Как я понимаю название чистый понедельник. Анализ рассказа «Чистый понедельник» И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лирика Блока, величайшего поэта XX века,- достояние русской и мировой культуры. Оно всемирно по своему масштабу и значению для судеб человечества.

Удивительно отношение к Блоку многих литераторов, писателей. Сохранилось немало совершенно разных высказываний Горького: «Блок? Я отношусь к нему внимательно, но недоверчиво...»; «Я считаю Блока очень интересным человеком и многому удивляюсь в нем»; «Блоку верьте. Это настоящий, волею Божьей - поэт и человек бесстрашной искренности...».

Анна Ахматова назвала его «трагическим тенором эпохи». Борис Пастернак в стихотворении «Ветер. Четыре отрывка о Блоке» сказал о трагическом и мужественном пророчестве Блока, предвидевшего гибель старой культуры, в которой был воспитан, и сожалевшего о ней, лицом к лицу встретившего «роковые минуты» истории:

      Блок на небе видел разводы.
      Ему предвещал небосклон
      Большую грозу, непогоду,
      Великую бурю, циклон.

      Блок ждал этой бури и встряски.
      Ее огневые штрихи
      Боязнью и жаждой развязки
      Легли в его жизнь и стихи.

      Ветер принес издалёка
      Песни весенней намек,
      Где-то светло и глубоко
      Неба открылся клочок.

      В этой бездонной лазури,
      В сумерках близкой весны
      Плакали зимние бури,
      Реяли звездные сны.

      Робко, темно и глубоко
      Плакали струны мои.
      Ветер принес издалека
      Звучные песни твои.

      О, весна без конца и без краю -
      Без конца и без краю мечта!
      Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
      И приветствую звоном щита!

      Принимаю тебя, неудача,
      И удача, тебе мой привет!
      В заколдованной области плача,
      В тайне смеха - позорного нет!

      Принимаю бессонные споры,
      Утро в завесах темных окна,
      Чтоб мои воспаленные взоры
      Раздражала, пьянила весна!

      Принимаю пустынные веси!
      И колодцы земных городов!
      Осветленный простор поднебесий
      И томления рабьих трудов!

      И встречаю тебя у порога -
      С буйным ветром в змеиных кудрях,
      С неразгаданным именем Бога
      На холодных и сжатых губах...

      Перед этой враждующей встречей
      Никогда я не брошу щита...
      Никогда не откроешь ты плечи...
      Но над нами - хмельная мечта!

      И смотрю, и вражду измеряю,
      Ненавидя, кляня и любя:
      За мученья, за гибель - я знаю -
      Все равно: принимаю тебя!

      О, я хочу безумно жить:
      Всё сущее - увековечить,
      Безличное - вочеловечить,
      Несбывшееся - воплотить!

      Пусть дышит жизни сон тяжелый,
      Пусть задыхаюсь в этом сне,-
      Быть может, юноша веселый
      В грядущем скажет обо мне:

      Простим угрюмство - разве это
      Сокрытый двигатель его?
      Он весь - дитя добра и света,
      Он весь - свободы торжество!

Вопросы и задания

  1. Подготовьте рассказ о поэте, пользуясь воспоминаниями и документами, книгами (например: Вл. Орлов. «Здравствуйте, Александр Блок»; Н. Венгров. «Путь Александра Блока» и др.), подчеркивая самое характерное. При подготовке ответа воспользуйтесь воспоминаниями и статьями литературоведов, писателей и самого поэта, статьей учебника.
  2. Прочитайте различные высказывания о Блоке и подумайте, что они добавляют в Ваши представления о его жизни и творчестве.
  3. Назовите темы, на которые откликается поэт в своих стихотворениях. Как перекликаются первые и последние строки стихотворения «Ветер принес издалёка...»? Каким настроением проникнуто оно? Какую мысль сообщает автор читателю?
  4. Какие противоречивые чувства возникают при чтении стихотворения «Ушла. Но гиацинты ждали...»? Каков образ возлюбленной поэта?
  5. Как Вы понимаете строки «О, весна без конца и без краю -/ Без конца и без краю мечта!»?
  6. Что тревожит Блока, какие настроения преобладают в его лирике?

Будьте внимательны к слову

  1. Какие стихотворения А. Блока Вы знаете наизусть? Подготовьте их к выразительному чтению в классе.
  2. Как Вы понимаете следующие строки из стихотворений?

        И день не разбудил окна...

