Объектах культурного наследия памятниках истории. Управления по охране объектов культурного наследия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Объекты культурного наследия народов РФ — это объекты в виде недвижимого имущества или иные предметы в виде памятника или скульптуры, которые обладают исторической ценностью. Для сохранения исторического наследия, был принят Федеральный закон №73.

Действующий ФЗ включает нормы и правила, которые способствуют защите культурного наследия народов РФ. Каждый гражданин РФ обязан защищать памятники и беречь скульптуры. Также законодательство направлено на реализацию прав по развитию и сохранению информации в первостепенном виде для создания собственной культуры. Объекты культурного наследия (памятники, скульптуры и т.д) — это особенная ценность для народа РФ. Подобные предметы формируют часть мирового культурного наследия.

Законопроект был принят 24 мая 2002 года, а вступил в силу на основании решения Совета федерации 14 июня 2002 года. Последние поправки были внесены 7 марта 2017 года.

Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» включает следующие аспекты :

  • Определение предмета регулирования действующего ФЗ;
  • Определение полномочий органов власти для сохранения, использования или восстановления исторических памятников;
  • Обеспечение финансирования мероприятий, которые способствуют сохранению, популяризации и созданию собственного культурного наследия;
  • Учет исторической недвижимости;
  • Проведение экспертизы;
  • Создание методов для сохранения исторических памятников;
  • Определения ситуаций, при которых возникают или прекращаются имущественные права на подобные виды недвижимости и исторические предметы;
  • Перечисление условий аренды недвижимости культурного наследия;
  • Определение ответственности в случае нарушения норм действующего Федерального закона.

Скачать

Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» включает в себя 14 глав и 66 статей. В нем также описываются способы защиты исторических предметов и объектов. Следует сказать, что охрана памятников или скульптур — это одна из приоритетных задач органов государственной власти РФ, а также органов местного самоуправления Российской Федерации. Чтобы ознакомиться с последней редакцией действующего Федерального закона, перейдите по следующей .

Последние изменения, внесенные в закон «Об объектах культурного наследия»

Согласно закону, последние изменения проводились 7 марта 2017 года. Они коснулись смены наименования статьи 52.1 и дополнения настоящей статьи пунктом 7.1.

Наименование статьи 52.1

При последней редакции было изменено название статьи, а именно слово «федеральный» заменено на «государственный».

Дополнение статьи 52.1 пунктом 7.1.

Согласно закону, были перечислены дополнительные учреждения, которые входят в список тех, которым передается полномочие для восстановления и защиты памятников и скульптур.

Таковыми являются :

  • Муниципальные образовательные организации;
  • Государственные муниципальные организации;
  • Научные организации/учреждения.

Кроме вышеперечисленных изменений, ниже рассмотрены следующие статьи:

Статья 18

В ст 18 73-ФЗ определяется порядок, на основании которого объекты имущества (в т. ч. памятники) могут быть зарегистрированы как недвижимость культурного наследия. Для того чтобы характеристики объекта соответствовали культурным ценностям, необходимо провести государственное историко-культурное исследование.

Статья 25

В ст 25 закона включены основания, по которым определяется право на включение в список объекта недвижимости.

Чтобы хотя бы один из них был включен в список, памятник, скульптура или другой объект должен предоставлять следующую ценность :

  • Научную;
  • Художественную;
  • Эстетическую;
  • Антропологическую.

Статья 45

В 73-ФЗ ст 45 описывается порядок проведения восстановительных работ для сохранения целостности недвижимости, в том числе памятников или скульптур. Восстановительные работы проводятся только после специального поручения органами местной или государственной власти. В соответствии с законом, прежде чем начать выполнять строительные или реставрационные работы, необходимо получить разрешение.

Чтобы просмотреть изменения, внесенные при последней редакции, скачайте закон по следующей .

Культурное наследие должно находиться под охраной государства. Об этом говорит статья 72 российской Конституции, а также ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия", который будет рассмотрен далее. Итак, подробнее.

