Расцвет русской культуры во второй половине XIX века.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры


1. Художественная культура первой половины 19 века

Развитие художественной культуры в эту эпоху характеризовалась быстрой сменой идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим веком и одновременным сосуществованием разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий 19 века происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма и определявшей мотивами действий героя, прежде всего гражданский долг и общественное служение. И как следствие, усиливалось внимание к человеку, а не долг становился важным побудительным мотивом поступков.

Наиболее глубокое влияние на русскую художественную культуру начала века оказал романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ героя, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ей реальностью – таково исходное положение романтизма.

Русский романтизм был неотделим от общеевропейского, но имел при этом ярко выраженную специфику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей художественной культуры в целом. К исторической проблематики обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция в соответствие со своей миссией глашатая свободы и либерализма не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками 19 века как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образованности, которая сочеталась с романтическими средствами художественной выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал звеном в общем процессе развития художественной культуры от классицизма к реализму. Именно одновременное переплетение стилей в ней дало прекрасный художественный результат и способствовало появлению выдающихся произведений русского искусства.

1.1 Доминирующее положение в художественной литературе «золотого века»

Доминирующее положение в художественной культуре «золотого века» занимала литература. Она играла главную стабилизирующего и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература 19 века была больше, чем литературой. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась по сути дела универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

1.2 Утверждение романтизма

Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852). Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на мир традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся литературных форм он не находил таких изобразительно- выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полного художественного выражения этого нового типа видения и чувствования мира. Отражая дисгармонию окружающего мира, его поэзия проникнута осознанием кратковременности человеческого бытия. В сочинениях господствует меланхолическое созерцание Божьего мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждой на вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность – вот те категории, которые постоянно использует поэт.

Жуковский творил в самых разных жанрах. Это были дружеские послания, романсы, элегия, басни, сказки. Но все же явное предпочтение он отдавал балладе. Баллада, сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическое произведение, в котором сильны мотивы фантастики. Этот жанр был чрезвычайно любим романтиками, причем не только поэтами, но и музыкантами. В творчестве Жуковского сохранились основные черты жанра, но они были дополнены русскими национально- бытовыми образами (баллада «Людмила», «Светлана», «Кубок», «Перчатка»).

Жуковский известен не только как поэт- романтик, но и как замечательный переводчик. Многие его сочинения являются вольными переводами романтической европейской поэзии. Он познакомил отечественного читателя с лучшими авторами Англии, Франции, Германии. Благодаря его переводам на русском языке впервые были в напечатаны Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.

Творчество Жуковского запечатлело мир неординарной, внутренне своеобразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимости от его социального положения.

Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40-50-х годов являются: "Буря на Черном море" (1845), "Георгиевский монастырь" (1846), "Вход в Севастопольскую бухту" (1851). Глава 4 Теоретические взгляды Айвазовского в современной культурной жизни В 1930 году в Феодосии вышла в свет первая книга об И. К. Айвазовском. Ее автор Николай Степанович Барсамов (1892-1976) был первым...

Годы почетное звание «Дома Островского», Александрийский театр и др. В 1898г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали знаменитый Московский Художественный театр, открывший для мировой культуры новые горизонты театрального искусства. Россия в системе современных международных отношений. Распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Двухполярная система...

... »16. В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но, будучи обогащенной известным опытом...

Музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы "Русские сезоны", представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д. Заключение Искусство в контексте «Серебряного века» осмыслено как результат боговдохновенного творчества, а художник - как Богом избранный проводник духовных образов, выражаемых...

РАССВЕТ В первой половине 19 в. в России театральная жизнь вступает в новую ф азу. о были у широк нем ким По преж еатров. длежавшие русс иды т на ые в ым, различн ные театры, при вым, Апраксин твовали етье о пост Сущес (Шерем ов было немног Малый в ены кре милиям ростран ой и еатр м фа расп тически венных т тербурге, Больш разрешались, истокра др.). Государст е ар П е то инский в театры, которы ым и и Мари е Юсупов ы ий ндринск оявляться частн (Алекса и п. Начал Москве) лись властями. ща то запре

РАЗВИТИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале 19 в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова. В 30 – 40 -е годы 19 в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции.

ПРЕМЬЕРА «РЕВИЗОРА» Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» – сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение «Ревизора» через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию.

КРАТКО О ТВОРЧЕСТВЕ М. И. ГЛИНКИ v В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»). v Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой его опере – «Руслан и Людмила» . v Но если «Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретила холодно. В России очень немногие сознавали истинное значение его музыки. Но зарубежные ценители (французский романист П. Мериме, композиторы Г. Берлиоз и Ф. Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки.

И ЕЩЁ О ДАРГОМЫЖСКОМ Пушкинский сюжет лег в основу оперы Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка» . Эта опера также встретила холодный прием у столичной публики. Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как Глинки. Но в одном отношении он его превзошел. Глинка в своих операх часто ограничивался общей характеристикой драматической ситуации. Даргомыжский же умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью. Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А. Н. Верстовский (опера «Аскольдова могила»).

v Игра ведущих актеров строилась в духе романтизма, но все более заметным становилось влияние реализма. В Малом театре мастером романтизма был П. С. Мочалов, игравший в пьесах Шиллера и Шекспира. Великий русский актер М. С. Щепкин стал основоположником реализма на русской сцене. Он создал образ Фамусова в «Горе от ума» А. С. Грибоедова и городничего в «Ревизоре» Н. В. Гоголя. Реалистическое направление на сцене Александринского театра развивал А. Е. Мартынов. v В репертуаре русских театров большое место занимали произведения на патриотическую тематику - пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, В. А. Озерова. Популярностью пользовались постановки по произведениям Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина. К этому периоду относится появление первых драм А. Н. Островского, открывшего обществу мир русского купечества. v Распространенным явлением оставались крепостные театры. Из 103 крепостных театров первой половины XIX в. 53 - действовали в Москве, 27 - в Петербурге, остальные в провинции. Наибольшей популярностью среди них пользовался театр графа Каменского в Орле.

