Отечественные записки журнал 19 века читать. Отечественные записки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
краткое содержание других презентаций

«Русская литература конца 19 - начала 20 века» - Развитие литературных направлений. Русско-японская война. Творческий метод. Русская литература конца XIX –начала XX века. Кризис старых представлений об искусстве. Обновление литературы. Символизм. Футуристы. Реализм. Символисты. Течения модернизма. Хронологические рамки. Литературное течение в поэзии. Модернизм.

«Литературный язык 19 века» - Грибоедов выступил и как новатор в области литературного языка. Рассказывать, так, право, сказки! Роль А.С.Грибоедова в истории русского литературного языка. Ну, что за шейка, что за глазки! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись!»); простого синтаксиса, характерного для разговорной речи. Рассмотрим важнейшие языковые особенности текстов крыловских басен. Русский литературный язык первой четверти xix века.

«Литература 19 - начала 20 века» - Эмиль Золя (1840-1902). Ромен Роллан (1866-1944). Генрих Манн (1871-1950). Гийом Аполлинер. Морис Метерлинк. Артюр Рембо. Оскар Уайльд (1856-1900). Роберт Луи Стивенсон (1850-1894). Новые направления в искусстве конца 19-начала 20 века. Декаданс. Джозеф Редиард Киплинг (1856-1936). Артур Конан-Дойл (1859-1930). Умерли все боги. Стефан Малларме. Ги де Мопассан (1850-1893). Анатоль Франс (1844-1924).

«Писатели 19-20 века» - Как зовут поэта. Произведения А.С. Пушкина. Найти ошибки. Пушкин. Соотнесите фото писателя и данные. Тургенев. Произведения М.Ю. Лермонтова. О ком из писателей дана следующая информация. Назвать писателей 19 века. Определить автора стихотворения. Писатели и поэты 19-20 веков. Федор Иванович Тютчев. Николай Алексеевич Некрасов. Кто автор этих работ. Яков Петрович Полонский.

«История русской литературы 19 века» - Общая характеристика 1 периода. Общая характеристика 3 периода. Вопросы для домашнего анкетирования. Общая характеристика 5 периода. 5 период – очерк, рассказ, повесть, роман, сказ. Общая характеристика 4 периода. Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век. Периодизация русской литературы 19 века. Развитие основных литературных жанров. Общая характеристика 7 периода. Общая характеристика 6 периода.

«Литературный процесс 19 века» - Русский вестник. Литературный процесс второй половины XIX века. Проза. Железная дорога. Закрытие на 8 месяцев. Журнал. Раскол в редакции. Сатирическая журналистика. Журнал наш идёт отлично. Помещичье правительство. Литературно-художественные направления. Журналы. Поэзия. Литературная борьба. Современник. Имущественные права. Руководитель критического отдела. Историческая ситуация. Журнальная и издательская деятельность.

1836 «Современник» был дозволен как литературный сборник, выходящий четыре раза в год. Внешним видом он напоминал альманах, имея всего два отдела – «Стихотворения» и «Проза».

Пушкин сумел превратить литературный сборник-альманах в общественно-литературный журнал со всеми характерными для такого журнала материалами - художественные произведения, критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, статьи, в которых затрагивались вопросы современной политики (конечно, не прямо, а «обиняками»), экономики, отечественной истории, культуры и просвещения, велась острая полемика с реакционным «журнальным триумвиратом».

После смерти Пушкина в 1837 г. Вяземский, Жуковский, Одоевский, Плетнев и Краевский выпустили четыре тома «Современника» в пользу семьи поэта. В 1838 г. Плетнев приобрел право на «Современника», которое в конце 1846 г. у него перекупили Некрасов и Панаев.

Плетневу не удалось вернуть «Современнику» былую славу, он был скучным изданием академического типа, без критики и полемики; он держался лишь публикацией произведений Пушкина, не напечатанных при жизни поэта.

С 1847 г. начинается новый период в истории «Современника», объединившего на своих страницах самых передовых представителей русской общественной мысли во главе с Белинским.

