Потерянный рай адама и евы. Характеристика героев по произведению мильтона «потерянный рай»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Адам и Ева — первые люди, лучшие создания Бога, из мести искушенные Сатаной и наказанные Богом изгнанием из земного рая — Эдема. Первые люди были бессмертны и безгрешны, они не знали страда­ний, боли, мук ревности и зависти, бремени труда. Их жизнь в Эдеме прекрасна и счастлива. Адам и Ева за­думаны как воплощение религиозного идеала: покор­ные деснице Божией, они живут в блаженстве, слов­но герои идиллий. Бог запретил первым людям при­касаться к древу познания: «…не ищи иного счастья и умей не знать». Их блаженство бессознательно, обусловлено отказом от соблазна познания. Безмя­тежность первых людей вызывается тем, что у них нет никаких противоречий, у них нет бытия, нет раз­вития. Таким образом, райская идиллия хоть и пре­красна, но ограничена. Сатана искушает Еву знанием и вынуждает ее вкусить запретный плод. Он доказы­вает ей, что без знания люди не могут постигнуть суть вещей: что не зная смерти, люди не могут оце­нить, как прекрасна жизнь; не зная зла, не могут су­дить о добре; знание — это великая сила, она прида­ет могущество и приравнивает к Богу. Первые люди в произведении Мильтона были предупреждены об искушении. Адам нарушил запрет Бога не по неведе­нию, а сознательно, из любви и сострадания к своей подруге. Это значит, что они ответственны за свои поступки, за совершенный грех. Адама и Еву выгоняют из Эдема, а архангел Михаил рассказывает им будущую историю человечества: людей ждут грехи, смерть, болезни, стужа, тяжкий труд, их потомки будут со­вершать преступления. Но изгнанные из Эдема пер­вые люди обретают подлинную человечность: из идил­лических героев они превращаются в людей трагичес­кой судьбы. Философски Мильтон оправдывает гре­хопадение: он прославляет труд как главное назначение человека, осуждает социальные бедствия — войны, ти­ранию, нетерпимость, неравенство; он славит челове­чество, которое идет вперед, обретает истину в стра­даниях и заблуждениях.

Мастерство Мильтона-художника ярко сказалось в описании действующих лиц поэмы «Потерянный рай ». постепенно раскрывает в ней разносторонние образы своих героев. Так, например, показав сначала Адама и Еву вместе, Мильтон характеризует их в отдельности, используя прием своеобразного сужения, ограничения картины: сначала весь Эдем (рай), затем одна из его лужаек, далее – люди, наконец, отдельно Адам и отдельно Ева.

Образ Адама у Мильтона воплощает в себе доблесть, мудрость, мужество. С этими качествами соединено живое человеческое обаяние Адама, одухотворяющее его слова и жесты. Царственный, мужественный и обаятельный Адам представлен в «Потерянном рае» как гармонический образ человека.

Внутренний мир Адама богат. По мысли Мильтона, его составляют разум, воображение, чувства, страсти и «свободная воля».

Мильтон был убежден, что «свободная воля», направляемая разумом, поможет человечеству найти истинный путь, который приведет людей к счастью и справедливости. Свою веру в силу разума, доброй воли человека Джон Мильтон высказал аллегорически. В отличие от многих других писателей как пуританского , так и католического направления, которые считали человека игрушкой в руках «Провидения» или «Предопределения», Мильтон (в целом разделяя кальвинистское учение о предопределении) прославляет в «Потерянном рае» «свободную волю» Адама как великое активное начало, движущее человека вперед.

Рядом с Адамом в поэме возникает замечательный по своей привлекательности образ Евы.

Осыпав Еву похвалами отвлеченного характера (целомудрие, красота, доброта, мягкость и т. п.), Мильтон вместе с тем создает ее живой и индивидуальный облик.

Воспевая любовь Адама и Евы, Мильтон поэтически изображает семейное счастье супружеской четы, внимательной и нежной в своих отношениях, искренней и чистой, неразрывно связанной своими чувствами, делящей горе, труды и радости.