        Всё сущее - увековечить,
        Безличное - вочеловечить,
        Несбывшееся - воплотить!..

        Цвела ночная тишина...

  3. Проанализируйте стихотворение А. Блока «Как тяжело ходить среди людей...».

3,6. Темы и настроения стихотворений Блока
Вопрос сформулирован стилистически неправильно: поэт не может в стихотворениях откликаться на темы, он может темами своих стихотворений откликаться на события, либо делать акцент, разрабатывать те или иные темы.
В творчестве А. А. Блока наиболее ярко выражена тема самого Блока, потому что все его стихи в конечном итоге имеют значение как средства разобраться в самом себе и так или иначе выразить волнующие и будоражащие душу вопросы. Неправильно будет сказать, что поэт пишет стихи о любви, - это всегда стихи о слишком сложных мистических переживаниях, для которых тот или иной человек послужил случайным прообразом. Пожалуй, только развивая тему родины, Руси (стихи о которой мы рассматривали в 8-м классе), поэту в наибольшей степени удаётся выйти за пределы мира своей души.
Стихотворения поэта, включённые в учебник, интересны тем же, чем интересны вообще все стихотворения Блока. То есть удивительной музыкой стиха, необычайной образностью, позволявшей увидеть мир по-новому, и - несмотря ни на какие катаклизмы - идеей принятия мира, торжества жизни.
Три стихотворения («Ушла. Но гиацинты ждали...», «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе...») - о сложных, противоречивых чувствах, испытываемых лирическим героем к некоему женскому образу, иногда - к конкретной женщине, которая всё равно овеяна флёром тайны и недоговорённости. Другие три стихотворения («О, весна без конца и без краю...», «Как тяжело ходить среди людей...», «О, я хочу безумно жить...») - о попытке выразить свои чувства, как-то отразить происходящую внутри души борьбу страстей и смены мощных, увлекающих настроений. К ним примыкает стихотворение «Ветер принёс издалёка...». Все они пронизаны чувствами определённого излома и незаконченности, даже те из них, что говорят
о полном приятии окружающего («О, весна без конца и без краю...»), оставляют впечатление выражения более желаемого, нежели действительного.
«Ветер принёс издалёка...»
Стихотворение «Ветер принёс издалёка...» написано 29 января 1901 года - это одно из ранних стихотворений, в котором отражены юношеские мечтания: «песни весенней намёк», «бездонная лазурь», «звёздный сны». Оно представляет собой яркий контраст со стихотворением, созданным десять лет спустя: «Как тяжело ходить среди людей...». Сопоставляя подобные стихи, мы видим драматическую эволюцию души А. А. Блока.
Первые («Ветер принёс издалёка / Песни весенний намёк...») и последние («Ветер принёс издалёка / Звучные песни твои...») строчки стихотворения перекликаются следующим образом:
А. А. Блок - глубочайший символист, человек огромного мистического таланта, ему было доступно то, что для других совершенно не понятно или даже не существует. Описывая быстрый приход весны, поэт отождествляет физический весенний свет с невозможностью созерцать без каких-либо внешних раздражителей тайные глубины иных миров. Только при отвлечении от всего суетного, мельтешащего можно уловить биение таинственных бездн, полных пророчеств. Но зима, как и ночь, рано или поздно заканчивается. Наступает утро (весна), взгляд невольно цепляется за внешние перемены, поэтому и плачут «струны» поэта, плачут «робко, темно и глубоко», так как уже не могут досказать начатое. Характерна для стихов А. А. Блока неясность того, чьи «звучные песни» принёс издалека ветер. Ускользание от прямолинейного тщательного рассмотрения каждого определения - основа той загадочности и интровертности, что заложены в стихах поэта.

Иван Бунин всегда поднимал в своих рассказах проблему любви, ибо знал, что это чувство мимолетное, в итоге приводит к трагедии, так как оно не вечно.

Произведение, которое заслуживает внимания читателей, это "Чистый понедельник", где показано прекрасное чувство, что в итоге ведет к бедствию.

Между главным героем и его возлюбленной происходит вспышка, искра, эмоции, порыв нежности. Персонажа и героиню пронзает любовь, которая, как говорит Бунин, продолжаться долго не может, ибо у всего прекрасного есть способность заканчиваться. Лирический герой ценит девушку за то, что она есть, за ее великолепную фигуру, черты лица. Однако все это плотское, а не возвышенное. Героиня же наоборот имеет иные представления об отношениях, для нее любовь – это не сколько привязанность, сколько наслаждение и удовольствие от каждой минуты, что проведены вместе.