Журнал «Современник» занимает центральное место среди подцензурных революционно-демократических изданий в России середины XIX в. «Современник» в 50-е и 60-е годы становится центром пропаганды идей демократической революции. Журнал последовательно защищает интересы крестьян - основной общественной силы, боровшейся за уничтожение феодально-крепостнического строя. Это направление придала «Современнику» новая редакция, в состав которой вошли Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.

Привлекая в журнал в 1854 г. Чернышевского, Некрасов возлагал на него большие надежды. Тяжелые цензурные условия и засилье в редакции либерально настроенных сотрудников сделали то, что «Современник» все больше терял свою остроту. Надо было сделать решительный шаг по пути возрождения традиций Белинского, чтобы дальше развить и приумножить их.

В журнале читатель находил яркие, насыщенные революционным пафосом стихи Некрасова, в 1857 г. здесь была напечатана повесть Щедрина «Жених», а в следующем году появился роман Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», посвященный теме рабства американских негров. Беллетристика журнала в целом все больше и больше служила пропаганде освободительных идей.

Переход «Современника» на позиции революционного демократизма привел к изменению самого характера издания: журнал из литературного, каким был еще не так давно, превратился в общественно-политический и литературный. Собственно, именно в это время он сложился как тип «толстого» общественно-политического и литературно-художественного ежемесячника.


Возросшая в 40-е годы роль художественной литературы, объяснялись тем, что в то время художественная литература была основной формой пропаганды передовых идей. При таких условиях единственно возможным типом передового издания стал журнал литературный. Вот почему «Современник» сложился как литературно-общественный орган печати.

В середине 50-х годов Художественная литература не могла удовлетворить демократов, в условиях назревания революционной ситуации особенно ощущавших нужду в разработке теории. Возросло значение политических, экономических, философских статей, публицистики в целом. Из литературного «Современник» становится журналом общественно-политическим.

Редакция вела огромную работу, направленную на то, чтобы в условиях жестокого цензурного режима изменить характер журнала. Еще летом 1856 г. было решено создать новый отдел - «Современная хроника политических событий в нашем отечестве и других странах». Издатели журнала, Панаев и Некрасов, обратились с письмом к министру народного просвещения. И хотя либеральным органам - «Русскому вестнику», «Русской беседе» - разрешили иметь отдел «Обозрение современных политических событий», просьба редакции «Современника» была отклонена.

В 1856-1857 гг. «Современник» состоял из пяти отделов: «Словесность», «Науки и художества», «Критика», «Библиография» и «Смесь». В начале 1858 г. журнал фактически состоял уже из трех частей: первый отдел - «Словесность, науки и художества», второй - «Критика и библиография» и третий - «Смесь». Объединение «словесности» с «науками» дало возможность с каждым номером расширять публицистический раздел.

Перестройка структуры журнала закончилась в начале 1859 г., когда было создано два отдела. В первом помещались беллетристические произведения, а также статьи научного характера. Во второй отдел входили публицистика, критика и библиография.

Переход «Современника» на позиции революционной демократии наглядно проявился в острой критике феодально-крепостнического строя.

Важное место в статьях журнала по крестьянскому вопросу занимала борьба за гражданские свободы. «Современник» требовал предоставить крестьянам все гражданские права наравне с другими сословиями, он выступал за полное освобождение крестьян от всяких обязательных отношений с помещиками и организацию независимого от землевладельца местного самоуправления.

Выступая с революционно-демократической программой ликвидации крепостничества, «Современник» показывал невозможность проведения коренных социальных преобразований путем реформ «сверху». Обсуждение конкретных условий отмены крепостного права сопровождалось разоблачением всей реформаторской политики царского правительства. Журнал пропагандировал путь народной революции.

Борьба «Современника» с либерально-монархической журналистикой прошла несколько стадий, от первых, сравнительно спокойных, споров по литературным вопросам 1854 - 1855 гг. до ожесточеннейших схваток 1860 - 1861 гг. и касалась различных проблем. Характер полемики изменялся по мере обострения кризиса феодально-крепостнической системы, роста революционного движения в стране.

Полемика «Современника» с печатью либералов и крепостников по крестьянскому вопросу. Либералы боролись за сохранение помещичьего землевладения, нередко предлагали освободить крестьян без земли. Чернышевский писал, что требования сократить, а тем более ликвидировать крестьянские наделы противоречат здравому смыслу.