Некоторые черты в описании отношений Адама и Евы дают основания говорить о пуританских тенденциях «Потерянного рая». Мильтон, например, настойчиво называет их отношения браком, который «освящен свыше». Но поэзия семейного счастья, пронизывающая эти страницы поэмы, выше поучений пуританских и квакерских проповедников, – и здесь обнаруживается связь Мильтона с народным творчеством, с народными идеалами верной и чистой любви.

Адам смело переступает черту, отделяющую его от «грешницы» Евы. Этим поступком он тоже совершает «восстание против авторитета» и оправдывает характеристику его образа у Мильтона как человека мужественного и решительного. Описание поступка Адама относится к числу тех эпизодов «Потерянного рая», которые тесно связаны с гуманистической идеологией. Сатана в поэме «преступил закон», поддавшись властолюбию и зависти; Адам грешит во имя своей любви к другому человеку, и если для пуританина-ригориста обе страсти были одинаково «порочны», то Мильтон рассматривал их иначе. Осуждая Сатану, поэт возвеличивал Адама. Его образ по-настоящему прекрасен в ту минуту, когда вместе со своей подругой противостоит всем силам неба и ада, которые не замедлят ополчиться против него.

Однако рядом с образом Сатаны Адам Мильтона иногда явно теряется, проигрывает. В беседах с ангелами Адам более вопрошает, чем сам говорит, или остается просто безгласным. Перед «посланцами бога» он сразу становится существом низшего порядка, готовым принять любую несправедливость.

Так пуританин Мильтон парализует те качества «царственного» человека, которые он сам вложил в образ Адама. Прежде всего, поэт спешит ограничить возможности человеческого разума; в ответ на пытливые вопросы Адама о мироздании Рафаил сурово одергивает его, напоминая Адаму, что он – только человек и пусть не мечтает проникнуть в некоторые тайны вселенной.

В такой трактовке образа Адама влияние пуританизма проявилось гораздо сильнее, чем в теме любви и семьи. Человек Мильтона, подавленный многостепенной иерархией своих строгих небесных надсмотрщиков, стал беднее и примитивнее человека из драм Шекспира .

Религиозное начало «Потерянного рая», лишившее Адама возможности быть подлинным героем «свободной воли», еще сильнее сказалось в образах бога, его сына и ангелов.

Безличность, однообразие богоподобных ангелов не есть просто слабость Мильтона-поэта. Она – следствие той теории, по которой ангелы – бесстрастны, в них разлит одинаковый свет одинакового разума. Правда, в стихах «Потерянного рая» ангелы хмурят брови, гневаются, ликуют. Но это условные гримасы «прекрасных» масок, не тронутых страстью и в силу этого – неживых. Внешне человекоподобные, ангелы Мильтона – абстракции, ибо повторяют друг друга, являются выражением одной идеи. Это – раззолоченные автоматы, готовые карать и проповедовать одинаковыми мерами и одинаковыми словами.

В автоматизме и бездушии внешне эффектной толпы ангелов с особой силой сказалась антигуманистическая сущность кальвинизм. Она заставила Мильтона возвеличить бога-деспота, жестоко карающего смелость человека. Но и в этой группе образов «Потерянного рая» открывается глубоко противоречивая сущность поэмы Мильтона. Картина окончательного разгрома легионов Сатаны, сцены торжества беспощадных пуританских божеств Мильтона над их противниками была выражением твердой веры поэта в то, что реставрированный строй Стюартов рухнет и сторонники его будут сурово наказаны. Беспощадные небесные громы в поэме Мильтона обрушиваются не просто на человека, а на «змия» и «дракона» Сатану и его лордов.

Джон Мильтон (1608-1674)

