Индустриальное общество: проблемы и ценности. Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Современный этап развития западноевропейского общества принято называть индустриальной цивилизацией. Первыми теоретиками культуры индустриального общества стали Р. Арон, У. Ростоу, Д. Бэлл, Дж. Гэлбрейт. Они во многом расходились по политическим взглядам, но их объединяла идея технической детерминации культуры. Их идея заключалась в том, что сам характер техники как основного средства взаимодействия с действительностью детерминирует социальную структуру общества. Эти теории, сформировавшиеся в 40-60-х гг. XX в. критиковались как правыми, так и левыми, поскольку из них следовал вывод о том, что индустриализация создает адекватные себе организационные формы, эффективное функционирование которых обеспечивается соответствующей системой духовных ценностей. Отсюда неизбежно следовал вывод о сближении по мере роста индустриализации капиталистической и социалистической систем, поэтому эта теория получила еще наименование теории конвергенции (от лат. convergo - сближаю).

Несмотря на некоторые расхождения во взглядах и в предмете анализа (Ростоу сосредоточился на происхождении индустриального общества, Арон - на состоянии современного ему общества, Бэлл и Гэлбрейт - авторы теории постиндустриального общества), итогом исследований стало выявление типологических черт индустриальной культуры. Эти типологические характеристики культуры формируются в любой общественной системе, вступающей на путь модернизации и индустриализации. Предполагается, что культура любого модернизированного общества является инвариантом индустриальной культуры.

Индустриальный тип культуры сформировался в результате научнопромышленной революции в процессе становления и развития машинного производства.

Машинное производство потребовало возникновения адекватных форм организации труда и социальных институтов регуляции человеческой деятельности. Прежде всего, изменилась социальная структура: произошло перераспределение рабочей силы (миграция сельскохозяйственного населения в сферу промышленности). Машинное производство потребовало не только концентрации рабочей силы, что привело к урбанизации и разрыву традиционных связей, но и формирования новых организационных структур и регулятивных институтов. Основной организационной структурой индустриального общества выступает фирма или корпорация.

Вместе с тем индустриальное производство выходит за пределы локального поселения, и поэтому образуются надлокальные связи, обусловленные рыночным характером распределения. Население, обслуживающее и обеспечивающееся индустриальным производством, не контролируется традиционными институтами, свободно от территориальных, личностных и религиозных зависимостей, поэтому общество объединяется надлокальными структурами - государством, которое объединено идеей гражданства. Машинное производство и рыночное хозяйство требуют не только рациональной организации труда, но и институциализации предпринимательской деятельности, а также ее ценностного обоснования. Техническое производство существует только при условии постоянного обмена товарами, деньгами, трудом и информацией. Эти два обстоятельства - ценностное обоснование предпринимательства и свободная циркуляция информации - требуют личной инициативы, поэтому одной из важнейших ценностей становится свобода. Система ценностей включает в себя и труд как инструментальную ценность. Помимо прямых задач - обеспечения производственного процесса, труд обеспечивает единство социума, независимо от социального статуса, профессиональной и этнической принадлежности. В условиях индивидуализма, порожденного обостренным чувством свободы и идеей личной ответственности (за конечный продукт, за предпринимательскую деятельность и т.д.), мерилом социального статуса, усердия, успеха становятся деньги. При разобщенности социума

(маргинализация, деаристократизация, индивидуализм) необходима ценностная опора существования и деятельности личности, и разрушенные социальные групповые связи заменяются семьей. С ценностью семьи связана ценность частной сферы, которая теперь рассматривается как закрытая для общественных институтов. Вместе с тем индустриальное общество принципиально конфликтогенно (причины этого - урбанизация, маргинализация, концентрация капитала), что является причиной формирования регуляционной системы сдержек и противовесов - для индустриального общества характерным типом государства является либерально-демократическое. С другой стороны, Р. Дарендорф, англоамериканский философ, социолог и политик, усматривает и положительную сторону конфликтности индустриального общества. Предложенная им конфликтно-динамическая модель общественных отношений имеет следующее обоснование: рациональные способы освоения действительности не ограничиваются познавательной деятельностью, рациональный тип мышления пронизывает всю человеческую деятельность, и рациональные способы регулирования конфликта являются основанием позитивной эволюции общественных отношений.