В июне 1862 г. «Современник» за «вредное направление» был приостановлен на восемь месяцев, а 7 июля был арестован Чернышевский.

Приостановка «Современника» в июне 1862 г. на восемь месяцев и последовавший за этим арест Чернышевского были таким ударом, после которого, казалось, вряд ли можно оправиться. Однако очень скоро Некрасов добился разрешения возобновить журнал с февраля 1863 г. Но потери были невосполнимы, и «Современник» 1863-1866 гг. не смог вновь подняться на те высоты, которые удалось завоевать Чернышевскому и Добролюбову.

В новую редакцию на первых порах, кроме Некрасова, вошли М. Е. Салтыков-Щедрин, М. А. Антонович, Г. 3. Елисеев и А. Н. Пыпин. В конце 1864 г. Салтыков-Щедрин отказался участвовать в редактировании «Современника». Руководящая роль в журнале переходила к Пыпину, Антоновичу, Елисееву. Это, конечно, отражалось на позициях издания, которые по многим вопросам становились противоречивыми, путаными, нечеткими. Уход из редакции Салтыкова-Щедрина явился тяжелой потерей для издания. Щедрин оставался единственным человеком, который в своем публицистическом творчестве стоял на уровне Чернышевского и Добролюбова.

На страницах «Современника» в эти же годы читатель знакомился с такими произведениями, как «Трудное время» В. А. Слепцова, «Подлиповцы» и «Горнорабочие» Ф. М. Решетникова, «Нравы Растеряевой улицы» Г. И. Успенского, «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, рассказы Салтыкова-Щедрина. Широко была представлена поэзия Некрасова, стихи которого печатались во многих номерах.

В центре внимания беллетристов журнала 1863-1866 гг. была тяжелая жизнь русских крестьян, вовсе не изменившаяся после пресловутого «освобождения». Другая важная тема беллетристики журнала - борьба с реакцией, разоблачение врагов народа.

Непоследовательность и нечеткость позиций журнала 1863-1866 гг., вызванные прежде всего составом сотрудников и серьезными противоречиями внутри редакции, привели к резкому снижению идейного уровня «Современника».

«Современник» сыграл огромную роль в истории русской журналистики, он был выдающимся подцензурным органом революционной демократии 60-х годов. Его пример открыл путь новым журналам демократической и социалистической печати позднейшего периода. Первым среди них следует назвать «Отечественные записки», возрожденные во второй половине 60-х годов усилиями Н. А. Некрасова. Все лучшее, что было в «Отечественных записках» в 70-80-е годы - политическая острота, злободневность, революционная страстность, - шло от «Современника», было продолжением и развитием его лучших традиций.

Отечественные записки 40х:

Журнал «Отечественные записки» был основан чиновником коллегии иностранных дел П. П. Свиньиным в 1818 г. – истор, географ темы, о быте народа, благоденствующего под властью царя, помещиков. 1838 г. уступил право на издание журнала А. А. Краевскому, в чьих руках они преобразились. Цель - передавать отечественной публике все, что только могло встретиться в литературе и жизни замечательного, и полезного, и приятного».

Среди сотрудников были и литераторы пушкинского круга (Жуковский, Вяземский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов), и будущие активные участники «Москвитянина» (Погодин, Шевырев, М. А. Дмитриев, И. И. Давыдов), и будущие славянофилы (Хомяков, С. Т. Аксаков), и перешедшие из «Литературных прибавлений» молодые писатели (Лермонтов, Соллогуб, И. И. Панаев).

Преобразованные «Отечественные записки» стали объемистым (до 40 печатных листов) ежемесячником. Каждая книжка журнала была разбита на восемь отделов: «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

Однако полному успеху солидно поставленного издания мешало отсутствие определенной и ясной программы. Цели журнала Краевский формулировал туманно: «способствовать, сколько возможно, русскому просвещению», «обогащать ум знаниями», «настроить к восприятию впечатлений изящного» и т. п.

Журнал, который объединял литераторов самых различных убеждений, но не имел собственного лица, не мог рассчитывать на продолжительный успех.