Общий обзор творчества

Наиболее выдающимся английским поэтом середины XVII в. был Джон Мильтон. Он родился в семье нотариуса, получил образование в Кембриджском университете. Мильтон отказался от вступления в духовное сословие, что ему предлагало руководство университета, и посвятил себя литературному творчеству. Он очень много путешествовал и принимал активное участие в политической жизни своей страны. Литературную деятельность Мильтона делят на 3 периода: 1-й - характеризуется формированием его взглядов и эстетических вкусов. Поэзия Мильтона с самого начала - серьезная поэзия. В ней отсутствуют свойственные эпохе эротические мотивы, гедонизм (удовольствие). Творчество Мильтона отличает идейность, философская глубина, политические мотивы. 2-й период в его творчестве берет начало с того момента, когда путешествие поэта по Италии было прервано слухами о войне в Англии. Мильтон писал, что не мог развлекаться в безопасности, когда его сограждане борются за свободу. В нем зреет недовольство королевской властью, поэтому он выступает сторонником буржуазно-республиканского строя. Мильтон погружается в политику, перестает писать стихотворения и обращается к публицистике. Он сочиняет такие памфлеты, как "Иконоборец", "Защита английского народа", "Ареополитика" - это одно из самых ярких произведений этого периода. Этот памфлет представляет собой обращение к английскому парламенту - Ареопалу. Мильтон требует от парламента утверждения свободы слова. По его мнению, это - необходимое усиление справедливости государства. Мильтон высоко ценит печатное слово и пишет, что "тот, кто уничтожает книгу, убивает самый разум человека". Мировую славу ему принес памфлет "Защита английского народа". В нем Мильтон излагает свои политические принципы. "у христиан не должно быть никакого короля, а если уж и иметь его, то король должен быть слугой народа. Самодержавие и христианство несовместимы". В этот же период он написал около 60 сонетов, которые носят политический характер. 3-й период совпадает с поражением революции и падением республики. Однако Мильтон предлагает сохранить глубокую веру в конечное торжество республиканского строя. В этот период Мильтон тяжело заболел и ослеп, поэтому свои наиболее выдающиеся произведения "Потерянный рай" и "Возвращенный рай" он диктовал своим друзьям и дочерям.

Поэма "Потерянный рай"

Жанровое своеобразие и сюжет
"Потерянный рай" Мильтона - выдающееся произведение мировой литературы. Эта эпическая поэма состоит из 12-ти книг. Создавая "Потерянный рай", он подражает "Илиаде" Гомера и "Энеиде" Вергилия. Исследователи отмечают стремление к синтезу эпоса, драмы и лирики. Жанровое своеобразие заключается в синтезе 2-х начал: философской темы и религиозной тематики. Подобное сочетание в европейской литературе было довольно распространенным явлением. В этой связи следует назвать последнего поэта средневековья Данте и его трилогии: ад, чистилище, рай. Религиозная тематика на какое-то время ушла из литературы. однако в годы жизни Мильтона вновь проникает в литературу. В основу своей поэмы Мильтон положил библейские мифы о борьбе Бога и Сатаны и об Адаме и Еве. Обращение Мильтона к Библии неслучайно, т.к. он всегда хранил верность ей, считая источником мудрости. Используя библейские мифы, Джон Мильтон ставил перед собой сложную задачу: показать, каким трудным, тернистым путем движется человечество вперед к познанию истины. Поэма начинается с восстания мятежных ангелов против Бога и заканчивается их поражением. Сатана и его полчище были вынуждены покинуть небеса и поселиться в преисподней. Однако и здесь они продолжают вести войну против Бога.

