Массовая и элитарная культуры. Массовая культура: основная характеристика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Специфической чертой ХХ века было распространение, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации, массовой культуры. В этом смысле массовой культуры в ХIХ веке и ранее не было − газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, − вот все, чем располагали город и деревня.

Ибо массовая культура − это семиотический образ реальности, а фундаментальная культура − это образ глубоко вторичный, "вторичная моделирующая система", нуждающаяся для своего осуществления в языке первого порядка. В этом смысле массовая культура ХХ века была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом.

Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории (сравни с прагматическим, шоковым сбоем, возникающим при неадекватном восприятии текста массовой культуры утонченным аутическим мышлением - экстремальным опытом.

Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ веке не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное - что в тоталитарных обществах массовая культура практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а, наоборот в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех. Поток сознания, отстранение, интертекст, принципы прозы ХХ века не годятся для массовой культуры. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.

Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл.

В ХХ веке массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это показал в 1920-х годах В.Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая структурная схема, которую можно формализовать и представить в логических символах.

Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным.

Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость − это свойство мифа − в этом глубинное родство массовой культуры и элитарной культуры, которая в ХХ веке волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания.

Установка на повторение породила феномен телесериала: временно "умирающая" телереальность возрождается на следующий вечер.

Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино - "Чапаев", "Адъютант его превосходительства", "Семнадцать мгновений весны" - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми играми, элементами повседневной жизни языка.

Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может. Случается правда, какой-либо модернистский или авангардистский прием в такой степени осваивается фундаментальной культурой, что становится штампом, тогда он может использоваться текстами массовой культуры. В качестве примера можно привести знаменитые советские кинематографические афиши, где на переднем плане изображалось огромное лицо главного героя фильма, а на заднем плане маленькие человечки кого-то убивали или просто мельтешили (в зависимости от жанра). Это изменение, искажение пропорций - штамп сюрреализма. Но массовым сознанием он воспринимается как реалистический, хотя все знают, что головы без тела не бывает, и что такое пространство, в сущности нелепо.

Постмодернизм - это беспечное и легкомысленное дитя конца XX века - впустил наконец массовую культуру и смешал ее с элитарной. Сначала это был компромисс, который назывался кич. Но потом и классические тексты постмодернистской культуры, такие, как роман Умберто Эко "Имя розы" или фильм Квентина Тарантино "Бульварное чтиво", стали активно использовать стратегию внутреннего строения массового искусства.

Массовая культура − это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством. Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека.


Анализируя массовую культуру как особое социокультурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются:

Ориентированность на гомогенную аудиторию;

Опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;

Эскейпизм;

Быстродоступность;

Быстрозабываемость;

Традиционность и консерватизм;

Оперирование средней языковой семиотической нормой;

Занимательность.

Остановимся более подробно на некоторых из вышеперечисленных характеристик.

Ориентированность на иррациональное, бессознательное, коллективное. Еще Карл Юнг в своих работах отмечал, что символообразование является основой массовой культуры. Роль символа, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать сублимации энергии бессознательных сфер психики, т.е. направлению ее в объективную реальность. Согласно Юнгу, базовыми в понимании массовой культуры являются следующие компоненты. Во-первых, ее восприятие как компенсаторного явления, восполняющего утраченную целостность человеческой природы. Во-вторых, понимание бессознательной основы массовой культуры. В-третьих, понимание мифотворческого предназначения массовой культуры.

Для массовой культуры, как заметили культурологи, очень свойственно повторение сюжетов, идей и образов. А повторяемость - это свойство мифа. Мифология, в свою очередь, фиксирует в концентрированном виде коллективное бессознательное. Следовательно, массовая культура тем или иным образом ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Интересно подметил российский культуролог В.П. Руднев: "Актеры в сознании зрителей отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические боги". Вообще культурологи все чаще и чаще сближают массовую культуру с мифологией. Характерны даже названия монографий. Например - "Мифология XX века".

Другая, не менее значимая характеристика массовой культуры - эскейпизм, т.е. бегство от реальности в мир фантазий и грез. Эту черту отмечают многие исследователи. Так, в частности, В.П. Шестаков считает, что именно благодаря эскейпизму массовая культура осуществляет подмену, или выражаясь языком психоанализа, компенсацию реальности миром обманчивых и утешительных иллюзий. Автор книги "Философия художественной истории" Арнольд Хаузер так же полагает, что история современного массового (популярного) искусства начинается с возникновением идеи о том, что искусство означает отвлечение. В нем ищут рассеивание, но не концентрацию, развлечение, но не образование.

Быстродоступность порождений массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые год от года становятся все более совершенными и разнообразными. За последнее десятилетие к таким уже традиционным способам распространения продукции массовой культуры как кино, видео, теле и радиопрограммы, печатные издания прибавились мобильные системы связи (пейджеры, мобильные телефоны), а также Интернет.

Массовая культура является неотъемлемой частью жизни общества. Однако продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения.

Говоря о недолговечности продукции массовой культуры, следует выделить особую категорию ее так называемых "культовых" произведений. Их главная особенность заключается в том, что они очень глубоко проникают в массовое сознание и приобретают достаточную степень устойчивости.

Например, книга "Двенадцать стульев" (И. Ильф, Е. Петров) - культовое произведение советской социальной сатиры, вплавленное в сознание масс бесчисленным количеством цитат и афоризмов. Тексты песен и музыка рок-группы "Битлз" уже не просто тексты и музыка, а своего рода сакральные символы массовой рок-культуры. Художественный фильм "Семнадцать мгновений весны" (Т. Лиознова, СССР) уже более четверти века является своеобразным видео-гимном советской военной разведки. А исполнитель главной роли (В. Тихонов) в сознании народа до конца своей творческой деятельности останется "Штирлицем".

Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем глубоко консервативна. Ее произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают четкой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую произведения "массовой культуры" лишены глубокого смысла, они обладают жестким каркасом внутренней структуры. Лучшим средством угодить вкусам публики, считают некоторые культурологи, оказывается не новизна, не новаторство, а банальность. Человек не способен понять и усвоить нечто совершенно новое для него, если это новое не имеет никаких соответствий с чем-либо уже известным. Известное служит путеводной нитью, ведущей через неизведанное пространство. Подсчитано даже, что если произведение содержит более 10% совершенно новой информации контакт с аудиторией теряется.

Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво.

В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

К этой группе можно отнести и авторов Учения Живой Этики (Махатмы, семья Рерихов). Согласно парадигме Живой Этики, массовая культура по своей сути является псевдо-культурой, так как в отличие от истинной (т.е. высокой культуры) в большинстве своих форм не способствует гуманистически ориентированному социальному прогрессу и духовной эволюции человека. Призвание и назначение истинной культуры - облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции - она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.

Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:

Она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время;

Создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества;

Дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры.

И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему "белое - черное". В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.

Попытаемся теперь выявить причины популярности мас-культуры и прокомментировать их. Здесь кроме объективной причины (необходимость усредненного языка общения) можно выделить и другие, которые непосредственно связаны с особенностями человеческого сознания. Они выглядят следующим образом.

Нежелание индивида активно участвовать в социальных явлениях и процессах духовно или интеллектуально. Другими словами, изначальная пассивность сознания большинства членов общества.

Желание уйти от повседневных проблем, от обыденности и рутины.

Желание понимания и сопереживания своим проблемам со стороны другого человека и общества.

Кроме того, известный английский писатель О. Хаксли, анализируя специфику массовой культуры как эстетического явления, отмечает и такие причины ее популярности как: узнаваемость и доступность. "Общество нуждается в постоянном подтверждении великих истин, - весьма справедливо замечает он, - хотя делает это массовая культура на низком уровне и безвкусно".

Массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.

В связи с широким распространением массовой культуры появляется вопрос и о ее географическом статусе. Большинство теоретиков и историков культуры склоняются к тому, что массовая культура - явление общечеловеческое, никак не связанное с социальной структурой общества. Массовая культура - космополитична.

Однако, следует учитывать, что массовая культура не может появиться из ниоткуда. Ей, как и любому другому социальному феномену, необходим определенный идейный фундамент. Таким фундаментом для массовой культуры является культура традиционная, из которой она черпает сюжеты и идеи для своих произведений, исторический опыт того или иного социального образования, или другими словами, память народа. Так, например, японская массовая культура порождает свои совершенно оригинальные типы героев. Они отчасти похожи на западные образцы, но вместе с тем сохраняют черты традиционной японской культуры. Японский культуролог Й. Бурума отмечает их своеобразие на примере комиксов для девушек: "Хотя на западе комиксы для девушек полны необычайно красивых юношей с длинными ресницами и звездными глазами, они все же несомненно мужчины…. В Японии они более двойственны по своему виду.… Это андрогинные юные герои называются словом "бисёнен", красивые юноши".

массовый культура социальный космополитичный

Она подразумевает поверхностное понимание, не требующее специфических знаний и поэтому доступна для большинства.

Стереотипность - основная черта восприятия продуктов этой культуры.

Ее элементы опираются на эмоциональное бессознательное восприятие.

Она оперирует средними языковыми семиотическими нормами.

Имеет занимательную направленность и проявляется, в большей мере в развлекательной форме.

Массовая культура имеет свои особые черты: простой характер, скупая тематика, обращение к подсознанию людей. Все они образуют свои плюсы и минусы. Главным плюсом является то, что она находится близко и практически неотделима от потребителя. Продукты питания, техника, одежда - все это доходит до нас благодаря массовой культуре.Сегодня ценность продукта зависит от спроса на него. Главный закон экономики, спрос рождает предложение. Чем выше спрос, тем больше предложении, то есть больше ценность товара. Таким образом, массовая культура становится двигателем потребления, и добивается этих успехов c помощью рекламы.

Также во всем этом ей еще помогают СМИ, ведь человек это набор информации, и поэтому именно эти средства массовой информации, которые уже проникли во все уголки земного шара, создают человека. Они диктуют всему миру свои фокусы, формы, мнение. И лучше всех это воспринимает молодежь, она как губка впитывает всю информацию.

Наша молодежь - это люди, на которых оказал воздействие информационный мир, телевидение, радио, Hi-Tech и многое другое. Она забыла все традиции своих предков, которые складывались у них на протяжении веков.

Способом самоутверждением молодого человека стал престиж. Для его обозначения используются особые символы. Основной фактор престижа - это одежда, по ней легко можно определить к какому социальному рангу относится человек.

Изменилось и отношения науки к массовой культуре, в 1960-1970 гг. в рамках постмодернизма, была пересмотрена концепция, лишившая противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла.

Основные особенности массовой культуры.

Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.

В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пи-аф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др.

Занимательность. Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.

Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей.

Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.

Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.

Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов - профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры. На запросы широкого круга потребителя ориентируются профессиональные создатели продукции массовой культуры.

М. Г. Рыбакова. Массовая культура: характерные особенности, пути трансформации

Массовая культура в XX веке становится одной из прибыльных отраслей экономики; это отражено в соответствующих названиях: «индустрия развлечения», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и т. п. Здесь надо отметить, что последнее из приведенных обозначений открывает еще одну из причин возникновения «массовой культуры» – появление свободного времени, его избытка, так называемого «досуга», которого надо чем-то заполнить. Превращаясь в товар для рынка, враждебная в то время всякому роду элитарности, «массовая культура» проявляет себя в целом ряде отличительных черт. Это, прежде всего, ее «простота», если не примитивность, часто переходящая в культ посредственности. Кроме того, для выполнения своей функции «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной; она жизнелюбива, ее произведения завершаются часто хэппи-эндом. Таким образом, значительно изменившиеся в конце XX – начале XXI века представления о времени и пространстве, изменились не только в рамках научной картины мира, но, в бо?льшей степени, в отношении человеческого бытия в целом, проявившись в новом типе культуры – массовой культуре.