Она - студентка. Персонаж иногда считает, что девушка не понимает значение понятия «любовь», для него есть сейчас, вот она перед ним, весь мир переворачивается, ни о чем не хочется думать, только о том, как бы поскорее сблизиться с девушкой, но истинных душевных ценностей у героя нет. Он слишком далек от тех представлений о великих теплых чувствах, что возникают обычно между возлюбленными. Персонаж, если вчитаться в текст, не понимает девушку, которая собственной таинственностью окутывает сознание молодого человека.

К сожалению, у истории печальный конец, ибо Бунин не желает давать продолжение там, где оно невозможно, где в конечном итоге все ведет к крушению, к точке не возврата. Между персонажем и героиней огромная пропасть: один проявляет заинтересованность к телу девушки, другая же выявляет на главный план духовные ценности, которые не подвластны для понимания персонажу. И, когда на утро он открывает глаза и не обнаруживает героиню рядом, то не осознает, почему она ушла. Отчего девушка не сжилась с героем? Что ей помешало? А покинула она его от того, что прозрела, убедилась в недействительности чувств героя к ней. Да, любовь была, однако не в том направлении, каком ей мечталось.

Иногда так случается, что наши желания не совпадают с реальными действиями и поступками. Бывает, что человек находит своего возлюбленного, только впоследствии открывая глаза на то, что происходит на самом деле. Но лучше поздно понять все, чем никогда. И Иван Бунин дает ясно уяснить, что у любви случается такие трагичные концы, от которых никто не застрахован. Это жизнь!

Таким образом, писатель показал свою точку зрения на последствия такого чистого чувства, как любовь. Никто не спорит, что оно окрыляет, заставляет зажить по-новому, но стоит быть готовым к трудностям, которые ведет за собой любовь. Главное принять за факт то, что в жизни человек сам решает, как ему любить и за что: за красоту души или же тела. Если первое для читателя становится важным, то, скорее всего, он на правильном пути. Судьба соблаговолит ему, ибо люди с духовными мечтаниями способны не разочаровываться в том, когда тело, в которое когда-то влюбились, начало давать трещину. Для них интерес представляет душа, которая загадочна и своеобразна. Поэтому стоит ценить возлюбленного не за внешность, а за глубину души, несмотря на то, сколько времени может длиться любовь!

Анализ произведения Чистый понедельник для 11 класса

1944 год. Вторая мировая как никогда раньше, оказывает пагубное влияние на семьи, любовь и чувства в целом. Бунин, находясь на территории современной России, прекрасно понимает чувства всех солдат, матерей и девушек, ждущих своих возлюбленных. В это же время в его творчестве рассматривается тема любви и автор рьяно ищет ответов на вечные вопросы.

Произведение «Чистый понедельник» создаётся именно в это время. Примечательно то, что героям имена не даны – автор не счёл необходимым давать имена, потому что такая история могла случиться много раз со всеми. Вместо этого, мужчина выступает в роли рассказчика, что даёт возможность читателю как-бы из первых уст слышать слова, чувствовать переживания, понимать, чем руководствуется влюблённый юноша в своих поступках.

Герои являются антагонистами друг другу: он пылок, энергичен и характером напоминает итальянца, а она более сдержанна в поступках и словах. Барышня находится в центре Вселенной, а автор как-бы приставлен к ней. Он сам пишет о том, что её не трогают ни богатства, ни красивые места, ни обеды. Девушка принимает все ухаживания, однако остаётся холодна.

Во время Великого поста, герой замечает, что его спутница увлечена монастырями. Он бы мог это заметить раньше, однако, вполне возможно, что из-за своей сосредоточенности на своих чувствах не мог думать об её счастье. А что может желать такая натура, которая богата духовно, задумывается о сущности любви и счастья? Сколько она ускользала, когда попытки сблизится переходили грань приличия настолько, что герой уже собой не владел!

Ему не было дано понять косвенных знаков, что свою жизнь связать с таким мужчиной она не хотела. Однако в последнюю ночь девушка ему отдаётся, что даёт иллюзию, будто они окончательно сблизились. После этого, она уезжает в монастырь. В проекции на современность Бунина, даются такие известные имена, как Станиславский, Андрей Белый, Москвин. Появляясь на мгновение, они делают заманчивые предложения или помогают развлечься красивой паре. Однако ценности не представляют.