История Адама и Евы
Сатана решил нанести удар по самому чистому и святому - земному раю, где живут первые люди Земли. Сатана одержим желанием подчинить их своей власти. Ему в образе змея-искусителя удалось совратить Еву. Ева съедает запретный плод и дает его Адаму. История 2-х первых людей Земли имеет глубокий философский смысл. Мильтон противопоставляет друг другу 2 совершенно разных состояния человечества: 1 - изначально райское существование в идеальных условиях. Это жизнь, лишенная забот, тревог, волнений. На этой стадии жизни люди были невинны, не знали порока. Это была жизнь до грехопадения. Другое состояние - жизнь после грехопадения. Они были изгнаны Богом из рая и зажили трудной, опасной жизнью. Мильтон, следуя Библии, считал, что после того, как Адам и Ева вкусили запретный плод, началась порча человечества. однако по смыслу Библии Адам и Ева совершили грех. Мильтон же не признает, не считает грехом такое благо, как стремление человека к познанию. Он стремится показать, что грехопадение было неизбежным. По его мнению, Адам и Ева поднялись на новую ступень человеческих отношений и, следовательно, поступили правильно. М. считает, что блаженство рая - иллюзия, несоответствие истинной природе человека, по его мнению, в человеке телесное и духовное должно находиться в гармонии. Райская жизнь Адама и Евы была бестелесной, неполной. Яснее всего это видно в любви. До грехопадения они не замечали своей наготы, не испытывали физического влечения друг к другу, после - в них проснулась чувственность и любовь. Однако это не убило в них духовность. Их стала соединять и духовная, и физическая близость, что вполне естественно в общении между собой 2-х любящих друг друга людей. Они по-настоящему любят друг друга и очень самоотверженны в своей любви. Адам, узнав о проступке Евы, решил разделить с ней ее вину и съедает яблоко и делает это ради любви к ней. это возвеличивает Адама как человека мужественного и решительного. Однако и Ева ведет себя не менее самоотверженно. Она не хочет, чтобы он обрек себя на мучения, хочет одна нести свою вину. Сущность жизненной философии Мильтона получила воплощение в речи Адама после изгнания их из Рая. Ева помышляет в отчаянии о самоубийстве. Он успокаивает ее речью о ценности жизни, которую дарует людям сам Бог. Он признает, что люди обречены на страдания и испытания. Осознает, что теперь их с Евой жизнь будет совсем другой, очень трудной. Однако, несмотря ни на что, жизнь в его глазах - прекрасна. Мильтон вкладывает в уста своего героя - собственную мысль: утверждает, что предназначение человека - деятельная жизнь и труд. Именно труд закаляет людей.

Будущее человечества
Перед изгнанием из рая архангел Михаил показывает по велению Богу Адаму и Еве будущее человечества. Сначала это мирный труд хлебопашца и пастуха. Потом эта радостная картина сменяется страшным зрелищем 1-й смерти: Каин убивает Авеля. после этого на Земле воцаряется Смерть, Голод, Болезнь. Архангел показывает 1-м людям Земли, что Бог пошлет в наказание людям потоп. Адам и Ева узнают о том, что на Землю явится Христос, который собственными муками попытается искупить человеческие грехи. В от же время сама жизнь, показанная архангелом, не лишена и радости. в ней есть и хорошее - любовь, дружба. Эта широкая картина человеческой жизни, в которой большую роль играет труд, благодаря чему поэма приобретает оптимистическое философское звучание. в конце поэмы Михаил объясняет Адаму и Еве, что род человеческий в будущем загладит грех своих прародителей, которые осмелились ослушаться Бога. Это искупление грехов приведет к распространению христианского учения. Хр.учение, говорит архангел, открывает людям путь к нравственному совершенству. Поэма заканчивается изгнанием Адама и Евы из рая, которые уходят из Эдема, взявшись за руки. впереди их ждет не безмятежное райское существование, а осмысленная человеческая жизнь, наполненная трудом, радостями и горестями. Человек изображается в этом произведении как высшее из земных существ - наместник Бога на Земле.

Образ Сатаны
В "Потерянном рае" показывается война между Богом и Сатаной. Сатана - это падший ангел. Бог был святыней для Мильтона, но нельзя не заметить, какими ореологическими (?) чертами он окружает образ Сатаны. Образ дьявола, вопреки библейской трактовке, привлекателен, величественен. Мильтона привлекает этот образ непокорность духа, свободолюбием. Сатана тоже сын Бога, но восставший против своего отца, вступивший на путь зла. Но: Мильтон не приемлет такого качества Сатаны, как его непомерная гордыня. В представлении Мильтона гордость и гордыня - совершенно разные вещи. Гордыня трактуется Мильтоном как ничем не оправданное стремление личности нарушить границы, установленные природой, желание подняться выше отведанного человеку места в великой цепи бытия. В образе Сатаны Мильтон осудил индивидуализм. Сатана следует порывам титанической разнузданной индивидуализации и поэтому сеет вокруг себя смерть. Но в образе Сатаны Мильтон отмечает и положительные стороны - свободолюбие, страстность, раскаяние, которые, правда, приходят к нему слишком поздно. Так Змей и Дракон, каким является Сатана под пером Мильтона, очеловечиваются и превращаются в страдальца. Психологически сложный образ сатаны нашел художественное выражение и в его портрете. Это крылатый исполин со щитом за спиной. В минуту гнева Сатана подобен комете. автор уподобляет Сатану Атласу - древнегреческому гиганту, который держит на своих плечах весь земной шар. Все это дает нам право утверждать, что Мильтон новаторски подходит к изображению образа Сатаны.

