Пк 25 крамской лунная ночь. «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
История одного шедевры: Иван Крамской "Лунная ночь"

Иван Крамской "Лунная ночь". 1880. Холст, масло. 178,8х215; 135,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Сколько красок может нести ночь? Множество – доказывает сквозь века зрителям Крамской. Картина «Лунная ночь» - одна из самых восхитительных лиричных «вечерних» полотен великого русского живописца.

В ярком лунном свете, освещающем широкую деревянную скамью в парке, перед нами предстаёт юная женщина, облачённая в роскошное белое платье. Всё вокруг погружено во тьму, но луна то тут, то там высвечивает фрагменты парка, и уже можно рассмотреть спокойную гладь воды с кувшинками, извилистую аллею парка с высокими могучими деревьями.

Главную героиню полотна – загадочную задумчивую женщину, Крамской писал с натуры. На первом этапе создания полотна моделью стала Анна Попова (будущая супруга великого химика Менделеева), а заканчивал картину художник уже с другой натурщицей – Еленой Третьяковой.

Своё название картина тоже обрела ни сразу, автором рассматривались варианты «Волшебная ночь», «Старые тополя», но на первых выставках под полотном стояла лаконичная надпись «Ночь».

Законченное полотно приобрёл супруг второй натурщицы – меценат и коллекционер Сергей Третьяков, младший брат более известного Павла Третьякова. Всю жизнь восхитительная «Лунная ночь» находилась у него дома, а после смерти, по завещанию владельца, была передана в Третьяковскую галерею.
источник: Арт Энциклопедия > Геннадий Занегин

Иван Николаевич Крамской (1837 - 1887), русский художник, критик и теоретик искусства. Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая 1837 в бедной мещанской семье.
С детства увлекался искусством и литературой. Рисованием занимался с детства самоучкой, потом по совету одного любителя рисования стал работать акварелью. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России.

В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. За картину "Моисей источает воду из скалы" (1863) получил Малую золотую медаль.

В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Возглавил протест выпускников Академии ("бунта четырнадцати"), отказавшихся писать картины ("программы") на заданный Советом мифологический сюжет.
Молодые художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так охарактеризовал попытку молодых художников: "в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты", вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную академией тему - "Пир в Валгалле" и вышли из академии.

Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. Царившей здесь атмосфере взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных интересов они во многом обязаны Крамскому.

За свою жизнь Крамской написал очень много выдающихся картин, среди которых самая знаменитая картина мастера Неизвестная, Русалки, портреты Льва Николаевича Толстого, художника Шишкина, Салтыкова-Щедрина и многих других.
Великий русский художник ушёл из жизни за работой. 5 апреля 1887 года, когда рисовал портрет доктора К. Раухфуса, Иван Николаевич Крамской неожиданно побледнел и упал на мольберт.

1. Куинджи работал над картиной «Лунная ночь на Днепре » около полугода. Еще за несколько месяцев до завершения работы по Петербургу разнеслись слухи о невероятной красоте этого произведения. Под окнами его мастерской выстраивались длинные очереди. Каждый хотел хотя бы глазком взглянуть на это произведение искусства. Куинджи пошел навстречу петербуржцам и приоткрыл завесу тайны. Каждое воскресенье художник растворял двери своей мастерской для всех желающих ровно на 2 часа.

2. За это время гостями его мастерской стали многие великие люди того времени – И. С.Тургенев , Д.И. Менделеев , Я.П. Полонский , И.Н. Крамской, П.П.Чистяков . В одно из воскресений к художнику зашел скромный морской офицер и поинтересовался стоимостью картины. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Он совсем не ожидал, что тот согласится. Но офицер ответил: «Хорошо. Оставляю за собой.». Оказалось, что это был Великий князь Константин Константинович Романов, который и приобрел картину для своей коллекции.

3. «Лунная ночь на Днепре» была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Важно, что это была первая в России выставка одной картины. И люди часами стояли в очередях, чтобы увидеть произведение «художника света». Именно так стали называть Куинджи поклонники его творчества.

4. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Идея пришла к нему во сне: чтобы достичь большего эффекта, художник попросил занавесить в зале все окна и осветить картину сфокусированным на ней лучом. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам - сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны заливал своим глубоким завораживающим светом всю комнату. Многие из них заглядывали за картину в надежде отыскать там лампу, чтобы уличить автора в шарлатанстве. Но её не было.

5. В этой картине Куинджи удалось показать всю красоту природы спокойной и безмятежной украинской ночи – величественный Днепр, ветхие мазанки и холодное сияние лунного света. И.Е. Репин вспоминал, как десятки людей стояли перед полотном «в молитвенной тишине» со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».