Спустя недели запоя и бездельничества без своей любимой, автор приходит в монастырь и встречает там ту самую, в обличии монашки. Бунин показывает тем самым, что, не смотря на заманчивые предложения, не несущие за собой духовной ценности и временные невзгоды (война же), Россия обретёт себя. Как героиня мучилась, пытаясь понять свою роль, так и государство переживало плохие времена. Однако будет тот Чистый понедельник, который очистит страну от той грязи, что сейчас на ней!

Сочинение рассуждение по рассказу Чистый понедельник Бунина

Бунин пишет рассказ в 1944 году, в период Второй мировой войны. Как известно, в годы войны советская власть открыла многие церкви, с иконами облетали Москву, для того чтобы уберечь город. Люди могли снова обратиться к вере.

Действие рассказа - 1912-14 года, период тоже трудной для России, предреволюционные года, близость войны. Период, когда обращение к вере является актуальным и весьма насущным.

Главная героиня – как отражение эпохи, она развлекается, но этими развлечениями не прельщается и не увлекается, она как будто видит эфемерность всего существования и чувствует зыбкую природу своего времени. При этом Бунин специально вводит в повествование подлинных исторических личностей: Станиславский, Москвин, Сулержицкий, Белый, Качалов – в некоторой степени они являются лицом своего времени. Главные герои тоже вхожи в этот свет, более того, они притягивают восхищенные взгляды, зачастую оказываются в центре внимания, привлекают собственной красотой и независимостью.

Итак, она не чужда развлечениям, но когда выдается свободный вечер или утро, посещает соборы и храмы. Она изучает историю и в этом Бунин подчеркивает стремление к корням, к поиску подлинного лица и сути народа. Также главная героиня разбирается в православной традиции, но не называет себя религиозной. В этом заключается интересная деталь, главная героиня представляется более искательницей и аналитиком, чем просто верующей. Она испытывает теплые чувства религиозной тематике, но также имеет чувства глубокие.

Такие же глубокие, но немного своеобразные чувства к главному герою, которому она разрешает ласки, но не отдается полностью. В этом проявляется определенная целомудренность, которая не является чем-то напускным, ведь он для нее «первый и последний» и более у нее никого. Поэтому тут мы видим в большей степени устремленность к спасению собственной души и души своего возлюбленного. Он часто спрашивает любит ли она его и требует подтверждений, сомневается. Однако в заключительной сцене рассказа мы видим как она узнает своего возлюбленного в полной темноте, уже будучи монахиней.

Бунин описывает связь этих людей как невероятно прочную и возвышающуюся над обыденностью мира. Главный герой увлечен и буквально воспевает каждую деталь героини, восхищен всем вплоть до следов на снегу от ее ботинок. Главная героиня более молчалива и задумчива, она размышляет над книгами и над этим миром. В итоге единственным выходом, который выбирает она является уход в монастырь как поиск чего-то настоящего, чего-то подлинного в этом мире.

Вариант 4

Бунин пишет о чувствах между двумя людьми. Они – характерные представители своего времени, даже имена автор не называет и при этом достигает удивительного эффекта. Многие читатели вообще не замечают отсутствия имен главных героев.

Девушка богата и красива, как описывает ее рассказчик, обладает какой-то индийской красотой. Молодой человек имеет красоту и нравы тоже южные, но более «персидские». Он тоже является состоявшимся человеком, приковывает восхищенные взгляды.

Отношения между ними остаются практически платоническими, точнее допускают некоторую физическую близость, которая никогда не доходит до своего логического завершения. Героиня всегда тактично отстраняет его, после чего они отправляются гулять по ресторанам и театрам и так много дней, а точнее, ночей подряд.

Тем не менее, как узнает читатель потом, героиня не чужда православной культуре и даже разбирается в тематике веры, хотя и не проявляет никогда чрезмерной религиозности и набожности. Она при этом может делать весьма точные замечания, которые подчеркивают ее некоторую отстраненность от этого мира «книги, театры и остальное» ей будто не нужны совсем. Этот факт подчеркивает и сам рассказчик, когда описывает героиню, но создается впечатление, его некоторой насмешки над героиней.

Например, он говорит о ее фразе «не понимаю, как людям не надоедает всегда обедать и ужинать» и после этого довольно детально описывает блюда, к которым сама героиня любила приложиться. Она обладала «московским» вкусом, не чуралась простых земных удовольствий.