С августа 1839 г. Белинский начал печататься в «Отечественных записках», а позже принял на себя руководство критико-библиографическим отделом журнала. К активному участию в журнале Белинский призывал и своих друзей. (Боткин, Бакунин, Грановский, Кетчер, Кудрявцев, Огарев, Герцен, Некрасов, Тургенев).

Белинский и новые сотрудники постепенно заставили покинуть журнал многих прежних его участников, враждебно относившихся к происходившим в нем переменам: Жуковского, Вяземского, Плетнева, Бенедиктова, Межевича, будущих славянофилов и будущих сотрудников «Москвитянина». «Отечественные записки» стали трибуной Белинского и Герцена и органом писателей-реалистов.

В «Отечественных записках» появились лучшие произведения русской литературы, созданные в 1840-х годах.

Благодаря Белинскому и тому направлению, которое он придал журналу, в «Отечественных записках» стали сотрудничать писатели, принадлежавшие к натуральной школе.

Одним из наиболее активных авторов, вместе с Белинским определявшим направление журнала, был Герцен. Под псевдонимом «Искандер» он поместил в «Отечественных записках» несколько художественных произведений («Записки одного молодого человека», «Еще из записок одного молодого человека», первую часть романа «Кто виноват?»), а также философские работы («Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы») и публицистические статьи, в том числе три фельетона, направленных против журнала «Москвитянин».

Тургенев передал «Отечественным запискам» почти все свои произведения, созданные до «Записок охотника», печатавшихся с 1847 г. в «Современнике». Здесь появилось несколько его стихотворений и поэм, пьесы «Неосторожность» и «Безденежье», рассказы «Андрей Колосов», «Бреттер» и др. Сотрудничество Тургенева в журнале Краевского продолжалось и после перехода Белинского, Герцена, Некрасова в «Современник». В конце 1840-х и в начале 1850-х годов в «Отечественных записках» были напечатаны тургеневские пьесы «Холостяк» и «Провинциалка», повести «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков».

С начала 1840-х годов в, журнале сотрудничал Некрасов. Кроме нескольких рассказов («Необыкновенный завтрак», «Опытная женщина») и стихотворений («Современная ода», «Огородник»), ему принадлежало значительное количество острых анонимных рецензий, которые нравились Белинскому.

Достоевский, дебютировавший в литературе романом «Бедные люди», опубликованном в «Петербургском сборнике» Некрасова (1846), поместил в «Отечественных записках» почти все свои последующие произведения сороковых годов: «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие.

С «Отечественными записками» связано начало литературной деятельности Салтыкова-Щедрина. В 1847 г. в журнале была опубликована его повесть «Противоречия», а в следующем году – повесть «Запутанное дело», за которую автор поплатился ссылкой. Кроме названных писателей, в отделе словесности «Отечественных записок» 1840-х годов помещали свои произведения Д. В. Григорович, В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, В. А. Соллогуб, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, И. И. Панаев, Н. П. Огарев, Е. П. Гребенка, А. Д. Галахов, А. Н. Майков, А. А. Фет и др.

Помещались почти исключительно произведения современных зарубежных авторов: Жорж Санд, Диккенса, Ф. Купера, Г. Гейне. Кроме того, было опубликовано несколько переводов из Гете (отрывки из «Фауста», «Вильгельма Мейстера», стихи) и перевод «Двенадцатой ночи» Шекспира.

В отделе критики и библиографии печатались работы Белинского: общие обзоры русской литературы за 1840–1845 гг., статьи о народной поэзии, две статьи о творчестве Лермонтова, одиннадцать статей о Пушкине, несколько полемических заметок о «Мертвых душах» Гоголя и большое число других статей и рецензий.

В отделе «Науки», кроме оригинальных статей русских ученых, были напечатаны работы иностранных исследователей: Тьерри, Фр. Листа, Гумбольдта и др. Особое внимание уделялось современной западноевропейской жизни.

Белинский превратил журнал в трибуну идей народного освобождения и прогресса России. Белинский хотел, чтобы «Отечественные записки» сделались подлинным выразителем народных чаяний и обращались бы не только к узкому кружку оппозиционно настроенной интеллигенции, а ко всем передовым читателям.

В тяжелых цензурных условиях «Отечественные записки» боролись с крепостничеством и всеми его проявлениями в политическом строе, идеологии и быту. Журнал ратовал за просвещение и свободу за прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни страны, за всестороннее развитие России, отстаивал интересы народных масс.