6. Ходили слухи, что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии . Завистники с презрением утверждали, что рисовать ими – большого ума не надо. Суеверные вовсе обвиняли мастера в том, что он находится в сговоре с нечистой силой.

7. Секрет «художника света» заключался в фантастическом умении художника играть на контрастах и долгих экспериментах над цветопередачей. В процессе создания картины он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. В этом Куинджи помогал его близкий друг – Д.И.Менделеев.

8. Картина так понравилась новому владельцу – Великому князю Константину, что решил не расставаться с ней даже в путешествиях. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. И.С.Тургенев пришёл от этого в ужас. Он писал Д.В.Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина…вернется совершенно погубленной.». Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Конечно, сырость, ветер и воздух, пропитанный солью, негативно сказались на состоянии холста. Краска потрескалась и поблекла. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя.

9. Картина имела огромную популярность. Это подтолкнуло Куинджи на создание еще двух авторский копий «Лунной ночи на Днепре». Они были написаны спустя 2 года – в 1882. Первая хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве , другая – в Ливадийском дворце в Ялте .

10. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Свой поступок объяснял так: «...художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет - надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.». За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.

11. Музей-квартира талантливого мастера находится в знаменитом «доме художника» в Биржевом переулке. С инициативой создания музея-квартиры выступил ученик Куинджи – Николай Рерих . К сожалению, открыть экспозицию удалось лишь в 1991 году – к 150-летию художника.

СПРАВКА КП

Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Там он подружился с В.М.Васнецовым и И.Е.Репиным, познакомился с И. Н. Крамским - идеологом передовых русских художников. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского . С течением времени он начинает обдумывать темы, манеру письма, самостоятельно изучая краски, цвет, световые эффекты и к сорока годам становится знаменит. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». В период 1894-1897 годов Куинджи руководил высшим художественным училищем при Академии Художеств. Его учениками были А. Рылов , Н. Рерих, К. Богаевский. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года.

«Лу́нная ночь» - картина русского художника Ивана Крамского (1837-1887), написанная в 1880 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 676). Размер картины - 178,8 × 135,2 см .

История [ | ]

Крамской начал работу над картиной «Лунная ночь» в 1879 году. Картина была представлена на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в Санкт-Петербурге в 1880 году .

В 1880 году картина была приобретена у автора Сергеем Третьяковым и стала частью его коллекции . В 1892 году, после смерти Сергея Третьякова, по его завещанию картина была передана в Третьяковскую галерею .

Описание [ | ]

Картина «Лунная ночь» считается одним из самых лирических полотен Крамского. На ней изображена женщина в белом платье, сидящая на скамье под деревьями при лунном свете .

В одной из ранних версий моделью для образа женщины была Анна Ивановна Попова (1860-1942), будущая жена Дмитрия Менделеева . Для окончательной версии картины художнику позировала вторая жена Сергея Третьякова - Елена Андреевна Третьякова (урождённая Матвеева) .

Отзывы [ | ]

Искусствовед Татьяна Курочкина в своей книге о Крамском писала, что в этой картине художник «стремился к созданию поэтического образа волшебной лунной ночи, гармонического единения человека и природы, к раскрытию таинственного очарования лунного света, пробуждающего грёзы в душе юной мечтательницы, задумчиво сидящей на скамье старинного парка». Тем не менее, она отмечала, что Крамскому «не удалось избежать налета некоторой искусственной театральности» .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Государственная Третьяковская галерея - каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . - Москва: Красная площадь, 2001. - Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А-М. - С. 311. - 528 с. - ISBN 5-900743-56-X .
  2. Крамской Иван Николаевич - Лунная ночь (неопр.) (HTML) (недоступная ссылка) . Государственная Третьяковская галерея , www.tretyakovgallery.ru. Проверено 20 апреля 2014. Архивировано 3 мая 2016 года.
  3. Крамской Иван Николаевич - Лунная ночь, 1880 (неопр.) (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 20 апреля 2014.

Картина Ивана Крамского «Лунная ночь» написана в 1880 году. Это одно из самых восхитительных полотен великого русского живописца. Яркий лунный свет освещает широкую деревянную скамью в парке с сидящей на ней очаровательной молодой женщиной в роскошном белом платье. Лунного света хватает, чтобы рассмотреть зеркальную гладь пруда с плавающими кувшинками, аллею парка с высокими могучими деревьями, уходящую вглубь.

Известно, что для создания образа героини полотна позировали две модели: Анна Попова, будущая супруга известного химика Менделеева, и Елена Третьякова, жена мецената и коллекционера художественных полотен Сергея Третьякова, который и приобрел эту картину. По завещанию после его смерти картина заняла достойное место в Третьяковской галерее, созданной его старшим братом Павлом.

