Ильф илья арнольдович биография. Смотреть что такое "Ильф, Илья Арнольдович" в других словарях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Государственный, военный и партийный лидер Китая Дэн Сяопин (при рождении — Дэн Сяньшэн) родился 22 августа 1904 года в китайской провинции Сычуань в зажиточной семье.

Окончил престижную частную школу. Тогда же под влиянием учителя сменил свое имя Сяньшэн ("Обогнавший мудреца") на Сисянь.

С 1981 года он активно проводил курс на децентрализацию управления экономикой и борьбу с коррупцией.

В сельском хозяйстве была упразднена система маоистских "народных коммун". В сфере промышленности рыночные реформы и образование специальных экономических зон привели к невиданному буму в экспорте и производстве потребительских товаров, в особенности в приморских провинциях на юге страны. Стали активно привлекаться иностранные инвестиции.

Дэн Сяопин был сторонником развития культурных отношений с зарубежными странами, он также реформировал систему образования, разрешив китайским студентам получать высшее образование за рубежом.

В то же время Сяопин отказался предпринимать даже частичные и осторожные шаги в направлении политической либерализации.

Когда в июне 1989 года движение за демократизацию вылилось в массовую демонстрацию на площади Тяньаньмэнь в Пекине, он привлек для подавления волнений армию, в результате чего погибли не менее 800 демонстрантов, десятки тысяч были арестованы.

В 1981-1989 годах Сяопин возглавлял Военный совет ЦК КПК, в 1982-1987 годах являлся председателем Центральной комиссии советников КПК. В 1983-1990 году занимал пост председателя Центрального военного совета КНР.

К этому же периоду относятся наиболее известные из опубликованных трудов политика — "Избранные произведения Дэн Сяопина" (1975-1982), "Фундаментальные проблемы в современном Китае" (1982-1987), "О строительстве социализма с китайской спецификой" (1982-1984), "Собрание важнейших речей товарища Дэн Сяопина" (февраль-июль 1987).

Реформы, начавшиеся в Китае в конце 70-х годов 20 века по инициативе Дэн Сяопина, вызывают много споров. Непрерывно идут дискуссии по вопросу о том, будет ли их конечным результатом приобщение страны к капиталистическому миру американо-европейского образца или же Китай, как это подчеркивают его руководители, сумеет благодаря реформам доказать торжество социалистических идей и осуществит те идеалы марксизма, которые потерпели крах в СССР и странах Восточной Европы. Очевидным фактором остается одно – социально-экономическое преобразование в Китае не вписывается в рамки ни классического марксизма, ни буржуазных представлений о развитии общества. В Китае в процессе реформ идет интенсивный поиск своего, национального пути развития.

Реализация и воплощение в жизнь реформ в Китае отнюдь не означает, что используются какие-то особые хозяйственные методы, неведомые остальному миру. Китай медленно и последовательно, без шараханья из стороны в сторону, продвигается по пути, уже ранее пройденному более развитыми в промышленном отношении азиатскими странами (Япония, Южная Корея), где на традиционные восточные институты самоорганизации были наложены универсальные для всего мира механизмы рыночного распределения ресурсов и современных технологий.
Многое сближает и с реформами, проводимыми в постсоциалистических странах: это касается обеспечения самостоятельности предприятий, постепенного освобождения цен, децентрализации банковской системы, коренных преобразований налоговой политики.
В высшей степени характерно и то, что обязательным элементом реформ с самого начала была тщательная экспериментальная обкатка возникающих идей и замыслов в рамках отдельных провинций, городов и уездов.
Первым шагом компартии на этом пути развития, стало принятие закона о прописках. Все граждане страны были официально разделены на крестьян и горожан. Если ты родился в крестьянской семье, то ты никогда не сможешь поменять свой статус.
Режим прописок значительно ограничил возможности сельских жителей по сравнению со своими соотечественниками-горожанами. Например, в праве на получение высшего образования, пенсионных страховок и страховок на лечение, а также другие виды социального обеспечения. Уровень налогообложения крестьян также гораздо выше, чем горожан.
Не будем забывать, что Китай является аграрной страной, так как крестьяне составляют более 65% населения страны.
Приняв закон о прописках, власти фактически превратили большую часть китайцев в рабочую силу, готовую трудиться за копейки. Понимая, что из-за бедности населения, увеличить доход государства за счёт внутреннего спроса невозможно, компартия была вынуждена приоткрыть «железный занавес», начав так называемую политику реформ и открытости.
Дешёвая рабочая сила обусловила низкую себестоимость товара. Страна быстро превратилась в мировую фабрику. В Китай хлынули западные инвестиции, началось массовое производство товаров на экспорт. В казну компартии большим потоком потекли деньги.
После нескольких неудачных политических кампаний таких, как «Культурная революция», «Большой скачок» и др., кроме усилившейся бедности, был также подорван и авторитет самой партии. Поэтому с целью укрепить в народных массах сознание того, что страна под «умелым руководством партии» движется в правильном направлении, а также, чтобы повысить свой авторитет на международной арене, власти начали вкладывать часть прибыли в создание признаков развитого государства.