Итак, в начале XX века происходило введение принципов массового производства в область культуры. Это означало, что культурные артефакты можно было рассматривать как любой другой массово производимый продукт. Культурные продукты, такие как первые кинофильмы, в это время еще не могли рассматриваться в качестве искусства, поскольку они не имели ауры подлинных и аутентичных художественных произведений. В то же время, их нельзя было отнести и к народной культуре, так как они, в отличие от фольклорных жанров, не исходили от широких масс людей и не могли отражать их опыта и интересов. Поэтому проблемы нового типа культуры связываются исследователями массовой культуры с изменением социальных структур и культурных порядков в индустриальную эпоху. Новый тип общества – «массовое общество» – создает свою культуру – массовую культуру, воплощающую ценности и жизненные стили широчайших слоев населения.

К 20-м годам XX века возникли такие массовые культурные формы, как кино и радио. Именно это время и характеризуется возникновением теоретического интереса к проблемам массовой культуры.

Феномен массовой культуры с точки зрения его роли в развитии современной цивилизации и роль массовой культуры в современном обществе оцениваются учеными далеко неоднозначно.

Универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя три понятия:

1) «культуру» как особый характер продукта;

2) «массовость» как степень распространения продукта;

3) «культуру» как духовную ценность.

Массовая культура однозначно является неотъемлемой частью жизни общества. Однако продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в зна-чительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на проявляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения.

Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем достаточно консервативна. Ее произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают четкой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую, ее произведения лишены глубокого смысла, они обладают некой харизмой. К сожалению, иногда лучшим средством угодить вкусам публики оказывается не новизна, не новаторство, а банальность.

Массовая культура часто принимает формальный характер: функционируя, она лишается сущностного содержания и традиционной морали, являясь особым культурным феноменом, она представляет собой автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В связи с этим А. Б. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней.

С точки зрения другого подхода, массовая культура предстает как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно представляемая аудитории средствами массовой коммуникации.

Одним из наиболее интересных и продуктивных можно отметить подход Дэниела Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация между такого рода людьми, узкими специалистами, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне массового сознания, то есть на общедоступном языке, коим и является массовая культура.

Как мы уже отмечали, массовая культура оценивается различными ав-торами противоречиво. Представители одной группы – Теодор Адорно, Герберт Маркузе дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под ее влиянием изменяется система ценностей – стремление к занимательности и развлекательности становится главенствующим. К негативным моментам относится и то, что культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики. Английский писатель О. Хаксли, анализируя специфику массовой культуры как эстетического явления, отмечает и такие причины ее популярности, как узнаваемость и доступность. Общество нуждается в подтверждении великих истин, хотя делает это массовая культура часто на низком уровне и безвкусно. Массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, представляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.

В связи с широким распространением массовой культуры появляется вопрос и о ее географическом статусе. Массовая культура – явление общечеловеческое, никак не связанное с социальной структурой общества. Таким образом, необходимо отметить еще одну важную особенность массовой культуры – ее космополитизм.

Формирование массовой культуры проходило на протяжении долгого времени. Наиболее интересными факторами, которые сыграли важную роль в распространении массовой культуры, стали технический прогресс, процессы демократизации и глобализации в современном мире. Отмечая наиболее важные этапы в развитии массовой культуры можно отметить, что в самых общих чертах это явление можно обнаружить уже в культуре древних цивилизаций: массовые зрелища, бои гладиаторов.

Новый этап развития массовой культуры принято связывать с изобретением книгопечатания в Европе, которое способствовало распространению книжного знания и вовлечению в культурный, духовный процесс широкий круг аудитории. Важную роль в процессе формирования массовой культуры сыграла эпоха Нового времени, процессы секуляризации, расширение географии культурного взаимодействия. Наибольшее значение для последующего формирования массовой культуры имели научные изобретения и технический прогресс XIX столетия. Именно в это время формируются основные принципы массовой культуры, появляются виды творчества, рассчитанные на широкого потребителя, складывается универсальный «язык» массового искусства. Более того, в XIX веке появляются и первые исследовательские работы, непосредственно посвященные вопросам массовой культуры, в которых авторы стремились выявить как негативные, так и позитивные черты этого явления. Тенденции, заложенные в XIX столетии, нашли свое продолжение в XX веке.

Таким образом, с XIX по XX век из отдельных явлений оформляется определенный тип культуры, который принимает всеобъемлющий массовый характер.

На основе анализа тенденций мирового культурного развития можно сделать вывод о давних предпосылках массовой культуры, уходящих своими корнями в древние времена. Возникнув в эпоху Средневековья и Возрождения в виде традиции народных театрализованных представлений, массовая культура получила новый импульс к развитию в эпоху Просвещения, а затем в эпоху научно-технической революции, что привело к возникновению индустриально-потребительской цивилизации. Как было сказано выше, в массовом обществе возникает массовая культура.

Понятие «масса» издавна обозначало нечто подозрительное, это был синоним понятия «толпа», которой по определению свойственны непостоянство, легковерие и низость вкуса. Масса видится источником угрозы значимым проявлениям культуры, которые, с одной стороны, надо было бы от этой массы спасать, а с другой, прилагать усилия к тому, чтобы они в массе распространялись.

Массовая культура – это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все эти признаки подобного отделения следуют из количественного фактора. Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, например, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона – явление культуры массовой. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная культура. У нее самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образы ее, например, шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и уходят из моды, и в то же время, многие из них составляют золотой фонд мировой художественной культуры. В качестве примера можно привести яркие вокальные и инструментальные номера из мюзиклов, получившие широкое распространение, которые в то время можно было рассматривать как проявление массовой культуры. Впоследствии этот музыкальный материал превращается в джазовые стандарты, которые являются образцами классического элитарного джазового искусства.