Художнику удалось передать спокойствие и безмятежность ночи, располагающей к приятным размышлениям, удивительный свет луны, настойчиво стремящейся освятить каждый уголок парка, манящую таинственность тополей…

Художник и хотел первоначально назвать картину «Старые тополя» или «Волшебная ночь». Но за ней утвердилось более романтичное название «Лунная ночь».

Купить репродукцию этой картины вы можете в нашем интернет-магазине.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Лунная ночь художника Ивана Крамского на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Ивана Крамского Лунная ночь: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Ивана Крамского на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ивана Крамского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Ивана Крамского на натуральном холсте.

Иван Николаевич Крамской к 12 годам закончил Острогожское училище с похвальными листами по всем предметам. В том же возрасте потерял отца, который трудился писарем городской думы.

Иван тоже упражнялся в каллиграфии, после смерти отца служил в думе посредником по полюбовному межеванию. В возрасте 15 лет он поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года.

После 16 лет представился случай объехать с харьковским фотографом половину России в качестве ретушера и акварелиста. Фотограф снимал в Острогожске войсковые учения и, познакомившись с Иваном, позвал его с собой.

В 1857 году, в 20 лет Иван Крамской решил подать документы В Академию художеств в Петербурге, успешно сдал экзамены, и был принят в число студентов Академии.

Во время учебы подрабатывал в фотоателье, искусно ретушируя фотографии.

В 1863 году, накануне своего выпуска из Академии, Крамской возглавил знаменитый «бунт 14», когда 14 выпускников академии возмутились тем, что им запретили писать конкурсную картину на свободную тему, отказались принять участие в соревнованиях за Большую золотую медаль и покинули Академию.

Под руководством Крамского они организовали «Артель художников», которая просуществовала до 1870 года. С 1871 года Крамской увлекся идеей об организации нового художественного объединения, куда вошли художники Москвы и Петербурга. Организация впоследствии получила название « Товарищество передвижных художественных выставок» В это время Крамской подружился с Павлом Третьяковым, став главным советником знаменитого мецената и исполнителем многих его заказов.

Отношения с «Товариществом» сохранялись в течение 10 лет. В начале 1880-х годов на Крамского обрушились многочисленные обвинения со стороны других передвижников и в том, что он «предал идеалы», приняв заказ на выполнение портретов членов царской семьи, и в роскоши, в которой он якобы погряз, и даже в том, что он носит модные красные чулки.

Крамской чувствовал себя оскорбленным, извинения поступили в его адрес лишь через семь лет после его смерти, в 1894 году.

Ушел из жизни Крамской за работой, у мольберта. В последний свой день он писал портрет доктора Раухфуса. С 1884 года из-за болезни сердца, он жил и лечился под наблюдением русских врачей в небольшом французском городке, а в свободное от процедур время учил рисованию свою дочь Соню, на рубеже веков она стала очень востребованной художницей.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ивана Крамского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

08.05.2015

Описание картины Ивана Крамского «Лунная ночь»

Иван Николаевич Крамской - это известнейший русский художник. Именно он является автором картин, которые по сей день пользуются популярностью, среди ценителей искусства. Иван Николаевич писал много картин, сюжет которых разворачивался вечером или поздней ночью. Но одной из самых лучших картин подобного плана считается полотно под названием «Лунная ночь». На этом полотне очень точно передана красота и романтичность летней ночи. Что может быть прекрасней, чем теплая летняя ночь, сквозь сумрак которой, пробивается лучик полной луны. Главная героиня картины - женщина, одетая в сказочное белое платье. Женщина сидит на скамейке и по ее склоненной голове и задумчивому взгляду можно понять, что она о чем-то размышляет или мечтает.

Скамейка, на которой сидит женщина, находится напротив пруда. За спиной у миниатюрной красавицы высятся воинственные тополя. Тополя изображены на картине не полностью - создается впечатление, что их верхушки уходят далеко за границы картины. Женщина, находясь в раздумьях, разглядывает пруд. Она печальна и очень спокойна. Заметно, что она рада возможности уединиться от бесконечного будничного шума. Иван Николаевич Крамской очень хорошо передал зрителям естественность природы и ту атмосферу, которой пропитано местечко возле пруда. В основном, точной передаче атмосферы того места способствует большое количество бликов, которые использовал живописец. Ночное спокойствие и умиротворение, мечтательность женщины, сидящей возле пруда, и прорывающийся сквозь деревья, лунный луч - все это художник смог передать с большой искусностью. Не зря именно эту работу отметили критики, жившие в одно время с Иваном Николаевичем Крамским. Это полотно помогло критикам поставить Крамского в один ряд с такими легендами русской живописи, как



Рассказать друзьям