В крупных городах Китая, как грибы после дождя, стали расти небоскрёбы, отели, стадионы, меняться инфраструктура, внедряться последние достижения научно-технического прогресса. Компартия эффективно копирует у развитых стран всё, с чем при беглом взгляде ассоциируется развитое общество. Так в Китае появились поезда на магнитной подушке, «пятизвёздочные» общественные туалеты, высокоскоростной интернет, многочисленные международные выставки. В западных СМИ часто сообщают о китайских миллионерах и миллиардерах, число которых постоянно растёт даже несмотря на влияние мирового экономического кризиса.

Хотя курс на реформы и был формально заявлен в 1978 году, лишь в 1985-м партия впервые официально признала право негосударственного капитала на существование. Тремя годами позже он был «благословлен» в Конституции КНР как «дополнение к социалистической экономике общественной собственности».В наши дни перед частным сектором открылись новые возможности. В 2004 году в ту же Конституцию включили поправку о неприкосновенности легальной частной собственности, тем самым, почти уравняв ее с национальной, которая до тех пор считалась единственно неприкосновенной (правда, последняя осталась в Основном законе еще и «священной»).
Частная собственность в Китае возникла без приватизации государственной, как это произошло в России. На собственные средства предприятия создавали разбогатевшие крестьяне, торговцы, ремесленники, партийные и правительственные чиновники, оставлявшие посты и «пускавшиеся в плавание» по морю бизнеса, не теряя при этом полезных связей с коллегами,оставшимися во власти. Это, в свою очередь, породило коррупцию, которая в Китае не намного меньше, чем в России, а около трети предпринимателей - члены КПК.
Подавляющее большинство частных фирм в Поднебесной XXI века - мелкие или средние (крупных совсем немного). Ни одну из них не назовешь богатой, но именно благодаря массовости они играют столь важную роль в китайском экономическом чуде. С 1989 по 2003 год число таких предприятий выросло с 91 тысячи до трех миллионов - в 33 раза; численность занятых на них работников возросла в24 раза, а стоимость продукции - в 196 раз.
Частный капитал доминирует в трудоемких отраслях, где создает рабочие места, столь необходимые перенаселенному Срединному государству. На его счету больше 70% китайской пищи и китайской бумаги,больше 80% китайской одежды, обуви,пластмассы и металла, 90% китайских лесоматериалов и мебели и, конечно,основная масса заметного во всем мире китайского экспорта: игрушек, кустарных изделий, бытовой техники и т.д.
В последнее время частники начинают внедряться и в тяжелую промышленность, и в коммунальное обслуживание, и даже в традиционно идеологическую сферу - киноиндустрию. И теперь правительство Китая сознательно проводит курс на сокращение удельного веса госсектора в экономике. Согласно принятому плану в конечном результате государственными должны остаться менее трети крупных предприятий (50 из 190), включая только особенно важные для национальной безопасности и жизнеобеспечения страны. Остальные акционируются, причем с активным привлечением не только местных, но и иностранных инвестиций.
Если рыночные реформы естественным образом влекли за собой разрыв с централизованной экономикой, то курс на открытость подрывал традиционную замкнутость, которая веками отгораживала Китай от внешнего мира. Двигаться в этом направлении страну побуждало успешное развитие соседних восточноазиатских стран, прежде всего «четырех малых драконов». Два из них - Гонконг и Тайвань - политически и исторически составляют часть Китая, Сингапур очень тесно связан с ним этнически, а Южная Корея - его «сестра» в конфуцианстве.

А начиналось всё в августе 1980 года, когда на южном побережье были созданы четыре специальные экономические зоны (СЭЗ): две в провинции Гуандун (Шэньчжэнь и Чжухай) и две в Фуцзяни (Шаньтоу и Сямэнь). С инициативой их учреждения выступили гуандунские чиновники, которые просто не могли больше делать вид, что не замечают разительных отличий в уровне жизни между подведомственными им землями и сопредельным Гонконгом. Рассказывают, что последней каплей стал визит государственной делегации в небольшую деревушку Лофанцунь на берегу речки, отделяющей КНР от материковой части этой арендованной британцами территории. Выяснилось, что доходы крестьян на китайской стороне в 100 раз меньше, чему жителей селения с тем же названием - на противоположной.