Из книги Манипуляция сознанием автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Из книги Культура растафари автора Сосновский Николай

Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТАФАРИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Явление «культурного империализма» подробно изучено и многократно заклеймлено. В этой связи общественных деятелей «Третьего мира» особенно беспокоит молодёжь. На региональной конференции по проблемам африканской

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

26. Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси Эпоха раздробленности охватывает XII–XV вв. русской истории и начало XVI в. Для русской духовной культуры середины XII–XIII вв. характерно появление в разных регионах Руси самобытных

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение

Из книги Категория вежливости и стиль коммуникации автора Ларина Татьяна Викторовна

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Массовая культура «Специфической чертой XX в. было распространение в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации (см.: Масс-медиа) М. к. В этом смысле М. к. в XIX в. и ранее не было - газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, - вот все, чем

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

36 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Массовой культурой называют совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, представляемая большей части общества по самым разным каналам, включая средства

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Из книги Слово - письмо - литература автора Дубин Борис Владимирович

Культурная динамика и массовая культура сегодня[*] Общую рамку для понимания сдвигов в области культуры, и прежде всего массовой, я предлагаю видеть в нескольких взаимосвязанных процессах, особенно остро проявляющихся в последние полтора-два года. Эти процессы

Из книги Русский детский фольклор: учебное пособие автора Колядич Татьяна Михайловна

9. Фольклор и массовая культура «Основные понятия: общность форм, уровни взаимодействия, использование приемов детского фольклора писателями.Общность функционирования фольклора и массовых форм культуры особенно четко проявилась в XX веке, когда многие фольклорные

Из книги Советская литература. Краткий курс автора Быков Дмитрий Львович

МАССОЛИТ Советская и постсоветская массовая культура 1Как показывает практика и свидетельствуют опросы, Советский Союз образца семидесятых во многих отношениях был идеальной для России моделью общественного устройства. Речь не о том, что такое устройство хрупко и

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования Культуру высокую в массы двигай! В.

Из книги Классика, после и рядом автора Дубин Борис Владимирович

Из книги Топографии популярной культуры автора Коллектив авторов

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

Из книги автора

Современное общество, массовая культура и масс-медиа Вмешательство средств массовой коммуникации в традиционную картину мира происходило в течение всего ХХ века и острее всего ощущалось в сфере культуры. Общество постепенно становилось все более информированным,

Массовая культура представляет собой совершенно новое явление, порождённое индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Её родиной стали США. Эта страна имеет короткую историю исторического и культурного существования и лишена значительного пласта исторического и культурного прошлого. В искусстве США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключением является литература, которая не уступает европейской по своему уровню. Я не буду останавливаться на культуре США, так как это отдельная тема.

Возникновение массовой культуры было подготовлено следующими явлениями и событиями западноевропейской цивилизации и культуры:

Книгопечатание (с XV века), изобретателем которого стал И.Гуттенберг, выступало средством распространения высокой культуры – сначала Библии, а затем литературы;

Появляются газеты и журналы (с XVII века);

Изобретена фотография (XIX век) – сначала черно-белая, а затем цветная;

Появляются радио и кинематограф (1895);

Изобретаются телефон и телеграф (XIX век), составившие важную часть современной системы связи;

Возникает телевидение (в 30-е годы XX века), объединившее в себе все прежние способы коммуникации.

К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней всё необходимое для возникновения массовой культуры.

Главное назначение массовой культуры – предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному.

Отличительные черты массовой культуры :



ü - соответствует вкусам широкой публики, доступна ей. Этим массовая культура отличается от высокой культуры;

ü - низкий уровень и качество массовой культуры. В этом плане она отличется от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом;

ü - создается не народом, но для народа. Её создают профессионалы, творчество которых – яркая, но безвкусная продукция массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи;

ü - близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у публики;

ü - как и реклама неразрывно связана с коммерцией и коммерческим успехом. Общие черты с рекламой: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличению. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.

Виды и формы , в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видеоигры, книги в мягкой обложке.

Массовая культура в борьбе за потребителя выработала выработала следующие способы:

В литературе – система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экземпляров;

В кино и музыке – система «звёзд».

Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы.

В 50-60-е гг. массовая культура подвергалась суровой критике: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным.

В 70-е годы критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Но это было характерно главным образом для США. В 80-е годы положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.

Культура постмодернизма.

Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются в архитектуре других европейских стран. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся всё более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.

В 80-е годы постмодернизм достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.

В XX веке человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей:

- в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме;

Экономический кризис 30-х годов;

Экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы.

Эти и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. Он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления.

Постсовременное общество теряет интерес к целям – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит разочарование в идеалах и ценностях. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.

Важные черты постсовременности:

Широкое распространение всякого рода лотерей и игр;

Господство моды;

Театрализация почти всех событий политической жизни.

Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж.Деррида и Ж.Ф.Лиотар , итальянский философ Д.Ваттимо .

Наука перестает быть привилегированным способом познания.

В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:

В русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного. (Д.Ваттимо)

Структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У.Эко)

Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С.Киа, Ф.Клементе, Э.Кукки, М.Палладино . К нему также примыкают художники:

Архитектура постмодерна. Развитие строительной технологии Ж.Гаруст – во Франции, А.Пенк – в Германии. позволило использовать разнообразные формы и структуры. К зданию можно относиться как к скульптурной форме. Ведущие архитекторы испанец Р.Бофилл, итальянец А.Росси. они обращались к наследию многих стилей прошлого – классицизма, ар деко, часто в одном и том же здании. Созданный архитектором Т.Фарреллом Воксхолл-Кросс на южном берегу Темзы в Лондоне стал выражением постмодернистского духа в архитектуре. Построенный в 1990-1993 гг. для британской секретной службы, он выглядит очень навязчиво, словно тысячная история про Джеймса Бонда.

Представителями постмодернизма в кино являются режиссёры П.Гриуэй – в Англии, Ж.-Ж.Бейнекс – во Франции.

К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М.Наймен, польский композитор Г.Горецки.

Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». Она часто довольствуется малым. В нём есть всё, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск.

Для него не существует никаких правил жанра и стиля. Его не мучают противоречивость, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Но в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.

В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Его черты и особенности сохранятся в культуре нашего столетия.

Задания для самостоятельной работы.

1. Перечислите особенности развития западных стран, которые способствовали изменениям в духовной культуре общества

2. Какие направления развития искусства преобладали во 2 половине XX века на Западе? Перечислите представителей этих направлений.

