Как научить малыша жевать. С какого возраста можно давать твердую пищу и как научить ребенка ее жевать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда малыш появляется на свет, у него присутствует врожденный сосательный рефлекс, поэтому нет необходимости учить его пить из бутылочки или маминой груди. Но ребенок взрослеет и на замену молоку приходят разные кашки и пюрешки, а потом и взрослая пища. Жевательный рефлекс нужно развивать, поэтому мамы часто задаются вопросом о том, как научить ребенка жевать твердую пищу. Такое простое для взрослого занятие для малыша становиться тяжелой задачей.

Что такое жевание

Каждый день, поглощая определенное количество пищи, взрослый человек не задумывается о том, как это происходит. Процесс жевания выработан давно, и пища пережевывается рефлекторно. Жевание – это формирование во рту однородного комка пищи, который затем сознательно проталкивается в пищевод.

У маленького ребенка такой рефлекс вырабатывается постепенно. Он может проглотить только ту еду, которая не на много гуще ранее получаемой пищи. Поэтому этот навык следует прививать родителям постепенно переходя от жидкой пищи к твердой.






В каком возрасте малыш должен научиться жевать и глотать твердую пищу

Новорожденному ребенку для нормальной жизнедеятельности нужно употреблять в пищу материнское молоко или адаптированные смеси. Его пищеварительная система еще не до конца сформирована и поэтому совершенно не готова к более густой однородной, а тем более твердой пище.

Каждая мама должна знать примерный возраст, когда нужно вводить первый прикорм, а затем уже и взрослую пищу. Очень часто мамы боятся, что их кроха подавиться, если ему в еде попадется хотя бы маленький кусочек твердой пищи и продолжают ее давить или измельчать в блендере до 3-4 летнего возраста, а это не нормально.

Понятно, что не стоит давать твердую еду грудному малышу, тем более что у него сработает защитный рефлекс, когда любой твердый предмет рефлекторно выталкивается языком. По мере взросления, врожденные рефлексы у малыша становятся менее выраженными и уступают место приобретенным.

Первый прикорм рекомендуется вводить в возрасте 6 месяцев. Как правильно его вводить, можно посмотреть на видео внизу статьи. Но это еще не твердая пища, а более густая. Даже если малыш не обзавелся к этому возрасту зубками, он все равно пробует делать жевательные движения, копируя поведение взрослых. Своевременное ведение первого прикорма формирует фундамент, для введения пищи кусочками.

Переход от жидкого питания к твердой пище должен быть постепенным, но к двум годам ребенок уже должен уметь хорошо пережевывать и глотать твердую пищу.








Какой вред ребенку может нанести поздний переход на твердую пищу

Своевременное введение первого прикорма дает хорошее начало для приучения крохи к более густой еде. Он позволяет малышу научиться кусать, пережевывать и глотать более плотную пищу.

Но если упорно продолжать измельчать еду для двух летнего малыша, можно нанести его здоровью реальный вред:

  1. Формирование неправильного прикуса. Появление различных стоматологических проблем;
  2. Различные проблемы пищеварительной системы. По мере роста ребенка развивается желудочно-кишечный тракт, а отсутствие плотной и твердой пищи вызовет атрофию желудка. Не требующая пережевывания пища не вызывает выработку большого количества слюны, что в свою очередь сказывается на выработке ферментов, в итоге пищеварительная система дает сильный сбой;
  3. Проблемы с развитием речи. Происходит это из-за того, что для правильного произношения некоторых звуков необходимо задействовать определенные лицевые мышцы. В результате отсутствия навыков жевания эти мышцы будут недостаточно развиты;
  4. Не научившейся жевать в раннем возрасте ребенок, будет сознательно отказываться от твердой пищи в более взрослом возрасте, так как ему будет просто лень прилагать определенные усилия для ее пережевывания. Это может привести к отказу от пищи.

Большой проблемой для детей не умеющих жевать и глотать твердую пищу станет пребывание в детском саду, так как кроме обычной адаптации ребенку предстоит еще приспосабливаться к необычному для него питанию.








Как научить малыша жевать

Переходить к введению твердой пищи нудно постепенно. Если в рационе ребенка присутствуют различные готовые пюре и смеси, то приобретаются они соответственно возрасту малыша. Чем старше ребенок, тем более густые пюре и смеси изготавливаются производителями. В них начинают включаться небольшие кусочки твердой пищи.

При приготовлении домашней пищи следует сначала отказаться от протирания через сито или мелкого перемола пищи в блендере. Еду начинаем слегка давить вилкой, а блендер ставим на более медленные обороты. Впоследствии от блендера вообще стоит отказаться.