Когда героиня говорит о своем намерении уйти в итоге в монастырь, герой тоже воспринимает такой выпад как не серьезный и даже хочет в ответ сказать, мол, если так случится, то и сам он сделает так чтобы оправиться на каторгу или нечто подобное.

В итоге именно намерения героини оказываются полностью серьезными. Она всерьез воспринимает и истории о муромском князе Павле и его супруге.

Для героини история ее страны является частью ее собственного существа, об этом упоминает Бунин «история ее интересует». Более того в образе героини сквозит та святость, та исконность Руси, которая теперь сокрыта под напускным и мирским. Не удивительно, когда девушка в итоге уходит в монастырь, она видит в эти предреволюционные годы выход только в том чтобы обратиться к чему-то настоящему, более высокому, чем земное и праздность.

Однако, она помнит своего возлюбленного «первого и последнего». Именно она узнает в кромешной тьме, будучи монашкой.

П.И. Бобчинский - второстепенный герой комедии. Он довольно зажиточный помещик и благодаря своему стремлению к сбору всевозможных сплетен, один из первых узнает новость о приезде ревизора

  • Сочинение Смысл жизни Обломова

    Все мы рано или поздно задумываемся о смысле жизни. Несмотря на глубину этого философского вопроса, почти каждый человек даёт себе на него простой ответ, руководствуясь своими ценностями

  • Милованова О.В.,

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10

    с углубленным изучением немецкого языка» г. Калуги,

    учитель русского языка и литературы

    Разработка урока по рассказу И.Бунина «Чистый понедельник» (11 класс)

    Тема: Духовные искания в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник»

    Цель:

    1. Обучающая: проанализировать духовные искания героев рассказа И.Бунина «Чистый понедельник», выявить авторскую позицию, дать собственную интерпретацию рассказа

    2. Развивающая:

    Развитие исследовательских умений и навыков учащихся,

    Развитие творческого потенциала учащихся через осознанное чтение художественного произведения

    Развитие коммуникативных умений и навыков

    3. Воспитательная: воспитание нравственности, духовности, формирование умения внимательно относиться к мнению другого человека, принимать его позицию

    Тип урока: урок – размышление

    Оборудование:

    Портрет И.А.Бунина

    Сопоставительная таблица «Две Москвы в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник»

    Опорный сигнал «Образ главной героини в рассказе»

    Ассоциограмма «Смысл названия рассказа И.Бунина «Чистый понедельник»

    Музыкальные фрагменты (колокольный звон, «Лунная соната» Бетховен)

    Репродукция эскиза М. Врубеля «Ангел со свечой»

    Стихотворение А.Блока «Девушка пела в церковном хоре»

    Ход урока.

    1. Организационный момент

    2. Слово учителя (на фоне колокольного звона)

    Между временем и вечностью,

    Как над брызнувшей водой,

    К нам заброшен бесконечностью

    Мост воздушно – золотой, -

    Разноцветностью играющий,

    Видный только для того,

    Кто душою ожидающей

    Любит Бога своего,

    Кто, забыв своё порочное,

    Победил громаду зол

    И, как радуга непрочная,

    Воссиял и превзошел

    К. Бальмонт.

    Ради чего человек приходит в мир? Что важнее: материальное или духовное? Каждый из нас рано или поздно задумывается над этими вопросами, дает свой ответ на них.

    Сегодня я приглашаю вас поразмышлять об этом вместе с И.Буниным на необычном уроке, уроке – размышлении по рассказу «Чистый понедельник».

    Этот рассказ И.А.Бунина входит в сборник «Темные аллеи», который создавался писателем в «окаянные годы» эмиграции.

    Сам писатель называл этот сборник своей лучшей книгой, а лучшим рассказом – рассказ «Чистый понедельник».

    «Я благодарю Бога за то, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник», - такова авторская оценка одного из самых сложных и загадочных произведений в творческом наследии писателя.

    3. Рефлексия (1-ый этап) (Цель – зафиксировать первоначальное впечатление от рассказа, которое будет сопоставлено с данной учениками интерпретацией рассказа в конце урока, на 2-ом этапе рефлексии)

    Дома вы познакомились с рассказом, сложилось свое мнение. На чистом листе я попрошу вас 1-2 словами определить, какое впечатление произвел рассказ на вас? (возможные ответы: загадочный, непонятный, странный). 2-3 чел. дают свои варианты.

