждает Смерть. Теркин сам себя называет «большим любителем жить».

В образе Теркина соединены те национальные и об-щечеловеческие черты, которые нужны были русско-му народу для победы. «Символом народа-победите-ля,— писал исследователь Ю. Буртин,— стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой сол-дат. Его жизнь и ратный труд, его переживания и думы сделал поэт понятными и близкими для нас, его скромный подвиг прославлен, к нему пробудил живое чувство уважения, благодарности и любви.»

В жанровом отношении «Василий Теркин» - это свободное повес­твование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до По­беды. Главы поэмы высвечивают разные грани и аспекты событий вой­ны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступ­лении», «На Днепре» и др. Стержнем поэмы является образ главного ге­роя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные типические черты духовного облика и характера «обыкновенного» русского солдата. Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе...

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простова­тости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способ­ность без фразы и позы совершить подвиг.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд - бой, переход на новые позиции, ночлег в око­пе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собствен­ной спиной». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски,

Что в бою не чужд опаски...

То серьезный, то потешный..

Он идет - святой и грешный...

Большие сокращения сделаны Твардовским в главе «Поединок», в которой Теркин пошел в разведку за линию фронта не один, а в паре с физически очень сильным, но необстрелянным и неопытным бойцом Савчуком:

Ночь. Идут в разведку двое...

На обратном пути разведчики нос к носу столкнулись с разведчи­ком немецким, возвращавшимся из-за линии фронта с нашей стороны. Савчук, несмотря на свою медвежью силу, был сбит с ног упитанным немцем, и тогда в рукопашную с ним вступил Теркин, измотавший противника; очнувшийся Савчук догнал уползавшего фашиста, вдох­новляемый возможностью добыть от него трофейную зажигалку, и «язык» таким образом (цель проведенной разведки) был получен.

Вся эта довольно пространная часть главы была вычеркнута Твар­довским из первого отдельного издания, как уводившая от развития главной темы. Иван Савчук оказывался единственным, кроме Терки­на, персонажем поэмы, наделенным собственным именем и детальной характеристикой, что нарушало замысел автора представить Теркина максимально обобщенной фигурой советского солдата. Поэтому в окончательном тексте рукопашный бой с вражеским разведчиком ве­дет один Теркин, Савчука же совсем нет в поэме.

  • Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») - -
  • Каково значение «Повести о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души»? - -
  • Можно ли согласиться с утверждением А. Белого о том, что «Чичиков - подлинный черт»? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души») - -
  • Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)? - -

Прославление воинского подвига в поэме (глава «Поединок»).

Целью Твардовского при написании поэмы было изображение ратного труда простого русского солдата, четырёх лет жизни людей в условиях войны, когда героические поступки совершаются не каждый день, но уже само стремление жить и побеждать, приближая День Победы над фашистскими захватчиками, – это и есть подвиг.
Обыкновенный парень Василий Тёркин, как и все солдаты, участвовал в боях, приходилось рисковать жизнью, терпеть смертельную усталость при переходах на новые позиции и ночевать то в окопах, то прямо на земле, «заслонясь от смерти чёрной только собственной спиной». Силу духа советского солдата, его высокое чувство долга перед людьми и перед страной, тот особый патриотизм, свойственный участникам Великой Отечественной войны, Твардовский показал в главе «Поединок».

Василию Тёркину, возвращавшемуся из разведки, пришлось вступить в рукопашную схватку с немцем. Чем-то этот поединок напоминает бой с барсом в поэме Лермонтова «Мцыри». Враг тоже более сильный, мощный, тренированный, но побеждает человек, у которого стремление к свободе, жажда жизни и воля к победе выше, чем у противника.

Немец был силён и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит...

Сытый, бритый, бережёный,
Дармовым добром кормлёный...

Тёркин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.

Но и немец левым глазом
Наблюденья не ведёт.

Во время поединка Тёркин всё более озлобляется, припоминая врагу, как нагло и жестоко ведут себя немцы на русской земле:

Ты наводишь свой порядок...

Со старухой сладить в силе...

Василий убеждает и себя, и немца, что фашисты не люди, а звери, преступники, посягнувшие на жизнь миллионов людей, на их землю и на их добро. Поэтому

Бьётся насмерть парень бравый...
Словно вся страна-держава
Видит Тёркина:
– Герой!

Парень одёргивает себя, понимая, что не к лицу ему показная удаль:
Не за тем на смерть идёшь,
Чтобы кто-нибудь увидел.

Конечно, бойцу хотелось, чтобы его товарищи узнали, как храбро он сражался, но это не главное. Поэтому он рад победе над сильным противником и тому, что остался жив. Он уверен также в том, как радостно будут встречать его однополчане:

Видеть, знать, что каждый встречный –
Поперечный – это свой,
Не знаком, а рад сердечно,
Что вернулся ты живой.

А.Т.Твардовский показал и обыденность воинской доблести, и величие, героизм солдата на войне, когда

Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Автор поэмы «Василий Тёркин» постоянно подчёркивает «обыкновенность» своего героя. Он создал образ солдата, взяв типичные черты личности, характерные для многих парней, призванных на защиту Отечества. Целью автора было создание знакомого всем образа рядового, не думавшего о героизме, но готового к подвигу, чтобы не пропустить врага к отчему дому. И эта цель была достигнута. Подтверждением тому стали письма в редакцию от фронтовиков, которые сообщали, что в их роте служит такой парень, о котором написал Твардовский, только имя и фамилия у него другие.

Реального прототипа у Тёркина нет, потому что это собирательный образ, вобравший в себя распространённые качества характера русского солдата: смелость и находчивость, упорство и самоотверженность, оптимизм и любовь к Родине. С первого взгляда можно и не отметить ничего примечательного в его облике:
«...Просто парень сам собой он обыкновенный...»

Подвиг солдата на войне показан в поэме как каждодневный, упорный и тяжкий воинский труд, когда и окопы рыть надо, и ползти по грязи или снегу, и стрелять, и снова преодолевать препятствия, возможно, даже вплавь. Вынести тяжёлые будни войны человеку не просто. В минуты отдыха, если думать только о потерях, страданиях, трудностях, сил для нового боя не набраться. Спасало умение отвлечься, вспомнить что-то хорошее, пошутить, как делал это Василий:

Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски...

То серьёзный, то потешный,
Он идет – святой и грешный...

Уверенность таких ребят в правоте своего воинского дела и долга перед Родиной придавала им силы, и они снова шли в бой «не ради славы, ради жизни на Земле».
Доказательством того, что замысел автора (показать «обыкновенность» героя) претворён в поэме успешно, стала огромная популярность Тёркина. Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» получила всенародное признание и прежде всего среди самих участников Великой Отечественной войны.

Рецензии

Зоя! Я не литературовед. Я простой рифмоплёт.
Прозу почти не пишу. Это мне не под силу.
Но суждение своё имею. В моём понятии:
в 20-м веке лучший из написанных романов в России
это "Тихий Дон". Лучшая поэма - "Василий Тёркин".
Лучшая сказка в стихах Леонида Филатова
"Про Федота-стрельца".
С уважением

Юрий, а с Вашими симпатиями можно согласиться!
Это действительно очень хорошие и сильные произведения.
Спасибо за прочтение и отклик.
С уважением



Рассказать друзьям