Какие-то продукты для ребенка можно натирать на крупной терке. Твердые кусочки пищи в супе можно сначала давить вилкой. Затем просто меняем технику нарезки при приготовлении блюда: от очень мелких, до кусочков нормального размера.

Такой плавный переход от еды однородной консистенции до употребления обычной твердой пищи не должен доставить проблем ни маме, ни ребенку.




Что делать если момент введения твердой пищи упущен

Но бывает, что в силу каких-либо индивидуальных особенностей ребенка или по причине пропущенного времени малыш категорически отказывается принимать даже небольшие кусочки твердой пищи. Попытка глотнуть что-то не жидкое, заканчивается рвотным рефлексом и громким плачем. Ребенок готов голодать до тех пор, пока ему не вернут его привычную пищу. Тогда родителям придется провести следующие мероприятия.

Массаж языка

Нужно активизировать работу мышц языка. Это поможет избавиться от рвотного рефлекса, появляющегося у ребенка при попытке проглатывания твердых кусочков. Для этого нужно мягко массировать малышу язык при помощи деревянного шпателя. Начинайте с кончика, постепенно перемещаясь к корню языка. Чтобы процедура проходила без скандала, необходимо придумать какую-нибудь занимательную историю про волшебный язычок или увлекательную игру с деревянной палочкой. Хорошим упражнением для детского язычка будет, если мама разместит ему за щечкой марлевый тампон и попросит кроху вытолкнуть его языком. Можете проделывать это вместе, так малышу будет интересней.

Применение ниблера

Часто появление рвотного рефлекса связано со страхом крохи, связанным с попаданием в рот твердых кусочков. Родителям нужно попробовать деликатно победить этот страх. Ниблер — это маленькое сито в виде пустышки с ручкой. В него кладется небольшой кусочек фрукта или овоща, и ребенок тренируется жевать, без риска подавиться.

Помощь малыша маме при приготовлении еды

Мама и малыш много времени проводят вместе, поэтому ребенок иже давно изучил, как мельчится пища. Маме нужно убедить малыша, что блендер не работает, сито потерялось, а осталась только волшебная вилочка. Нужно дать ее малышу, пусть попробует. Также крохе можно дать терку, на которой он самостоятельно потрет морковку или яблочко, а возможно сразу и съест.

Положительный пример

Вся семья должна доказать крохе, что кусочек пищи во рту горазда интересней пюрешки на ложке. Подготовьте семейный обед, рассказывая малышу интересные истории о кусочках. Нужно дождаться чтобы малыш сильно проголодался, возможно, заинтересованный ребенок сам потянется к кусочку тыквы-царицы или огурца-великана.

Хороший пример — заразительный

Пригласите в гости семью с ребенком такого же возраста, но умеющего жевать и глотать твердую пищу. Организуете небольшое детское застолье. Возможно, на чужом примере кроха научится сам это делать гораздо быстрее.


Полезное и интересное видео по теме статьи:

Если в нужное время ребенка не научили жевать, продолжая даже в 2 года кормить его перетертыми супами и пюре, то последствия для его здоровья могут быть неутешительными.

  1. Сформируется неправильный прикус, появятся проблемы стоматологического характера.
  2. Испортится пищеварение. Когда ребенок растет, вместе с ним развивается и его желудочно-кишечный тракт. Отсутствие твердой пищи в рационе малыша приведет к атрофии желудка — пища при поступлении перестанет обрабатываться должным количеством слюны, что, в свою очередь, станет причиной недостатка вырабатываемых ферментов и сбоев в работе системы пищеварения.
  3. Отсутствие навыков жевания неизменно приведет к проблемам в развитии речи, так как мышцы, отвечающие за произношение звуков, не будут получать необходимой для развития нагрузки.

Более того, ребенок, постоянно получающий перетертую пищу, отвыкнет прилагать какие-либо усилия со своей стороны для пережевывания и сознательно начнет отказываться от твердой еды. Так, уже к двум-трем годам дети способны манипулировать родителями, требуя привычную для себя еду.

Для деток, которые к этому времени готовятся в детский сад, это станет настоящей проблемой, впрочем, как и для их родителей.

В каком возрасте у ребенка формируется навык жевания?

Приучая малышей к измельченной ситом или блендером пище и используя детские смеси, удобные в приготовлении, многие неопытные мамы настолько увлекаются процессом, что часто пропускают момент, когда нужно вводить твердую еду в рацион ребенка.

При этом многие из них уверены, что кроха может спокойно жить и радоваться без твердой еды до 1 года, не подозревая, что навыки жевания нужно начинать формировать не с момента появления первых зубов, а намного раньше.

Как не пропустить нужный момент?

Обратите внимание на поведение крохи. Как только заметите, что он стал активно тянуть в рот все, что попадается под руку, начинайте действовать!