О предмете регулирования закона

Согласно статье 1 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия", предметом регулирования нормативного акта являются следующие моменты:

  • процесс формирования и ведения реестра объектов культуры;
  • отношения, которые возникают в сфере поиска, сохранения и пользования объектами культуры;
  • особенности владения и распоряжения объектами культуры;
  • соблюдение общих принципов охраны культурных объектов государственными органами.

В статье 2 говорится о правовом регулировании представленной области. Здесь стоит отметить, что ФЗ 73 "Об объектах культурного наследия" - далеко не единственный юридический источник, который регулирует отношения в сфере культуры. Тут необходимо выделить, конечно же, российскую Конституцию, гражданское законодательство, благодаря которому регулируются имущественные отношения, а также Земельный кодекс и некоторые другие нормативные акты.

Про культурные объекты

Статья 3 ФЗ 73 "Об объектах культурного наследия" закрепляет основные группы этих объектов. Что здесь стоит выделить? Согласно закону, объектами являются предметы материальной культуры, а именно: отдельные виды недвижимого имущества, произведения живописи, скульптуры, научно-технические средства и прочие элементы.

Что понимается под объектами археологической культуры? Согласно закону, это скрытые в почве следы существования человека. Объектами археологии являются в основном городища, селища, предметы искусства, орудия труда и т.д.

Объекты культуры делятся на следующие виды:

  • памятники, а именно отдельные сооружения или постройки;
  • ансамбли, то есть группы памятников;
  • места достопримечательного характера, а именно особо ценные творения человека или природы.

Все представленные виды культурного наследия нужно хранить под строгим надзором государства. Именно о контроле со стороны властей и будет рассказано далее.

Полномочия государства в области хранения культурного наследия

В статье 9 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия" закрепляются основные виды государственных функций в рассматриваемой сфере. Стоит напомнить, что работа с культурными объектами отмечена в статье 72 Конституции РФ, в которой рассказывается о разграничении полномочий федерации и субъектов. Именно поэтому региональные власти также могут исполнять определённые виды деятельности:


Важнейшей функцией государства в отношении культурных объектов остается, конечно же, контрольно-надзорная деятельность. Именно про нее и будет рассказано далее.

О государственном надзоре

В статье 11 закона 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" что подразумевается под государственным надзором? Это деятельность соответствующих федеральных органов по предупреждению, пресечению, а также выявлению преступлений и правонарушений, направленных на умышленную или неумышленную порчу элементов культуры.

Предметом государственного надзора является соблюдение соответствующими инстанциями требований следующего характера:

  • содержание и пользование объектами культуры;
  • осуществление деятельности в границах объектов культурного наследия;
  • соблюдение требований регламентов градостроительного типа в границах объекта культуры.

Какими правами обладают должностные лица? Вот что выделено в нормативном акте:

  • запрос и получение информации от органов власти;
  • беспрепятственное проведение проверок соответствующих объектов культуры;
  • выдача специальных предписаний.

Органы охраны культурных объектов могут привлекаться судом для участия в соответствующем делопроизводстве.

О проведении экспертизы историко-культурного характера

Историческая экспертиза является важнейшей составляющей в области работы с объектами культурного наследия.

Что это за экспертиза, для чего она нужна? Статья 28 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия" (с изменениями от 2017 года) гласит, что проведение подобного рода экспертиз необходимо в следующих целях:

  • проведения дискуссий по поводу включения того или иного объекта в реестр культурного наследия;
  • определения типа и категории того или иного культурного объекта;
  • обоснования изменения категории какого-либо объекта;
  • установления требований к градостроительным регламентам;
  • уточнения сведений об объекте и т.д.

Проведение экспертизы позволяет сохранять объекты культуры. Именно об этих процессах будет рассказано далее.

О сохранении объектов культуры

Статья 40 рассматриваемого нормативного акта говорит о мерах, направленных на качественное обеспечение физической сохранности историко-культурных ценностей. Работы по реставрации, ремонту, консервации - все это входит в деятельность по сохранению тех или иных объектов культуры.