Вторая половина XIX века явилась эпохой расцвета русской литературы. В 90-х гг. начался «серебряный век» русской поэзии. Вопреки установившимся взглядам, поэты этой поры, символисты, не отдалялись от проблем современности. Они стремились к тому, чтобы занять место учителей и пророков жизни. Их талант проявлялся не только в изысканности формы, но и в человечности. Русская тема со все большей ясностью и чистотой звучала в культуре и получила преобладание к концу XIX века.В это время писали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А. Некрасова, тонких лириков Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Насыщенной была театральная жизнь страны. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н. Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский - в С.-Петербурге, на сценах которых выступали П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.И. Южин (Сумбатов), П.А. Стрепетова, М.Г. Савина и многие другие замечательные актеры.

Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, создавших творческое объединение ("Могучую кучку"), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В. Стасов. В это объединение вошли М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирев

44. Реформаторство и государственная деятельность С.Ю.Витте.

Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для государство время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданными по своим масштабам голодом 1891-1892 гг.

Основными достижениями Сергея Витте являются:

При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.

Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.

Провел денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля.

Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провел реформу налогообложения промышленности.

Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией).



45. Первая российская революция 1905-1907 гг. Движущие силы, характер, итоги.

Причины: 1) главной причиной революции являлось сохранение феодально-крепостнических пережитков, которые тормозили дальнейшее развитие страны; 2) нерешенный рабочий вопрос; 3) национальный вопрос; 4) тяжелые условия службы солдат и матросов; 5) антиправительственный настрой интеллигенции; 6) поражение в Русско-японской войне.

По характеру революция 1905–1907 гг. была буржуазно-демократической.

Основные задачи революции: 1) свержение самодержавия и установление конституционной монархии;

2) решение аграрного и национального вопросов;

3) ликвидация феодально-крепостнических пережитков. Основные движущие силы революции: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе – демонстрации, стачки, вооруженное восстание.

Ход революционных событий. Восходящий этап, январь – октябрь 1905 г. Началом революции стали события в Петербурге: всеобщая стачка и Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г. были расстреляны рабочие, которые шли к царю с прошением об улучшении их жизни. Петиция была составлена членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» под руководством Г.А. Га-пона. Кровавое воскресенье всколыхнуло всю страну. В разных областях страны начались массовые беспорядки. Постепенно стачки и демонстрации приобретали политический характер. Основным лозунгом стал: «Долой самодержавие!» Революционное движение захватило также армию и флот. В июне 1905 г. произошло восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Крестьянство участвовало в революционных волнениях. Восставшие крестьяне крушили помещичьи имения, захватывали склады и хлебные амбары.



Кульминация, наивысший подъем революции, октябрь – декабрь 1905 г. Осенью и зимой 1905 г. революционное движение достигло высшей точки. Центром революционных действий в это время становится Москва. Здесь началась политическая забастовка, которая переросла во всероссийскую политическую стачку.

Николай II вынужден был 17 октября 1905 г. подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», согласно которому: 1) должна была быть созвана Государственная дума; 2) населению страны предоставлялись демократические свободы – слова, собраний, печати, совести; 3) вводилось всеобщее избирательное право.

В декабре 1905 г. в Москве началась стачка, переросшая в вооруженное восстание. Центром восстания стала Пресня. Для его подавления в Москву был направлен гвардейский Семеновский полк. Это побудило Московский совет РСДРП принять решение о прекращении восстания, после чего восстание постепенно шло на спад.

Нисходящий этап, январь 1906 – июнь 1907 гг. Рабочее движение пошло на спад, устает от революционной нестабильности и интеллигенция. Хотя именно в это время наблюдается пик крестьянского движения, захват помещичьей земли, поджоги помещичьих усадеб.

23 апреля 1906 г. были приняты новые «Основные законы»: 1) царь получил право «чрезвычайного законодательства» без одобрения Государственной думы; 2) верхней палатой, утверждающей все решения Думы, стал Государственный Совет; 3) решения Думы не получали законной силы без согласия царя.

Революция 1905–1907 гг. имела незавершенный характер. Однако: 1) в некоторой мере ограничила самодержавие; 2) привела к учреждению законодательного представительства; 3) провозглашению политических свобод, созданию политических партий; 4) крестьяне в ходе революции добились отмены выкупных платежей (1906 г.).5)сокращение продолжительности рабочего дня