Художественное своеобразие поэмы
Большую роль играет в поэме пейзажные зарисовки. Природа - не просто фон, на котором происходит действие, а полноправное действующее лицо произведения. Автор использует прием контраста. В раю первых людей окружает идеальная природа. Даже дожди там - теплые и благодатные. Но на смену этой идиллии, окружающей еще пока безгрешных людей, приходит другая природа - мрачный пейзаж. Стилевое своеобразие поэмы заключается в том, что написана она очень напыщенным витиеватым стилем. Мильтон буквально "громоздит" сравнение на сравнение. Например, Сатана - это одновременно и комета, и грозная туча, и волк, и крылатый исполин. В поэме много растянутых описаний. При этом автор прибегает к индивидуализации речи персонажей. В этом можно убедиться, сопоставив между собой яростного грозного воззвание Сатаны, медленное величавое речение Бога, полные достоинств монологи Адама, нежную напевную речь Евы.

Поэма "Возвращенный рай"

Поэма "Возвращенный рай" представляет собой пересказ о том, как Сатана пытался совратить Иисуса Христа. Именно на этом образе сосредотачивает внимание Мильтон. Если Адам и Ева не смогли устоять против соблазна, то Иисус оказывается более стойким, более мужественным. Он победил Сатану и спас человечество. Для Мильтона Иисус - это идеальный человек-гражданин. Несмотря на одиночество, всеобщее непонимание, он находит в себе силы противостоять злу, царящему в мире, он ни на шаг не отступает от своих принципов. По сравнению с "Потерянным раем", "Возвращенный рай" - более слабое произведение. Оно невыгодно отличается абстрактностью и религиозно-моралистическими интонациями.

Вывод: произведения Мильтона переведены почти на все европейские языки. В Росси они стали известны уже с середины XVII в. Значение этого автора велико для русской литературы. Нравственная высота поэта, его ненависть к тирании, преклонение перед героизмом освободительной борьбы нашли горячее сочувствие среди русских писателей. Радищев поставил его имя в один ряд с Шекспиром и Гомером.

Сочинение

В поэме Мильтона вырастает замечательный по своей привлекательности облик женщины, который не имеет себе равных в английской поэзии XVII в. C Евой сказывается высокое представление о духовном достоинстве женщины. Таким мы знаем Мильтона и по его трактатам 40-х гг. о разводе, в которых широко высказан взгляд поэта на право женщины выбирать себе спутника жизни, не подчиняясь чужой воле.

Ева - живой образ; «первая женщина» Мильтона весьма далека от пуританских абстракций. Не один Адам подвластен очарованию Евы: ему поддается и хмурый соглядатай людского счастья - Сатана, с горечью взирающий на первых людей в раю и обдумывающий свою месть богу. И здесь, в этой подвластности простому человеческому чувству, раскрывается одна из важных сторон могучего образа. Сила Сатаны Мильтона именно в том, что он, при всей своей титаничности, человечен. Его гордыня, его ненависть, его властолюбие, его страстность, его смелость - это черты человеческие, но только во много раз усиленные поэтической фантазией Мильтона: В отличие от того, как обрисованы бог и его блистательное окружение, включая добродетельно абстрактного бога-сына - Мессию, Сатана портретизирован.

Мильтон собрал множество наблюдений над человеческими страстями, чтобы рассказать, как изменяется грозное и прекрасное лицо Сатаны, обожженное пламенем страшной, битвы и огнями ада, изборожденное морщинами, облагороженное страданиями и думами. И если Адам и Ева глубоко человечны в своем счастье, в своей любви, то человечность Саганы - в его неукротимом бунтарском духе, в его готовности переносить муки и вновь кидаться в роковое соревнование со своим непобедимым, но от этого тем более ненавидимым противником.