В статье 47.2 говорится о необходимости обеспечивать финансирование соответствующих культурных фондов, занимающихся работой с объектами культуры. За неисполнение своих профессиональных обязанностей на такие фонды может быть возложена ответственность. Об этом гласит ст. 61 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия". Физические или юридические лица могут быть подвержены уголовной, административной или гражданской ответственности за нарушение указанных в рассматриваемом законе норм. В статье 61 говорится также о необходимости возмещать ущерб, если тому или иному культурному объекту был причинен вред. То же самое касается восстановительных работ в ходе археологических мероприятий. Так, реставрация культурного объекта после нанесения ему вреда все равно не освобождает от ответственности.

Какие изменения были внесены в закон в 2017 году? В нормативном акте незначительно поменялось содержание статьи 52.1 и синопсиса.

Всем доброго времени суток, товарищи читатели моего блога и просто мимо проходящие! Сегодня я расскажу вам, как проверить место копа на наличие культурных и археологических памятников. Ведь если на таком месте вас поймают с прибором и лопатой, то вполне можно угодить под стражу. Заведут дело, конфискуют оборудование, и т. д. Ведь чуть ли не во всех заброшенных селах те развалины церквей могут числиться в реестре как памятник.

Недавно на ревью увидел новость. Поймали копателя, который копал на расстоянии в 200 метров от объекта культурного наследия. Проблема в том, что в нынешнем законодательстве не обозначены границы памятников и обьектов культурного наследия. Поэтому, можно поймать каждого, кто копает поблизости. И чтобы не вляпаться в это все дело, необходимо знать, есть ли на предполагаемой точке копа такой объект или его нет. А если есть, то знать его и держаться от него подальше.

Есть сайт , где можно это поглядеть. Это единый государственный реестр объектов культурного наследия. Там же можно увидеть объект на карте, узнать его некоторые подробности, а также увидеть его фотографию.

Найти памятник можно по регистрационному номеру, наименованию, региону, адресу, категории и виду. Для сужения поля поиска, если это необходимо, выставьте галочку в основной типологии. Тут на скриншоте, да и выше, примеры поиска и подробную информацию о постройке.

Кстати, это новая версия сайта реестра. Старая была куда более подробна, да и объектов было больше. Возможно, со временем это все вернется.

На этом все. До встречи!

Наследие - это система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, сбереженных или созданных предыдущими поколениями. Они представляют важность для сохранения исторической памяти, а также культурного и природного генофонда страны. В формировании культуры важную роль играют традиции и преемственность. Культурное наследие - это также и традиции, направленные на сохранение культурной памяти. Сегодня, благодаря тщательному изучению и разработке классификации памятников, понятие «культурное наследие» переосмыслено и звучит как «совокупность материальных и духовных памятников, к которым относятся памятники in situ (памятники градостроительства, архитектуры, истории, археологии, монументального искусства, природы и так далее), движимые памятники (объекты живописного искусства, рукописи, архивы и так далее) и так называемые духовные памятники (специфические формы хозяйствования, верования, традиции, технологии и так далее)».

«Культурное наследие» - термин относительно молодой и используется сегодня в российском законодательстве, международных документах как подтверждение процесса формирования в современном обществе системного подхода к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды. Понятийный аппарат охраны культурного наследия менялся с развитием научных представлений о памятниках и с изменением политической и идеологической ситуации в стране (политика правительства в сфере культуры, выражается, прежде всего, в законодательных актах об охране, реставрации и использовании памятников). История формирования понятия «культурное наследие» неразрывно связано с развитием научных представлений о памятниках.

XVIII век, предыстория сохранения древностей. Понятия «памятник» не существовало. Бытовали понятия «старина», «древность», «курьезы», «раритеты» и прагматическое, утилитарное отношение к недвижимым памятникам. Интерес к материальной ценности вещи. Государственная инициатива выявления, фиксации, сохранения древностей (прежде всего «вещных», «движимых» памятников). Развитие исторической науки. Памятники воспринимались как исторический источник. Комплексное изучение памятников (опросник о «достопамятностях»). Разрабатывались критерии оценки памятников.