46 Аграрная реформа П.А.Столыпина

Когда к власти пришел П. А. Столыпин, жизнь в государстве значительно поменялась. Новый руководитель пытался поднять экономику страны и способствовать ее дальнейшему развитию в целом, поэтому немедля он выпускает ряд реформ, одной из которых была Аграрная. Основными целями этой реформы было:
передача надельных земель в собственность крестьян;
постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель;
широкое кредитование крестьян;
скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях;
землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.
Как видим реформа преследовала как долгосрочные, так и краткосрочные цели.
Краткосрочные: разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений). Долгосрочные: устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.
Аграрная реформа Столыпина кратко говорит о том, что документ направлен на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Она проводилась в 47 губерниях Европейской России; не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир. Идея аграрной реформы возникла в результате революции 1905-1907 гг., когда усилились аграрные волнения, и деятельностью первых трех Государственных Дум. Особого размаха аграрные волнения достигли в 1905 г., правительство едва успевало их подавлять. Столыпин в это время был губернатором Саратовской губернии, где волнения были особенно сильными в связи с неурожаем. В апреле 1906 г. П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Правительственный проект о принудительном отчуждении части помещичьих земель не был принят, Дума была распущена, а Столыпин назначен председателем Совета министров. В связи с тем, что ситуация с аграрным вопросом оставалась неопределенной, Столыпин принял решение принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы. 27 августа вышел указ о продаже крестьянам государственных земель. 14 и 15 октября вышли указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит.
9 ноября 1906 г. выходит главный законодательный акт реформы - указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», провозглашающий право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель.
Благодаря смелому шагу Столыпина, реформа приобрела необратимый характер. II Дума выражала ещё более негативное отношение к любым начинаниям правительства. Она была распущена через 102 дня. Компромисса между Думами и правительством не произошло.
III Дума, не отвергая правительственного курса, принимала все правительственные законопроекты чрезвычайно долго. В результате, правительство с 1907 г. отказывается от активной законодательной деятельности в аграрной политике и переходит к расширению деятельности правительственных учреждений, увеличению объёма распределяемых кредитов и субсидий. С 1907 г. заявления крестьян о закреплении в собственность земли удовлетворяются с большими задержками (не хватает персонала землеустроительных комиссий). Поэтому главные усилия правительства были направлены на подготовку персонала (прежде всего землемеров). Но увеличиваются и денежные средства, направляемые на реформу, в виде фондирования Крестьянского поземельного банка, субсидирования мероприятий агрономической помощи, прямых пособий крестьянам.
С 1910 года правительственный курс несколько видоизменяется - больше внимание начинает уделяться поддержке кооперативного движения.
5 сентября 1911 года П. А. Столыпин был убит, премьер-министром стал министр финансов В. Н. Коковцов. Коковцов, проявлявший меньшую инициативность, чем Столыпин, последовал намеченным курсом, не привнеся в аграрную реформу чего-либо нового. Объём землеустроительных работ по разверстанию земель, количество земли, закрепляемой в собственность крестьян, количество земли, продаваемой крестьянам через Крестьянский банк, объём кредитов крестьянам стабильно росли вплоть до начала Первой мировой войны.
В течение 1906-1911 гг. были изданы указы, в результате которых крестьяне имели возможность:
взять надел в собственность;
свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства;
переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства;
переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.
Это риторический вопрос при оценке деятельности реформаторов, он не имеет однозначного ответа. Каждое поколение будет давать на него свой ответ.
Столыпин остановил революцию и начал глубокие реформы. В то же время он пал жертвой покушения, не смог довести свои реформы до конца и не достиг своей главной цели: за 20 мирных лет создать великую Россию.
За время его правления произошли такие изменения как:
1. Развивалось кооперативное движение.
2. Увеличилось число зажиточных крестьян.
3. По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире.
4. В 2,5 раза увеличилось поголовье скота.
5. На новые земли переселились около 2,5 млн человек.

47 Политические партии в России: генезис, программа,тактика

Периодом формирования политических партий в России называют начало ХХ в. Все партии, которые возникли в тот период, можно разбить на 3 основные группы: монархические(консервативные), радикальные(социалистические) и либеральные. Ещё одной немногочисленной группой были партии, которые выражали местные народные стремления к самоопределению и национальному возрождению.
Самой крупной революционной партией стала социал-революционная партия эсеров. Она являлась идейной наследницей народнических организаций. Партия была образована в 1901 г., а в 1902 г. было официально объявлено её существование, под руководством В.М. Чернова. Упор в партии был на крестьянско-трудовой народ как носителя социалистической идеи, а также интеллигенцию. Личностный террор признавался партией как эффективное средство политического влияния, вследствие чего было совершено несколько громких политических убийств. Примерами могут послужить убийства высокопоставленных чиновников: министра внутренних дел Плеве и московского губернатора великого князя Сергея Александровича.
Социал-демократическая рабочая партия, которая возникла в России в 1898 г. состояла в основном из представителей существовавших в 80-х – 90-х годах марксистских кружков. Её создание было объявлено на проходившем в Минске нелегальном учредительном съезде. На втором съезде этой партии, который состоялся в 1903 г., приняли её устав и программу. Также на этом съезде противоречия участников партии провели к расколу на два течения: радикальное большевистское и умеренное меньшевистское. Лидером радикалов был В.И. Ленин, а умеренного течения – Ю.О. Мартов. Меньшевики выступали за сохранение парламентаризма, политической свободы и демократических начал, обосновывая это тем, что российский народ ещё созрел для радикальной социалистической революции. Большевики же, напротив, являлись сторонниками крупномасштабной мировой пролетарской революции и установления «диктатуры пролетариата». В период с 1903 по 1917 годы оба течения существовали, периодически изменяя характер отношений между собой. По мнению Ленина окончательный раскол случился в 1912 г. на конференции в Париже, однако устав и название были общими вплоть до апреля 1917 г. когда были принято решение о формировании двух самостоятельных партий: РСДРП(б) – большевицкой и РСДРП(м) – меньшевиков.
Манифест от 17 октября 1905 г. положил начало процессу активизации создания монархических и либеральных партий.
В период с октября 1905 г. до ноября 1917 г. существовала ещё одна крупная партия – «Партия народной свободы», в народе партия Конституционных демократов или просто кадетов. Партию возглавил профессор П.Н. Милюков. Члены партии были представителями левого крыла российского либерализма. Они являлись идейными наследниками «Союза освобождения», который был создан в 1903 г., а также земского либерального движения. Основной задачей партии было установление конституционной монархии и расширение демократических свобод населения. Депутаты партии кадетов имели ощутимое влияние в Государственной думе всех созывов, а представители от партии входили во все Временные правительства.
Партия «Союз 17 октября», в народе «октябристы», являлась правым крылом российского либерализма. Члены партии были представителями интересов крупных предпринимателей, чиновников и либеральных помещиков, а лидером был владелец крупной промышленности А.И. Гучков Содействие правительству было главной задачей партии, при условии, что оно пойдёт по пути глубоких демократических реформ. Аналогично кадетам считали лучшей формой правления для российского государства конституционную монархию.
Среди консервативных крупнейшей была партия «Союз русского народа». Она объединяла в себе русско-националистические и консервативно-охранительные идеи. Организации партии начали возникать в октябре 1905 г., а утверждение устава состоялось в 1906 г. Задачами партии были: пополнение рядов сторонников среди всех слоёв населения и общественности для защиты монархического правления и борьбы с революционными настроениями. Лидером партии был А.И. Дубровин, а главными лозунгами: народность, самодержавие, православие. Одним из членов партии, В.М. Пуришкевичем, в 1906 г. была создана ещё одна промонархическая партия «Союз Михаила Архангела», разделявшую задачи «Союза русского народа».
В России в 1906 г. насчитывалось порядка 50 партий, которые разделялись по направлениям политики, в основном внутренней, а также по региональному признаку: общероссийские и национальные. Такое большое количество партий можно пояснить количеством народов, государств и национальностей, входивших в состав империи.