Белинский и Герцен решительно осуждали пренебрежительное отношение к русскому народу, к национальной культуре, свойственное господствовавшим классам России. Критикуя политическую, экономическую и культурную отсталость страны, «Отечественные записки» были далеки от кпреклонения перед западом. Белинский и Герцен ценили достижения иностранной культуры, но отвергали основы буржуазного строя и буржуазной идеологии.

Полагая, что капитализм был шагом вперед в историческом развитии России, Белинский и Герцен рассматривали его как переход к новой, высшей фазе общественных отношений – социализму. Все отделы «Отечественных записок» активно участвовали в пропаганде социалистических взглядов.

С апреля 1846 г. Белинский прекратил работу в журнале Краевского.

Цензурный террор в «мрачное семилетие» после 1848 г. привел их к окончательному упадку, потере авторитета и влияния. По традиции, считая себя прогрессивным журналом, «Отечественные записки» пропагандируют пресный либерализм, враждебный демократии и мало чем отличающийся от консерватизма.

Общественный подъем, наступивший после смерти Николая I и Крымской войны, уже не смог вдохнуть жизнь в журнал. И лишь после того как отчаявшийся в успехе издания Краевский в 1868 г. передал его в руки Некрасова и Салтыкова-Щедрина, к «Отечественным запискам» вновь пришла слава передового общественно-политического и литературного журнала.

«Календарь литературных дат» - 35 лет – «Третий в пятом ряду» (1977) А.Алексина. 175 лет – «Оливер Твист» (1837) Чарльза Диккенса. 220 лет – «Бедная Лиза» (1792) Н.М.Карамзина. Х. К. Андерсена (1968) «Большое путешествие Марселино», «Марселино Хлеб-и-Вино». Илл.М.Митурича. Художник О. Верейский. 2 мая – 110 лет со дня рождения австралийского писателя Алана Маршала (1902–1984).

«Памятные даты» - Здание Музея писателя. Или окунуться на выходные в лесную жизнь и получить истинное наслаждение от природы... Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины. Умер 3 мая 1960 г. в Архангельске. http://sladkov.com/2009/sladkov-nikolaj-ivanovich/. Кир Булычёв Игорь Всеволодович Можейко 18 октября 1934 – 5 сентября 2003.

«Литературные направления» - М.В. Ломоносов. Н.М. Карамзин. Кто является основателем русского романтизма? Тест по теме: «Литературные направления». Кто является основателем русского сентиментализма? Кто является основателем русского классицизма? В.А. Жуковский.

«История романтизма» - В начале XIX в. Восток превращается в поле не только научных, но и художественных изысканий. Романтизм. Философия и эстетика романтизма. Учитель русского языка и литературы Лазакова Н. Н. История происхождения термина. Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворенности действительностью, кризиса идеалов классицизма.

«Периоды древнерусской литературы» - Древнерусская литература прошла многовековой путь развития. Древнерусская литература второй трети XIII - конец XIV века. Сказание о Кожемяке. Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях. Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания. Литература XVII века. Выделяют шесть периодов развития древнерусской литературы.

«Романтизм в литературе и музыке» - Литература. Герой – исключительная личность, возвышающаяся над своим окружением. Неудовлетворённость будничной жизнью, поэтому наличие мира поэтической мечты. Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Варламов, Алябьев, П.И.Чайковский. Д.Г.Байрон, В.Гёте, В.А. Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов. Источники вдохновения в фолклоре и историческом прошлом.

Всего в теме 18 презентаций

03/12/2009 10:51
Сетевая библиотека «Руниверс» начала публиковать факсимильные копии российских журналов XIX века. Как передает РИА «Новости», на сайте будут выложены «Отечественные записки», «Русский архив», «Русская старина».
В планах публикации значится также современный «Российский архив», выходивший в послеперестроечное время. Четыре тома «Российского архива» уже доступны на сайте Runivers.ru , остальные журналы появятся в сети в 2010 году.

Проект «Руниверс» был запущен в 2008 году, его задачей является публикация изданий XIX - начала XX века. В ноябре на сайте начали выкладывать архивы, подготовленные дореволюционными археографическими комиссиями .