Свежесозданные спецзоны оправдали себя. Они привлекли капиталы диаспор, никогда не порывавших с отечеством в эмиграции. Зарубежные китайцы-хуацяо принялись энергично вкладывать средства в предприятия, производившие товары для экспорта. Со своей стороны власти предупредительно создали выгодные условия иностранным инвесторам: разрешили им брать в аренду земли для строительства, например, заводов - на 50 лет по крайне низким ставкам. И налогом на прибыль их обложили минимальным: 12% против гонконгских 17,5%.
Еще через пять лет, в 1985 году, привилегии небольших по площади СЭЗ распространились на обширные земли в дельтах рек Янцзыи Чжуцзян, а также на юге провинции Фуцзянь. Эмигрантам предоставили новые льготы: их концессии на три года полностью освободили от подоходного налога, а в следующие четыре они уплачивали его наполовину. Именно с тех пор обозначилась последовательная политика по привлечению как можно большего числа инвестиций из-за рубежа. Даже законодательство подгоняется под эту цель, Пекин продолжает предоставлять иностранцам больше преимуществ, чем собственным производителям.
В апреле 1988 года самой большой СЭЗ стал остров Хайнань у южных берегов страны. Теперь на этом тропическом курорте КНР выросли пятизвездочные отели, а туристы из центральных областей Поднебесной учатся отдыхать с комфортом и общаться с представителями других стран.
Быстрое развитие туризма как нельзя лучше свидетельствует об успехе китайского курса на «открытость». Атипичная пневмония, обрушившаяся на Китай, несколько замедлила этот процесс, но когда Всемирная Организация Здравоохранения исключила Китай из списка государств, представляющих опасность для здоровья, туристический поток вырос в разы, принося стране немалую прибыль, исчисляемую миллионами долларов. По некоторым оценкам, в 2020 году Китай станет лидером в области международных путешествий.

Сегодня Китай является страной противоречий. Напряженность между его все более открытой экономикой и все еще закрытой политической системой и институтами (основанными в эпоху Сталина в 1950-х годах), делают сегодня Китай самой потенциально конфликтной в мире страной такой значимости. Китайский государственный плановик Чэнь Юань когда-то предостерегал, что китайские реформаторы создали«экономику птичьей клетки», в которой капиталистическая птица растет в социалистической клетке. Из чего он делал заключение, что если лидеры партии не будут соблюдать осторожность, эта капиталистическая птица вырвется из социалистической клетки, положив конец китайской марксистско-ленинской революции. Действительно, птичья клетка старой социалистической экономики уже в значительной степени сломалась под давлением китайских капиталистических реформ, выпустив «народную республику» - мутанта на мировой рынок стимулирования потребительского интереса.

Но, не смотря на все критические противоречия внутри страны, и огромный социальный перекос, экономический прорыв, что называется, «на лицо». И, как видно из графика роста ВВП Китая, пик развития экономики пришёлся на период, последовавший сразу за вступлением страны в ВТО.
Получив членство во Всемирной торговой организации 11 декабря 2001 года, Китай стал одной из последних крупнейших торговых держав, вступивших в эту организацию, потратив15 лет на сложнейшие переговоры с мировым сообществом, а точнее с США и Евросоюзом. Итогом стало долгожданное членство во Всемирной торговой организации и ряд обязательств, которые поднебесной пришлось на себя взять:
Тарифы на промышленную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских компаний, должны быть снижены с 25 до 7%.
Тарифы на сельскохозяйственную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских фермеров, должны быть снижены с 31 до 14%.
Масштабное открытие целого ряда секторов в сфере услуг, в том числе таких важных для США секторов, как банковские услуги, страхование, телекоммуникации и профессиональные услуги.
Масштабные реформы в вопросах прозрачности, уведомления о готовящихся законодательных мерах и их разъяснения, единообразное применение законов и судебного надзора способствующие действующим в Китае иностранным компаниям в преодолении барьеров.
Соблюдение Китаем обязательств, предусмотренных целым рядом существующих соглашений ВТО, которые охватывают все аспекты торговли, такие как сельское хозяйство, лицензирование импорта, связанные с торговлей аспекты прав интеллектуальной собственности, технические барьеры на пути торговли и связанные с торговлей инвестиционные меры.