48 РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Причины и характер войны. Первую мировую войну вызвали противоречия между странами Тройственного союза и Тройственного согласия (Антанты). Это была борьба за передел мира между крупными державами: за сферы влияния, рынки сбыта и колонии. По своему характеру она была несправедливой, антинародной.

Россия, вступая в войну, преследовала цели: укрепить свои позиции на Черном море, захватить проливы Босфор и Дарданеллы.

Поводом к войне послужило убийство Г. Принципом в Сараево наследника австрийского престола, Франца Фердинанда. После этого Австро-Венгрия начала агрессию против Сербии.

Ход военных действий. 28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. После чего Россия начала военную мобилизацию. В ответ на это Германия объявила войну России и Франции. В начале августа в войну вступила и Англия. Италия покинула своих партнеров по Тройственному союзу и присоединилась к Антанте. Япония выступила на стороне Антанты. Германия привлекла на свою сторону Турцию и Болгарию.

В Первую мировую войну были втянуты 38 государств, почти три четверти населения земного шара. Общее число мобилизованных достигло 73,5 млн человек.

В 1915 г. военные действия Германия переместила на Восточный фронт. Несмотря на упорное сопротивление русской армии, Германии удалось захватить Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины.

Причины неудач русской армии: 1) хотя Россия и совершила перед войной большой скачок в экономическом развитии, но ее потенциала не хватало, чтобы справиться с колоссальными военными потребностями. Не хватало вооружения и боеприпасов; 2) неудачи России объясняются и позицией союзников, Англии и Франции, которые вопреки обязательствам ограничились обороной, не вели активных военных действий против Германии.

В 1916 г. Германия вновь направила основной удар против Франции, началась осада крепости Верден, которая прикрывала прямой путь к Парижу.

Спасло французскую армию от разгрома массированное наступление русских войск на Юго-Западном направлении, в Галиции, против Австро-Венгрии. На этом направлении армии под командованием генерала А. Брусилова совершили блестящий маневр, получивший название Брусиловского прорыва, взломавшего австро-венгерскую оборону. В результате этого наступления русские войска вернули почти всю Буковину, создали угрозу вторжения в Венгрию. Войска противника оказались на грани разгрома. На Кавказском фронте русские овладели Эрзерумом и Трапезундом.

Но война в этот период уже резко обострила внутренние противоречия в России. Самодержавие не справлялось с переводом экономики на военные рельсы. Война стала катализатором развития революционных событий 1917 г. После Февральской революции Временное правительство стремилось укрепить отношения с союзниками. Антанта потребовала нового наступления российской армии.

В июне 1917 г. русские войска Юго-Западного фронта начали наступать, но очень быстро потерпели неудачу, так как встретили мощный отпор под Тар-нополем.

После октябрьских событий 1917 г. и принятия большевиками Декрета о мире Россия вышла из войны. 3 марта 1918 г. был подписан Брест-Литовский мир, унизительный для России: 1) Россия теряла Прибалтику, часть Белоруссии; 2) к Турции возвращались все захваченные русскими крепости на Кавказе; 3) Россия должна была заплатить большую контрибуцию.

Мир был необходим большевикам для укрепления своей власти в стране.

49
Романовы, боярский род, с 1613 - царская, а с 1721 - императорская династия в России, правившая по февраль 1917

Цари и императоры из рода Романовых

В 1613 году на царствие был избран первый представитель семейства - Михаил Федорович. Начиная от Михаила Федоровича, на Руси правило еще несколько царей из этого рода (всего пятеро).