Если у малыша чешутся десны, а это первый сигнал к тому, что пора начинать прививать ему навыки жевания. У одних деток такой период наступает в 4-5 месяцев, а у других к 7 месяцам или позже.

Как заложить правильную основу для навыка жевания?

Как научить ребенка жевать в таком раннем возрасте? Используйте простое приспособление — прорезыватель зубов, покусывая который кроха начнет тренировать жевательные мышцы сам!

Кольцо для десен, своевременный переход на готовые смеси, соответствующие возрасту и ввод прикорма позволят научить кроху самостоятельно жевать уже в 1 год.

Как научить кроху жевать: эффективные методы

Введение в рацион твердой пищи

Начнем с того, что переходить на твердую пищу нужно постепенно. Если вы используете готовые смеси и пюре, то выбирайте только те продукты, что соответствуют возрасту ребенка. Чем старше кроха, тем более густыми будут смеси, а фруктовые, мясные и овощные пюре станут содержать твердые кусочки пищи.

Если вы привыкли кормить малыша продуктами собственного приготовления, то начинать переход к твердой пище можно постепенным снижением степени помола и отказом от блендера. Часть пищи можно давить вилкой, а часть тереть на крупной терке.

Но, что делать, если нужный момент упущен, ребенок уже слишком привык к перетертой еде м категорически отказывается жевать и глотать даже небольшие кусочки?

Массаж язычка

Начните с активации работы мышц языка, что необходимо для того, чтобы предотвратить появление у малыша рвотного рефлекса при попадании в рот твердой еды. Для этого ежедневно деликатно массируйте ребенку язык с помощью марли и деревянного шпателя, стараясь день ото дня приближаться к корню языка.

Как вариант также можно предложить крохе выталкивать язычком салфетку из марли, помещенной за щеку. Будет здорово, если по ходу этого вы введете в жизнь ребенка артикуляционную гимнастику.

Использование ниблера

Чтобы помочь малышу справиться со страхом попадания в рот твердой еды, можно начать с фруктов, завернутых в марлю или использования более современного приспособления — ниблера — сита для кормления.

Ниблер представляет собой небольшое сито в форме пустышки с ручкой, в которое закладывается кусочек фрукта или овоща. Ребенок сможет тренировать жевательные рефлексы, просто пережевывая фрукты в ниблере без риска подавиться крупным куском.

Привлечение малыша к процессу приготовления еды

Ребенка после годика можно постараться разыграть, убедив в том, что блендер сломался, поэтому придется подавить еду вилкой. Отличного эффекта можно будет добиться, если привлечь малыша к процессу приготовления еды — пусть он сам подавит картошку вилкой или потрет на терке морковку.

Возможно, в этом случае у него будет больше желания попробовать плоды своего труда.

Положительный пример

Очень важно продемонстрировать малышу всей семьей, что есть вилкой кусочки еды — это интересно. Начните с сервировки стола, пригласите к нему всех членов семьи, намеренно игнорируя ребенка.

За едой делайте акцент на то, как вкусно и удобно есть твердую еду, тем самым пробуждая у малыша интерес к происходящему. Позвольте ему сесть за стол только после того, как он очень сильно проголодается.

Почаще приглашайте гостей, ходите вместе с ребенком в гости сами и обязательно акцентируйте внимание на приеме «взрослой» пищи. Важно дать понять малышу, что есть такую еду увлекательно, даже если для этого потребуется много времени.

Как увлечь твердой едой малыша без аппетита?

Особый случай — это отсутствие аппетита у ребенка. Таких детей родители рады накормить перетертой едой, лишь бы они не остались голодными. Как результат — отсутствие прогресса в формировании жевательных навыков и капризность малыша, который привык к тому, чтобы ему потакали.


В этом случае ответ на вопрос: «Как научить ребенка жевать?», - будет заключаться не в развитии у него жевательных навыков, а в стимуляции интереса к еде. Здоровый аппетит крохи ускорит процесс его перехода к употреблению твердой пищи, а значит, и жеванию.

Итак, если ваш ребенок относится к числу тех, кого нельзя уговорить сесть за стол по собственному желанию, то прежде чем перейти к процессу обучения его навыкам жевания, стоит попробовать поработать над пробуждением аппетита:

  1. Разбавляйте питье малыша вместо сахара сиропом шиповника или давайте сок шиповника, разведенный в воде.
  2. Замените покупные соки домашними компотами с черносливом и семенами фенхеля.
  3. Проводите больше времени на воздухе, активно играя с малышом.
  4. Не давайте ребенку перекусывать, а также пить молоко или сок между приемами пищи.