Столь трудная победа – вступление в ВТО – далась Китаю практически полным контролем над важнейшими экономико-политическими процессами со стороны других членов ВТО, а фактически Соединёнными Штатами и Евросоюзом. Что же получила экономика Поднебесной взамен? Аналитики приводят доводы в пользу того, что китайское экономическое чудо всего лишь миф, мыльный пузырь раздутый финансовыми вливаниями извне. Действительно, экономический рост страны основан на иностранных инвестициях, размещении крупными мировыми корпорациями своих производств на территории Китая (делая ставку на дешёвую рабочую силу) и т.д. А пресловутый рост ВВП, в пересчёте надушу населения отбрасывает страну во вторую сотню «турнирной таблицы».
Данные официальной статистики Китая говорят о том, что экономика страны за 2007 год выросла на 11,4%, побив собственный рекорд 13-летней давности. Государственное статистическое управление Китая оценило валовой внутренний продукт страны в 24,7 триллионов юаней, что соответствует 3,4 трлн. долларов по курсу на конец 2007 года. Оборотной стороной стремительного экономического роста в Китае оказывается инфляция. Власти пытаются держать экономический рост под контролем, но получается это с трудом. Чтобы замедлить рост до 11,2% в последнем квартале 2007 года, центральному банку страны пришлось шесть раз поднимать учетную ставку. В то время как центробанки других стран понижают ставки, в Китае ее, вероятнее всего, будут повышать дальше. От инфляции более всего страдают не обеспеченные слои китайского общества. Продукты первой необходимости, такие как свинина, подорожали на 50%.
Как не раз говорилось мной в экономическом разделе библиотеки форума http://www.forum-orion.com Поднебесная оказалось уникальной не только в культуре традициях и истории, но и в экономике. В отличие от нашей страны, основное внешнеэкономическое направление Китая – экспорт готовых товаров и импорт сырьевых ресурсов. По запасам природных ресурсов на душу населения Китай значительно отстает от среднемировых показателей. Обеспеченность пахотными угодьями в Китае составляет менее 40%, лесами - менее 14%, минеральными ресурсами- 58%.
Уникальная демографическая ситуация и численность населения позволяют, практически не имея собственных природных запасов, выйти на позиции одной из крупнейших стран-производителей товаров народного потреблении. Особенно, если в этот список включить всю ту продукцию, которая продаётся под марками известных европейских и американских брендов, а производится, что же ни для кого не секрет, в Китае. Фактически Китай превратился в «мировую фабрику» - две пятых мирового производства мотоциклов, треть бытовых кондиционеров, четверть всех электровентиляторов, одна пятая холодильников и химического волокна – значимые цифры для страны, которая причисляет себя к развивающимся. Но, теперь Китай не только ввозит капитал и технологии, но и вывозит их, ведь капиталовложения за рубежом обеспечивают экономику страны недостающим сырьем и энергией. Так, Китайская национальная нефтегазовая корпорация приобрела Казахстанскую нефтяную компанию за 4,18 миллиарда долларов, а компания «Ляньсян», купившая активы фирмы IBM, стала третьим по величине производителем персональных компьютеров в мире.
Вместе с тем, кризис социального развития в сочетании с такими показателями роста экономического и производственного – так же уникален. Исторически Срединная империя «регулировала» гигантское население мором, войной, голодом или наводнением. Но с естественным развитием цивилизации, на естественную убыль населения рассчитывать уже было нельзя. В начале 1970-х годов партия и правительство взяли курс на планомерное ограничение рождаемости. Подкрепленный урбанизацией, повышением уровня жизни, улучшением качества медицины и эмансипацией женщин, этот курс затормозил стремительный рост числа китайцев на Земле. Иначе сейчас она вышла бы на отметку 1,6 миллиарда человек, которую демографы считают предельно допустимой для Поднебесной. Но в стране произошёл перекос в сторону старения нации и дисбаланса полов. Соответственно, «ухудшается» соотношение лиц, находящихся в работоспособном и неработоспособном возрастах, и от государства, общества, обычных граждан требуется все больше затрат на социальную помощь и здравоохранение. Страдают образование, наука, поддержка иных слабых социальных групп. Увеличивается нагрузка на молодежь, создается основа для конфликта отцов и детей. Постаревшее общество хуже, чем юное, воспринимает инновации, перемены, структурные реформы, нужные для модернизации.

В Китае не существует понятия «пенсия по старости». Основное бремя заботы о стариках падает на семью - такая норма прямо закреплена Законом о защите прав пожилых людей КНР. Чрезмерно возросшая стоимость образования, здравоохранения, жилья становится непосильной для подавляющего большинства китайцев. Система пенсионного страхования по старости охватывает только 160 миллионов человек - менее половины общего числа горожан, что значительно ниже среднемирового уровня. Еще меньше охват страхованием по болезни - 133 миллиона человек, и по безработице - 105 миллионов человек. В деревне-социальное страхование практически отсутствует. А ведь наличие этих краеугольных камней контролируемого гражданского общества - обязательное условие эволюции рыночной экономики.
Сельские районы страны вообще остаются за чертой бедности. И население массово перемещается в города в поисках заработка. Для смягчения безработицы правительство стремится развивать трудоемкие отрасли, но возникает противоречие: такое использование трудовых ресурсов плохо согласуется с повышением эффективности и конкурентоспособности Китая на мировой арене. Сейчас увеличение ВВП всего лишь на 1% позволяет трудоустроить только 8 миллионов человек, тогда как в 80-е годы прошлого века работу получили бы втрое больше людей. Чтобы повысить эффективность государственных предприятий, с них увольняют десятки миллионов людей, которые ищут новую работу в частном секторе или организуют индивидуальный бизнес. За последние годы с госпредприятий в статусе «сяган» (эти работники сохраняют определенную связь с родным предприятием и не считаются безработными) уволили 27 миллионов человек, из которых 18 уже нашли новую работу. Но уже в 2004 году из 75 миллионов человек, работавших на госпредприятиях, осталось 40. Засилье традиционного мелко крестьянского хозяйства приводит к тому, что деревня отстает от города все сильнее. В 1997-2003 годах средние доходы селян увеличивались лишь на 4% в год, в то время как у горожан - на 8%. Номинальные доходы на душу городского и сельского населения различаются более чем в 3 раза, а с учетом скрытых доходов и социальных льгот для первой категории - в 6 раз. Столь большого разрыва нет ни в одной стране мира. Деревня, где сосредоточено две трети населения страны, потребляет лишь треть товаров розничной торговли. Те же пороки у здравоохранения и образования.