Это были:

Михаил Федорович Романов;

Алексей Михайлович Романов;

Федор Алексеевич Романов;

Иван 5 (Иоанн Антонович);

Петр 1 (Петр Алексеевич).

В 1721 году Русь окончательно переформировалась в Российскую Империю, а государь получал звание Императора. Первым императором стал Петр 1, еще недавно именовавшийся царем. В общей сложности род Романовых дал России 14 императоров и императриц. После Петра 1 правили:

Екатерина 1 (Екатерина Петровна);

Петр 2 (Петр Алексеевич);

Анна Иоанновна;

Иван 6 (Иоанн Антонович);

Елизавета (Елизавета Петровна);

Петр 3 (Петр Федорович);

Екатерина 2 Великая (Екатерина Алексеевна);

Павел 1 (Павел Петрович);

Александр 1 (Александр Павлович);

Николай 1 (Николай Павлович);

Александр 2 (Александр Николаевич);

Александр 3 (Александр Александрович);

Николай 2 (НиколайАлександрович) .

Конец царской династии Романовых. Последний из Романовых

После смерти Петра 1, российский престол нередко занимали женщины, однако Павел 1 принял закон, согласно которому императором может стать только прямой наследник – мужчина, и с тех пор женщины на престол больше не всходили.

Последним представителем императорской фамилии стал Николай 2, получивший прозвище «Кровавый» за тысячи погибших людей во время двух великих революций. По мнению историков, Николай 2 был достаточно мягким правителем и допустил несколько досадных ошибок во внутренней и внешней политике, что привело к накаливанию ситуации внутри страны. Неудачная Японская война, а также Первая Мировая сильно подорвали престиж царской семьи и лично государя.

В 1905 году вспыхнуло первое восстание, в результате которого Николай вынужден был дать народу желаемые гражданские права и свободы – власть государя ослабла. Однако этого оказалось мало и в 1917 году снова произошла революция. На этот раз Николай был вынужден сложить свои полномочия и отказаться от престола. Но и этого было мало – царская семья была поймана и посажена в заключение большевиками. Монархический строй России постепенно рушился в пользу нового типа правления.

В ночь с 16 на 17 июля 1917 года вся царская семья, включая пятерых детей Николая и его жену, была расстреляна. Погиб также и единственный возможный наследник – сын Николая. Все родственники, прятавшиеся в Царском Селе, Петербурге и других местах были найдены и убиты, спаслись лишь те Романовы, которые находились заграницей. Правление императорского рода Романовых прервалось, а вместе с этим рухнула и монархия в России.

Итоги правления Романовых

Несмотря на то, что за 300 лет правления этой семьи происходило немало кровавых войн и восстаний, в целом, правление Романовых принесли России пользу. Именно благодаря представителям этой фамилии Русь окончательно отошла от феодализма, нарастила свою экономическую, военную и политическую мощь, а также превратилась в огромную и могущественную Империю.

буржуазно-демократическая, т.к. преследовала буржуазно-дем. цели: свержение самодержавия, ликвидация помещичьего землевладения, сословного строя, неравенства наций, установление демократической республики, обеспечение различных демократических свобод, облегчение положения трудящихся.

Причины: 1) поражения на фронтах Первой мировой войны, гибель миллионов россиян; 2) резкое ухудшение положения народа, голод, вызванный войной; 3) массовое недовольство, антивоенные настроения, активизация наиболее радикальных сил, которые выступали за прекращение войны. Большевики открыто выступали с призывами превратить войну из империалистической в гражданскую, желали поражения царскому правительству. Активизировалась и либеральная оппозиция; 4) усилилось противостояние Государственной думы и правительства. Общественность усиленно заговорила о неспособности царской бюрократии управлять страной.

В августе 1915 г. представители большинства думских фракций объединились в «Прогрессивный блок» во главе с кадетом П.И. Милюковым. Они потребовали укрепить начала законности и сформировать правительство, ответственное перед Думой. Но Николай II отклонил это предложение. Он был убежден, что монархия пользуется поддержкой народа и сможет решить военные задачи. Однако стабилизировать внутреннюю обстановку в стране не удавалось.

Во второй половине февраля значительно ухудшилось продовольственное снабжение столицы из-за перебоев на транспорте. 23 февраля 1917 г. начались массовые беспорядки.

По улицам Петрограда (с 1914 г. так стал называться Санкт-Петербург) потянулись длинные очереди за хлебом. Обстановка в городе все больше накалялась.

18 февраля началась забастовка на крупнейшем Путиловском заводе, его поддержали другие предприятия.

25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей. Правительство не сумело организовать своевременное подавление народного волнения.

Переломным стал день 26 февраля, когда войска отказались стрелять в восставших и начали переходить на их сторону. На сторону восставших перешел петроградский гарнизон. Переход солдат на сторону рабочих, участвующих в забастовке, захват ими арсенала и Петропавловской крепости означали победу революции. После чего начались аресты министров, стали образовываться новые органы власти.

1 марта между думскими деятелями и лидерами Советов было заключено соглашение об образовании Временного правительства. Предполагалось, что оно будет существовать до созыва Учредительного собрания.

Сложилось «двоевластие», в ходе революции в стране возникло два источника общероссийской власти: 1) Временный комитет Государственной думы, который состоял из представителей буржуазных партий и организаций; 2) орган восставшего народа – Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, в который вошли умеренные социалисты, стоявшие за сотрудничество с либерально-буржуазными кругами.