    Итак, зафиксировано первоначальное впечатление, к нему вернемся в конце урока.

    4. Постановка темы, целей урока, введение проблемного вопроса.

    Объявляется тема урока.

    Как понимаете выражение «духовные искания»? (поиск человеком ответов на нравственные вопросы, своего предназначения в жизни)

    С кем из героев рассказа прежде всего связано это понятие?

    Сюжетная линия рассказа – история несчастной любви, а в чем глубинный смысл рассказа? Выскажите свое мнение: о чем этот рассказ? (варианты учащихся фиксируются на доске)

    Например:

    Учитель добавляет слово «обретение» . Класс дает толкование слова через подбор синонимов.

    Постановка проблемного вопроса : какое из понятий, отраженных на доске, является ключевым в рассказе? (добавляем к словам вопросительный знак).

    Цель урока самостоятельно формулируют учащиеся, исходя из проблемного вопроса урока и темы урока ( проанализировать духовные искания героев, выявить авторскую позицию, ответив на проблемный вопрос).

    5. Словарная работа (проверка опережающего домашнего задания ) – толкование опорных слов «духовность», «предназначение» через подбор синонимов.

    6. Анализ рассказа.

    Кто является главным героем рассказа? (на доске: ОНА – начало ассоциаграммы №1)

    Проанализируйте портрет героини. Какие ключевые слова используются для создания образа?

    Особенной была только внешняя красота героини? Чем она удивляла главного героя? Какие эпитеты, сравнения используются и какова их роль в создании образа главной героини? (усиливают непонимание героя, мотив непохожести героини на других девушек).

    Проанализировать описание комнаты главной героини. Какие детали интерьера подчеркивают особенности характера героини? (соединение восточных и западных мотивов, портрет босого Толстого). Почему в комнате находится именно этот портрет? (портрет писателя в поздний период жизни, когда он отказывается от всех проявлений материального мира, духовные искания характеризуют этот период жизни писателя).

    Какой музыкальный мотив связан с образом главной героини?

    Учащиеся слушают фрагмент из «Лунной сонаты» Бетховена», отвечают на вопрос: почему именно это произведение взято Буниным? Какие грани характера героини открывает музыка?

    Что является доминантным в характере героини? (учащиеся записывают самостоятельно, затем предлагают свои варианты, они выносятся на доску, заполняется ассоциограмма №1 )

    ЗАГАДОЧНОСТЬ

    ОНА

    НЕПОХОЖЕСТЬ

    Счастлива ли героиня? Как она определяет, что такое счастье? («Счастье как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет»)

    Как же изменяется героини во 2-ой части рассказа? (выполнение дифференцированных заданий)

    Уровень 1. Смысл названия рассказа И.Бунина «Чистый понедельник».

    Ознакомьтесь с материалом о Чистом понедельнике и Прощеном воскресенье, выделите ключевые положения в предложенном материале, подготовьте ответ на следующие вопросы:

    Каков смысл названия рассказа? (см. материал карточки в приложении)

    Уровень 2. «Две Москвы в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник»

    В рассказе упоминаются исторические места Москвы, которые посещают главные герои. Проанализируйте маршрут путешествий героев, на основе анализируемого материала составьте таблицу:

    Современная Москва

    Древняя Москва

    Почему маршрут героев таков? Какие места Москвы ближе главной героине? Подтвердите сове мнение цитатами из текста. О каких чертах характера главной героини свидетельствует выбор маршрута путешествия?

    Представление выполненных заданий начинается с уровня 2.

    Итог: Посмотрите внимательно на таблицу, попробуйте выстроить диаграмму жизненного пути героини? Что получилось (метание между земным и духовным). В какой из этих сфер она «настоящая»?

    Докажите примерами из текста, что ей ближе духовное?

    Какой путь для себя выбирает героиня?

    Какой день она выбирает для ухода в монастырь?

    Ответы учащихся, работавших с дифференцированным заданием уровня 1.

    В чем смысл названия рассказ: составление ассоциограммы №2

    ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК =… (продолжают учащиеся, возможно: очищение, порог в жизни, начало)

    В Чистый понедельник человек причащается к тайне веры.

    В.И.Даль в «Словаре живого великорусского языка» дает следующие толкования слова «причащение»:

    1) таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа, через это соединяется с Христом, делается причастным вечной жизни.

    2) Участие, сродство, связь, прикосновение.

    Какое значение ближе смыслу рассказа? Докажите свою точку зрения.