Но численность населения КНР не является внутренним делом одного лишь Китая. Китайцев слишком много, чтобы мир мог позволить себе относиться к этой стране, как к любой другой. Быстрый рост населения остро поднимает вопрос о прокорме этой страны и об обеспечении ее производственным сырьем. И чем больше китайцев живет в Китае, тем меньше мир может быть заинтересован во внутренних конфликтах в этой стране. Коллапс, подобный произошедшему в Советском Союзе, может привести к массовой неконтролируемой миграции сотен миллионов китайцев, и к распространению нестабильности на множество соседних государств. А Россия очень близкий, «просторный» и дружественный партнёр.
И, не смотря на все отрицательно-уникальные особенности Китая, ведущие международные корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективный мировой рынок. Крупнейшие мировые фирмы не только переносят производство в Китай, но и переводят туда свои научно-­исследовательские подразделения. Неудивительно, зарплата компьютерных инженеров, квалификация которых не уступает мировой, составляет всего лишь одну треть японской. О Китае теперь говорят, как о стране низких зарплат и высоких технологий. Японская Matsushita Electric Industrial Company ещё в 2001-2002 годах открыла две исследовательские лаборатории - в Пекине, по разработке мобильных телефонов, и в Сучжоу (провинция Цзянсу, к северу от Шанхая) - по разработке бытовой техники. Nomura и Toshiba имеют в Китае исследовательские центры по разработке программного обеспечения и электронных чипов. Американские IBM и Microsoft, французская Alcatel и финская Nokia, японские Mitsubishi и Toshiba, Honda и Yamaha, открыли свои исследовательские подразделения в Китае ещё в конце 2000 года.

Быстрый рост национальных китайских производителей в высокотехнологичных секторах объясняется в большей степени поддержкой правительства, которое настаивает, чтобы приходящие в Китай иностранные компании «делились» технологиями.
Вначале 1990-х на китайском рынке телефонных станций доминировали западные компании - Lucent, Alcatel и Siemens. Теперь их продают три китайские компании, которых даже не существовало в 1985 году, - Huawei, Datang и ZTE. На таких же принципах строятся контракты на поставку вооружений.
По данным за 2007 год Китай смог привлечь $720 млрд. иностранных инвестиций с конца 70-ых годов прошлого века, когда коммунистическое правительство страны создало возможности для подобных финансовых вливаний в экономику. Данная цифра иллюстрирует создание на территории Китая более 610 тыс. компаний с участием иностранного капитала (480 из 500 крупнейших компаний мира организовали свои представительства и совместные предприятия в Китае).
«На протяжении 4000 лет предшествующей истории Япония была периферийным государством для Китая, за исключением только одного последнего века, - пишет Кеничи Омае, японский гуру менеджмента, как его называют, в изданной в Японии книге «Влияние Китая». - В будущем Япония будет для Китая тем же, чем Канада является для США, Австрия - для Германии и Ирландия - для Британии».
Премьер-министр Сингапура, в котором китайцев три четверти населения, тоже обеспокоен наступлением китайских товаров. Он призвал отечественный бизнес переключаться с электроники на новые экспортные товары - на нефтехимию, фармацевтику и биотехнологию, поскольку в электронике конкурировать с китайцами уже безнадежно.
Но это скорее «лирические отступления», хоть и верные, от жёстких правил экономических реалий. На данный момент, то, что снаружи выглядит как «экономическое чудо», изнутри оказывается глубочайшим социальным кризисом, экономикой на грани перегрева и серьёзной задокументированной зависимостью от Евросоюза и США. Но мало кто сегодня сомневается в том, что Китай выйдет на лидирующие позиции в мировой экономике, особенно с учётом кризиса в США и Европе, больно ударившего по финансовой системе многих стран. Эксперты расходятся лишь в сроках, однако цифра 2040-вые года всё же приводится. Вопрос лишь в том, насколько удастся преодолеть кризис ликвидности нынешним мировым лидерам и, самое главное, с какими результатами будет завершено это преодоление. Резонно предположить, что вступление России в ВТО, позволит несколько сместить точки влияния в мире и, возможно, лишить сверхдержавы их лидирующих позиций. Соответственно, Китай сможет избавиться от отягощающих страну соглашений по ВТО и получить возможность нового направления экономического развития. Безусловно, «точки над «и» будут расставлены, но их последовательность и приоритетность проявятся только в будущем.