Таким образом, типологические черты индустриальной культуры следующие:

  • рационализм как основной способ освоения действительности, который не только обеспечивает производственный процесс путем приращения новых знаний, но является способом организации общественного бытия и разрешения социальных конфликтов;
  • конфликтно-динамический характер культуры, вытекающий из организационной природы индустриальной технологии, но обеспечивающий ускоренное развитие общества;
  • индивидуализм, который по своему происхождению связан с технико-технологическим процессом, требующим личной ответственности на каждом этапе производства, но ориентирован на самоценность человеческой личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод;
  • фундаментальные ценности индустриальной культуры (свобода, труд, деньги, семья), определяющие сквозные модели поведения и пронизывающие всю социальную структуру;
  • полистилизм, получивший отражение в философии как постмодернизм, который проявляется как многообразие культурных моделей поведения, форм искусства и выражает культурную и экономическую дифференциацию общества, в соответствии с социальными статусами, ролями, доходами;
  • основным социальным трамплином, каналом социальной мобильности - средством повышения социального статуса является образование, которое обеспечивает доступ к наиболее высокооплачиваемым профессиям, но одновременно культурно-образова-тельный уровень является признаком принадлежности к высшему социальному слою.

Переход от традиционного общества к индустриальному
Традиционное общество -
общество, в котором человек
не мыслит себя вне природы;
над ним всецело властвуют
вековые традиции и обычаи.
Индустриальное общество -
общество, в котором
завершён процесс создания
крупной, технологически
развитой промышленности.
Модернизация - становление и развитие
индустриального общества (переход от традиционного к
индустриальному обществу).

Три эшелона модернизации
Первый эшелон:
Англия, Франция.
Начало - XVII в.
Под влиянием
естественных,
внутренних причин и
экономических
предпосылок.
Второй эшелон:
Германия, Италия,
Австрийская
империя, США,
Россия.
Третий эшелон:
страны Латинской
Америки, страны
Азии и Африки.
Начало - XVIII в.,
завершение - 2-я пол.
XIX в.
Во главе стоит
государство. Главная
цель - догнать страны
первого эшелона.
Конец XIX – начало
XX в.
Под влиянием
развитых стран.
Внутренние
предпосылки
отсутствуют.
Темпы - быстрые,
форсированные.
Темпы -
замедленные.
Темпы - естественные.

Экономическая сфера:
Основные черты индустриального
Бурное развитие
общества
промышленности;
Преобладание промышленного
производства над аграрным;
Высокий уровень
капиталовложений;
Связь науки, техники и
производства.

Основные черты индустриального общества

Политическая сфера:
Закрепление принципа
равенства граждан перед
законом;
Признание демократических
прав и свобод личности,
Развитие структур гражданского
общества.

Основные черты индустриального общества

Социальная сфера:
преобладание
городского населения
над сельским;урбанизация
высокая
социальная мобильность;
разрушение
сословных привилегий;
увеличение доли квалифицированных
слоев населения.

Основные черты индустриального общества

Духовная сфера:
Рационализация духовной
жизни;
Рост индивидуализма;
Признание автономии
личности от государства,
важнейшей социальной
ценностью.

Миграционные процессы

Рост городов – одна из черт
индустриального общества.
Этот процесс ускорился в XIX
в. Бурный рост городов был
вызван:
перенаселением деревни,
упадком небольших
городков (падение
ремесленного пр-ва,
перемещение
промышленных центров).

Соотношение городского и сельского
населения в индустриально-развитых
странах.
Англия
Город
Деревня
10%
Франция
Город
Деревня
30%
70%
90%
Впервые в истории города стали преобладать в
экономической жизни.

Почему мигранты
покидали Старый свет и
отправлялись в Новый?
С 20-х годов 19 века началось массовое переселение
европейцев. Большинство эмигрантов направлялись в США.

Эмигранты из
Европы. 1860 г.
Эмигранты являлись дешевой рабочей силой, согласной
на самые тяжелые условия труда.

Соц. структура
Дворяне
Буржуазия
Крупная
Средняя
Мелкая
Ср. класс
Рабочие
Квалифицированные
Неквалифицированные
Крестьяне
Какие новые классы появляются в обществе с
развитием капиталистических отношений, а
какие исчезают?