«Отечественные записки» выходили в 1818–1884 годах, журнал публиковал материалы по истории, географии, о быте и нравах России. В «Записках» печатались Жуковский, Одоевский, Лермонтов, Погодин, Хомяков, Аксаков, а критическим отделом в свое время заведовал Белинский.

«Русский архив», издававшийся с 1863 по 1917 год, представлял собой историко-литературный журнал, публиковавший мемуары, письма и исторические документы. «Российский архив», 14 томов которого вышли в 1990–2006 годах, был задуман как продолжение «Русского архива».

«Русская старина» выходила с 1870 по 1918 год. Журнал был посвящен русской истории и литературе тогдашнего новейшего времени (периоду от Петра I и позже). В нем часто публиковались записки, воспоминания, автобиографии и дневники.

Д. Бернштейн

Под этим названием в 1818 и 1819 в Петербурге вышли два сборника, изданные П. П. Свиньиным и посвященные гл. образом русским «самородкам», выходцам из народа. Главное внимание в сборниках уделялось пользе, приносимой этими талантами «отечественной» промышленности. Ряд статей посвящен русским фабрикам и заводам и вопросу о разработке русских природных богатств. С 1820 по 1830 тот же Свиньин издавал журнал «Отечественные записки», уделяя в нем наибольшее внимание вопросам русской промышленности, этнографии и истории. Художественный отдел журнала был незначителен и характерен только своим стремлением ознакомить публику с талантами «из народа» (Алипанов, Слепушкин и др.). Журнал Свиньина, как и предшествующие ему сборники, носил на себе все следы социальной незрелости русской буржуазии этого периода, не способной связать свою экономическую борьбу с политической борьбой против феодальной системы и рабски заискивающей перед вельможами и монархом.

В 1839 право на издание «О. з.» перешло к А. А. Краевскому, который очень умело привлек к участию в журнале лучшие литературные силы того времени. Отдел критики до 1846 вел Белинский, а в 1846-1847 - Вал. Майков. В художественном отделе «О. з.» принимали участие Лермонтов, Одоевский, Вельтман, Сологуб, Павлов, Павлова, Герцен, Некрасов, Кольцов, Огарев, Тургенев и др. В начале журнал не имел определенного направления, но очень скоро «О. з.» выявили себя как западнический журнал и стали органом либерального капитализировавшегося дворянства и блокирующихся с ним буржуазных и разночинских групп. В художественном отделе, и особенно в очень интересном отделе «Современная критика России», преобладали тенденции либерального дворянства. Статьи по вопросам хозяйства почти исключительно посвящены проблеме «образцовой формы» хозяйственного оборудования поместья на новый буржуазный лад. Прогрессивные тенденции «Отечественных записок» привлекли к ним внимание и правительства и реакционной прессы.

Реакция 1848 обесцветила и обескровила журнал, который до конца 50-х гг. влачил самое жалкое существование. Художественный отдел был представлен третьестепенными дворянскими писателями, всячески идеализировавшими делового помещика и кроткого мужика. Общественно-заостренная критика Белинского и В. Майкова сменилась критикой чисто эстетической (П. В. Анненков и др.). Отклики на современную литературу уступили место изучению прошлого в работах А. Н. Пыпина, Ф. И. Буслаева, А. Галахова. Журнал несколько оживился с 1859, когда в нем острее начали ставиться вопросы общественной реформы. После осуществления крестьянской реформы журнал твердо стал на умеренные позиции «водворения закона и правильного развития» и начал открытую борьбу с радикальными общественными течениями. Критический отдел его, руководимый с 1800 по 1866 Дудышкиным, был направлен против революционно-демократической «обличительной» литературы, которая обвинялась им в раздувании общественного раздора и невыполнении обязанностей «гуманизирования» общественных отношений. С этой точки зрения «О. з.» атаковали «Современник» и «Русское слово». Общественный отдел журнала вел борьбу с идеями утопического социализма и создал буржуазную утопическую теорию наделения пролетариата собственностью как средством спасения от всех социальных бедствии. С этой точки зрения русская крестьянская реформа трактовалась «О. з.» той поры как мера, обеспечивавшая все возможности капиталистического развития без угрозы рабочего движения.