Стоит особо сказать об особенностях современного китайского менталитета, касающегося взаимоотношения граждан и хозяйственных единиц, с одной стороны, и властей, с другой. Свое воплощение их характер получил в афоризме: "Государство дает хорошую политику, а не деньги". Главная заслуга правительства заключается в создании благоприятного, выгодного для предпринимательской деятельности климата.
Гос регулирование направлено на решение взаимосвязанных задач, среди которых следует выделить следующие:
1) поддержание межотраслевых и межрегиональных пропорций. В этих целях, наряду с методами макроэкономического регулирования, применяются также методы централизованного (директивного) планирования;
2) системное использование кредитной и налоговой политики;
3)активное участие государства в формировании других
звеньев рыночной инфраструктуры, рынков технологий, информации, труда, ценных бумаг и т. д.;
4) опережающее создание достаточно эффективной нормативно-правовой базы;
5) создание контрольного механизма.
Одним из наиболее действенных инструментов в руках государства остается планирование.
Большое значение придается разработке и выполнению пятилетних планов социально-экономического развития страны, идет формирование перспективного плана на 2000-2010 гг.
Сегодня в Китае первостепенное значение придается и финансовому обеспечению планов. Учитывая большую роль иностранных инвестиций в экономике, при разработке планов проводятся консультации с зарубежными и совместными компаниями, с которыми согласуются финансовые и иные вопросы. Налицо стремление китайского руководства вписать плановый механизм в рыночные отношения.
Важнейшая особенность китайских реформ состоит в том, что они были начаты "сверху" и роль центра, государственного управления сохраняется на всех этапах, хотя масштабы государственного регулирования рыночных отношений видоизменяются как в количественных, так и в качественных параметрах. Эксперимент строительства социализма с китайской спецификой теоретически обоснован в начале 80-х годов ХХ века воплотился в сегодняшнем настоящем Китая и в его будущем, в которое эта страна входит одним из лидеров мирового сообщества.

Дэн Сяопин, архитектор китайского экономического чуда, начал свои реформы прежде всего в экономической области, именно этим объясняется успех его политики. Так, известный деятель Тельман Гдлян, выражая не только собственное мнение о правильности и преимуществах китайских реформ, пути Дэн Сяопина по сравнению с политикой М.С.Горбачева, писал: «Надо было, видимо, стране идти по китайскому варианту. То есть постепенно изменять экономическую ситуацию и уже потом, через стабильную экономику, постепенно переходить к идеологическим изменениям. То есть тот самый китайский вариант, который был предложен и реализован мудрым государственным деятелем Дэн Сяопином»
В Китае говорят: «Нельзя остановить течение реки ударом меча, как невозможно упрятать ветер в мешке». Так и реформация китайского социализма, начатая по инициативе Дэн Сяопина, будет продолжаться и в наше время…

Имя: Дэн Сяопин (Дэн Сяньшэн)

Государство: Китай

Сфера деятельности: Политика

Величайшее достижение: Реформы Сяопина помогли Китаю выйти из глубочайшего кризиса.

Китай дал миру (и самому себе в первую очередь) знаменитых людей – патриотов, стремившихся улучшить положение страны не только внутри, но и на международной политической арене. Зная всю подноготную, проблемы Китая, эти люди пытались создать новый Китай, отойдя от прежних постулатов и традиций. Удалось это или нет – покажет история. но есть одно имя, которое до сих пор в Китае почитается с трепетом. Речь идет о Дэн Сяопине.

Дэн Сяопин, китайский коммунистический лидер, был самой могущественной фигурой в Китайской Народной Республике с конца 1970-х годов до своей смерти в 1997 году. Он отказался от многих ортодоксальных коммунистических доктрин и попытался включить элементы системы свободного предпринимательства и других реформ в китайскую экономику.

Ранние годы

Будущий реформатор родился 22 августа 1904 года в семье состоятельного землевладельца. Его настоящее имя было Дэн Сяньшен (в студенческие годы он получил прозвище Сяопин – так называлась бутылка водки, которую было невозможно нормально уложить в сумку). В 1908 году умирает мать, и четверо детей остаются на попечение отца. Вскоре он женился второй раз, и у будущего лидера складываются отличные отношения с мачехой. В возрасте 16 лет Дэн вместе с 80 учениками гимназии отправляется во Францию, чтобы посмотреть на западную жизнь и получить более качественное образование. Тогда Дэн начал работать – официантом, пожарным, шахтером. Но самое главное было другое – во Франции Сяопин увлекся , которые он привез в Китай.