    7. Ответ на проблемный вопрос, итог урока .

    В чем же суть рассказа? Обратимся к записи, сделанной в начале урока:

    Какое из данных слов, на ваш взгляд, отражает смысл рассказа?

    Можно ли говорить об обретении в рассказе, ведь герои расстаются?

    Что обретает героиня? (духовное успокоение). Чтение эпизода в церкви.

    Марфо – Мариинская обитель – это обитель милосердия, реально существовавшая в Москве в начале 20 века. Она была создана для светских дам. Сестры обители давали обет служения ближним – бедным, темным, больным, они обслуживали больницу для бедных женщин, лазарет для воинов, приют для сирот.

    Почему именно эту обитель выбирает писатель? Какие новые грани характера героини открываются?

    Дозаполнение ассоциограммы №1.

    Как вы думаете, обретение состоялось только для главной героини?

    Что изменяется для главного героя?

    Подводя итог, можно сказать, что в рассказе есть и любовь, и разлука, но главным является обретение человеком своего места на земле, осознание своего предназначения.

    В искусстве 20 века тема духовности занимает особое место.

    Сравнение рассказа Бунина с эскизом М.Врубеля «Ангел со свечой и кадилом» и стихотворением А.Блока «Девушка пела в церковном хоре».

    8 . Рефлексия (2-ой этап)

    Я прошу вас вернуться к той работе, с которой начали урок. На листах, где было зафиксировано первоначальное впечатление от рассказа, запишите ваши чувства, мысли, ощущения на данном этапе, после анализа рассказа.

    Что изменилось в вашем восприятии, понимании рассказа?

    О чем побудил вас задуматься этот урок?

    9. Д/З сочинение – рассуждение «Смысл названия рассказа «Чистый понедельник».

    Приложение.

    Карточка дифференцированного задания. Уровень 1.

    Смысл названия рассказа И.Бунина «Чистый понедельник».

    Познакомьтесь с материалом о Чистом понедельнике и Прощеном воскресенье.

    Выделите ключевые положения в предложенном материале, подготовьте ответ на следующие вопросы:

    Каков смысл Чистого понедельника и Прощеного воскресенья в религиозном календаре?

    Как воспринимаются эти дни в народном сознании?

    Каков смысл названия рассказа?

    Материал для анализа.

    1. Прощеное воскресенье - день приготовления верующих к светлому празднику Пасхи (Молитвослов)

    2. Великому посту, заканчивающемуся одним из основных православных праздников – Пасхой – предшествует Масленица. Последний день масленичной недели – воскресенье – называется Прощеным воскресеньем. В это день «православные благочестивые люди ходят по монастырям, посещают соборы, кланяются святым мощам, святыням. В монастырях, в церквях совершается обряд прощения».

    В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощения друг у друга за все совершенные и несовершенные, только помысленные грехи.

    Великий пост, длящийся 40 дней, - это время строгости, святости, воздержания, он начинается с Чистого понедельника, который является днем перехода к новой жизни, очищения от греховного, суетного.

    3. «…Да, сегодня Великий пост… Сегодня у нас Чистый понедельник, и все у нас в доме чистят. Радостное что – то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», - Горкин вчера рассказывал, - «душу готовить надо». Поститься, к светлому дню готовиться.

    Отец не уехал по своим делам: особенный день сегодня, строгий.

    …Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, надо готовиться к чему – то новому.

    Горкин объясняет:

    Масленицу – жируху мы выгоним… Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня (Пасхи) дождаться. И не помышляй, понимаешь. Про земное не помышляй!…»

    Чистый понедельник считается началом поста, это первый день после масленицы, в который многие служители Господа начинают соблюдать пост. Бунин не случайно выбрал такое название своему рассказу: здесь и соблюдение поста, которое обязывает человека не только перед собой, но и перед Господом, здесь и принятие решения, изменяющего всю твою жизнь,ставящие человека в честные рамки существования, которые он сам для себя «выдумал» когда-то. Бунин показывает, с какими чувствами, с каким нетерпением, с какой отречённостью от мира и привязанностью к быту встречает она свой чистый понедельник. Попытаемся более полно раскрыть смысл названия «Чистый понедельник». Автор мог назвать рассказ «очищение», «перерождение», и все бы было этим чистым понедельником. Пост предполагает доказательство веры в бога человека, через отрицание своих физических потребностей, новое себя открытие, открытие своего истинного духовного мира, то есть перерождение. Героиня в итоге переродилась, нашла истинную себя, не страдая, как он о потере тех физических (земных) связей. Её душа обрела то место, которое, как она думает, ей предначертано, и успокоилась.