Исчезают сословия, усложняется структура общества

Помещик и
цыганки.
В Англии классическое
помещичье и
крестьянское хозяйство
исчезло еще в XVIII в., во
Франции их уничтожает
революция, в США их
вообще не было.
Они сохраняются только в
странах второго эшелона:
Австрийская империя,
германские и итальянские
государства.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

В XIX в. аристократии
пришлось во многом
изменить свой образ
жизни: исчезает старая и
появляется новая
аристократия.
Аристократы были
крупными
землевладельцами и
связаны друг с другом
связаны родственными
узами.

Заседание парламента
в Англии, XIX в.
Мальчиков из аристократических семей готовили к
политике. В середине XIX века 4/5 членов палаты общин
в английском парламенте составляли землевладельцы.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

Постепенно
господствующее
положение аристократии
уходит в прошлое. Семьи
теряют свои богатства,
многие аристократы
вступают в брак с
богатыми «выскочками».
Новое «высшее общество».
Это приводит к слиянию
аристократии и
буржуазии.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

В XIX веке во главе крупной
промышленности стояли
представители буржуазии,
нажившие миллионы.
Майер Амшель
Ротшильд.
Они много работали,
отличались скромностью в
быту, но многие из них
стремились стать частью
аристократии. Например,
пивовар Гиннес и банкир
Ротшильд стали баронами.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

В средний класс выделяли
юристов, преподавателей,
изобретателей, ученых,
врачей.
Одним из главных
признаков
принадлежности к
среднему классу было
устойчивое
материальное
положение.

Фригерио. Учитель. 19 век.
Средний класс – люди, которые не одобряли социальных
потрясений, предпочитали революциям реформы.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

Формируется рабочий класс, в индустриальных
странах он становится неоднородным.
Рабочий класс
«рабочая
аристократия»
Неквалифицированные
рабочие

Дети на упаковочной фабрике.
Балтимор, Мэриленд, 1909.
Прочитайте о «фабричных» женщинах и детях.
Выделите особенности их положения.

Женский и детский труд

До 70-х годов 19 века
женщины не были равны
с мужчинами. В семье
женщины подчинялись
отцу или мужу.
Английская
суфражистка.
В 80-е годы женщины
добились права
распоряжаться своей
собственностью и
сохранять при себе детей
в случае развода.

Женский и детский труд

Известной суфражисткой в
Англии была Эммелина
Панкхорст, организовала
Женский социальнополитический союз.
Эмансипация -
прекращение действия
ограничений,
приобретение прав и
обязанностей.

Домашнее задание

Параграф 3, вопросы №
1,2, задание в рабочей
тетради № 4, стр.12

Демократические принципы в социальной структуре, развитие экспериментальной науки и индустриализации. Это создано ещё в 17 веке. Результатом промышленной революции стало возникновение индустриального общества. Идеалами которого является труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика вы это время сменила мануфактуру приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, сандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации. (росту городов) Перспектива ускоренного развития капитализма продемонстрировала сша. Процесс стал всеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные странны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основе сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

В середине 19 века произошла промышленная революция, в результате которой сформировалось индустриальное общество. Оно основывалось на демократии, на экспериментальной науке, внедрении новых технологий. Ничто из этого не было изобретением 19 века. Идеалами этого общества являются труд производства, образование. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которого стоят промышленники и учёные. Фабрика в это время сменяет мануфактуру, что привело к невиданному ранее росту производительности общественного труда. Предприятия переходят к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Всё это производит к урбанизации. Росту городов. Города становятся культурными и промышленными центрами индустриального общества. Перспективы ускоренного развития капитализма всему миру демонстрирует США. Процесс сложения мирового хозяйства, рынка охватывает оба полушария, история превращается во всемирную историю, культура развивается как единство многообразия культурных художественных школ. К концу 19 века из традиционности выходит Япония. В это время обостряется проблема диалога культур. Ценностями индустриального общества являются сенситивные – комфорт, достаток, развитие отождествляется с экономическим прогрессом. Принцип пользы трансформирует понятие истины. Истина – то, что удобно и полезно. Утилитарная культура. Утилитаризм проникает в этикет, когда вежливость проникает к тому, кто полезен. Человеческие отношения начинаются рассматриваться как взаимоотношения между партнёрами купли-продажи. Основной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс. По подсчётам Сорокина, что 19 век принёс открытий больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые. (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западно-европейской культуры. Вера в активную роль разума человека. Кроме того, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательные. Теперь – прикладная. Европа гордится своими достижениями. 1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появились новые типы преодоления пространства. 19 век – «железных дорог». В быт входят телефон, телеграф. В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о создании фотографии. Появляется кинематограф Люмьеры. Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик). Техническое тело культуры.


Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии. Завершился процесс расколдовывания мира. Ушла вера во сверхъестественное. Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксофрде. Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества. Фрейд доказывает, что идея Бога – плод слабости человека, мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – вздох угнетённой твари – религия. Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введено обязательное светское образование. Духовенство было лишено прав. В 19 веке – кризис христианской космологии и морали. Подтвердил Ф. Ницше: Бог умер. Это мы его умертвили. В морали нарастает индивидуализм. Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появились семейные ячейки. Меньше детей. Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Гнлул на пару фанеру. Делали венские стулья. Формируется детский мир. В богатых домах появляются детские комнаты., одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режмов.Больше всего соответствовал реализм. Реализм появляется 1857 сборник статьей «реализм». Изучение об эволюции видов соответствовало идее искусства о социальных типах. «Человеческая комедия» Оноре Бальзак. 95 произведений. Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека. Бальзак воссоздаёт класс предпринимателей. Противоположный тип Байроническому герою. Одержимые властью, богатством. Интерес к обывателю. В 1864 году вышел роман братьев Гарку «Жермини». Предисловии пишут: «в условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора. Филистёры. 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке – обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – «лексикон прописных истин» (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле. Представители критического реализма, ориентированного на изображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян. Милле поэтизирует труд. Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображает непосильный труд и нищету людей (картина «дробильщики камней», «похороны в Орнане»). В последней картине всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложены Камилем Каро.

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) -- это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество -- это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма.

Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:

  • · переход от производства товаров к экономике услуг;
  • · возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • · главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • · контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • · принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм. Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину, предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

Результатом промышленной революции (середина 19 века) стало возникновение индустриального общества. Идеалами такого общества являютсятруд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и учёные.Фабрика в это времясменила мануфактуру , приведя к невиданному преждеросту производительности общественного труда.Введение технических новшеств сопровождалосьукрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Массовое производство приводило курбанизации (росту городов). Перспективу ускоренного развития капитализма продемонстрировали США. Процесс стал всеохватывающим и более однородным,шёл процесс превращения истории во всемирную историю . Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные страны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основесенситивность – польза, достаток, комфорт .Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этомпринцип пользы трансформирует понятие истины .Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи.Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

Основной ценностью индустриальной цивилизациистал технический прогресс . По подсчётам Сорокина, что19 век принёс открытий больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западноевропейской культуры.Вера в активную роль разума человека. Кроме того, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательная. Теперь –прикладная . Европа гордится своими достижениями.1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появилисьновые типы преодоления пространства. 19 век – «железных дорог». В быт входяттелефон, телеграф . В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о созданиифотографии . Появляетсякинематограф (Люмьеры). Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик).

Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии . Завершился процесс расколдовывания мира.Ушла вера во сверхъестественное . Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксфорде.Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества.Фрейд доказывает, чтоидея Бога – плод слабости человека , мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – религия - вздох угнетённой твари . Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введенообязательное светское образование .Духовенство было лишено прав . В 19 веке – кризис христианской космологии и морали.Ф. Ницше: Бог умер .Это мы его умертвили. В морали нарастаетиндивидуализм . Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появилисьсемейные ячейки .Меньше детей . Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Делали венские стулья.Формируется детский мир. В богатых домах появляютсядетские комнаты , одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режимов. Больше всего соответствовалреализм . Изучение об эволюции видов соответствовалоидее искусства о социальных типах .«Человеческая комедия» Оноре Бальзак. 95 произведений.Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека .Бальзак воссоздаёт класс предпринимателей .Противоположный тип Байроническому герою . Одержимые властью, богатством.Интерес к обывателю . В 1864 году вышел роман братьев Гарку «Жермини». Предисловии пишут: «в условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора.Филистёры . 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке –обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – «лексикон прописных истин» (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле .Представители критического реализма , ориентированного наизображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян.Милле поэтизирует труд . Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображаетнепосильный труд и нищету людей (картина «Дробильщики камней», «Похороны в Орнане»). В последней картине всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложеныКамилем Каро .



Рассказать друзьям