Образ Сатаны очеловечен еще и тем, что он показан в изменении, в развитии. Один из ангелов, он становится их вождем только в силу того, что восстает против бога. В битвах со своим противником он обретаетсвое заманчивое и угрюмое обаяние. Прекрасные дети, Адам и Ева становятся людьми в полной мере, только нарушив запрет бога, только сделав «свободный выбор», шагнув из блаженного Эдема навстречу суровому ветру человеческого бытия. Будущее их сурово, но отныне они обязаны всем себе самим: начинается осмысленная и требующая ответственности человеческая история.
Отметим здесь, что вопрос об отношении Мильтона к Сатане, вопрос авторской сознательной оценки этого образа не разрешается только указанием на то, что из-под пера Мильтона Сатана вышел далеко не таким, каким хотел изобразить его поэт. Да, Белинский был прав, указывая на это противоречие и высоко поднимая образ Сатаны над другими образами поэмы, как делали это и многие другие исследователи Мильтона.
Однако при всей своей грандиозности образ Сатаны - именно в тех его проявлениях, где Сатана особенно человечен, - не только задуман Мильтоном как образ «отрицательный», но и является таковым по существу. Уже давно было подмечено, что «архивраг» Мильтона сродни многим злодеям и тиранам, созданным гением елизаветинской драматургии. Мильтон поясняет, что внутренний мир Сатаны искажен, и обезображен властолюбием, мучительным эгоизмом. Отсюда и его цинизм, и духовная опустошенность, причиняющая ему страдания: потому что с завистью смотрит он на счастье людей в Эдеме.

Великий Сатана внутренне надломлен именно тем, что он не устоял в борьбе с собственным эгоизмом, со своими гигантскими себялюбивыми мечтами. В такой сложной форме ставит Мильтон проблему индивидуализма, постоянно тревожившую его.
Общее решение этой проблемы весьма примечательно: злобный и эгоистический замысел Сатаны независимо от него идет на пользу человеку - ведет его в суровую школу жизни, в которой человек совершенствуется. В такой мифологической форме высказывает Мильтон свою догадку о диалектике, о противоречивых связях вещей в мире. И это тоже одно из проявлений гуманизма художника.

Глубокая человечность эпопеи Мильтона, нарастающее значение индивидуального начала (противопоставленного началу индивидуалистическому, намеченному в образе Сатаны), раскрывается и в такой своеобразной особенности «Потерянного рая», как лирические отступления, играющие большую композиционную роль, но представляющие и самостоятельную ценность.
В них Мильтон вступает в число действующих лиц эпопеи, говорит о своем понимании значения поэта:

Я вспомню и о тех, Кого судьба со мной сравняла горем,
С кем славой я сравняться бы хотел: Слепого Тамириса, Меоиида, Тирезия,
Финея - этих древних
Пророков знаменитых вспомню я.
Пер. Н. Холодковского

Горько жалуясь на свою слепоту - в частности и потому, что она оторвала его от книг, от знания («путь мудрости при входе мне закрыт»), - Мильтон говорит о внутреннем свете души, который озаряет для него очертания его поэтического замысла. Мильтон напоминает в своих отступлениях о том времени, когда он пишет свою поэму: она рождается «в злые дни»; он трудится над поэмой, живя «среди злых языков, во мраке, в одиночестве, окруженный опасностями»

Так личность поэта не только накладывает отпечаток на всю поэму, но и просвечивает явственно в отдельных ее отрывках, связывает - через обращение поэта к читателю - нас с ним.

Поэт размышляет о причине непослушания первой четы людей, которые нарушили единственный запрет Творца всего сущего и были изгнаны из Эдема. Вразумлённый Духом Святым, поэт называет виновника падения Адама и Евы: это Сатана, явившийся им в облике Змия.

Задолго до сотворения Богом земли и людей Сатана в своей непомерной гордыне восстал против Царя Царей, вовлёк в мятеж часть Ангелов, но был вместе с ними низринут с Небес в Преисподнюю, в область кромешной тьмы и Хаоса. Поверженный, но бессмертный, Сатана не смиряется с поражением и не раскаивается. Он предпочитает быть владыкой Ада, а не слугой Неба. Призывая Вельзевула, своего ближайшего соратника, он убеждает его продолжать борьбу с Вечным Царём и творить лишь Зло вопреки Его державной воле. Сатана рассказывает своим приспешникам, что вскоре Всемогущий создаст новый мир и населит его существами, которых возлюбит наравне с Ангелами. Если действовать хитростью, то можно захватить этот вновь созданный мир. В Пандемониуме собираются на общий Совет вожди воинства Сатаны.