Несмотря на антирадикализм «О. з.», художественный отдел журнала чем дальше, тем все сильнее захватывался представителями радикального лагеря. Н. Успенский, Некрасов, Решетников и др. становились непременными сотрудниками, а с 1868 журнал фактически перешел в руки Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Елисеева. Облик журнала совершенно изменился: он принял резко выраженную «обличительную окраску». В художественном отделе «О. з.» сотрудничали Островский, Гаршин, Достоевский (роман «Подросток»), Гл. Успенский, И. Кущевский, Салтыков-Щедрин и др.; критическим отделом последовательно руководили Писарев, Скабичевский и Михайловский; в общественном отделе участвовали Елисеев, С. Кривенко, Н. Зибер, С. Южаков и др. «О. з.» этой поры усердно и талантливо боролись с дворянскими формами бытия и сознания и открыто высказывали свою неудовлетворенность реформой, освободившей крестьянство от земли. Журнал становился органом революционного народничества, выражая идеологию, детерминированную положением крестьянской массы, одновременно и втянутой в капиталистическое развитие и испуганной ее результатами. Ведя борьбу с феодализмом и тем объективно расчищая пути капиталистическому развитию деревни, идеологи народничества с ужасом смотрели на плоды капиталистического развития и стремились избавить от него Россию путем сохранения общины как зародыша будущего социалистического общества. «Отечественные записки» в 70-х годах утверждали, что Россия в состоянии избежать ужасов капитализации и пролетаризации и что учение Маркса, верное по отношению к Западной Европе, не применимо к русским путям исторического развития.

Но к концу 70-х гг. диференциация среди самого крестьянства и полная несостоятельность общины стали слишком очевидны. Народническая идеология переживала кризис. Только очень немногие из сотрудников «О. з.» вроде Воронцова (В. В.) продолжали упорно не замечать капитализма, утверждая, что в России своего капитализма нет, что в ней работает только иностранный капитал, гибельный для отечественных капиталистов, но отнюдь не для крестьянской общины. Большинство идеологов народничества в «О. з.» вынуждено было признать факт классового расслоения деревни. С чисто середняческой противоречивостью многие из них, например Златовратский, с одной стороны, клеймили кулака, а с другой - восхищались его смышленостью, его хозяйственной ловкостью и тем, что он больше кого бы то ни было способен отомстить барству за угнетение крестьянства, прибирая к рукам и разоряя хозяйственно-неумелых дворян. Внимание журнала в 80-х годах было обращено главным образом на хозяйственного мужика, в своих экономических построениях журнал исходил из его интересов. Журнал заботился об удобствах его хозяйства, его торговли, его обогащения. Рассуждения об общине (Михайловский, «Письма из деревни» М. Энгельгардта), об уравнительном пользовании землей все сильнее обнаруживали свою мелкобуржуазную сущность. Социалистические идеи были здесь использованы только для утверждения преимущества крестьянского владения перед помещичьим.

В 1884 журнал был запрещен в силу близости ряда его сотрудников к подпольным революционным организациям.

Список литературы

II. Зотов В., Нестор русской журналистики, «Исторический вестник», 1889, XI (период А. А. Краевского)

Данилов В., Дедушка русских исторических журналов («Отечественные записки» П. П. Свиньина), «Исторический вестник», 1915, VII

Евгеньев-Максимов В., Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX века, Гиз, Москва - Ленинград, 1927 (гл. II, III, VII, XVI-XXIV)

Анатольев П., К истории закрытия журнала «Отечественные записки», «Каторга и ссылка», 1929, № 8-9 (57-58).

Алфавитный указатель к «Отечественным запискам» за 1839-1843 гг., СПБ, 1844

за 1844-1848 гг., СПБ, 1849

за 1849-1853 гг., СПБ, 1854

за 1854-1858 гг., СПБ, 1860 (составлен В. И. Межовым)

за 1868-1877 гг., СПБ, 1878 (и в «Отечественных записках», 1878, №№ 8, 9, 11-12). Обширную литературу об «О. з.» см. у Мезиер А. В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924, стр. 288-293, 832-834

То же, ч. 1, М. - Л., 1931, стр. 767-772 (дополнения к предыдущему).



Рассказать друзьям