По возвращении Дэн стал ведущим политическим и военным организатором в Цзянси, автономном коммунистическом анклаве на юго-западе Китая, который был создан в 1931 году . После свержения коммунистов националистическими силами под руководством в 1934 году Дэн принял участие в трудном долгом походе китайских коммунистов на новую базу в провинции Шэньси на северо-западе . С 1937 по 1945 годы он служил комиссаром дивизии коммунистов, затем был назначен секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (КПК). Дэн также работал в должности главного комиссара Второй полевой армии коммунистов во время Гражданской войны в Китае. После коммунистического захвата Китая в 1949 году он стал региональным лидером партии Юго-Западного Китая. В 1952 году был вызван в Пекин и стал вице-премьером. Быстро поднимаясь по карьерной лестнице, он стал генеральным секретарем КПК в 1954 году и членом правящего политического бюро в 1955 году.

С середины 1950-х годов Дэн был крупным политиком как во внешних, так и во внутренних делах. Однако его правление, как генерального секретаря, пришлось на очень тяжелое время – «Большой Скачок» Мао, в результате которого погибли более 30 миллионов человек. Дэн с энтузиазмом принялся разгребать то, что наворотил Цзедун. Голод прекратился, Сяопина в народе стали любить и уважать больше, чем Мао. Этого китайский лидер стерпеть не мог. Когда в 1966 году в Китае произошла Культурная революция, Сяопин был одним из первых, кто попал под горячую руку Мао. Он был лишен высоких партийных и государственных постов где-то в 1967-69 годах, после чего он исчез из поля зрения общественности и несколько лет провел под следствием, затем работал на заводе.

Однако, в 1973 году, Дэн был восстановлен в должности по ходатайству премьер-министра Чжоу Эньлая и стал его заместителем, а в 1975 году начальником Генерального штаба. Как эффективный глава правительства в течение месяцев, предшествовавших смерти Чжоу, он считался вероятным преемником Эньлая. Однако после смерти Чжоу в январе 1976 года Дэн вновь был отстранён от власти людьми Мао. Только после смерти Цзедуна в сентябре 1976 года и последовавшего за этим падения власти банды четырех Дэн был реабилитирован, на этот раз с согласия Хуа Гофэна, избранного преемником Мао в руководстве Китая.

К июлю 1977 года Дэн вернулся на свои высокие посты. Вскоре он начал борьбу с Хуа за контроль над партией и правительством. Превосходные политические навыки Сяопина и массовая людская поддержка вскоре привели к тому, что Хуа подал в отставку и отдал свой пост протеже Дэна. Теперь Сяопин имел в своих руках всю полноту власти.

Реформы Дэна Сяопина

С этого момента Дэн приступил к осуществлению своей собственной политики экономического развития Китая. Действуя на основе компромисса и убеждения, Дэн разработал важные реформы практически во всех аспектах политической, экономической и социальной жизни Китая. Его важнейшей социальной реформой стало учреждение самой строгой в мире программы планирования семьи- политики «одного ребенка» — для контроля за растущим населением Китая. По новым правилам семья могла иметь лишь одного ребенка, за второго полагался крупный штраф и даже тюрьма (теперь страна пожинает плоды этой политики – в Китае большое количество мужчин и нехватка женщин-если мать узнавала, что у нее будет девочка, она шла на аборт.

В семье приветствовалось рождение наследника). Он установил децентрализованное экономическое управление и рациональное и гибкое долгосрочное планирование для достижения эффективного и контролируемого экономического роста. Китайские крестьяне получили индивидуальный контроль и ответственность за свое производство и прибыль, что привело к значительному увеличению сельскохозяйственного производства в течение нескольких лет после его начала в 1981 году. Дэн подчеркнул индивидуальную ответственность в принятии экономических решений, материальные стимулы как вознаграждение за промышленность и инициативу, а также формирование квалифицированных, хорошо образованных техников и менеджеров, чтобы возглавить развитие Китая. Он освободил многие промышленные предприятия от контроля и надзора со стороны центрального правительства и дал руководителям заводов полномочия определять уровень производства и получать прибыль для своих предприятий. В иностранных делах Дэн укрепил торговые и культурные связи Китая с Западом и открыл китайские предприятия для иностранных инвестиций.

Дэн столкнулся с критическим испытанием своего лидерства в апреле-июне 1989 года. В 1987 году Чжао Цзыян заменил слишком либерального Хуа Гофэна на посту генерального секретаря КПК (оба они были ставленниками Дэна). Смерть Хуа в апреле 1989 года вызвала серию студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь в Пекине с требованием большей политической свободы и более демократического правительства. После некоторого колебания Дэн поддержал тех из руководства КПК, кто выступал за применение силы для подавления протестующих, и в июне армия разгромила демонстрации на площади (было много жертв). Чжао был отстранен от власти. К тому времени у Дэна не было официального поста в коммунистическом руководстве, но он все еще сохранял высшую власть в партии. Хотя его непосредственное участие в правительстве сократилось в 1990-х годах, он сохранил свое влияние до самой смерти.