Мнения вождей разделяются: одни выступают за войну, другие - против. Наконец они соглашаются с предложением Сатаны проверить истинность древнего предания, в котором говорится о создании Богом нового мира и о сотворении Человека. Согласно преданию, время создания этого нового мира уже пришло. Коль скоро Сатане и его ангелам закрыт путь на Небеса, следует попытаться захватить вновь созданный мир, изгнать или переманить на свою сторону его обитателей и так отомстить Творцу. Сатана отправляется в рискованное путешествие. Он преодолевает пучину между Адом и Небесами, а Хаос, её древний владыка, указывает ему путь к новозданному миру.

Бог, восседающий на своём наивысшем престоле, откуда Он прозревает прошлое, настоящее и грядущее, видит Сатану, который летит к новозданному миру. Обращаясь к своему Единородному Сыну, Господь предрешает падение Человека, наделённого свободной волей и правом выбора между добром и злом. Всемогущий Творец готов помиловать Человека, однако прежде тот должен понести наказание за то, что, нарушив Его запрет, дерзнул сравниться с Богом. Отныне человек и его потомки будут обречены на смерть, от которой их может избавить лишь тот, кто пожертвует собой ради их искупления. Чтобы спасти мир. Сын Божий выражает готовность принести себя в жертву, и Бог-Отец принимает её. Он повелевает Сыну воплотиться в смертную плоть. Ангелы небесные преклоняют главы перед Сыном и славословят Ему и Отцу.

Тем временем Сатана достигает поверхности крайней сферы Вселенной и скитается по сумрачной пустыне. Он минует Лимб, Небесные Врата и опускается на Солнце. Приняв облик юного Херувима, он выведывает у Правителя Солнца, Архангела Уриила, местонахождение Человека. Уриил указывает ему на один из бесчисленных шаров, которые движутся по своим орбитам, и Сатана спускается на Землю, на гору Нифат. Минуя райскую ограду, Сатана в облике морского ворона опускается на вершину Древа Познания. Он видит чету первых людей и размышляет над тем, как погубить их. Подслушав беседу Адама и Евы, он узнает, что им под страхом смерти запрещено вкушать от плодов Древа Познания. У Сатаны созревает коварный план: разжечь в людях жажду знания, которая заставит их преступить запрет Творца.

Уриил, спустившись на солнечном луче к Гавриилу, охраняющему Рай, предупреждает его, что в полдень злой Дух из Преисподней направлялся в образе доброго Ангела к Раю. Гавриил выступает в ночной дозор вокруг Рая. В куще, утомлённые дневными трудами и чистыми радостями священной брачной любви, спят Адам и Ева. Ангелы Итуриил и Зефон, посланные Гавриилом, обнаруживают Сатану, который под видом жабы притаился над ухом Евы, чтобы во сне подействовать на её воображение и растравить её душу необузданными страстями, смутными помыслами и гордыней. Ангелы приводят Сатану к Гавриилу. Мятежный Дух готов вступить с ними в борьбу, но Господь являет Сатане небесное знамение, и тот, видя, что его отступление неминуемо, уходит, но не отступается от своих намерений.

Утром Ева рассказывает Адаму свой сон: некто, подобный небожителям, соблазнил её вкусить плод с Древа Познания и она вознеслась над Землёй и испытала ни с чем не сравнимое блаженство.

Бог посылает к Адаму Архангела Рафаила, чтобы тот поведал ему о свободной воле человека, а также о близости злобного Врага и его коварных замыслах. Рафаил рассказывает Адаму о Первом мятеже на небесах: Сатана, воспылавший завистью за то, что Бог-Отец возвеличил Сына и нарёк Его помазанным Мессией и Царём, увлёк легионы Ангелов на Север и убедил их восстать против Вседержителя. Один лишь Серафим Абдиил покинул стан мятежников.

Рафаил продолжает свой рассказ.