3. Назовите главные причины возникновения массовой культуры. В чем ее отличительные особенности?

4. Определите положительные и отрицательные черты массовой культуры.

5. Какую роль играет массовая культура в жизни общества? Какие последствия массовой культуры вы можете назвать?

6. Дайте характеристику направлению посмодернизм? Перечислите предпосылки его возникновения

7. Подготовьте презентации по направлениям постмодернизма в живописи, литературе, театре.

Тема 8. Развитие культуры в России во второй

половине XX века

План изучения темы

1. Духовное развитие в период «оттепели» в СССР

3. Диссидентское движение

4. Культура эпохи перестройки

5. Духовная жизнь демократической России

1 . Духовное развитие в период «оттепели» в СССР

С разоблачением преступлений сталинизма на XX съезде КПСС в отечественной литературе, благодаря ослаблению цензуры, начало набирать силу течение критического реализма, правдиво отражавшее долгое время замалчивавшиеся стороны жизни советского общества.

А.И. Солженицыну удалось опубликовать в СССР такие произведения, как «Один день Ивана Денисовича» и «Раковый корпус». В 1970 г. он был удостоен Нобелевской премии. Однако последующие его работы, в которых он, в частности, описал историю ГУЛАГ а и показал истоки преступлений сталинского режима, в СССР изданы не были, а сам Солженицын вынужден был эмиг­рировать.

В период, когда власти были заинтересованы в продолжении борьбы с политическим наследием сталинизма, многие ранее принятые решения о запретах на издание ряда художественных произведений, в том числе и зарубежных авторов, были отменены. Вновь начали публиковаться стихи А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой. Отечественные фильмы, в частности таких режисеров, как С.Ф. Бондарчук (1920-1994) я А.А. Тарковский (1932- 1986), стали представляться на международных кинофестивалях где они занимали призовые места. Звания народных артистов СССР были удостоены музыканты СТ. Рихтер (1915-1997) Г.В.Свиридов (1915-1998),

Г. Н. Рождественский (р. в 1931), творчество которых завоевало всемирную известность.

Общественность страны получила возможность вновь ознакомиться с работами таких композиторов, как Д.Д. Шостакович (1906-1975), С.С.Прокофьев (1891-1953), А.И. Хачатурян (1903- 1978), В.Я. Шебалин (1902-1963) и др., произведения которых власти сочли антинациональными. Несмотря на попытки творческих союзов, контролировавшихся КПСС, отстаивать «чистоту» социалистического реализма в искусстве, все более широкое распространение получали новые направления в живописи и скульптуре. В 1960 - 1970-е гг. появилось так называемое неофициальное искусство. Его представляли скульпторы ВЛ. Сидур (1924-1986) и Э.И. Неизвестный (р. в 1925), художники ИМ. Кабаков (р. в 1933), Э.В. Булатов (р. в 1933), О.Я. Рабин (р. в 1928) и др. Они продолжали традиции русского авангарда 1910 - 1920-х гг. и осваивали современные тенденции западного искусства.

Наиболее значительным явлением этого периода стал московский концептуализм, представители которого пытались обращаться к людям с помощью необычных художественных средств - символов, подписей, лозунгов, предполагающих соучастие зрителей в действии. Проводились так называемые художественные акции, цель которых состояла в том, чтобы заострить внимание на волновавших общество проблемах.

Течение в неформальном искусстве, получившее название соц-арт, в иронической и гротескной форме передавало традиционные для социалистического реализма сюжеты советского образа жизни, высмеивая официальную пропаганду. Не имея возможности полноценного художественного творче­ства, наиболее яркие представители этого направления эмигрировали за границу.

Партийное руководство стремилось сохранить контроль над развитием духовной жизни. В практику вошли регулярные встречи Н.С. Хрущева с представителями интеллигенции, на которых им указывалось, как и что можно и нужно представлять обществу. Те, кто не укладывались в установленные рамки свободы творчества, подвергались осуждению. Была снесена бульдозерами выставка художников-авангардистов. Многие писатели и поэты - АЛ. Вознесенский (р. в 1933), Д.А. Гранин (р. в 1919), В.Д.Дудиицев (1918-1998), Е.Л. Евтушенко (род. в 1938), К.Г.Паустовский (1892-1968) и др. постоянно подвергались критике за идеологическую невыдержанность их творчества.

2. Советская культура конца 1960-х - 1980-х гг.

С завершением периода «оттепели» КПСС пыталась ужесточить контроль над сферой духовной жизни общества, запретить командно-административными методами те виды искусства, которые не укладывались в каноны метода социалистического реализма. Инструментами выступала партийно­государственная монополия на издательскую деятельность, кино-, радио- и телевизионные каналы. Широко использовалось глушение зарубежных радиостанций, ведущих свои передачи на русском языке («Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», Би-би-си и др.). В них в условиях «холодной войны» власти видели исключительно пропагандистское оружие стран НАТО против СССР, хотя зачастую передачи знакомили граждан СССР с жизнью за рубежом, с развитием миро­вой, в том числе и отечественной, культуры.

Многих писателей и поэтов, рассматривавших советскую действительность в стиле критического реализма, ждали публичное осуждение и изгнание, в лучшем случае замалчивание произведений.

В 1965 г. за попытки продолжения традиций литературного творчества периода «оттепели» и издание своих работ за рубежом были арестованы и приговорены к лишению свободы писатели АД. Синявский (1925-1997) и Ю.М Даниэлъ (1925-1988). Вынуждены были эмигрировать такие писатели, как В.П.Аксенов (р. в 1932), В.Н. Войнович (р. в 1932), Э.В. Лимонов (р. в 1943), В.Е. Максимов (1930-1995), В.П.Некрасов (1911- 1987), И.А. Бродский (1940-1996), режиссер ЮЛ. Любимов (р. в 1917) и многие другие, не желавшие приспосабливаться к новым условиям.

Неоднократно подвергалась критике в партийной печати и возникшая в 1960-1970-е гг. деревенская проза. Ее представители - В. И. Белов (р. в 1932), Ф.А. Абрамов (1920-1983), В А.