В XIX веке археология утверждается как наука. Использование археологического метода для изучения памятников. Понятие «памятник древности». Появляются обобщающие исследования, первые указы об охране «памятников старины». Забелин в своей работе употребляет понятие «памятник зодчества». Создаются различные научные общества. 1851 год - работа Сахарова «Записка для обозрения русских древностей», расширено понятие «памятник старины» или «археологический памятник», но их не выделяли в особую группу.

Вторая половина XIX века. Начало разработки проекта закона об охране «памятников старины» (1869, Уваров). Конец века ознаменовался использованием художественного метода и ансамблевого принципа; памятники начинают рассматриваться как художественное явление, как «эстетическая ценность» в природном окружении (работа Забелина «Опыт изучения русских древностей и истории» 1873 года). В это время памятниками архитектуры могут считаться только постройки, созданные до 1725 года.

В начале ХХ века научная общественность понимала под понятием «памятники» не только особо ценные древние объекты, но и всю старина в целом, а конкретно «памятники искусства и старины», «памятники старины», «исторические памятники». В 1920-30-е годы под понятием «памятник» стали подразумевать здания, усадьбы, сооружения позднего времени. В этот период возникли понятия «уники», «памятники искусства», «памятники старины», «памятники быта», «исторический памятник», «памятник революции», «памятник гражданской войны», «памятник социалистического строительства и труда» и так далее. Школа Покровского применяла классовый подход к памятникам.

В 1948 году в постановлении Совмина СССР «О мерах улучшения охраны памятников культуры» впервые стало использоваться понятие «памятник культуры», включающее в себя конкретные виды памятников истории, архитектуры, искусства, археологии. В 1954 году на Гаагской конференции впервые было сформулировано понятие «культурные ценности» (еще точнее - в документе «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»). Венецианская хартия была принята на II Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции в 1964 году. Понятие «исторический памятник» включает в себя как отдельное архитектурное произведение, так и городскую или сельскую среду, носящие характерные признаки определенной цивилизации, знаменательного пути развития или исторического события. Оно распространяется на выдающиеся памятники и на более скромные сооружения, приобретающие со временем значительную культурную ценность.

25 июня 2002 года вышел Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Его принятие стало большим событием в охране культурного наследия. Этот закон подчеркивает ценность объектов культурного наследия как символа национальной культурной самобытности.

Объекты культурного наследия - это недвижимые объекты, имеющие культурную ценность для населения России, а также входящие во всемирное культурное наследие.

Понятие о рассматриваемых объектах

Данные объекты имеют особый правовой статус. К рассматриваемой категории объектов относятся:

  • недвижимость с неотъемлемой от нее частью живописи;
  • научно-технические объекты;
  • объекты декоративно-прикладного искусства ;
  • скульптуры;
  • другие предметы культуры, которые имеют ценность с позиции различных наук, техники и социальной культуры, представляют собой памятники и служат свидетельствами изначального рождения культуры и ее последующего развития.

К объектам культурного наследия принадлежат: встроенная недвижимость (мемориальные квартиры), постройки, расположенные отдельно, а также ансамбли и комплексы различных зданий, сооружений и иных построек. При этом данные объекты могут быть полностью сохранившимися, а могут быть частично разрушенными или являться неотъемлемой частью объектов более позднего периода.

Правовая база рассматриваемых объектов

К законам об объектах культурного наследия, действующим в нашей стране, относятся:

  • ФЗ №73-ФЗ.
  • Закон РСФСР, принятый в 1978 г. в части, не противоречащей современной законодательной базе РФ.
  • Положение СовМина СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 1982 г. в той же самой части.
  • Инструкция №203 Минкультуры СССР от 1986 г., в той же части.

Признаки рассматриваемых объектов

Объекты культурного наследия Российской Федерации должны обладать следующими признаками:

  1. Недвижимость. Таким образом, движимое имущество априори не относится к рассматриваемым объектам.
  2. Историко-культурная ценность. Если учитывать только признак «недвижимость», то к рассматриваемым объектам можно отнести все квартиры, дачи, гаражи, которые имеются в стране. Поэтому к интересующему нас предмету относятся объекты, которые имеют определенный научно-технический интерес (ценность) для разных наук и социальной культуры. Эта ценность определяется в процессе осуществления историко-культурной экспертизой, которая проводится по инициативе государства.
  3. Возраст. Кроме мемориальных квартир и домов, которые были признаны рассматриваемыми объектами в результате того, что там проживали выдающиеся личности, остальные памятники включаются в реестр объектов культурного наследия по прошествии минимум 40 лет с момента их создания или наступления событий, представляющих историческую ценность.
  4. Особый статус. Этот статус приобретается в определенном порядке путем включения в госреестр и госсписок по решению определенных исполнительных властных органов.