Победоносное восстание в Петрограде определило вопрос о судьбе Николая II. 2 марта 1917 г. Николай II подписал отречение за себя и за своего сына Алексея в пользу брата Михаила. Но Михаил также не решился стать императором. Таким образом самодержавие в России пало.

11 марта 1985 Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, который взял курс на «обновление общества». Политику его управления страной назвали перестройкой. Причиной перестройки стала необходимость преодолеть кризисные явления во всех сферах советской жизни и тенденцию к изоляции СССР от мирового сообщества. Перестройка делится на 3 этапа:

1985 – 1986 гг.

1987 – 1988 гг.

1989 – 1991 гг.

В первый период существенных изменений в организации управления страной не было. Был взят курс на «ускорение», но вследствие неудачи преобразований традиционными командно-административными мерами произошла смена модели реформирования: от «ускорения» к «перестройке». Были предприняты попытки экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством (сокращение численности министерств и ведомств, переход к госзаказу, объявление о «партнерских отношениях между министерствами и предпринимателями). Было дано начало предпринимательства в стране, признание равенства на селе пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных предприятий, фермерских хозяйств. Предприятия получили определенную самостоятельность и были переведены на хозрасчет.

Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Началось постепенное возрождение частного сектора и развитие частной инициативы. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти (изменение в кадровой политике, провозглашение курса на «гласность», учреждение высшего законодательного органа власти – Съезда народных депутатов СССР и соответствующих республиканских съездов). Начался экономический кризис, произошел раскол общества на демократов и коммунистов. Обострилась борьба общественно-политических сил. Перестроечные процессы приобретают автономный, неуправляемый характер. Происходит самоподрыв и самоустранение власти. Усилилась борьба за власть между республикансканскими политическими элитами и унитарным центром. Начались конфликты в сфере межнациональных отношений.

Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Начался «парад суверенитетов». Произошло учреждение поста Президент СССР и отмена монопольного права КПСС на власть. Резко обострилась экономическая ситуация и нарастало политическое противоборство и социальная напряжённость. С 19 по 21 августа 1991 г. произошел Августовский путч. Начался обвальный распад общественных структур и государства.

Причины неудачи перестройки:

Отсутствие продуманной концепции перестройки и плана ее реализации.

Негативные результаты экономических реформ, падение уровня жизни.

Раскол в партийно-государственном руководстве страны.

Противостояние союзной и республиканской элит.

Отсутствие правовых механизмов решения проблем.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле.

XIX век стал Золотым веком русской культуры. Господствующим видом искусства становится литература. Смена литературных направлений определяет развитие всей эпохи.

Русская культура 19 века и Европа

Начиная с реформ Петра I Россия находилась под мощным культурным влиянием Европы. Особенности развития культуры 19 века выразились в проникновении западных стилей и направлений.

Кратко о культуре 19 века в России сказал А. И. Герцен: на реформы Петра Россия ответила гением Пушкина.

Литературные стили

На рубеже XVIII-XIX вв. в литературе утвердился сентиментализм. Его ведущим представителем стал Н. М. Карамзин.

В 20-е гг. XIX века на смену сентиментализму приходит романтизм. Прежде всего это связано с творчеством В. А. Жуковского.

Рис. 1. Портрет В. А. Жуковского. О. А. Кипренский. 1815.

Романтиками были поэты-декабристы:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • К. Ф. Рылеев,
  • В. К. Кюхельбекер,
  • А. И. Одоевский.

С 30-х гг. в русской литературе ведущим направлением становится реализм. А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь заложили основы современного русского языка. Русская литература вступила в свой Золотой век.

Во второй половине XIX века русские писатели прочно утверждаются в мировой литературе. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова относятся к критическом реализму. В них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.

Архитектурные стили

В первой трети XIX века в русской архитектуре наступает период “строгого” классицизма или ампир. Он пришел в Россию под влиянием наполеоновской Франции и представлен архитекторами:

  • К. Росси (Александринский театр);
  • А. Д. Захаров (Адмиралтейство);
  • А. Н. Воронихин (Казанский собор).

В 30-50-е гг. XIX века формируется новое направление – эклектика или историзм. В отечественной архитектуре оно проявилось в появлении русско-византийского стиля. По проектам К. А. Тона были построены:

  • Храм Христа Спасителя,
  • Большой Кремлевский дворец,
  • железнодорожные вокзалы в Москве и Петербурге.

Рис. 2. Современный вид Храма Христа Спасителя.

Во второй половине XIX века разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль. Он представлен следующими архитекторами:

  • А. А. Семенов (Исторический музей в Москве);
  • Д. Н. Чичагов (московская Городская дума);
  • А. Н. Померанцев (современный ГУМ).

Стили в живописи

В первой половине XIX века в творчестве русских художников преобладали классицизм и романтизм. Для первого было характерно использование античных и библейских сюжетов. Ведущими представителями классицизма были Ф. А. Бруни и Ф. И. Толстой.

Художники-романтики предпочитали портретную и пейзажную живопись. Среди них выделяются:

  • С. Ф. Щедрин;
  • О. А. Кипренский;
  • А. Г. Венецианов.

Особое место занимает К. П. Брюллов, вершиной творчества которого является картина “Последний день Помпеи”.

Во второй половине XIX века в живописи прочно утверждается реализм. В 1870 г. возникает “Товарищество передвижных выставок”, в котором объединились художники-реалисты:

  • И. Е. Репин,
  • Н. Н. Ге,
  • И. Н. Крамской и др.