Дэн Сяопин восстановил внутреннюю стабильность и экономический рост Китая после катастрофических эксцессов культурной революции. Под его руководством Китай приобрел динамично развивающуюся экономику, повысился уровень жизни, значительно расширились личные и культурные свободы, укрепились связи с мировой экономикой. Дэн также оставил на месте слегка авторитарное правительство, которое оставалось приверженным однопартийному правлению КПК, даже в то время как оно опиралось на механизмы свободного рынка для превращения Китая в развитую страну.

Китай Дэн Сяопина

В 1990-е годы Дэн много болел, у него развилась болезнь Паркинсона. Скончался бывший экономический гигант 19 февраля 1997 года от легочной инфекции. Он уже не стоял у власти, но народ его все равно любил и почитал-ведь он поднял Китай с самого дна на поверхность.

После распада СССР и мировой системы социализма продолжалось строитель­ство нового общества в Китае, Северной Корее, во Вьетнаме, на Кубе. «Китайский социализм» строится более пятидесяти лет. Большие изменения в стране начались после смерти авторитетнейшего лидера Мао Цзэдуна. Его похоронили в хрусталь­ной усыпальнице на площади Тяньаньмынь. Но новые руководители КНР не стали заниматься разоблачением ошибок умершего вождя и оправдывать ими свою соб­ственную несостоятельность. В 1978 г. под влиянием Дэн Сяопина, продолжившего традицию Конфуция, руководство Коммунистической партии Китая начало одну из величайших экономических революций современности.

В сельском хозяйстве трудовые крестьянские коммуны (аналог советских колхозов) были разделены на индивидуальные, семейные крестьянские хозяй­ства. Земля осталась общенародной собственностью. Небольшие группы адми­нистраторов следили за выполнением необременительных повинностей в пользу государства. Крестьяне получили возможность самостоятельно реализовывать большую часть своей продукции, приобретать сложную сельскохозяйственную технику, объединялись в кооперативы в зависимости от назревших потребностей. В промышленности была расширена самостоятельность предприятий. В городах разрешалось создание мелких и средних частных предприятий, которые стали не столько составлять конкуренцию, сколько дополнять работу крупных предпри­ятий. При проведении конверсии военных заводов китайцы предпочитали сначала создать новое перспективное предприятие, способное выпускать конкурентоспо­собную продукцию, и обеспечить работой высвобождающихся работников, а уж потом ломали сам военный завод. В портовых городах были созданы свободные экономические зоны с особыми условиями для предпринимателей, прежде всего за­рубежных. Исключительно важным фактором для успехов экономических реформ в Китайской Народной Республике были традиционные трудолюбие, дисципли­нированность, рационализм и привычка подчиняться руководству, свойственные китайскому народу и его менталитету.

В течение первых десяти лет реформ промышленное и сельскохозяйственное производство выросло вдвое, а по некоторым показателям утроилось. Среднего­довой прирост валового национального продукта составлял не менее 9%, что в три раза превосходило среднемировые темпы прироста. В последующее десятилетие китайская экономика столкнулась с проблемами «перегрева» и «перегрузки».

Как и во времена нэпа в Советской России, китайское общество столкнулось с проблемами резкой имущественной дифференциации, усилением коррумпиро­ванности чиновников, недовольством работников государственных предприятий и т. д. Однако руководство Коммунистической партии Китая не стало сворачивать реформ, как это сделал Сталин после смерти Ленина. Не вступило китайское ру­ководство и на путь политической и идеологической либерализации по примеру Горбачева. Более того, в мае 1989 г. оппозиционное выступление студентов и других групп, требовавших ослабления партийного диктата и политических реформ, было беспощадно подавлено правительственными войсками с применением танков. Рез­ко критические выступления в защиту китайских диссидентов со стороны ведущих западных стран, некоторые меры, направленные на ограничение торговли с Китаем, были проигнорированы китайским руководством с присущим ему чувством соб­ственного достоинства. В Китае сохраняется смертная казнь. Регулярно казнят чиновников-взяточников. На государственных предприятиях были проведены очередные реорганизации. Серьезным стимулом для китайской экономики было обслуживание огромного советско-российского рынка.

К настоящему времени КНР занимает 1-е место в мире по добыче угля, произ­водству зерновых, цемента, хлопчатобумажных тканей, шелка, хлопка, яиц; 2-е ме­сто - по производству мяса, чугуна; 3-е - по производству проката, химического волокна. По объему ВНП Китай в 2010 г. перегнал Японию, а при сохранении или даже некотором снижении темпов прироста ВНП по этому показателю к 2020 г. он может догнать США. Во всяком случае знаменитая формула недавно умершего Дэн Сяопина - «Не важно, какого цвета кошка, черная или белая. Главное, чтобы она ловила мышей» - помогла Китаю продвинуться далеко вперед и впервые за 2000 лет своего существования обеспечить продуктами и промышленными това­рами собственного производства нормальный прожиточный минимум для 1 млрд 300 млн человек, что составляет 1/5 часть всех жителей планеты.



Рассказать друзьям