Бог послал Архангелов Михаила и Гавриила выступить против Сатаны. Сатана созвал Совет и вместе с сообщниками придумал дьявольские машины, с помощью которых оттеснил войско Ангелов, преданных Богу. Тогда Всемогущий послал на поле битвы своего Сына, Мессию. Сын отогнал Врага к ограждению Небес, и, когда их Хрустальная Стена разверзлась, мятежники упали в уготованную им бездну.

Адам просит Рафаила рассказать ему о сотворении этого мира. Архангел рассказывает Адаму, что Бог возжелал создать новый мир и существ для его заселения после того, как Он низверг Сатану и его приспешников в Ад. Всемогущий послал Сына своего, Всезиждущее Слово, в сопровождении Ангелов вершить дело творения.

Отвечая на вопрос Адама о движении небесных тел, Рафаил осторожно советует ему заниматься лишь такими предметами, которые доступны человеческому разумению. Адам рассказывает Рафаилу обо всем, что помнит с мига своего сотворения. Он признается Архангелу в том, что Ева обладает над ним неизъяснимой властью. Адам понимает, что, превосходя его внешней красотой, она уступает ему в духовном совершенстве, однако, невзирая на это, все её слова и поступки кажутся ему прекрасными и голос разума умолкает перед её женской прелестью. Архангел, не осуждая любовных наслаждений брачной четы, все же предостерегает Адама от слепой страсти и обещает ему восторги небесной любви, которая неизмеримо выше земной. Но на прямой вопрос Адама - в чем выражается любовь у небесных Духов, Рафаил отвечает неопределённо и вновь предостерегает его от размышлений над тем, что недоступно разуму человека.

Сатана под видом тумана снова проникает в Рай и вселяется в спящего Змия, самого хитрого из всех созданий. Утром Змий находит Еву и льстивыми речами склоняет её к тому, чтобы она вкусила плодов с Древа Познания. Он убеждает её, что она не умрёт, и рассказывает о том, как благодаря этим плодам сам он обрёл речь и разумение.

Ева поддаётся уговорам Врага, вкушает запретный плод и приходит к Адаму. Потрясённый супруг из любви к Еве решается погибнуть вместе с ней и также преступает запрет Творца. Вкусив плодов, Прародители чувствуют опьянение: сознание теряет ясность, а в душе пробуждается чуждое природе безудержное сладострастие, на смену которому приходит разочарование и стыд. Адам и Ева понимают, что Змий, суливший им неизбывные восторги и неземное блаженство, обманул их, и упрекают друг друга.

Бог посылает на Землю своего Сына судить ослушников. Грех и Смерть, прежде сидевшие у Врат Ада, покидают своё прибежище, стремясь проникнуть на Землю. Идя по следам, проложенным Сатаной, Грех и Смерть воздвигают мост через Хаос между Адом и новозданным миром.

Тем временем Сатана в Пандемониуме объявляет о своей победе над человеком. Однако Бог-Отец предрекает, что Сын победит Грех и Смерть и возродит Его творение.

Ева, в отчаянии от того, что на их потомство должно пасть проклятие, предлагает Адаму немедленно отыскать Смерть и стать её первыми и последними жертвами. Но Адам напоминает супруге про обетование, согласно которому Семя Жены сотрёт главу Змия. Адам надеется умилостивить Бога молитвами и покаянием.

Сын Божий, видя искреннее раскаяние Прародителей, ходатайствует о них перед Отцом, надеясь, что Всемогущий смягчит свой суровый приговор. Господь Вседержитель посылает Херувимов во главе с Архангелом Михаилом, чтобы изгнать Адама и Еву из Рая. Перед тем как исполнить приказание Бога-Отца, Архангел возводит Адама на высокую гору и показывает ему в видении все то, что произойдёт на Земле до потопа.

Архангел Михаил рассказывает Адаму о грядущих судьбах рода людского и объясняет данное Прародителям обетование о Семени Жены. Он говорит о воплощении, смерти, воскресении и вознесении Сына Божия и о том, как будет жить и бороться Церковь до Его второго Пришествия. Утешенный Адам будит спящую Еву, и Архангел Михаил выводит чету из Рая. Отныне вход в него будет охранять пылающий и непрестанно обращающийся меч Господень. Ведомые промыслом Творца, лелея в сердце надежду о грядущем избавлении рода людского, Адам и Ева покидают Рай.



Рассказать друзьям