Скульптура XIX века

Особое значение в России имела монументальная скульптура, представленная в следующей таблице:

Победа России в Отечественной войне 1812 г. привела к национальному подъему, которой сопровождался блистательным расцветом русской культуры в последующие десятилетия, действительно ставшие ее «золотым веком». Наука и искусство России в это время обогатили мировую цивилизацию важными открытиями в естествознании и шедеврами литературы, музыки, живописи. Произведения Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, П.И. Чайковского и других деятелей русской культуры составили ее славу, они известны и популярны во всем мире.

В этот период завершился процесс формирования русской нации со всеми присущими ей характеристиками. Это послужило основой и одновременно знаком того, что Россия заняла достойное место среди европейских государств, а русская культура - среди их культур.

XIX в. - время интенсивного развития буржуазных отношений, особенно после отмены крепостного права в 1861 г. Изменялась социальная структура общества, а вместе с ней - и характер духовного производства. В начале века во всех областях общественной жизни, в культуре в том числе, господствовало дворянство, насчитывавшее всего около 200 тыс. человек. Из него формировались высшие слои интеллигенции. Дворянство продолжало оставаться самым образованным сословием, ведущим заказчиком и потребителем духовных ценностей. Однако оно постепенно начинает терять свои позиции, повышается роль разночинцев, выходцы из которых все активнее участвуют в формировании слоя интеллигенции. Дети малообразованных русских купцов пошли учиться в гимназии и университеты. Именно из них вышли известные меценаты - П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов и др., из купеческих семей были выдающиеся деятели культуры, например писатель И. А. Гончаров, художники М. В. Нестеров, И.К. Айвазовский, поэт В.Я. Брюсов, композитор А. Г. Рубинштейн, ученый в области медицины С. П. Боткин и др.

Основная масса населения страны - крестьяне - несмотря на приниженность своего социального положения, также являлись создателями и носителями духовных ценностей, составлявших народную культуру. Она вошла в качестве важного элемента в национальную культуру и включала хозяйственный опыт, знания о природе, народную медицину; социально-политические и правовые взгляды, которые могли серьезно расходиться с официозом; традиционные нравственные представления и нормы поведения; фольклор как наиболее доступную форму художественного творчества и удовлетворения эстетических потребностей крестьянства; культуру праздника и досуга; рукописное слово. 1 И в XIX в. от села к селу ходили сказители, рассказывавшие сказки, легенды, былины. Многие крестьяне и горожане занимались резьбой по дереву, лепили глиняные игрушки, писали иконы, женщины вышивали и плели кружева.

1 Громыко М. М. Культура русского крестьянства XVIII-XIX веков как предмет исторического исследования // История СССР. 1987. № 3.

В народную среду постепенно проникала городская «книжная» культура; среди крестьян были грамотные, некоторые имели личные библиотеки, насчитавшие десятки, а то и сотни томов. Крестьянство, в том числе и крепостное, оставалось источником пополнения российской интеллигенции. Выходцами из крепостных были художники О.А. Кипренский, В.А. Тропинкин, актер М.С. Щепкин и др.

Народные массы оказывали прямое и косвенное влияние на духовное производство. Народность, демократизм - важные характеристики русской культуры XIX в. Многие дворяне, представители интеллигенции тесно были связаны с деревней крестьянством, знали его жизнь, чаяния, помыслы и отражали их в своем творчестве. Они мечтали о том, что когда-нибудь народ получит доступ к знаниям и культуре.

Критик И. И. Дмитриев в 1863 г. призывал художников создавать произведения, понятные простым людям; и если народ их не понимает, то, по его мнению, виноват не народ, а авторы. По этой проблеме были и другие взгляды, связанные с представлением об элитарности подлинной культуры и искусства как их естественном состоянии. С этой точки зрения, искусство может быть понятно только узкому слою истинных ценителей и знатоков.

В России, как и на Западе, в XIX в. происходило параллельное развитие двух линий в культуре и искусстве: элитарной (аристократической) и демократической.

Многие деятели русской культуры всеми силами, хотя в целом без большого успеха, старались преодолеть разрыв между ними и донести «высокое» профессиональное искусство до широких масс. В 1870 г. было образовано Товарищество передвижных художественных выставок, в которое входили живописцы И. Н. Крамской, В.И. Суриков, И.Е. Репин, И.И. Шишкин. Г.Г. Мясоедов и др. Члены Товарищества выставляли свои картины не только в столицах, но и в провинции, устраивали выставки на фабриках. Их произведения отличались последовательным реализмом, и то, что на них изображалось, было понятно каждому.

Господствующим официальным направлением в живописи в это время был академизм, традиции которого поддерживались Академией художеств. Во главе этого направления многие годы стоял Ф. А. Бруни (1799-1875). Другим известным его представителем был Г.И. Семирадский.* Сюжеты своих картин они черпали из Библии, мифологии различных народов, античности. Излюбленные жанры академистов - исторический и портретный. За их картины богатые коллекционеры платили огромные деньги. Так, картина Семирадско-го «Купание Фрины» была приобретена императором Александром III за 35 тыс. рублей, а, например, широко известное сегодня полотно А.К. Саврасова «Грачи прилетели» обошлась П.М. Третьякову в 600 рублей.

Много сделал для распространения среди народа лубочных картинок и недорогих книг издатель-просветитель И. Д. Сытин. В 1884 г. он стал печатать книги издательства «Посредник» - научно-популярную литературу, произведения русских классиков - А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л. Н. Толстого, детские книги.