Будьте последовательны и настойчивы в достижении цели, не позволяйте ребенку манипулировать вами и, главное — поддерживайте его интерес к еде всеми доступными способами, в том числе, креативно оформляя блюда.

Не оставляйте кроху с едой без присмотра и ни в коем случае не угнетайте его жестким контролем, провоцируя закрепление чувства опасности во время приема жесткой пищи. Это приведет к тому, что ребенок начнет давиться и перестанет получать удовольствие от еды.

Когда младенец начинает пробовать помимо материнского молока или смеси блюда прикорма, всю пищу для карапуза перетирают и делают гомогенной. Пюре и жидкие кашки используются для перехода малютки к более густой, а затем и к твердой пище.



Многие мамы сомневаются, с какого возраста можно уже не давать измельченную до однородного состояния еду, а учить кроху жевать. Знать возраст, в котором рекомендовано введение в рацион твердой пищи, важно и для предотвращения возможных проблем, например, когда здоровый малыш в 3-4 года отказывается от еды кусочками или давится при кормлении.

Когда вводить в прикорм?

Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

Когда кроха подрастает, данные врожденные рефлексы начинают угасать. Одновременно продолжается созревание желудочно-кишечного тракта малютки, а потребности в питательных веществах увеличиваются. Примерно в возрасте 4-6 месяцев дети уже готовы пробовать пищу, у которой плотность повышена.



Примерно до 5 месяцев детский организм может усваивать только жидкую пищу - смесь или мамино молоко

Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, жевать и глотать плотную еду. Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения. Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

Как перевести ребенка на твердую пищу?

Переход от жидкого и полностью однородного питания к твердой пище обязательно должен быть постепенным. Сначала жидкое блюдо для крохи делают полужидким, а затем – вязким и густым. Кроме того, пюреобразную пищу со временем делают мелкоизмельченной, а после переходят к среднему измельчению и крупным кусочкам.



Первый прикорм крохи должен иметь пюреобразную констистенцию

Этапы перехода будут такими:

  1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
  2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
  3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
  4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
  5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.



Полуторагодовалый малыш вполне может справиться с тарелкой "взрослого" супа и кусочком хлеба

Если ребенок отказывается

Некоторые дети протестуют против более плотной еды и требуют любимые пюреобразные блюда. Это нередко возникает из-за слишком быстрого перехода к неизмельченной пище. Кроме того, многие младенцы являются консерваторами и не любят менять привычный уклад, поэтому им следует дать время на привыкание к нововведениям.

Попробуйте изменить консистенцию любимого блюда малыша, настойчиво предлагая небольшое количество каждый день . При этом принуждать кроху к еде нельзя, чтобы у ребенка не появилось негативного отношения к более густой пище и питанию в целом. Увеличивать величину кусочков следует постепенно и очень медленно, чтобы это было для малыша незаметным.



Многие дети не приветствуют смену рациона с маминого молока на твердую пищу

Если ребенок старше года не жует еду кусочками, доктор Комаровский рекомендует:

  • Предложить ребенку самостоятельно размять пищу в своей тарелке, сказав, что в магазине любимое пюре отсутствовало, а блендер не работает.
  • Отыскать среди твердой пищи что-то вкусное, что наверняка понравится ребенку, например, свежую сушку или ломтики сладких фруктов.
  • Организовать прием пищи в общественном месте, где ребенок сможет наблюдать за другими детьми и будет ограничен в выборе продуктов.

О том, как научить малыша жевать, смотрите в следующем видео.

учить жевать и все. что делать. или и далее все ей мельчить всю жизнь. давайте кусочковую пищу и показывайте. Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один - дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки. Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно. Первое - отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: "Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так"... Естественно, продукт должен быть качественный. Второе - "сломать"или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае ("когда появятся в магазине") купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку "поскольку он уже большой" самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: "лень жевать" и "лень давить". Как правило рано или поздно побеждает последняя. Третье - перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое - не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а "отрубание хвоста по частям" - наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено! Четвертое - очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде. Пятое - чаще выходите "в люди". Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет. И самое, на мой взгляд, главное правило - при всем этом - никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года - возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.

Консультация «Как научить ребенка жевать?» предназначена для родителей и логопедов, которые столкнулись со ставшей в последние несколько лет распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу. Из консультации можно понять причины данного явления, получить практические рекомендации, которые помогут родителям и педагогам преодолеть проблему.

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!».

Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали — ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились.

Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

  • Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;
  • Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
  • Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу.

Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание.

Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание . При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола.

Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет?

Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса.

Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи.

Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение.

Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).


Ситечко для кормления помогает ребенку научиться жевать твердую пищу

С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам».

Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой.

Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию.

Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.



Рассказать друзьям