В.Солоухин (1924-1997), В.М.Шукшин (1929-1974) открывали читателям особенности жизни русской деревни, ее истории, традиций, будили интерес к русской национальной культуре. В их произведениях затрагивались острые социальные проблемы, побуждая читателя задуматься, отвечает ли проводимая правящей партией политика в отношении крестьянства его интересам.

Политика репрессий и «осуждений» в отношении свободомыслящей интеллигенции ускорила падение режима КПСС. Общественное мнение в СССР не могло принять и понять утверждения партийных идеологов, что любимые многими писатели и поэты враждебно относятся к родной стране, сотрудничают с зарубежными спецслужбами.

Карательным органам не удалось изолировать общество от духовного влияния оппозиционно настроенных интеллектуалов. Изданные на Западе, переписываемые от руки их произведения распространялись огромными тиражами. Даже многие классики советской литературы, имеющие официальное признание (такие, как фантасты братья Л.Я. Стругацкий, 1925-1991 и Б.Н. Стругац­кий, р. в 1933), писали «в стол». Их работы также доходили до читателей, передаваясь из рук в руки.

Постепенно менялся духовный климат в обществе. В 1980-е гг. среди значительной части творческой интеллигенции как в СССР, так и в странах Восточной Европы возникла даже своего рода мода на проявление диссидентских настроений. Песни таких поэтов и исполнителей, как В. С. Высоцкий (1938-1980), Б.Ш. Окуджава (1924-1997), хотя они и не одобрялись властями, тиражировались на аудиокассетах и исполнялись их многочисленными поклонниками.

Диссидентские движения

В конце 50-х гг. в Советском Союзе обозначились зачатки явления, которое спустя несколько лет превратится в диссидентство. Диссидентами называли тех представителей общества, которые открыто, выражали несогласие с общепринятыми нормами жизни в стране и предпринимали конкретные действия, подтверждая свою позицию. Диссидентство как общественно-политическое явление являлось порождением самой системы организации советского общества. И было одним из ярких направлений нравственного сопротивления тоталитаризму. Существовало несколько направлений диссидентских движений, самое масштабное это правозащитное движение, также религиозные течения и национальные движения.

1968 г. стал годом становления правозащитного движения. С 1969 г. диссидентское движение обретает более чёткие организационные формы. В мае того же года была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация, неконтролируемая властями, - Инициативная группа (ИГ) защиты прав человека (просуществовала до 1972г.) в СССР. Деятельность ИГ сводилась к расследованию фактов и составлению обзоров о нарушении прав человека, требованиям освобождения узников совести и заключённых спецбольниц. Большим практическим результатом деятельности ИГ стало предание гласности данных о политических преследованиях в СССР.

В 1970г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР . Инициаторами были физики В. Чалидзе, А. Твердохлебов и академик А.Д. Сахаров. Комитет стал первой независимой общественной организацией по правам человека, получившей официальное признание: в июле 1971 г. он стал филиалом Международной лиги прав человека - неправительственного объединения, имеющего статус консультативного органа при ООН, ЮНЕСКО и МОТ.

Особым явлением 60 - 70-х гг. были национальные движения . Их характерные черты: массовость, наличие признанных лидеров, конкретных программ достижения главной цели - национального освобождения, связь с зарубежными центрами, довольно широкий социальный состав и реальные результаты деятельности.

В середине 60-х гг. в Ленинграде был основан Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов (ВСХСОН) во главе с Н. Огурцовым, члены которого утверждали, что существующий строй представляет собой разновидность государственного монополистического капитализма и тоталитаризма, перерождающегося в крайнюю форму деспотии.

Главной задачей первых лет "правления" Л. И. Брежнева было искоренение одного из детищ хрущёвской "оттепели"- надежды на свободу слова и либерализацию системы.

Арест в сентябре 1965г. писателей А. Синявского и Ю. Даниеля, которые опубликовали на западе свои сочинения, вызвали негодование советской интеллигенции. 10-14 февраля 1966 г. в Московском областном суде состоялся процесс над писателем А. Синявским и поэтом-переводчиком Ю. Даниэлем . Им ставились в вину агитация и пропаганда в целях подрыва и ослабления советской власти в произведениях, которые они под псевдонимами опубликовали за рубежом. Синявский был осужден на 7 лет, Даниэль на 5 лет заключения. Вслед за Синявским и Даниелем был арестован и осужден А. Гинзбург (основатель самиздатовского журнала "Синтаксис" где печатались ранее запрещённые произведения), который собирал материалы по их делу ("Белая книга).

За арестом писателей последовала довольно широкая кампания писем протеста - метод, опробованный раньше (при суде над И. Бродским) и принесший тогда положительные результаты. Борьба в защиту писателей, по существу, стала борьбой за свободу слова. Выход в свет произведений оправдывающих Сталина, ужесточение цензуры, ослабленной после 20-го съезда КПСС, весьма волновали общество. Накануне XXIII съезда КПСС 25 видных деятелей культуры и науки (академики П. Л. Капица, И. Е. Тамм, М. А. Леонтович, писатели В. П. Катаев, К. Г. Паустовский, К. И. Чуковский, деятели искусства М. М. Плисецкая, О. Н. Ефремов, И. М. Смоктуновский и др.) обратились с письмом в ЦК КПСС, в котором говорилось об опасности наблюдающейся частичной реабилитации Сталина.

В тоже время произошла первая в советское время демонстрация под правозащитными лозунгами - 5 декабря 1965 г., в День Советской Конституции, в Москве на Пушкинской площади. В демонстрации приняли участие около 200 человек. Они требовали гласного суда над писателями. Были задержаны около 20 студентов. Но, тем не менее, демонстрация дала результаты, процесс над Синявским и Даниелем был открытым.

Активность оппозиционного движения усилилась в связи с подавлением при помощи советских войск политических реформ в Чехословакии (1968 г.). 25 августа 1968 г. на Красной площади состоялась сидячая демонстрация 8 человек против ввода советских войск в ЧССР. Участники демонстрации (Л. Богораз-Брухман, жена Даниэля, П. М. Литвинов и др.) были приговорены к различным срокам заключения.