*Кстати, талантливый художник, незаслуженно почти забытый в наши дни. Недавно вышел небольшой альбом репродукций его произведений.

За развитие национального стиля и народности своего искусства выступали русские композиторы - участники объединения «Могучая кучка». Они старались донести профессиональную музыку до широких масс. Глава «кучкистов» М. А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали в 1862 г. в Петербурге первую в России Бесплатную музыкальную школу, а несколькими годами раньше И. Е. Молчанов создал первый в стране профессиональный хор певцов-крестьян.

Каждая национальная культура отличается неповторимым своеобразием. Оно обусловлено этническими особенностями народа - ее создателя и носителя, его языком, традициями, религией. Национальная специфика духовного производства формируется в течение столетий, являясь результатом всего процесса исторического развития. Она связана с географическими и природно-климатическими условиями жизни населения, менталитетом и общественной психологией людей.

Национальная культура включает профессиональную и народную составные, классическое наследие и вновь созданные ценности, исконное и недавно заимствованное, но также ставшее родным.

Надо отметить, что народная культура в России в том виде, в каком она дошла до нашего времени, окончательно сформировалась лишь в XVIII-XIX вв. Это относится и к различным проявлениям фольклора, которые могут иметь весьма древние корни. Именно в этот период возникают основные элементы одежды, которую мы сегодня называем русской народной. Знаменитой русской матрешке всего сто лет, да и прообраз ее пришел из Японии, где появился принцип вкладывания одной фигурки буддийского мудреца Фукуруму в другую.

Формирование нации усиливает интерес общества к своим собственным культурным корням, и поэтому именно в XVIII-XIX вв. начинается научное изучение фольклора, его запись и публикация, появляются этнографические коллекции и музеи. Народное искусство после соответствующей обработки входит в репертуар профессиональных исполнителей. Так, в 1896 г. В. В. Андреев основал оркестр русских народных инструментов, а в 1910 г. М.Е. Пятницкий создал Русский народный хор.

XIX век был веком литературы. Именно этот вид искусства в это время выходит в лидеры. В России тогда творили великие поэты и писатели, принесшие русской культуре мировую известность: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.

"Наш век, - писал в 1875 г. А.В. Прахов, - век романа, словесное искусство и музыка царят над всеми остальными. Вся жизнь современного общества сосредоточена внутри, все наши интересы сосредоточены на тайнах внутренней жизни, и вот потому-то на первый план выступают те художники, искусство которых наиболее способно выдавать эти секреты нашей внутренней жизни, т. е. поэты и музыканты. В связи с этим и из искусств наглядных [изобразительных - В. С.] наибольшей симпатией пользуется то, которое по своим средствам ближе всего подходит к литературе - живопись: живопись в виде нарисованных повестей и романов есть в настоящее время любимейшая форма из всех наглядных форм«. 1

1 Цит. по: Русская художественная культура второй половины XIX в. Диалог с эпохой. - М., 1996. С. 22.

Литература тогда по своей социальной значимости далеко выходила за пределы собственно художественной культуры. Писатель в России особенно тогда был «больше, чем писатель». Отсутствие политической свободы, жесткий цензурный прессинг препятствовали нормальному развитию общественных наук, философии. Поэтому литература стала прибежищем для свободной мысли, которая - пусть в завуалированной форме, но все же могла быть высказана в романе или стихотворении. Русская классическая литература представляла собой особый духовный феномен, вместивший в себя все Чувства и Мысли своего времени, представления о прошлом и пророческие предсказания будущего; ее дух и пафос гуманистичен, проникнут безграничной любовью и состраданием к «маленькому» человеку, живущему тяжелой жизнью, испытывающему удары судьбы, но стремящемуся к счастью. Непреходящая ценность русской литературы в гармоническом сочетании блистательной художественности, высокого нравственного смысла, глубоких философских обобщений. В ней ставятся вечные вопросы бытия и даются на них ответы. Л. Н. Толстой под Богом понимал Дух и Любовь и был убежден в том, что нельзя платить злом за зло. Его философия ненасилия оказала большое влияние на современников, нашла немало сторонников и последователей в XX в.

Близкой к литературе своим реализмом, народностью и тесно связанной с ней в отношении образов и сюжетов была русская музыка. В XIX в. она совершила такой рывок вперед, на который другим странам потребовались столетия. Она быстро приобрела мировое значение, сохраняя при этом яркие национальные черты.

Основоположником русской классической музыки стал М. И. Глинка (1804-1857) - автор опер «Жизнь за царя» (1836), «Руслан и Людмила» (1842), многих симфонических, камерных и вокальных произведений. Во второй половине века русская музыка переживает особый - наиболее плодотворный период своего развития. Появляются творческие объединения композиторов, например «Могучая кучка», куда вошли М.А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи.

Величайшим русским композитором был П. И. Чайковский (1840-1893), творчество которого представлено почти всеми, известными тогда, музыкальными жанрами. Среди его произведений оперы «Мазепа», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», симфонии, концерты, романсы и др.

XIX в. - время завершения становления русской нации, которая приобрела все характеристики, присущие этой общности. В т. ч. сложилась русская национальная культура, игравшая ведущую, консолидирующую роль в многонациональной Российской империи. Она в полной мере соответствовала тем признакам, которые были охарактеризованы в гл. 10. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия стала буржуазной страной с быстро растущей капиталистической промышленностью, емким внутренним рынком и крепнувшими межгубернскими связями. Этому, в частности, способствовало появление и развитие железнодорожного транспорта.



Рассказать друзьям