    Попытаемся понять для себя, какие же чувства лежат в основе произведения. В отношениях героя и героини сразу, с первых страниц, прослеживается, то на чем держится весь их союз: «…А что до моей любви, то вы хорошо знаете, что, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае вы у меня первый и последний. Вам этого мало? Но довольно об этом…». Она оговорилась: кроме них у неё есть бог, есть её внутренний духовный мир, с которым она в итоге уединилась. Но она все понимает, ему этого достаточно, он способен лишь видеть в себе «...был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», в ней «…а у нее красота была какая-то индийская, персидская...» и даже в окружающих величественных вещах «… и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах...» «то, что он хочет видеть. Красивый человек в окружении красивых вещей некоторое время счастлив по определению, а он еще и верит в свою к ней любовь. А любви-то нет! Когда она дала ему понять, что он счастья-то ждет, но не дождется, что счастье как вода в бредне - скоро «…вытащишь - ничего нету». Как ничего не оказалось после их ночи. Он же отмахнулся: «Ах, бог с ней, с этой восточной мудростью!». Можно подумать, что он и правда любовью ослеплен, но нет, и впоследствии это докажется окончательно. Он никак не мог услышать ее душевный порыв. Она так счастлива была, когда они были в Новодевичьем монастыре: «Правда, как вы меня любите!». Но он слеп и глух. Когда она предлагает ему посетить еще одну обитель: «Я засмеялся:
    – Опять в обитель?
    – Нет, это я так…»

    Для него она лишь игрушка, украшение, с которым ему приятно появляться в свете, нравиться восхищаться ею. Даже когда она ему прямо сказала, что уйдет в монастырь (в трактире Егорова), он никак не отреагировал, все его мысли в тот момент от волнения, не вызванного любовью, а чем – он и сам не знает – и похоже, его беспокоит именно это. И последнее, что доказывает, что это не слепая любовь, а непонятно какое чувство – это то, что при слепой любви ревность жестока и безгранична, где она была, когда героиня выписывала «кренделя» с Сулержицким, когда его в ее присутствии оскорбил Качалов: «А это что за красавец? Ненавижу». Чувство собственности, эстетического превосходства – вот, что заставляет героя думать, что он любит. Она же не любит его, это сразу понятно становится по её намекам, по её разговорам. «…Кто же знает, что такое любовь?». Она тщетно пытается обратить его внимание на свой внутренний мир, сначала приглашениями в храмы, в обители, потом пыталась возбудить в нем ревность, так и оставшись для него загадкой, даже пыталась подготовить его к расставанию. Вот в чем заключается проблематика рассказа: она для него вещь, игрушка, очень дорого обходящаяся бижутерия, она пытается хоть кому-нибудь открыть себя, и все на фоне того, что они оба ищут любовь, которой нет (молодежь умеет влюбляться, не умеет любить).

    Бунин же, мне кажется, выступает на стороне героини, готовит читателя к будущей развязке: сначала она посещает кладбище, затем храмы, на масленицу они едят блины, а,значит, и в чистый понедельник произойдет очищение. Искусно построенная композиция рассказа, основанная на противоречиях между его и её миром: красота церквей и кладбищ – грязь трактиров, пьянство на «капустниках». Она успевает жить и в его мире, например, она порой много курит, развлекается, а он в ее мире чужой. Её мир пропитан духом божественного смысла: «Господи владыко живота моего...», «… И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы…», «Был в русской земле город Муром…» и т.д. Сопоставляя два мира, из которых автор сам выбирает мир героини. В конце же ему даже запрещают войти в церковь, но за деньги двери открываются, видимо, чтобы он понял её тайну.

    Вот если бы я была певица и пела на эстраде, я бы отвечала на аплодисменты приветливой улыбкой и легкими поклонами вправо и влево, вверх и в партер, а сама бы незаметно, но заботливо отстраняла ногой шлейф, чтобы не наступить на него...
    Эти воспоминания вдруг посещают героя, хотя он не может их постичь. Она осталась для него тайной, он так и не увидел этот шлейф, а она играла, но не на сцене, а в жизни…Единственное, что он смог понять – спокойствие, обретённое ею, и отпустил свою любовь, ушёл в свою мирскую жизнь.

    Рассказать друзьям