В середине 60-х гг. усиливаются национальные движения в Закавказье, на Украине, в Литве. В 1965 г. волна арестов, которым подверглись в основном молодёжь и интелегенция. Украинского журналиста В. Чорновила арестовали за книгу "Бельмо", в которой рассказывалось о лагерной жизни, учитель истории В. Мороз за протест против русификации.

Признанным лидером правозащитников к середине 70-х гг. стал А.Д. Сахаров. В марте 1971г. он направил на имя Л. Брежнева "Памятную записку". Она стала подлинной программой диссидентского движения. В качестве первоочередных мер он предлагал провести амнистию политзаключённых, обеспечить гласный суд по политическим делам, запретить использование психиатрии в политических целях и т.д. В сентябре того же года он обратился к членам Президиума Верховного Совета СССР, изложив свой взгляд на проблему свободной эмиграции и беспрепятственного возвращения на Родину. В феврале 1973 г. Секретариат ЦК КПСС принял решение "Об исключении имени академика Сахарова в официальных публикациях советской прессы". В 1975 г . Сахарову присуждена Нобелевская премия мира. Советская пресса вела кампанию против А.Д. Сахарова. Её кульминацией стало письмо 72 академиков и членов-корреспондентов АН СССР с резким осуждением общественной позиции А.Д Сахарова.

Именно на этот исторический период приходится пик политической, общественной и литературной активности одного из корифеев диссидентства - А.И. Солженицына . В 1968 г. на Западе вышел его роман "В круге первом", официальная реакция на который была довольно жестокой - на следующий год Солженицына исключили из Союза писателей РСФСР. Присуждение А.И. Солженицыну Нобелевской премии в октябре 1970 г. вызвало ажиотаж, началась травля, лейтмотивом которой был тезис: "Нобелевская премия - каинова печать за предательство своего народа". В 1973 - 1974 гг. на Западе вышел "Архипелаг ГУЛАГ". В феврале 1974 г. писатель был арестован и выслан за границу (сначала он жил в ФРГ, затем США).

В 1972 - 1974 гг. прокатились массовые аресты правозащитников. Наряду с открытыми репрессиями власти использовали все средства дискредитации режима, подтасовку фактов и явную ложь. Усилилось использование психиатрии в политических целях за 1972 - 1974 были признаны невменяемыми 73% лиц, направленных на экспертизу в ЦИСП им. Сербского. Правозащитное движение практически перестало существовать.

В конце 1979 г. началось "генеральное наступление" властей на оппозицию. За короткое время (конец 1979 - 1980 гг.)оказались арестованы и осуждены почти все деятели правозащитных, национальных и религиозных организаций. После эмиграции духовных лидеров оппозиции стихла творческая интеллигенция. Однако ухудшавшаяся социально-экономическая ситуация, продолжение войны в Афганистане усиливали оппозиционные настроения в широких слоях общества. В первой половине 80-х гг. продолжала выходить "Хроника текущих событий", создавались независимые общественные группы. Власть, несмотря на беспрецедентные репрессивные меры, оказалась неспособной искоренить инакомыслие и оппозицию, которые расшатывали неосталинистский режим и формировали в общественном сознании убеждённость в необходимости кардинальных перемен.

Культура эпохи перестройки

С началом процессов перестройки начинается с раскрепощение общественного сознания, преодоление его одномерности, формированием более объективной картины окружающего человека мира.

Одной из главных черт культуры тех лет стала ее публицистичность, постановка крупных общественно значимых тем, широкое и заинтересованное внимание к обсуждаемым вопросам. Утоляя накопившийся за многие годы информационный голод, средства массовой информации печатали огромное количество материалов на самые острые современные темы, сюжеты из прошлого, о том, чем и как жили люди в других государствах. Тиражи газет и журналов стремительно шли вверх: в 1989 г. тираж «Аргументов и фактов» «взлетел» до 30 млн экземпляров (это было даже зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса), тираж газеты «Труд» вырос до 20 млн, а «Правды» - до 10 млн. Значительно изменился стиль работы телевидения. Оно быстро освоило ранее практически неиспользуемый жанр - «прямой эфир». Большими симпатиями зрителей пользовались передачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Ведущие этих передач были необычайно популярными (В. Листьев), становились и фигурами российской политики. Возможности создания независимых СМИ стали больше после выхода в 1990 г. Закона «О печати».

Никогда ранее не был столь значительным интерес к истории. Страна переживала настоящий «исторический бум». В 1987- 1991 гг. газеты и журналы часто печатали материалы «круглых столов» на исторические темы, «размышления» историков и публицистов. Упрощение доступа к архивным фондам привело к появлению в печати массы сенсационных документов, которые становились достоянием самой широкой публики. Принципиально важным было снятие покрова тайны с многих страниц истории КПСС. Было возобновлено издание журнала «Известия ЦК КПСС», знакомившего с закрытыми ранее партийными решениями. В историю были «возвращены» Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, А. Д. Троцкий, А. Б. Каменев, Ф. Ф. Раскольников, В. А. Антонов-Овсеенко и многие другие.

Восстановлению исторической памяти способствовала публикация работ русских философов и писателей, чьи имена были под запретом. Среди них - Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, П. А. Сорокин, В. В. Розанов, И. А. Ильин. В 1990 г. был переиздан сборник «Из глубины», написанный русскими философами в 1918 г. В 1991 г. были опубликованы не менее знаменитые «Вехи», явившиеся в свое время «предостережением русских философов судьбе России и интеллигенции». Массовыми тиражами издавались «Реквием» А. Ахматовой, «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Мы» Е. Замятина. Потрясение вызывали публикации А. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ») и В. Шаламова («Колымские рассказы»).