Наличие данных 4 признаков в комплексе дает возможность говорить о рассматриваемом объекте как об объекте культурного наследия.

Классификация

Все рассматриваемые историко-культурные памятники подразделяются на достопримечательные места, ансамбли и памятники.

Ансамбли представляют собой группу объектов культурного наследия, возникнувшие в одно и то же время или же дополнившие друг друга в процессе исторического развития на одной территории, в результате объединения которых образуется единая композиция.

К ансамблям относятся памятники и сооружения, находящиеся в местности, которая может быть однозначно локализована на территориях, сложившихся исторически, в том числе с религиозным назначением, а также фрагменты различных поселений (застроек и планировок), которые относятся к градостроительным ансамблям; парки, бульвары, скверы, сады, а также некрополи.

К достопримечательным местам относятся:

  • творения, которые были созданы антропогенно или с участием природы;
  • те же фрагменты, которые могут быть отнесены к ансамблям;
  • центры исторических поселений;
  • различные места, связанные с формированием этносов на территории нашей страны;
  • руинные остатки древних населенных пунктов и стоянок;
  • места, где совершались различного рода обряды, связанные с религией;
  • заповедники, признанные объектами культурного наследия.

Разновидности памятников

У памятников более сложная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Памятники как объекты культурного наследия возникли в результате определенных исторических событий. На настоящий момент они представляют собой свидетельство цивилизаций, эпох, когда культура начинала зарождаться и развиваться.

В данном виде выделяются следующие подвиды:

  • отдельно стоящие различные постройки с территориями, на которых они расположены исторически;
  • отдельные помещения различных религиозных направлений;
  • отдельные захоронения и мавзолеи;
  • следы существования человека под землей или водой, которые могут быть скрыты полностью или частично, а также движимые объекты, относящиеся к ним;
  • научно-технические объекты, в том числе военные;
  • произведения монументального искусства;
  • мемориальные квартиры.

Помимо этого, памятники классифицируются на памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии. Их принадлежность к одной из разновидностей определяется во время составления документов госучета данных объектов и устанавливается во время утверждения списка о принятии данных объектов к охране.

Категории

Все рассматриваемые объекты, в зависимости от своей ценности, классифицируются на категории:

  • федеральные объекты — имеющие особое значение для культуры и истории нашей страны, сюда же относятся объекты, принадлежащие к археологическому наследию;
  • региональные объекты культурного наследия - имеющие особое значение для культуры и истории определенного региона страны;
  • муниципальные (местные) объекты — имеющие соответствующее значение для определенной местности или муниципального образования.

Помимо этого, выделяют особо ценные культурные объекты, часть из которых включается в наследие ЮНЕСКО.

Примеры рассматриваемых объектов в мире

Примерами объектов культурного наследия являются города (Афины, Рим, Венеция, Прага, Иерусалим, Мехико), древнейшие дворцы, храмы, религиозные центры (например, Тадж-Махал), Великая Китайская стена, египетские пирамиды, Стоунхендж, Олимпия и Карфаген (их руины).

Российское национальное культурное наследие

Федеральных объектов в нашей стране насчитывается огромное количество. Сюда относятся, например, дом Лихачевых в Татарстане, Владимирская церковь в Чебоксарах, комплекс санатория «Кавказская Ривьера» в Сочи, здание женской гимназии в Красноярске, народный дом во Владивостоке, здание Госбанка в Хабаровске, Троицкая церковь в Брянске, Иваново, Кирове, ансамбль Воскресенской церкви во Владимирской области, множество жилых домов в Вологодской области и Иркутске, Лютеранская кирха в Воронеже, ансамбль церкви Василия Блаженного в Калуге и огромное множество других, расположенных, в том числе и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

Региональных и местных объектов тоже немало. В каждом субъекте федерации имеется свой собственный реестр объектов культурного наследия, в котором они перечислены.