Бурные перемены происходили в кинематографе. В 1986 г. потрясением стала демонстрация фильма Т. Абуладзе «Покаяние ». Картина свидетельствовала о готовности кинематографического сообщества к глубокому переосмыслению важнейших событий новейшей отечественной истории. С «полок» были возвращены более ста ранее «отложенных» фильмов. Публика смогла познакомиться с работами А. Тарковского, А. Германа, А. Михалкова-Кончаловского, других режиссеров. Увлечение публицистической документалистикой в 1985-1991 гг. также отразилось в кино. Классикой тех лет стали полу доку ментальные фильмы С. Говорухина «Так жить нельзя». Кино в числе первых среди других видов искусства столкнулось с таким новым явлением, как коммерциализация, значительно влиявшая на содержание художественного творчества.

Во второй половине 1980-х гг. новый образ обретал и театр. Свойственная времени публицистичность нашла яркое отражение в популярных постановках М. Захарова в театре Ленинского комсомола (пьесы М. Шатрова «Диктатура совести», «Синие кони на красной траве», «Дальше... дальше... дальше!», по-новому выводившие на сцену ленинскую проблематику). В первые перестроечные годы из подполья вышла музыкальная рок-культура. Концерты отечественных и зарубежных рок-групп собирали целые стадионы зрителей.

Однако далеко не все происходившие в духовной сфере процессы были однозначно позитивными. «Освобожденные» от прямого партийного диктата средства массовой информации очень быстро оказались втянутыми в острые политические баталии, порой доходя до разнузданного и малоприглядного шельмования оппонентов, что негативно влияло на общественную атмосферу. Провозглашенная «деидеологизация», избавление от коммунистического догматизма на деле оборачивались ускоренным утверждением другой, буржуазно-либеральной идеологии. Отказ от конфронтации и сближение с Западом часто выливались в некритическое к нему отношение, увлечение его далеко не бесспорными «достижениями». Это особенно пагубно сказалось в сфере культуры, искусства и общественных наук. С экранов кинотеатров, телевидения, с театральных подмостков демонстрировались преимущественно невысокого художественного качества ленты и постановки, основным содержанием которых были пропаганда культа насилия, порнография, не ограниченная моралью страсть к наживе. Тем самым наносились весьма ощутимые удары по эстетическим и нравственным ценностям российского общества, что особенно пагубно влияло на формирование сознания молодого поколения.

5.Духовная жизнь демократической России

В н. 1990-х гг. возник интерес к зарубежным геополитическим, националистическим, социально- экономическим идеям, неприменимым к реальностям современного мира, уже давно утратившим популярность в тех странах, где они зародились. С отменой в России всякой цензуры страна стала частью того мирового информационно-культурного пространства, в котором господствует массовая культура. Благодаря кинопрокату и телевидению миллионы россиян смогли ознакомиться с продукцией зарубежных «фабрик грез» - боевиками, триллерами, многосерийными мелодрамами, творчеством музыкальных коллективов. Появилась возможность пользоваться всем комплексом услуг глобальной информационной сети, интернета.

Возникли десятки новых, негосударственных издательств. В условиях отсутствия каких-либо цензурных ограничений читатели получили доступ к трудам зарубежных философов, политологов, социологов, мемуарам политических деятелей. Многим россиянам полюбились произведения таких мастеров триллера, как С. Кинг , детектива - Дж. X. Чейз, фантастики - А. Азимов, Р. Брэдбери и многих других. Значительной популярностью стала пользоваться мистическая, оккультная, эротическая литература, которая ранее не была представлена на книжном рынке.

В сложной экономической ситуации начала 1990-х гг. возможности государственной поддержки творческих союзов, театров, отечественных киностудий, многих направлений науки, спорта сократились. Это вызвало недовольство ряда представителей творческой интеллигенции. В то же время в условиях открытости общества многие деятели российской театральной, художественной, музыкальной, спортивной элиты охотно заключали контракты на работу за рубежом.

Положение начало меняться в конце 1990-х гг. Государство стало выделять больше бюджетных средств на развитие отечественной культуры и спорта. Укрепляющийся российский бизнес спонсировал многие художественные проекты. Благодаря усилиям общественности, реорганизации творческих союзов в стране появились сотни художественных галерей, музеи открыли свои залы для новых выставочных экспозиций. Сложились оригинальные творческие театральные и музыкальные коллективы. Предпринимались попытки синтеза достижений постмодернизма с традициями отечественного искусства.

В живописи и скульптуре большую известность завоевал З.К. Церетели (р. в 1934), автор многих композиций в Москве и за рубежом. Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивает Я. С. Глазунов (р. в 1930), основатель Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Широкого признания добились скульптор и художник М.М. Шемякин (р. в 1943), портретист А.М. Шилов (р. в 1943) и др. Всемирную известность получили российские музыканты пианист Н.А. Петров (р. в 1943), альтист ЮЛ. Башмет (р. в 1953), скрипач и дирижер В. Т. Спиваков (р. в 1944) и др.

Российское киноискусство достигло немалых успехов. Фильмы Н.С. Михалкова (р. в 1945) «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» с их новым осмыслением традиций российской и советской жизни получили высокую оценку зрителей. Большую популярность завоевали документальные ленты, раскрывающие малоизвестные эпизоды отечественной истории.

В 2004-2007 гг. появились первые отечественные высокобюджетные фильмы, в которых использовались передовые компьютерные технологии и спецэффекты (блокбастеры). «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «9 рота», «Волкодав» имели беспрецедентный для современной России кассовый успех.

Широкое распространение получил жанр детектива, приобретший своих почитателей. Некоторые произведения, созданные в жанре детектива, легли в основу многочисленных телевизионных сериалов, которые завоевали миллионную аудиторию. Компьютерная графика, телевизионная реклама, музыкальные видеоклипы стали неотъемлемой частью современной отечественной массовой культуры.

Образование и наука. Скудость финансирования (в 2000 г. - 40% от уровня 1991 г.) предопределила кризисное состояние системы образования. В 1992 г. был принят Закон «Об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пределами школы многих ребят - в 1995 г. их оказалось 1,5 млн человек. И хотя впоследствии указом президента конкурс был отменен, негативные последствия предыдущего решения преодолеть не удалось. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможности получения образования их детьми. Вместе с тем появились дополнительные, как правило, платные образовательные услуги, открылись платные школы, гимназии, лицеи.



Рассказать друзьям