Объекты всемирного культурного наследия в нашей стране

В России находятся 16 объектов, определенных ЮНЕСКО.

Этих объектов не так много, поэтому рассмотрим их более подробно.

Один из них — трансграничный: Геодезическая дуга Струве (прибалтийские государства, Молдова, РФ, Беларусь, Норвегия, Швеция, Украина, Финляндия).

Центр СПб, сохранивший исторический облик с группой памятников, связанных с ним. Сюда относятся множество каналов, мостов, Адмиралтейство, Эрмитаж, Зимний и Мраморный дворцы.

Кижский погост расположен в Карелии на островах Онежского озера. Здесь находятся две деревянные церкви XVIII в. и деревянная колокольня XIX в.

Красная площадь с расположенным на ней Кремлем в Москве.

Памятники истории В. Новгорода и пригорода с множеством средневековых памятников, монастырей, церквей.

Комплекс истории и культуры Соловецких островов. Здесь расположен крупнейший на севере монастырь, построенный в XV в., а также церкви XVI-XIX вв.

Памятники, сделанные из белого камня и расположенные в Суздале и во Владимире, состоящие из множества культовых зданий XII-XIII вв.

Троице-Сергиевая Лавра (архитектурный ансамбль) — монастырь с чертами крепости. В Успенском соборе расположена гробница Б. Годунова. В лавре расположена икона А. Рублева «Троица».

Церковь Вознесения (Коломенское, Москва) — одна из первых церквей, в которой шатер сделан из камня, что повлияло на последующее развитие церковной архитектуры в России.

Кремль в Казани — комплекс истории и архитектуры. Здесь расположены несколько исторических зданий XVI-XIX вв. Гражданские сооружения соседствуют с православными и мусульманскими храмами.

Ферапонтов монастырь (ансамбль) - монастырский комплекс XV-XVII вв. в Вологодской области.

Дербент с крепостными стенами, Старый город и Цитадель — был стратегически важным объектом до XIX в.

Новодевичий монастырь (ансамбль) — был создан в XVI-XVII вв. и входил в оборонную систему Москвы. Относится к шедеврам русского зодчества, сюда помещались представительницы Романовых, где были пострижены и затем погребены, а также представительницы знатных боярских и дворянских родов.

Геодезическая дуга Струве включает геодезические «треугольники», были заложены Струве, который с их помощью впервые измерил большую дугу земного меридиана.

Ярославль (исторический центр) — множество церквей XVII в., Спасский монастырь XVI в.

Булгарский комплекс — расположен на берегах Волги южнее Казани. Представляет собой свидетельство существования в VII-XV вв. города Булгар. Здесь прослеживается историческая преемственность и отличие различных культур.

Херсонес Таврический с хорой — расположен на территории Крыма, был уничтожен в XIV в., после чего был скрыт под землей, в XIX в. начались раскопки.

Управления по охране объектов культурного наследия

В различных субъектах нашей страны эти управления называются по-разному. Так, в Орловской области оно называется Управление по госохране объектов культурного наследия, Минкультуры и национальной политики - в Башкортостане, Департамент культуры и искусства - в Кировской области и т. д.

В целом же, все они являются учреждениями (или в том числе выполняют функции управлений) по охране объектов культурного наследия.

Данные органы являются региональными, которые осуществляют исполнительную, распорядительную и контролирующую функции в области охраны вышеназванных объектов, способствуют не только их сохранению, но и популяризации.

В заключение

Рассматриваемые в статье объекты включают различные памятники, которые могут быть расположены одиночно или собраны в ансамбли, а также достопримечательные места. В нашей стране имеются федеральные, региональные и местные по отношению к национальным объектам, помимо этого, в разных уголках страны находятся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Работы по сохранению объектов культурного наследия возложены на соответствующие управления, департаменты, комитеты в регионах, а за федеральными объектами — Минкультуры РФ с его территориальными представительствами.



Рассказать друзьям